реферат бесплатно, курсовые работы
 

Основы социокультурного проектирования

внебюджетных источников) для финансирования социально-культурных программ,

находящихся на пересечении нескольких приоритетов (и соответствующих им

социальных институтов, организаций, учреждений).

В-пятых, проблемная обусловленность целей, задач и содержания

деятельности в рамках проекта позволяет преодолеть ведомственную

разобщенность, объединить усилия различных субъектов и учреждений

(культуры, досуга, образования, спорта и т.д.) вокруг единой цели и более

эффективно использовать ресурсы каждого из них.

Более частными принципами социокультурного проектирования (в основном,

технологического характера) являются: принцип соразмерности проектируемых

перемен, т.е. их соответствия физиологической, психической, экологической и

социокультурной природе человека, выступающего первичным структурным

элементом аудитории проекта; принцип социальной и личностной

целесообразности, реализация которого заключается в достижении соответствия

ожидаемых результатов нормативным целям и личностным потребностям,

выработке организационных форм экспериментальной проверки и внедрения

наиболее эффективного в социальном отношении варианта из предлагаемых

проектных решений; принцип комплексности, предполагающий учет всех основных

направлений и форм взаимосвязи человека с его природным, социальным и

культурным окружением; принцип реалистичности, требующий решения культурно

значимых проблем с опорой на действительные, поддающиеся учету и

использованию ресурсы (экономические, кадровые, информационные); просчета

экономической целесообразности и социальной эффективности проекта;

максимального использования уже имеющихся в культуре позитивных способов

решения аналогичных или тождественных проблем; отношения к инновациям как

последовательной модификации существующих культурных образцов; обоснования

границ применимости и тиражируемости проекта.

Таким образом, основополагающими принципами проектирования являются:

принцип критического порога модификации; принцип оптимизации зоны

ближайшего развития; принцип персонифицированности процесса и результатов

проектирования; принцип оптимальной ориентации на сохранение и изменение,

понимаемый как соразмерность традиционных и инновационных механизмов и

процессов культурной динамики; принцип проблемно-целевой ориентации, а

также принципы соразмерности проектируемых перемен, социальной и личностной

целесообразности, комплексности и реалистичности.

Данные принципы социокультурного проектирования выполняют двоякую

функцию: во-первых, они определяют мировоззрение проектировщика, а также

стиль и нравственную интонацию разрабатываемых им концепций, проектов,

программ, инициатив, т.е. обеспечивают ценностно-ориентационный уровень

проектирования (особенно первые четыре принципа). По степени их воплощения

(в целевой и содержательной части проекта) можно судить об органичности

программы, мере ее созидательности или разрушительности. Во-вторых, эти

принципы составляют теоретическую основу технологии социокультурного

проектирования, которая будет раскрыта в последующих разделах пособия.

ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ АНАЛИЗА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ

Основные дидактические единицы: Сущность и возможности проблемно-

целевого анализа ситуации. Понятие ситуации и основные составляющие.

Структура социокультурной ситуации и содержание ее основных разделов

(“полей” и сфер жизнедеятельности). Социально-культурная среда как область

проектной деятельности. Образ жизни как единица анализа ситуации и область

проектной деятельности. Сфера жизнедеятельности как элемент анализа

ситуации. Проблема как единица анализа ситуации: понятие, классификация,

технология анализа. Социально-культурные проблемы и задачи проектирования.

Специфика проблемного поля проектирования на федеральном уровне (тенденции

и противоречия сегодняшней социокультурной ситуации). Социокультурные

проблемы и приоритетные области проектирования. Содержание проблем и

варианты их проектных решений в ведущих областях проектной деятельности: в

сфере художественной, духовно-нравственной, социально-психологической,

общественно-политической, профессиональной, физической и психической

культуры. Содержание “отраслевых” проблем и возможности их проектных

решений.

2.1. Сущность проблемно-целевого анализа

В основе технологии социально-культурного проектирования лежит

проблемно ориентированный анализ ситуации. Учитывая, что и территориальные,

и целевые проекты и программа представляют собой относительно

самостоятельную, законченную и логически выстроенную последовательность

мероприятий и акций, ориентированных в конечном счете на разрешение (или

оптимизацию) проблем, характерных для определенных социальных группы или

территории в целом, первым шагом в цепочке задач, решаемых в процессе

разработки проекта, является анализ проблем, содержание которых в

дальнейшем определяет всю логику проектирования. Поэтому доминирующим

принципом разработки любого типа программ, независимо от их характера и

радиуса действия, является проблемно-целевая ориентация, — принцип,

практическая реализация которого обеспечивает ряд дополнительных

технологических достоинств и возможностей. Знание реальных проблем

позволяет:

— точно определить области проектной деятельности (или приоритетные

направления социально-культурного проектирования) и четко определить

аудиторию проекта (социальную категорию или общность людей — носителей

проблем);

— квалифицированно разработать содержательную часть программы, т.е.

сформулировать цели и задачи, определить виды социально-культурной

деятельности, которые в рамках проекта рассматриваются в качестве средства

решения проблем;

— определить социальные силы, заинтересованные в ее реализации проекта

(силы поддержки, потенциальных и реальных партнеров, источники

финансирования). Последнее обстоятельство очень важно не только с позиции

реальности осуществления проекта, но и с точки зрения эффективности

культурной политики — ее важнейшим условием является отражение проблем в

структурах власти.

Принцип проблемно-целевой ориентации социально-культурных программ

технологически обеспечивается методом проблемно-ситуационного анализа, суть

которого составляет диагностика социально и личностно значимых проблемных

ситуаций на различных уровнях функционирования социокультурного

субъекта[39]. Основными категориями проблемно-ситуационного подхода

являются: ситуация, проблема, проблемная ситуация, социокультурная

ситуация, среда обитания человека, образ жизни.

2.2. Понятие И СТРУКТУРА ситуации

Технологической основой и первым этапом разработки социально-

культурных проектов и программ всех уровней является характеристика

социокультурной ситуации.

Ситуация — это совокупность типичных условий и обстоятельств, в

которых функционирует личность, социальная группа, общность и которые

определяют содержание и формы жизнедеятельности человека, систему его

ценностных ориентаций, характер его окружения, отношения с другими людьми и

т.д. Ситуации бывают объективные и субъективные, перспективные (открывающие

новые возможности развития) и деструктивные (блокирующие развитие

субъекта), управляемые и неуправляемые. Являясь системой внешних по

отношению к социокультурному субъекту условий, ситуация в то же время

опосредует его активность, создает предпосылки для их преобразования или

преодоления.

Категория ситуация является одной из основных в технологии

социокультурного проектирования. С помощью этой системной категории

выделяется динамическая социокультурная целостность, имеющая специфичную

структуру, т.е. набор устойчивых компонент (жизненных условий, механизмов

регуляции отношений людей, их целей и намерений и т.п.), “оформляющих”

совместную жизнь и деятельность людей[40]. Обозначая границы, качество и

направленность конкретного социокультурного процесса в данный промежуток

времени, она выступает в качестве модели анализа и одновременно служит

методом проектирования, позволяя операционально описать некую совокупность

условий и проблем жизнедеятельности людей, характеризующих социокультурную

среду их существования, а также выйти в рамках проекта на решение этих

проблем — путем создания более оптимальных условий функционирования

человека в социокультурной среде.

Характеристика ситуации как модели социокультурного процесса

осуществляется путем выделения и анализа тех ее компонент, которые:

а) являются относительно устойчивыми и существенными детерминантами

образа жизни в массовом масштабе и, следовательно, составляют границы

ситуации;

б) могут быть изменены или усовершенствованы.

Единица анализа ситуации — проблема, требующая своего решения в рамках

конкретного проекта. Это понятие в проектировании имеет несколько значений.

Под проблемой следует понимать, во-первых, некие объективные трудности,

преграды, факты неблагополучия (количественный аспект). Во-вторых, проблему

следует рассматривать и в другой плоскости — как результат осознания,

понимания ситуации, видения в ней определенного противоречия, на разрешение

которого и должна быть направлена разрабатываемая программа. В этом случае

проблема есть осознанное несоответствие реального и желаемого, сущего и

должного, целей и результатов, т.е. реального положения и принятых в

обществе нормативных представлений и предписаний (качественный аспект).

Проблемная ситуация — это не имеющее однозначного решения

противоречие, отражающее реальное взаимодействие субъекта и его окружения,

соотношение неблагоприятных обстоятельств и условий, в которых

разворачивается деятельность человека или социальной группы, это

неблагополучие в тех или иных сферах жизнедеятельности социально-

культурного субъекта: человека, социально демографических, этнических,

профессиональных и других групп населения, общества в целом, региона.

Анализ ситуации осуществляется путем выявления типичных проблем в

политической, экономической, социально-демографической, экологической и

других сферах жизни. Ее частные аспекты: социокультурная ситуация —

характеризуется через соответствующие проблемы — социально-культурные;

жизненная ситуация — фиксирует индивидуально-личностное измерение бытия и

выявляется путем анализа личностных проблем, которые, в свою очередь,

определяют содержание и характер деятельности и поведения человека в

определенных обстоятельствах. Между остротой переживания личностных проблем

и мотивами участия человека в тех или иных сферах и видах социально-

культурной деятельности существует прямая связь — состояние

неудовлетворенности человека значимыми для его жизнедеятельности

обстоятельствами стимулирует активность по изменению ситуации, в том числе

и средствами социально-культурной деятельности.

Анализ проблемной ситуации — основополагающий этап в технологии

разработки любого типа программ. Именно отсюда берут свое начало цели и

задачи проекта, варианты способов разрешения проблем. При этом проблемная

ситуация, в зависимости от ее характера и компетентности проектировщика,

либо преобразуется в задачу, которая затем решается в рамках проекта, либо

воспринимается как неразрешимая (с учетом наличных средств, ресурсов)

проблема (как личностная, так и профессиональная — для субъекта

проектирования, культурной политики). Цели и задача продуктивно

формулируется лишь в том случае, когда, во-первых, субъект проектирования

видит желаемое (идеальное) состояние объекта (см. понимание проблемы как

несоответствия реального и должного) и, во-вторых, когда в самой проблемной

ситуации обнаруживаются условия, средства и ресурсы, необходимые для ее

изменения в оптимальном направлении. Преобразование проблемной ситуации в

цели и задачи проекта — основополагающее условие успешности его последующей

реализации.

Таким образом, анализ проблемной ситуации является генетически

первичным по отношению к этапу разработки содержательной части проекта.

Залогом разрешения проблемной ситуации служит ее творческое превращение в

целевую установку и систему задач, в соответствии с которыми рождается идея

проекта и выстраиваются возможные модели будущих решений.

Выработка проектных решений на основе анализа ситуации предполагает

локализацию проблем (т.е. ее привязку к конкретной территории), проработку

различных путей и возможностей их преодоления в зависимости от местных

особенностей и условий. Локализация ситуации осуществляется по нескольким

основаниям: анализ наиболее типичных проблем, характерных для различных

субъектов и сфер культурной жизни, выявление историко-культурного

потенциала и специфики региона, определение ресурсов, необходимых для

осуществления проектного решения.

В процессе предпроектного изучения ситуации и выработке альтернативных

способов решения проблем прежде всего важно выделить те элементы

социокультурной среды, сфер жизнедеятельности и образа жизни, которые могут

и должны быть изменены. Тем самым фиксируются границы ситуации, внутри

которых оказывается возможным решение проблемы за счет воздействия на

поддающиеся регулированию и трансформации элементы жизненных условий. После

выделения этих элементов в рамках проекта намечаются гипотетические способы

их целенаправленного изменения и преобразования.

2.3. социокультурнАЯ СИТУАЦИЯ И ЕЕ Составляющие (поля И СФЕРЫ

жизнедеятельности)

Социокультурная ситуация — это многомерное социокультурное

пространство, в котором обитает человек и которое отражает всю совокупность

условий его жизнедеятельности. Она включает в себя:

а) социально-культурную среду (поля жизнедеятельности);

б) соответствующие сферы жизнедеятельности, где формируются и

реализуются основные составляющие образа жизни различных социокультурных

субъектов (ценности, мотивы и цели деятельности, человеческий потенциал и

др.).

Социокультурная среда, характеризуя сущностные связи человека с

социокультурным окружением, имеет набор устойчивых компонент (полей и

соответствующих сфер жизнедеятельности), которые и подлежат анализу в

процессе разработки социально-культурных программ. Поля и сферы

жизнедеятельности имеют свою качественную характеристику и выступают как

относительно отграниченные друг от друга области деятельности и

взаимодействия человека с предметным миром культуры и другими людьми,

представленные соответствующими социальными институтами и учреждениями.

В зависимости от культурного материала, с которым человек имеет дело в

рамках социокультурной среды (т.е. предмета его деятельности) и сферы

активности человека, можно выделить следующие ее составляющие — поля

жизнедеятельности (которые одновременно могут выступать областями проектной

деятельности или приоритетными направлениями социально-культурного

проектирования):

1. Культурно-историческое наследие (или историческая среда обитания

человека, мера ее освоения и востребованности);

2. Художественная среда обитания человека, обеспечивающая

соответствующие формы его активности по освоению и развитию предметов и

ценностей художественной культуры, качество его художественной жизни;

3. Социально-психологическая среда обитания (характер межличностных

отношений ближайшего окружения, форм и способов совместной

жизнедеятельности людей — их производственные и семейные, формальные и

неформальные связи и отношения);

4. Духовно-нравственная среда обитания (как в форме общественной

морали, так и на интесубъективном уровне — как внутриличностное содержание

духовно-нравственных ценностей, норм, идеалов, смыслов человеческой жизни);

5. Политическая среда обитания (характер и содержание политической

жизни, условия и возможности участия человека в общественно-политической

деятельности);

6. Экологическая среда обитания (состояние природного окружения, а

также ценностное и деятельностное самоопределение человека в природном

мире).

Каждое поле социокультурной среды по характеру его составляющих можно

представить в виде трех уровней:

1. Предметно-пространственное окружение человека: памятники истории и

культуры, архитектура поселений, производственные, бытовые и общественные

интерьеры, производственное и бытовое оборудование и т.д.;

2. Информационная составляющая среды (художественная, правовая,

политическая, эстетическая, этическая информация);

3. Ценностно-ориентационная составляющая (смысловая и ценностная

нагрузка элементов среды).

Соотношение этих составляющих определяет специфику и потенциалы того

или иного элемента (поля) среды.

Основными сферами жизнедеятельности человека, где он расходует свои

фундаментальные ресурсы (время и энергию), являются: образовательная

(представленная учреждениями системы образования, в т.ч. специального);

производственная (характеризуется видами производственных структур,

определяющих номенклатуру профессий, условиями профессионального

самоопределения и самореализации личности в той или иной сфере трудовой

деятельности); досугово-рекреационная (представлена досуговыми и туристско-

экскурсионными учреждениями); физкультурно-оздоровительная (инфраструктура

учреждений спорта и здравоохранения, обеспечивающих здоровье человека,

развитие его физических и психических способностей); информационная

(библиотеки, средства массовой информации).

Проблемы функционирования учреждений, соответствующих определенному

полю социокультурной среды или сфере жизнедеятельности, относятся к разряду

отраслевых проблем, которые также учитываются при разработке социально-

культурных программ.

Выбор и оценка человеком тех или иных полей жизнедеятельности

(элементов среды) и сфер жизнедеятельности, устойчивое распределение своего

времени и энергии между ними и определяет образ жизни, понимаемый как

совокупность типичных видов и способов деятельности человека (социальной

группы, общества), определяемая системой его ценностей и условиями жизни.

Таким образом, социокультурная ситуация — это окружающие человека

материальные, социальные, институциональные и духовные условия его

формирования, развития и самореализации. Составляющие социокультурной

ситуации — среда и сферы жизнедеятельности — являются одновременно

областями проектной деятельности.

Каждое социокультурной поле среды и сфера жизнедеятельности имеет

соответствующие проблемы и ресурсы, которые представлены а) потенциалами

(по каждому полю среды) и б) инфраструктурой, т.е. учреждениями,

выполняющими различные функции по формированию и реализации всех

составляющих образа жизни.

В условиях конкретного региона, в зависимости от характера и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.