реферат бесплатно, курсовые работы
 

Основы социокультурного проектирования

ориентацией, реализуемых в том числе посредством разработки и реализации

соответствующих проектов, можно отнести следующее:

— социально-психологическую, суть которой выражает способность

понимать, идентифицировать и выражать проблемы личностей, социальных

общностей и групп, находить источники их социального дисфункционирования,

дисгармонии;

— посредническую функцию, которая предполагает компетентное участие

социального педагога посредством различных техник в социально-

психологической взаимоадаптации личностей и коллективов, создании

конструктивных (восстанавливающих) отношений человека и среды;

— функцию профилактики, т.е. предупреждения, устранения или

минимизации социальных факторов, вызывающих отклоняющиеся формы поведения

посредством воздействия на социальную среду, модификации социальных норм и

ценностей окружения;

— коммуникативную функцию — восстановление позитивных, развивающих

отношений между девиантами и социально-культурной средой;

Вторая группа функций отражает культурологическую направленность

деятельности социального педагога. Она включает:

— компенсаторную функцию — создание дополнительных условий для

творческого развития и самореализации личности, социально-позитивного

выхода нереализованной энергии путем включения человека в различные виды

социально-культурной деятельности. Реализация этой функции предполагает

владение социальным педагогом различными видами социально-культурного

творчества, использование социально-педагогического потенциала различных

видов и жанров искусства;

— социально-культурную функцию, которая является одной из основных в

функциональной модели социального педагога. Ее суть заключается в решении

определенного рода проблем — социально-культурных, которые в отличие от

социально-психологических проблем носят внеличностный характер. Социально-

культурные проблемы — это несоответствие объективного положения дел и

нормы, существующего и должного, целей и результатов деятельности,

несоответствие, возникающее из-за отсутствия или недостаточности средств

для достижения целей, препятствий, преград или трудностей на пути

гармонизации социокультурной среды; это факты неблагополучия, утраты,

характерные для личности или социальной группы в целом в тех или иных

сферах культурной жизни.

Если личностные (социально-психологические) проблемы переживаются

человеком как дефицит чего-то субъективно значимого, то в данном случае

личность (общность, социальная группа) есть лишь носитель социально-

культурных проблем, не всегда ощущающий (и переживающий) несоответствие или

неблагополучие как проблему.

Социально-культурные проблемы есть основа формулировки целей и задач

культурологического характера в процессе разработки и реализации социально-

педагогических программ, т.е. задач, связанных с гармонизацией культуры

личности, социальной группы, общности (исторической, художественной,

духовно-нравственной, политической, экологической культуры и т.д.). По

отношению к социально-психологическим проблемам они носят для социального

педагога вторичный характер (задачи — средства).

Сказанное выше дает основание обозначить сущность характеризуемой

профессии как социально-культурная педагогика, ибо характер и содержание

задач определяется, в основном, первой составляющей, а средства их решения

— второй.

Основу профессионального мастерства социального педагога составляют

различные технологии использования социально-культурной деятельности в

решении социально-психологических проблем (мы их уже называли —

артпедагогика, библиопедагогика, социопедагогика, техника развивающего

диалога и ведения беседы и т.д.). Базовой, стержневой является технология

разработки и реализации социально-педагогических программ, каждая из

которых представляет собой систему мероприятий и акций, взаимоувязанных

единой целевой установкой и ориентированных на решение социально-

психологических и социально-культурных проблем.

Таким образом, в профессиях социально-педагогической направленности

преобразованию (в рамках того или иного проекта) подлежат: личность и

социально-психологическая среда — ее социальное окружение, которое в

результате воздействия должно принципиально измениться, ибо обрести статус,

авторитет, ощутить личностную значимость и эмоциональную поддержку человек

может лишь в том случае, если меняется к нему отношение со стороны значимых

других. Суть социальной педагогики — “приблизить” социум к личности,

сделать его более гуманистичным (чутким, поддерживающим, признающим,

слушающим, оценивающим), содействовать реализации “социальных прав”

личности, которые полностью зависят от характера ближайшего окружения, от

уровня социально-психологической и духовно-нравственной культуры личностей,

составляющих “зону непосредственного развития” человека. Проективный

характер данной профессии обнаруживается, практически, во всех функциях

социального педагога: в социально-психологической, посреднической,

профилактической и др.

Успешная реализация большинства функций, характерных для профессий

социально-педагогической направленности, зависит от степени овладения

технологией социокультурного проектирования, определяется способностью

специалиста грамотно и компетентно разработать и реализовать социально-

педагогическую программу, снимающую или частично разрешающую

(оптимизирующую) обозначенные выше проблемы.

При обосновании объекта, задач и функциональной модели специалиста

культурологической направленности акценты меняются противоположным образом

— социально-педагогическая составляющая (от характера проблем до

технологических приемов) является в данном случае факультативной, она

реализуется, в основном, на уровне проектирования и регуляции социально-

культурных процессов, субъектом которых выступает личность и социальная

общность.

Объект и предмет специалиста социально-культурной сферы определяется

содержанием и характером задач, диктуемых реальными проблемами и нуждами

соответствующей области практики, выявление которых требует проведения

предварительных исследований (относящихся, преимущественно, к компетенции

прикладной культурологии).

Теоретико-исследовательские и проектные задачи прикладной

культурологии можно представить, как минимум, в виде трех групп:

Первая группа задач ориентирована на выявление закономерностей

создания, сохранения, трансляции и развития культурных ценностей, норм,

практик и разработку на этой основе условий и способов оптимизации этих

процессов (преимущественно, на институциональном, “отраслевом” и

технологическом уровнях — в деятельности различных государственных и

общественных институтов и учреждений, обеспечивающих социальную

коммуникацию культурных ценностей, охрану культурного наследия и т.д.);

Вторая группа задач предполагает получение практически

ориентированного знания о закономерностях формирования и развития различных

субъектов культуры (личности, социальной группы, этнокультурной общности,

региона, общества в целом) и поиск оптимальных механизмов и технологий

регулирования социально-культурных процессов на соответствующих уровнях.

Именно здесь проектирование, направленное на оптимизацию культурной

деятельности оказывается возможным и наиболее эффективным в силу статусной,

содержательной, нормативно-правовой и административно-территориальной

определенности как объекта, так и субъекта социально-культурного

регулирования.

На уровне функционирования социально-культурной общности прикладные

культурологические исследования должны обеспечить теоретическую базу

технологиям, ориентированным на оптимизацию становления и динамики

различных субъектов саморазвития культуры: самодеятельных групп,

объединений, клубов, ассоциаций, движений и т.д.

На общенациональном и региональном уровнях прикладная культурология

разрабатывает методологические основания государственной культурной

политики (ее приоритеты, цели, задачи, механизмы и т.д.), обеспечивает

теоретическую базу деятельности территориальных органов управления

культурой, предлагает функционально-содержательные модели организационных

структур и учреждений, соответствующих региональной культурной специфике и

способствующих решению территориальных проблем. Культурологические знания о

закономерностях формирования и проблемах развития отечественной и

региональных культур могут найти применение в социально-культурном

проектировании процессов, характерных как общества в целом (т.е.

национальной культуры); так и для культурной жизни конкретной территории.

Они позволят сориентировать проекты и программы на стратегическую цель

культурной политики: создание условий для саморазвития культурной жизни,

поддержку приоритетных направлений и видов культурной деятельности, имеющих

общественную и личностную значимость, способствующих оптимизации

художественной, духовно-нравственной, политической жизни социума, развитию

исторической, экологической культуры личности, созданию духовно насыщенного

"культурного пространства" — среды становления и развития человека.

Задачи и содержание проектной деятельности специалиста, работающего в

социокультурной сфере (т.е. профессионала, объектом деятельности которого

являются различные субъекты или феномены культуры), не тождественны

теоретико-исследовательским целевым установкам прикладной культурологии. Их

характер определяется, с одной стороны, спецификой объекта проектирования,

с другой — содержанием социально-культурных проблем, носителем которых

является вполне определенный субъект культуры. Проблемы эти имеют различный

уровень локализации и радиус действия (общенациональный, региональный,

отраслевой, личностный и т.д.) и предстают в форме субъективно

воспринимаемого несоответствия между оптимальным уровнем культурного

развития (человека, социальной группы, региона и т.д.) и его реальным

состоянием. Причем, острота переживания ситуации и глубина ее анализа, как

уже отмечалось, культурно обусловлены — они задаются представлением о

норме, эталоне и являются результатом оценки социокультурной ситуации

субъектом — профессионалом, который принимает на себя ответственность за

данное состояние и доступными ему способами (включая профессиональные

технологии, ресурсы) оптимизирует культурную жизнь личности, социальной

группы, самодеятельной общности, территории в целом. Сегодня, например,

"проблемное поле" прикладной культурологии определяется негативными

тенденциями и процессами, связанными с разрушением нормативно-ценностной

базы и утратой чувства духовной самобытности российской культуры; снижением

уровня художественной, исторической, экологической, духовно-нравственной

культуры личности и общества; слабым использованием педагогического

потенциала искусства; размыванием историко-культурного своеобразия и

уникальности территорий (особенно малых городов и поселений российской

провинции); утратой технологий традиционных ремесел и промыслов, предметов

и памятников, имеющих историко-культурную и художественную ценность;

отсутствием условий для художественного развития молодых дарований;

снижением моральных критериев во взаимоотношениях между людьми;

дисфункционированием социальных институтов и учреждений, составляющих

культурную инфраструктуру и др.[73]

Мы видим, что все составляющие объекта проектирования и

профессиональной деятельности специалиста культурологической направленности

(личность, общность, регион, общество) являются носителями не социально-

психологических, а культурологических проблем. Именно “проблемное поле”: на

одном уровне — определяет характер исследовательских и проектных задач

прикладной культурологии как научной дисциплины, на другом — задает сферу

компетенции, функции и содержание деятельности специалиста, работающего в

социально-культурной сфере, а, следовательно, и содержание его

профессиональной подготовки. Используя специфические социально-культурные

технологии, он должен квалифицированно определять индивидуальные

особенности и задатки человека, его предрасположенность к различным

областям художественного творчества; содействовать в рамках конкретных

проектов и программ формированию исторической, художественной, духовно-

нравственной, политической, экологической культуры личности; создавать на

социально-психологическом и региональном уровне духовно насыщенное

"культурное пространство" как естественную среду становления и развития

человека.

Таким образом, объектом проектной деятельности специалиста

социокультурной сферы могут выступать:

Во-первых, социально-культурная среда (цель проектной деятельности —

создание духовно насыщенного культурного пространства и оптимизация условий

саморазвития культурной жизни человека, социальной группы, территории в

целом);

Во-вторых, образ жизни (поддержка приоритетных направлений и видов

культурной деятельности, способствующих росту качественных параметров

образа жизни, формированию художественной, духовно-нравственной,

исторической, экологической культуры; создание условий для творческого

развития и самореализации личности путем включения человека в различные

виды социально-культурной деятельности);

В-третьих, сферы жизнедеятельности личности — образовательная,

производственная, досугово-рекреационная, туристско-экскурсионная,

информационная и др. (совершенствование в рамках проекта деятельности

соответствующих учреждений или создание новых).

4.2. ЛОГИКА И ТЕХНОЛОГИЯ организационного проектирования

Целевой проект — это созданная на основе анализа ситуации

взаимосвязанная система целей, задач и способов достижения результата, т.е.

продуманная последовательность мероприятий, действий и акций, обеспеченная

в нормативно-правовом, экономическом и кадровом отношении и ведущая к

достижению заранее поставленной цели путем изменения ситуации и создания

условий, способствующих разрешению противоречий и трудностей личностного

развития; оптимизации социально-культурной и социально-психологической

среды обитания человека.

Целевой проект представляет собой относительно самостоятельную,

законченную, логически выстроенную последовательность акций, позволяющих

разрешить реальные проблемы социальной группы, создать условия для

социокультурной самодеятельности населения. Следовательно, и на уровне

формирования целевых проектов проблемно-целевая ориентация сохраняется как

доминирующий принцип проектирования.

Можно выделить два типа целевых проектов, которые отличаются друг от

друга логикой, алгоритмом и технологией проектирования.

Первый тип условно можно обозначить как оргпроект, предполагающий

создание тех или иных форм негосударственных общественных объединений.

В свою очередь, существует несколько вариантов оргпроектов:

— по целям и содержанию деятельности они могут быть или в границах

одной проектной области (например, общественные объединения, действующие в

сфере политической, экологической, исторической культуры), или в нескольких

проектных областях.

— по социальной базе (аудитории проекта): она или четко определенная

(т.е. конкретная категория или социальная группа — профессиональная,

статусная, этническая, проблемная и др.)[74], или аудитория проекта

смешанная.

Специфика разработки оргпроектов:

1. Особенности проблемного поля и целевой ориентации.

Цели и задачи оргпроекта определяются преимущественно содержанием

социально-культурных проблем. Точкой отсчета в процессе его разработки

является область проблематики, поэтому разработка проекта начинается с

анализа социокультурной ситуации и выявления наиболее типичных проблем,

характерных для тех или иных составляющих социокультурной среды и образа

жизни, т.е. художественной среды и художественной культуры, социально-

психологической среды и социально-психологической культуры, духовно-

нравственной среды и соответствующей культуры т.д.

На втором месте по значимости — социальные проблемы (особенно в

обосновании тех задач и направлений деятельности, которые адресованы вовне,

ориентированы на социальные группы, не входящие в социальную базу

общественной организации[75]. Ориентация на решение социальных проблем —

это способ повышения общественной значимости деятельности объединения (а

следовательно, повышение статуса, формирование имиджа, привлечение внимания

СМИ, властей, дополнительные возможности получения средств как из бюджета,

так и внебюджетных источников).

Личностные проблемы могут учитываться при обосновании целевого и

содержательного блока в том случае, если, во-первых, направления и виды

деятельности общественной организации адресованы социально ослабленным

группам населения; во-вторых, если социальный состав объединения —

определенная категория людей, испытывающих жизненные трудности[76].

2. Специфика области проектирования. Оргпроект, как правило,

разрабатывается в границах одной проектной области (т.е. цели, задачи и

содержание деятельности общественного объединения находятся или в сфере

художественной культуры, или в сфере политической культуры и т.д.).

3. Особенности социальной базы. Аудитория оргпроекта чаще всего —

смешанная. Поэтому в процессе разработки проекта создания того или иного

общественного объединения охарактеризовать личностные проблемы довольно

трудно — они разные у представителей различных социальных групп. Гораздо

эффективнее давать характеристику типичных потребностей человека,

удовлетворение которых он связывает с деятельностью общественного

объединения.

4. Особенности форм реализации оргпроекта (т.е. организации

участников, исполнителей и аудитории проекта) — это всегда тот или иной

вид негосударственной общественной организаций.

Общая логика разработки целевых проектов первого типа выглядит

следующим образом:

|Содержание | |Приоритетная сфера |

|социально-культурных проблем | |социально-культурной |

| | |деятельности |

| | | |

|Аудитория проекта | |Цели и задачи |

|(характеристика потребностей,| |проекта |

|интересов, проблем) | | |

| | | |

|Направления и содержание | |Форма реализации |

|деятельности | |проекта |

Главная особенность оргпроекта заключается в том, что фактором,

определяющим его содержание и форму реализации, является область

проблематики, в то время как аудитория проекта на этапе анализа ситуации (и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.