| |||||
МЕНЮ
| Основы социокультурного проектирования— Соединение традиций культуры русского Севера с традициями и культурой северных территорий Западной Европы, обусловленное местоположением и назначением города-порта и выражающееся в архитектурном облике города, ценностях, нравах, обычаях и образе жизни населения, содержании и формах культурной деятельности; — Этнокультурное многообразие с ярко выраженным доминированием специфических черт культуры русского Севера; — Концентрированное выражение в ландшафтном, архитектурном и духовном облике города доминант " речной" и “лесной" цивилизации; — Архангельск как столица европейского Севера, центр поморской культуры; — Ярко выраженная культурная "специализация" районов города, придающая культуре Архангельска особое своеобразие; — Наличие мастеров — носителей уникальных народных ремесел и промыслов, отражающих специфику народной культуры региона; — Высокая певческая культура населения города, определяющая как специфику городских культурных акций, так и особенности семейного досуга; — Высокая насыщенность городской среды памятниками истории и культуры, создающими атмосферу исторической преемственности и связи времен; — Богатство и многообразие форм деревянного зодчества различных исторических эпох, бережно сохраняемых в контексте современной городской цивилизации; — Культурный "иммунитет", позволивший городу сохранить свою самобытность в условиях многолетнего доминирования культурной политики, ориентированной на нивелирование культурного облика российских городов; — Уникальная в судьбе России роль города как первого порта, базы строительства российского флота; — Традиционно высокая грамотность населения, особая языковая культура, богатые традиции устного народного творчества. Среди функциональных образов (градообразующих метафор) Архангельска — "Первый порт России", "Ворота в Арктику", "Северный форпост", "Город- помор", "Город-музей дерева", "Духовная столица Севера", "Парадиз на Двине" — культура имеет особое значение. Более того, к концу ХХ столетия сферу культуры Архангельска можно рассматривать в качестве одного из градообразующих комплексов. И в следующем столетии эта тенденция, с очевидностью, только усилится. Третий раздел. “Тенденции и проблемы развития культурной жизни”. В процессе формирования данного раздела необходимо ответить на вопросы: а) каковы социально-культурные проблемы территории; б) в чем проявляются и каково содержание ”отраслевых” проблем развития культурной жизни (или факторов, препятствующих оптимальному развитию сферы культуры). Анализу подлежат социально-экономические проблемы развития культуры, проблемы финансирования сферы культуры, особенности развития материальной базы сферы культуры и др. Учитывая структуру разработки дальнейших разделов программы, опирающихся на данную информацию, материал целесообразно группировать следующим образом: проблемы культурного наследия и музейного дела; проблемы библиотечного обслуживания; проблемы театрального дела; проблемы развития концертно-зрелищной деятельности; проблемы развития системы кинообслуживания; проблемы развития паркового дела; проблемы развития клубного дела. Оценивается также состояние и проблемы культурной политики. Четвертый раздел: “Концепция развития культурной жизни территории”. Основу раздела составляют а) приоритетные направления поддержки и развития сферы культуры (т.е. перспективы развития социально-культурной жизни; возможные сценарии поддержки и развития историко-культурной уникальности и самобытности); б) цели и задачи культурной политики; в) ресурсы развития культурной жизни (материальные, кадровые, человеческий и т.д.). Логика формулировки приоритетов может быть различная. Первый вариант — традиционный — по устоявшимся в практике сферам деятельности. Здесь наиболее типичными приоритетами являются: — Сохранение и использование культурно-исторического наследия. Данное направление следует рассматривать как основной ресурс совершенствования культурной жизни, решения многих социальных и даже экономических проблем;[70] — Возрождение и развитие народного творчества, художественных ремесел, промыслов; — Развитие детского творчества, поддержка молодых дарований; — Развитие художественной жизни; — Организация культурно-досуговой деятельности и развлечений; — Развитие туристско-экскурсионного дела; — Эстетическое развитие среды; — Развитие межнациональных и международных контактов и сотрудничества в сфере культуры; — Обеспечение доступа к культурным ценностям социально незащищенных групп. Оптимальное развитие культурной жизни в рамках обозначенных выше приоритетов предполагает: создание и поддержку в каждой подпрограмме центров высокой культуры — учреждений-лидеров (поддержка теоретическая, методическая, организационная, финансовая и т.д.), которые будут возглавлять соответствующую подсистему в идейном и методическом отношении. Например, в подпрограмме ”Наследие” методическим центром может стать музей или музейно-этнографический комплекс; в подпрограмме “Народное творчество” — Дом ремесел, Школа искусств, Центр декоративно-прикладного искусства; подпрограмму “Культура и дети” обеспечивает Дом творчества юных, Центральная библиотека; подпрограмму “Художественная жизнь” — Филармония, ДК и т.д. Второй вариант определения приоритетов — в соответствии с основными областями проектной деятельности[71]. В этом случае приоритетами культурной политики будет поддержка и развитие исторической, художественной, духовно- нравственной, экологической, политической культуры различных слоев и групп населения. Цели формируются на основе анализа проблемной ситуации и направлены на частичное или полное разрешение выявленных проблем. Задачи — это относительно самостоятельные части программы (подпрограммы), получаемые путем разделения цели на подцели и включающие задания и мероприятия, направленные на реализацию программы. Задачи могут быть разбиты на подпрограммы более низкого уровня, в которых, в свою очередь, есть свои цели и задачи (см. схему разработки территориальных программ). Пример формулировки целей и задачи культурной политики. Успешная реализация перспективных направлений развития социально- культурной жизни возможна при условии целенаправленной культурной политики, первоочередными задачами которой выступают: сохранение и развитие духовной среды Архангельска, ее уникального культурного значения; сохранение и использование памятников истории и культуры (включая уникальные территории, зоны, объекты, музейные и библиотечные фонды); развитие музейного дела (музеефикация объектов, расширение фондов, совершенствование выставочной деятельности и т.д.); осуществление целенаправленной системы культурных акций, способствующих развитию интереса и любви населения к истории своего края, города, формированию национально-культурной идентичности граждан; развитие празднично-обрядовой культуры города (в т.ч. приведение праздничного календаря г.Архангельска в соответствие с традициями и современными культурными реалиями); поддержка профессионального искусства; совершенствование гастрольной политики за счет расширения жанрово-видового состава приглашаемых коллективов и исполнителей; переориентация культурной политики с финансирования разовых дорогостоящих мероприятий на сохранение и поддержку творческих коллективов, отдельных мастеров, художников, музыкантов, способных внести реальный вклад в культуру города; расширение сети культурно-досуговых учреждений, приведение ее в соответствие с реально сложившейся структурой интересов и запросов населения; развитие новых и поддержка традиционных форм любительства; приоритетная поддержка, кадровое и организационное обеспечение и финансирование проектов и программ, способствующих развитию творчества; финансирование проектов и программ, ориентированных на развитие творческой индивидуальности детей и подростков, формирование их как будущих субъектов культурной, экономической и политической жизни города и страны; отказ от выделения средств за сам факт существования учреждений культуры и переход на финансирование проектов и программ, соответствующих приоритетам культурной политики в городе; формирование общественного мнения по вопросам культурной политики с помощью средств массовой информации; Развитие межнациональных и международных культурных связей со странами СНГ и дальним зарубежьем. Пятый раздел “Содержание программы”. В рамках данного раздела обоснованные выше приоритеты культурной политики получают свое дальнейшее развитие и конкретизацию. Осуществляется это путем разработки каждого приоритета как самостоятельной подпрограммы, структура которой включает: 1. Приоритетное направление развития социально-культурной жизни (характеристика “проблемного поля”, т.е. описание ситуации, которая определяет актуальность и приоритетность данного направления или сферы социально-культурной жизни); 2. Социальную базу программы (характеристика тех категорий и групп населения, которые являются носителями различного рода проблем и выступают в качестве аудитории мероприятий и акций в рамках программы); 3. Цели и задачи программы; 4. Методы (или способы решения задач). Этот раздел целесообразно оформить в табличном варианте, который сопровождается текстовыми комментариями, что позволяет более оперативно оценить проект и получить по нему информацию в требуемом объеме. |Мероприятия в |Содержание | |Исполнители и| |рамках программы |деятельности |База реализации|соисполнители| |1 |2 | 3 |4 | | Сроки реализации| Смета расходов |Источники финансирования | |5 |6 |7 | Шестой раздел. “Меры по обеспечению реализации программы поддержки и развития сферы культуры”. Мероприятия по обеспечению программы могут включать в себя: 1) Создание организационно-экономических условий развития культурной жизни (совершенствование системы управления; создание условий для развития спонсорства и меценатства); 2) Координация субъектов культурной политики (создание Совета директоров учреждений культуры; Научно-экспертного и координационного Совета; Справочно-консультативного центра обмена опытом и обучения и др.) 3) Информационно-методическое обеспечение программы (информация, реклама, издательская деятельность, презентации проектов и программ и т.д.). Инновационным лидером здесь может быть: РОМЦ, Центр культуры и информатики). 4) Кадровое обеспечение реализации программы: подготовка, повышение квалификации и реквалификация кадров культуры; организация стажировок клубных работников в ведущих досуговых Центрах Москвы и Санкт-Петербурга; организация мероприятий по повышению престижа профессии (например, программа передач о лучших работниках отрасли, публикации в прессе); социальная поддержка работников культуры; привлечение к реализации программ специалистов других организаций, общественности. Инновационным лидером здесь может стать Центр подготовки, переподготовки, реквалификации работников культуры; 5) Материально-техническое оснащение сферы культуры: инвентаризация и паспортизация материально-технической базы с целью мобилизации скрытых и слабо развитых ресурсов; создание справочно-информационной системы, оперативно фиксирующей изменения в степени загруженности материальной базы учреждений культуры; 6) Финансовое обеспечение программы: обоснование источников финансирования программы из федерального, областного, городского, районного бюджета; совершенствование системы местного налогообложения; внебюджетные источники финансирования проектов и программ. В качестве организационного лидера здесь может выступать: Фонд поддержки и развития культуры; Целевые Фонды под приоритеты и конкретные проекты; Специализированный страховой Фонд, который создается при финансовых структурах — в составе планово- экономической службы органа управления культурой — за счет использования в быстром коммерческом обороте части временно не задействованных средств и доходов объектов культуры. В задачи специальных страховых Фондов входит обеспечение регулярного финансирования программы (в т.ч. и зарплаты), а также наращивание инвестиций в культуру. Седьмой раздел. “Этапы реализации программы поддержки и развития сферы культуры” включает систему мероприятий, обеспечивающих организационные условия для последовательного осуществления всех проектных решений. К ним относятся: обсуждение программы с представителями сферы культуры, образования, общественности и т.д.; проведение слушаний по проблемам развития культуры территории; формирование социального заказа различным субъектам культурной жизни; создание экспертных общественно-государственных советов по основным приоритетам развития культурной жизни; учреждение Целевых Фондов в соответствии с приоритетами или Фонда поддержки культурных инициатив; заключение договоров на выполнение локальных проектов и программ; контроль выполнения договоров и реализация программы в целом. Таким образом, структура территориальной программы указывает и на алгоритм ее разработки и реализации, т.е. обозначает последовательность решения задач: от характеристики “проблемного поля” в рамках той или иной сферы социально-культурной жизни к целевым координатам, намечающим параметры ее оптимального состояния, а затем к практическим мероприятиям, необходимым для решения проблем. ГЛАВА 4. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ целевых ПРОЕКТОВ Основные дидактические единицы: Функции специалиста социально- педагогической направленности и специфика его проектной деятельности. Специфика объектной области, целевой направленности и проектной деятельности специалиста в сфере прикладной культурологии. Логика и технология обоснования замысла локальных (целевых) проектов. Структура, содержание и специфика разработки оргпроектов. Структура, содержание, приоритетные области и специфика разработки социально ориентированных проектов. Основания и специфика характеристика аудитории в первом и втором типе проекта. Варианты проектных решений наиболее актуальных социально- культурных и личностных проблем (характеристика смысловой взаимосвязи элементов проекта: “проблема-цели-задачи-методы-форма реализации”). Общественное объединение как форма реализации проектного решения (классификация, возможности, рекомендации). Специфика и критерии характеристики аудитории социально-педагогического проекта. Семья как аудитория социально-педагогического проектирования (особенности формирования и примерное содержание проектов). “Трудные” подростки как потенциальная и реальная аудитория проектов (характеристика проблемно- целевого и содержательного разделов программ). Проблемно-целевая и содержательная характеристика проектов, адресованных пожилым. Проблемы инвалидов и возможности их проектных решений. 4.1. СПЕЦИФИКА целевого ПРОЕКТирования В СОЦИАльно-культурной СФЕРЕ Социально-культурная сфера как объект проектирования включает в себя,как было показано выше, широкий круг явлений, процессов и институтов, относящихся по своей природе, функциям и другим параметрам либо к сфере преимущественно “социального”, либо — “культурного”. Преобладающая ориентация разрабатываемых проектов на решение социальных или культурных проблем во многом определяет специфику проектной деятельности. Проектирование,ориентированное на решение социальных, социально- психологических, воспитательных проблем, по своей сущности является социально-педагогическим. В свою очередь, проектная деятельность, осуществляющаяся в сфере культуры, входит в группу технологий, используемых прикладной культурологией. Рассмотрим специфику каждого из этих видов проектирования на примере проблемного поля,объекта и функций специалистов социально-педагогической и социально-культурной сфер. Задачи и функции специалиста, работающего в социально-педагогической сфере, а также технология его деятельности определяются теми специфическими проблемами, которые возникают в системе "человек-среда"[72]. Специфика этих проблем заключается в том, что они носят социально-личностный характер, т.е. переживаются личностью как трудности, преграды, препятствия, возникающие в процессе удовлетворения социальных потребностей человека (в признании, самоутверждении, оценке, статусе, смысле жизни и др.), достижения значимых для личности ситуаций, а также актуализируются в виде психологических состояний, вызванные этими преградами (тревога, неудовлетворенность, беспокойство, депрессия и т.д.). "Проблемное поле" социальной педагогики включает в себя: непризнание ближайшим окружением, потеря авторитета, отверженность (аутсайдерство), социальная незащищенность личности, отсутствие условий для самореализации, неблагоприятное самочувствие человека в социальной среде, неадекватная оценка со стороны других, отсутствие эмоциональной поддержки, чуткости, внимания, внутренний дискомфорт, чувство неполноценности, низкая или завышенная самооценка. Суть этих проблем — разлад между личностью и ближайшим значимым для нее окружением — школьным коллективом, семьей, неформальной группой и т.д. Характер проблем определяет не только задачи социальной педагогики, но и объект педагогического проектирования и регуляции. Им является не столько личность — носитель проблем, сколько ее социальное окружение, которое в процессе социально-педагогического влияния должно принципиально измениться, ибо обрести статус, авторитет, ощутить личностную значимость и эмоциональную поддержку человек может лишь в том случае, если меняется нему отношение со стороны значимых других. Следовательно, суть социальной педагогики не сводима к механизму социализации, более того, она имеет как бы противоположный вектор усилий — не "подключить" ребенка к социуму, а наоборот, социум "приблизить" к личности, сделать его более гуманистичным, комфортным (чутким, поддерживающим, признающим, слушающим, оценивающим). Таким образом объект социальной педагогики включает в себя как носителя социально-педагогических проблем — личность, так и социальную среду, порождающую их. Функции социального педагога определяются гуманистической природой данной профессии, ее сверхзадачей — содействовать реализации социальных прав личности, которые полностью зависят от характера ближайшего окружения, социальной среды "обитания человека", от уровня социально-психологической и духовно-нравственной культуры личностей, составляющих это ближайшее окружение. К функциям с ярко выраженной социально-педагогической Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|