| |||||
МЕНЮ
| Основы социокультурного проектированияЗадачи проекта: сохранение и обогащений традиций музыкальной жизни города и области; воспитание музыкальной культуры жителей; создание профессиональной среды музыкального общения, условий для творческой самореализации художественной интеллигенции города, востребованности ее творческого потенциала; пропаганда музыкального наследия и творчества молодых композиторов и исполнителей Архангельска; возрождение культуры семейного музицирования. Направления деятельности: поисково-исследовательская работа и комплектование фондов музея; организация мастерской по изготовлению и реставрации народных музыкальных инструментов; организация клуба любителей музыки и музыкальной гостиной; проведение лекций-концертов на базе как музея, так и общеобразовательных школ и других площадок города; организация музыкального абонемента для детей "Я — Музыка"; организация циклов концертов, выставок, конкурсных программ по различным направлениям музыкальной жизни города, страны, мира; создание музыкальной библиотеки и фонотеки; выпуск газеты "Музыкальная жизнь Архангельска"; проведение фестиваля "Дни музыкальной культуры на родине Мосолова" и конкурса молодых композиторов. В качестве ресурсов развития художественной культуры в процессе проектирования необходимо учитывать имеющийся потенциал профессионального искусства и народного творчества, внеклубные формы самодеятельности (семейные ансамбли, народные исполнители, группы аутентичного фольклора), предусматривать участие в проектных мероприятиях (в народных праздниках, гуляниях, фестивалях народного творчества, обрядах, посвященных истории своего края и др.) неорганизованной самодеятельности – в виде персональных выставок, конкурсов сказителей, частушечников, творческих семейных отчетов. Историческая культура. Данная область проектирования (и соответствующее направление культурной политики) характеризуется наиболее острыми проблемами, свидетельствующими о неблагополучии общества в отношении к собственной истории. Об этом свидетельствует: утрата исторической преемственности духовно-нравственных идеалов, чувства духовной самобытности российской культуры и истории; нигилизм по отношению к историческому прошлому (в том числе и ближайшему); отсутствие интереса к культурному наследию, равнодушие к истории “малой Родины”, к национальным формам культурного творчества (слабое знание родного языка, истории, традиций, вандализм по отношению к памятникам истории и культуры); неразвитость краеведческой деятельности; утрата историко-культурного своеобразия и уникальности территорий; снижение эстетических параметров среды обитания человека; невостребованность историко-культурного потенциала (учреждениями культуры, государственными органами, населением); разрушение памятников истории и культуры (в т.ч. в связи с отсутствием средств на реставрационные работы); использование памятников истории и культуры не по назначению; отсутствие преемственности в передаче культурных традиций, ремесел, обрядов, праздников, бытовых форм культуры; невостребованность в сегодняшней социокультурной ситуации духовного потенциала русской культуры (национальных референтов, философской и религиозной мысли); фальсификация исторических фактов, деформирующая образ исторической России, вызывающая чувство несправедливости у лиц старшего поколения, усиливающая комплекс вины и национальной неполноценности; разрушение системы патриотического воспитания на примере героев российской истории и как следствие — утрата традиций и ценностей служения Родине, отечеству. Идеи и замыслы проектов в сфере исторической культуры: Программа "Истоки". Задачи программы: изучение истории города, края, выявление и оформление его историко-культурного своеобразия; включение в этот процесс различных групп населения; воспитание чувства гордости за свой город, любви и уважения к его истории, традициям; привлечение жителей к пропаганде исторического наследия среди гостей города; поддержка общественных инициатив историко-краеведческой и патриотической направленности. Программа предполагала следующие направления и виды деятельности: — Организация на базе школ краеведческих объединений и клубов поисково- исследовательской направленности, ориентированных на изучение истории города и области, местных традиций, обычаев, обрядов, изучение истории костюмов, названий рек, поселений, улиц, местных традиций, обычаев, обрядов ритуалов, выявление “уходящих" технологий и ремесел, исследование истории отечественных орденов, биографий известных личностей (результатом чего может стать запись разговоров и подготовка к изданию книги “Истории, рассказанные в нашем доме” — районе, городе и др). — Организация курсов по подготовке краеведов и экскурсоводов для школьников ("Юный экскурсовод”), а в перспективе — создание детского экскурсионного бюро; — Проведение детских конкурсных программ: "Знай своих предков", “Моя фамилия” (включение школьников в работу по созданию своей родословной); “Дом, в котором я живу”; “С чего начинается Родина”; — Подготовка и проведение региональных конференций, олимпиад, детских фольклорных экспедиций, конкурсов рефератов по краеведческой тематике среди учащихся; — Разработка программы "Краеведение" для учащихся школ, профессионально-технических училищ, средних специальных учебных заведений. — Организация на базе учреждений культуры и образования серии семейных тематических вечеров: "Фотография в семейном альбоме"; "Имена"; "Моя пристань — родительский дом"; "Семейный календарь”; тематических мероприятий: “Из бабушкиного сундука” (возрождение старых, забытых рецептов национальной кухни, старинных обрядов, ремесел); вечеров-портретов с интересными людьми — носителями уникальных технологий, традиций, хобби; тематических мероприятий “Из бабушкиного сундука” (возрождение старых, забытых рецептов северной кухни, старинных обрядов, ремесел); — Подготовка и проведение городских праздников “День музея”, “День славянской культуры и письменности”, общегородской недели библиотеки “Да не прервется наша память”. — Организация издательско-рекламной деятельности (издание книг, статей, буклетов о городе, его достопримечательностях, подготовка и издание городского месяцеслова). Проект “Праздничный календарь” — разработка и реализация многоуровневой системы светских и религиозных праздников, включающих старинные престольные обряды и ритуалы, соответствующих событиям общенационального и местного масштаба, отражающих годовые циклы, демографические события (рождение, свадьба, рождение детей, изменение в служебной деятельности, уход на пенсию и др.). Проект “Краеведческий клуб-музей” (на базе школы): организация краеведческих объединений и поисковых групп; подготовка и проведение экскурсий, уроков истории, географии, праздников, этнографических вечеров с рассказом и демонстрацией ритуалов, обычаев, обрядов, гаданий, заговоров, народного быта, этикета, норм поведения и форм общения, устного народного творчества; вечеров национальной кухни; игровых программ и конкурсов приготовления национальных блюд, встреч с интересными людьми и т.д. Из действующих в различных регионах России проектов, которые могут быть адаптированы с учетом специфики конкретной территории, можно назвать: “Возвращенные имена”, клуб-музей “Живая история”, “День города”; “Забытые страницы культурной жизни”; “Комната крестьянского быта”; “Возрождение усадеб”. Одной из наиболее распространенных форм реализации проектов историко- культурной направленности является общественное объединение (землячество, национально-культурный центр и т.д.), которое способно выполнить очень существенные для сегодняшней социокультурной ситуации функции. Именно объединение, создавая благоприятную «зону» воспроизводства и развития традиционной культуры этнической группы, обеспечивает национально- культурную идентичность человека, его защищенность в условиях «чужой» культуры, формирует чувство этнокультурной и психологической общности «мы», воспитывает искусство межнационального общения и диалога. Сегодня, когда культура пришла в состояние нестабильности, неуравновешенности и уже почти приблизилась к черте, за которой начинается ее саморазрушение, историко- культурные объединения могут выступить в качестве одного из эффективных механизмов восстановления исторической преемственности и сохранения культурной целостности. Проекты и программы историко-культурной направленности, осуществляющиеся в форме общественного объединения, могут вполне успешно решить целый ряд социально-культурных проблем и педагогических задач: восстановление и развитие культурно-исторической среды обитания, ценностей и традиций; патриотическое воспитание молодежи на основе непосредственного контакта с историей и культурой; формирование социально и граждански активной личности на базе общественно полезного, добровольного и бескорыстного труда по восстановлению объектов культуры; творческое освоение исторического и культурного опыта; защита, сохранение и восстановление памятников культуры и др. Особое место в сфере исторической культуры занимают проекты и программы, ориентированные на проблемы и интересы конкретной этнической группы. В зависимости от идеи проекта, его аудиторию могут составить представители различных этнических групп, имеющих специфические социокультурные проблемы: — Малочисленные народы, основные проблемы которых связаны с неблагоприятной социально-демографической и культурной ситуацией (низкая рождаемость, высокая смертность, культурная ассимиляция с другим народом с потерей своего языка, традиционного образа жизни и др.). Сюда относятся некоторые народности Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока[55]; — Народы, социокультурные проблемы которых связаны с отсутствием административно-территориальной автономии; — Народы, которые в различные периоды истории подвергались насильственной депортации: курды, немцы Поволжья, крымские татары и др. — Народы, проживающие за пределами своих административно- территориальных образований (национальные меньшинства, лица коренной национальности). Практически любая из обозначенных выше категорий, являясь носителем большого числа проблем и противоречий, может оказаться источником социальной напряженности. Именно в силу этого обстоятельства субэтнические группы должны рассматриваться в качестве приоритетной категории в практике социокультурного проектирования — от качества и успешности программ будет во многом зависеть, станут ли они фактором общественной дезинтеграции или реальной культуротворческой силой. Наиболее оптимальным способом и формой организации культурно-досуговой жизни в рамках исторической культуры для лиц некоренной национальности является национально-культурный центр (в республиках СНГ аналогом таких центров являются клубы русских общин). Данная форма организации социально- культурной жизни в последние годы получила широкое распространение. Центрами осуществлен ряд интересных культурных программ, направленных на консолидацию общественных сил, активизацию народной инициативы, широкое международное и межнациональное сотрудничество. Подготовлены проекты создания областных энциклопедий краеведения, школ народных искусств и ремесел. В некоторых регионах национально-культурные центры и землячества эффективно взаимодействуют с клубными учреждениями, разрабатывая и осуществляя такие совместные программы как “Дни национальных культур”, “Национальный эпос”, «Национальные праздники», «Сохранение культурного наследия» (охрана археологических памятников, реставрация и консервация исторических и художественных объектов), способствующие восстановлению и сохранению целостности и непрерывности национально-культурной и духовной жизни в ее традиционных проявлениях. К подготовке и проведению подобных мероприятий как правило, привлекались специалисты в области истории, археологии, языкознания, геологии, архитектуры. Решению социально-культурных проблем национальных меньшинств и этнических групп может также содействовать создание на базе образовательных и досуговых учреждений учебных центров и различных групп по интересам — кружков по изучению языка, фольклорных коллективов, просветительских объединений по пропаганде национальной символики, архитектуры, праздников, обрядов. Духовно-нравственная и социально-психологическая культура. Специфика данной сферы культурной жизни заключается в том, что мораль не имеет своей собственной локализованной сферы общественных отношений и своих институтов, она пронизывает все формы человеческого бытия и сознания, составляет ядро духовных ценностей. Гибко реагируя на изменения социальной практики, нравственность выступает одним из мощных регуляторов жизнедеятельности человека и общества, воздействуя непосредственно на поведение людей во всех сферах – политике, экономике, праве и т.д. Проблемное поле проектирования здесь обусловлено целям рядом негативных тенденций, связанных с утратой значительной частью населения духовно-нравственных идеалов, девальвацией фундаментальных ценностей (добра, сострадания, совести, социальной справедливости). В общественном сознании сохраняются (и даже усиливаются) ориентации, основанные на принципах насилия, борьбы, ненависти, нетерпимости. Нравственность как базовое основание культуры разрушена чрезмерной политизацией общественной жизни и индивидуального сознания, причем, тенденция подчинения нравственности задачам политики сохраняется и сегодня. Наиболее актуальными проблемами, характерными для данной сферы проектной деятельности, являются: кризис духовно-нравственных ценностей, вызванный непониманием специфики отечественной культуры, некритичным заимствованием ценностей, образа жизни и стереотипов, характерных для западного типа культуры (культ гедонизма, индивидуализма, рационализма и т.п.); деформация общественной нравственности и криминализация отношений, обусловленная внедрением модели рынка, не соответствующей ценностям российской культуры; утрата смысла жизни, духовный кризис у значительной части населения (пожилые, интеллигенция, безработные и т.д.); дефицит милосердия в обществе, рост агрессивности, ожесточенности по отношению к другому человеку, равнодушие к инвалидам, больным, одиноким, лицам, нуждающимся в защите и помощи; отсутствие системы нравственного воспитания школьников; разрушение духовно-нравственного климата семьи (увеличение количества разводов, жестокость родителей, подавление детской инициативы, взаимонепонимание “отцов” и “детей” и т.д.); размывание поведенческих моделей и образцов "мужественности" и “женственности” (мальчик — лидер, муж, хранитель семьи, защитник отечества, девочка — будущая мать, жена и т.д.); утрата чувства долга по отношению к своим родителям (о чем свидетельствует увеличение числа престарелых людей, сдаваемых своими детьми на попечение государства); деградация морально-нравственного облика значительной части населения (проституция, наркотики, алкоголь, противоправные формы поведения и др.); криминализация населения, рост преступности, в т.ч. организованной, женской, подростковой. Основная причина роста преступности несовершеннолетних — неблагоприятные факторы социальной среды, которые сказываются на качественном ухудшении мотивации преступности (больше "взрослых" мотивов, рост доли неадекватно жестоких преступлений и действий групп, омоложение преступности, рост доли преступлений 14-15 лет, женской преступности; "пьяной" преступности подростков. 15-20% всей правонарушаемости и преступности дают подростки с отставаниями в интеллектуальном и эмоционально-волевом развитии. Усиливается тенденция к обесцениванию человеческой жизни (рост числа самоубийств); молодое поколение утрачивает романтические идеалы и ценности любви, дружбы, служения, справедливости. Невостребованными в сегодняшней социокультурной ситуации оказываются национальные духовные лидеры. Средства массовой информации создают, продвигают и пропагандируют молодежных кумиров, несущих антисоциальные образ жизни и систему ценностей. Растет число участников и расширяется социальная база тоталитарных сект и объединений нетрадиционной религиозной ориентации, способствующих духовно- нравственной и психологической деформации личности. Развитие национально- культурного самосознания российских этносов происходит болезненно, сопровождается экстремизмом, агрессивностью по отношению к другим культурам, нациям. Проблемное поле социально-психологической культуры включает в себя: снижение нравственных критериев во взаимоотношениях между людьми; неразвитость качеств и способностей к сопереживанию, сочувствию (особенно у подростков, молодежи); социально-психологическую неадаптированность, вызванную разрушением привычной социально-психологической среды существования (в связи с вынужденной сменой места жительства — мигранты, беженцы, потерей работы, поступлением в вуз и др.); усиление конфликтности между субкультурами различных возрастных и социальных групп населения (конфликт ценностей); отсутствие нормативно-регулирующего и воспитывающего влияния среды (поощряющее асоциальные способы поведения и формы самовыражения); рост межэтнической напряженности, формирующей негативные этнические стереотипы и национальные предрассудки; дискриминацию русскоязычного населения в странах ближнего и дальнего зарубежья; взаимонепонимание и неприятие этнокультурных различий, провоцирующее межнациональные конфликты, усиливающее социальную напряженность; неуважение культурных ценностей и святынь других народов, этносов; нетерпимое и агрессивное отношение к лицам, имеющим высокие доходы — как со стороны населения, так и со стороны государства (и как следствие — неразвитость благотворительности, спонсорства, обусловленная нежеланием предпринимателей легализировать свои доходы). Наряду с негативными тенденциями, связанными с утратой духовно- нравственных оснований бытия, современная ситуация характеризуется усилением потребности в ценностных координатах и смысловых ориентирах. Для поддержки этой тенденции необходимы программы, формирующие социально- нравственные идеалы, инициирующие и поощряющие деятельность «элитарных» в духовном смысле форм социальной организации, способные выращивать и поддерживать социально-генетический потенциал (или код) нравственности. Основной акцент в данной области проектирования необходимо сегодня сделать на поиске способов и методов ненасильственного разрешения социальных конфликтов, развития личности на идеалах добра, ценностях Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|