реферат бесплатно, курсовые работы
 

Основы социокультурного проектирования

Задачи проекта: сохранение и обогащений традиций музыкальной жизни

города и области; воспитание музыкальной культуры жителей; создание

профессиональной среды музыкального общения, условий для творческой

самореализации художественной интеллигенции города, востребованности ее

творческого потенциала; пропаганда музыкального наследия и творчества

молодых композиторов и исполнителей Архангельска; возрождение культуры

семейного музицирования.

Направления деятельности: поисково-исследовательская работа и

комплектование фондов музея; организация мастерской по изготовлению и

реставрации народных музыкальных инструментов; организация клуба любителей

музыки и музыкальной гостиной; проведение лекций-концертов на базе как

музея, так и общеобразовательных школ и других площадок города; организация

музыкального абонемента для детей "Я — Музыка"; организация циклов

концертов, выставок, конкурсных программ по различным направлениям

музыкальной жизни города, страны, мира; создание музыкальной библиотеки и

фонотеки; выпуск газеты "Музыкальная жизнь Архангельска"; проведение

фестиваля "Дни музыкальной культуры на родине Мосолова" и конкурса молодых

композиторов.

В качестве ресурсов развития художественной культуры в процессе

проектирования необходимо учитывать имеющийся потенциал профессионального

искусства и народного творчества, внеклубные формы самодеятельности

(семейные ансамбли, народные исполнители, группы аутентичного фольклора),

предусматривать участие в проектных мероприятиях (в народных праздниках,

гуляниях, фестивалях народного творчества, обрядах, посвященных истории

своего края и др.) неорганизованной самодеятельности – в виде персональных

выставок, конкурсов сказителей, частушечников, творческих семейных отчетов.

Историческая культура. Данная область проектирования (и

соответствующее направление культурной политики) характеризуется наиболее

острыми проблемами, свидетельствующими о неблагополучии общества в

отношении к собственной истории. Об этом свидетельствует: утрата

исторической преемственности духовно-нравственных идеалов, чувства духовной

самобытности российской культуры и истории; нигилизм по отношению к

историческому прошлому (в том числе и ближайшему); отсутствие интереса к

культурному наследию, равнодушие к истории “малой Родины”, к национальным

формам культурного творчества (слабое знание родного языка, истории,

традиций, вандализм по отношению к памятникам истории и культуры);

неразвитость краеведческой деятельности; утрата историко-культурного

своеобразия и уникальности территорий; снижение эстетических параметров

среды обитания человека; невостребованность историко-культурного потенциала

(учреждениями культуры, государственными органами, населением); разрушение

памятников истории и культуры (в т.ч. в связи с отсутствием средств на

реставрационные работы); использование памятников истории и культуры не по

назначению; отсутствие преемственности в передаче культурных традиций,

ремесел, обрядов, праздников, бытовых форм культуры; невостребованность в

сегодняшней социокультурной ситуации духовного потенциала русской культуры

(национальных референтов, философской и религиозной мысли); фальсификация

исторических фактов, деформирующая образ исторической России, вызывающая

чувство несправедливости у лиц старшего поколения, усиливающая комплекс

вины и национальной неполноценности; разрушение системы патриотического

воспитания на примере героев российской истории и как следствие — утрата

традиций и ценностей служения Родине, отечеству.

Идеи и замыслы проектов в сфере исторической культуры:

Программа "Истоки".

Задачи программы: изучение истории города, края, выявление и

оформление его историко-культурного своеобразия; включение в этот процесс

различных групп населения; воспитание чувства гордости за свой город,

любви и уважения к его истории, традициям; привлечение жителей к

пропаганде исторического наследия среди гостей города; поддержка

общественных инициатив историко-краеведческой и патриотической

направленности.

Программа предполагала следующие направления и виды деятельности:

— Организация на базе школ краеведческих объединений и клубов поисково-

исследовательской направленности, ориентированных на изучение истории

города и области, местных традиций, обычаев, обрядов, изучение истории

костюмов, названий рек, поселений, улиц, местных традиций, обычаев, обрядов

ритуалов, выявление “уходящих" технологий и ремесел, исследование истории

отечественных орденов, биографий известных личностей (результатом чего

может стать запись разговоров и подготовка к изданию книги “Истории,

рассказанные в нашем доме” — районе, городе и др).

— Организация курсов по подготовке краеведов и экскурсоводов для

школьников ("Юный экскурсовод”), а в перспективе — создание детского

экскурсионного бюро;

— Проведение детских конкурсных программ: "Знай своих предков", “Моя

фамилия” (включение школьников в работу по созданию своей родословной);

“Дом, в котором я живу”; “С чего начинается Родина”;

— Подготовка и проведение региональных конференций, олимпиад, детских

фольклорных экспедиций, конкурсов рефератов по краеведческой тематике среди

учащихся;

— Разработка программы "Краеведение" для учащихся школ,

профессионально-технических училищ, средних специальных учебных заведений.

— Организация на базе учреждений культуры и образования серии семейных

тематических вечеров: "Фотография в семейном альбоме"; "Имена"; "Моя

пристань — родительский дом"; "Семейный календарь”; тематических

мероприятий: “Из бабушкиного сундука” (возрождение старых, забытых рецептов

национальной кухни, старинных обрядов, ремесел); вечеров-портретов с

интересными людьми — носителями уникальных технологий, традиций, хобби;

тематических мероприятий “Из бабушкиного сундука” (возрождение старых,

забытых рецептов северной кухни, старинных обрядов, ремесел);

— Подготовка и проведение городских праздников “День музея”, “День

славянской культуры и письменности”, общегородской недели библиотеки “Да не

прервется наша память”.

— Организация издательско-рекламной деятельности (издание книг,

статей, буклетов о городе, его достопримечательностях, подготовка и издание

городского месяцеслова).

Проект “Праздничный календарь” — разработка и реализация

многоуровневой системы светских и религиозных праздников, включающих

старинные престольные обряды и ритуалы, соответствующих событиям

общенационального и местного масштаба, отражающих годовые циклы,

демографические события (рождение, свадьба, рождение детей, изменение в

служебной деятельности, уход на пенсию и др.).

Проект “Краеведческий клуб-музей” (на базе школы): организация

краеведческих объединений и поисковых групп; подготовка и проведение

экскурсий, уроков истории, географии, праздников, этнографических вечеров с

рассказом и демонстрацией ритуалов, обычаев, обрядов, гаданий, заговоров,

народного быта, этикета, норм поведения и форм общения, устного народного

творчества; вечеров национальной кухни; игровых программ и конкурсов

приготовления национальных блюд, встреч с интересными людьми и т.д.

Из действующих в различных регионах России проектов, которые могут

быть адаптированы с учетом специфики конкретной территории, можно назвать:

“Возвращенные имена”, клуб-музей “Живая история”, “День города”; “Забытые

страницы культурной жизни”; “Комната крестьянского быта”; “Возрождение

усадеб”.

Одной из наиболее распространенных форм реализации проектов историко-

культурной направленности является общественное объединение (землячество,

национально-культурный центр и т.д.), которое способно выполнить очень

существенные для сегодняшней социокультурной ситуации функции. Именно

объединение, создавая благоприятную «зону» воспроизводства и развития

традиционной культуры этнической группы, обеспечивает национально-

культурную идентичность человека, его защищенность в условиях «чужой»

культуры, формирует чувство этнокультурной и психологической общности «мы»,

воспитывает искусство межнационального общения и диалога. Сегодня, когда

культура пришла в состояние нестабильности, неуравновешенности и уже почти

приблизилась к черте, за которой начинается ее саморазрушение, историко-

культурные объединения могут выступить в качестве одного из эффективных

механизмов восстановления исторической преемственности и сохранения

культурной целостности.

Проекты и программы историко-культурной направленности,

осуществляющиеся в форме общественного объединения, могут вполне успешно

решить целый ряд социально-культурных проблем и педагогических задач:

восстановление и развитие культурно-исторической среды обитания, ценностей

и традиций; патриотическое воспитание молодежи на основе непосредственного

контакта с историей и культурой; формирование социально и граждански

активной личности на базе общественно полезного, добровольного и

бескорыстного труда по восстановлению объектов культуры; творческое

освоение исторического и культурного опыта; защита, сохранение и

восстановление памятников культуры и др.

Особое место в сфере исторической культуры занимают проекты и

программы, ориентированные на проблемы и интересы конкретной этнической

группы. В зависимости от идеи проекта, его аудиторию могут составить

представители различных этнических групп, имеющих специфические

социокультурные проблемы:

— Малочисленные народы, основные проблемы которых связаны с

неблагоприятной социально-демографической и культурной ситуацией (низкая

рождаемость, высокая смертность, культурная ассимиляция с другим народом с

потерей своего языка, традиционного образа жизни и др.). Сюда относятся

некоторые народности Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока[55];

— Народы, социокультурные проблемы которых связаны с отсутствием

административно-территориальной автономии;

— Народы, которые в различные периоды истории подвергались

насильственной депортации: курды, немцы Поволжья, крымские татары и др.

— Народы, проживающие за пределами своих административно-

территориальных образований (национальные меньшинства, лица коренной

национальности).

Практически любая из обозначенных выше категорий, являясь носителем

большого числа проблем и противоречий, может оказаться источником

социальной напряженности. Именно в силу этого обстоятельства субэтнические

группы должны рассматриваться в качестве приоритетной категории в практике

социокультурного проектирования — от качества и успешности программ будет

во многом зависеть, станут ли они фактором общественной дезинтеграции или

реальной культуротворческой силой.

Наиболее оптимальным способом и формой организации культурно-досуговой

жизни в рамках исторической культуры для лиц некоренной национальности

является национально-культурный центр (в республиках СНГ аналогом таких

центров являются клубы русских общин). Данная форма организации социально-

культурной жизни в последние годы получила широкое распространение.

Центрами осуществлен ряд интересных культурных программ, направленных на

консолидацию общественных сил, активизацию народной инициативы, широкое

международное и межнациональное сотрудничество. Подготовлены проекты

создания областных энциклопедий краеведения, школ народных искусств и

ремесел. В некоторых регионах национально-культурные центры и землячества

эффективно взаимодействуют с клубными учреждениями, разрабатывая и

осуществляя такие совместные программы как “Дни национальных культур”,

“Национальный эпос”, «Национальные праздники», «Сохранение культурного

наследия» (охрана археологических памятников, реставрация и консервация

исторических и художественных объектов), способствующие восстановлению и

сохранению целостности и непрерывности национально-культурной и духовной

жизни в ее традиционных проявлениях. К подготовке и проведению подобных

мероприятий как правило, привлекались специалисты в области истории,

археологии, языкознания, геологии, архитектуры.

Решению социально-культурных проблем национальных меньшинств и

этнических групп может также содействовать создание на базе образовательных

и досуговых учреждений учебных центров и различных групп по интересам —

кружков по изучению языка, фольклорных коллективов, просветительских

объединений по пропаганде национальной символики, архитектуры, праздников,

обрядов.

Духовно-нравственная и социально-психологическая культура. Специфика

данной сферы культурной жизни заключается в том, что мораль не имеет своей

собственной локализованной сферы общественных отношений и своих институтов,

она пронизывает все формы человеческого бытия и сознания, составляет ядро

духовных ценностей. Гибко реагируя на изменения социальной практики,

нравственность выступает одним из мощных регуляторов жизнедеятельности

человека и общества, воздействуя непосредственно на поведение людей во всех

сферах – политике, экономике, праве и т.д.

Проблемное поле проектирования здесь обусловлено целям рядом

негативных тенденций, связанных с утратой значительной частью населения

духовно-нравственных идеалов, девальвацией фундаментальных ценностей

(добра, сострадания, совести, социальной справедливости). В общественном

сознании сохраняются (и даже усиливаются) ориентации, основанные на

принципах насилия, борьбы, ненависти, нетерпимости. Нравственность как

базовое основание культуры разрушена чрезмерной политизацией общественной

жизни и индивидуального сознания, причем, тенденция подчинения

нравственности задачам политики сохраняется и сегодня.

Наиболее актуальными проблемами, характерными для данной сферы

проектной деятельности, являются: кризис духовно-нравственных ценностей,

вызванный непониманием специфики отечественной культуры, некритичным

заимствованием ценностей, образа жизни и стереотипов, характерных для

западного типа культуры (культ гедонизма, индивидуализма, рационализма и

т.п.); деформация общественной нравственности и криминализация отношений,

обусловленная внедрением модели рынка, не соответствующей ценностям

российской культуры; утрата смысла жизни, духовный кризис у значительной

части населения (пожилые, интеллигенция, безработные и т.д.); дефицит

милосердия в обществе, рост агрессивности, ожесточенности по отношению к

другому человеку, равнодушие к инвалидам, больным, одиноким, лицам,

нуждающимся в защите и помощи; отсутствие системы нравственного воспитания

школьников; разрушение духовно-нравственного климата семьи (увеличение

количества разводов, жестокость родителей, подавление детской инициативы,

взаимонепонимание “отцов” и “детей” и т.д.); размывание поведенческих

моделей и образцов "мужественности" и “женственности” (мальчик — лидер,

муж, хранитель семьи, защитник отечества, девочка — будущая мать, жена и

т.д.); утрата чувства долга по отношению к своим родителям (о чем

свидетельствует увеличение числа престарелых людей, сдаваемых своими детьми

на попечение государства); деградация морально-нравственного облика

значительной части населения (проституция, наркотики, алкоголь,

противоправные формы поведения и др.); криминализация населения, рост

преступности, в т.ч. организованной, женской, подростковой. Основная

причина роста преступности несовершеннолетних — неблагоприятные факторы

социальной среды, которые сказываются на качественном ухудшении мотивации

преступности (больше "взрослых" мотивов, рост доли неадекватно жестоких

преступлений и действий групп, омоложение преступности, рост доли

преступлений 14-15 лет, женской преступности; "пьяной" преступности

подростков. 15-20% всей правонарушаемости и преступности дают подростки с

отставаниями в интеллектуальном и эмоционально-волевом развитии.

Усиливается тенденция к обесцениванию человеческой жизни (рост числа

самоубийств); молодое поколение утрачивает романтические идеалы и ценности

любви, дружбы, служения, справедливости. Невостребованными в сегодняшней

социокультурной ситуации оказываются национальные духовные лидеры. Средства

массовой информации создают, продвигают и пропагандируют молодежных

кумиров, несущих антисоциальные образ жизни и систему ценностей. Растет

число участников и расширяется социальная база тоталитарных сект и

объединений нетрадиционной религиозной ориентации, способствующих духовно-

нравственной и психологической деформации личности. Развитие национально-

культурного самосознания российских этносов происходит болезненно,

сопровождается экстремизмом, агрессивностью по отношению к другим

культурам, нациям.

Проблемное поле социально-психологической культуры включает в себя:

снижение нравственных критериев во взаимоотношениях между людьми;

неразвитость качеств и способностей к сопереживанию, сочувствию (особенно у

подростков, молодежи); социально-психологическую неадаптированность,

вызванную разрушением привычной социально-психологической среды

существования (в связи с вынужденной сменой места жительства — мигранты,

беженцы, потерей работы, поступлением в вуз и др.); усиление конфликтности

между субкультурами различных возрастных и социальных групп населения

(конфликт ценностей); отсутствие нормативно-регулирующего и воспитывающего

влияния среды (поощряющее асоциальные способы поведения и формы

самовыражения); рост межэтнической напряженности, формирующей негативные

этнические стереотипы и национальные предрассудки; дискриминацию

русскоязычного населения в странах ближнего и дальнего зарубежья;

взаимонепонимание и неприятие этнокультурных различий, провоцирующее

межнациональные конфликты, усиливающее социальную напряженность; неуважение

культурных ценностей и святынь других народов, этносов; нетерпимое и

агрессивное отношение к лицам, имеющим высокие доходы — как со стороны

населения, так и со стороны государства (и как следствие — неразвитость

благотворительности, спонсорства, обусловленная нежеланием предпринимателей

легализировать свои доходы).

Наряду с негативными тенденциями, связанными с утратой духовно-

нравственных оснований бытия, современная ситуация характеризуется

усилением потребности в ценностных координатах и смысловых ориентирах. Для

поддержки этой тенденции необходимы программы, формирующие социально-

нравственные идеалы, инициирующие и поощряющие деятельность «элитарных» в

духовном смысле форм социальной организации, способные выращивать и

поддерживать социально-генетический потенциал (или код) нравственности.

Основной акцент в данной области проектирования необходимо сегодня

сделать на поиске способов и методов ненасильственного разрешения

социальных конфликтов, развития личности на идеалах добра, ценностях

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.