| |||||
МЕНЮ
| Основы социокультурного проектированияориентацией, реализуемых в том числе посредством разработки и реализации соответствующих проектов, можно отнести следующее: — социально-психологическую, суть которой выражает способность понимать, идентифицировать и выражать проблемы личностей, социальных общностей и групп, находить источники их социального дисфункционирования, дисгармонии; — посредническую функцию, которая предполагает компетентное участие социального педагога посредством различных техник в социально- психологической взаимоадаптации личностей и коллективов, создании конструктивных (восстанавливающих) отношений человека и среды; — функцию профилактики, т.е. предупреждения, устранения или минимизации социальных факторов, вызывающих отклоняющиеся формы поведения посредством воздействия на социальную среду, модификации социальных норм и ценностей окружения; — коммуникативную функцию — восстановление позитивных, развивающих отношений между девиантами и социально-культурной средой; Вторая группа функций отражает культурологическую направленность деятельности социального педагога. Она включает: — компенсаторную функцию — создание дополнительных условий для творческого развития и самореализации личности, социально-позитивного выхода нереализованной энергии путем включения человека в различные виды социально-культурной деятельности. Реализация этой функции предполагает владение социальным педагогом различными видами социально-культурного творчества, использование социально-педагогического потенциала различных видов и жанров искусства; — социально-культурную функцию, которая является одной из основных в функциональной модели социального педагога. Ее суть заключается в решении определенного рода проблем — социально-культурных, которые в отличие от социально-психологических проблем носят внеличностный характер. Социально- культурные проблемы — это несоответствие объективного положения дел и нормы, существующего и должного, целей и результатов деятельности, несоответствие, возникающее из-за отсутствия или недостаточности средств для достижения целей, препятствий, преград или трудностей на пути гармонизации социокультурной среды; это факты неблагополучия, утраты, характерные для личности или социальной группы в целом в тех или иных сферах культурной жизни. Если личностные (социально-психологические) проблемы переживаются человеком как дефицит чего-то субъективно значимого, то в данном случае личность (общность, социальная группа) есть лишь носитель социально- культурных проблем, не всегда ощущающий (и переживающий) несоответствие или неблагополучие как проблему. Социально-культурные проблемы есть основа формулировки целей и задач культурологического характера в процессе разработки и реализации социально- педагогических программ, т.е. задач, связанных с гармонизацией культуры личности, социальной группы, общности (исторической, художественной, духовно-нравственной, политической, экологической культуры и т.д.). По отношению к социально-психологическим проблемам они носят для социального педагога вторичный характер (задачи — средства). Сказанное выше дает основание обозначить сущность характеризуемой профессии как социально-культурная педагогика, ибо характер и содержание задач определяется, в основном, первой составляющей, а средства их решения — второй. Основу профессионального мастерства социального педагога составляют различные технологии использования социально-культурной деятельности в решении социально-психологических проблем (мы их уже называли — артпедагогика, библиопедагогика, социопедагогика, техника развивающего диалога и ведения беседы и т.д.). Базовой, стержневой является технология разработки и реализации социально-педагогических программ, каждая из которых представляет собой систему мероприятий и акций, взаимоувязанных единой целевой установкой и ориентированных на решение социально- психологических и социально-культурных проблем. Таким образом, в профессиях социально-педагогической направленности преобразованию (в рамках того или иного проекта) подлежат: личность и социально-психологическая среда — ее социальное окружение, которое в результате воздействия должно принципиально измениться, ибо обрести статус, авторитет, ощутить личностную значимость и эмоциональную поддержку человек может лишь в том случае, если меняется к нему отношение со стороны значимых других. Суть социальной педагогики — “приблизить” социум к личности, сделать его более гуманистичным (чутким, поддерживающим, признающим, слушающим, оценивающим), содействовать реализации “социальных прав” личности, которые полностью зависят от характера ближайшего окружения, от уровня социально-психологической и духовно-нравственной культуры личностей, составляющих “зону непосредственного развития” человека. Проективный характер данной профессии обнаруживается, практически, во всех функциях социального педагога: в социально-психологической, посреднической, профилактической и др. Успешная реализация большинства функций, характерных для профессий социально-педагогической направленности, зависит от степени овладения технологией социокультурного проектирования, определяется способностью специалиста грамотно и компетентно разработать и реализовать социально- педагогическую программу, снимающую или частично разрешающую (оптимизирующую) обозначенные выше проблемы. При обосновании объекта, задач и функциональной модели специалиста культурологической направленности акценты меняются противоположным образом — социально-педагогическая составляющая (от характера проблем до технологических приемов) является в данном случае факультативной, она реализуется, в основном, на уровне проектирования и регуляции социально- культурных процессов, субъектом которых выступает личность и социальная общность. Объект и предмет специалиста социально-культурной сферы определяется содержанием и характером задач, диктуемых реальными проблемами и нуждами соответствующей области практики, выявление которых требует проведения предварительных исследований (относящихся, преимущественно, к компетенции прикладной культурологии). Теоретико-исследовательские и проектные задачи прикладной культурологии можно представить, как минимум, в виде трех групп: Первая группа задач ориентирована на выявление закономерностей создания, сохранения, трансляции и развития культурных ценностей, норм, практик и разработку на этой основе условий и способов оптимизации этих процессов (преимущественно, на институциональном, “отраслевом” и технологическом уровнях — в деятельности различных государственных и общественных институтов и учреждений, обеспечивающих социальную коммуникацию культурных ценностей, охрану культурного наследия и т.д.); Вторая группа задач предполагает получение практически ориентированного знания о закономерностях формирования и развития различных субъектов культуры (личности, социальной группы, этнокультурной общности, региона, общества в целом) и поиск оптимальных механизмов и технологий регулирования социально-культурных процессов на соответствующих уровнях. Именно здесь проектирование, направленное на оптимизацию культурной деятельности оказывается возможным и наиболее эффективным в силу статусной, содержательной, нормативно-правовой и административно-территориальной определенности как объекта, так и субъекта социально-культурного регулирования. На уровне функционирования социально-культурной общности прикладные культурологические исследования должны обеспечить теоретическую базу технологиям, ориентированным на оптимизацию становления и динамики различных субъектов саморазвития культуры: самодеятельных групп, объединений, клубов, ассоциаций, движений и т.д. На общенациональном и региональном уровнях прикладная культурология разрабатывает методологические основания государственной культурной политики (ее приоритеты, цели, задачи, механизмы и т.д.), обеспечивает теоретическую базу деятельности территориальных органов управления культурой, предлагает функционально-содержательные модели организационных структур и учреждений, соответствующих региональной культурной специфике и способствующих решению территориальных проблем. Культурологические знания о закономерностях формирования и проблемах развития отечественной и региональных культур могут найти применение в социально-культурном проектировании процессов, характерных как общества в целом (т.е. национальной культуры); так и для культурной жизни конкретной территории. Они позволят сориентировать проекты и программы на стратегическую цель культурной политики: создание условий для саморазвития культурной жизни, поддержку приоритетных направлений и видов культурной деятельности, имеющих общественную и личностную значимость, способствующих оптимизации художественной, духовно-нравственной, политической жизни социума, развитию исторической, экологической культуры личности, созданию духовно насыщенного "культурного пространства" — среды становления и развития человека. Задачи и содержание проектной деятельности специалиста, работающего в социокультурной сфере (т.е. профессионала, объектом деятельности которого являются различные субъекты или феномены культуры), не тождественны теоретико-исследовательским целевым установкам прикладной культурологии. Их характер определяется, с одной стороны, спецификой объекта проектирования, с другой — содержанием социально-культурных проблем, носителем которых является вполне определенный субъект культуры. Проблемы эти имеют различный уровень локализации и радиус действия (общенациональный, региональный, отраслевой, личностный и т.д.) и предстают в форме субъективно воспринимаемого несоответствия между оптимальным уровнем культурного развития (человека, социальной группы, региона и т.д.) и его реальным состоянием. Причем, острота переживания ситуации и глубина ее анализа, как уже отмечалось, культурно обусловлены — они задаются представлением о норме, эталоне и являются результатом оценки социокультурной ситуации субъектом — профессионалом, который принимает на себя ответственность за данное состояние и доступными ему способами (включая профессиональные технологии, ресурсы) оптимизирует культурную жизнь личности, социальной группы, самодеятельной общности, территории в целом. Сегодня, например, "проблемное поле" прикладной культурологии определяется негативными тенденциями и процессами, связанными с разрушением нормативно-ценностной базы и утратой чувства духовной самобытности российской культуры; снижением уровня художественной, исторической, экологической, духовно-нравственной культуры личности и общества; слабым использованием педагогического потенциала искусства; размыванием историко-культурного своеобразия и уникальности территорий (особенно малых городов и поселений российской провинции); утратой технологий традиционных ремесел и промыслов, предметов и памятников, имеющих историко-культурную и художественную ценность; отсутствием условий для художественного развития молодых дарований; снижением моральных критериев во взаимоотношениях между людьми; дисфункционированием социальных институтов и учреждений, составляющих культурную инфраструктуру и др.[73] Мы видим, что все составляющие объекта проектирования и профессиональной деятельности специалиста культурологической направленности (личность, общность, регион, общество) являются носителями не социально- психологических, а культурологических проблем. Именно “проблемное поле”: на одном уровне — определяет характер исследовательских и проектных задач прикладной культурологии как научной дисциплины, на другом — задает сферу компетенции, функции и содержание деятельности специалиста, работающего в социально-культурной сфере, а, следовательно, и содержание его профессиональной подготовки. Используя специфические социально-культурные технологии, он должен квалифицированно определять индивидуальные особенности и задатки человека, его предрасположенность к различным областям художественного творчества; содействовать в рамках конкретных проектов и программ формированию исторической, художественной, духовно- нравственной, политической, экологической культуры личности; создавать на социально-психологическом и региональном уровне духовно насыщенное "культурное пространство" как естественную среду становления и развития человека. Таким образом, объектом проектной деятельности специалиста социокультурной сферы могут выступать: Во-первых, социально-культурная среда (цель проектной деятельности — создание духовно насыщенного культурного пространства и оптимизация условий саморазвития культурной жизни человека, социальной группы, территории в целом); Во-вторых, образ жизни (поддержка приоритетных направлений и видов культурной деятельности, способствующих росту качественных параметров образа жизни, формированию художественной, духовно-нравственной, исторической, экологической культуры; создание условий для творческого развития и самореализации личности путем включения человека в различные виды социально-культурной деятельности); В-третьих, сферы жизнедеятельности личности — образовательная, производственная, досугово-рекреационная, туристско-экскурсионная, информационная и др. (совершенствование в рамках проекта деятельности соответствующих учреждений или создание новых). 4.2. ЛОГИКА И ТЕХНОЛОГИЯ организационного проектирования Целевой проект — это созданная на основе анализа ситуации взаимосвязанная система целей, задач и способов достижения результата, т.е. продуманная последовательность мероприятий, действий и акций, обеспеченная в нормативно-правовом, экономическом и кадровом отношении и ведущая к достижению заранее поставленной цели путем изменения ситуации и создания условий, способствующих разрешению противоречий и трудностей личностного развития; оптимизации социально-культурной и социально-психологической среды обитания человека. Целевой проект представляет собой относительно самостоятельную, законченную, логически выстроенную последовательность акций, позволяющих разрешить реальные проблемы социальной группы, создать условия для социокультурной самодеятельности населения. Следовательно, и на уровне формирования целевых проектов проблемно-целевая ориентация сохраняется как доминирующий принцип проектирования. Можно выделить два типа целевых проектов, которые отличаются друг от друга логикой, алгоритмом и технологией проектирования. Первый тип условно можно обозначить как оргпроект, предполагающий создание тех или иных форм негосударственных общественных объединений. В свою очередь, существует несколько вариантов оргпроектов: — по целям и содержанию деятельности они могут быть или в границах одной проектной области (например, общественные объединения, действующие в сфере политической, экологической, исторической культуры), или в нескольких проектных областях. — по социальной базе (аудитории проекта): она или четко определенная (т.е. конкретная категория или социальная группа — профессиональная, статусная, этническая, проблемная и др.)[74], или аудитория проекта смешанная. Специфика разработки оргпроектов: 1. Особенности проблемного поля и целевой ориентации. Цели и задачи оргпроекта определяются преимущественно содержанием социально-культурных проблем. Точкой отсчета в процессе его разработки является область проблематики, поэтому разработка проекта начинается с анализа социокультурной ситуации и выявления наиболее типичных проблем, характерных для тех или иных составляющих социокультурной среды и образа жизни, т.е. художественной среды и художественной культуры, социально- психологической среды и социально-психологической культуры, духовно- нравственной среды и соответствующей культуры т.д. На втором месте по значимости — социальные проблемы (особенно в обосновании тех задач и направлений деятельности, которые адресованы вовне, ориентированы на социальные группы, не входящие в социальную базу общественной организации[75]. Ориентация на решение социальных проблем — это способ повышения общественной значимости деятельности объединения (а следовательно, повышение статуса, формирование имиджа, привлечение внимания СМИ, властей, дополнительные возможности получения средств как из бюджета, так и внебюджетных источников). Личностные проблемы могут учитываться при обосновании целевого и содержательного блока в том случае, если, во-первых, направления и виды деятельности общественной организации адресованы социально ослабленным группам населения; во-вторых, если социальный состав объединения — определенная категория людей, испытывающих жизненные трудности[76]. 2. Специфика области проектирования. Оргпроект, как правило, разрабатывается в границах одной проектной области (т.е. цели, задачи и содержание деятельности общественного объединения находятся или в сфере художественной культуры, или в сфере политической культуры и т.д.). 3. Особенности социальной базы. Аудитория оргпроекта чаще всего — смешанная. Поэтому в процессе разработки проекта создания того или иного общественного объединения охарактеризовать личностные проблемы довольно трудно — они разные у представителей различных социальных групп. Гораздо эффективнее давать характеристику типичных потребностей человека, удовлетворение которых он связывает с деятельностью общественного объединения. 4. Особенности форм реализации оргпроекта (т.е. организации участников, исполнителей и аудитории проекта) — это всегда тот или иной вид негосударственной общественной организаций. Общая логика разработки целевых проектов первого типа выглядит следующим образом: |Содержание | |Приоритетная сфера | |социально-культурных проблем | |социально-культурной | | | |деятельности | | | | | |Аудитория проекта | |Цели и задачи | |(характеристика потребностей,| |проекта | |интересов, проблем) | | | | | | | |Направления и содержание | |Форма реализации | |деятельности | |проекта | Главная особенность оргпроекта заключается в том, что фактором, определяющим его содержание и форму реализации, является область проблематики, в то время как аудитория проекта на этапе анализа ситуации (и Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|