реферат бесплатно, курсовые работы
 

Основы социокультурного проектирования

Основы социокультурного проектирования

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Марков А.П., Бирженюк Г.М.

ОСНОВЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Учебное пособие

Санкт-Петербург

1997

СОДЕРЖАНИЕ:

ПРОЕКТНАЯ СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 4

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ 8

1.2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ 8

1.3. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ 19

1.4. КУЛЬТУРА КАК ОБЛАСТЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ)

26

1.5. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СФЕРА КАК ОБЛАСТЬ ПРОЕКТИРОВАНИЯ 36

1.6. ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ 42

ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ АНАЛИЗА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ 58

2.1. СУЩНОСТЬ ПРОБЛЕМНО-ЦЕЛЕВОГО АНАЛИЗА 58

2.2. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА СИТУАЦИИ 59

2.3. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ И ЕЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ (ПОЛЯ И СФЕРЫ

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ) 62

2.4. ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК ЭЛЕМЕНТ АНАЛИЗА СИТУАЦИИ 65

2.5. ТИПЫ ПРОБЛЕМ И ТЕХНОЛОГИЯ ИХ АНАЛИЗА 69

2.6.СОВРЕМЕННАЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ И ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

72

2.7. СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ПРОБЛЕМ И ВАРИАНТЫ ИХ ПРОЕКТНЫХ

РЕШЕНИЙ 80

2.8. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО РЕШЕНИЯ “ОТРАСЛЕВЫХ”

ПРОБЛЕМ 107

ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 123

ГЛАВА 3. СПЕЦИФИКА И ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ РЕГИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУРНЫХ ПРОГРАММ

130

3.1. СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ

РЕГИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ 133

3.2. ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ПРОГРАММ

141

3.2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ

КУЛЬТУРЫ 155

ГЛАВА 4. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЛОКАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ И

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 167

4.1. СПЕЦИФИКА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И

ПРИКЛАДНОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ 167

4.2. ЛОГИКА И ТЕХНОЛОГИЯ ОБОСНОВАНИЯ ЗАМЫСЛА ЦЕЛЕВОГО ПРОЕКТА 175

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПРОЕКТОВ I ТИПА 178

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПРОЕКТОВ II ТИПА 190

4.3. ХАРАКТЕРИСТИКА АУДИТОРИИ КАК ОСНОВА РАЗРАБОТКИ СОЦИАЛЬНО-

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОГРАММ 193

ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 217

ГЛАВА 5. ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ 224

5.1. ТИПОЛОГИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ИГРОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ 224

5.2. ПРОЕКТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ ИГР 227

5.3. ПРИНЦИПЫ ИГРОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ 229

5.4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА ИННОВАЦИОННЫХ ИГР

234

5.5. ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ИГРЫ ПО РАЗРАБОТКЕ ГОРОДСКОЙ

ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ 238

ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ: 247

ГЛАВА 6. СТРАТЕГИИ ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ПРОЕКТОВ И ПРОГРАММ

248

6.1. УСЛОВИЯ ПОЛУЧЕНИЯ СРЕДСТВ (ИЗ БЮДЖЕТНЫХ И ИНЫХ ИСТОЧНИКОВ) 248

6.2. БЮДЖЕТ КАК ИСТОЧНИК ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ПРОГРАММ 251

6.3. ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ 255

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 269

ПРИЛОЖЕНИЯ Ошибка! Закладка не определена.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПОДПРОГРАММЕ “СОХРАНЕНИЕ И

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ” 267

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ ПРОГРАММ МЕЖДУНАРОДНОГО ФОНДА

“КУЛЬТУРНАЯ ИНИЦИАТИВА” 272

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. АННОТАЦИЯ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ

ПОЛИТИКИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА НА 1996-1997 ГОДЫ. Ошибка! Закладка не

определена.

Проектная сущность социально-культурных технологий

(Вместо введения)

Одной из основополагающих характеристик “человека культурного”

является его способность к проективной деятельности, т.е. продуктивному

воображению, творческому и свободному преобразованию реальности на основе

“модели потребного будущего”. Эта способность задается самой сущностью

культуры, которая есть прежде всего совокупность “проектных” (т.е.

идеальных, духовных) способов и результатов освоения и преобразования мира

— природы, общества, самого человека. Смысл культурной деятельности

заключается в ее “улучшающем” характере, в “культивировании” всех

составляющих человеческого бытия, в способности выводить человека за свои

пределы в форме целеполагания, конструирования идеального образа человека и

мира. В процессе производства (и освоения, потребления) “предмета культуры”

человек рефлектирует относительно его совершенных, идеальных форм —

идеальной структуры художественного продукта, идеальных форм социального

устройства, идеальных отношений между людьми и т.д.

Проективная (или проектная) деятельность относится к разряду

инновационной, творческой деятельности, ибо она предполагает преобразование

реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно

унифицировать, освоить и усовершенствовать.

По способу (методу) проектирования можно выделить философско-

теоретическое проектирование — конструирование моделей мира и человека на

основе рационального мышления; духовно-ценностное проектирование — создание

в рамках религиозно-этических систем идеала, воплощающего представление

конкретной культуры о человеческом совершенстве; художественное

проектирование “второй реальности” с помощью образа, знака, символа и др.

По объекту проектирование может быть социальным (создание моделей

общественных явлений, социальных институтов, новых форм социального

устройства и общественной жизни, разработка систем управления, законов и

т.д.); педагогическим (создание моделей и образов идеального человека в

рамках этических и педагогических систем, самопроектирование личностью

своего развития); инженерным (проектирование “второй природы” из материала

“первой”) и др.

Комбинация различных способов проектирования в соотношении с теми или

иными составляющими объектной области дает нам множество вариантов

проектной деятельности — в виде специализированных технологий. Например,

синтез художественного и технического проектирования рождает технологию

дизайна; соединение различных элементов социального, духовно-ценностного и

педагогического проектирования — идеологию и т.д.

Особое место в системе специализированных технологий занимает

социально-культурное проектирование, которое мы рассматриваем как

мировоззренческую и технологическую основу целого ряда профессий социально-

культурной, социально-педагогической и культурологической направленности.

Каждая из этих профессий имеет свой предмет, цели, задачи и специфические

средства их решения, но в свой сущности представляет собой разновидность

проектной деятельности — ее исходным результатом должен стать проект,

предназначенный для практической реализации. В основе любой профессии

социально-культурной сферы лежит способность подготовить и провести

культурную акцию (или систему мероприятий и акций), предварительно

обосновав ее идею (замысел), определив цели и задачи, предполагаемые

средства их решения. Мероприятие, акция, программа будут эффективными лишь

в том случае, если в их основу будет положен идеальный замысел —

предваряющий действие проект.

Следовательно, успешность деятельности специалиста социально-

культурной сферы во многом зависит от степени овладения им технологией

социально-культурного проектирования, содержание которой составляет

компетентный анализ конкретной ситуации, разработка и реализация проектов и

программ, оптимизирующих основные составляющие человеческой

жизнедеятельности. В этой связи чрезвычайно актуальными становятся

разработка и внедрение в учебные программы предмета “Основы социально-

культурного проектирования”, целевая установка которого состоит в том,

чтобы обеспечить будущих специалистов технологией инновационной

деятельности, методами конструирования, проектирования и программирования

таких объектов как социально-психологическая и социально-культурная среда,

образ жизни, сфера жизнедеятельности; сформировать проектные качества и

способности личности, ее умение конструировать собственные технологические

подходы к решению задач в динамично меняющихся нестандартных ситуациях.

Актуальность овладения основами социально-культурного проектирования

обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область

применения для всех профессий социотехнической направленности. Во-вторых,

владение логикой и технологией социокультурного проектирования позволит

специалистам более эффективно осуществлять аналитические, организационно-

управленческие и консультационно-методические функции в социально-

культурной сфере. В-третьих, проектные технологии обеспечивают

конкурентоспособность специалиста на рынке труда — умение разработать

социально значимый проект и оформить заявку на его финансирование — это

реальная возможность создать себе рабочее место как в рамках существующих

учреждений и организаций, так и вне их.

Структура пособия и специфика изложения материала во многом

обусловлены характером проектной деятельности. В этой связи теоретическую

основу материала нельзя связать с какой-либо одной отраслью научного

знания, поскольку проектирование опирается на принципы и методы самых

различных наук — культурологии, социологии, психологии и т.д.

Каждая глава начинается с перечисления основных дидактических единиц,

которые раскрывают в тезисной форме основное содержание главы и могут

служить основой формулировки вопросов для самоконтроля и оценки уровня

освоения материала.

Особое место в работе занимает материал, раскрывающий методологическую

базу проектной деятельности, поскольку технология социолькультурного

проектирования связана с вмешательством в реальные социокультурные

процессы. Как известно, технология сама по себе “безразлична” к порождаемым

ею результатам — скальпелем хирурга можно избавить человека от болезни, а

можно и лишить его жизни. Вот почему отработка технологических навыков и

приемов должна стать заключительным этапом и итогом образовательного цикла,

логику которого можно выразить семантическим рядом: “ценности — цели —

знания — методы”, отражающим суть подготовки любого специалиста

гуманитарного профиля. Это значит, что в основе овладения любой

технологией должно лежать четыре концептуальных блока (или уровня):

Ценности — это этика, философия профессии, ее методология. Ценности

выражают отношение субъекта к объекту. Цели — это желаемые результаты,

которые специалист предвосхищает, исходя из своего понимания сути культуры,

своей профессии, переживания сегодняшней социокультурной ситуации, видения

в ней определенных проблем. При одних и тех же знаниях о культуре, в

зависимости от ценностных ориентаций проектировщика, мы можем иметь

программы с взаимно исключающей целевой установкой. Данные уровни проектной

деятельности обеспечиваются материалами I и II глав пособия, где

раскрывается теоретические основания и принципы проектирования,

анализируются различные уровни и грани культуры как объекта проектирования,

характеризуется сущность и технология проблемно-целевого анализа,

выявляется специфика современной социокультурной ситуации и описывается

проблемное поле проектной деятельности. В процессе подготовки этих глав

авторы всесторонне учли конструктивные идеи, выводы и положения ведущих

специалистов в области социокультурного проектирования — В.М.Розина,

Т.М.Дридзе, Э.А.Орловой, И.В.Жежко и др.

Знания и методы — это предписания о целях и способах деятельности. В

пособии этой составляющей образовательного цикла соответствуют главы III,

IV, V, VI, в которых описывается технология формирования региональных

культурных программ, дается методика формирования локальных проектов

социально-культурной и социально-педагогической направленности, выявляются

возможности применения игровых методов в проектировании, раскрывается

технология оформление и продвижения заявок на финансирование проектов.

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Основные дидактические единицы: Понятие социокультурного

проектирования (сущность, объект, цели, задачи, приоритетные области).

Программа и проект как результаты проектной деятельности (особенности,

условия и формы осуществления). Мировоззренческие основы проектной

деятельности, целевая установка и варианты проектных стратегий.

Технологические и содержательные элементы проектирования (проблематизация,

целеполагание, инструментализация, развертывающаяся система действий).

Специфика целевого обоснования проекта и формирования его содержательных

разделов. Социально-культурная деятельность как объект проектирования

(содержание и специфика проблемного поля культуры и социума в контексте

проектирования). Содержание процессуальных аспектов культуры и задачи

проектной деятельности. Предметно-результативный уровень культуры:

содержание, приоритеты и проблемы проектирования. Ценностно-нормативный

срез культуры как мировоззренческая основа проектной деятельности.

Направления проектной деятельности в области развития культурной

инфраструктуры. Понятие “регион” в контексте проектирования. Специфика

отраслевого и территориального подхода к культуре как объекту

проектирования. Принципы социокультурного проектирования. Проблемно-целевая

ориентация как ведущий технологический принцип проектной деятельности[1].

1.2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Преимущества технологии проектирования по сравнению с другими методами

целенаправленных социокультурных изменений заключается в том, что она

сочетает в себе нормативный и диагностический подходы, характерные для

программирования и планирования. При разработке программы акцентируется

нормативная сторона изменений, т.е. образ “должного” доминирует над

диагнозом ситуации и реальной оценкой имеющихся ресурсов, поэтому общая

стратегия программы оказывается слишком абстрактной. Планирование же,

наоборот, слишком детально предписывает цели, результаты и способы

деятельности. В отличие от них проектное решение не имеет ярко выраженного

директивного или отчетного характера, т.е. не является нормативным

документом в строгом смысле, который включает перечень намечаемых на

перспективу мероприятий и ожидаемых от них результатов. Создавая образцы

решения конкретных социально значимых проблем, проектирование обеспечивает

научно-обоснованные управленческие мероприятия, способствующие разрешение

конкретной ситуации. Органично сочетая нормативный и диагностический

аспекты, проектирование, во-первых, разрабатывает модель “должного” в

соответствии с наличными ресурсами; во-вторых, соотносит проблему с общим

образом ее решения, допуская альтернативные пути и средства достижения

цели; в-третьих, задает более обоснованные временные рамки решения

проблемы, обусловленные характеристиками проблемной ситуации[2].

Таким образом, социокультурное проектирование — это специфическая

технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность,

сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их

возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние

объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств

достижения поставленных целей.

В качестве объекта социокультурного проектирования выступает сложное

образование, включающее в себя накладывающиеся друг на друга две

подсистемы: социум и культуру. Расхождение, противоречие между реальной

картиной и идеальными представлениями проектировщика о норме (задаваемой, в

свою очередь, конкретной культурой и социумом) составляет проблемное

поле формирования и реализации социокультурных проектов. Проект в таком

случае является средством сохранения или воссоздания социальных явлений и

культурных феноменов, соответствующих (как количественно, так и

качественно, содержательно) сложившимся нормам. При этом следует отметить

потенциальное многообразие проектных решений одной и той же проблемной

ситуации, что обусловлено как различными представлениями об идеальном

состоянии культуры и социума (или их отдельных проявлений), зависящими от

ценностной позиции проектировщика, его понимания сущности данных феноменов,

так и вариативностью способов воссоздания (возрождения, реконструкции,

сохранения) социальной и культурной целостности.

В этой связи ведущими целевыми ориентациями проблемно-целевого

проектирования являются:

— создание условий для развития социокультурного субъекта (личности,

общности, общества в целом), самореализации человека в основных сферах его

жизнедеятельности путем оптимизации его связей с социокультурной средой,

разрешения или минимизации проблем, характеризующих неблагоприятные

обстоятельства его жизнедеятельности, активизации совместной деятельности

людей по поддержанию культурной среды в пригодном для жизни состоянии, ее

конструктивному изменению собственными усилиями;

— обеспечения благоприятных условий для саморазвития культурной жизни

посредством стимулирования механизмов самоорганизации, осмысленного

сочетания и поддержки исторически сформировавшихся и новых социокультурных

технологий, элементов, явлений.

Задачи проектной деятельности:

— анализ ситуации, т.е. всесторонняя диагностика проблем и четкое

определением их источника и характера;

— поиск и разработка вариантов решений рассматриваемой проблемы (на

индивидуальном и социальном уровнях) с учетом имеющихся ресурсов и оценка

возможных последствий реализации каждого из вариантов;

— выбор наиболее оптимального решения (т.е. социально приемлемых и

культурно обоснованных рекомендаций, способных произвести желаемые

изменения в объектной области проектирования) и его проектное оформление;

— разработка организационных форм внедрения проекта в социальную

практику и условий, обеспечивающих реализацию проекта в материально-

техническом, финансовом, правовом отношении.

Основными результатами технологии социокультурного проектирования

являются программа и проект.

Программа — это развернутый документ, прорабатывающий в масштабах

конкретной территории (района, города, региона, федерации) всю совокупность

условий, необходимых для оптимизации культурной жизни (т.е. процессов

создания, сохранения, трансляции и развития культурных ценностей, норм,

традиций, технологий) и включающий в себя, помимо анализа социокультурной

ситуации и обоснования приоритетов культурного развития, функционально-

содержательные модели учреждений и организационно-управленческих структур,

а также материально-техническое, организационное, кадровое и информационное

обеспечение реализации намеченных в рамках программы мероприятий, акций,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.