реферат бесплатно, курсовые работы
 

Основы социокультурного проектирования

для различных курсов и кружков, залы для проведения собраний, врачебные и

процедурные кабинеты и др. Финансирование такого центра могло бы

осуществляться не только из местного бюджета, но и за счет средств,

выделяемых различными фондами, общественными организациями, коммерческими

структурами, церковью и т.д. Например, подобный центр в ФРГ предлагает

своим посетителям оздоровительные мероприятия, бальные танцы, игру в бридж,

разнообразные программы обучения: основам рисования и живописи,

изготовления керамических изделий, резьбы по дереву и др.

Лица с ограниченными функциями: направления и методы социокультурной

реабилитации и адаптации[86]. Характерная для этой категории проблемная

ситуация заключается прежде всего в социально-психологической

неадаптированности инвалидов, их отверженности социумом и возникающих на

этой почве чувства тревожности, незащищенности, комплекса неполноценности.

Основной источник этих проблем — определенные нарушения, ограничивающие

возможности человека (трудности, связанные с контролем за своим поведением,

ограниченные способности к самообслуживанию, передвижению, обучению,

способности самостоятельно ориентироваться в окружающей среде,

осуществлять трудовую деятельность, устанавливать оптимальные контакты с

другими людьми и др.).

Но есть и другая сторона проблемной ситуации — негативное отношение

здоровых людей к инвалидам. Исследования американских социологов

показывают, что отношения эти носят характер “доминирования-подчинения” и

порождают противоречивые чувства — с одной стороны, неприятие или даже

враждебность, с другой — симпатию и сочувствие. Поэтому программы для этой

категории должны носить прежде всего социально и психолого-реабилитационный

характер. Методология их формирования — не изоляция, а социальная

интеграция, включение человека в различные виды и сферы общественной

деятельности и социальные институты (путем формирования социальных навыков,

отработки правил и норм общения); изменение отношений здоровых к лицам с

физическими и психическими недостатками.

Программы для инвалидов могут иметь различную направленность[87]:

— Программы психологической реабилитации. Основной целевой

установкой таких программ является формирование психологических качеств и

способностей, обеспечивающих мотивационную готовность и успешность человека

в различных сферах деятельности, и прежде всего в образовательной и

трудовой.

Основными задачами таких программ являются:

— восстановление и развитие интеллектуальных функций (психомоторики,

памяти, интеллекта, мышления и др.);

— снижение уровня локальных эмоциональных расстройств (возбудимости,

тревожности, эмоциональной неустойчивости и т.д.);

— развитие навыков и способностей к волевым усилиям и психической

саморегуляции;

— повышение коммуникативной культуры личности (развитие

коммуникативных навыков, оптимизация отношений в семье, расширение круга

интересов, формирование социальных ценностных ориентаций);

— формирование адекватного отношения к собственному “Я” (адекватной

самооценки, понимания своих проблем и возможностей);

— развитие навыков творческого самовыражения и принятия решений,

потребности в самореализации в социально значимых формах.

В процессе разработки психолого-реабилитационных программ необходимо

определить целевые установки и задача проекта в зависимости от

функционального состояния, имеющихся нарушений и ограничений, возрастного

этапа развития, а также реабилитационных возможностей планируемых в рамках

проекта средств и методов.

Психолого-реабилитационные программы могут включать такие методы и

способы организации аудитории как психологический тренинг (аутотренинг,

тренинг креативности, коммуникативный тренинг и др.), психотерапию (в том

числе семейную), игротерапию (сюжетно-ролевые, спортивные, диагностические,

дитактические, вербальные и другие игры), арттерапию, библиотерапию (как

один из ее вариантов — сказкотерапию), психологические консультации и др.

Социально-реабилитирующие программы решают задачи успешной

социализации детей с ограниченными возможностями путем включения их в

различные формы внеобразовательной социокультурной практики, способствуют

социально-средовой и социально-бытовой адаптации в зависимости от имеющихся

нарушений и ограничений жизнедеятельности, содействуют наиболее

эффективной подготовке к труду и самостоятельной жизнедеятельности (включая

формирование навыков самообслуживания), развивают пространственно-временные

представления (социально-бытовая ориентировка, ориентация в пространстве),

расширяют социальные связи человека со средой (например, посредством

включения ребенка в деятельность общественных организация, учебно-

воспитательных, спортивных и культурно-досуговых учреждений).

Одной из форм выработки навыков взаимодействия с социумом может стать

социально-психологический тренинг, в рамках которого проигрывается активная

роль инвалида в общении с другим человеком, обсуждается его положение в

обществе, формируется положительная “Я-концепция”, обретается уверенность в

себе; происходит отработка социальных навыков и специфических социальных

умений: поиск работы, взаимоотношений в семье, дружба, ухаживание и т.д.

Вторая группа задач в рамках социально-реабилитирующих программ должна

быть ориентирована на здоровых людей — формирование у них соответствующей

установки по отношению к инвалидам (т.е. научить принимать и ценить людей с

физическими и умственными недостатками; изменить установку здоровых людей,

придать ей позитивный характер). В рамках такого рода программ можно

предусмотреть специальные уроки в школах, которые будут включать наблюдение

и помощь инвалидам, общение с ними, вхождение в их ситуацию (например,

здоровые дети двигаются с закрытыми глазами, примеряют ортопедическую

обувь, пробуют освоить книги для слепых и др., после чего проводятся

дискуссии, дети описывают свои переживания). За рубежом практикуется

создание кукольных театров, в которых часть персонажей представлена куклами-

инвалидами. Задача таких спектаклей — передать детям убеждение, что инвалид

имеет право быть принятым в общество таким, какой он есть.

Профессионально-ориентационные и реабилитационные программы

обеспечивают адекватное профессиональное самоопределение (выбор профессии в

соответствии с индивидуальными возможностями личности и запросами

общества); формируют ценностные ориентации, мотивы и установки по

отношению к определенным видам профессиональной деятельности, воспитывают

трудолюбие, развивают инициативу, предприимчивость, творчество.

Например, проект “Выбор профессии” решает задачи профессионального

самоопределения детей с различного рода отклонениями в развитии, помогая

человеку понять себя, свои сильные и слабые стороны, интересы и ценности,

уровень способностей и границы возможностей, определить перспективы

профессионального образования и трудовой жизни в целом. Формы и содержание

деятельности в рамках проекта выстраиваются таким образом, чтобы обеспечить

пять аспектов личностного развития и профессионального самоопределения: а)

“Образ “Я” — знание себя, своих качеств, способностей и возможностей,

сильных и слабых сторон; б) “Мои социальные роли” — выработка позиций и

адекватных ожиданий личности в отношении семьи, друзей, общества, трудовой

деятельности; в) ”Работа” — моделирование вариантов максимально

эффективного использования своего потенциала на рынке труда, возможных

условий профессионального самоопределения и роста; г) ”Карьера” — осознание

карьеры как способа достижения личного успеха и удовлетворенности трудом,

как нелинейной модели продвижения по служебной лестнице, которая не

исключает последовательную смену видов деятельности, профессий и даже мест

работы, где периоды работы могут чередоваться с безработицей; д)

“Изменение” — развитие качеств и способностей личности, обеспечивающих ее

адекватную реакцию и успешную адаптацию к возможным изменениям,

формирование навыков решения социальных и личностных проблем.

В рамках такой программы можно предусматривать практику-стажировку

подростков на конкретных рабочих местах — в различных фирмах (помощник

секретаря, лаборант, экспедитор), учреждениях образования (помощник

психолога, социального педагога), здравоохранения и социальной защиты

(санитар, сиделка, помощник социального работника), на производстве и в

торговле (розничная продажа и торговля, обслуживание и ремонт).

Формами реализации программ, обеспечивающих профессиональное

самоопределение и направленных на решение психофизических и социально-

психологических проблем путем включения подростка в различные виды трудовой

деятельности, могут быть:

— производственные мастерские при школьных учебно-производственных

комбинатах (или непосредственно при коррекционных школах);

— предпринимательские мини-фирмы, участие в которых будет

способствовать развитию навыков предпринимательской деятельности,

приобретению опыта организации собственного дела;

— производственные кооперативы (в том числе и совместного труда с

родителями, сверстниками, педагогами).

Профессионально-образовательные программы. Их основная задача —

подготовка человека к самостоятельной трудовой жизни в реальных условиях

рыночной экономики, помощь в овладении знаниями, умениями и навыками в

области рекомендуемой профессии.

В качестве примера проектного решения такого рода задач можно

привести программу “Технология”, которая сегодня вводится как в

общеобразовательные, так и коррекционные школы. Программа включает основы

экономики, менеджмента, бизнеса, маркетинга, предпринимательства. В рамках

программы подростки знакомятся с наиболее распространенными и

перспективными с точки зрения будущего трудоустройства технологиями —

графикой, технологиями обработки ткани, пищевых продуктов, художественной

обработки материалов, информационными, оформительско-дизайнерскими и

строительными технологиями.

Рост числа инвалидов[88], превращение их во все более значимую в

количественном отношении социальную группу диктует необходимость поиска

принципиально новых подходов к решению проблем социально-психологической и

социально-культурной реабилитации инвалидов, актуальность разработки

научно-обоснованных принципов, приоритетов и механизмов

специализированной социокультурной политики в отношении данной группы

населения, учитывающей ее количественные и качественные особенности,

региональные возможности и специфику современной социокультурной

ситуации[89].

В качестве примера одного из возможных подходов к решению данной

группы задач приведем обоснование замысла научно-исследовательского

проекта “Культура и инвалиды”, актуальность которого определяется

повышением удельного веса инвалидов в социально-демографической структуре

общества, с одной стороны, и отсутствием на региональном уровне концепции

реабилитации инвалидов средствами культуры и искусства — с другой.

Методологию, основную идею и содержание данного исследования

определяет характер проблем инвалидов, которые возникают в системе

“человек — среда” и носят, преимущественно, социально-личностный характер,

т.е. переживаются личностью как трудности и препятствия, возникающие в

процессе удовлетворения значимых социальных потребностей (непризнание

ближайшим окружением, отверженность, социальная незащищенность,

неблагоприятное самочувствие в социальной среде, неадекватная оценка со

стороны других, отсутствие эмоциональной поддержки, чуткости, внимания,

внутренний дискомфорт и чувство неполноценности, отсутствие условий для

самореализации в сфере досуга и др.).

Носителем обозначенных выше проблем является сам инвалид, однако в

качестве объекта социально-культурной и социально-педагогической регуляции

необходимо рассматривать не столько инвалида, сколько его социальное

окружение, которое в результате целенаправленных акций и мероприятий должно

принципиально измениться, ибо обрести социальный статус, ощутить личностную

значимость человек может лишь тогда, когда изменится отношение к нему со

стороны общества, его социальных институтов, ближайшего социального

окружения.

Цель исследования — разработать теоретические и организационно-

методические основы социальной реабилитации инвалидов средствами культуры и

искусства с учетом региональной специфики.

Задачи исследования: выявить социальные, социально-культурные и

личностные проблемы различных категорий инвалидов; исследовать потенциал и

специфику различных видов художественной деятельности как средства

социальной реабилитации и адаптации; изучить современное состояние и

определить институциональные ресурсы совершенствования социокультурной

реабилитации инвалидов; определить приоритетные направления деятельности

учреждений культуры и досуга по социальной адаптации и реабилитации

инвалидов; разработать теоретические и методические основы формирования

социально-культурных программ, оптимизирующих социальное и психологическое

самочувствие инвалидов; скорректировать приоритеты региональной культурной

политики с учетом актуальности проблемы социокультурной реабилитации лиц с

ограниченными возможностями; разработать межотраслевую региональную

концепцию социокультурной адаптации инвалидов.

Содержание работы в рамках проекта: разработка программы и

инструментария исследования; проведение социологического исследования с

целью изучения социальных и социально-психологических проблем инвалидов;

контент-анализ публикаций по проблемам социальной адаптации и реабилитации

различных групп инвалидов; подготовка и проведение серии поисково-

диагностических деловых игр по разработке социально-культурных программ,

оптимизирующих отношения в системе “инвалид — социальная среда”; анализ и

обобщение результатов исследования; разработка межотраслевой региональной

концепции социальной адаптации и реабилитации инвалидов; подготовка пакета

методических рекомендаций обществам инвалидов, органам власти, учебным

заведениям.

Ожидаемые результаты:

1.Теоретическая концепция социально-психологической адаптации и

социальной реабилитации инвалидов средствами культуры и искусства,

включающая: принципы реабилитации и адаптации; региональные условия

оптимизации социальной адаптации инвалидов средствами культуры и искусства

с учетом существующей инфраструктуры; информационное, кадровое, правовое и

организационное обеспечение региональной политики социальной реабилитации

инвалидов;

2.Теоретические и методические рекомендации по разработке социально-

культурных программ для инвалидов;

3.Рекомендации органам исполнительной власти, органам управления в

сфере культуры, образования, здравоохранения, политическим, общественным

организациям, деловым кругам по вопросам оптимизации процессов

социокультурной реабилитации инвалидов;

4.Рекомендации учебным заведениям Министерства культуры России по

корректировке учебных программ подготовки и пере-подготовки специалистов,

способных квалифицированно осуществлять функции социальной реабилитации

инвалидов средствами искусства;

5.Предложения по законодательному обеспечению социально-культурных

прав инвалида в условиях рыночной экономики и с учетом опыта и традиций

международного права.

ТЕМАТИКА ПрактическиХ занятиЙ

Тема 1: Технология разработки социально ориентированных проектов.

Индивидуальное задание:

1. Познакомиться с условиями подачи заявки по программе “Лайн” (см.

приложение)

2. Разработать замысел проекта в соответствии с требованиями программы

“Лайн” по следующец структуре[90]:

а) Аудитория проекта (т.е. характеристика проблем целевой группы и

лиц, непосредственно получающих пользу от проекта).

б) Цели и задачи проекта.

в) Содержание проекта

|Направления деятельности |Содержание деятельности |

|1. | |

|2. | |

г) Организация-исполнитель (или форма реализации проекта).

д) Планируемые результаты и критерии эфективности

Групповое задание:

1. Доработка в команде лучшего проекта.

Доклад. Защита. Экспертиза.

Защита проектов проходит в режиме игры (доклад команды — вопросы —

реплики — экспертиза). Групповые роли: оптимисты, пессимисты, реалисты.

2. Устранение ошибок и окончательная доработка индивидуальных

проектов.

3. Защита и экспертиза проектов:

— групповая (анонимная) экспертиза индивидуальных проектов по

предложенной системе критериев оценки (см. таблицу “Оценка проекта”);

— защита трех лучших проектов (экспертами в данном случае выступают

все команды в рамках своих групповых ролей — оптимисты, пессимисты,

реалисты).

— обсуждение трех худших (т.е. получивших наименьшее количество баллов

в процессе анонимной групповой экспертизы).

Тема 2. Технология разработки оргпроектов.

Задание 1. Познакомиться с условиями подачи заявки в рамках программ

института “Открытое общество” (см. приложение) и разработать замысел

оргпроекта первого типа (от имени действующей общественной организации) в

соответствии с требованиями одной из программ института “Открытое общество”

по следующей структуре:

а) Постановка проблемы (обоснование приоритетной области

проектирования - политика, искусство, профессия).

б) Цели. Задачи.

в) Содержание проекта

|Направления |Аудитория (обоснование - почему |Содержание |

|деятельности |именно эта) |деятельности |

|(подпроекты) | | |

|1. | |(описать лишь одно |

|2. и т.д. | |направление) |

Доклад. Экспертиза. Защита

Задание 2. Разработать оргпроект второго типа (проект создания

общественного объединения) по следующей структуре:

а) Сфера деятельности общественного объединения (путем анализа

ситуации - формулировки проблем той или иной области проектирования).

б) Потребности (проблемы), интересы потенциальной социальной базы

общественного объединения.

в) Цели и задачи деятельности общественного объединения.

г) Организационно-правовая форма общественного объединения.

д) Состав учредителей (включая характеристику возможных мотивов).

е) Направления деятельности общественного объединения.

ж) Источники финансирования деятельности общественного объединения

(государство, фонды, средства населения, предпринимательская деятельность).

Доклад. Экспертиза. Защита.

И в первом и во втором случае защита проектов проходит в режиме игры.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.