реферат бесплатно, курсовые работы
 

Основы социокультурного проектирования

— Внедрение новой техники и технологий в сфере культуры;

— Содержание и обеспечение деятельности федеральных учреждений

культуры и искусства.

— Совместно с Министерством социальной защиты населения Министерство

культуры финансирует такие программы как “Дети-инвалиды и культура”;

“Летний отдых детей”; “Дети Севера”; “Дети семей беженцев и переселенцев”;

“Дети и культура”; “Одаренные дети”.

Министерством культуры России была определена и форма типовой заявки

на участие в федеральной программе, которая несколько отличается от

требований к заявкам со стороны неправительственных Фондов и некоммерческих

организаций (структура заявки такого рода дана в разделе “Внебюджетные

источники финансирования”).

Структура заявки на участие в федеральной подпрограмме “Сохранение и

развитие культуры” включает следующие разделы:

1.Титульный лист, который содержит: номер и название разделов

подпрограммы; название предлагаемого проекта; указание организации-

исполнителя; руководителя проекта и авторскую группу; состав исполнителей;

сроки осуществления проекта.

2.Актуальность проекта. В данном разделе необходимо сформулировать ту

группу проблем, на решение которых ориентирован данный проект (т.е.

обозначить противоречия , недостатки, сложности , характерные для той сферы

культурной жизни, в которой будет осуществляться проект); обозначить по

возможности те последствия (социальные, демографические, социально-

культурные и др.), которые возникнут в том случае, если проблемы не будут

решены; показать связь характеризуемой проблемы с функциями вашей

организации, учреждения.

3.Цели и задачи проекта.

4.Содержание проекта и этапы его реализации.

5.Новизна и федеральная значимость проекта.

6.Разделы проекта, представляющие интерес для международного

сотрудничества ( в т.ч. и со странами ближнего зарубежья).

7.База реализации проекта и организация-исполнитель.

8.Объем и содержание уже выполненных работ.

9.Бюджет проекта (общая сумма затрат, распределение по статьям

бюджета, источники финансирования).

6.3. ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ

Одним из ресурсов развития культурно-досуговой сферы является поиск

внебюджетных источников финансирования. Актуальность данного направления

совершенствования системы финансирования вызвана, во-первых,

ограниченностью бюджетных средств, выделяемых на культуру в последние годы.

Как известно, установленные законодательством о культуре нормативы

федерального и местных бюджетов не выполняются. Во-вторых, знание стратегии

и тактики поиска внебюджетных источников финансирования актуально в связи с

тем, что в последнее время появилось большое количество фондов, ассоциаций,

коммерческих фирм, готовых финансировать проекты в сфере культуры,

искусства и досуга.

Фонды. Основным внебюджетным источником финансирования социокультурных

программ являются Фонды, которых только на территории Российской Федерации

насчитывается несколько десятков. В сфере культуры и искусства действуют

такие известные фонды как Международный Фонд “Культурная инициатива” (Дж.

Сорос); Фонд помощи творческой молодежи; Международный Евразийский Фонд

“Демократические реформы. Средства массовой информации. Развитие

негосударственных организаций”; Фонд Г.Вишневской; Фонд художников Белютина

и Молевой; Фонд Фахтангова, 12-А”. Фонды в общественно-политической и

социальной сфере: Институт “Открытое общество” (аккредитованное

представительство расположенной в Нью-Йорке благотворительной организации

“Открытое общество”, которая координирует работу независимых национальных

фондов, действующих во многих странах мира. Основатель Джордж Сорос), Санкт-

Петербургский центр “Стратегия” и др.

Рассмотрим типичную структуру заявки на получение средств из фонда:

1. Титульный лист ("визитная карточка" программы). Он содержит

следующую информацию:

— Название проекта, которое должно быть кратким, образным и ярким

(напр. "Возвращенные имена", "Будущее не ждет", "Живая история", "Истоки" и

т.д.);

— Организация-исполнитель название, адрес, телефон, номер расчетного

счета);

— Организация-партнер, т.е. государственная или общественная

организация, поддерживающая программу или принимающая участие в ее

реализации — ее наименование, адрес, вклад в проект;

— Руководитель проекта — ФИО, звание, должность;

— Радиус действия программы;

— Срок выполнения (как правило, не более 2-3 лет);

— Стоимость проекта (требуемый объем финансирования и доля источников

финансирования).

2. Аннотация программы (не более двух страниц). Она представляет собой

краткое изложение проекта, предельно конкретно, сжато и выразительно

отражающая смысл его основных разделов. В ней содержится информация о

заявителе, его прежних достижениях, излагается актуальность программы, ее

цели, задачи, форма реализации и содержание деятельности, ресурсы

организации, запрашиваемая сумма.

3. Введение. Основная задача это раздела заявки — показать связь между

интересами организации, разрабатывающей программу и интересами

финансирующего органа.

Введение содержит: цели и задачи учреждения или организации, подающей

заявку; ресурсы организации (финансовые, материально-технические, кадровые

и т.д.); уникальность организации, ее наиболее впечатляющие достижения;

оценку и признание результатов прежних проектов, аналогичных предлагаемому;

прецеденты финансовой поддержки, получаемой из других источников;

доказательства уровня квалификации и компетентности, необходимого и

достаточного для выполнения поставленных задач.

4. Актуальность проекта. В этом разделе дается характеристика

ситуации, определяющей актуальность проекта, т.е. описание проблем, которые

необходимо решить с помощью данного проекта. Здесь необходимо учитывать

следующее:

— в характеристику ситуации не следует включать внутренние проблемы

деятельности организации или учреждения (например, недостаток финансовых

средств, отсутствие кадров, слабая материально-техническая база и т.п.);

— обозначенные проблемы, определившие актуальность программы,

необходимо проиллюстрировать материалами социологических исследований,

публикациями в прессе, статистическими данными;

— проблемы, решаемые в рамках проекта, связать с функциями и задачами

организации;

— масштаб проблем должен быть в пределах разумного, а их характер и

содержание должно быть связано с интересами организации, выделяющей

средства.

5. Цели и задачи проекта. Следует обратить внимание на то, чтобы цели

были связаны с проблемами, а задачи представляли собой конкретные и

поддающиеся измерению способы изменения ситуации, характеристика которой

давалась ранее.

6. Методы. Этот раздел содержит описание форм и содержания

деятельности (мероприятий), необходимых для получения желаемых результатов

с помощью имеющихся ресурсов. Финансирующей организации должно быть ясно:

что будет сделано; кто, как, когда и в какой последовательности будет

осуществлять действия; какие ресурсы будут при этом использованы.

Формулируя эти позиции, важно проследить смысловую и содержательную

взаимосвязь логической цепочки "проблемы — цели — задачи — методы".

7. Бюджет (смета расходов). В сложившейся практике финансирования

некоммерческих проектов и программ наиболее типичными являются следующие

статьи бюджета:

— оплата труда;

— консультации и контрактные услуги;

— аренда помещений, коммунальные услуги;

— аренда и покупка оборудования;

— расходные материалы (канцелярские принадлежности, книги, проезд на

транспорте и т.п.);

— прочие расходы (телефонные разговоры, проведение конференций,

совещаний, организация и проведение исследований).

Спонсоры. Формы финансовой помощи со стороны фирмы, банка,

общественной организации могут быть самыми различными — непосредственное

финансирование проектов программ; предоставление фирмой или организацией

товаров, услуг; предоставление льготных кредитов и др.

Главными условиями получения средств в данном случае являются:

1. Наличие благоприятного имиджа той организации, которая просит

деньги (имидж — это наличие собственного «лица», некоторые признаки,

отличающие данную организацию от всех других, благоприятное общественное

мнение). Для формирования позитивного образа организации (в глазах

общественности, в средствах массовой информации) большое значение имеет

участие в проведении или финансирование мероприятий и благотворительных

программ для социально ослабленных категорий и групп населения, проведение

пресс-конференций и презентаций, посвященных началу или окончанию социально

значимых проектов, издание бюллетеней с рассказом о благотворительных

акциях и т.д.

Имидж организации во многом определяется ее миссией, т.е. социальной

значимостью, ролью, назначением организации, которое должно быть известно

населению, средствам массовой информации, властям, потенциальным спонсорам.

Миссия оформляется в виде одной странички текста, из которого должно быть

ясно: кто вы; что вы делаете; чьим интересам служите.

Залогом благоприятного решения в пользу финансирования проекта

является также личное обаяние человека, вступающего в диалог со спонсором,

владение им техникой межличностной коммуникации.

2. Знание возможных мотивов финансирования проекта. Автору программы

или заявки (или представителю организации-просителя), вступающему в диалог

со спонсором, необходимо не просто знать мотивы финансовой

благотворительности, но очень важно проговорить (или оформить в тексте

заявки) те проблемы, которые волнуют организацию-спонсора, предельно

конкретно и точно сформулировать:

— что вы хотите получить и под что конкретно;

— что вы можете дать организации-спонсору;

— в чем сильная сторона вашей организации (ее уникальность,

непохожесть);

— какова общественная значимость того дела, которое нуждается

финансировании.

В процессе общения с представителем организации-спонсора следует иметь

в виду, что стимулом к выделению средств могут быть следующие мотивы:

— доступ к рынку с помощью финансируемой акции;

— реклама продукции (особенно, если такая реклама запрещена[101];

— ассоциативный престиж — название корпорации ассоциируется с именем

известной личности, по отношению к которой оказывается благотворительность;

— имидж предприятия — финансирование культурных мероприятий с целью

повышения его привлекательности для сотрудников, населения, а также как

способ заявить о своей финансовой состоятельности.

Мотивы личной благотворительности (спонсорства, меценатства) связаны,

как правило, с налоговыми льготами (рациональная выгода); чувством

социальной ответственности (чувством долга — перед обществом, культурой);

личным искуплением (чувством вины, страха); стремлением адаптироваться к

обществу, культуре, социальному окружению (снять личностный дискомфорт,

вызванный неблагоприятным общественным мнением); потребностью в личностной

самореализации (поиском в благотворительности дополнительных источников

смысла жизни).

Таким образом, мотивы индивидуальной благотворительности могут быть

связаны как с рациональной выгодой, так и продиктованы желанием избавиться

от ряда проблем, стремлением удовлетворить актуальные для личности

потребности.

К сожалению, в настоящее время данный ресурс финансирования проектов

(да и сферы культуры в целом) используется не в полной мере. Проблемы

получения внебюджетных источников заключаются в отсутствии технологий

взаимодействия с финансовыми структурами (слабо развития техника

межличностной коммуникации, неумение оформить заявку и др.), в неразвитости

инфраструктуры благотворительной деятельности и несформированности самого

института благотворительности.

Средства населения, получаемые в результате коммерческой деятельности.

Как уже отмечалось, основным источником финансирования социально-культурных

программ является бюджет (федеральный, местный) и фонды (централизованные,

целевые, международные, благотворительные и др.).

Однако дефицит бюджетных средств делает весьма актуальным

использование такого источника финансирования как средства населения. В

идеальном варианте каждый проект должен предусматривать виды деятельности и

определенного рода услуги, которые будут оплачиваться населением. Сегодня,

когда культура испытывает значительный дефицит финансовых средств, этот

участок работы является необходимым и занимает весьма существенный объем

деятельности учреждений культуры, досуга, спорта.

В этой связи необходимо знание некоторых общих закономерностей

разработки коммерческих программ, методов определения наиболее

перспективных и пользующихся максимальным спросом у населения услуг и видов

деятельности.

Прежде всего следует отметить, что полноценная коммерческая

деятельность возможна в условиях свободного и сформировавшегося рынка. А

рыночные отношения, независимо от сферы проявления, могут эффективно

функционировать при наличие абсолютного права любого человека или

организации производить, продавать и покупать все, что угодно (учитывая,

конечно, законы и требования общественной морали); права свободной покупки

и свободной продажи по свободной цене, на которую есть покупатель и права

доступа в любые отрасли производства и оказания услуг без каких-либо

ограничений, кроме тех, которые установлены законом.

Отмечая особенности коммерческой деятельности в сфере культуры,

следует подчеркнуть, что здесь, как правило, нет «вещного» содержания

товара, он здесь носит характер услуги, т.е. некоторого комплекса работ,

выполняемых в целях удовлетворения потребностей граждан, социальных групп и

организаций.

Успех коммерческой деятельности зависит от целого ряда технологий и

приемов, которые связываются в литературе с двумя понятиями: менеджментом и

маркетингом. Менеджмент определяется как совокупность методов и приемов

изучения и удовлетворения интересов и потребностей личности, социальных

групп, организаций. Маркетинг – одна из функций менеджмента, которая

предполагает владение специальной технологией, а точнее, это процесс,

посредством которого прогнозируется, расширяется и удовлетворяется спрос на

товары, идеи и услуги путем их разработки, продвижения и реализации

(обмена). Объектами маркетинга являются не только промышленные товары, но и

организации, люди (политические кандидаты), отдельные территории (например,

просчет возможностей получения прибыли от вложения средств в туризм), идеи.

Следовательно, в таком смысле маркетинг распространяется и на деятельность

некоммерческих организаций, является составной частью культурной политики.

В самом общем виде маркетинг предполагает владение двумя технологиями:

— выявление и удовлетворение потребностей человека;

— стимулирование и управление спросом.

Ориентация на удовлетворение потребностей – основополагающий принцип

маркетинга, ибо в основе принятия решения купить товар или услугу лежит

некая нужда, проблема, необходимость. Социально-психологическую базу

технологий выявления и удовлетворения потребностей человека лежит теория

потребностей лидера американской гуманистической психологии А.Маслоу. Его

классификация человеческих потребностей включает несколько уровней:

физиологические потребности (в сексе, воспроизводстве людей, отдыхе, пище,

дыхании, здоровье, одежде, жилище); экзистенциальные (в безопасности,

защите, уверенности в завтрашнем дне, в стабильности); потребность в

принадлежности (в общении, заботе о других, внимании к себе); потребность в

авторитете, уважении (престиже, одобрении, признании, в служебном росте,

самоутверждении); потребность в творческом самовыражении и самореализации.

Первые две группы потребностей А.Маслоу назвал первичными, остальные

три – вторичными, т.е. приобретенными. Выйти на уровень вторичных

потребностей, по его мнению, можно лишь в том случае, если будут

удовлетворены потребности первой и второй группы. Специалисты по маркетингу

подтверждают данную закономерность: чем теснее товар или услуга связана со

здоровьем, безопасностью человека, тем охотнее он платит за них деньги.

Технология выявления и удовлетворения потребностей человека

представляется достаточно сложной, особенно для работников социально-

культурной сферы. Здесь сказываются последствия многолетней ориентации на

«массы» и отсутствие навыка работы с отдельным человеком, социальной

группой. Трудности возникают и в связи с неосознанностью личных

потребностей у большой части населения (кроме, конечно, потребностей

первого уровня), их неотрефлексированностью самим человеком, а также

несовпадением потребности и предмета потребления, потребителя услуги

(товара) и покупателя (или заказчика).[102]

Технология управления спросом предполагает владение методами его

изучения, расширения, стимулирования, стабилизации. Спрос – это объем

услуг, за которые различные группы населения готовы заплатить деньги при

данных ценах. Спрос определяет предложение, т.е. тот объем услуг, который

производитель готов продать при данных ценах. В этой связи основная задача

при формировании коммерческих мероприятий или программ – выявить спрос на

продукцию, идеи, услуги и обеспечить его устойчивость. Спрос определяется,

во-первых, утилитарными нуждами населения и организаций (спрос – это

осознанная потребность, это установившаяся взаимосвязь потребности и товара

или услуги, осознание того, «что мне нужно»); во-вторых, определенными

характеристиками товара или услуги (в частности, соответствием уровня

качества потребностям личностей, групп и организаций; качественной

«упаковкой» товара или услуги; его новизной)[103].

Разрабатывая коммерческий проект, предварительно необходимо решить,

как минимум, следующие задачи:

— определить категорию потребителя услуги (состав социальной группы,

ее интересы, проблемы, материальные возможности и др.);

— обеспечить соответствующее качество услуги (или товара), ее

«содержание», предусмотрев при этом соответствующую «упаковку»,

подчеркивающую ее новизну, оригинальность;

— обосновать стоимость услуги с учетом минимальной прибыли. «Держать

прибыль на минимуме» – это закон внедрения товара или услуги на рынок и

условие дальнейшего роста спроса на него.

— изучить возможные источники финансирования (не только население, но

и коммерческие структуры, общественные организации и т.д.).

Таким образом, успех коммерческой программы зависит от качества услуг

(новизна, доступность, низкая цена, которые обеспечивают неоспоримые

преимущества в сравнении с конкурентами) и их конкретного адресата. Товар

или услуга предлагается конкретной социальной группе с учетом ее интересов,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.