реферат бесплатно, курсовые работы
 

Основы социокультурного проектирования

локальных проектов является разрешение проблем той или иной социальной

группы и категории населения.

При анализе и проектировании процессов в рамках общесоциальной

ситуации социокультурный субъект трактуется как член общества, переживающий

проблемы и испытывающий на себе обстоятельства, характерные для общества в

целом и влияющие на всю совокупность условий его жизнедеятельности.

Выделение общесоциальной проблемной ситуации — это фиксация рассогласования

социально значимых параметров жизнедеятельности на уровне общества в целом

— ценностно-ориентационных, процессуальных, предметно-результативных,

институциональных, инфраструктурных (если рассматривать социокультурную

сферу узко — как совокупность учреждений и организаций отраслевого

характера)[44].

Если анализировать ситуацию, характерную для социокультурной жизни

российского общества в целом, то обнаруживается ее многосложность и

противоречивость.

С одной стороны, наблюдаются позитивные перемены, связанные с

раскрепощением сознания народа, существенной активизацией социально-

культурного творчества различных категорий и групп населения, расширением

количества видов и форм художественного творчества, обогащением спектра

культурных инициатив за счет развития различного рода общественных

объединений, движений, клубов, ассоциаций. Все более широкое использование

получает адресная поддержка различных инициатив, осуществляемых в виде

целевых программ федерального и локального характера. Исчезает чувство

культурной изоляции, в культурную память возвращаются многие художественные

ценности, несправедливо преданные забвению. Востребуется и во многом заново

осваивается огромный гуманитарный потенциал русской культуры — философская,

культурологическая, социологическая, психологическая, экономическая мысль.

Активизация национально-культурного самосознания различных этнических групп

и социальных общностей способствует формированию исторической памяти,

воспитанию чувства “малой родины”, любви и привязанности человека к

территории исконного проживания, возрождению культа предков и

родственников, бытовых обрядов, традиционных форм хозяйствования, быта,

верований[45]. Восстанавливается в своих правах религиозная культура

народов России. Модернизационные процессы, происходящие в обществе,

породили новые объекты культуры: средства труда, предметы потребления,

услуги, научные и философские идеи, которые существенно увеличивают

культурный потенциал общества. Развитие средств массовой коммуникации ввело

в культурный контекст огромное количество научных знаний, эстетических

направлений, философских учений, отвечающее многообразию отношений человека

с миром. Бурную эпоху переживает индустрия культуры и досуга. Сегодняшний

потенциал культуры составляют созданные за последнее время объекты культуры

— научные теории, произведения искусства, законы, промышленные изделия,

архитектурные сооружения; знания о том, как можно их использовать в

обыденной жизни, навыки такого использования, сконцентрированные не только

в специализированных областях культуры, но и в обыденной культуре;

культурное наследие прошлого, знания и навыки использования которого

сконцентрированы, в основном, в специализированных областях культуры.

Ресурсы развития культурной жизни составляют традиционные социальные

институты, предназначенные для трансляции культурного потенциала, его

освоения и использования членами общества: министерства, средние и высшие

учебные заведения, научно-исследовательские центры, учреждения культуры,

творческие союзы, средства массовой информации.

В то же время в обществе набирают силу тенденции и процессы, негативно

характеризующие сегодняшнюю социокультурную ситуацию.

— Увеличивается разрыв между инновационным потенциалом культуры и

массовой способностью его освоения и использования в повседневной

социокультурной практике. Динамизм общественной и культурной жизни вызвал

значительное усложнение структуры и содержания отношений людей друг с

другом, с природным и искусственным окружением, которое выражается как в

объективных показателях (в количественном увеличении качественно

разнообразных предметов, научных идей, художественных образов, образцов

поведения и взаимодействия), так и в субъективной плоскости — в уровне

психической и социальной напряженности, которым сопровождается такого рода

усложнение. Наиболее существенными проблемами, отражающими характер

социокультурного окружения людей и не имеющими пока эффективных средств

решения, являются: массовая неосвоенность имеющихся в культуре инноваций;

расхождения между запросами различных членов общества и возможностями их

удовлетворения; отсутствие технологических средств обобщения и

интегрирования нового социокультурного опыта[46].

— В социальной сфере все более заметной становится тенденция

социального расслоения по таким социокультурным основаниям как образ и

стиль жизни, социальная идентичность, позиция, статус. Одним из источником

социально-культурных и личностных проблем являются интенсивные миграционные

процессы, разрушающие культурную целостность поселений, «выключающие» из

процесса культурного саморазвития большие социальные группы, активизирующие

люмпенизацию рабочих и раскрестьянивание жителей сельской местности.

Социально-экономические преобразования, массовая миграция, насильственная

политика предыдущих десятилетий, направленная на преодоление различий между

городом и селом, разрушили традиционные формы связи и отношения человека с

социальной, природной и культурной средой, вызвали отчуждение человека от

земли, от жизни общества, от собственной судьбы. Социально-культурный

кризис в обществе усугубляется продолжающимся этническим расслоением и

ростом межэтнической напряженности, во многом обусловленными просчетами

национальной политики, которая на протяжении ряда десятилетий ограничивала

возможности сохранения и развития культурной самобытности народов, их

языка, традиций, исторической памяти. Все более заметным становится

агрессивность по отношению к другой точке зрения, другой системе ценностей,

стремление обнаружить врага в лице представителей иной веры,

национальности, усиливается экстремизм в политической и общественной жизни.

Наиболее существенные проблемы связаны с общим состоянием духовной

жизни российского общества.

— Усиливаются процессы размывания духовной самобытности российской

культуры, возрастает опасность ее вестернизации, утрачивается историко-

культурная самобытность отдельных территорий, поселений, малых городов.

Коммерциализация культурной жизни привела к унификации обычаей, традиций и

образа жизни (особенно городского населения) по зарубежным образцам.

Следствием массового тиражирования западного образа жизни и моделей

поведения становится стандартизация культурных запросов, утрата национально-

культурной идентичности и разрушение культурной индивидуальности.

— Снижаются показатели духовной жизни общества. Продолжает расти

разрыв между специализированным и обыденным уровнями культурного развития.

В частности, многочисленные исследования фиксируют очевидное падение уровня

художественного вкуса (если в 1981 году достаточно высокая художественная

эрудиция отличала 36% горожан и 23% сельских жителей, то сейчас,

соответственно, 14 и 9%). Теряют популярность кино и музыка. Падение

интереса к кино во многом объясняется разрушением существовавшей ранее

системы проката фильмов. Происходит резкое снижение роли телевидения в

приобщении населения к искусству. Почти полностью отсутствует в

предпочтениях населения современное отечественное искусство. Снижение

требовательности к художественному уровню произведений искусства привело к

расширению потока низкопробной литературы, кино, музыки, которые в

значительной мере деформировали эстетический вкус населения.

— Происходит значительная переориентация общественного сознания — с

духовных, гуманистических ценностей на ценности материального благополучия,

гедонизма. Исследование Российского Института искусствознания показало[47],

что за последние годы произошли существенные изменения в системе ценностных

ориентаций: на шкале ценностей населения заметна ориентация значительной

части граждан России на материальное благополучие как главную цель жизни.

Если в начале 1980-х годов в системе ценностных ориентаций и городских, и

сельских жителей “лидировали” мысли о счастливой семейной жизни, о желании

иметь хороших, верных друзей и другие гуманистические мотивы, а отсутствие

материальных затруднений казалось первоочередной заботой 41% людей в

городах и 36% в селах, то сегодня о материальном благополучии как самом

главном говорит 70% горожан и 60% сельских жителей. Во многом утеряны такие

нравственные ценности как любовь к «малой родине», взаимопомощь,

милосердие. По существу культура начинает утрачивать функции социальной

регуляции, общественной консолидации и духовно-нравственного

самоопределения человека, приближаясь к состоянию, которое в социологии

характеризуется понятием аномии, т.е. безнормности, дисфункциональности.

Ценности и нормы, составляющие нравственную вертикаль и духовное ядро

отечественной культуры, сегодня неустойчивы, расплывчаты, противоречивы.

Снижение показателей духовной жизни российского общества в какой-то

мере происходит за счет изменения общественного статуса гуманитарной

интеллигенции, которая традиционно считалась в обществе флагманом

нравственного развития. Сегодня на “авансцену жизни” выдвинулись

относительно слабо развитые в личностном отношении слои населения —

“духовный середняк”. Если в начале 1980-х годов гуманитарная интеллигенция

составляла наиболее крупную часть духовной элиты, то сегодня она уступает

“естественникам” (медикам, биологам и т.п.). И это обусловлено не только

падением престижа гуманитарных профессий, но и более низким уровнем

личностного развития гуманитариев — последние отстают теперь от

“естественников” по важнейшим личностным потенциалам людей умственного

труда — созидательному и познавательному[48]. Отказавшись от ценностей

всестороннего развития личности и все больше руководствуясь в жизни сугубо

личными, эгоистическими мотивами, демонстрируя повышенную общественную

активность, эта часть общества сегодня определяет ключевые вопросы

политики, экономики, культуры.

— Особую тревогу вызывает молодое поколение, которое все больше

удаляется от духовной культуры. Этому во многом способствует кризис системы

образования[49], политика средств массовой информации, которые внедряют в

сознание в качестве нормы безнравственность, насилие, пренебрежительное

отношение к профессии, труду, к браку, семье. Растет разочарование в

демократических идеалах и ценностях (50% опрошенных не участвуют в выборах

различных уровней), усиливается настроение безнадежности, неверия в

возможность решения социально-политических вопросов. Несоответствие

декларируемого приоритета общечеловеческих ценностей и реальной жизни ведет

к разрушению нравственных оснований, правовому беспределу.

— На уровне государственной политики наблюдается недооценка культуры

как консолидирующего и смыслообразующего фактора, как важднейшего ресурса

духовного преображения России. Основной акцент в государственной культурной

политике сделан на развитии массовой коммерческой культуры, которая

рассматривается как необходимый компонент демократического общественного

устройства и рыночной экономики, основа гражданского общества и правового

государства. С одной стороны, рыночные принципы организации культуры

ослабляют управленческий диктат, подключают население (потребителей) к

участию в культурной политике, устраняют идеологическое воздействие,

расширяют возможности культурно-досуговых учреждений за счет новых

источников финансирования, позволяют увеличить фонд заработной платы и т.д.

С другой стороны, происходит коммерциализация культуры, вымывание

бесплатных форм культурно-досуговой деятельности, смещение приоритетов

культуры с содержания деятельности на извлечение прибыли. Художественное

творчество, освободившись от цензурного гнета, оказалось под гнетом

экономическим. Глубокий кризис переживает киноиндустрия. Видеорынок

монополизирован пиратской индустрией. Как подчеркивалось в документах

третьего совещания министров культуры стран Европы, коммерческая культурная

продукция уже не воспринимается как носитель нравственных и эстетических

критериев, духовного или метафизического смысла, она оказывает влияние на

общественное и индивидуальное поведение прежде всего на уровне потребления,

опускаясь до уровня банальностей и стереотипов. Последствия этого процесса

коммерциализации, масштабы которого еще трудно предугадать, вызывает

озабоченность у деятелей культуры[50].

Таким образом, наблюдаемая сегодня в обществе тенденция к деградации

духовной жизни и культурной среды не уравновешивается позитивными

процессами и усилиями, направленными на оптимизацию социально-культурной

жизни, улучшение условий существования и качества человеческой

жизнедеятельности[51].

В какой-то мере обозначенные выше проблемы решаются в рамках

Федеральных программ, разрабатываемых Министерством культуры РФ. В течение

ряда лет практически неизменными остаются основные направления и приоритеты

федеральной культурной политики, которые воплощаются путем организационной

поддержки и частичного финансирования таких программ как “Изучение,

сохранение и реставрация культурного наследия Российской Федерации”;

“Формирование, реставрация, сохранение и эффективное использование музейных

фондов”; “Возрождение и развитие традиционной художественной культуры,

поддержка самодеятельного художественного творчества и культурно-досуговой

деятельности”; “Поддержка молодых дарований в сфере культуры и искусства”;

“Сохранение и развитие национальных культур народов России,

межнационального культурного сотрудничества”. На 1996-1997 годы

Министерством культуры РФ совместно с Министерством социальной защиты

населения были дополнительно приняты программы “Дети-инвалиды и культура”;

“Летний отдых детей”; “Дети Севера”; “Дети семей беженцев и переселенцев”;

“Дети и культура”; “Патриотическое воспитание молодежи”; “Одаренные дети”.

Однако в силу ряда причин, и прежде всего экономического характера,

эффективность реализации данных программ пока довольно низкая. Не

выполняются гарантированные “Основами законодательства о культуре”

нормативы финансирования отрасли, о чем свидетельствует повсеместное,

обвальное сокращение бюджетных ассигнований на культуру. Резко сокращается

объем пополнения книжных фондов (в 3-4 раза по сравнению с прошлыми годами)

в условиях объективного роста библиотек как источника информации в

единственной возможности бесплатного самообразования. В силу крайне низкой

оснащенности библиотек современными технологическими средствами обработки,

хранения и передачи информации российской провинции недоступны огромные

информационные ресурсы страны и мира. Техническое обеспечение сохранности

архивных, музейных и библиотечных фондов находится в катастрофическом

состоянии — в реставрации сегодня нуждается от 30 до 70% музейных фондов.

Идет массовая коммерциализация и перепрофилирование учреждений культуры и

досуга. Разрушается инфраструктура издательской деятельности, культурно-

досуговой сферы. Резко сократилось количество учреждений, занимавшихся

организацией досуга детей и подростков. Многие театры, музеи, библиотеки,

спортзалы находятся на грани исчезновения. Сложившееся положение

свидетельствует об отсутствии ресурсов и механизмов, блокирующих негативные

процессе в социокультурной сфере, обеспечивающих гарантии охраны и

использования культурно-исторического наследия, условий развития

профессионального и любительского художественного творчества, саморазвития

культурной жизни в целом.

Есть и другая группа причин невысокой эффективности государственной

культурной политики — слабая проработанность Федеральных целевых программ,

которые лишь обозначают общие приоритеты и направления деятельности в сфере

культуры, их слишком абстрактный характер, не учитывающий специфику

конкретных регионов и территорий[52]. Дело в том, что в технологии

проектирования слишком абстрактная модель ситуации (и соответствующий

радиус проблем) оказывается не всегда оптимальной. Понимание

общенациональных проблем — это, скорее, тот общемировоззренческий контекст,

который определяет позицию проектировщика или субъекта управления. Главное

в процессе формирования проекта — изучив конкретное социокультурное

пространство, где протекает жизнедеятельность человека, понять те социально

и личностно значимые проблемы, которые, во-первых, отражают реальные и

непосредственные условия жизнедеятельности человека в социокультурной

среде, во-вторых, связаны с неоптимальным уровнем культурного развития

личности.

2.7. Содержание социально-культурных проблем И ВАРИАНТЫ ИХ ПРОЕКТНЫХ

РЕШЕНИЙ

Как уже отмечалось, наиболее значимыми в контексте задач

проектирования являются социально-культурные проблемы, которые определяются

и характеризуются как бы с двух точек зрения:

во-первых, они рассматриваются как объективно фиксируемые факты

неблагополучия в социокультурной среде, сферах жизнедеятельности и образе

жизни (утраты ценностно-нормативного, предметного характера, различного

рода препятствия, затрудняющие процесс культурного развития личности,

социальной группы или общества в целом);

во-вторых, формулировка социально-культурных проблем есть результат

субъективно переживаемого (автором проекта, субъектом культурной политики)

несоответствия между существующим и должным, реальным и желаемым, целями и

результатом, т.е. интерпретация определенного противоречия субъектом,

принимающим на себя ответственность за положение дел.

Основу классификации социокультурных проблем (а также их последующей

характеристики и ранжирования) составляет модель ситуации, которая

позволяет структурировать единое социокультурное пространство, представив

его в виде относительно самостоятельных сфер проблематики, соответствующих

определенным сегментам культуры.

В таком случае всю совокупность социально-культурных проблем

(независимо от их источника, носителя, локализации) условно можно

распределить на проблемы, характерные для художественной культуры,

исторической культуры, социально-психологической и духовно-нравственной

культуры, экологическая культуры, политической культуры, физической и

психической культуры, профессиональной культуры (культура труда).

Каждая сфера включает в себя проблемы, характерные для социокультурной

среды обитания, сфер жизнедеятельности и образа жизни. Причем, если при

анализе образа жизни понятием “культура” характеризуется личностный уровень

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.