реферат бесплатно, курсовые работы
 

Основы социокультурного проектирования

позитивной обратной связи между управленческими структурами и

подведомственными учреждениями, приводящее к неэффективности принимаемых

управленческих решений; оторванность управленческих структур от реальных

субъектов культурной жизни, возникших вне отрасли, их неспособность

работать в режиме партнерских отношений с носителями идей и творческих

инициатив; отсутствие организационных, экономических, правовых механизмов и

технологий для партнерского взаимодействия с различными негосударственными

субъектами культурной жизни; недостаточная помощь общественности в

разработке и осуществлении культурной политики на уровне района, города;

жесткая регламентация деятельности учреждений, отсутствие реальной

самостоятельности и возможности беспрепятственно реализовывать свои

замыслы; преимущественно отраслевой подход к культуре, ограничивающий

смысл культурной политики поддержкой ведомственных учреждений; ориентация

культурной политики на возможности существующей инфраструктуры и неучет

потенциала учреждений спорта, образования, здравоохранения в решении

социально-культурных проблем территории; слабое использование потенциала

культуры в решении социальных, социально-демографических и социально-

психологических проблем.

3. Проблемы, вызванные дефицитом бюджетного финансирования отрасли:

сокращение бюджетных средств, выделяемых на культуру ниже допустимого

уровня, определенного в “Основах законодательства о культуре” (3%

федерального и 6% местных бюджетов); отсутствие гласности в распределении

бюджетных средств; низкий уровень технического обеспечения сохранности

музейных и библиотечных ценностей (как известно, в реставрации нуждается от

30 до 70% музейных фондов), отсутствие средств для создания новых

экспозиций; сокращение объемов пополнения книжных фондов (в 3-4 раза) в

условиях объективного роста библиотеки как источника информации и

возможности бесплатного самообразования; недоступность огромных

информационных ресурсов страны и мира в силу крайне низкой оснащенности

библиотек современными технологическими средствами обработки, хранения и

передачи информации; сужение информационного пространства за счет

сокращения средств на комплектование библиотек, разрушения государственной

системы комплектования школьных библиотек учебно-методическими комплексами;

низкий коэффициент обеспеченности населения учреждениями культы,

посадочными местами, библиотечными фондами, культурными услугами;

отсутствие законодательства, стимулирующего благотворительность и

спонсорство коммерческих организаций в сфере культуры.

4. Проблемы общественной значимости и престижа сфер культуры и досуга:

игнорирование властью проблем культуры; отсутствие в структурах

государственного управления ясного понимания целей, задач и способов

решения сегодняшних проблем культуры; непонимание со стороны властей и

потенциальных спонсоров смысла вложения средств в культуру; недооценка со

стороны ресурсодержателей (и прежде всего местной администрации) значимости

культурно-досуговой деятельности как средства решения территориальных

проблем, важнейшей составляющей человеческой жизни; недостаточное внимание

к проблемам развития культуры со стороны средств массовой информации.

5. Проблемы социального статуса и профессионального самоутверждения

работников отрасли: низкая заработная плата специалистов сферы культуры и

досуга; минимальные возможности должностного роста; падение престижа

профессий социально-культурной направленности; неудовлетворенность

специалистов культурно-досуговой сферы своей деятельностью, растущее

чувство неадекватности ее содержания современной социокультурной ситуации;

несоответствие социальной роли и статуса управленцев и работников КДУ новым

социокультурным условиям; ориентация на сохранение традиционных позиций

идеологических работников, “воспитателей” и “наставников”; снижение

статуса управленцев сферы культуры в структуре административного аппарата.

Видение и понимание отраслевых проблем также позволяет выйти на

актуальные проекты и программы, создающие условия для оптимизации

культурной жизни различных групп населения, территории в целом. Например,

одной из наиболее актуальных и распространенных “отраслевых” проблем

является отсутствие условий для саморазвития культурной жизни,

самоорганизации различных субъектов культурного творчества. Для решения

этой проблемы можно предложить проект, целью которой будет создание

организационных и экономических условий, способствующих развитию социально-

культурной самодеятельности населения, обеспечивающих общественную

востребованность творческого потенциала носителей культурных инициатив.

|Задачи проекта: |Содержание мероприятий: |

|1.Подготовка и проведение |1.Формирование оргкомитета конкурса и |

|конкурса проектов, в котором|разработка плана мероприятий; |

|могут участвовать различные |2.Разработка положения о конкурсе; |

|субъекты культурной жизни. |3.Организация пресс-конференции; |

| |4.Консультации по технологии составления |

| |заявки на участие; |

| |5.Конкурс программ. |

|2.Создание банка |1.Сбор заявок для участия в аукционе |

|социально-культурных |социально-культурных инициатив; |

|инициатив. |2.Проведение аукциона социально-культурных |

| |проектов. |

|3.Организация целевых Фондов|1.Подготовка слушаний по проблемам |

|культурных инициатив. |территориальной культурной политики; |

| |2.Подбор инициативных групп в соответствии с|

| |приоритетами культурной жизни; |

| |3.Разработка уставов целевых Фондов; |

| |4.Проведение учредительных собраний Фондов; |

| |5.Регистрация Фондов. |

В качестве наиболее эффективного способа решения организационных

проблем сферы культуры можно предложить проект общегородских слушаний

"Проблемы и перспективы развития культуры ".

Необходимость проведения Слушаний продиктована: отсутствием

компетентной и целостной информации, характеризующей социокультурную

ситуацию в городе; низкой социально-культурной активностью населения;

нескоординированностью учреждений и различных ведомств; необходимостью

учета общественного мнения в определении перспектив и приоритетов в

развитии культурной жизни.

Общегородские Слушания "Проблемы и перспективы развития культуры

" — это регулярно осуществляемое мероприятие, направленное на развитие

демократических начал в управлении и координацию деятельности учреждений

культуры, досуга, образования в рамках единой городской программы

поддержки и развития сферы культуры. В отличие от традиционного жанра

актива, где основное внимание уделяется подведению итогов прошедшего года,

Слушания ориентированы на осмысление социально-культурной ситуации и места

учреждений культуры, досуга, образования в решении актуальных для города

проблем, экспертизу проектов и программ, которые предполагается принять к

реализации в наступающем году.

Целью общегородских Слушаний является: достижение взаимопонимания,

гармонии интересов учреждений культуры и органов власти, с одной стороны, и

социальной среды, с другой; целенаправленное формирование имиджа

управленческих органов, вызывающего доверие и уважение у населения;

формирование и поддержка общественного мнения о деятельности отдела

культуры как социально ответственном институте путем информирования

общественности о его целях, намерениях, возможностях и перспективах;

профилактика возможных конфликтов с общественностью, противодействие

нежелательным слухам; публичная демонстрация и “продвижение” идей и

проектов, составляющих содержательный блок городской программы поддержки и

развития сферы культуры; расширение сферы влияния учреждений культуры на

экономическую, политическую и социальную жизнь горожан; определение

первоочередных для реализации проектов и программ и мер государственной

поддержки сферы культуры; выработка соответствующих рекомендаций органам

власти города.

Состав участников Слушаний: в Слушаниях примут участие: представители

городской администрации, отдел культуры, работники различных учреждений

культуры, образования, лидеры общественных объединений, инициативных групп

и члены творческих союзов, заинтересованные предприниматели, меценаты и

спонсоры, представители средств массовой информации.

Задачи проекта: обеспечить все заинтересованные социальные силы

информацией о приоритетах и перспективах развития культуры; подвести итоги

культурной деятельности за прошлый год; уточнить перспективы, приоритеты

и первоочередные проекты развития культуры; обсудить вместе с

общественностью приоритеты развития сферы культуры города, выявить и

отобрать перспективные творческие иди горожан; найти пути сотрудничества

в реализации программ и проектов между различными учреждениями

культуры, образования, искусства вне их ведомственной или отраслевой

принадлежности, деловыми кругами; выработать итоговые документы по

результатам работы Слушаний.

Мероприятия и порядок реализации проекта во времени: формирование

рабочей группы по подготовке Слушаний; разработка сценария проведения

Слушаний (в т.ч. подготовка выступающих, художественно-концертное

обеспечение и т.д.); разработка текста приглашений, анкет обратной связи,

методики сбора и обработки информации; подготовка справки об итогах

деятельности учреждений культуры и досуга на прошлый год; издание

информационно-организационных материалов.

Проблемы организационно-управленческого и финансового характера могут

быть частично разрешены в рамках проекта “Информационный Центр”.

Актуальность создания Информационного центра по проблемам культуры и

искусства обусловлена прежде всего недостатком оперативной информации о

социокультурной ситуации, необходимой для корректировки приоритетных

направлений развития культурной жизни города; отсутствием у работников

культуры навыков работы с источниками информации; слабой

информированности населения о мероприятиях и программах текущей и

перспективной культурной жизни города; недостаточной представленностью в

средствах массовой информации проблематики культурной политики, культурной

жизни города; несформированностью информационной базы о культурном

потенциале города, региона, страны; дефицитом бюджетного финансирования

сферы культуры и отсутствием информации о возможных источниках

внебюджетного финансирования проектов и программ (фонды, фирмы, банки и

т.д.), а также способах и технологии привлечение спонсоров, методах

стимулирования патронажа и благотворительности.

Решение этих проблем предполагает:

— во-первых, соответствующее информационное обеспечение культурной

политики с использованием современных информационных технологий

(предварительное маркетинговое исследование, оценку платежеспособного

спроса, конкурентов и партнеров, в т.ч. в рамках бизнес-плана КДУ);

— во-вторых, создание Банка данных и разработку механизмов получения

оперативной информации о специальных благотворительных фондах, в т.ч. и

зарубежных, субсидирующих культурные проекты и программы;

— в-третьих, наличие специалиста, умеющего грамотно оформить заявку на

получение средств из внебюджетных источников, способного поддерживать

эффективную связь с Фондами и владеть методикой разработки и продвижения

заявок на субсидирование различных проектов с учетом профильной специфики

и приоритетов соответствующего Фонда.

Форма реализации проекта — Информационный центр по проблемам культуры

и искусства.

Направления деятельности Центра:

— Развитие сотрудничества сферы культуры и средств массовой информации

(проблемные встречи работников сферы культуры и журналистов, специальная

программа по КТ, организация серии городских семинаров по использованию

информационных и иных социальных возможностей сферы культуры и др.);

— Установление тесных рабочих контактов с региональным центром

информации в области культуры и искусства и взаимообмен информацией с ним;

— Сбор, накопление, обработка и распространение информации о

культуре, искусстве, науке, образовании, туризме и деловой жизни в регионе

и стране:

— Поиск, изучение, обобщение, освоение и внедрение новых

информационных и социально-культурных технологий;

— Информационное сопровождение реализации культурной политики в

городе;

— Формирование машиночитаемых баз данных фактографической информации

по тематике культуры города;

— Информационное обслуживание и услуги в справочном и интерактивном

режимах, с использованием как собственных баз данных, так и уже имеющихся в

регионе;

— Организация издательской деятельности, обеспечивающей

распространение научно-методической информации, рекламу, publiс relations;

— Выпуск регулярных информационных бюллетеней о предстоящих событиях

культурной жизни;

— Оказание услуг населению, предприятиям, организациям в области

информатизации, издательской деятельности, рекламы;

— Организация консультаций и оказание методической помощи различным

учреждениям, организациям (т.ч. и политическим партиям, инициативным

группам) по разработке, оформлению и продвижению заявок на участие в

конкурсах программ и проектов, формированию бизнес-плана и т.д.

Следует подчеркнуть особую важность проектов, ориентированных на

решение первой группы проблем, т.е. создаваемых с целью совершенствования

содержания деятельности учреждений социально-культурной сферы, оптимизации

их функциональных моделей. Место такого рода проектов в общей картине

проектирования можно представить следующим образом:

Как правило, проекты такого рода носят комплексный характер и

ориентированы на решение максимального количества социально-культурных и

личностных проблем, создание условий, оптимизирующих среду обитания

человека, его образ жизни.

Рассмотрим проектные замыслы создания различных моделей учреждений,

необходимость которых была обусловлена реальными проблемами и

противоречиями социально-культурной жизни города[61].

— Проект “Муниципальный культурный центр “Полярные Зори”.

Актуальность проекта: Целесообразность преобразования ныне

существующего городского дома культуры в муниципальный культурный центр

обусловлена рядом обстоятельств.

Во-первых, потребность в такого рода культурном центре определяется

спецификой культурной ситуации в городе, который характеризуется высоким

интеллектуальным потенциалом жителей, развитой инфраструктурой культуры и

досуга и одновременно низкой социально-культурной активностью граждан,

неразвитостью форм общественной самодеятельности, отсутствием ярко

выраженного собственно “лица”, выделяющего город среди подобных поселений.

В этой связи возникает потребность именно в муниципальном культурном

центре, который мог бы принять на себя ряд существенно важных для

администрации и населения города функций: развития культурной жизни города,

выявления и оформления его самобытности, создания благоприятной культурной

среды, повышения привлекательности Полярных Зорь для отечественных и

зарубежных туристов, удовлетворения общественных потребностей в культурно-

досуговой деятельности, развития народного творчества, оказания

организационно-методической помощи учреждениям культуры города и

подведомственных ему территорий.

Во-вторых, изменившаяся нормативно-правовая база открывает более

широкие возможности управления, совершенствования материально-технической

базы, хозяйственного содержания и других аспектов деятельности учреждений

культуры и досуга, а тем самым развития культурной среды города, повышения

культурного уровня населения[62].

Целью деятельности МКЦ является: развитие культурной жизни Полярных

Зорь, создание благоприятной культурной среды; выявление и оформление

самобытности города, повышение его привлекательности для отечественных и

зарубежных туристов; стимулирование и поддержка (методическая,

организационная, нормативно-правовая) различных форм социально-культурной

самодеятельности населения города; удовлетворение общественных потребностей

в культурно-досуговой деятельности; развитие народного творчества; оказание

организационно-методической помощи учреждениям культуры города и

подведомственных ему территорий.

Направления деятельности МКЦ:

— организация различных форм культурно-просветительской, культурно-

массовой, художественно-просветительской и досуговой деятельности,

театральных, концертно-зрелищных мероприятий, кино— и видеопоказов;

— проведение выставок, смотров, конкурсов, фестивалей, аукционов,

ярмарок, и других форм культурной деятельности;

— организация работы клубных формирований: коллективов и кружков

народного творчества, любительских объединений и студий, клубов по

интересам;

— оказание организационно-методической помощи учреждениям и

организациям культуры города, повышение квалификации, подготовка,

переподготовка и стажировка специалистов учреждений культуры;

— организация туристического обслуживания;

— проведение маркетинговых и социологических исследований, оказание

информационных, консультационных и представительских услуг;

— организация издательской деятельности, звуко— и видеозаписи,

видеопроката и книгопроката.

Мероприятия по реализации проекта: подготовка учредительной

документации МКЦ; проведение предварительных переговоров с потенциальными

учредителями; регистрация МКЦ в качестве государственного культурно-

досугового учреждения; презентация МКЦ.

— Проект “Многопрофильный культурно-досуговый центр “Клуб-музей”.

Цели деятельности клуба-музея были сформулированы в результате

обобщения материалов опроса экспертов, изучения социокультурной ситуации в

городе, учета пожеланий, высказанных участниками актива работников культуры

г.Полярные Зори. Они заключались в следующем: сохранение и передача

исторической памяти, аккумуляция и трансляция исторических знаний и

духовного опыта; изучение истории города, края, истории партизанской войны

в Заполярье; воспитание у детей и подростков чувства гордости за свой

город, любви и уважения к его истории, традициям на примере биографий

защитников Отечества, героев Великой Отечественной войны —

полярнозоринцев; привлечение жителей города к пропаганде исторического

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.