| |||||
МЕНЮ
| Основы социокультурного проектированияпозитивной обратной связи между управленческими структурами и подведомственными учреждениями, приводящее к неэффективности принимаемых управленческих решений; оторванность управленческих структур от реальных субъектов культурной жизни, возникших вне отрасли, их неспособность работать в режиме партнерских отношений с носителями идей и творческих инициатив; отсутствие организационных, экономических, правовых механизмов и технологий для партнерского взаимодействия с различными негосударственными субъектами культурной жизни; недостаточная помощь общественности в разработке и осуществлении культурной политики на уровне района, города; жесткая регламентация деятельности учреждений, отсутствие реальной самостоятельности и возможности беспрепятственно реализовывать свои замыслы; преимущественно отраслевой подход к культуре, ограничивающий смысл культурной политики поддержкой ведомственных учреждений; ориентация культурной политики на возможности существующей инфраструктуры и неучет потенциала учреждений спорта, образования, здравоохранения в решении социально-культурных проблем территории; слабое использование потенциала культуры в решении социальных, социально-демографических и социально- психологических проблем. 3. Проблемы, вызванные дефицитом бюджетного финансирования отрасли: сокращение бюджетных средств, выделяемых на культуру ниже допустимого уровня, определенного в “Основах законодательства о культуре” (3% федерального и 6% местных бюджетов); отсутствие гласности в распределении бюджетных средств; низкий уровень технического обеспечения сохранности музейных и библиотечных ценностей (как известно, в реставрации нуждается от 30 до 70% музейных фондов), отсутствие средств для создания новых экспозиций; сокращение объемов пополнения книжных фондов (в 3-4 раза) в условиях объективного роста библиотеки как источника информации и возможности бесплатного самообразования; недоступность огромных информационных ресурсов страны и мира в силу крайне низкой оснащенности библиотек современными технологическими средствами обработки, хранения и передачи информации; сужение информационного пространства за счет сокращения средств на комплектование библиотек, разрушения государственной системы комплектования школьных библиотек учебно-методическими комплексами; низкий коэффициент обеспеченности населения учреждениями культы, посадочными местами, библиотечными фондами, культурными услугами; отсутствие законодательства, стимулирующего благотворительность и спонсорство коммерческих организаций в сфере культуры. 4. Проблемы общественной значимости и престижа сфер культуры и досуга: игнорирование властью проблем культуры; отсутствие в структурах государственного управления ясного понимания целей, задач и способов решения сегодняшних проблем культуры; непонимание со стороны властей и потенциальных спонсоров смысла вложения средств в культуру; недооценка со стороны ресурсодержателей (и прежде всего местной администрации) значимости культурно-досуговой деятельности как средства решения территориальных проблем, важнейшей составляющей человеческой жизни; недостаточное внимание к проблемам развития культуры со стороны средств массовой информации. 5. Проблемы социального статуса и профессионального самоутверждения работников отрасли: низкая заработная плата специалистов сферы культуры и досуга; минимальные возможности должностного роста; падение престижа профессий социально-культурной направленности; неудовлетворенность специалистов культурно-досуговой сферы своей деятельностью, растущее чувство неадекватности ее содержания современной социокультурной ситуации; несоответствие социальной роли и статуса управленцев и работников КДУ новым социокультурным условиям; ориентация на сохранение традиционных позиций идеологических работников, “воспитателей” и “наставников”; снижение статуса управленцев сферы культуры в структуре административного аппарата. Видение и понимание отраслевых проблем также позволяет выйти на актуальные проекты и программы, создающие условия для оптимизации культурной жизни различных групп населения, территории в целом. Например, одной из наиболее актуальных и распространенных “отраслевых” проблем является отсутствие условий для саморазвития культурной жизни, самоорганизации различных субъектов культурного творчества. Для решения этой проблемы можно предложить проект, целью которой будет создание организационных и экономических условий, способствующих развитию социально- культурной самодеятельности населения, обеспечивающих общественную востребованность творческого потенциала носителей культурных инициатив. |Задачи проекта: |Содержание мероприятий: | |1.Подготовка и проведение |1.Формирование оргкомитета конкурса и | |конкурса проектов, в котором|разработка плана мероприятий; | |могут участвовать различные |2.Разработка положения о конкурсе; | |субъекты культурной жизни. |3.Организация пресс-конференции; | | |4.Консультации по технологии составления | | |заявки на участие; | | |5.Конкурс программ. | |2.Создание банка |1.Сбор заявок для участия в аукционе | |социально-культурных |социально-культурных инициатив; | |инициатив. |2.Проведение аукциона социально-культурных | | |проектов. | |3.Организация целевых Фондов|1.Подготовка слушаний по проблемам | |культурных инициатив. |территориальной культурной политики; | | |2.Подбор инициативных групп в соответствии с| | |приоритетами культурной жизни; | | |3.Разработка уставов целевых Фондов; | | |4.Проведение учредительных собраний Фондов; | | |5.Регистрация Фондов. | В качестве наиболее эффективного способа решения организационных проблем сферы культуры можно предложить проект общегородских слушаний "Проблемы и перспективы развития культуры ". Необходимость проведения Слушаний продиктована: отсутствием компетентной и целостной информации, характеризующей социокультурную ситуацию в городе; низкой социально-культурной активностью населения; нескоординированностью учреждений и различных ведомств; необходимостью учета общественного мнения в определении перспектив и приоритетов в развитии культурной жизни. Общегородские Слушания "Проблемы и перспективы развития культуры " — это регулярно осуществляемое мероприятие, направленное на развитие демократических начал в управлении и координацию деятельности учреждений культуры, досуга, образования в рамках единой городской программы поддержки и развития сферы культуры. В отличие от традиционного жанра актива, где основное внимание уделяется подведению итогов прошедшего года, Слушания ориентированы на осмысление социально-культурной ситуации и места учреждений культуры, досуга, образования в решении актуальных для города проблем, экспертизу проектов и программ, которые предполагается принять к реализации в наступающем году. Целью общегородских Слушаний является: достижение взаимопонимания, гармонии интересов учреждений культуры и органов власти, с одной стороны, и социальной среды, с другой; целенаправленное формирование имиджа управленческих органов, вызывающего доверие и уважение у населения; формирование и поддержка общественного мнения о деятельности отдела культуры как социально ответственном институте путем информирования общественности о его целях, намерениях, возможностях и перспективах; профилактика возможных конфликтов с общественностью, противодействие нежелательным слухам; публичная демонстрация и “продвижение” идей и проектов, составляющих содержательный блок городской программы поддержки и развития сферы культуры; расширение сферы влияния учреждений культуры на экономическую, политическую и социальную жизнь горожан; определение первоочередных для реализации проектов и программ и мер государственной поддержки сферы культуры; выработка соответствующих рекомендаций органам власти города. Состав участников Слушаний: в Слушаниях примут участие: представители городской администрации, отдел культуры, работники различных учреждений культуры, образования, лидеры общественных объединений, инициативных групп и члены творческих союзов, заинтересованные предприниматели, меценаты и спонсоры, представители средств массовой информации. Задачи проекта: обеспечить все заинтересованные социальные силы информацией о приоритетах и перспективах развития культуры; подвести итоги культурной деятельности за прошлый год; уточнить перспективы, приоритеты и первоочередные проекты развития культуры; обсудить вместе с общественностью приоритеты развития сферы культуры города, выявить и отобрать перспективные творческие иди горожан; найти пути сотрудничества в реализации программ и проектов между различными учреждениями культуры, образования, искусства вне их ведомственной или отраслевой принадлежности, деловыми кругами; выработать итоговые документы по результатам работы Слушаний. Мероприятия и порядок реализации проекта во времени: формирование рабочей группы по подготовке Слушаний; разработка сценария проведения Слушаний (в т.ч. подготовка выступающих, художественно-концертное обеспечение и т.д.); разработка текста приглашений, анкет обратной связи, методики сбора и обработки информации; подготовка справки об итогах деятельности учреждений культуры и досуга на прошлый год; издание информационно-организационных материалов. Проблемы организационно-управленческого и финансового характера могут быть частично разрешены в рамках проекта “Информационный Центр”. Актуальность создания Информационного центра по проблемам культуры и искусства обусловлена прежде всего недостатком оперативной информации о социокультурной ситуации, необходимой для корректировки приоритетных направлений развития культурной жизни города; отсутствием у работников культуры навыков работы с источниками информации; слабой информированности населения о мероприятиях и программах текущей и перспективной культурной жизни города; недостаточной представленностью в средствах массовой информации проблематики культурной политики, культурной жизни города; несформированностью информационной базы о культурном потенциале города, региона, страны; дефицитом бюджетного финансирования сферы культуры и отсутствием информации о возможных источниках внебюджетного финансирования проектов и программ (фонды, фирмы, банки и т.д.), а также способах и технологии привлечение спонсоров, методах стимулирования патронажа и благотворительности. Решение этих проблем предполагает: — во-первых, соответствующее информационное обеспечение культурной политики с использованием современных информационных технологий (предварительное маркетинговое исследование, оценку платежеспособного спроса, конкурентов и партнеров, в т.ч. в рамках бизнес-плана КДУ); — во-вторых, создание Банка данных и разработку механизмов получения оперативной информации о специальных благотворительных фондах, в т.ч. и зарубежных, субсидирующих культурные проекты и программы; — в-третьих, наличие специалиста, умеющего грамотно оформить заявку на получение средств из внебюджетных источников, способного поддерживать эффективную связь с Фондами и владеть методикой разработки и продвижения заявок на субсидирование различных проектов с учетом профильной специфики и приоритетов соответствующего Фонда. Форма реализации проекта — Информационный центр по проблемам культуры и искусства. Направления деятельности Центра: — Развитие сотрудничества сферы культуры и средств массовой информации (проблемные встречи работников сферы культуры и журналистов, специальная программа по КТ, организация серии городских семинаров по использованию информационных и иных социальных возможностей сферы культуры и др.); — Установление тесных рабочих контактов с региональным центром информации в области культуры и искусства и взаимообмен информацией с ним; — Сбор, накопление, обработка и распространение информации о культуре, искусстве, науке, образовании, туризме и деловой жизни в регионе и стране: — Поиск, изучение, обобщение, освоение и внедрение новых информационных и социально-культурных технологий; — Информационное сопровождение реализации культурной политики в городе; — Формирование машиночитаемых баз данных фактографической информации по тематике культуры города; — Информационное обслуживание и услуги в справочном и интерактивном режимах, с использованием как собственных баз данных, так и уже имеющихся в регионе; — Организация издательской деятельности, обеспечивающей распространение научно-методической информации, рекламу, publiс relations; — Выпуск регулярных информационных бюллетеней о предстоящих событиях культурной жизни; — Оказание услуг населению, предприятиям, организациям в области информатизации, издательской деятельности, рекламы; — Организация консультаций и оказание методической помощи различным учреждениям, организациям (т.ч. и политическим партиям, инициативным группам) по разработке, оформлению и продвижению заявок на участие в конкурсах программ и проектов, формированию бизнес-плана и т.д. Следует подчеркнуть особую важность проектов, ориентированных на решение первой группы проблем, т.е. создаваемых с целью совершенствования содержания деятельности учреждений социально-культурной сферы, оптимизации их функциональных моделей. Место такого рода проектов в общей картине проектирования можно представить следующим образом: Как правило, проекты такого рода носят комплексный характер и ориентированы на решение максимального количества социально-культурных и личностных проблем, создание условий, оптимизирующих среду обитания человека, его образ жизни. Рассмотрим проектные замыслы создания различных моделей учреждений, необходимость которых была обусловлена реальными проблемами и противоречиями социально-культурной жизни города[61]. — Проект “Муниципальный культурный центр “Полярные Зори”. Актуальность проекта: Целесообразность преобразования ныне существующего городского дома культуры в муниципальный культурный центр обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, потребность в такого рода культурном центре определяется спецификой культурной ситуации в городе, который характеризуется высоким интеллектуальным потенциалом жителей, развитой инфраструктурой культуры и досуга и одновременно низкой социально-культурной активностью граждан, неразвитостью форм общественной самодеятельности, отсутствием ярко выраженного собственно “лица”, выделяющего город среди подобных поселений. В этой связи возникает потребность именно в муниципальном культурном центре, который мог бы принять на себя ряд существенно важных для администрации и населения города функций: развития культурной жизни города, выявления и оформления его самобытности, создания благоприятной культурной среды, повышения привлекательности Полярных Зорь для отечественных и зарубежных туристов, удовлетворения общественных потребностей в культурно- досуговой деятельности, развития народного творчества, оказания организационно-методической помощи учреждениям культуры города и подведомственных ему территорий. Во-вторых, изменившаяся нормативно-правовая база открывает более широкие возможности управления, совершенствования материально-технической базы, хозяйственного содержания и других аспектов деятельности учреждений культуры и досуга, а тем самым развития культурной среды города, повышения культурного уровня населения[62]. Целью деятельности МКЦ является: развитие культурной жизни Полярных Зорь, создание благоприятной культурной среды; выявление и оформление самобытности города, повышение его привлекательности для отечественных и зарубежных туристов; стимулирование и поддержка (методическая, организационная, нормативно-правовая) различных форм социально-культурной самодеятельности населения города; удовлетворение общественных потребностей в культурно-досуговой деятельности; развитие народного творчества; оказание организационно-методической помощи учреждениям культуры города и подведомственных ему территорий. Направления деятельности МКЦ: — организация различных форм культурно-просветительской, культурно- массовой, художественно-просветительской и досуговой деятельности, театральных, концертно-зрелищных мероприятий, кино— и видеопоказов; — проведение выставок, смотров, конкурсов, фестивалей, аукционов, ярмарок, и других форм культурной деятельности; — организация работы клубных формирований: коллективов и кружков народного творчества, любительских объединений и студий, клубов по интересам; — оказание организационно-методической помощи учреждениям и организациям культуры города, повышение квалификации, подготовка, переподготовка и стажировка специалистов учреждений культуры; — организация туристического обслуживания; — проведение маркетинговых и социологических исследований, оказание информационных, консультационных и представительских услуг; — организация издательской деятельности, звуко— и видеозаписи, видеопроката и книгопроката. Мероприятия по реализации проекта: подготовка учредительной документации МКЦ; проведение предварительных переговоров с потенциальными учредителями; регистрация МКЦ в качестве государственного культурно- досугового учреждения; презентация МКЦ. — Проект “Многопрофильный культурно-досуговый центр “Клуб-музей”. Цели деятельности клуба-музея были сформулированы в результате обобщения материалов опроса экспертов, изучения социокультурной ситуации в городе, учета пожеланий, высказанных участниками актива работников культуры г.Полярные Зори. Они заключались в следующем: сохранение и передача исторической памяти, аккумуляция и трансляция исторических знаний и духовного опыта; изучение истории города, края, истории партизанской войны в Заполярье; воспитание у детей и подростков чувства гордости за свой город, любви и уважения к его истории, традициям на примере биографий защитников Отечества, героев Великой Отечественной войны — полярнозоринцев; привлечение жителей города к пропаганде исторического Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|