| |||||
МЕНЮ
| Основы социокультурного проектированияисторических знаний и духовного опыта, носителя исторической памяти и восстановления исторической справедливости; специфической ролью музея в условиях малого и молодого города как показателя городского культурного статуса, синтезирующего различные компоненты культурной жизни: искусство, просвещение, историю, как средства выявления и оформления историко- культурной уникальности города. Наряду с проработкой общей идеи, были намечены конкретные мероприятия по реализации проекта, которые составили своеобразную программу дальнейших действий: разработка концепции музея; подготовка учредительной документации: устава, учредительного договора, др. нормативных документов; исследовательская работа и комплектование музейных фондов; приобретение музейного оборудования, предметов музейного значения[97]. Команда “Гармония” работавшая над приоритетом “Развитие художественной жизни города, поддержка традиционного народного творчества”, сформулировала задачи, решаемые в рамках данного приоритета и вышла на идеи следующих проектов: “Муниципальный оркестр народных инструментов”, “Праздничный календарь Полярных Зорь” Актуальность последнего проекта, как было подчеркнуто участниками дискуссии в процессе его обсуждения, предопределяется необходимостью формирования системы культурных акций и мероприятий общегородского характера, которые: во-первых, в своей совокупности отразили бы и подчеркнули уникальность и своеобразие Полярных Зорь и стали бы визитной карточкой города в регионе и в более широких пределах; во-вторых, содействовали интеграции различных групп населения (возрастных, профессиональных социальных), способствовали бы установлению доверительных отношений между населением и органами власти; в-третьих, скоординировали усилия различных ведомств и учреждений, инициативных групп, общественности в оптимизации культурной жизни города. Логика разработчиков проекта строилась на том, что мероприятия, составляющие структуру праздничного календаря города, должны опираться на событийную основу различных уровней: события мирового, международного масштаба: (1 мая, 8Марта, Новый Год, Международный день защиты детей, Международный день молодежи, День пожилых людей и т.п.); события Российского масштаба (День Конституции, День знаний, День космонавтики и др.); события областного масштаба; события городского уровня (День основания города, праздники национальных культур, различные традиционные культурные акции и др.); события, касающиеся отдельных профессиональных групп (День энергетика, День строителя, профессиональные военные праздники и т.п.); события индивидуальной биографии, значимые для жизни города (Бал выпускников, проводы в Армию, Посвящение в профессию и т.д.). В четвертый день команды разрабатывали программы реализации своих проектов. В ходе пленарного обсуждения этих документов детально обсуждались трудности воплощения в жизнь проектов, возможные варианты действий в зависимости от изменения экономической, политической, культурной ситуации в городе и области. Каждый участник игры составил индивидуальный план действий, затем эти планы были оценены другими участниками в балльной системе по критериям соответствия должности участника игры, его реальным возможностям, степени влияния игрового опыта на последующие действия и т.д. Далее, будучи обсуждены в команде, эти планы были доложены всем присутствующим и впоследствии рассматривались как система личных обязательств работников по совершенствованию культурной жизни Полярных Зорь. В этот же день подводились итоги работы. Участники дали оценку эффективности игры путем сопоставления своих ожиданий от нее и реальных итогов, были намечены также пути и сроки доработки проектов и формирования на их основе комплексной межотраслевой программы поддержки и развития культуры Полярных Зорь. Преимущества игровых технологий социокультурного проектирования, о которых говорилось выше, были в полной мере проявлены в ходе описываемой игры. В частности, усилилось внимание населения к проблемам развития культуры, поскольку о игре подробно информировала жителей города студия кабельного телевидения и городская газета. Увеличился инновационный потенциал участников игры. Вернувшись на свои рабочие места, участники ощутили прилив творческих сил, проявили стремление к ломке сложившихся стереотипов, преодолению узких рамок отраслевого подхода к культуре. тематика Практических заданий: Первое задание: Разработка приемов организации игрового взаимодействия участников инновационной игры: игровые методики формирования команд и знакомства участников, приемы “погружения” в игровую ситуацию и активизации внутрикомандного и межкомандного взаимодействия (индивидуальные и групповые роли, способы информационной и оценочной коммуникации — вопросы, реплики и т.д.,), способы определения лидеров и выявления степени продуктивности совместной деятельности участников, методы активизации инновационного потенциала личности (распредмечивание, проблематизация и самоопределение участников игры). Второе задание: разработка сценария практического занятия в форме деловой игры по экспертизе целевых проектов, выносимых на экзамен другими студентами. Третье задание: проведение в группе деловой игры, включающей защиту, дискуссию и экспертизу индивидуальных проектов, разработанных студентами. ГЛАВА 6. СТРАТЕГИИ ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ПРОЕКТОВ И ПРОГРАММ Основные дидактические единицы: Источники финансирования социально- культурных программ. Условия получения средств, необходимых для реализации проекта. Требования к программе в случае конкурсного финансирования (критерии оценки). Условия и механизмы бюджетного финансирования. Структура заявки на участие в федеральных программах. Условия получения средств из внебюджетных источников. Фонды как источник финансирования. Структура и технология оформления заявки на получение гранта. Условия получения средств от коммерческих структур (стратегия и тактика взаимодействия со спонсорами). Коммерческая деятельность учреждения как дополнительный источник финансирования программ (стратегия, технология, направления). 6.1. Условия ПОЛУЧЕНИЯ СРЕДСТВ (ИЗ БЮДЖЕТНЫХ И ИНЫХ ИСТОЧНИКОВ) Возможными источниками финансирования социокультурных проектов и программ являются: 1. Государственный бюджет (как федеральный, так и местный). Как правило, бюджетное финансирование культурных программ осуществляется на основе социально-творческого заказа конкретному исполнителю отдельных разделов программы. 2. Фонды — некоммерческие организации, имеющие финансовые средства и программу деятельности. Реализация собственных программ осуществляется фондами, как правило, путем выдачи грантов по заявкам различных субъектов культурной жизни — организаций, учреждений, частных лиц, инициативных образований граждан. 3. Коммерческие организации (фирмы, корпорации, банки и др.). 4. Индивидуальные предприниматели (спонсоры, меценаты). 5. Средства населения (доходы от коммерческих программ, благотворительные пожертвования граждан). Для получения финансовых средств (или гранта) субъект, участвующий в конкурсе программ, должен соответствовать определенным требованиям. Первым условием является некоммерческий характер деятельности той организации, которая просит деньги (т.е. подает заявку на финансирование своего проекта). Если с заявкой обращается общественная организация, то некоммерческий характер ее деятельности должен быть зафиксирован в уставе. Признаки некоммерческой организации (объединения, клуба) следующие: 1.Организация не преследует цели извлечения прибыли (т.е. не имеет права расходовать средства, получаемые под программу, на заработную плату и в личных целях). 2.Организация имеет общественно значимые цели. Общественная значимость целей и задач организации определяется, как правило, актуальностью и радиусом решаемых проблем. 3.Приоритеты деятельности организации, определяемые ее уставом, находятся в сфере культуры и носят гуманистический характер. 4.Организация имеет коллективное учредительство и руководство (совет, правление, которое определяет содержание деятельности организации, зарплату штатных работников, отвечает за общественное доверие и т.д.). 5.Финансовая деятельность организации контролируется общественностью. Второе условие получения средств (как из бюджетных, так и внебюджетных источников) — наличие программы и заявки, оформленной в соответствии с определенными требованиями, а именно: требованиями той организации (фонда, коммерческой структуры, государственного органа, осуществляющего финансирование программы), которая выделяет деньги (они могут содержаться в условиях конкурса программ, в уставе организации, выделяющей средства); а также специальными требованиями к оформлению заявки на получение средств, необходимых для реализации соответствующей программы. Наиболее общими требованиями к программе являются:[98] Соответствие программы тематике конкурса, приоритетным направлениям, разрабатываемым организацией, объявляющей конкурс программ; Соответствие программы миссии той организации, в которую подается заявка; Актуальность проблем, решаемых в рамках программы: как с позиции общества, так и с позиции той организации, которая выделяет средства; 4.Общественная значимость целей и задач, определяемая культурным контекстом и радиусом проблемы; 5.Соответствие содержания программы интересам и проблемам потенциальных и реальных участников, т.е. реальной проблематике той социальной группы, которой адресована программа; 6.Реалистичность программы (ее обеспеченность в финансовом, кадровом, материально-техническом отношении; 7.Полнота представленных разделов (в заявке); 8.Соответствие содержания — и формы реализации программы; 9.Согласованность проблемного, целевого и содержательного блоков программы. Соотношение программы и заявки графически можно изобразить следующим образом: |Программа | |Заявка | | | | | |Сущность того, что | |“Упаковка” идеи, ее | |собираешься сделать | |продвижение, | | | |обеспечение спроса на | | | |нее | Оформление заявки на получение средств под программу — это разновидность технологии маркетинга, суть которого, как известно, заключается в прогнозировании, расширении и удовлетворении спроса на товары, идеи, услуги посредством их разработки, продвижения (упаковки) и реализации. Схема отношений: “спонсор — программа — заявка” 6.2. БЮДЖЕТ КАК ИСТОЧНИК ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ПРОГРАММ Как известно, в последние годы доля бюджетных средств в общем объеме финансирования культуры неуклонно сокращается. В этой связи Министерство культуры России рекомендует два направления совершенствования системы финансирования (или три группы ресурсов): 1) Создание бюджетной многоканальности в финансировании как учреждений культуры и досуга, так и программ, создаваемых и реализуемых на другой базе; 2) Эффективное использование бюджетных средств (за счет целевых или адресных дотаций); Рассмотрим первый ресурс совершенствования финансирования социокультурных программ — бюджетную многоканальность, которая означат финансирование учреждений и программ как из бюджетов различных уровней, так и путем привлечения средств иных юридических лиц. Модели взаимодействия бюджетов различных уровней и субъектов можно свести к следующим типам: 1. Субсидии вызова, когда вышестоящий орган разрабатывает программу, затрагивающую интересы ряда территорий и гарантирует частичное финансирование данного проекта. В таком случае остальная часть расходов по программе должна возмещаться заинтересованными участниками реализации проекта на местах. Реализацией такого типа взаимоотношений является федеральная программа “Сохранение и развитие культуры и искусства”, принятая постановлением Верховного Совета Российской Федерации в 1993 году и действующая по сегодняшний день. 2. Субсидии возмещения — в этом случае программа разрабатывается нижестоящим уровнем и частично финансируется из вышестоящего бюджета. В такую модель вписываются региональные проекты и программы, частично финансируемые Министерством культуры — при условии соответствия таких программ федеральным приоритетам культурного развития территорий; 3. Встречные субсидии, когда централизованные средства выделяются только в ответ на субсидии местного бюджета (или средства, полученные из внебюджетных источников). Суть “встречного финансирования” заключается в фиксировании доли бюджетных средств в общем объеме финансовых ресурсов каждого учреждения. В таком случае строго фиксированный объем бюджетных средств автоматически добавляется к заработанной учреждением сумме. За основу при таком финансировании Министерство культуры рекомендует брать сложившееся соотношение между объемами бюджетных и собственных средств. Тогда большую финансовую поддержку из бюджета получают те учреждения, которые получили большую сумму из внебюджетных источников[99]. Взаимодействие бюджетов различных уровней можно представить в виде следующей схемы: |Федеральный | | | |Местный бюджет | |бюджет | | | | | | | | | | | | | |Фонд | | | | | |программ | | | | | | | | | |Финансирование | | | |Финансирование | |организаций и | | | |организаций и | |учреждений | | | |учреждений | |Федерального | | | |местного | |подчинения | | | |подчинения | | | |Культурные | | | | | |программы | | | Заказчиком социально-культурных проектов и программ и, соответственно, распорядителем бюджетных средств выступают местные органы власти, в частности, отделы, комитеты и управления культуры. Они имеют право выходить с инициативой по льготному налогообложению предприятий и организаций, участвующих в финансировании социально-культурных проектов и программ. Бюджетными источниками формирования Фондов развития культуры могу быть[100]: — Фиксированные платежи предприятий, учреждений, организаций (кроме бюджетных), расположенных на исторических территориях, в охранных зонах; — Процент отчислений от платы за землю исторической территории, охранных зон памятников, взимаемый с предприятий, учреждений, организаций, домовладений, расположенных на этих территориях; — Часть целевых сборов с граждан и предприятий, учреждений, организаций, независимо от их организационно-правовых форм, на содержание милиции, на благоустройство территории, на нужды образования и другие цели; — Сбор за право использования местной символики, связанной с памятниками истории и культуры; — Часть налога на содержание жилищного фонда и объектов социально- культурной сферы от объема реализации продукции (работ, услг); — Доля специального налога с предприятий для финансирования поддержки важнейших отраслей народного хозяйства; — Таможенные тарифы на импорт культурных ценностей зарубежного производства; — Арендная плата за использование помещений памятников истории и культуры; — Поступления от налога на добавленную стоимость по товарам культурно- досугового и информационного назначения (фонозаписи музыкальные инструменты) в размере их фактической величины в указанных товарах, реализованных на данной территории; — Поступления всех видов налогов и сборов, взимаемых с предприятий, учреждений и организаций культуры, в т.ч. специализированный налог на прибыль от проведения массовых концертно-зрелищных мероприятий; — Регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью в области культуры; — Сбор за право торговли товарами культурного и информационного назначения; — Лицензионный сбор за право проведения аукционов и лотерей, специализирующихся на культуре; — Сбор за право проведения кино и видеосъемок памятников истории и культуры; — Сбор за лицензирование деятельности, связанной с проведением культурно-массовых и зрелищных мероприятий, реставрацией, изготовлением репродукций, копий, экспонатов, издательской деятельности. Для увеличения доли средств, поступающих в централизованный и целевые фонды от предприятий, необходимо вести гибкую налоговую политику, снижая налог с той части прибыли, которая направляется на культуру, благотворительную деятельность, целевое финансирование социально-культурных программ. В США, например, ежегодные благотворительные взносы на культуру составляют около 80%. Основной мотив благотворительной деятельности – социальный престиж и экономическая выгода. Участие в Совете попечителей благотворительной организации свидетельствует о принадлежности к «высшему свету» американского общества. Но главное то, что сумма, переданная на благотворительные цели, высчитывается из остаточной суммы прибыли и налогом не облагается. Возможности получения финансовых средств под реализацию социально- культурных программ из бюджетных источников (в т.ч. из Фонда культурных программ) определяются прежде всего степенью соответствия целевого и содержательного блока проекта условиям конкурса, тем направлениям и видам культурной деятельности, которые финансирующая организация определила в качестве приоритетных. В частности, Министерство культуры России в подпрограмму “Сохранение и развитие культуры” включило следующие разделы, в которые могут “вписаться” проекты, предлагаемые для финансирования региональными субъектами культурной жизни: — Изучение, сохранение и реставрация культурного наследия Российской Федерации; — Формирование, реставрация, сохранение и эффективное использование музейных фондов; — Формирование, сохранение и использование библиотечных фондов; — Возрождение и развитие традиционной художественной культуры, поддержка самодеятельного художественного творчества и культурно-досуговой деятельности; — Сохранение и развитие национальных культур народов России, межнационального культурного сотрудничества; — Поддержка молодых дарований в сфере культуры и искусства; Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|