| |||||
МЕНЮ
| Основы социокультурного проектированияПРИЛОЖЕНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ: 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММ ИНСТИТУТА «ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО» ПРОГРАММА "КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО" Цель конкурса - содействовать всестороннему развитию культуры в России в соответствии с идеями и ценностями открытого демократического общества. Преимущество будут иметь проекты, способствующие: Доступу к информации, включая введение в информац. оборот (с помощью новейших информац. технологий) неизвестной или недоступной ранее общезначимой информации о культуре; Формированию новых инфраструктур культуры, нахождению новых путей развития учрежд. к-ры в изменившихся эконом. условиях; Развитию нетрадиц. форм работы учреждений с аудиторией; Сотрудничеству организаций культуры разных уровней; Поддержке новых, худож. значимых направлений культуры РФ; Проекты, способствующих пониманию особенностей культурной ситуации региона. Критерии оценки проектов (для всех программ): Актуальность для развития культуры в России; Обоснованность запрашиваемых средств; Реалистичность (возможность реализации проекта); Уникальный/новаторский характер проекта; Квалификация участников проекта. Приоритет отдается проектам из регионов России, проектам, которые частично финансируются из других источников, а также проектам, имеющим перспективу дальнейшего самостоятельного развития. Не принимаются заявки: На коммерческие проекты; На проекты, связанные со строительством культурных объектов или их реставрацией; На создание индивидуальных худож. произведений; На издательскую деятельность; На гастроли. ПРОГРАММА "ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО" Цель программы - поддержка проектов, направленных на демократич. преобразования и формиров. гражд. общ-ва в России. В конкурсе могут принять участие зарегистрированные общественные организации. Финансирование будет выделяться на осуществление проектов продолжительностью до одного года. Направления деят-ти О.О., рассм-мые в рамках конкурса: Развитие общ. движений: 1)экологических, 2)потребительских, 3)правозащитных, 4)женских, 5)молодежных и др.; Формирование сетей их взаимодействия на рег. и фед. уровнях, в том числе с использованием сети интернет; Содействие нормотворчеству на рег. и местном уровне; Организация общ. контроля за деятельностью органов гос. власти и местного самоуправления и др. Не поддерживаются проекты, направленные на: Проведение научных и социолог. исследований; Составление различных баз данных; Оказание мат. помощи и платных услуг населению; Развитие всякого рода политич. и коммерч. деятельности. Не принимаются заявки: -от государственных организаций; -от коммерческих структур (признаки некомм. орг.); -от любых политических партий, объединений, движений, в том числе на предвыборные кампании; - от отдельных граждан. Организация - юридическое лицо может участвовать только в одном из объявленных конкурсов ПРОГРАММА «ЗАЩИТА ПРАВ ГРАЖДАН» В конкурсе могут принять участие зарегистрированные общ. организации, осуществляющие -как защиту прав отдельных групп населения, -так и защиту отдельных конституционных прав россиян Финансирование будет выделяться на осуществление проектов продолжительностью до 12 месяцев. Приоритетными являются проекты, направленные на: 1) защиту прав инвалидов, детей, беженцев и вынужденных переселенцев, 2) защиту прав военнослужащих, потребителей, фермеров и иных групп населения, 3) защиту прав заключенных и помощь в соц. адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы; 4) а также проекты, напр. на осуществл. контроля за законностью действий и решений органов власти и местного самоуправления. ПРОГРАММА «ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ И ПРАВОВАЯ ПОМОЩЬ» Условия: В конкурсе могут принять участие зарегистр. некоммерческие организации, деят-ть которых направлена на правовое просвещение и правовую помощь. Приоритетными являются проекты, направленные на: - организацию общ. приемных для оказания юрид. помощи населению; - юридическое просвещение работников СМИ, - повышение правовой культуры лиц, осуществляющих правозащитную деятельность. Предпочтение при оценке заявок в данном конкурсе будет отдано проектам, осуществляемым при участии студентов старших курсов юридических вузов. ПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВ. ТЕРРИТОР. САМОУПРАВЛЕНИЯ» В конкурсе могут принять участие органы общественного территор. самоуправления (советы, комитеты к др.), которые находятся на любом этапе юрид. оформления (регистрации). Приоритетными являются проекты, направленные на: Участие в решении вопросов, затраг. интересы жителей в коммунально- бытовой и иных сферах жизни населения конкр. территории; Взаимодействие органов общ. терр. тамоуправления с гос., Муниципальными, коммерч. и др. организациями в целях развития и обустройства территории; Развитие правовой базы общ. территор. самоуправления и распространение имеющегося положит. опыта практ. деят-сти; Содействие повышению 1)правовой грамотности и 2)соц. активности населения в целях развития общ. территор. самоуправления. ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ LIEN (В ПОМОЩЬ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМ КАТЕГОРИЯМ НАСЕЛЕНИЯ) Программа LIEN, осуществляемая в рамках программ Тасис и Фаре в помощь неблагополучным категориям населения, разработана Европейской Комиссией и обращена к неправит. организациям, работающим в социальной сфере. Цели программы LIEN 1. Стимулирование деятельности и расширение возможностей некоммерческих организаций, работающих в соц. сфере, оказывающих помощь неблагополучным категориям населения. 2. Развитие обмена и сотрудничества между НО различных стран-участниц программ ФАРЕ и ТАСИС. 3. Содействие в реинтеграции группам населения, испытывающим потребность в соц. адаптации (профессиональная, медицинская, духовная, физическая реабилитация и др.). Целевые группы, включенные в сферу действия программы: безработные (и особенно безработные женщины, испытывающие трудности с устройством на работу и имеющие ограниченный доступ к учреждениям здравоохранения и социального обеспечения - с целью улучшения материального положения и повышения их социального статуса, а также расширения возможностей получения ими общего и профессионального образования; женщины, являющиеся жертвами жестокого обращения; представители национальных меньшинств; инвалиды; престарелые; бездомные; беспризорные дети; наркологические больные, больные спидом и вирусоносители; жертвы насилия и репрессий и т.д. Проект должен быть представлен, как минимум, двумя неправительственными организациями из разных стран, одна из которых находится в стране, включенной в сферу действия программ Фаре и Тасис. Участниками проекта могут быть только неправительственные организации, не осуществляющие коммерческой деятельности. ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ОЦЕНКА ПРОЕКТА | |Оценки членов |Коллективные оценки | |Критерии оценки |команды |команд | | |1 |2 |3 |4 |5 |1 |2 |3 |4 |5 | |1.Заслуживает | | | | | | | | | | | |первоочередного | | | | | | | | | | | |финансирования | | | | | | | | | | | |2.Может быть реализована | | | | | | | | | | | |при наличии средств | | | | | | | | | | | |3.Есть смысл реализовать | | | | | | | | | | | |при наличии внебюджетных | | | | | | | | | | | |источников | | | | | | | | | | | |4.Не имеет смысла | | | | | | | | | | | |финансировать в данное | | | | | | | | | | | |время из каких-либо | | | | | | | | | | | |источников | | | | | | | | | | | |5.Нет оснований | | | | | | | | | | | |финансировать вообще | | | | | | | | | | | Порядок работы: Каждый член команды изучает содержание полученных проектов и выставляет в соответствующей графе + или — . При подсчете результатов экспертизы порядковый номер критерия умножается на число знаков + в строке и все суммируется. Победителем является член команды, набравший наименьшую сумму. ГЛАВА 5. ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ Основные дидактические единицы. Понятие “деловая игра”. Типология игр и их проективный потенциал. Инновационные игры как средство решения проектных задач. Принципы игрового проектирования. Логика решения проектных задач в игровом процессе, позиционно-ролевая структура состава участников, организационное обеспечение игры и использование специфических игротехнических методик как условие реализации проективных возможностей ИНИ. 5.1. типология и характеристика методов игрового проектирования Социально-культурное проектирование с полным основанием можно отнести к категории сложных наукоемких технологий, интегрирующих в себе методы целого ряда наук и одновременно располагающее собственными проектными средствами. Как уже отмечалось выше, в процессе социально-культурного проектирования необходимо всесторонне продиагностировать проблемы, определив одновременно их источники и характер, найти и проработать различные варианты решений рассматриваемой проблемы с учетом имеющихся ресурсов, оценив возможные последствия реализации каждого из вариантов, выбрать наиболее оптимальное решение и оформить его в виде проекта, наконец, разработать механизмы внедрения проекта в социальную практику и материально-технические, финансовые, правовые условия, обеспечивающие его реализацию[91]. Объект социально-культурного проектирования в последние годы чрезвычайно усложнился, поскольку сложившиеся в прошлые десятилетия административные и организационные структуры, где вертикальные связи преобладают над горизонтальными, все менее соответствуя складывающейся динамичной ситуации. Они не обладают необходимым запасом "пластичности" не только для поддержки и развития складывающиеся естественным путем социальных процессов, новых организационных (в том числе и общественных) структур, но и для адекватного их восприятия. Фактом последних лет стало не только внедрение различных новшеств, но и одновременное усиление действия бюрократических и других сдерживающих механизмов. Социально-культурное проектирование, которое не только осуществляется в этих условиях, но и вынуждено учитывать их в разрабатываемых проектах, в поисках технологий, максимально соответствующих задачам и специфике этого процесса, совершенно закономерно обратилось к игротехническим методам. Под деловой игрой принято понимать метод имитации принятия управленческих решений в различных производственных ситуациях в форме игры по заданным правилам группы людей или человека с компьютером в режиме интерактивного диалога. Деловые игры широко применяются в обучающих, хозяйственных и научно-исследовательских целях. Часто они используются в ситуациях, когда другие методы неприемлемы из-за трудностей экономического и организационного характера (например, т.н. “штабные учения” в армии), когда реальное воздействие на объект может привести к негативным и неисправимым последствиям (в педагогике, экологии) и т.д. Не случайно в специальной литературе часто применяется термин “игровое моделирование”, поскольку он подчеркивает проектные возможности деловых игр. В существующих многообразных определениях деловых игр также часто вычленяется именно ее проектно-моделирующая сущность. Так, Ю.С.Арутюнов считает, что деловую игру можно рассматривать как область деятельности и научно-технического знания, как имитационный эксперимент, как форму ролевого общения, как метод обучения, исследования и решения производственных задач[92]. Привлекательность деловой игры как одной из эффективных технологий социально-культурного проектирования определяется ее объективными возможностями. Во-первых, в игре происходит встреча и взаимодействие участников, выступающих как носители различных, порой прямо противоположных интересов, оперирующих сырьевыми, материально-техническими, финансовыми, трудовыми и другими ресурсами. В процессе принятия индивидуальных и совместных решений на основе обратной связи с партнером по деловой игре вырабатывается некая модель оптимального решения и одновременно апробируются ведущие к нему пути. Во-вторых, игра по своей природе носит импровизационный характер. Возникающие ситуации часто непредсказуемы, любое решение, принимаемое участником игры, основано на его собственной трактовке происходящего, предшествующем опыте и коррективах, вызванных действиями других участников. В силу этого деловая игра, независимо от ее конкретной формы и поставленной организаторами цели, реализует функции самообучения и самоорганизации. В-третьих, в игре воспроизводится не материально-техническая, а информационно-процедурная сторона процесса любой реальной управленческой деятельности. Каждая деловая игра, несмотря на все различия целей, строения, правил и т.д., имеет информационную структуру, обусловливающую способы коммуникации между ее участниками. Творческая деятельность участников игры состоит в отыскании на основе имеющейся информации проблемы и выработке способов ее решения. В этой связи деловая игра выступает как действенная и специфическая форма познавательной деятельности. В-четвертых, проекты, решения, идеи, выработанные в ходе игры, подчас глубже и оригинальнее выработанных традиционными способами. Их новизна, наличие альтернатив, оптимальность и реалистичность, а значит и реализуемость. Все эти особенности деловых игр повышают их привлекательность как технологии социально-культурного проектирования и обусловили на его ранних этапах интенсивное обращение к игровым методам. Использовались так называемые имитационные игры, где участниками предлагалось действовать в вымышленных ситуациях. Оптимальный выход из таких ситуаций организаторам игры был известен заранее и эффективность игры оценивалась по критерию точности “попадания” участников в этот запрограммированный результат. Однако применительно к социально-культурному проектированию этот класс игр довольно быстро обнаружил свою ограниченность и впоследствии сформировались специальные виды деловых игр, которые ориентированы на решение проектных задач в социально-культурной сфере, хотя и игровыми, но принципиально иными, чем в имитационных играх, методами. Речь идет о играх открытого типа: проектных, организационно-мыслительных, продуктно-ориентированных, практически-деловых, рекреационных, “лептонных” социально-инженерных, консультационных, проблемно-практических, имитационных, практических и др[93]. 5.2. Проективные возможности инновационных игр В той или иной мере все указанные виды игр берут свое начало от организационно-деятельностных (ОДИ) и инновационных игр (ИНИ). Организационно-деятельностные (ОДИ) и инновационные игры (ИНИ) имеют сходные черты и одновременно различаются по ряду параметров, что мы и попытаемся проследить в форме сопоставительной таблицы: |Элементы и специфические черты игры |ОДИ |ИНИ | |Организация работы проводится в нескольких рабочих|+ |+ | |группах | | | |Выступления групп в дискуссиях со своими докладами|+ |+ | |Применение приемов распредмечивания, |+ |+ | |проблематизации, целеполагания, самоопределения, | | | |рефлексии, схематизации, позиционного анализа | | | |Смешанный характер игры |- |+ | |Использование специальных процедур (организация |+ |- | |конфликта и т.п.) | | | |Ориентация только на наиболее подготовленных |+ |- | |участников и возможность “отсева участников” игры | | | |Ориентация на всех участников и содействие |- |+ | |раскрытию их способностей в ходе игры | | | |Ориентация на интересы заказчика |- |+ | |Использование специального — искусственного языка |+ |- | |для игрового общения | | | |Использование реального языка |— |+ | Как нетрудно убедиться из приведенной таблицы, по формально- организационным признакам и те и другие игры выглядят практически одинаково. И там и там участники работают в командах и взаимодействие команд происходит в форме дискуссий на пленарных заседаниях. Применяются практически одни и те приемы организации мыследеятельности. Однако по ряду параметров эти классы игр существенно отличаются. Например, в ОДИ группы имеют однородный характер. Например если проводится игра по оптимизации системы управления учреждениями культуры в регионе, то формируются группы, каждая из которых олицетворяет тут или иную позицию в реальной структуре управления культурой: преподавателей, управленцев областного, районного уровня, директоров учреждений, работников методических органов. Поскольку в группе собраны однородные “позиционеры” налаживание коммуникации между представителями разных позиций осуществляется на дискуссиях. Особенность ОДИ проявляется также в том, что в качестве одного из главных средств здесь используется прием организации продуктивного конфликта. На практике это приводит к разобщению людей, психологическим срывам участников, возникновению между ними реальных конфликтов. В ИНИ делается все, чтобы не причинить ущерб в какой бы то ни было форме участникам. Опыт показал, что ОДИ ориентированы в итоге не столько на решение конкретных проблем, сколько на развитие самих себя, породившей их методологии — дальнейшее совершенствование средств организации мышления и деятельности. В свою очередь, ИНИ целиком ориентированы на интересы заказчика. В ходе ОДИ значительный отсев участников (порой до 50-70%), которые уезжают с игры, получив психологические и моральные травмы, не сумев встроиться в игровой процесс считается обычным делом. В ИНИ отъездов по таким причинам, как правило, не бывает. В ОДИ вся работа ведется на искусственном — методологическом — языке. Овладение им для участников — на протяжении значительной части игры составляет главное содержание их деятельности и порой это становится главным препятствием как к участию в игре, так и получению продуктивных творческих результатов. В ИНИ работа ведется на общепринятом профессиональном языке участников, что позволяет сконцентрировать их усилия Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|