реферат бесплатно, курсовые работы
 

Основы социокультурного проектирования

— реабилитационными (проекты психологической, социально-

психологической, социальной, трудовой, творческой, душевной реабилитации);

— культуроохранными (коллекционирование, музейное дело, охрана

памятников);

— природоохранными;

— физкультурно-оздоровительными.

Конкретное соотношение данных направлений не только определяет тип

проекта, но и характеризует доминирующий способ организации активности

аудитории по реализации проектного решения.

Базой реализации проектов может стать любой объект инфраструктуры

культуры, образования, досуга, спорта (культурно-досуговые центры,

библиотеки, кинотеатры, спортивные залы, учреждения системы образования и

т.д.). Например, отдельные фрагменты городской программы развития

исторической культуры (уроки истории отечественной и мировой художественной

культуры, циклы мероприятий для всей семьи: "Литературный абонемент

школьника", "Папа, мама и я — читающая семья" и др.) могут проводиться на

базе библиотек. Для реализации проектов, аудиторией которых являются

социально ослабленные категории и группы населения (инвалиды, пожилые),

можно использовать здания школ (после окончания занятий и в каникулы),

помещения различных организаций в вечернее время и др.

7 раздел — бюджет (общая сумма, структура затрат и назначение их

расходования).

8 раздел: — источники финансирования (в т.ч. и распределение

финансовых затрат путем указания источников и доли бюджетного и

внебюджетного финансирования тех или иных разделов проекта, которых

соответствуют федеральным или региональным программам, конкурсным условиям

различных фондов и т.д.).

4.3. ЛОГИКА И ТЕХНОЛОГИЯ разработки социально ориентированных проектов

Рассматриваемые в этом разделе проекты носят ярко выраженную

социальную направленность (т.е. имеют социально-педагогический,

адаптационный, реабилитационный характер).

Проект такого типа предполагает оптимизацию социальных и социально-

психологических условий существования человека, группы. Целевой ориентацией

проекта может выступать: содействие разрешению, минимизации или

профилактики проблем, характеризующих неблагоприятные обстоятельства

жизнедеятельности человека (группы); создание условий для успешной

самореализации личности.

Задачи-средства социально-ориентированных проектов можно свести к трем

группам:

— оптимизация образа жизни человека (помощь в освоении культурных

технологий, например, овладение новой профессией, новыми средствами

коммуникации, видом культурно-досуговой или художественной деятельности и

т.д.);

— изменение в социально-культурной среде и в основных сферах

жизнедеятельности личности;

— оптимизация связей, форм и способов взаимодействия человека со

средой.

Социально-ориентированные проекты имеют различный характер:

художественно-творческая адаптация и реабилитация; социально-

психологическая адаптация; духовной реабилитация; профессиональная

ориентация и реабилитация; физическая реабилитация.

Специфика разработки такого типа проектов:

1. “Точкой отсчета” здесь является аудитория. Первый шаг в общей

логике формирования проекта — характеристика всей совокупности проблем (и

прежде всего личностных), носителем которых является конкретная социальная

группа — реальная или потенциальная аудитория проекта. Характер личностных

проблем определяется тем, что они возникают в системе “человек — среда” —

лишь решение такого рода проблем делает проект социально-адаптирующим.

Социально-культурные проблемы здесь вторичны, их анализ необходим

для доказательства социальной значимости проекта (особенно на этапе

“упаковки” проекта в форме заявки на финансирование).

В то же время содержательная часть проекта может быть связана с самыми

разными сферами и областями проектирования, что определяется содержанием

социально-культурных проблем, но главное — возможностями того или иного

вида социально-культурной деятельности разрешить трудности и противоречия,

возникшие в процессе жизнедеятельности человека, социальной группы[81].

Схема разработки целевого проекта второго типа:

|Аудитория проекта | |Характеристика личностных |

|(социальная категория или | |(социально-психологических|

|группа населения) | |) |

| | |проблем |

| | | |

|Характеристика | |Цели и задачи проекта |

|социально-культурных проблем| | |

| | | |

| | | |

|Направления и содержание | |Форма реализации |

|деятельности | |проекта |

В технологии разработки проектов (особенно второго типа) весьма

существенным является четкое определение аудитории проекта и ее

соответствующая характеристика. Как показывает опыт, процесс и результат

проектирования гораздо продуктивнее в том случае, если мы не опрашиваем

абстрактную “аудиторию”, а изначально знаем типичные проблемы, потребности

и интересы устойчивых социальных групп и социально-культурных общностей,

умеем использовать эту информацию при разработке и реализации социально-

культурных программ.

В этой связи возникают две взаимосвязанные задачи:

Во-первых, поиск критериев классификации и дифференциации социальных

групп и общностей, которые позволили бы представить социальное «поле»

проектирования как определенное и устойчивое множество групп и общностей

(т.е. тех групп, в которые включен человек в силу ряда жизненных

обстоятельств и социальных ролей).

Во-вторых, определение для каждой социальной группы круга типичных

жизненных проблем, которые отличают ее от других групп, т.е. выступают в

качестве дифференцирующего признака.

Критериями классификации в данном случае могут выступать различные

социально-демографические и социально-культурные признаки, в частности,

такие как:

— Возраст. В соответствии с этим критерием можно выделить следующие

группы: дети; подростки; молодежь; люди зрелого возраста; пожилые люди.

Приоритетными социальными группами здесь являются дети, подростки, лица

пожилого возраста.

— Семейное положение. Здесь особого внимания заслуживают три группы:

многодетные семьи; неполные семьи; одинокие люди.

— Степень социальной адаптированности. По этому критерию особой

остротой проблематики отличаются инвалиды, мигранты (беженцы); лица

некоренной национальности; бывшие военнослужащие; лица, вышедшие из мест

заключения и др.

— Сходство интересов и ценностных ориентаций (различные объединения,

группы, клубы по интересам).

Дополнительными критериями характеристики аудитории проекта могут

служить пол, уровень доходов, психологические особенности личности и т.д.

В качестве примера характеристики проблемного поля проекта рассмотрим

типичные проблемы вынужденных мигрантов — лиц, в силу ряда обстоятельств

сменивших место жительства. Значительная часть их имеет невысокую

профессиональную квалификацию, характеризуется отчужденностью от местных

проблем, культурным и бытовым аутсайдерством, бесперспективностью

социального, личного и бытового устройства. Все это вызывает потерю

личностного достоинства и самоуважения, духовную деградацию, которая

является следствием утраченной связи с культурными традициями, родиной.

Отсутствие чувства хозяина, отчужденность от местных политических структур

и форм общественной жизни порождает разрушающие личность формы проведения

свободного времени, враждебность и вандализм по отношению к окружающей

среде, которая чужда ценностно и недоступна материально. Разработка и

реализация социально-адаптирующих программ для этой категории населения

представляет особую актуальность, ибо свободное время в данном случае

играет, скорее, роль отрицательного фактора — пустота субъективно-

личностного пространства, экзистенциальный вакуум часто заполняется

алкоголизмом, наркоманией, преступностью.

Особой поддержки и внимания заслуживают целевые проекты, формой

реализации которых является та или иная форма самодеятельной общности. Дело

в том, что культура становится условием формирования и самореализации

личности в том случае, если основой социокультурного поведения человека

станет его творческая активность, внутренне детерминированная

самодеятельность. Перевод общественных ценностей в личные невозможен без

свободной самодеятельности человека, его “встречной” активности по усвоению

общественных норм и идеалов. Лишь творческая индивидуальность гарантирует

накопление культурных ценностей, их развитие и сохранение. И здесь роль

самодеятельной общности трудно переоценить.

Есть и более формальный аргумент в пользу поддержки проектов

социально-творческого характера — учитывая ограниченные материальные

ресурсы и финансовые возможности культуры, сегодня целесообразнее

вкладывать деньги в создание условий, стимулирующих образование различных

самодеятельных объединений (национально-культурных центров, политических

клубов, коллективов художественной самодеятельности и т.п.). В таком случае

поддерживаемые социокультурные образования сами становятся инициаторами и

исполнителями общественно значимых проектов и программ.

Структура и содержание разделов социально ориентированного проекта.

Предпочтение данному типу целевого проекта (и соответствующей логике

разработки) отдается в том случае, если определен носитель социально-

культурных проблем — вполне конкретная социальная группа, и при

характеристике данной аудитории преобладает личностная проблематика.

1 раздел — название проекта.

2 раздел — аудитория. В этом разделе дается характеристика проблем,

потребностей, интересов, особенностей той категории или социальной группы,

которой адресована программа. Причем, в данном типе проектов определяющим

является характер социально-психологических проблем. Изучение интересов и

потребностей потенциальной аудитории проекта имеет смысл при разработке

программ, финансируемых самим населением (платные мероприятия, услуги и

пр.), т.е. коммерческих программ. По сути это предполагает зондаж

потенциального рынка (а точнее – изучение спроса как готовности людей

оплатить те или иные услуги), где будут реализованы те или иные виды

товаров и услуг в сфере досуга.

Кроме анализа ведущих проблем и нереализованных потребностей,

дополнительными характеристиками аудитории проекта являются: возраст,

доход, семейное положение, профессия, образование, ценности, признаваемые

этой группой как престижные, значимые (мода в самом широком смысле слова,

референтные личности (в культуре, политике, искусстве и т.д.). На характер

социально-культурных и личностных проблем оказывает влияние социальный

статус человека, его семья, друзья, религиозные убеждения, уровень

образования и другие факторы, которые формируют культуру человека,

определяют его ближайшее социальное окружение.

3 раздел — сфера проектирования — характеристика группы социально-

культурных проблем и определение на этой основе приоритетных направлений и

видов социально-культурной деятельности. Здесь необходимо учитывать, что

одна и та же группа личностных проблем может разрешаться с помощью

различных по форме и содержанию видов социально-культурной деятельности —

последние определяются по критерию значимости социально-культурной

проблематики (значимости с позиции проектировщика, субъекта социальной

педагогики, культурной политики и т.д.), носителем которой является

аудитория проекта.

4 раздел — цели и задачи проекта, которые формулируются на основе

анализа личностных и социально-культурных проблем.

Например, проект, адресованный семье и объединяющий родителей,

испытывающих потребность в новых методах творческого развития личности

ребенка, может быть направлен на повышение их педагогической культуры,

кооперацию воспитательные усилий и возможностей семьи, создание условий для

обмена педагогическим опытом, организацию воспитывающей и развивающей

социокультурной среды.

Задачами проектов, аудиторией которых являются лица, нуждающиеся в

социальной адаптации, могут быть: содействие социально-психологической

адаптации человека; помощь в решении социально-психологических проблем,

обретении социального статуса и чувства личностной значимости; укрепление

социальных и межличностных связей, поддержка чувства социальной

полноценности и причастности к жизни и делам района, города; социальная

реабилитация инвалидов средствами искусства (за счет использования

терапевтических возможностей различных видов и жанров искусства); создание

условий для самореализации детей-инвалидов в сфере досуга; изменение

отношений учреждений и властей к проблеме инвалидов; формирование

оптимального общественного климата, создающего атмосферу психологического

комфорта и благоприятного самочувствия; содействие средствами искусства

процессу социальной реабилитации детей и подростков, имеющих личностные

проблемы; обучение детей и взрослых навыкам социальной работы, искусству

помогать людям.

Мы видим, что большинство задач проектов, адресованных группам

населения, нуждающимся в социально-психологической адаптации, соответствует

наиболее актуальным проблемам двух областей социокультурного

проектирования: социально-психологической и духовно-нравственной.

5 раздел — форма реализации проекта. Как и в первом типе, формой

реализации проекта может быть, во-первых, та или иная форма самодеятельной

общности (общественное объединение, фонд, клуб, ассоциация и т.д.). Но есть

и специфические формы реализации, которые могут быть обусловлены спецификой

аудитории и характером решаемых задач. Например, для лиц, нуждающихся в

социальной адаптации, в частности, для детей родителей-переселенцев,

проекты могут осуществляться в форме организации социально-адаптационных

программ, включающих психологический тренинг, социально-педагогические

игры, спортивно-оздоровительную и коррекционную гимнастику и др. Инвалидам

могут быть адресованы такие проекты как “Библиотека на дому”; ”Клуб

социальной помощи”; Школа детского милосердия ”Надежда”; ”Телефон доверия”,

“Мы все можем” (фестиваль искусств детей-инвалидов); “Дом без одиночества”

(в рамках этого проекта здоровые дети проводят занятия с детьми-инвалидами

дома — помогают освоить школьную программу, обучают ремеслам и т.д.).

6 раздел — содержание деятельности. Его можно оформить по такой же

схеме, как и в проектах первого типа:

|Направления |Содержание |База |Исполнители и |Сроки |

|деятельности|деятельности |реализа|соисполнители | |

| | |ции | |реализ|

| | | | |ации |

|1 |2 |3 |4 |5 |

Конкретизируя содержательную часть проекта, следует помнить, что она

определяется, преимущественно, характером социально-психологических проблем

(в отличие от проектов первого типа, где определяющим является социально-

культурная проблематика).

Приведем пример взаимосвязи проблемно-целевого и содержательного

разделов проекта “Интеграция”, адресованного детям-инвалидам[82]. Целевая

направленность данного проекта — изменение установки детей и подростков по

отношению к инвалидам, а его задачи заключается в том, чтобы научить

принимать и ценить людей с физическими и умственными недостатками, передать

убеждение, что человек с дефектом имеет право быть принятым в общество

таким, какой он есть.

В соответствии с данными целями и задачи содержательная часть проекта

“Интеграция” реализуется в рамках таких направлений деятельности, как

кураторство над учащимися из спецшкол и интернатов; организация кукольных

театров (и спектаклей), где среди персонажей будут как здоровые, так и

“герои” с физическими недостатками; специальный тренинг для инвалидов

(оптимальный выход из конфликтной ситуации, тренинг общения и т.д.);

проведение уроков добра (воспитание способности стать на место человеку,

которому плохо).

В рамках программы развития культуры Нефтеюганского района авторами

данного пособия был предусмотрен проект, адресованный представителям

коренных национальностей Севера, который предполагал социокультурную,

социально-психологическую и профессиональную подготовку детей хантов,

профилактику психогенного алкоголизма и девиантного поведения с помощью

адаптационно-психологических технологий и путем приобщения их к массовым

профессиям.

7 раздел — бюджет проекта.

8 раздел — источники финансирования.

Несмотря на выраженную специфику социально-педагогического и

оргпроектирвования, можно отметить единый алгоритм формирования

соответствующих проектов:

– дается характеристика проблем (социально-культурных, отраслевых или

личностных, носителем которых является определенная общность, группа или

категории населения, локализованная на предприятии, по месту учебы,

жительства, в культурно-досуговом учреждении;

– формулируются цели и основные задачи проекта;

– определяются приоритетные направления и виды социально-культурной

деятельности;

– разрабатываются конкретные мероприятия (с учетом имеющихся ресурсов,

педагогически целесообразного соотношения информационно-просветительных и

творческих видов деятельности);

— определяется база реализации проекта, его исполнители;

– производится оценка затрат и просчитываются возможные источники

финансирования проекта.

4.3. Характеристика аудитории как основа разработки социально-

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ программ

Если основу проработки целевого и содержательного разделов проектов

первого типа составляет анализ социально-культурных проблем, то первый шаг

социально-педагогического проектирования — характеристика аудитории проекта

(социальной группы или категории населения, самодеятельной общности и

т.д.).

В основу характеристики аудитории могут быть положены различные

критерии:

1. Интересы, типичные для личности или социальной общности и

проявляющиеся в эмоционально окрашенном отношении человека к тому или иному

объекту, явлению, в осознании его субъективной значимости,

привлекательности. Интерес — это прежде всего результат и форма проявления

познавательной активности. Осознанный интерес выступает как мотив,

намерение, как целеустремленное отношение человека к объекту его

потребностей, он отражает значимость и ценность для человека того или иного

предмета или явления окружающего мира, характеризует его активность по

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.