реферат бесплатно, курсовые работы
 

Основы социокультурного проектирования

проблем, потребностей, возможностей. Для этого необходимо планировать

именно те услуги (т.е. знать реальный спрос населения на те или иные виды

деятельности), за которые население готово платить деньги при данных ценах.

Учитывая, что различные группы населения по разному реагируют на

предложенные услуги, целесообразно производить классификацию социальных

групп по различным критериям — общему интересу, характеру проблем,

содержанию потребностей. Недифференцированный вариант, когда предлагается

услуга в расчете на случайного потребителя, как правило, мало эффективен.

Критерий классификации социальных групп в данном случае может быть еще

более «мелким», чем при формировании некоммерческих социально-культурных

программ. Например, услуги можно предлагать не просто категории родителей,

а молодым людям, вступившим в брак и ожидающим ребенка; супружеским парам,

имеющих детей дошкольного возраста; неполным семьям, имеющим одного из

родителей; зрелым супружеским парам; пожилым супружеским парам, дети у

которых живут отдельно и др.

Управление спросом предполагает не только учет потребностей, проблем и

интересов конкретной группы населения, потребностей, но и формирование

потребности – в тех товарах и услугах, которые производит или готово

производить учреждение. Основными способами стимулирования спроса являются:

расширение социальной базы потребности (сюда входят такие приемы как

«авансирование» потребности, ориентация на моду и ценности, являющиеся

престижным в обществе и др.); расширение возможностей и областей применения

товара или услуги, в которых уже существует потребность.

Коммерческая деятельность культурно-досуговых учреждений может

осуществляться по нескольким направлениям:

1. Организация досуга населения (и оказание соответствующих платных

услуг). Наиболее распространенными формами здесь являются: дискотеки,

дискоклубы; видеосалоны, видеотеки, видеоклубы; концертные (гастрольные)

бюро, группы, организации; клубы атлетической гимнастики, аэробики, ушу и

т.д.; компьютерные клубы; оздоровительные группы; студии звукозаписи,

фотостудии, фотосалоны; игротеки, детские игровые комнаты; мастерские для

бытового технического творчества; выставки самодеятельных авторов;

кабельное телевидение; услуги по проведению различных торжеств и обрядов;

консультации по вопросам культуры, истории, спорта, отдыха и быта.

К этой же группе платных услуг можно отнести курсовую сеть, которая

охватывает сегодня сотни человеческих профессий и увлечений: курсы

иностранных языков, ковроткачество, росписи по тканям, пошив головных

уборов, курсы модных причесок, косметики и макияжа, машинописи,

динамического чтения, курсы домашних медсестер, переплетных работ,

реабилитационной гимнастики, программы обучения технике общения,

ораторскому искусству, школы, курсы, студии, кружки игры на музыкальных

инструментах, пения, актерского мастерства, классического, народного,

бального и современного эстрадного танца, кино-, фото-, изобразительного и

декоративно-прикладного искусства и т.д.

Коммерческие культурно-досуговые программы, преследующие цель

извлечения прибыли, должны носить многопрофильный характер. Например,

действующая на базе клуба хозрасчетная компьютерная студия может выступить

в качестве исполнителя следующих услуг: разработка игровых и обучающих

программ и других программных продуктов; создание «Службы знакомств» с

использованием компьютерной техники для анонимного знакомства людей;

психологическая диагностика с использованием специальных компьютерных

программ; создание специальных программ для частных фирм и предприятий.

Перечень услуг, характерных для сферы досуга, можно продолжать до

бесконечности. Например, в ежедневную программу центра отдыха и развлечений

г.Элдриджа (США) входят следующие занятия: формирование фигуры человека;

свободная гимнастика; йога; гимнастика для желающих по худеть; детская

акробатика; женский волейбол; бейсбол, курсы по оказанию первой медицинской

помощи; изготовление драгоценных украшений; ремонт мебели; изготовление

керамики, ткацкое дело; портное дело; моделирование; кружок фотографов;

кружок кулинаров; пошив модной одежды; танцы для взрослых; танцы для детей;

современные танцы; балет; детский хор; драматический кружок; учебные курсы

хормейстеров; рисунки масляными красками; рисовальный кружок; кружок

любителей игры в бридж; коллективные игры; кружок бойскаутов; кружок

девочек-скаутов; кружок любителей собаководов; кружок знатоков генеалогии

«Знай своих предков».

Необходимо отметить, что организация такого рода услуг осуществляется,

как правило, на принципах самоокупаемости и хозрасчета. Однако в некоторых

случаях, в зависимости от материальных ресурсов учреждения, кадрового

потенциала и задач той программы, частью которой являются эти услуги, они

могут предлагаться на частичной или полной дотации.

2. Помимо организации свободного времени, в качестве источника

получения финансовых средств нередко используется производственная

деятельность (создание ремонтно-строительных групп, ателье, мастерских,

кооперативов, оказание информационных, рекламные и бытовых услуг населению,

предприятиям и организациям). Здесь перечень работ может быть самый

разнообразный: ремонт телерадиоаппаратуры, обслуживание автолюбителей,

производство сувениров, светотехнических устройств, транспортные услуги,

туристические бюро, юридические консультации, медицинское обслуживание,

художественно-оформительские работы, организация туристских маршрутов;

ремонт и реставрация произведений и изделий изобразительного и декоративно-

прикладного искусства, печатных изданий, переплетные работы; разработка

эскизов и оформление интерьеров квартир по заявкам населения и т.д.

3. Посредническая деятельность культурно-досуговых учреждений. Как уже

отмечалось, содержание услуг каждый раз определяется в зависимости от

местных условий (в частности, соотношения спроса и предложения, наличия

конкурентов, квалифицированных специалистов и др.). Поэтому в некоторых

случаях культурно-досуговое учреждение может выступать в качестве

посредника между заказчиком и исполнителем, оформляя отношения этих сторон

юридически и обеспечивая их соответствующими организационными структурами

(банк социальных инициатив; центр инновационных методов и др.) и

специфическими социокультурными технологиями (организация праздничных

вечеров и программ по заказу различных организаций, проведение аукционов,

презентаций, конференций, участие в предвыборных кампаниях и др.).

Средства населения как источник финансирования социально-культурных

программ (и ресурс развития учреждений культуры и досуга) может быть

реализован при высоком профессионализме специалистов, оказывающих услугу,

на основе предварительного маркетингового исследования (оценки

платежеспособного спроса, возможностей конкурентов), а также при

совершенствовании ценовой политики — дифференциации культурного

обслуживания по принципу взаимодополнения блоков: бесплатное обслуживание —

льготная плата — полная плата — повышенная плата.

Совмещая в рамках проекта культуроориентированные и коммерческие

направления, надо представлять себе возможные трудности и ту опасность,

которую несет культура, основанная на коммерции. В этой связи учреждения,

активно осуществляющие коммерческие программы, должны, во-первых, четко

дифференцировать стоимость услуг в зависимости от уровня доходов конкретных

групп населения. При этом бесплатная и льготная плата должны

компенсироваться категориями “полной” и “повышенной” платы (например, цены

на престижные услуги, именные места для высокооплачиваемых граждан). Во-

вторых, учреждению необходимо поддерживать свой положительный «имидж» —

специально проводить мероприятия, формирующие благоприятное общественное

мнение (благотворительные программы для групп населения, нуждающихся в

социальной защите и поддержке, например, олимпиады для детей-инвалидов,

аукционы для пожилых людей); освобождать от платы за обучение малоимущих;

оказывать материальную поддержку деятелям культуры, носителям народных

традиций; участвовать в финансировании престижных мероприятий, имеющих

общетерриториальное значение; издавать нерекламные бюллетени и др. Основная

задача этих мероприятий – общественность должна быть уверена, что

учреждение культуры работает в интересах человека и общества, а не с целью

извлечения прибыли.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ “ПРОЕКТ ФАНДРЕЙЗИНГА”

Проект разрабатывается от имени действующей общественной организации

или благотворительного фонда под конкретную программу.

Например, “Полицейская Ассоциация” разрабатывает фандрайзинговый

проект с целью изыскания средств для реализации программы “Правовая

культура”

Благотворительная организация “Кедр” - под программу Центра

реабилитации (или отдельный проект - Международный семинар “Арт-терапия”.

Ленинградская областная Ассоциация Скаутов” - под программу “Летний

палаточный логерь” (аудитория - воспитанники детских домов и интернатов,

участники скаутских программ, дети сотрудников правоохранительных органов,

подростки, состояшие на учете в ОППН. Задачи - профилактика правонарушений

среди подростков, воспитание чувства патриотизма, физическое развитие и

духовное здоровье).

Структура программы:

1. Характеристика донорского рынка.

а) Состав: фирмы, фонды, частные лица, гос. организации.

б) Возможные мотивы финансирования

2. Обоснование формы субсидий (общая, под проект, на капитальные

вложения, субсидия в специальный фонд, приносящий дивиденды ("эндаумент"),

долевая субсидия, субсидия вызова).

3. Разработка плана кампании.

4. Формирование пакета предложений.[104]

5. Определение состава сопроводительных материалов.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

-----------------------

[1] Формулировки основных дидактических единиц можно использовать в

качестве вопросов для повторения и контроля знаний по каждой главе.

[2] См.: Орлова Э.А. Проблемно ориентированное социокультурное

проектирование. Теория и методология // Теоретические основания культурной

политики. — М., Рос. институт культурологии, 1993.

[3] Зуев С.Э. Культура в контексте развития // Вопросы методологии,

1991— №2. — С. 21-27.

[4] Орлова Э. Проблемно ориентированное социокультурное

проектирование. Теория и методология // Теоретические основания культурной

политики. — М., Рос. институт культурологии, 1993.

[5] Орлова Э.А. Культурная политика в контексте модернизационных

процессов // Теоретические основания культурной политики. — М., Рос.

институт культурологии, 1993. — С.

[6] Такое самоопределение проектировщика не фиксирует его

принадлежность к данной культуре (и норме), оно не является также

профессиональным, социальным или культурным актом — скорее, это

самоопределение философа, указывающего на способ и специфику своего

использования мыслительных средств и категорий. В данном случае происходит

как бы отделение от “своей” культуры, и в момент этого отделения

традиционная культурная норма исчезает, а новую только предстоит создать.

При этом единственным материалом философа остается его собственное “Я” как

полигон и источник новой нормативности. — См. подробнее: Зуев С.Э. Культура

в контексте развития // Вопросы методологии, 1991 — №2. — С. 21-27.

[7] См.: Зуев С.Э. Указ. соч.

[8] "Евразийцы" называли такое образование "симфоническим" (или

соборным) субъектом культуры, "культуро-личностью", которая не есть

агломерат или простая сумма индивидуальных субъектов, но их согласованное

множество в единстве (Н.С.Трубецкой, Л.П.Карсавин). Такой "соборный"

субъект, считали они, есть действительность, не меньшая, но даже большая,

чем отдельный индивидуум.

[9] См.: Сельвестров В.В. Культура как предмет теории // Культура.

Традиции. Образование. — М., Рос. институт культурологии. 1993; Тасалов

В.И. Между культурой и некультурой. Характеристика основных форм

культурного процесса // Информкультура: Культура в современном мире: опыт,

проблемы, решения. — М., 1994, вып.10; Каган М.С. Философия культуры. —

СПб, 1996.

[10] См.: Тасалов В.И. Указ. соч.

[11] Всесторонний и детальный анализ этого пласта культуры дан в

монографии А.С.Запесоцкого “Молодежь в современном мире: проблемы

индивидуализации и социально-культурной интеграции”. — СПБ, 1996.

[12] См.: Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство,

1979.

[13] Известно, что для оптимального развития ребенка, для того чтобы в

нем сформировался необходимый социальный минимум подлинно культурных

навыков обращения с предметным окружением, чтобы он вырос “культурно

защищенным и творчески вооруженным на встречу с окружающим его миром”, ему

нужны игрушки, книги, картины и т.д.

[14] Любимова Т.В. Будущее — это истина прошлого // Экология культуры.

— М., НИИ культуры. 1991.

[15] См.: Любимова Т.В. Указ. соч.

[16] Т.В.Любимова считает, что если на месте храма возникает музей, то

здесь Духа уже нет, а есть его театрализованное воспроизводство. Музей и

памятник с духовной точки зрения есть процесс “заключения”, “запечатывания”

культуры, связанный с отказом от будущего, обессмысливанием прошлого и

опустошением настоящего. “Музей — это немножко всегда пародия” Т.е.

культура в лице памятников и музеев пребывает в вечном настоящем, она

отсечена от прошлого и будущего, вывернута наизнанку, она вынесена из

времени, а значит, из сферы духа.

[17] См.: Марков А.П. Отечественная культура как предмет

культурологии. Учебное пособие. — СПБ, 1996.

[18] См.: Запесоцкий А.С. Гуманитарная культура и гуманитарное

образование. -СПБ, 1996.

[19] Вероятно, переориентация в ХХ веке культурной деятельности с

вопроса “что” на проблему “как” (или рост соответствующей тенденции)

обусловлена прежде всего кризисом духовно-нравственных оснований

национальных культур.

[20] К этому типу можно отнести современные культуры западных стран и

США.

[21] В этой связи можно высказать одно предположение: баланс тенденций

сохранения и изменения близок правилу “золотого сечения” — 1/3 — таково

должно быть соотношение суммы новаций и традиций.

[22] См.: Генисаретский О.И. Регионализм, средовое проектирование и

проектная культура // Экология культуры. — М.,НИИ культуры, 1991.

[23] В качестве примера можно привести Нефтеюганский район и город —

социально-инфраструктурная составляющая здесь, практически, едина и

расположена, в основном, в городе, а административные структуры города и

района — разные.

[24] Например, Северо-Западный регион, Среднее Поволжье, Урал и т.д.

[25] О природных детерминантах культурной специфики региона

П.Флоренский писал следующее: “Человек и природа взаимно подобны и

внутренне едины. Человек — малый мир, микрокосм. Среда — большой мир,

макрокосм. В среде нет ничего такого, что в сокращенном виде, в зачатке

хотя бы не имелось в Человеке, а в Человеке нет ничего такого, что в

увеличенных размерах, но разрозненно, не нашлось бы у среды”. — Флоренский

П.А. Макрокосм и микрокосм // Богословские труды. — М., 1984. — Вып.24.

[26] В качестве примера проектного решения данной задачи можно

привести программу “Возвращенные имена”, которая была разработана и

реализована в Твери.

[27] Например, в Дзержинском районе г.Санкт-Петербурга программа была

построена именно по этому принципу — в силу того, что в районе,

практически, не было муниципальных учреждений культуры и досуга.

[28] Методологическое обоснование данного принципа и его практическая

реализация в контексте проблем совершенствования университетского

образования содержатся в монографии Запесоцкого А.С. Гуманитарная культура

и гуманитарное образование. — СПБ, 1996.

[29] См.: Выготский Л.С. Мышление и речь. — М., 1934.

[30] См.: Щедровицкий П.Г. Истоки культурно-исторической концепции

Л.С.Выготского. — М., НИИ культуры, 1992.

[31] См.: Иконникова С.Н. Культурное пространство и возрождение России

// День науки в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов.

Материалы конференции. — СПб., 1996. — С.117.

[32] Как известно, развитие есть процесс и результат, который наиболее

продуктивен в энергетическом поле альтернатив и не сводим ни к одной из

них.

[33] Зуев С.Э. Культура в контексте развития // Вопросы методологии,

1991, №2, стр. 21-27.

[34] На личностном уровне для характеристики изменений, полученных в

результате реализации проекта, уместна категория “преображение” — она

фиксирует целевую установку и качество культурного развития личности — ее

новый образ, “образованность”.

[35]Дело в том, что сохранение носит более выраженный характер во всех

“азиатских” и восточных культурах. Например, в Японии в основу

государственной культурной политики положен принцип преемственности,

развития как восстановления и совершенствования традиционных социальных

институтов и форм бытия, которые должны быть переданы будущим поколениям.

Японцы считают, что включенность в собственную традицию создает культурную

память, “глубину”, “тылы” общественной жизни.

[36] Например, в 70–80-е годы от прямых политических репрессий

советское государство перешло к идеологической ликвидации и подавлению

инакомыслия.

[37] См.: Великоречин А. Всему голова // Клуб, 1991. — № 12.

[38] Орлова Э.А. Культурная политика в контексте модернизационных

процессов // Теоретические основания культурной политики. — М., Рос.

институт культурологии, 1993.

[39] См.: Дридзе Г.М., Орлова Э.А. Основы социокультурного

проектирования. -М., 1995.

[40] См.: Орлова Э.А. Проблемно ориентированное социокультурное

проектирование. Теория и методология // Теоретические основания культурной

политики. — М., Рос. институт культурологии, 1993.

[41] См. проект “Музей и семья”.

[42] Специфика личностных проблем, технология их анализа будут даны в

последующих разделах пособия.

[43] См. раздел пособия “Содержание социально-культурных проблем и

варианты их проектных решений”.

[44] По мнению Э.А.Орловой, на этом уровне анализа ситуации выделение

ее относительно неизменных и подвижных элементов целесообразно вести по

следующим общезначимым измерениям: структура общественного разделения труда

как установленные в обществе типичные виды занятости членов общества и

связей между ними; характер распределения общественного богатства как

источник обеспечения членов общества; совокупность юридических законов,

регулирующих жизнь общества; ценности, утвержденные в рамках лидирующих

институтов. При социокультурном проектировании на этом уровне по каждому из

выделенных измерений в ситуации определяются те элементы, которые могут

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.