реферат бесплатно, курсовые работы
 

Основы социокультурного проектирования

наследия среди гостей; поддержка и организационно-методическое обеспечение

общественных инициатив историко-краеведческой и патриотической

направленности; формирование любви и интереса к истории своей Родины,

города, Заполярья; воспитание чувства гордости за свой город путем

выявления и оформления историко-культурного своеобразия, включения в этот

процесс различных групп населения; восстановление исторической

справедливости по отношению к людям старшего поколения; реабилитация в

общественном сознании ценности служения Родине, Отечеству; активное

содействие развитию межрегионального и международного сотрудничества.

Направления и виды деятельности Клуба-музея:

— Сбор, обработка и архивное хранение материалов краеведческого

характера;

— Популяризация и пропаганда знаний в области историко-культурного

наследия, разработка и осуществление культурно-просветительных, историко-

художественных, исследовательских и образовательных программ;

— Организация различных форм культурно-просветительной и

художественно-искусствоведческой деятельности, в т.ч. лекций, выставок,

смотров, конкурсов, фестивалей, конференций и т.п.;

— Научно-исследовательская, проектная, консультативная, экспертно-

аналитическая, реставрационная и информационная работа;

— Организация музейно-выставочных экспозиций (в т.ч. передвижных

выставок), коллекций современного искусства, антиквариата и

палеонтологических редкостей;

— Поддержка и развитие краеведческого движения в городе (создание на

базе школ краеведческих объединений и клубов по изучению истории города и

области, местных традиций, обычаев, обрядов; курсов по подготовке

краеведов и экскурсоводов для школьников; проведение детских конкурсных

программ, конкурсов рефератов учащихся средних школ; подготовка и

проведение краеведческих конференций, олимпиад; помощь в разработка

программы "Краеведение" для учащихся школ и др);

— Экскурсионно-туристическая работа (в т.ч. развитие семейного

туризма);

— Организация для пожилых людей системы мероприятий и культурных акций

(тематических вечеров и дней коллективного отдыха, выставок старинных

фотографий, альбомов, писем, подготовка и проведение вечеров

“Рождественские встречи”, “Мелодии фронтовых лет”, “Ностальгические

посиделки” и др.);

— Сотрудничество с российскими и международными организациями по

развитию и поддержке программ в сфере экологии, науки, культуры и

искусства;

— Международное сотрудничество, включая участие в проведении

мероприятий по установлению и упрочению культурных связей с народами других

стран (и прежде всего стран “Баренц-региона”), в осуществлении региональных

и международных программ популяризации искусства и истории Заполярья.

— Издательско-рекламная деятельность (издание книг, статей, буклетов о

городе, его достопримечательностях);

Мероприятия по реализации проекта: подготовка учредительной

документации Клуба-музея; регистрация Клуба-музея в качестве

государственного культурно-досугового учреждения; презентация Клуба-музея.

— Проект “Информационно-библиотечный центр “Книга”.

Актуальность проекта определяется: высоким образовательным уровнем

населения Полярных Зорь, что обусловливает повышенные требования к качеству

библиотечного обслуживания; недоступностью для населения города

информационного потенциала России и мира; слабой оснащенностью системы

библиотечного обслуживания новейшими информационными технологиями;

усиливающейся в условиях малого города ролью книги и библиотеки как

основного канала получения информации.

Форма реализации проекта: создание единого городского информационно-

библиотечного Центра.

Мероприятия по реализации проекта: разработка концепции ИБЦ “Книга”;

составление проектно-сметной документации; комплектование ИБЦ

нетрадиционными носителями информации (видеофильмы, магнитоальбомы);

перевод каталогов на электронные носители; выход на региональные,

федеральные и мировые информационные сети.

— Проект "Молодежный Центр досуга и творчества".

Необходимость в таком проекте вызвана: отсутствием условий для

полноценного проведения досуга, творческого самовыражения и самореализации

молодежи; низкой культурой общения, падением у молодежи интереса к

культурному наследию, истории, к национально ориентированным формам

культурного творчества; неудовлетворенностью будущим профессиональным

статусом, трудностями профессионального самоопределения в связи с

коммерциализацией образования; недостаточной востребованностью творческого

потенциала молодежи; отсутствием системы "выращивания" лидеров с

гражданской ответственностью, чувством долга перед обществом.

Задачи проекта: содействие всестороннему развитию личности, поддержка

одаренной молодежи путем включения ее в различные виды социально-культурной

деятельности; использование инновационных подходов к организации досуга,

способствующих реализации творческого потенциала молодого человека;

разработка и внедрение развивающих форм досуговой деятельности; создание

условий для полноценного проведения досуга, самовыражения и

самоутверждения, духовно насыщенного общения; привлечение творческой

интеллигенции города к формированию художественной культуры молодежи.

Основные направления деятельности центра: организация художественных

кружков и коллективов; создание литературных, театральных и музыкальных

гостиных, клубов по интересам; организация городского молодежного

дискуссионного клуба; подготовка различных клубных мероприятий для учебных

заведений, воинских частей (КВН, конкурсы, деловые игры, вечера отдыха и

т.п.); проведение массовых гуляний, праздников, шоу-программ, фестивалей;

организация концертной деятельности профессионалов и любителей; проведение

системы конкурсов на выявление будущих лидеров в области науки и техники,

искусства, политики, экономики и т.д.

Мероприятия по реализации проекта: разработка функциональной модели

Центра, программы его деятельности; подготовка учредительной документации;

заключение договора — с дирекцией МКЦ о выделении помещения для Центра или

с администрацией города о передаче Центру соответствующего помещения;

подбор, расстановка, подготовка специалистов и персонала.

— Проект "Центр экранной культуры"

Актуальность проекта определяется: разрушением отечественной системы

кинопроката, недостатком в репертуаре высоко художественных кинофильмов,

соответствующих запросам и интересам жителей г.Полярные Зори;

коммерциализацией кинопроката, резким ростом эксплуатационных расходов

кинотеатров, поставивших их на грань закрытия, что обусловливает

необходимость пересмотра сложившихся подходов к кинообслуживанию населения

и развития на новом уровне экранной культуры (кино, видео, кабельного

телевидения); отсутствием в Полярных Зорях городского киноцентра,

отвечающего по своим техническим параметрам и содержательным критериям

современным требованиям; широкой распространенностью среди жителей города

видео и компьютерной техники, обусловливающей соответствующую

направленность интересов и требующей учета в определении приоритетов

развития культурной жизни.

Задачи проекта: расширение возможностей для горожан в удовлетворении

разнообразных интересов и запросов в сфере экранной культуры;

противодействие коммерческим тенденциям в кино— и видеоиндустрии; создание

условий для творческого общения и признания авторов любительских

видеофильмов; обогащение художественной жизни города за счет включения в ее

контекст мировой и отечественной кино— и видеоклассики; художественно-

эстетическое развитие различных категорий и групп населения города;

организация полноценного общения кинокритиков, работников кино и

телевидения со зрительской аудиторией; повышение компьютерной грамотности

населения, создание условий для общения, обмена программами, технологиями,

идеями владельцев персональных компьютеров.

Направления деятельности:

— Проведение тематических кино— и видеопоказов;

— Организация дискуссий по различным проблемам в сфере экранной

культуры;

— Оказание методической и практической помощи образовательным и

культурно-досуговым учреждениям в использовании кино и видеоматериалов,

компьютерной (в т.ч. мультимедиа) техники;

— Создание фонда видеокассет, компьютерных обучающих и игровых

программ и организация пунктов проката;

— Формирование клубов по интересам в сфере экранной культуры (любители

фантастики, приключений, экранизаций классики, мультфильмов, комедии и

т.д.);

— Проведение смотров и конкурсов на лучший видеофильм, рецензию,

компьютерную программу и т.п.

Мероприятия по реализации проекта: разработка концепции и

учредительной документации Центра; подготовка нормативно-регламентирующей

документации; подбор и оснащение помещения (на базе городского кинотеатра

или в МКЦ); экономическое, материально-техническое и кадровое обеспечение

Центра.

ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1: Анализ социокультурной ситуации.

Первое задание: Осуществить контент-анализ 5-7 публикаций

(самостоятельно).

Второе задание: По результатам контент-анализа заполнить сводные

таблицы (см. карточку первичного учета информации и таблицы №1, 2, 3). На

основе полученной информации определить приоритетные области проектирования

и приоритетные категории населения, которые могут рассматриваться в

качестве потенциальной аудитории программ.

Третье задание: Подготовить сводную таблицу проблем, характеризующих

основные составляющие ситуации: социокультурную среду, сферы

жизнедеятельности и образ жизни. Осуществить классификацию проблем путем

отнесения их к основным составляющим социокультурной среды, сфер

жизнедеятельности и образа жизни[63].

Четвертое задание: Проранжировать проблемы по степени их значимости.

Примечание: Каждое задание выполняется в три этапа: индивидуально, в

подгруппах, после чего лидеры подгрупп в свободной дискуссии приходят к

единому варианту классификации и заполняют сводную таблицу.

Пятое задание: Самостоятельно заполнить сводную таблицу №4 (“Сферы

проявления социально-культурных проблем и аудитория проекта”), которая в

дальнейшем будет использована в процессе целевого и содержательного

обоснования индивидуальных проектов.

Шестое задание: по результатам анализа четырех сводных таблиц дать

общую характеристику социокультурной ситуации путем анализа основных

проблем социокультурной среды, сфер жизнедеятельности, образа жизни и на

этой основе определить: а) приоритетные сферы проектирования и

б)приоритетные категории и группы населения (потенциальную аудиторию

программ).

Результаты задания представляются в форме доклада подгрупп и

последующей межгрупповой дискуссии.

Тема 2: Обоснование содержательной части проекта.

Задание: обосновать идею проекта (его замысел), решающего одну или

несколько социально-культурных проблем (см. схему 5). Задание выполняется в

два этапа: индивидуально, после чего в подгруппах дорабатывается один из

проектов, который защищается в игровом режиме.

Тема 3: Проектирование культурных услуг (“отраслевые” проблемы и их

проектные решения).

Первое задание:

Вариант 1: По результатам контент-анализа команды формулируют наиболее

актуальные проблемы развития отрасли (например, культурно-досуговой сферы,

туристской отрасли, кино-видеоиндустрии, рекламного дела и т.д.). Затем

отраслевые проблемы ранжируются (каждая проблема оценивается по 5-ти

бальной системе).

Вариант 2: Для ранжирования предлагаются готовые формулировки

отраслевых проблем (например, ограниченные возможности сферы культуры в

связи с сокращением объемов финансирования; невостребованность творческого

потенциала населения; низкая социально-культурная активность населения;

отсутствие условий для саморазвития культурной жизни и др.).

2 задание: Выбрав одну из наиболее значимых (актуальных) проблем,

команды должны определить тип проблемы, источник и носителя проблем (это

могут быть специалисты сферы, ресурсодержатели, власть, население) и

разработать вариант ее проектного решения. После этого происходит защита

идей, их экспертиза и обсуждение.

3 задание: Индивидуально каждый студент разрабатывает проектное

решение отраслевых проблем. После проведения межкомандной экспертизы

проектных замыслов обсуждаются три лучших три худших проекта.

Примечание. Особенности проектирования культурных услуг и варианты

проектных решений “отраслевых” проблем определяются как проблемами,

характерными для той или иной отрасли, так и специфическими технологиями

(организация шоу-программ, рекламное дело, продюсерские и маркетинговые

проекты и т.д.).

В качестве примера общей логики и содержания практических занятий по

данному разделу приведем алгоритм проектирования турпродукта.

1 задание: Оценить степень актуальности проблем развития туристской

отрасли[64].

2 задание: Обосновать замысел проектного решения проблемы.

3 задание: Сформулировать основные потребности и проблемы человека,

которые он может удовлетворить в сфере туризма, и на этой основе:

а)разработать классификацию мотивов туризма и б) определить потенциальные

сегменты рынка, т.е. основные (перспективные) виды туризма и их социальную

базу[65].

4 задание: Разработка проекта тура.

Разделы проекта:

1. Целевая аудитория тура (анализ потребностей и проблем тех категорий

и групп населения, которые нуждаются в данном виде туризме и определение

мотивов потенциальных туристов).

2. Цели и задачи тура.

3. Идея тура (т.е. обоснование его замысла — темы маршрута,

примерного содержания путешествия).

4. Сегменты рынка (определение особых потребительских свойств

турпродукта, социальной базы потенциальных потребителей).

Проекты проходят экспертизу и обсуждение. Предварительно группа

экспертов формулирует критерии оценки, определяемые потребительскими

свойствами турпродукта.

5 задание: Разработка проекта рекламной кампании турпродукта.

Структура проекта:

1.Анализ ситуации и сегментирование рынка сбыта, т.е. описание целевой

аудитории (анализ требований потребителей, проблем и потребностей

различных социальных групп), характеристика преимуществ турпродукта,

характеристика конкурентов (включая содержание и способы реализации

туруслуг).

2. Разработка стратегии рекламной кампании (ее идеи), включая: поиск

способов позиционирования образа продукта (т.е. выделения марки, товара

среди подобных); разработку основной темы рекламы или перечня тем[66];

обоснование целевых аудиторий потребителей.

3. Определение целей и задач рекламной кампании[67];

4. Обоснование наиболее эффективных средств рекламы.

5. Формулировка критериев эффективности рекламной кампании.

Тема 4. Проектирование функционально-содержательных моделей КДУ.

Каждая команда выбирает один их возможных типов КДУ (например, Центр

экранной культуры, Дом ремесел, Музей-лаборатория, Клуб-Музей и т.д.).

Задание:

1. Обосновать актуальность проекта путем анализа:

— социально-культурных проблем;

— отраслевых проблем (отражающих специфику той или иной сферы и

соответственно— учреждения);

— личностных проблем (которые определяют ожидания потенциальных

посетителей учрежджения или потребителей предлагаемых им услуг).

2. Разработать модель учреждения включая:

— цели деятельности;

— направления деятельности;

— должностную структуру.

3. Определить условия реализации проекта

Защита проектов. Групповая дискуссия.

В группу экспертов можно включить такие игровые роли, как

Представитель населения, Работник комитета по культуре, Юрист.

Примечание. В основу проектов такого типа необходимо положить идею

соответствия: а)функций КДУ; б)проблем и потребностей населения и

в)функциональных моделей специалистов[68].

ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

1. Карточка первичного учета информации (контент-анализ публикаций)

Источник (название, дата)__________________

Автор_____________________________________

Статья_____________________________________

|Содержание| Область (поле) проблематики |Носитель |Вариант |

|проблем |Социально-кул|Сфера |Образ |проблемы |проектног|

| |ьтурная среда|жизнедеятель|жизни | |о |

| | |ности | | |решения |

| | | | | | |

| | | | | | |

Сводная таблица 1: Проблемы социально-культурной среды и образа жизни

| Область (поле) проблематики |Содержание проблем |

|1.Художественная среда и художественная | |

|культура | |

|2. Культурно-историческое наследие и | |

|историческая культура | |

|3. Социально-психологическая среда и | |

|социально-психологическая культура | |

|4. Духовно-нравственная среда и | |

|духовно-нравственная культура | |

|5. Экологическая среда и экологическая | |

|культура | |

|6.Общественно-политическая среда и | |

|политическая культура | |

Сводная таблица 2: Проблемы сфер жизнедеятельности

|Область (поле) проблематики |Содержание проблем |

|1. Досугово-рекреационная | |

|2. Образовательная | |

|3. Производственная | |

|4. Физкультурно-оздоровительная | |

| | |

|5. Семейно-бытовая и др. | |

Сводная таблица 3: Проблемы социальных групп (аудитория проектов).

|Носитель проблемы |Содержание проблем |

| | |

|1. Дети | |

|2. Подростки | |

|3. Пожилые | |

|4. Многодетные семьи | |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.