реферат бесплатно, курсовые работы
 

Основы социокультурного проектирования

исторических знаний и духовного опыта, носителя исторической памяти и

восстановления исторической справедливости; специфической ролью музея в

условиях малого и молодого города как показателя городского культурного

статуса, синтезирующего различные компоненты культурной жизни: искусство,

просвещение, историю, как средства выявления и оформления историко-

культурной уникальности города.

Наряду с проработкой общей идеи, были намечены конкретные мероприятия

по реализации проекта, которые составили своеобразную программу дальнейших

действий: разработка концепции музея; подготовка учредительной

документации: устава, учредительного договора, др. нормативных документов;

исследовательская работа и комплектование музейных фондов; приобретение

музейного оборудования, предметов музейного значения[97].

Команда “Гармония” работавшая над приоритетом “Развитие художественной

жизни города, поддержка традиционного народного творчества”, сформулировала

задачи, решаемые в рамках данного приоритета и вышла на идеи следующих

проектов: “Муниципальный оркестр народных инструментов”, “Праздничный

календарь Полярных Зорь”

Актуальность последнего проекта, как было подчеркнуто участниками

дискуссии в процессе его обсуждения, предопределяется необходимостью

формирования системы культурных акций и мероприятий общегородского

характера, которые: во-первых, в своей совокупности отразили бы и

подчеркнули уникальность и своеобразие Полярных Зорь и стали бы визитной

карточкой города в регионе и в более широких пределах; во-вторых,

содействовали интеграции различных групп населения (возрастных,

профессиональных социальных), способствовали бы установлению доверительных

отношений между населением и органами власти; в-третьих, скоординировали

усилия различных ведомств и учреждений, инициативных групп, общественности

в оптимизации культурной жизни города.

Логика разработчиков проекта строилась на том, что мероприятия,

составляющие структуру праздничного календаря города, должны опираться на

событийную основу различных уровней: события мирового, международного

масштаба: (1 мая, 8Марта, Новый Год, Международный день защиты детей,

Международный день молодежи, День пожилых людей и т.п.); события

Российского масштаба (День Конституции, День знаний, День космонавтики и

др.); события областного масштаба; события городского уровня (День

основания города, праздники национальных культур, различные традиционные

культурные акции и др.); события, касающиеся отдельных профессиональных

групп (День энергетика, День строителя, профессиональные военные праздники

и т.п.); события индивидуальной биографии, значимые для жизни города (Бал

выпускников, проводы в Армию, Посвящение в профессию и т.д.).

В четвертый день команды разрабатывали программы реализации своих

проектов. В ходе пленарного обсуждения этих документов детально обсуждались

трудности воплощения в жизнь проектов, возможные варианты действий в

зависимости от изменения экономической, политической, культурной ситуации в

городе и области.

Каждый участник игры составил индивидуальный план действий, затем эти

планы были оценены другими участниками в балльной системе по критериям

соответствия должности участника игры, его реальным возможностям, степени

влияния игрового опыта на последующие действия и т.д. Далее, будучи

обсуждены в команде, эти планы были доложены всем присутствующим и

впоследствии рассматривались как система личных обязательств работников по

совершенствованию культурной жизни Полярных Зорь.

В этот же день подводились итоги работы. Участники дали оценку

эффективности игры путем сопоставления своих ожиданий от нее и реальных

итогов, были намечены также пути и сроки доработки проектов и формирования

на их основе комплексной межотраслевой программы поддержки и развития

культуры Полярных Зорь.

Преимущества игровых технологий социокультурного проектирования, о

которых говорилось выше, были в полной мере проявлены в ходе описываемой

игры. В частности, усилилось внимание населения к проблемам развития

культуры, поскольку о игре подробно информировала жителей города студия

кабельного телевидения и городская газета. Увеличился инновационный

потенциал участников игры. Вернувшись на свои рабочие места, участники

ощутили прилив творческих сил, проявили стремление к ломке сложившихся

стереотипов, преодолению узких рамок отраслевого подхода к культуре.

тематика Практических заданий:

Первое задание: Разработка приемов организации игрового взаимодействия

участников инновационной игры: игровые методики формирования команд и

знакомства участников, приемы “погружения” в игровую ситуацию и активизации

внутрикомандного и межкомандного взаимодействия (индивидуальные и групповые

роли, способы информационной и оценочной коммуникации — вопросы, реплики и

т.д.,), способы определения лидеров и выявления степени продуктивности

совместной деятельности участников, методы активизации инновационного

потенциала личности (распредмечивание, проблематизация и самоопределение

участников игры).

Второе задание: разработка сценария практического занятия в форме

деловой игры по экспертизе целевых проектов, выносимых на экзамен другими

студентами.

Третье задание: проведение в группе деловой игры, включающей защиту,

дискуссию и экспертизу индивидуальных проектов, разработанных студентами.

ГЛАВА 6. СТРАТЕГИИ ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ПРОЕКТОВ И ПРОГРАММ

Основные дидактические единицы: Источники финансирования социально-

культурных программ. Условия получения средств, необходимых для реализации

проекта. Требования к программе в случае конкурсного финансирования

(критерии оценки). Условия и механизмы бюджетного финансирования. Структура

заявки на участие в федеральных программах. Условия получения средств из

внебюджетных источников. Фонды как источник финансирования. Структура и

технология оформления заявки на получение гранта. Условия получения средств

от коммерческих структур (стратегия и тактика взаимодействия со

спонсорами). Коммерческая деятельность учреждения как дополнительный

источник финансирования программ (стратегия, технология, направления).

6.1. Условия ПОЛУЧЕНИЯ СРЕДСТВ (ИЗ БЮДЖЕТНЫХ И ИНЫХ ИСТОЧНИКОВ)

Возможными источниками финансирования социокультурных проектов и

программ являются:

1. Государственный бюджет (как федеральный, так и местный). Как

правило, бюджетное финансирование культурных программ осуществляется на

основе социально-творческого заказа конкретному исполнителю отдельных

разделов программы.

2. Фонды — некоммерческие организации, имеющие финансовые средства и

программу деятельности. Реализация собственных программ осуществляется

фондами, как правило, путем выдачи грантов по заявкам различных субъектов

культурной жизни — организаций, учреждений, частных лиц, инициативных

образований граждан.

3. Коммерческие организации (фирмы, корпорации, банки и др.).

4. Индивидуальные предприниматели (спонсоры, меценаты).

5. Средства населения (доходы от коммерческих программ,

благотворительные пожертвования граждан).

Для получения финансовых средств (или гранта) субъект, участвующий в

конкурсе программ, должен соответствовать определенным требованиям.

Первым условием является некоммерческий характер деятельности той

организации, которая просит деньги (т.е. подает заявку на финансирование

своего проекта).

Если с заявкой обращается общественная организация, то некоммерческий

характер ее деятельности должен быть зафиксирован в уставе. Признаки

некоммерческой организации (объединения, клуба) следующие:

1.Организация не преследует цели извлечения прибыли (т.е. не имеет

права расходовать средства, получаемые под программу, на заработную плату и

в личных целях).

2.Организация имеет общественно значимые цели. Общественная значимость

целей и задач организации определяется, как правило, актуальностью и

радиусом решаемых проблем.

3.Приоритеты деятельности организации, определяемые ее уставом,

находятся в сфере культуры и носят гуманистический характер.

4.Организация имеет коллективное учредительство и руководство (совет,

правление, которое определяет содержание деятельности организации, зарплату

штатных работников, отвечает за общественное доверие и т.д.).

5.Финансовая деятельность организации контролируется общественностью.

Второе условие получения средств (как из бюджетных, так и внебюджетных

источников) — наличие программы и заявки, оформленной в соответствии с

определенными требованиями, а именно: требованиями той организации (фонда,

коммерческой структуры, государственного органа, осуществляющего

финансирование программы), которая выделяет деньги (они могут содержаться в

условиях конкурса программ, в уставе организации, выделяющей средства); а

также специальными требованиями к оформлению заявки на получение средств,

необходимых для реализации соответствующей программы.

Наиболее общими требованиями к программе являются:[98]

Соответствие программы тематике конкурса, приоритетным направлениям,

разрабатываемым организацией, объявляющей конкурс программ;

Соответствие программы миссии той организации, в которую подается заявка;

Актуальность проблем, решаемых в рамках программы: как с позиции общества,

так и с позиции той организации, которая выделяет средства;

4.Общественная значимость целей и задач, определяемая культурным

контекстом и радиусом проблемы;

5.Соответствие содержания программы интересам и проблемам

потенциальных и реальных участников, т.е. реальной проблематике той

социальной группы, которой адресована программа;

6.Реалистичность программы (ее обеспеченность в финансовом, кадровом,

материально-техническом отношении;

7.Полнота представленных разделов (в заявке);

8.Соответствие содержания — и формы реализации программы;

9.Согласованность проблемного, целевого и содержательного блоков

программы.

Соотношение программы и заявки графически можно изобразить следующим

образом:

|Программа | |Заявка |

| | | |

|Сущность того, что | |“Упаковка” идеи, ее |

|собираешься сделать | |продвижение, |

| | |обеспечение спроса на |

| | |нее |

Оформление заявки на получение средств под программу — это

разновидность технологии маркетинга, суть которого, как известно,

заключается в прогнозировании, расширении и удовлетворении спроса на

товары, идеи, услуги посредством их разработки, продвижения (упаковки) и

реализации.

Схема отношений: “спонсор — программа — заявка”

6.2. БЮДЖЕТ КАК ИСТОЧНИК ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ПРОГРАММ

Как известно, в последние годы доля бюджетных средств в общем объеме

финансирования культуры неуклонно сокращается. В этой связи Министерство

культуры России рекомендует два направления совершенствования системы

финансирования (или три группы ресурсов):

1) Создание бюджетной многоканальности в финансировании как учреждений

культуры и досуга, так и программ, создаваемых и реализуемых на другой

базе;

2) Эффективное использование бюджетных средств (за счет целевых или

адресных дотаций);

Рассмотрим первый ресурс совершенствования финансирования

социокультурных программ — бюджетную многоканальность, которая означат

финансирование учреждений и программ как из бюджетов различных уровней, так

и путем привлечения средств иных юридических лиц.

Модели взаимодействия бюджетов различных уровней и субъектов можно

свести к следующим типам:

1. Субсидии вызова, когда вышестоящий орган разрабатывает программу,

затрагивающую интересы ряда территорий и гарантирует частичное

финансирование данного проекта. В таком случае остальная часть расходов по

программе должна возмещаться заинтересованными участниками реализации

проекта на местах. Реализацией такого типа взаимоотношений является

федеральная программа “Сохранение и развитие культуры и искусства”,

принятая постановлением Верховного Совета Российской Федерации в 1993 году

и действующая по сегодняшний день.

2. Субсидии возмещения — в этом случае программа разрабатывается

нижестоящим уровнем и частично финансируется из вышестоящего бюджета. В

такую модель вписываются региональные проекты и программы, частично

финансируемые Министерством культуры — при условии соответствия таких

программ федеральным приоритетам культурного развития территорий;

3. Встречные субсидии, когда централизованные средства выделяются

только в ответ на субсидии местного бюджета (или средства, полученные из

внебюджетных источников). Суть “встречного финансирования” заключается в

фиксировании доли бюджетных средств в общем объеме финансовых ресурсов

каждого учреждения. В таком случае строго фиксированный объем бюджетных

средств автоматически добавляется к заработанной учреждением сумме. За

основу при таком финансировании Министерство культуры рекомендует брать

сложившееся соотношение между объемами бюджетных и собственных средств.

Тогда большую финансовую поддержку из бюджета получают те учреждения,

которые получили большую сумму из внебюджетных источников[99].

Взаимодействие бюджетов различных уровней можно представить в виде

следующей схемы:

|Федеральный | | | |Местный бюджет |

|бюджет | | | | |

| | | | | |

| | |Фонд | | |

| | |программ | | |

| | | | | |

|Финансирование | | | |Финансирование |

|организаций и | | | |организаций и |

|учреждений | | | |учреждений |

|Федерального | | | |местного |

|подчинения | | | |подчинения |

| | |Культурные | | |

| | |программы | | |

Заказчиком социально-культурных проектов и программ и, соответственно,

распорядителем бюджетных средств выступают местные органы власти, в

частности, отделы, комитеты и управления культуры. Они имеют право выходить

с инициативой по льготному налогообложению предприятий и организаций,

участвующих в финансировании социально-культурных проектов и программ.

Бюджетными источниками формирования Фондов развития культуры могу

быть[100]:

— Фиксированные платежи предприятий, учреждений, организаций (кроме

бюджетных), расположенных на исторических территориях, в охранных зонах;

— Процент отчислений от платы за землю исторической территории,

охранных зон памятников, взимаемый с предприятий, учреждений, организаций,

домовладений, расположенных на этих территориях;

— Часть целевых сборов с граждан и предприятий, учреждений,

организаций, независимо от их организационно-правовых форм, на содержание

милиции, на благоустройство территории, на нужды образования и другие цели;

— Сбор за право использования местной символики, связанной с

памятниками истории и культуры;

— Часть налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-

культурной сферы от объема реализации продукции (работ, услг);

— Доля специального налога с предприятий для финансирования поддержки

важнейших отраслей народного хозяйства;

— Таможенные тарифы на импорт культурных ценностей зарубежного

производства;

— Арендная плата за использование помещений памятников истории и

культуры;

— Поступления от налога на добавленную стоимость по товарам культурно-

досугового и информационного назначения (фонозаписи музыкальные

инструменты) в размере их фактической величины в указанных товарах,

реализованных на данной территории;

— Поступления всех видов налогов и сборов, взимаемых с предприятий,

учреждений и организаций культуры, в т.ч. специализированный налог на

прибыль от проведения массовых концертно-зрелищных мероприятий;

— Регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся

предпринимательской деятельностью в области культуры;

— Сбор за право торговли товарами культурного и информационного

назначения;

— Лицензионный сбор за право проведения аукционов и лотерей,

специализирующихся на культуре;

— Сбор за право проведения кино и видеосъемок памятников истории и

культуры;

— Сбор за лицензирование деятельности, связанной с проведением

культурно-массовых и зрелищных мероприятий, реставрацией, изготовлением

репродукций, копий, экспонатов, издательской деятельности.

Для увеличения доли средств, поступающих в централизованный и целевые

фонды от предприятий, необходимо вести гибкую налоговую политику, снижая

налог с той части прибыли, которая направляется на культуру,

благотворительную деятельность, целевое финансирование социально-культурных

программ. В США, например, ежегодные благотворительные взносы на культуру

составляют около 80%. Основной мотив благотворительной деятельности –

социальный престиж и экономическая выгода. Участие в Совете попечителей

благотворительной организации свидетельствует о принадлежности к «высшему

свету» американского общества. Но главное то, что сумма, переданная на

благотворительные цели, высчитывается из остаточной суммы прибыли и налогом

не облагается.

Возможности получения финансовых средств под реализацию социально-

культурных программ из бюджетных источников (в т.ч. из Фонда культурных

программ) определяются прежде всего степенью соответствия целевого и

содержательного блока проекта условиям конкурса, тем направлениям и видам

культурной деятельности, которые финансирующая организация определила в

качестве приоритетных. В частности, Министерство культуры России в

подпрограмму “Сохранение и развитие культуры” включило следующие разделы, в

которые могут “вписаться” проекты, предлагаемые для финансирования

региональными субъектами культурной жизни:

— Изучение, сохранение и реставрация культурного наследия Российской

Федерации;

— Формирование, реставрация, сохранение и эффективное использование

музейных фондов;

— Формирование, сохранение и использование библиотечных фондов;

— Возрождение и развитие традиционной художественной культуры,

поддержка самодеятельного художественного творчества и культурно-досуговой

деятельности;

— Сохранение и развитие национальных культур народов России,

межнационального культурного сотрудничества;

— Поддержка молодых дарований в сфере культуры и искусства;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.