реферат бесплатно, курсовые работы
 

Основы социокультурного проектирования

справедливости и милосердия. Социально-педагогические программы,

ориентированные на нравственное совершенствование личности, должны

стремиться к ликвидации образовавшегося в обществе дефицита добра,

человеколюбия, чуткого и внимательного отношения к другому человеку, его

судьбе[56], распространять и утверждать этику ненасильственного и

бесконфликтного решения социальных и личностных проблем; этику развивающего

диалога. Важнейшими задачами программ в рамках данного приоритета должно

стать распространение идей мирного устройства жизни, обучение молодежи и

подростков способам и методам преодоления конфликтных ситуаций

ненасильственными средствами. Решение обозначенных выше задач сегодня

представляет особую сложность — слишком долго общество упражнялось в умении

обнаруживать и уничтожать врагов. Искусство же превращать врага в друга,

союзника или, по крайней мере, не делать из оппонента своего врага

находится пока на очень низкой стадии развития, и его придется осваивать

еще довольно долго.

Наиболее эффективно действующие программы в сфере нравственной

культуры связаны с движением милосердия и клубами социальной помощи,

которые возникли в связи в образовавшимся в обществе дефицитом добра,

человеколюбия, чуткого и внимательного отношения к другому человеку, его

судьбе. Службы социального обеспечения не в состоянии решить эти проблемы,

ибо их деятельность, как правило, не выходит за рамки оказания материальной

помощи или решения каких-либо организационно-правовых вопросов, а человеку

часто гораздо важнее простое слово участия, возможность быть услышанным.

Формы работы групп социальной помощи и объединений «Милосердия» самые

разнообразные – рейды милосердия в больницы, детские дома и дома

престарелых; материальная и моральная помощь инвалидам, одиноким людям;

создание студенческих медико-педагогических отрядов безвозмездного труда и

др.

— Программа «Сопричастность»[57]. Основная идея программы — развитие

эмпатии, чувства сострадания, чуткости, отзывчивости, сопереживания;

изменение установки детей и подростков по отношению к инвалидам (убеждение,

что человек с дефектом имеет право быть принятым в общество таким, какой он

есть); воспитание способности принимать и ценить людей с физическими и

умственными недостатками. Программа осуществляться в различных формах:

введение кураторства над учащимися из спецшкол и интернатов, организация

групп социально-психологического тренинга для детей-инвалидов; формирование

специального репертуара кукольных театров, в спектаклях которых среди

персонажей есть как здоровые, так и «герои» с физическими недостатками и

др.

— Проект "Надежда". Задачи проекта связаны с социальной реабилитацией

детей-инвалидов средствами культуры и искусства; помощью в профессиональном

самоопределении, обретении социального статуса и ощущения личностной

значимости; использованием терапевтических возможностей различных видов и

жанров искусства; содействием в решении социально-психологических проблем

инвалидов; изменением отношения социальных институтов и властей к проблемам

инвалидов, формированием оптимального общественного климата, создающего

атмосферу психологического комфорта и благоприятного самочувствия;

созданием условий для самореализации детей-инвалидов в сфере досуг.

Форма реализации: городская ассоциация родителей детей-инвалидов

"Надежда".

Направления деятельности ассоциации: консультационно-методическая

помощь семьям детей-инвалидов; организация и проведение физкультурно-

оздоровительных акций и программ; проведение лечебно-оздоровительных

мероприятий (в т.ч. с приглашением народных целителей, известных медиков —

специалистов по различным видам и методикам реабилитации, психологической

поддержки и т.д.); создание коллективов и кружков самодеятельного

художественного и прикладного творчества; организация оздоровительного

отдыха; проведение праздников для детей-инвалидов и их родителей (в рамках

международного Дня инвалидов и Международного дня защиты детей).

В качестве источников финансирования такой программы можно

рассматривать бюджет Федеральной программы "Культура и инвалиды", средства

спонсоров, частные пожертвования.

Решению проблем развития духовно-нравственной и социально-

психологической культуры способствуют такие проекты как “Сопричастность”,

“Старшие братья”, “Библиотека на дому”, “Диалог культур”, “Эмпатия”,

“Воскресная школа”, клубы социальной помощи и телефоны доверия.

Экологическая культура. Актуальность проектного обеспечения воспитания

экологической культуры (путем разработки соответствующих информационно-

просветительских программ, организации и поддержки общественных движений в

сфере охраны природы) связана с ростом экологических проблем, вызванных, в

свою очередь, низким уровнем экологической культуры населения. Суровой

реальностью стало растущее загрязнение окружающей среды, нарушение

экологического баланса, истощение природных ресурсов, разрушение природного

начала в самом человеке. Во многих регионах страны экологическая ситуация

становится катастрофической, требует принятия безотлагательных и

кардинальных мер, участия широкой общественности в мероприятиях по охране

окружающей среды, восстановлению утраченных природных ценностей.

Основные проблемы экологической культуры заключаются в слабой

информированности населения об экологической ситуации в регионе; недооценке

роли природоохранной деятельности со стороны властей; негуманном отношении

к природе, вызванном недооценкой ее фундаментальной ценности как среды

обитания, условия гармоничного развития человека; разрушении форм

естественного и органичного существования человека в природе, ликвидация

природосообразных ремесел и производств; несформированности общественного

мнения по отношению к организациям и лицам, ответственным за ухудшение

экологической ситуации; недооценке роли экологического воспитания

школьников, отсутствии системы экологического воспитания и всеобуча;

неразвитости природоохранных форм самодеятельности, отсутствии у населения

интереса к этим видам социокультурного творчества; политизации существующих

объединений и движений экологической направленности, смещающей интересы с

проблемы охраны природы на решение ситуативных задач (особенно в период

предвыборных кампаний; усилении экстремистских тенденций в экологическом

движении за счет прихода туда маргинализированных и “люмпенизированных”

слоев населения; разрушении уникальных природно-ландшафтных зон, имеющих

историко-культурное значение.

Проекты экологической направленности: “Зеленый патруль”,

“Экологический марафон”, “Экологические ринги”, “День за городом”, “Центр

экологического воспитания”, “Мемориал погибших деревень”, конкурсы на

лучшее озеленение улиц, дворов, программы по экологическому просвещению

семьи и др. Их задачи связаны с воспитанием нравственного отношения

человека к природе, информированием населения по экологической ситуации в

регионе. Как правило, они разрабатываться совместно с обществом охраны

природы и другими службами и организациями, профессионально занимающимися

проблемами экологии.

Политическая культура. Традиционно не рассматривающаяся в качестве

приоритетной области проектирования, политическая культура в последнее

время характеризуется весьма актуальными проблемами, которые также могут и

должны разрешаться в рамках социокультурных проектов социально-политической

направленности.

К их числе таких проблем можно отнести: низкую политическую активность

населения, падение интереса к политической жизни (социально-политическая

пассивность и апатия), вызванные неуверенностью граждан в свои возможности

влиять на принятие политических решений; отсутствие мировоззренческой базы

для идеологического и политического самоопределения различных слоев

населения; низкий уровень информированности населения, непредставленность в

информационных потоках реально существующих идеологий, имеющих значительную

социальную базу; размывание правовой основы жизни общества (низкая правовая

культура как населения, так и государственных служащих, правовой нигилизм,

приводящий к невыполнению и дискредитации законодательных актов); низкую

компетентность граждан в вопросах социально-политической жизни (незнание

федеральных и местных законов, гарантирующих права и возможности граждан

как субъектов политики); потерю авторитета власти вследствие

нереализованных ожиданий, снижения уровня жизни; усиление в массовом

сознании авторитарных тенденций, рост радикализма и социально-политического

экстремизма; низкую социально-культурную и политическую активность

подростков и молодежи; отсутствие реальных механизмов и условий участия

молодежи в решении актуальных вопросов экономики, политики, культуры;

отсутствие системы “выращивания” местной элиты — лидеров, способных в

будущем компетентно и ответственно решать проблемы своего города (людей с

гражданской ответственностью, чувством долга перед обществом, “малой”

родиной); сокращение количества социально-политических инициатив,

ориентированных на решение проблем своей территории; дискредитацию движений

и идеологий национально-патриотической направленности и др.

Проекты и программы в сфере политической культуры могут быть

направлены на активизацию общественно-политической жизни и повышение уровня

компетентности граждан в социально-политических вопросах; вовлечение

широких слоев населения в процесс местного самоуправления, в разработку

различных идей и концепций переустройства общества (например, путем

инициирования и последующей нормативно-правовой, организационной и

материально-финансовой поддержки молодежных инициатив и объединений, клубов

и движений, ориентированных на решение местных социальных проблем, на

организацию конкретных акций, способствующих социальным, политическим и

экономическим преобразованиям); формирование политического и гражданского

самосознания; содействие консолидации личностей и социальных групп, стоящих

на позициях нравственности и патриотизма; помощь в осуществлении основных

конституционных прав и свобод личности и гражданина; утверждение

субъективной равнозначности и внепартийности человеческих ценностей, ибо в

действительности каждый человек не исчерпывается теми координатами,

которыми его ограничивает та или иная идеология. Полиидеологизация

сознания, утверждение в общественной жизни множества равноправных и

равнозначных идеологических концепций поможет избавить культуру от

моноидеологии, от тоталитарных притязаний какой-либо социальной силы

(партии, движения, лидера) на единственную и обязательную для всех точку

зрения, создаст необходимую базу для формирования мировоззрения,

опирающегося на общечеловеческие ценности добра и справедливости.

В рамках информационно-просветительных программ можно планировать

изучение политических идей и концепций, обсуждение актуальных проблем

общественно-политической жизни города, региона, страны, мира в форме

лекций, семинаров, диспутов, бесед за круглым столом, политических

диалогов, театрализованных дискуссий, общественно-политических акций.

Развитие позитивных социально-политических инициатив граждан, разработка и

выдвижение моделей общественного самоуправления, создание организационно-

правовых условий для самореализации личности в сфере общественно-

политической деятельности (т.е. формирование политической культуры на

уровне инициативного поведения) успешно осуществляется в деятельности

общественно-политических клубов и объединений.

В качестве примера приведем идеи некоторых проектов и программ,

реализованных в разных регионах страны в форме общественно-политического

объединения:

— Проект “Гражданские инициативы в молодом городе”. Актуальность

проекта обусловлена противоречием между высоким интеллектуальным

потенциалом жителей города, развитой инфраструктурой культуры и досуга и

одновременно низкой общественно-политической активностью граждан,

неразвитостью форм социально-культурной самодеятельности краеведческой,

историко-культурной и экологической направленности. В этой связи основная

задача проекта — стимулирование и поддержка (методическая, организационная,

нормативно-правовая) различных форм социально-культурной самодеятельности

населения города.

Форма реализации — дискуссионный политический клуб-кафе “Открытое

общество”.

Направления деятельности: организация дискуссий и круглых столов,

политических рингов по проблемам политической жизни страны и города;

подготовка и проведение встреч интеллигенции города с лидерами политических

партий и общественных движений; проведение общественных форумов по значимым

для города проблемам; разработка для средних учебных заведений

просветительно-образовательной программы “Гражданское общество”;

организация системы политического просвещения для учащихся средних школ

города.

Мероприятия по реализации проекта: подготовка и проведение серии

встреч общественности города с лидерами политических партий и общественных

движений России; формирование ядра клуба из числа интеллигенции города;

разработка устава и программы деятельности клуба.

— Проект: “Юношеский парламент”[58]. Актуальность проекта обусловлена

низкой социально-культурной и политической активностью подростков и

молодежи; недостатком реальных механизмов и условий участия молодежи в

решении актуальных вопросов экономики, политики, культуры; отсутствием

системы “выращивания” местной политической элиты — лидеров, способных в

будущем компетентно и ответственно решать проблемы города.

Задачи проекта — преодоление социального отчуждения молодежи,

воспитание инициативного поведения, формирование потребности в активном

действии и участии в различных сферах социальной жизни, воспитание в

подростках способности добровольно принимать ответственность за решение

общественно значимых проблем путем вовлечения их в активную социально-

политическую деятельность, организации различных форм общественного

самоуправления.

Форма реализации проекта — создание на базе средних школ

самодеятельного объединения, по структуре и характеру деятельности

моделирующего функции представительских органов власти города.

Мероприятия по реализации проекта: проведение в школах города

тематического конкурса сочинений на тему “Если бы я был мэром города”;

организация для школьников на базе МКЦ аукциона общественно-политических

идеи; формирование организационного ядра клуба; разработка устава и

программы деятельности клуба; организационно-методическое обеспечение

работы клуба.

— Проект «Социальные референты” – формирование в подростковой среде

соиально-политической ”элиты” и пропаганда референтного образа жизни,

исключающего потребление алкоголя, наркотиков, аморальность, противоправные

формы поведения.

Проект включает два направления деятельности:

а) воспитание школьной “элиты” – лидеров, которые будут играть роль

референтов для ближайшей среды общения (класс, дворовая компания);

б) инициирование, выращивание до степени «эталонности» (референтности)

тех молодежных общественных объединений, в основе которых лежит социально и

личностно значимая идея.

— Проект “Лидер-XXI” — ориентирован на подростков с отклоняющимся

поведением (или “трудных” подростков). Задачи программы – придать

нереализованной энергии подростков социально и личностно значимый характер;

создать социально-психологические условия для позитивной социализации

личности, для отторжения ее от криминогенной среды; содействовать

удовлетворению потребности молодого человека в социальном статусе и

признании; помочь подростку в поиске собственного “Я” путем идентификации с

социально позитивной общностью «мы».

— Проект “Центр творческих инициатив” — снятие социальной

напряженности за счет создания условий для самовыражения в

институциональных формах; предоставление возможности самореализации в

общественно-политической сфере; профилактика и социальный контроль

противоправных форм общественно-политической самодеятельности.

Идеи других проектов общественно-политической направленности:

«Самоуправление» – практическое содействие созданию органов самоуправления

на производстве; «Социальный мир» – проведение серии общественно-

политических мероприятий, направленных на достижение социального единства;

«Гражданское достоинство» – содействие раскрытию, устранению и оглашению

судебно-следственных ошибок и пересмотру дел, в которых они были допущены

(т.е. создание своеобразной «народной адвокатуры»); «Памятник» —

инициирование региональных движений в поддержку идеи создания памятника

жертвам сталинских репрессий.

Профессиональная культура. Основные проблемы здесь вызваны целым рядом

неблагоприятных обстоятельств и тенденций, характерных для системы

трудового воспитания и профессионального самоопределения личности, а также

связанных с условиями самореализации человека в сфере его профессиональной

деятельности, а именно: утратой ценности труда как смысла жизни, способа

самореализации и социального призвания; трудностями профессионального

самоопределения в связи с коммерциализацией образования (недоступность

платного высшего образования широким слоям населения); снижением

образовательного уровня вследствие деформации мотивов получения образования

(престиж, статус, диплом и т.п.); неадекватностью профессиональной

ориентации в связи с низким социальным престижем и заработной платой ряда

профессий (в основном, государственные служащие, работники культуры,

образования); изменением социальной структуры студенчества вследствие

поляризации доходов родителей; отсутствием законодательной базы для

трудоустройства несовершеннолетних подростков; профессиональной

дезориентацией подростков и молодежи (в частности, смещением интереса в

сферу обслуживания, посреднической деятельности и т.д.); разрушением

отечественных научных и образовательных школ; трудностями профессионального

самоопределения (особенно для инвалидов, лиц, вынужденных сменить сферу

деятельности — безработных, бывших военнослужащих и др.); утратой

профессиональной идентичности у представителей ряда профессий, лишенных

общественной значимости и перспективы (интеллигенция, крестьяне и т.п.);

социальной и правовой незащищенности человека труда (как на государственных

предприятиях, так и в акционерных и частных фирмах); отсутствием

законодательной базы, обеспечивающей соблюдение авторских прав;

ограниченными возможностями профессиональной деятельности как средства

самореализации личности; деформацией профессиональной этики представителей

ряда профессий (работники здравоохранения, юристы, журналисты и т.п.);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.