реферат бесплатно, курсовые работы
 

Основы социокультурного проектирования

ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ:

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММ ИНСТИТУТА «ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО»

ПРОГРАММА "КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО"

Цель конкурса - содействовать всестороннему развитию культуры в России

в соответствии с идеями и ценностями открытого демократического общества.

Преимущество будут иметь проекты, способствующие:

Доступу к информации, включая введение в информац. оборот (с помощью

новейших информац. технологий) неизвестной или недоступной ранее

общезначимой информации о культуре;

Формированию новых инфраструктур культуры, нахождению новых путей развития

учрежд. к-ры в изменившихся эконом. условиях;

Развитию нетрадиц. форм работы учреждений с аудиторией;

Сотрудничеству организаций культуры разных уровней;

Поддержке новых, худож. значимых направлений культуры РФ;

Проекты, способствующих пониманию особенностей культурной ситуации региона.

Критерии оценки проектов (для всех программ):

Актуальность для развития культуры в России;

Обоснованность запрашиваемых средств;

Реалистичность (возможность реализации проекта);

Уникальный/новаторский характер проекта;

Квалификация участников проекта.

Приоритет отдается проектам из регионов России, проектам, которые

частично финансируются из других источников, а также проектам, имеющим

перспективу дальнейшего самостоятельного развития.

Не принимаются заявки:

На коммерческие проекты;

На проекты, связанные со строительством культурных объектов или их

реставрацией;

На создание индивидуальных худож. произведений;

На издательскую деятельность;

На гастроли.

ПРОГРАММА "ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО"

Цель программы - поддержка проектов, направленных на демократич.

преобразования и формиров. гражд. общ-ва в России.

В конкурсе могут принять участие зарегистрированные общественные

организации. Финансирование будет выделяться на осуществление проектов

продолжительностью до одного года.

Направления деят-ти О.О., рассм-мые в рамках конкурса:

Развитие общ. движений: 1)экологических, 2)потребительских,

3)правозащитных, 4)женских, 5)молодежных и др.;

Формирование сетей их взаимодействия на рег. и фед. уровнях, в том числе

с использованием сети интернет;

Содействие нормотворчеству на рег. и местном уровне;

Организация общ. контроля за деятельностью органов гос. власти и местного

самоуправления и др.

Не поддерживаются проекты, направленные на:

Проведение научных и социолог. исследований;

Составление различных баз данных;

Оказание мат. помощи и платных услуг населению;

Развитие всякого рода политич. и коммерч. деятельности.

Не принимаются заявки:

-от государственных организаций;

-от коммерческих структур (признаки некомм. орг.);

-от любых политических партий, объединений, движений, в том числе на

предвыборные кампании;

- от отдельных граждан.

Организация - юридическое лицо может участвовать только в одном из

объявленных конкурсов

ПРОГРАММА «ЗАЩИТА ПРАВ ГРАЖДАН»

В конкурсе могут принять участие зарегистрированные общ. организации,

осуществляющие

-как защиту прав отдельных групп населения,

-так и защиту отдельных конституционных прав россиян

Финансирование будет выделяться на осуществление проектов

продолжительностью до 12 месяцев.

Приоритетными являются проекты, направленные на:

1) защиту прав инвалидов, детей, беженцев и вынужденных переселенцев,

2) защиту прав военнослужащих, потребителей, фермеров и иных групп

населения,

3) защиту прав заключенных и помощь в соц. адаптации лиц,

освободившихся из мест лишения свободы;

4) а также проекты, напр. на осуществл. контроля за законностью

действий и решений органов власти и местного самоуправления.

ПРОГРАММА «ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ И ПРАВОВАЯ ПОМОЩЬ»

Условия: В конкурсе могут принять участие зарегистр. некоммерческие

организации, деят-ть которых направлена на правовое просвещение и правовую

помощь.

Приоритетными являются проекты, направленные на:

- организацию общ. приемных для оказания юрид. помощи населению;

- юридическое просвещение работников СМИ,

- повышение правовой культуры лиц, осуществляющих правозащитную

деятельность.

Предпочтение при оценке заявок в данном конкурсе будет отдано

проектам, осуществляемым при участии студентов старших курсов юридических

вузов.

ПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВ. ТЕРРИТОР. САМОУПРАВЛЕНИЯ»

В конкурсе могут принять участие органы общественного территор.

самоуправления (советы, комитеты к др.), которые находятся на любом этапе

юрид. оформления (регистрации).

Приоритетными являются проекты, направленные на:

Участие в решении вопросов, затраг. интересы жителей в коммунально-

бытовой и иных сферах жизни населения конкр. территории;

Взаимодействие органов общ. терр. тамоуправления с гос., Муниципальными,

коммерч. и др. организациями в целях развития и обустройства территории;

Развитие правовой базы общ. территор. самоуправления и распространение

имеющегося положит. опыта практ. деят-сти;

Содействие повышению 1)правовой грамотности и 2)соц. активности населения

в целях развития общ. территор. самоуправления.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ LIEN (В ПОМОЩЬ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМ

КАТЕГОРИЯМ НАСЕЛЕНИЯ)

Программа LIEN, осуществляемая в рамках программ Тасис и Фаре в помощь

неблагополучным категориям населения, разработана Европейской Комиссией и

обращена к неправит. организациям, работающим в социальной сфере.

Цели программы LIEN

1. Стимулирование деятельности и расширение возможностей

некоммерческих организаций, работающих в соц. сфере, оказывающих помощь

неблагополучным категориям населения.

2. Развитие обмена и сотрудничества между НО различных стран-участниц

программ ФАРЕ и ТАСИС.

3. Содействие в реинтеграции группам населения, испытывающим

потребность в соц. адаптации (профессиональная, медицинская, духовная,

физическая реабилитация и др.).

Целевые группы, включенные в сферу действия программы: безработные (и

особенно безработные женщины, испытывающие трудности с устройством на

работу и имеющие ограниченный доступ к учреждениям здравоохранения и

социального обеспечения - с целью улучшения материального положения и

повышения их социального статуса, а также расширения возможностей получения

ими общего и профессионального образования; женщины, являющиеся жертвами

жестокого обращения; представители национальных меньшинств; инвалиды;

престарелые; бездомные; беспризорные дети; наркологические больные,

больные спидом и вирусоносители; жертвы насилия и репрессий и т.д.

Проект должен быть представлен, как минимум, двумя

неправительственными организациями из разных стран, одна из которых

находится в стране, включенной в сферу действия программ Фаре и Тасис.

Участниками проекта могут быть только неправительственные организации,

не осуществляющие коммерческой деятельности.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ОЦЕНКА ПРОЕКТА

| |Оценки членов |Коллективные оценки |

|Критерии оценки |команды |команд |

| |1 |2 |3 |4 |5 |1 |2 |3 |4 |5 |

|1.Заслуживает | | | | | | | | | | |

|первоочередного | | | | | | | | | | |

|финансирования | | | | | | | | | | |

|2.Может быть реализована | | | | | | | | | | |

|при наличии средств | | | | | | | | | | |

|3.Есть смысл реализовать | | | | | | | | | | |

|при наличии внебюджетных | | | | | | | | | | |

|источников | | | | | | | | | | |

|4.Не имеет смысла | | | | | | | | | | |

|финансировать в данное | | | | | | | | | | |

|время из каких-либо | | | | | | | | | | |

|источников | | | | | | | | | | |

|5.Нет оснований | | | | | | | | | | |

|финансировать вообще | | | | | | | | | | |

Порядок работы:

Каждый член команды изучает содержание полученных проектов и

выставляет в соответствующей графе + или — .

При подсчете результатов экспертизы порядковый номер критерия

умножается на число знаков + в строке и все суммируется. Победителем

является член команды, набравший наименьшую сумму.

ГЛАВА 5. ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Основные дидактические единицы. Понятие “деловая игра”. Типология игр

и их проективный потенциал. Инновационные игры как средство решения

проектных задач. Принципы игрового проектирования. Логика решения проектных

задач в игровом процессе, позиционно-ролевая структура состава участников,

организационное обеспечение игры и использование специфических

игротехнических методик как условие реализации проективных возможностей

ИНИ.

5.1. типология и характеристика методов игрового проектирования

Социально-культурное проектирование с полным основанием можно отнести

к категории сложных наукоемких технологий, интегрирующих в себе методы

целого ряда наук и одновременно располагающее собственными проектными

средствами.

Как уже отмечалось выше, в процессе социально-культурного

проектирования необходимо всесторонне продиагностировать проблемы,

определив одновременно их источники и характер, найти и проработать

различные варианты решений рассматриваемой проблемы с учетом имеющихся

ресурсов, оценив возможные последствия реализации каждого из вариантов,

выбрать наиболее оптимальное решение и оформить его в виде проекта,

наконец, разработать механизмы внедрения проекта в социальную практику и

материально-технические, финансовые, правовые условия, обеспечивающие его

реализацию[91].

Объект социально-культурного проектирования в последние годы

чрезвычайно усложнился, поскольку сложившиеся в прошлые десятилетия

административные и организационные структуры, где вертикальные связи

преобладают над горизонтальными, все менее соответствуя складывающейся

динамичной ситуации. Они не обладают необходимым запасом "пластичности" не

только для поддержки и развития складывающиеся естественным путем

социальных процессов, новых организационных (в том числе и общественных)

структур, но и для адекватного их восприятия. Фактом последних лет стало не

только внедрение различных новшеств, но и одновременное усиление действия

бюрократических и других сдерживающих механизмов.

Социально-культурное проектирование, которое не только осуществляется

в этих условиях, но и вынуждено учитывать их в разрабатываемых проектах, в

поисках технологий, максимально соответствующих задачам и специфике этого

процесса, совершенно закономерно обратилось к игротехническим методам.

Под деловой игрой принято понимать метод имитации принятия

управленческих решений в различных производственных ситуациях в форме игры

по заданным правилам группы людей или человека с компьютером в режиме

интерактивного диалога. Деловые игры широко применяются в обучающих,

хозяйственных и научно-исследовательских целях. Часто они используются в

ситуациях, когда другие методы неприемлемы из-за трудностей экономического

и организационного характера (например, т.н. “штабные учения” в армии),

когда реальное воздействие на объект может привести к негативным и

неисправимым последствиям (в педагогике, экологии) и т.д. Не случайно в

специальной литературе часто применяется термин “игровое моделирование”,

поскольку он подчеркивает проектные возможности деловых игр.

В существующих многообразных определениях деловых игр также часто

вычленяется именно ее проектно-моделирующая сущность. Так, Ю.С.Арутюнов

считает, что деловую игру можно рассматривать как область деятельности и

научно-технического знания, как имитационный эксперимент, как форму

ролевого общения, как метод обучения, исследования и решения

производственных задач[92].

Привлекательность деловой игры как одной из эффективных технологий

социально-культурного проектирования определяется ее объективными

возможностями.

Во-первых, в игре происходит встреча и взаимодействие участников,

выступающих как носители различных, порой прямо противоположных интересов,

оперирующих сырьевыми, материально-техническими, финансовыми, трудовыми и

другими ресурсами. В процессе принятия индивидуальных и совместных решений

на основе обратной связи с партнером по деловой игре вырабатывается некая

модель оптимального решения и одновременно апробируются ведущие к нему

пути.

Во-вторых, игра по своей природе носит импровизационный характер.

Возникающие ситуации часто непредсказуемы, любое решение, принимаемое

участником игры, основано на его собственной трактовке происходящего,

предшествующем опыте и коррективах, вызванных действиями других участников.

В силу этого деловая игра, независимо от ее конкретной формы и поставленной

организаторами цели, реализует функции самообучения и самоорганизации.

В-третьих, в игре воспроизводится не материально-техническая, а

информационно-процедурная сторона процесса любой реальной управленческой

деятельности. Каждая деловая игра, несмотря на все различия целей,

строения, правил и т.д., имеет информационную структуру, обусловливающую

способы коммуникации между ее участниками. Творческая деятельность

участников игры состоит в отыскании на основе имеющейся информации проблемы

и выработке способов ее решения. В этой связи деловая игра выступает как

действенная и специфическая форма познавательной деятельности.

В-четвертых, проекты, решения, идеи, выработанные в ходе игры, подчас

глубже и оригинальнее выработанных традиционными способами. Их новизна,

наличие альтернатив, оптимальность и реалистичность, а значит и

реализуемость.

Все эти особенности деловых игр повышают их привлекательность как

технологии социально-культурного проектирования и обусловили на его ранних

этапах интенсивное обращение к игровым методам. Использовались так

называемые имитационные игры, где участниками предлагалось действовать в

вымышленных ситуациях. Оптимальный выход из таких ситуаций организаторам

игры был известен заранее и эффективность игры оценивалась по критерию

точности “попадания” участников в этот запрограммированный результат.

Однако применительно к социально-культурному проектированию этот класс игр

довольно быстро обнаружил свою ограниченность и впоследствии сформировались

специальные виды деловых игр, которые ориентированы на решение проектных

задач в социально-культурной сфере, хотя и игровыми, но принципиально

иными, чем в имитационных играх, методами. Речь идет о играх открытого

типа: проектных, организационно-мыслительных, продуктно-ориентированных,

практически-деловых, рекреационных, “лептонных” социально-инженерных,

консультационных, проблемно-практических, имитационных, практических и

др[93].

5.2. Проективные возможности инновационных игр

В той или иной мере все указанные виды игр берут свое начало от

организационно-деятельностных (ОДИ) и инновационных игр (ИНИ).

Организационно-деятельностные (ОДИ) и инновационные игры (ИНИ) имеют

сходные черты и одновременно различаются по ряду параметров, что мы и

попытаемся проследить в форме сопоставительной таблицы:

|Элементы и специфические черты игры |ОДИ |ИНИ |

|Организация работы проводится в нескольких рабочих|+ |+ |

|группах | | |

|Выступления групп в дискуссиях со своими докладами|+ |+ |

|Применение приемов распредмечивания, |+ |+ |

|проблематизации, целеполагания, самоопределения, | | |

|рефлексии, схематизации, позиционного анализа | | |

|Смешанный характер игры |- |+ |

|Использование специальных процедур (организация |+ |- |

|конфликта и т.п.) | | |

|Ориентация только на наиболее подготовленных |+ |- |

|участников и возможность “отсева участников” игры | | |

|Ориентация на всех участников и содействие |- |+ |

|раскрытию их способностей в ходе игры | | |

|Ориентация на интересы заказчика |- |+ |

|Использование специального — искусственного языка |+ |- |

|для игрового общения | | |

|Использование реального языка |— |+ |

Как нетрудно убедиться из приведенной таблицы, по формально-

организационным признакам и те и другие игры выглядят практически

одинаково. И там и там участники работают в командах и взаимодействие

команд происходит в форме дискуссий на пленарных заседаниях. Применяются

практически одни и те приемы организации мыследеятельности.

Однако по ряду параметров эти классы игр существенно отличаются.

Например, в ОДИ группы имеют однородный характер. Например если проводится

игра по оптимизации системы управления учреждениями культуры в регионе, то

формируются группы, каждая из которых олицетворяет тут или иную позицию в

реальной структуре управления культурой: преподавателей, управленцев

областного, районного уровня, директоров учреждений, работников

методических органов. Поскольку в группе собраны однородные “позиционеры”

налаживание коммуникации между представителями разных позиций

осуществляется на дискуссиях.

Особенность ОДИ проявляется также в том, что в качестве одного из

главных средств здесь используется прием организации продуктивного

конфликта. На практике это приводит к разобщению людей, психологическим

срывам участников, возникновению между ними реальных конфликтов. В ИНИ

делается все, чтобы не причинить ущерб в какой бы то ни было форме

участникам.

Опыт показал, что ОДИ ориентированы в итоге не столько на решение

конкретных проблем, сколько на развитие самих себя, породившей их

методологии — дальнейшее совершенствование средств организации мышления и

деятельности. В свою очередь, ИНИ целиком ориентированы на интересы

заказчика.

В ходе ОДИ значительный отсев участников (порой до 50-70%), которые

уезжают с игры, получив психологические и моральные травмы, не сумев

встроиться в игровой процесс считается обычным делом. В ИНИ отъездов по

таким причинам, как правило, не бывает.

В ОДИ вся работа ведется на искусственном — методологическом — языке.

Овладение им для участников — на протяжении значительной части игры

составляет главное содержание их деятельности и порой это становится

главным препятствием как к участию в игре, так и получению продуктивных

творческих результатов. В ИНИ работа ведется на общепринятом

профессиональном языке участников, что позволяет сконцентрировать их усилия

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.