реферат бесплатно, курсовые работы
 

Основы социокультурного проектирования

быть изменены — гипотетически и реально — в целях решения проблемы в

общесоциальном масштабе. В этом случае проектные решения адресуются всем

членам общества и осуществляются в виде реформ или изменений в

законодательной сфере на государственном уровне. — См.: Орлова Э.А.

Проблемно ориентированное социокультурное проектирование: Теория и

методология // Теоретические основания культурной политики. — М., Рос.

институт культурологии, 1993.

[45] Эта тенденция особенно заметно проявляется у ряда малочисленных

народностей Северного Кавказа, Севера, Дальнего Востока.

[46] Орлова Э.А. Культурная политика в контексте модернизационных

процессов // Теоретические основания культурной политики. — М., Рос.

институт культурологии, 1993.

[47] Было опрошено 6037 респондентов в 38 городах и селах пяти

регионов — Московском, Пермском, Краснодарском, Челябинском, Красноярском.

[48] Фохт-Бабушкин Ю.У. О некоторых тенденциях в духовной жизни

российского общества // День науки в Санкт-Петербургском гуманитарном

университете профсоюзов. Материалы конференции. — СПб., 1996. — C.77.

[49] См.: Запесоцкий А.С. Гуманитарная культура и гуманитарное

образование. — СПб, 1996.

[50] См. Культурная политика западноевропейских стран и проблемы

социального развития.–Общие проблемы культуры. Обзорная информация. –

Вып.2. — М., 1987.

[51] Орлова Э. Культурная политика в контексте модернизационных

процессов // Теоретические основания культурной политики. — М., Рос. ин-т

культурологии, 1996.

[52] Культурная политика России. История и современность. Серия:

Ориентиры культурной политики. Вып.2-3. — М., Мин. культ. РФ, Рос.

институт культурологии. 1996.

[53] См. раздел пособия “Культура как объект проектирования”.

[54] Данные формулировки проблем были получены в результате контент-

анализа большого количества периодических изданий, социологических

исследований ряда регионов России, проведения серии апробационно-поисковых

игр с участием работников образования, учреждений культуры и искусства,

органов управления, писателей и журналистов, депутатов, представителей

общественных объединений и организаций.

[55] См.: Потенциал культурно-просветительной деятельности в сфере

межнациональных отношений. – Обзор. инф. — Вып. 3. — М., 1989.

[56] К сожалению, катастрофически быстро растет число людей,

нуждающихся в социально-педагогической реабилитации. В стране насчитывается

несколько сотен тысяч старых и одиноких людей, нуждающихся в социальной

поддержке и постоянном медицинском уходе.

[57] Программа эффективно реализуется во многих странах мира.

[58] Такой проект действует во многих странах Западной Европы и США. В

России идея аналогичного проекта осуществляется в Екатеринбурге, где

городская дума работает над созданием детской городской думы. Депутаты-дети

будут действовать на неосвобожденной основе: обсуждать законопроекты,

производить экспертизу городских программ и т.д.

[59] Например, проект “Школа социально-культурных технологий”, заявка

на финансирование которого содержится в приложении к данному пособию.

[60] Например, для специалистов в области организации туристского дела

в качестве проблем можно рассматривать: спад притока туристов в Санкт-

Петербург; слабую информированность потенциальных туристов об отечественном

и мировом рынке туристских услуг, которая позволяет турфирмам давать ложную

информацию и обманывать клиентов; сокращение потока туристов в связи с

усложнением процедуры оформления выездных и въездных документов,

аккредитации фирм; снижение интереса к туризму как форме досуговой

деятельности вследствие безответственной деятельности фирм-однодневок,

преследующих цель извлечения сиюминутной прибыли (накладки в организации

туров, организация туров в регионы со сложной социально-политической и

санитарно-эпидемиологической ситуацией и др.); неразвитость инфраструктуры

спорта, туризма и отдыха (отсутствие туристских маршрутов, баз отдыха);

невостребованность ландшафтного и историко-культурного потенциала (района,

города) и др.

Проблемами образования сегодня являются, например, несоответствие

учебной литературы изменяющейся структуре и содержанию образования; низкий

уровень преподавания в школах вследствие падения престижа педагогического

труда; профессиональная непригодность значительной части педагогов к

воспитательной работе. Отсутствуют ресурсные предпосылки для дифференциации

и индивидуализации обучения, возможности реального контроля за

педагогической деятельностью и ее результатами со стороны общественности и

родителей.

[61]Идеи большинства отраслевых проектов возникли в процессе

разработки городской программы поддержки и развития культуры г.Полярные

Зори.

[62] Речь идет о Законе Российской Федерации "Основы законодательства

РФ о культуре", Гражданском кодексе РФ, "Основных положениях перевода

культурно-просветительных учреждений на новые условия хозяйствования",

одобренных Государственной комиссией при Совете Министров СССР от 25 мая

1989 года (Протокол 13 раздел 1), а также Постановлении Правительства РФ от

26 июня 1995 года N609 “Об утверждении Положения об основах хозяйственной

деятельности и финансирования организаций культуры и искусства”)

[63] См. раздел “Содержание социально-культурных проблем и варианты их

проектных решений”.

[64] См. Приложение к данному разделу “Примерный перечень проблем,

характеризующих состояние туристской отрасли”).

[65]Виды туризма (и соответствующие сегменты рынка):

Сегментация по целям: деловой туризм (бизнес-цели — установление

контактов, стажировка, повышение квалификации); конгрессный туризм —

поездки деловых людей для участия в международных научно-технических

мероприятиях (конгрессах, конференциях, симпозиумах, семинарах, выставках,

проводимых в нашей стране и за рубежом); рекреационный (праздники, азартные

игры и др.); культурно-познавательный; образовательный; этнический

(ностальгический) — посещение родины, родственников, друзей и т.п.;

экзотический туризм, предлагающий клиентам необычные путешествия и

экскурсии (например, на Северный полюс, в Антарктиду, путешествие на

воздушном шаре, подводной лодке и др.); спортивный туризм (охота,

спортивные праздники, соревнования); лечебно-оздоровительный (посещение

здравниц, санаториев); миссионерский (паломнический) — посещение храмов,

религиозных праздников и т.д.; экологический туризм, экономический туризм

(шоппинг-туры — shop-tours).

Социально-демографические сегменты туризма: семейный туризм, детский

и молодежный туризм, туризм среднего возраста, туризм третьего возраста,

социальный туризм (субсидируемый из средств, выделяемых на социальные

нужды, в целях создания условий для путешествий школьников, студентов,

пенсионеров, инвалидов и иных граждан); элитарный туризм.

[66] В основе идеи — тема, т.е. фон, на котором проходит реклама.

Возможные темы: досуг, религия, развлечения, спорт, здоровье, экология.

Например, реклама горнолыжных маршрутов обязательно должна соответствовать

теме спорта, здоровья. Реклама в религиозные центры (такие как Израиль,

Греция) — теме паломничества. Реклама отдыха в Испании (которая является

одним из самых популярных маршрутов) должна соответствовать: теме экологии

(испанские курорты считаются одними из самых экологически благоприятных),

теме экзотики (зрелище корриды, знойные танцы фламенко), теме развлечения

(знаменитый на весь мир аквапарк и другие мощные центры развлечений), теме

досуга (экскурсии).

[67] Возможные цели и задачи рекламной кампании: имидж-реклама фирмы

(внедрение в сознание потребителей четкий, позитивный образ марки и

поддержка узнаваемости марки или услуги); обеспечение продвижения

туристского продукта на рынке услуг (привлечение новых потребителей);

стабилизация сбыта услуг и получение стабильной прибыли; создание круга

надежных клиентов и увеличение вторичного спроса; расширение рынка сбыта за

счет вытеснения конкурентов (информирование потребителя о своих

преимуществах перед конкурентами); формирование в сознании потребителей

ценности отдыха в любое время года; создание “поля доверия” между

производителем и потребителем.

[68] Основные должностные и функциональные единицы современного КДУ (и

соответствующие социокультурные технологии):

Менеджер. Его задачи — соорганизация других функциональных ролей между

собой и контекстом, в рамках которого функционирует КДУ, т.е. создание

оптимальных условий для успешной совместной деятельности коллектива, для

эффективного взаимодействия со средой.

Специалист — человек, профессионально владеющий тем или иным видом

социально-культурной деятельности. К этой группе следуети отнести всех

руководителей коллективов, студий и кружков самодеятельности, спортивных

тренеров, организаторов досуга.

Творец (художник). Это носитель редких технологий (в сфере искусства,

традиционного народного творчества, народной медицины, экстрасенсорики и

др.), умения или продукт деятельности которого необходимо донести до

потребителя.

Лидер неформальной общности.

Импрессарио (антрепренер, продюсер, агент-устроитель) — посредник и

организатор взаимодействия между “специалистами”, “творцами”, “лидерами” и

широким кругом публики. Его задачи — обеспечить благоприятные условия для

деятельности “специалистов”, т.е. для производства культурных ценностей и

услуг (продуктов досуговой индустрии), а также для их реализации (продажи,

“проката”). Для него публика должна быть представлена как сложно и тонко

дифференцированная среда, где каждая категория и группа населения имеет

свои проблемы, потребности, интересы. Он должен уметь выстраивать

индивидуально формы продуктивного контакта “специалистов” и населения.

Реформатор (проектировщик, генератор идей) — нновационная творческая

деятельность, связанная с разработкой и реализацией оригинальных творческих

идей и проектов в сфере досуга.

[69] См. проект слушаний в разделе “Социально-культурная программа как

способ решения отраслевых проблем”.

[70] Под культурно-историческим наследием следует понимать тот пласт

культуры, который представляет собой форму закрепления и передачи

совокупного духовного опыта человечества (язык, идеалы, традиции, обычаи,

обряды, праздники, памятные даты, фольклор, народные промыслы и ремесла;

произведения искусства, музейные, архивные и библиотечные фонды, коллекции,

книги, рукописи, письма, личные архивы; памятники археологии, архитектуры,

науки и искусства, памятные знаки, сооружения, ансамбли,

достопримечательные места и другие свидетельства исторического прошлого;

уникальные ландшафтные зоны и местности археологического, исторического и

научного значения, совместные творения человека и природы, современные

сооружения, представляющие особую ценность с точки зрения истории,

искусства или науки, а также другие предметы и явления, обладающие историко-

культурной ценностью).

[71] См. раздел “Социокультурная ситуация и ее составляющие”.

[72] Социально-педагогические задачи следует отличать от задач

социально-педагогической и социально-правовой службы. Последние заключаются

в оказании помощи семьям с недостаточными воспитательными возможностями;

устройство детей, оставшихся без родителей и контроль за условиями их

жизни; выявление конфликтных семей и оказание им помощи; охрана интересов

семьи и детей от посягательств и т.п.

[73] См. раздел “Содержание социально-культурных проблем и варианты их

проектных решений”.

[74] Например, социальная база общественного объединения “Полицейская

Ассоциация” — работники правоохранительных органов, состав общественного

движения “Мемориал” — жертвы сталинских репрессий.

[75] Например, в задачи Ленинградской Областной Ассоциации скаутов

входит: профилактика правонарушений среди подростков из неблагополучных

семей, работа с группами “социального риска” (т.е. Ассоциация в данном

случае решает соцмальные проблемы предотвращения преступности), снижение

числа подростков, уклоняющихся от службы в ВС и др.

[76] Например, ассоциация “Особый ребенок” объединяет родителей,

имеющих детей-инвалидов. Общество “Спасение семьи” — это объединение

родителей, у которых дети больны аутизмом.

[77] Результаты исследования фонда «Культурная инициатива».

[78] См.: Панин Э.И. Возвращение (о репатриации депортированных

народов) // Социс, 1990, № 12.

[79] Общественное объединение — это добровольное, самоуправляемое,

некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан,

объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей,

указанных в уставе объединения.

[80] См. Закон Российской Федерации “Об общественных объединениях”. —

Российская газета, 25 мая 1995 г.

[81] Например, проблема аутсайдерства подростка, отсутствие условия

для признания и самовыражения в классе или в неформальной группе можно

компенсировать путем включения его в художественную самодеятельность, в

объединение поисково-исследовательского характера и т.д.

[82] Программа действует в 14 странах мира.

[83] Программа была реализована на базе одной из московских школ.

[84] Автор программы — Р.Виттингтон (США).

[85] Проект реализуется на базе одной из школ г.Архангельска.

[86] Проблемная ситуация и варианты проектных решений, данных в

разделе, касаются, в основном, детей-инвалидов.

[87] В данном случае дается характеристика программ, ориентированных

на детей и подростков, имеющих ограниченные возможности и отклонения в

развитии.

[88] Статистика свидетельствует о том, что каждый десятый из живущих

на Земле людей — инвалид. — См. “Как общаться с инвалидами”. — М.,

“Преодоление”, 1993.

[89] См. Основные направления Федеральной целевой программы “Культура

и инвалиды” на 1996-1998 годы. — М., Рос. Институт культурологии.1995.

[90] Проекты могут быть направлены на художественно-творческую и

социально-психологическую адаптацию и реабилитацию, духовную и физическую

реабилитацию, профессиональную ориентацию и реабилитацию.

[91] Данные задачи являются общими для разработки практически всех

типов и видов социально-культурных и социально-педагогических проектов и

программ. Соответственно, игровые методы проектирования обнаруживают свою

эффективность в процессе формирования как социально-культурных

(региональных и локальных), так и социально-педагогических проектов и

программ.

[92] См.: Арутюнов Ю.С. Методологические вопросы деловых игр //

Применение активных методов обучения: Тез. докл. научн.-техн. школы-

семинара. — Л., 1987. — С. 85.

[93] Дудченко В.С. Инновационная игра как метод исследования и

развития организаций // Нововведения в организациях. – М., 1983; Жежко И.В.

Проектные игры в культуре//Социальное проектирование в сфере культуры:

методологические проблемы.– М., 1986; Зинченко А.П. Организационно-

деятельностная игра как средство программирования развития города //

Целевое управление и имитационное моделирование. – Новосибирск, 1983;

Пригожин А.И. Практическая деловая игра как метод выработки решений в

социальном проектировании // Теоретико-методологические проблемы

социального проектирования в условиях ускорения научно-технического

прогресса.– М., 1986; Тюков А.А. Организационные обучающие игры и

моделирование процессов социального раз вития личности // Игровое

моделирование. – Новосибирск, 1987.

[94] Дудченко В.С., Масалков И.К. Решение региональных проблем

игровыми методами // Социс., 1991. — №7. — С.85-86.

[95] Жежко И.В. Игровой метод проектирования в сфере культуры //

Прорыв в реальность. М.,

[96] Более подробно об указанных методах см.: Дудченко В.С., Макаревич

В.Н. Игровые методы в социологии // Социс., 1990 — №5. — С.106-107.

[97] На перспективу — строительство специального музейного здания

(подготовка проектно-сметной документации, финансирование строительства и

оснащения музея, комплектование штатов и т.д.).

[98] Эти же требования одновременно выступают в качестве критериев

оценки социально-культурных проектов и программ.

[99] См.: Культура на перепутье. — М.: РКХ РИЦ Мин. культуры РФ. —

1994.

[100] Культура на перепутье. — С.214.

[101] В США, например, корпорации по производству сигарет финансируют

крупные культурные проекты, обеспечивая тем самым косвенную рекламу своей

продукции.

[102] Например, «заказчик» и «покупатель» социально-культурных

программ – отдел культуры, а «потребитель» – конкретная социальная группа

или все население. В такой ситуации учреждение культуры вынуждено

ориентироваться на уровень и вкус того, кто «платит деньги». В результате –

конъюнктурность работы, игнорирование проблем и потребностей социальных

групп и личностей.

[103] См.: Баркан Д.И. Маркетинг для всех. Л., 1991.

[104] Разделы и содержание пакета предложений: цель, миссия и

уникальность организации (т.е. что заслуживает финансовой поддержки);

краткое описание проекта или программы, под которую запрашиваются средства;

ссылка на наиболее яркие моменты в творческой деятельности организации, ее

зрительская аудитория, посещаемость, положительные отзывы критики, связи с

известными людьми и др.; упоминание других крупных доноров организации

(это подтвердит ее жизнеспособность и может усилить желание перспективных

доноров вложить средства; запрашиваемая сумма, определенная в процессе

предшествующего изучения; указание на преимущества, которые получит

вкладчик (ценности связей, им приобретаемых, свободный вход на престижные

мероприятия, скидкина билеты и др.).

Состав сопроводительных материалов, прилагаемых к запросу: Полный

бюджет организации, а если средства испрашиваются на проект, то

индивидуальный бюджет проекта; Краткая история организации и ее планы;

Список доноров прошлого финансового года; Справка об официальном

освобождении вкладчика от налогов; Список членов совета попечителей и их

профессии; Список программ, выпущенных в течение года; Самый последний

отчет финансовой проверки; Самый последний годовой отчет; Иллюстративный

материал: брошюры, газетные и журнальные статьи.

-----------------------

СТРУКТУРА

СИТУАЦИИ

Социокультурная

ситуация

Образ жизни

(личностный уровень)

Социально-

культурая

среда

Сферы

жизнедея-тельности

Общественно-политическая

среда

Физическая

и психическая

культура

Художест-венная

жизнь

Политическая

культура

Досуговая и семейно-

бытовая

Физкультурно-

оздоровительная

Духовно-

нравственная

культура

Духовно-

нравственная среда

Социально-психологическая культура

Досуговая

культура

Художественная культура

Профессиональная культура

Историческая

культура

Историко-

культурное

наследие

Социально-

психологическая среда

Экологичес-кая среда

Образовательно-производ-ственная

Экологическая

культура

Деятельность учреждений культуры и

досуга

Социально— культурная

ситуация

Противоречие

Отраслевые

проблемы

Проекты корректировки или создания новых функционально-содержательных

моделей учреждений

Цели и

задачи

Содержание проекта

Цели и

задачи

Актуальность

проекта

Аудитория

Практические

мероприятия

Приоритеты культурного

развития

Характеристика

территории

(включая анализ проблем и выявление историко-культурной самобытности)

СПОНСОР

Проблемы

Личностные

проблемы

(руководителя

спонсора)

Проблемы

организации-спонсора

Социальные,

социально-культурные,

демографические и др.

Требования в случае конкурса программ

ЗАЯВКА

ПРОГРАММА

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.