реферат бесплатно, курсовые работы
 

Основы социокультурного проектирования

овладению ими.

Опыт разработки социально-культурных программ показывает, что

обращение к интересу как основной характеристике аудитории программы не

всегда эффективно — в силу вторичности интереса (за ним всегда стоит какая-

либо нужда, потребность), его непроявленности, несформированности или даже

деформированности, а также в силу компенсаторного характера того объекта,

на который он направлен. Сфера использования этой характеристики —

коммерческие программы, эффективность которых обеспечивается

предварительным изучением интересов населения и прогнозированием на этой

основе спроса на те или иные услуги и готовности их оплатить.

Однако при этом случае следует иметь в виду, что есть определенные

интересы, консолидирующие большие группы людей и представляющие в этой

связи большую социальную ценность. Неучет этих интересов может вести к

возникновению социального напряжения, появлению у людей проблем, которые

придется, рано или поздно, решать, в том числе и средствами социально-

культурной деятельности.

2. Потребности человека — как осознаваемая и переживаемая им нужда в

определенного рода объектах и условиях, необходимых для его существования и

развития, выступающая источником его активности и определяющая характер и

направленность его чувств, мыслей, поведения, деятельности.

Характеристику потребностей личности необходимо и целесообразно

осуществлять в том случае, если формой реализации проекта будет социально-

культурная общность (клуб, ассоциация, фонд, самодеятельное объединение и

т.п.). Учет в содержании проекта типичных потребностей, приводящих человека

в социально-культурную общность, создаст необходимые предпосылки для

творческой активности личности, обеспечит условия социальной

востребованности ее потенциала, станет гарантией эффективности программы.

Наиболее актуальными потребностями, удовлетворение которых человек

связывает с социально-культурной общностью, являются:

— потребность в признании, справедливости;

— потребность в самовыражении, самоутверждении, доминировании,

лидерстве;

— потребность в социально-психологической включенности, безопасности,

в подчинении, покровительстве;

— потребность в социально-психологической и этнокультурной

идентичности;

— потребность в самореализации, смысле жизни.

3. Основной характеристикой аудитории в социально-педагогическом

проектировании являются личностные (или социально-психологические)

проблемы, определяющие, наряду с социально-культурной проблематикой, цели и

задачи проекта, виды и содержание деятельности.

Источником личностных проблем является проблемная ситуация, которая на

субъективном уровне может преобразоваться либо в задачу (в том случае,

когда субъект обладает возможностями ее разрешения), либо в проблему, когда

субъект осознает невозможность средствами наличного знания и опыта

разрешить определенные трудности и противоречия, возникшие в конкретных

жизненных обстоятельствах.

При характеристике личностных проблем необходимо видеть различные

аспекты и грани их содержания:

Во-первых, личностные проблемы отражают и характеризуют неоптимальное

взаимодействие субъекта и его социально-культурного окружения. В таком

случае их можно рассматривать как внутренние состояния человека,

включенного в противоречивую по своему содержанию среду и испытывающего в

ней определенные преграды, трудности (физические, биологические,

психологические, социальные, культурные), возникающие в процессе

удовлетворения потребностей человека, достижения значимых для личности

ситуаций, благоприятных жизненных обстоятельств.

Во-вторых, личностными проблемами являются противоречия внутреннего

мира человека, вызванные актуализацией противоположных целей, стремлений и

ценностей, внутренней невозможностью реализации жизненного замысла (т.е.

преграды и трудности, обусловленные рассогласованностью внутреннего мира

человека).

В-третьих, проблема есть переживаемое личностью психологическое

состояние, вызванное неудовлетворенными потребностями, недостижимыми

обстоятельствами, неосуществленными жизненными замыслами.

Осознание личностью или группой какого-либо противоречия как проблемы

стимулирует социокультурную деятельность по изменению ситуации, ее

порождающей, поиску новых форм, средств и способов взаимодействия с

социальным и предметным миром, что позволяет рассматривать носителя проблем

в качестве аудитории проекта.

Ниже приведем формулировки личностных проблем, типичных для категорий

и социальных групп, представляющих реальную и потенциальную аудиторию

социально-педагогических программ: одиночество, отсутствие круга друзей,

общения; непризнание ближайшим окружением; непонимание со стороны близких;

потеря авторитета, невозможность влиять на других; социальная

незащищенность личности; отсутствие условий самореализации в труде;

невостребованность личностного потенциала; трудности в общении с

противоположным полом; невозможность реализовать себя в рамках семейных

ролей; невозможность отождествить себя с определенной этнокультурной,

профессиональной, социальной, духовной общностью; ощущение личностной

несостоятельности, собственной ненужности, сомнения в личностной ценности;

утрата (переоценка) доминирующих жизненных ценностей; кризис смысла жизни

(неудовлетворенность прошлым, смысловая и эмоциональная ненасыщенность

настоящего, отсутствие целей в будущем); потеря самоуважения; комплекс

неполноценности; низкая самооценка, неуверенность в себе; робость, боязнь

быть отвергнутым; неудовлетворенность социальным статусом, профессией,

сферой интимно-личностных отношений; неуверенность в завтрашнем дне;

тревога, безнадежность, беспомощность; утрата личностной, социальной или

национально-культурной идентичности и т.д.

Содержание и характер личностных проблем позволяют уточнить объектную

область проектирования социального педагога, которая включает личность и ее

ближайшее социальное окружение — социально-психологическую среду.

Следовательно, социально-педагогические проекты, ориентированных на

разрешение данных проблем, укладываются в две приоритетных области

проектирования: социально-психологическую и духовно-нравственную культуру.

Средства же их решения (т.е. направления и виды социально-культурной

деятельности) могут быть любые — все зависит от идеи проекта, социально-

педагогического потенциала того или иного вида социально-культурной

деятельности, а также соответствующих ресурсов, необходимых для

практической реализации проекта.

Характеризуя аудиторию проекта, необходимо выделить наиболее

сущностные социально-психологические и социально-культурные проблемы,

обосновать их конкретными данными, аргументировать их актуальность,

раскрыть возможности разрешения (или предупреждения) в рамках

разрабатываемого проекта.

В технологии разработки социально-педагогических программ анализ

личностных проблем представляет наибольшую сложность, ибо требует не только

специфических инструментальных навыков, но и способности войти во

внутреннее состояние другого человека.

Для иллюстрации содержательной и смысловой взаимосвязи разделов

“аудитория — проблемы — цели — задачи — содержание деятельности” обозначим

идеи отдельных социально-педагогических проектов и программ, аудиторией

которых являются приоритетные категории населения (как с позиции

общественной значимости, так и с точки зрения возможных источников

финансирования проектов): семья, трудные подростки, лица пожилого возраста,

инвалиды (или лица с ограниченными функциями).

Семья как аудитория социально-педагогического проектирования. Основные

проблемы семьи как потенциальной аудитории социально-педагогических

проектов заключаются в количественном и качественном дефиците социальных

связей родителей, воспитывающих детей; в отсутствии информации о

эффективных методах интеллектуального, физического и психического развития

личности ребенка; в утрате навыков и форм семейного досуга и культурного

сотворчества; в низкой социально-психологической культуре детей и

родителей, ведущей к семейным конфликтам, взаимонепониманию “детей” и

“взрослых”. В семейной атмосфере нарастает внутренняя напряженность,

душевная усталость, все более частыми становятся стрессовые срывы в

отношении детей из-за бытовых неурядиц. Родители все чаще ограничивают

время общения о детьми из-за взаимного отчуждения и хозяйственных забот.

Низкий уровень педагогической и нравственной культуры более чем в половине

семей не позволяет реализовать воспитательные функции, в связи с чем растет

безнадзорность, повышается значимость неформальной среды для досугового

функционирования несовершеннолетних.

Формой реализации проекта, адресованного родителям, испытывающим

обозначенные выше проблемы, может быть семейный клуб (действующий на базе

школы или по месту жительства). Эта форма организации социально-культурной

деятельности является наиболее эффективным способом решения социально-

педагогических и социально-психологических проблем: семейный клуб позволяет

кооперировать воспитательные возможности родителей, создать условия для

обмена педагогическим опытом, организовать богатую по формам и содержанию

жизнь самодеятельного объединения, которое становится воспитывающей и

развивающей социокультурной средой.

Клуб может включать самые разнообразные виды и направления

деятельности: кружки конструирования, истории и архитектуры, объединения

любителей головоломок и кроссвордов, различные студии, игротеки,

организацию прогулок с малышами, приготовление уроков, занятия спортом,

организацию совместных праздников, вывоз детей на природу, туристические

подходы и поездки в другие города, организацию летних лагерей и др.

Организаторами этих видов деятельности могут быть как профессиональные

педагоги и психологи, так и сами родители. При это необходимо учитывать,

что жизнеспособность и социально-педагогическую эффективность семейных

клубов определяет атмосфера доброжелательности и взаимопонимания,

педагогически и психологически оптимальные условия для развития творческих

способностей как детей, так и взрослых.

В качестве примера смыслового соответствия проблемно-целевого и

содержательного блока проекта приведем фрагменты двух программ.

“Музей и семья”[83]. Актуальность программы обусловлена оторванностью

молодого поколения от духовных корней отечественной культуры, забвением и

утратой культурных традиций; падением уровня духовно-нравственных

ценностей, невостребованностью духовного потенциала русской культуры;

утратой семейных форм культурного сотворчества; взаимонепониманием “детей”

и “взрослых”, негативным отношением подростков к традициям и ценностям

“отцов”.

Цели программы — художественное воспитание и развитие детей и

родителей путем приобщения к духовному миру отечественной культуры;

формирование глубоких и доверительных отношений детей и родителей в

процессе совместной художественной деятельности.

Задачи программы: постижение художественного образа произведений

изобразительного искусства путем последовательного изучения произведения,

мастера, эпохи; открытие в художественном образе произведения искусства

духовного мира его творца; построение целостной картины отечественной

художественной культуры, ее стилевой, тематической и духовно-нравственной

уникальности; развитие в процессе художественной деятельности способности к

сочувствию, пониманию, сопереживанию; формирование в клубной общности

доброжелательного психологического климата, психологической безопасности

путем снятия статусных и возрастных различий детей и взрослых, создания

безоценочных взаимоотношений; воспитание навыков и любви к совместной

деятельности детей и родителей.

Форма реализации программы — досуговый семейный клуб, действующий на

базе общеобразовательной школы.

Содержание деятельности:

— Восприятие произведений искусства в подлиннике;

— Анализ художественного образа произведений и обсуждение авторского

замысла (с помощью опорных вопросов, сравнений, демонстрации личного

переживания, ассоциативных игр, пластической имитации элементов

художественного произведения);

— Демонстрация и усвоение приемов художественной деятельности,

практическое ознакомление с материалом, использованным художником;

— Совместное выполнение творческих заданий — рисование на темы “Моя

семья”, “Мое негативное и позитивное впечатление”, “Моя любимая книжка”, а

также лепка, конструирование, творческое фантазирование, пение, танцы и

т.д.

— Совместная работа с художником в мастерской;

— Театрализованные игры, ролевая драматизация сюжетов произведений,

психологические этюды, упражнения по двигательному и эмоциональному

раскрепощению;

— Групповое эмпатическое “вслушивание” и “понимание”;

— “Карнавализация” занятий клуба (присвоение сказочных имен,

позиционное равенство детей и взрослых);

— Взаимное консультирование в процессе выполнения творческих заданий,

подготовки докладов, сообщений;

— Проведение праздников, тематических вечеров, организация экскурсий,

путешествий.

Проект социально-педагогического центра “Семья"

Актуальность проекта определяется: ростом числа родителей,

испытывающих проблемы в воспитании и общении с детьми; увеличением

количества детей, имеющих затруднения в учебе, общении со сверстниками и

старшими; частотой проявлений асоциального и антисоциального, вплоть до

противоправного, поведения детей и подростков в сфере досуга; отсутствием в

дошкольных учреждениях и школах квалифицированной психологической и

социально-педагогической помощи, а также соответствующих обучающих и

развивающих программ, учитывающих индивидуальные особенности ребенка.

Цели и задачи проекта: создание в городе условий, обеспечивающих

оптимальное развитие личности ребенка в соответствии с его индивидуальными

и возрастными особенностями; комплексное решение проблем, связанных с

социализацией, реабилитацией, адаптацией развитием творческого потенциала у

детей, имеющих личностные проблемы, путем интеграции интересов и ресурсов

учреждений образования, здравоохранения, культуры, правоохранительных

органов; оказание психолого-педагогической и психологической помощи детям и

родителям; организация досуга детей и родителей, создание условий для их

совместного творчества.

Примерная структура центра: отдел прогноза; отдел психологической

поддержки семьи и детства; отдел реабилитации и коррекции детей и

подростков; отдел досуга и творчества.

Содержание деятельности структурных подразделений центра:

— Отдел прогноза: социологическое и психодиагностическое обследование

детей и подростков, создание по итогам банка данных; разработка программ

опытно-экспериментальной работы; повышение квалификации педагогов.

— Отдел психологической поддержки семьи и детства: предупреждение

тяжелых нарушений адаптации ребенка в семье, школе; работа с детьми,

имеющими нарушения социальной и психологической адаптации — консультации,

организация службы доверия и службы психологической поддержки, создание

приюта кратковременного проживания, клуба взаимоподдержки.

— Отдел реабилитации и коррекции детей и подростков: коррекция речевых

и двигательных нарушений; социально-психологический тренинг; создание групп

семейной психотерапии (арттерапии, игротерапии и т.д.); организация

творческих мастерских для детей с отклонениями в поведении; разработка

программ индивидуального обучения (трудотерапия).

— Отдел досуга и творчества: создание “Школы раннего гармонического

развития”; коллективов художественной самодеятельности (оркестровая студия,

театральный коллектив, хоровая студия, литературный салон); организация

клубов по интересам (для многодетных семей, клуба молодой семьи, клуба

молодого бизнесмена и др.); создание центра технического творчества и

компьютерной грамотности.

Мероприятия по реализации проекта: разработка нормативно-

регламентирующей и учредительной документации; подбор и оснащение

помещения; экономическое, материально-техническое и кадровое обеспечение

Центра.

Неблагополучные подростки: проблемы и проектные замыслы. Социально-

культурные проблемы, носителями которых являются сегодняшние подростки,

связаны со снижением моральных критериев во взаимоотношениях; неразвитой

способностью к состраданию, сопереживанию, эмпатии; девальвацией ценности

образования, труда; отсутствием интереса к культурному наследию, истории

своего края; разрушением духовно-нравственной атмосферы в семье; ростом

криминальной активности и отклоняющихся форм поведения и др.

В сегодняшней ситуации действие целого ряда факторов придает этим

проблемам особую остроту. В частности, резко изменилась ситуация в сфере

семейного воспитания: отмирает старая система патриархальной семьи с ее

многодетностью, объективной необходимостью раннего включения в дела семьи,

труд, неформальным соседским контролем, преемственностью экономического,

социального, профессионального статуса из поколения в поколение,

патриархальным авторитетом деда и отца, монополией семьи (вместе со школой)

на передачу информации. Увеличивается число неполных семей, а также семей,

в которых действуют источники криминогенного влияния на детей. На общем

уровне духовности подростков отрицательно сказывается потребительски-

престижное воспитание, ориентирующее детей на добывание вещей как самоцель,

способ самоутверждения, идеологическая сумятица старших.

В сфере учебной деятельности все более заметными становятся "ножницы"

между естественным признанием учебы в качестве ведущей деятельности и

фактическим отношением к школе детей и подростков. Значительная часть

педагогов профессионально непригодна к воспитательной работе. Нет ресурсных

предпосылок для дифференциации и индивидуализации обучения. Отсутствуют

возможности реального контроля за педагогической деятельностью и ее

результатами со стороны общественного мнения родителей.

Ситуация усугубляется деятельностью средств массовой информации: идет

показ социальных отклонений с упором на "вину" общества и игнорирование

тезиса и личной ответственности; распространяется информация о видах и

способах преступного поведения; постоянно акцентируется "беспомощность"

органов правопорядка, создающая иллюзию силы и безнаказанности

преступников; идет избыточная натуралистическая демонстрация сцен

жестокости, убийств, расправ, насилия, бесстыдства; с эстрады

распространяются "блатные" песни, сеящие ненависть к органам правопорядка и

воспевающие преступный мир. Низкий культурный уровень подростков,

некритичное отношение к модным сюжетам меняет представление о границах

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.