реферат бесплатно, курсовые работы
 

Основы социокультурного проектирования

учитываются местные ресурсы и т.д. Это делает региональную культурную

политику более целенаправленной и реалистичной за счет учета всех

многообразных факторов, используемых в процессе проектирования.

б) существует ряд общих для социокультурного проектирования и

культурной политики структурных элементов. К ним можно отнести: наличие

культурных целей, совокупность действий и процедур, обеспечивающих их

достижение, наличие определенных ресурсов.

в) на определенном уровне цели, задачи и приоритеты культурной

политики и социально-культурного проектирования совпадают, поскольку, они

определяются на пересечении нескольких факторов, вытекая:

— из понимания истинного предназначения культуры в жизни общества и

человека, что находит выражение в принципах программирования (и культурной

политики).

— из анализа социокультурной ситуации и характера проблем, типичных

для конкретной территории, социальной группы.

— из историко-культурной уникальности и самобытности как российской

культуры в целом, так и конкретной территории (региона).

Можно в этой связи говорить о том, что научно обоснованная культурная

политика несет в себе проектные начала, а социально-культурное

проектирование в любом случае выполняет функцию осуществления культурной

политики.

Наряду с обозначенной выше генеральной целью перед региональной

культурной политикой стоят задачи, содержание и направленность которых

определяются в зависимости от тенденций развития социокультурной ситуации,

специфики проявления действия факторов, затрудняющих реализацию программ и

проектов и т.д. Исходя из особенностей нынешнего этапа развития культурных

процессов, довольно характерных для различных регионов России, можно

наметить следующие задачи региональной культурной политики:

Во-первых, отказ от потребительской ориентации и переход к социально-

культурной самодеятельности путем развития широкого спектра социально-

культурных инициатив, стимулирования культурно-творческой активности

населения, поддержки общественных проектов и новых форм культурно-досуговой

деятельности. Культура должна стать условием совершенствования социальной

действительности, сферой самореализации личности;

Во-вторых, инициирование и поддержка культурно-досуговых учреждений и

институтов, гуманизирующих культурную среду бытования человека,

способствующих снятию социальной напряженности, налаживанию контактов

творческой интеллигенции с другими социальными группами, созданию

творческой атмосферы в регионе, межкультурному взаимодействию и

взаимопониманию – политических клубов, салонов, добровольных культурно-

просветительных обществ, национально-культурных центров, одно— и

многопрофильных центров досуга для подростков, пожилых и т.д. Многообразие

субъектов социокультурной деятельности создаст альтернативность развития

культурной жизни, поможет ослабить монополию государственных структур на

формирование культурной политики, обеспечит реальный доступ к культурным

ценностям, образовательным и рекреационным учреждениям всем социальным

группам и слоям населения;

В-третьих, ориентация культурной политики на приоритетные социальные

группы и категории населения с целью обеспечения «равных возможностей» и

реального доступа к культурным ценностям, наращивания «культурного слоя» и

развития навыков культурно-творческой деятельности у различных социальных

групп и категорий населения, особенно у детей, подростков, молодежи;

В-четвертых, концентрация материальных и человеческих ресурсов с целью

инициирования и поддержания на достаточно высоком уровне «элитных»

субъектов социально-культурной самодеятельности, которые для населения

территории будут играть роль своеобразных референтов, постоянно повышая

«планку» культурной жизни региона;

В-пятых, развитие территориального своеобразия и многообразия

культуры региона за счет предоставления права свободного культурного

самоопределения и самовыражения различным национально-этническим группам.

Финансируемые из местного бюджета и поддерживаемые различными общественными

фондами программы должны обеспечить сохранение и развитие культуры

национальных меньшинств во всех ее аспектах, включая сохранение

исторических памятников, языка, литературы, религии, народного творчества,

способствовать преодолению отчужденности и взаимному признанию самоценности

всех культур региона, их взаимообогащению и диалогу;

В-шестых, создание условий для межрегиональных культурных контактов с

территориями, имеющими общие культурно-исторические традиции, а также с

теми регионами, между которыми происходили и происходят интенсивные

миграционные процессы и этнические группы которых являются наиболее

распространенными в данной местности (например, для Санкт-Петербургского

региона это будут Карелия, Финляндия, Татарстан, области Северо-запада

России);

В-седьмых, отказ от практики финансирования учреждений культуры и

досуга за сам факт их существования без относительно к содержанию их

деятельности и переход на финансирование целевых социально-культурных

проектов и программ, т.е. внедрение договорно-контрактных отношений в

культурно-досуговые учреждения и организационно-методические структуры.

Существующие управленческие звенья должны быть поставлены в такие

условия, которые приведут естественным путем, без очередной кампании

кадровых перестановок, к решению основной для них задачи – созданию условий

саморазвития культурной жизни региона, самореализации различных субъектов

социально-культурной деятельности.

Вновь формирующиеся творческие коллективы и общественные органы

(отделы информационно-методического обеспечения, группы экспертов, советы

попечителей и распорядителей и т.д.) на конкурсной основе должны предложить

экспертной комиссии, или комиссии по культуре свою концепцию подразделений

и отделов, их состав, функции, цели и задачи. Срок, на который заключен

контракт, будет зависеть от актуальности и сложности проблем, которые

предстоит решать данной структурной единице. Примерные функции

исполнительного органа в сегодняшней социокультурной ситуации – это поиск,

инициирование и предварительная экспертиза социально-культурных проектов и

программ, определение степени удовлетворенности населения программами,

финансируемыми за счет средств местного бюджета; координация

государственных культурно-досуговых учреждений с деятельностью других

субъектов культурной жизни – общественными организациями, церковью,

средствами массовой информации, негосударственными учреждениями культуры и

досуга и др.

Наряду с общими формулируются задачи культурной политики,

дифференцированно отражающие специфику каждого из ее направлений. Например,

задачи культурной политики в сфере художественной культуры могут включать:

удовлетворение культурных потребностей людей; совершенствование

(возвышение) культурных потребностей населения; воспитание культурных

потребностей, приобщение к художественной культуре тех, кто пока еще

находится вне ее сферы; создание условий для развития самой художественной

культуры.

Важное место в культурной политике занимает вопрос о ее средствах.

Известное выражение о том, что “политика — это искусство возможного”

фиксирует наше внимание на том обстоятельстве, что, что политика, не

имеющая механизмов своей реализации, перестает быть политикой, а

превращается в сумму благих пожеланий. С другой стороны, отсутствие

политики делает неэффективным использование имеющихся ресурсов, лишает

осуществляемые действия целенаправленности. Ведущими средствами культурной

политики являются:

1. Инфраструктура культуры, включающая: а) организационные структуры,

составляющие систему государственного регулирования культурной жизни и

реализации задач культурной политики, получивших общественное одобрение; б)

совокупность организаций и учреждений.

2. Материальные, финансовые, кадровые и информационные ресурсы.

3. Социальные механизмы и процедуры, которые можно условно

подразделить на: а) законодательные (формирование соответствующего

правового пространства, благоприятствующего развитию культурной жизни; б)

экономические (создание благоприятных материальных условий); в)

идеологические (формирование критериев восприятия искусства, нормы

художественного вкуса, культуры межличностных отношений и т.д.); г)

социально-психологические (повышение престижа профессий, связанных с

искусством, культурой, статуса высококультурного человека и др.).

4. Технологии (методы): а) технология социально-культурного

проектирования как механизма разработки и реализации культурной политики;

б) менеджмент и маркетинг социокультурной сферы; в) Public relations,

фандрайзинг, реклама и др.

Совокупность этих средств, возможность из сочетания, открывают

чрезвычайно широкие возможности решения задач культурной политики. Так, в

частности, сформулированная выше задача культурной политики в сфере

художественной культуры — удовлетворение культурных потребностей людей —

реализуется путем развития рынка художественных ценностей (т.е. с

преимущественным использованием таких средств как налоговая политика,

разработка законодательства регулирующего и стимулирующего рыночные

отношения в данной сфере). Вторая задача — совершенствование (возвышение)

культурных потребностей населения — обеспечивается за счет создания

развитой инфраструктуры культуры, обеспечения ее многообразия, поддержки

видов и жанров искусства, оказывающих возвышающее влияние на личность.

Третья задача — воспитание культурных потребностей, приобщение к

художественной культуре тех, кто пока еще находится вне ее сферы —

реализуется путем разработки и реализации специальных программ,

обеспеченных в ресурсном отношении. Наконец, задача, связанная с развитием

самого искусства предполагает развитие института меценатства — в лице

богатого субъекта, общественной организации, но главное — в лице самого

государства. Выступая в роли основного мецената, государство должно

стимулировать меценатство частных лиц и общественных структур.

Социально-культурная программа выступает одновременно и как форма

интеграции всех элементов, составляющих культурную политику, и как способ

“опредмечивания” этой политики (т.е. практического решения ее задач путем

наиболее эффективного использования средств, ресурсов и т.д.).

3.2. Этапы разработки региональных социально-культурных программ

Формирование региональных социально-культурных программ представляет

собой довольно сложный процесс. Каждый его этап имеет свою логику, задачи,

содержание. Только реализовав задачи одного этапа, можно переходить к

следующему. Так слагается логическая цепочка действий, которые в итоге

приводят к созданию целостной программы.

Изложим содержание каждого из этапов и их последовательность, уделив

первостепенное внимание взаимосвязи методических процедур и приемов,

придающих этим этапам целостность и продуктивность.

Первый этап — диагностический. Главное его содержание составляет

всесторонний анализ ситуации и выявление наиболее актуальных и типичных для

региона проблем.

В рамках проектирования данный этап является основополагающим. Это

обусловлено тем, что как уже отмечалось, социально-культурная программа —

не простой набор мероприятий, а представляет собой систему форм, методов,

различных акций и организационных структур, взаимоувязанных единой целью и

ориентированных (помимо оптимизации процессов сохранения, трансляции,

освоения и развития культурных ценностей, традиций, норм) на решение

определенного рода проблем. Проблемно-целевая ориентация является в

социокультурном проектировании основным технологическим приемом и

принципом, который подчиняет различные виды и формы социально-культурной

деятельности решению конкретных проблем, носителями которых может выступать

личность, социальная группа или категория населения, регион, учреждения и

институты сферы культуры, досуга, образования и т.д.

Для анализа ситуации не обязательно проводить социологические

исследования — необходимую для разработки программы информацию можно

получить другими способами. Основными методами анализа ситуации являются:

контент-анализ материалов периодической печати (проблемных статей), анализ

социально-демографической структуры территории, а также деловые игры, в

процессе которых выявляются характерные и наиболее значимые для данной

территории проблемы.

Субъектами анализа ситуации выступают: работники учреждений культуры,

образования, досуга, спорта и соответствующих управленческих структур;

эксперты (проектировщики); представители общественности.

Характеристика социокультурной ситуации производится в зависимости от

характера будущей программы. Это может быть характеристика всей среды

(всего пространства жизнедеятельности человека, группы, общества) или

одного из ее полей (и соответствующих “модусов жизнедеятельности”), т.е.

характеристика ситуации в сфере сохранения историко-культурного наследия, в

сфере художественной культуры, образования и т.д.

В процессе анализа социокультурной ситуации необходимо решить

несколько задач:

— проанализировать специфику и потенциалы социокультурной среды

конкретной территории;

— выявить меру освоения среды человеком (включая содержание его

активности по освоению ценностей, норм, способов жизнедеятельности);

— охарактеризовать проблемы, типичные для всех составляющих среды и

образа жизни (причем, проблемы как социально-культурные, так и личностные,

которые обнаруживаются в каждой составляющей социокультурной среды и образа

жизни): проблемы освоения предметов и ценностей художественной культуры,

организации худ. жизни, художественного развития личности; сохранения,

освоения и востребованности историко-культурной среды обитания; проблемы

общения и поддержания оптимального взаимодействия с другими людьми;

проблемы духовного самочувствия и самоопределения человека, утраты или

поиска смысла человеческой жизни; проблемы неоптимального состояния

природной среды, обусловленные деформированной системой ценностей и

соответствующими отношениями человека к природе; проблемы общественно-

политической жизни — в смысле возможностей и форм участия в политической

жизни или их отсутствия, уровня политической культуры; проблемы

профориентации, профессионального самоопределения и самореализации человека

в профессии, адаптации к профессиональной субкультуре; проблемы физического

и психического состояния человека, включая его отношение к собственному

здоровью, меру освоения и развития физических и психических способностей.

При этом необходимо учитывать следующее: с позиции проектирования в

ситуации выделяются те элементы, которые могут быть изменены в рамках

проекта, а сам проект адресуется прежде всего носителю проблем. Как

правило, в определенных составляющих социокультурной среда обитания

человека и образа его жизни преобладают или социально-культурные, или

личностные проблемы. В частности, первые характерны для художественная

жизни, культурно-исторического наследия, экологической и политической среды

обитания. Личностные проблемы типичны для социально-психологической,

духовно-нравственной и профессиональной среды обитания, а также для всех

составляющих образа жизни.

Решение этих задач предполагает наличие системы сбора, обработки и

анализа информации о социально-политической, экономической и культурно-

досуговой жизни региона. Исходные данные позволяют: а) накопить информацию

о проблемах регионального характера; б) сформулировать на этой основе

задачи, которые предстоит решить в рамках культурной политики; в) выделить

информацию, необходимую для решения проблем.

Полученную на данном этапе информацию целесообразно формировать по

следующим разделам:

1. Социальные и культурные особенности и проблемы региона, например,

динамика развития региона (снижение, стабильность или рост численности

населения), тяжелое положение и культурная изоляция стариков, инвалидов,

женщин, различие в доходах разных социальных групп, преобладание женского

или мужского населения, большое количество сел, не имеющих стационарных

учреждений культуры, доступность культурных учреждений и ценностей и др.

Характеристика региона как совокупности институциональных условий

социокультурного развития личности и социальных групп, т.е. выявление

возможностей государственных институтов и общественных формирований

(учреждений народного образования, спорта, здравоохранения, туризма,

ВООПиК, ВООП и др.) с целью последующей кооперации материальных и

человеческих ресурсов, координации культурно-досуговых программ с

программами в области эстетического воспитания, образования, спорта,

отдыха, экологии, создания межведомственных программ по наиболее актуальным

для данного региона проблемам. Эту информацию можно получить по итогам

инвентаризации всего фонда пустующих помещений, залов, действующих

учреждений культуры, искусства и составления карты материально-технической

базы культуры региона (социально-культурная инфраструктура).

Творческий потенциал региона (квалификация специалистов в сфере культуры и

смежных сферах деятельности в политике, педагогике, спорте, здравоохранении

и др.), т.е. примерный состав специалистов, способных организованно и

содержательно осуществить ту или иную программу.

Характеристика различных социальных и социально-демографических групп

региона, выделенных по критерию сходства или различия их экономического,

культурного, политического положения, социальных ролей, интересов,

ценностей, признаваемых этими группами как престижные, значимые (мода в

самом широком смысле слова, референтные личности в культуре, политике,

искусстве и т.д.); выявление ведущей проблемы и нереализованной потребности

у каждой социальной группы. На основе этой информации составляется

социально-демографический паспорт региона, где учитывается состав

населения, проблемы и потребности приоритетных социальных групп.

Информация, накопленная в ходе первого этапа, находит выражение в двух

основных документах: а) паспорте социокультурного развития территории; б)

матрице анализа социокультурной жизни региона.

Эти два документа являются базовыми для разработки концепции

региональной культурной политики. Существует довольно тесная взаимосвязь

между «Паспортом...» и «Матрицей...». Суть ее определяется тем, что матрица

анализа социокультурной жизни региона позволяет выявить реальные проблемы

населения в целом и отдельных групп. При этом проблемы могут порой выходить

за рамки традиционного понимания культуры. В то же время данная матрица

дает возможность наметить те приоритеты культурной политики, которые

объективно способны разрешить выделенные проблемы региона и отдельных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.