реферат бесплатно, курсовые работы
 

Основы социокультурного проектирования

— Соединение традиций культуры русского Севера с традициями и

культурой северных территорий Западной Европы, обусловленное

местоположением и назначением города-порта и выражающееся в архитектурном

облике города, ценностях, нравах, обычаях и образе жизни населения,

содержании и формах культурной деятельности;

— Этнокультурное многообразие с ярко выраженным доминированием

специфических черт культуры русского Севера;

— Концентрированное выражение в ландшафтном, архитектурном и духовном

облике города доминант " речной" и “лесной" цивилизации;

— Архангельск как столица европейского Севера, центр поморской

культуры;

— Ярко выраженная культурная "специализация" районов города, придающая

культуре Архангельска особое своеобразие;

— Наличие мастеров — носителей уникальных народных ремесел и

промыслов, отражающих специфику народной культуры региона;

— Высокая певческая культура населения города, определяющая как

специфику городских культурных акций, так и особенности семейного досуга;

— Высокая насыщенность городской среды памятниками истории и культуры,

создающими атмосферу исторической преемственности и связи времен;

— Богатство и многообразие форм деревянного зодчества различных

исторических эпох, бережно сохраняемых в контексте современной городской

цивилизации;

— Культурный "иммунитет", позволивший городу сохранить свою

самобытность в условиях многолетнего доминирования культурной политики,

ориентированной на нивелирование культурного облика российских городов;

— Уникальная в судьбе России роль города как первого порта, базы

строительства российского флота;

— Традиционно высокая грамотность населения, особая языковая культура,

богатые традиции устного народного творчества.

Среди функциональных образов (градообразующих метафор) Архангельска —

"Первый порт России", "Ворота в Арктику", "Северный форпост", "Город-

помор", "Город-музей дерева", "Духовная столица Севера", "Парадиз на Двине"

— культура имеет особое значение. Более того, к концу ХХ столетия сферу

культуры Архангельска можно рассматривать в качестве одного из

градообразующих комплексов. И в следующем столетии эта тенденция, с

очевидностью, только усилится.

Третий раздел. “Тенденции и проблемы развития культурной жизни”. В

процессе формирования данного раздела необходимо ответить на вопросы: а)

каковы социально-культурные проблемы территории; б) в чем проявляются и

каково содержание ”отраслевых” проблем развития культурной жизни (или

факторов, препятствующих оптимальному развитию сферы культуры). Анализу

подлежат социально-экономические проблемы развития культуры, проблемы

финансирования сферы культуры, особенности развития материальной базы сферы

культуры и др.

Учитывая структуру разработки дальнейших разделов программы,

опирающихся на данную информацию, материал целесообразно группировать

следующим образом: проблемы культурного наследия и музейного дела; проблемы

библиотечного обслуживания; проблемы театрального дела; проблемы развития

концертно-зрелищной деятельности; проблемы развития системы

кинообслуживания; проблемы развития паркового дела; проблемы развития

клубного дела. Оценивается также состояние и проблемы культурной политики.

Четвертый раздел: “Концепция развития культурной жизни территории”.

Основу раздела составляют а) приоритетные направления поддержки и развития

сферы культуры (т.е. перспективы развития социально-культурной жизни;

возможные сценарии поддержки и развития историко-культурной уникальности и

самобытности); б) цели и задачи культурной политики; в) ресурсы развития

культурной жизни (материальные, кадровые, человеческий и т.д.).

Логика формулировки приоритетов может быть различная. Первый вариант —

традиционный — по устоявшимся в практике сферам деятельности. Здесь

наиболее типичными приоритетами являются:

— Сохранение и использование культурно-исторического наследия. Данное

направление следует рассматривать как основной ресурс совершенствования

культурной жизни, решения многих социальных и даже экономических

проблем;[70]

— Возрождение и развитие народного творчества, художественных ремесел,

промыслов;

— Развитие детского творчества, поддержка молодых дарований;

— Развитие художественной жизни;

— Организация культурно-досуговой деятельности и развлечений;

— Развитие туристско-экскурсионного дела;

— Эстетическое развитие среды;

— Развитие межнациональных и международных контактов и сотрудничества

в сфере культуры;

— Обеспечение доступа к культурным ценностям социально незащищенных

групп.

Оптимальное развитие культурной жизни в рамках обозначенных выше

приоритетов предполагает: создание и поддержку в каждой подпрограмме

центров высокой культуры — учреждений-лидеров (поддержка теоретическая,

методическая, организационная, финансовая и т.д.), которые будут

возглавлять соответствующую подсистему в идейном и методическом отношении.

Например, в подпрограмме ”Наследие” методическим центром может стать

музей или музейно-этнографический комплекс; в подпрограмме “Народное

творчество” — Дом ремесел, Школа искусств, Центр декоративно-прикладного

искусства; подпрограмму “Культура и дети” обеспечивает Дом творчества юных,

Центральная библиотека; подпрограмму “Художественная жизнь” — Филармония,

ДК и т.д.

Второй вариант определения приоритетов — в соответствии с основными

областями проектной деятельности[71]. В этом случае приоритетами культурной

политики будет поддержка и развитие исторической, художественной, духовно-

нравственной, экологической, политической культуры различных слоев и групп

населения.

Цели формируются на основе анализа проблемной ситуации и направлены на

частичное или полное разрешение выявленных проблем. Задачи — это

относительно самостоятельные части программы (подпрограммы), получаемые

путем разделения цели на подцели и включающие задания и мероприятия,

направленные на реализацию программы. Задачи могут быть разбиты на

подпрограммы более низкого уровня, в которых, в свою очередь, есть свои

цели и задачи (см. схему разработки территориальных программ).

Пример формулировки целей и задачи культурной политики.

Успешная реализация перспективных направлений развития социально-

культурной жизни возможна при условии целенаправленной культурной политики,

первоочередными задачами которой выступают: сохранение и развитие духовной

среды Архангельска, ее уникального культурного значения; сохранение и

использование памятников истории и культуры (включая уникальные территории,

зоны, объекты, музейные и библиотечные фонды); развитие музейного дела

(музеефикация объектов, расширение фондов, совершенствование выставочной

деятельности и т.д.); осуществление целенаправленной системы культурных

акций, способствующих развитию интереса и любви населения к истории своего

края, города, формированию национально-культурной идентичности граждан;

развитие празднично-обрядовой культуры города (в т.ч. приведение

праздничного календаря г.Архангельска в соответствие с традициями и

современными культурными реалиями); поддержка профессионального искусства;

совершенствование гастрольной политики за счет расширения жанрово-видового

состава приглашаемых коллективов и исполнителей; переориентация культурной

политики с финансирования разовых дорогостоящих мероприятий на сохранение и

поддержку творческих коллективов, отдельных мастеров, художников,

музыкантов, способных внести реальный вклад в культуру города; расширение

сети культурно-досуговых учреждений, приведение ее в соответствие с реально

сложившейся структурой интересов и запросов населения; развитие новых и

поддержка традиционных форм любительства; приоритетная поддержка, кадровое

и организационное обеспечение и финансирование проектов и программ,

способствующих развитию творчества; финансирование проектов и программ,

ориентированных на развитие творческой индивидуальности детей и подростков,

формирование их как будущих субъектов культурной, экономической и

политической жизни города и страны; отказ от выделения средств за сам факт

существования учреждений культуры и переход на финансирование проектов и

программ, соответствующих приоритетам культурной политики в городе;

формирование общественного мнения по вопросам культурной политики с помощью

средств массовой информации; Развитие межнациональных и международных

культурных связей со странами СНГ и дальним зарубежьем.

Пятый раздел “Содержание программы”. В рамках данного раздела

обоснованные выше приоритеты культурной политики получают свое дальнейшее

развитие и конкретизацию. Осуществляется это путем разработки каждого

приоритета как самостоятельной подпрограммы, структура которой включает:

1. Приоритетное направление развития социально-культурной жизни

(характеристика “проблемного поля”, т.е. описание ситуации, которая

определяет актуальность и приоритетность данного направления или сферы

социально-культурной жизни);

2. Социальную базу программы (характеристика тех категорий и групп

населения, которые являются носителями различного рода проблем и выступают

в качестве аудитории мероприятий и акций в рамках программы);

3. Цели и задачи программы;

4. Методы (или способы решения задач). Этот раздел целесообразно

оформить в табличном варианте, который сопровождается текстовыми

комментариями, что позволяет более оперативно оценить проект и получить по

нему информацию в требуемом объеме.

|Мероприятия в |Содержание | |Исполнители и|

|рамках программы |деятельности |База реализации|соисполнители|

|1 |2 | 3 |4 |

| Сроки реализации| Смета расходов |Источники финансирования |

|5 |6 |7 |

Шестой раздел. “Меры по обеспечению реализации программы поддержки и

развития сферы культуры”.

Мероприятия по обеспечению программы могут включать в себя:

1) Создание организационно-экономических условий развития культурной

жизни (совершенствование системы управления; создание условий для развития

спонсорства и меценатства);

2) Координация субъектов культурной политики (создание Совета

директоров учреждений культуры; Научно-экспертного и координационного

Совета; Справочно-консультативного центра обмена опытом и обучения и др.)

3) Информационно-методическое обеспечение программы (информация,

реклама, издательская деятельность, презентации проектов и программ и

т.д.). Инновационным лидером здесь может быть: РОМЦ, Центр культуры и

информатики).

4) Кадровое обеспечение реализации программы: подготовка, повышение

квалификации и реквалификация кадров культуры; организация стажировок

клубных работников в ведущих досуговых Центрах Москвы и Санкт-Петербурга;

организация мероприятий по повышению престижа профессии (например,

программа передач о лучших работниках отрасли, публикации в прессе);

социальная поддержка работников культуры; привлечение к реализации программ

специалистов других организаций, общественности. Инновационным лидером

здесь может стать Центр подготовки, переподготовки, реквалификации

работников культуры;

5) Материально-техническое оснащение сферы культуры: инвентаризация и

паспортизация материально-технической базы с целью мобилизации скрытых и

слабо развитых ресурсов; создание справочно-информационной системы,

оперативно фиксирующей изменения в степени загруженности материальной базы

учреждений культуры;

6) Финансовое обеспечение программы: обоснование источников

финансирования программы из федерального, областного, городского, районного

бюджета; совершенствование системы местного налогообложения; внебюджетные

источники финансирования проектов и программ. В качестве организационного

лидера здесь может выступать: Фонд поддержки и развития культуры; Целевые

Фонды под приоритеты и конкретные проекты; Специализированный страховой

Фонд, который создается при финансовых структурах — в составе планово-

экономической службы органа управления культурой — за счет использования в

быстром коммерческом обороте части временно не задействованных средств и

доходов объектов культуры. В задачи специальных страховых Фондов входит

обеспечение регулярного финансирования программы (в т.ч. и зарплаты), а

также наращивание инвестиций в культуру.

Седьмой раздел. “Этапы реализации программы поддержки и развития сферы

культуры” включает систему мероприятий, обеспечивающих организационные

условия для последовательного осуществления всех проектных решений. К ним

относятся: обсуждение программы с представителями сферы культуры,

образования, общественности и т.д.; проведение слушаний по проблемам

развития культуры территории; формирование социального заказа различным

субъектам культурной жизни; создание экспертных общественно-государственных

советов по основным приоритетам развития культурной жизни; учреждение

Целевых Фондов в соответствии с приоритетами или Фонда поддержки культурных

инициатив; заключение договоров на выполнение локальных проектов и

программ; контроль выполнения договоров и реализация программы в целом.

Таким образом, структура территориальной программы указывает и на

алгоритм ее разработки и реализации, т.е. обозначает последовательность

решения задач: от характеристики “проблемного поля” в рамках той или иной

сферы социально-культурной жизни к целевым координатам, намечающим

параметры ее оптимального состояния, а затем к практическим мероприятиям,

необходимым для решения проблем.

ГЛАВА 4. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ целевых ПРОЕКТОВ

Основные дидактические единицы: Функции специалиста социально-

педагогической направленности и специфика его проектной деятельности.

Специфика объектной области, целевой направленности и проектной

деятельности специалиста в сфере прикладной культурологии. Логика и

технология обоснования замысла локальных (целевых) проектов. Структура,

содержание и специфика разработки оргпроектов. Структура, содержание,

приоритетные области и специфика разработки социально ориентированных

проектов. Основания и специфика характеристика аудитории в первом и втором

типе проекта. Варианты проектных решений наиболее актуальных социально-

культурных и личностных проблем (характеристика смысловой взаимосвязи

элементов проекта: “проблема-цели-задачи-методы-форма реализации”).

Общественное объединение как форма реализации проектного решения

(классификация, возможности, рекомендации). Специфика и критерии

характеристики аудитории социально-педагогического проекта. Семья как

аудитория социально-педагогического проектирования (особенности

формирования и примерное содержание проектов). “Трудные” подростки как

потенциальная и реальная аудитория проектов (характеристика проблемно-

целевого и содержательного разделов программ). Проблемно-целевая и

содержательная характеристика проектов, адресованных пожилым. Проблемы

инвалидов и возможности их проектных решений.

4.1. СПЕЦИФИКА целевого ПРОЕКТирования В СОЦИАльно-культурной СФЕРЕ

Социально-культурная сфера как объект проектирования включает в

себя,как было показано выше, широкий круг явлений, процессов и институтов,

относящихся по своей природе, функциям и другим параметрам либо к сфере

преимущественно “социального”, либо — “культурного”. Преобладающая

ориентация разрабатываемых проектов на решение социальных или культурных

проблем во многом определяет специфику проектной деятельности.

Проектирование,ориентированное на решение социальных, социально-

психологических, воспитательных проблем, по своей сущности является

социально-педагогическим. В свою очередь, проектная деятельность,

осуществляющаяся в сфере культуры, входит в группу технологий,

используемых прикладной культурологией.

Рассмотрим специфику каждого из этих видов проектирования на примере

проблемного поля,объекта и функций специалистов социально-педагогической и

социально-культурной сфер.

Задачи и функции специалиста, работающего в социально-педагогической

сфере, а также технология его деятельности определяются теми специфическими

проблемами, которые возникают в системе "человек-среда"[72]. Специфика этих

проблем заключается в том, что они носят социально-личностный характер,

т.е. переживаются личностью как трудности, преграды, препятствия,

возникающие в процессе удовлетворения социальных потребностей человека (в

признании, самоутверждении, оценке, статусе, смысле жизни и др.),

достижения значимых для личности ситуаций, а также актуализируются в виде

психологических состояний, вызванные этими преградами (тревога,

неудовлетворенность, беспокойство, депрессия и т.д.).

"Проблемное поле" социальной педагогики включает в себя: непризнание

ближайшим окружением, потеря авторитета, отверженность (аутсайдерство),

социальная незащищенность личности, отсутствие условий для самореализации,

неблагоприятное самочувствие человека в социальной среде, неадекватная

оценка со стороны других, отсутствие эмоциональной поддержки, чуткости,

внимания, внутренний дискомфорт, чувство неполноценности, низкая или

завышенная самооценка. Суть этих проблем — разлад между личностью и

ближайшим значимым для нее окружением — школьным коллективом, семьей,

неформальной группой и т.д.

Характер проблем определяет не только задачи социальной педагогики, но

и объект педагогического проектирования и регуляции. Им является не столько

личность — носитель проблем, сколько ее социальное окружение, которое в

процессе социально-педагогического влияния должно принципиально измениться,

ибо обрести статус, авторитет, ощутить личностную значимость и

эмоциональную поддержку человек может лишь в том случае, если меняется нему

отношение со стороны значимых других. Следовательно, суть социальной

педагогики не сводима к механизму социализации, более того, она имеет как

бы противоположный вектор усилий — не "подключить" ребенка к социуму, а

наоборот, социум "приблизить" к личности, сделать его более гуманистичным,

комфортным (чутким, поддерживающим, признающим, слушающим, оценивающим).

Таким образом объект социальной педагогики включает в себя как

носителя социально-педагогических проблем — личность, так и социальную

среду, порождающую их.

Функции социального педагога определяются гуманистической природой

данной профессии, ее сверхзадачей — содействовать реализации социальных

прав личности, которые полностью зависят от характера ближайшего окружения,

социальной среды "обитания человека", от уровня социально-психологической и

духовно-нравственной культуры личностей, составляющих это ближайшее

окружение. К функциям с ярко выраженной социально-педагогической

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.