| |||||
МЕНЮ
| Основы социокультурного проектированиявнешней и внутренней “утечкой мозгов”, вызванной отсутствием условий и перспектив для профессионального роста и самореализации. Проекты и программы в сфере профессиональной культуры могут решать различные задачи: — образовательные и профориентационные[59], ориентированные на формирование личности, стремящейся к максимальной реализации интеллектуальных, эмоциональных и творческих возможностей в трудовой деятельности. Процесс обучения в рамках такого проекта должен по возможности дополнять и компенсировать издержки школьного образования, охватывая все сферы человеческой жизнедеятельности: труд, отдых, семью, профессию, досуг и т.д. — социально-реабилитирующие (например, программа для пожилых “Вторая профессия”); — профессионально-адаптирующие (профессиональные клубы, создающие условия для наиболее полного самовыражения личности специалиста, реализации творческого потенциала человека в рамках основной профессии, формирования профессиональной этики — клубы фермеров, бизнесменов, экономистов, медицинских сестер и т.д.; — профессионально-компенсирующие (в этом случае программа выступает в качестве средства решения проблем, вызванных отсутствием условий для самореализации в рамках основного вида деятельности). Как уже было отмечено, основная проблема в данной сфере жизнедеятельности человека и общества связана с деформацией отношений к труду, который перестает быть основной жизненной ценностью. Поэтому разрабатываемые проекты должны предусматривать пропаганду достоинства свободного и творческого труда как самодостаточной ценности. Проблема повышения культуры труда особенно актуальной становится сегодня, когда российское общество активно входит в систему рыночных отношений, в которых определяющими успех качествами будут квалификация человека, уровень его технологической, общекультурной подготовки и психологической подготовленности. На формирование таких качеств и способностей может быть ориентирована программа «Твоя профессия», включающая в себя организацию учебных курсов для подготовки подростков по наиболее перспективным и престижным профессиям, которые дают возможность безболезненного включения подростков в трудовую деятельность, открывают перспективы для трудовой активности («Юные менеджеры», организаторы шоу-программ, художники-модельеры, конструкторы- робототехники и т.д.). Одной из эффективных программ в условиях перехода к рыночной экономике может стать программа «Бизнес-бой», в основе которой лежит возросший интерес подростков к экономическому образованию, стремление на своем уровне вписаться в рыночную экономику. Адресована может быть подросткам от шестого класса и старше. Мероприятия в рамках этой программы предусматривают профессиональную ориентацию подростков, получение знаний в различных профессиях и навыков их применение на практике, они способствуют адаптации подростков к условиям рыночной экономики, гарантирует в какой-то мере трудоустройство, дают возможность подросткам зарабатывать собственные деньги и тем самым обрести относительную финансовую самостоятельность. Учитывая все более интенсивное внедрение компьютерных технологий в различные виды профессиональной практики, значимость умнения пользоваться компьютером при решении вопросов трудоустройства и повышенный интерес молодежи к современным технологиям, соответствующие проблемы профессиональной культуры можно решить в рамках проекта "Молодежный компьютерный клуб". Задачи проекта: информатизация различных сфер профессиональной деятельности и развитие научно-технического творчества молодежи; использование воспитательного потенциала компьютерных технологий в развитии интеллектуальной сферы личности (интеллектуальная культура, целеустремленность, мотивация успеха, творчества и т.п.); организация разностороннего молодежного общения на основе общности интересов в сфере компьютерных технологий; повышение компьютерной грамотности молодежи и других групп населения; содействие средним учебным заведениям, внешкольным и культурно-досуговым учреждениям в компьютеризации; использование компьютерных технологий в профориентационной работе. Направления деятельности: — Организация курсов и кружков по обучению работе на персональном компьютере; — Организация библиотеки и проката программного обеспечения; — Проведение конкурсов молодых программистов, конструкторов, пользователей; — Создание на базе клуба групп, секций по интересам. Мероприятия по реализации проекта: разработка концепции и учредительной документации компьютерного клуба; подбор и оснащение помещения; материально-техническое оснащение обеспечение клуба. Физическая и психическая культура. О низком уровне физической культуры свидетельствует ухудшение здоровья у различных групп населения, особенно у детей и подростков (в силу неблагоприятной экологической ситуации, вследствие урбанизации, сокращения контактов с природой и др.); деформация образа жизни как следствие низкого уровня развития физической культуры населения (в частности, алкоголизация населения, рост числа детского и женского алкоголизма); неразвитость оздоровительных форм проведения досуга (туризма, семейных спортивных праздников, соревнований и др.); отсутствие системы физического воспитания детей и подростков; низкий уровень физической и психической культуры родителей; рост смертности вследствие ухудшения всех параметров жизни. Наиболее актуальные проблемы сегодняшнего состояния психической культуры населения вызваны резким ростом информационных и эмоциональных нагрузок, приводящем к значительному ухудшению психического самочувствия человека, повышенной тревожности, отчужденности. О падении уровня психического здоровья общества свидетельствует неспособность значительной части людей оптимально выходить из стрессовых состояний, увеличение количества обращений к саморазрушающим формам поведения (алкоголь, наркотики, самоубийство и др.), рост числа психопатологий и форм отклоняющегося поведения. Данные проблемы усугубляются отсутствием системы своевременной и бесплатной специализированной психологической помощи человеку в кризисной ситуации; пропагандой средствами массовой информации образа жизни, разрушающе воздействующего на физическое и психическое состояние личности. Веер проектов и программ, связанных с пропагандой и утверждением здорового образа жизни, весьма широк. Как правило, они разрабатываются по ряду тематических направлений и имеют различную целевую ориентацию. Программы, направленные на преодоление вредных привычек, целесообразно формировать и осуществлять на базе сотрудничества культурно-досуговых и медицинских учреждений. Это придает их работе новое качество, позволяет выработать нетривиальные подходы к решению весьма сложных проблем. Например, в русле медицинской практики активно развиваются такие направления, как библиотерапия, музыкотерапия, арттерапия, изотерапия. В частности на базе Московского медицинского стоматологического института им. А.Н.Семашко вполне успешно действовала программа «Лечебный театр», созданная совместно с работниками культуры. Ее основная идея заключалась в следующем: на основе историй болезни бывших алкоголиков и бесед с ними разрабатывались сценарии, по которым ставились спектакли. Причем, в постановках участвовали сами больные, а в зале присутствовали их родственники и знакомые. «Проживание» на сцене собственной судьбы помогало больным алкоголизмом осознать свою болезнь, найти в себе силы избавиться от лежащей в ее основе вредной привычки. В свою очередь, родственники больных осознавали необходимость создания условий, помогающих больному человеку преодолеть свой недуг. Социально-культурные программы оздоровительного характера могут объединять усилия представителей самых разных профессий. Например, в Харькове на базе подросткового наркологического кабинета на общественных началах действовал медико-психолого-педагогический совет, объединяющий работников медицины, психологов, педагогов, работников культуры. Совет координировал все программы медико-биологического, психолого- педагогического, культурно-досугового профиля, которые помогали подросткам научиться общаться, овладеть правилами хорошего тона, основами саморегуляции и психотренинга. Задачи программ социально-психологической ориентации и психического оздоровления – гармонизация психики и развитие навыков психической саморегуляции, выработка навыков успешного взаимодействия человека с другими людьми. Формы реализации такого рода программ могут быть самыми различными: клубы психической культуры, йоги, китайских гимнастик, аутотренинга, психологического тренинга. В качестве примера подобного рода проектов можно привести деятельность общественного клуба психической культуры “Мир”, действовавшего в Ленинграде в 80-е годы. На добровольных началах клуб проводил занятия по программе “Аутентикация” (отработка способов достижения личностной гармонии), создавал группы неформального общения и обмена опытом решения личностных проблем, публиковал в собственном журнале информацию по вопросам индивидуальной психогигиены, профилактики психических заболеваний, осуществлял специальную программу социальной реабилитации бывших больных наркологического профиля. Смысл оздоровительных программ, осуществляемых на базе культурно- досуговых учреждений, заключается в том, чтобы предоставить человеку дополнительные условия для достижения физического и психического благополучия, обеспечить широкий выбор программ физкультурно- оздоровительной ориентации, сформировать навыки самостоятельного обеспечения нормальной жизнедеятельности организма. Программы здесь могут носить как информационно-познавательный, так и творческий характер (например, программа «Здоровье в наших руках» предполагает не только лекции, беседы, консультации, но и практические занятия по проблематике, охватывающей широкий круг вопросов: психогигиену, самомассаж, профилактику нарушений сна, гигиену умственного труда и т.п.). Они могут ориентироваться на использование оздоровительного потенциала таких любительских занятий в сфере свободного времени, как рыбная ловля, сбор ягод и грибов, работа на приусадебном участке. Такого рода программы могут сочетать пропаганду знаний с формированием умений в области ведения приусадебного хозяйства. Этот вид досуга в последние годы в силу ряда причин (в том числе и в связи с хроническим дефицитом семейного бюджета) приобрел большую популярность — потребности горожан в знаниях и соответствующих умениях (строительства дачных домиков, огородничества, садоводства и т.п.) постоянно растут, что может служить гарантией устойчивого интереса к такого рода программам. Высока эффективность культурно-досуговых программ, которые строятся с ориентацией на семью как объект и субъект оздоровительной деятельности. Названия таких программ говорят сами за себя: “Папа, мама и я – спортивная семья”, “Всей семьей на стадион”, “Страна Спортландия”, “Стадион под окнами”. Эффективному формированию физической и психической культуры способствуют также программы, ориентированные на активный отдых (например, “День за городом”), на комплексное физическое развитие и личностное совершенствование (опыт некоторых семейных клубов по нетрадиционным способам закаливания и усиленному психофизическому развитию детей; проект “Каскадер”, обеспечивающий целостное развитие личности на основе интереса подростков к популярным видам восточных единоборств и престижным профессиям кинематографической индустрии). 2.8. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО РЕШЕНИЯ “отраслевыХ” проблем Отраслевые проблемы являются составной частью более широкой области проблематики, связанной с неоптимальным функционированием основных сфер жизнедеятельности человека — образовательной, досуговой, туристско- экскурсионной, информационной, семейно-бытовой и т.д. Выбор той или иной сферы жизнедеятельности в качестве области проектирования зависит не только от интенсивности проблем, но и от объекта профессиональной деятельности будущего специалиста[60]. Как уже было отмечено, в основу определения целевого и содержательного блоков программы могут входить и отраслевые проблемы, связанные с дисфункционированием системы учреждений, низким уровнем квалификации кадров, недостаточным финансовым и материально-техническим обеспечением культуры как отрасли, взаимоотношением работников культуры, досуга, образования с органами власти, средствами массовой информации и т.д. Источником и носителем этих проблем являются: во-первых, работники культуры и сферы управления, т.е. специалисты, обеспечивающие организационно-экономические и методические условия, необходимые для создания, воспроизводства и распространения продуктов и ценностей культуры; во-вторых, отраслевые проблемы имеют выход на основного потребителя культурных благ — социальные категории и группы населения; в-третьих, источником данной группы проблем являются ресурсодержатели (т.е. структуры и организации, которые распоряжаются бюджетными средствами, а также предприятия и различные общественные объединения, располагающие ресурсами и выступающие одновременно потребителями услуг учреждений культуры и досуга). При этом следует отметить, что отраслевые проблемы носят вторичный характер, они связаны с неоптимальных функционированием организационных структур и учреждений, составляющих культуру как отрасль, возникают как результат несоответствия учреждений (их номенклатуры, функций, содержания деятельности) изменившимся условиям, их неспособности решить наиболее значимые социально-культурные и личностные проблемы. Поэтому основная группа отраслевых проблем связана с неоптимальным функционированием и развитием инфраструктурного комплекса, соответствующего определенным сферам жизнедеятельности. Инфраструктура — это система учреждений и организационных структур, обеспечивающих условия создания, сохранения, экспонирования, трансляции и воспроизводства культурных ценностей, развития культурной жизни и творчества (учреждения, музеи, библиотеки, театры, хранилища архивов, культурные центры, выставочные залы, мастерские, система управления и экономического обеспечения культурной жизни). Отраслевые проблемы условно можно разделить на пять групп: 1. Проблемы, связанные с неоптимальным содержанием деятельности учреждений культурно-досугового комплекса; 2. Проблемы организационно-управленческого характера; 3. Проблемы финансирования и материально-технического обеспечения культурно-досуговой сферы как отрасли; 4. Проблемы общественной значимости и престижа сфер культуры и досуга; 5. Проблемы социального статуса работников отрасли. Ниже обозначим основные отраслевые проблемы, препятствующие развитию культурной жизни, снижающие социально-культурный и личностный потенциал сферы культуры и досуга: 1. Проблемы, связанные с содержанием деятельности учреждений культуры и досуга: несоответствие содержания и форм культурно-досуговой деятельности, предоставляемых культурных благ и услуг (как в количественном, так и в качественном отношениях) реальным потребностям населения (т.е. разрыв между предложением культурных благ и услуг со стороны творцов и работников культуры и запросами различных категорий и социальных групп); отсутствие условий выбора по месту жительства форм и содержания культурной деятельности, отвечающих реальным потребностям и запросам населения; сворачивание коммерчески невыгодных, но социально значимых видов культурной деятельности (резкое сокращение объема культурных услуг, предоставляемых населению бесплатно); отсутствие у населения реальных возможностей доступа к подлинным ценностям культуры; неравное положение различных социальных групп населения с точки зрения доступности культурных ценностей и возможностей для культурной деятельности; недоступность большинства услуг (и прежде всего связанных с художественным образованием и физическим воспитанием детей и подростков) в силу их значительного удорожания; недостаточность у населения финансовых средств для потребления качественных и полноценных культурно-досуговых услуг; неудовлетворительные условия, препятствующие самовыражению, творческому поиску и развитию личности в сфере досуга (отсутствие необходимых помещений, технического оборудования, материалов, их низкое качество и т.п.); отсутствие ярких и интересных проектов, способных обеспечить аудиторию и привлечь дополнительные источники финансирования; низкая культурная активность населения, выражающаяся в слабой посещаемости учреждений культуры, досуга, снижение интереса населения к традиционным направлениям и формам работы учреждений; рост предпочтений населения “домашним” формам потребления культурных ценностей и в то же время неразвитость сферы производства товаров и предложений услуг, направленных на оптимизацию семейного досуга; низкий професиональный уровень работников отрасли (в силу снижения качества подготовки в вузах и училищах, несистематичности работы курсов повышения квалификации др.); недостаточная обеспеченность культурно-досуговых учреждений кадрами, способными разрабатывать и эффективно осуществлять социально-культурные программы и т.д. неэффективное использование музейных и библиотечных фондов; неоптимальное размещение инфраструктуры досуга; низкий уровень доступности социально-культурной инфраструктуры для детей и подростков (отсутствие “своих” мест общения, нехватка помещений для отдыха, развлечений, творчества); недостаточная информированность культурно-досуговых учреждений о носителях социально-культурных инициатив, идей, проектов; неспособность (и нежелание) привлечь их к участию в разработке и реализации программ и проектов; низкое качество (или отсутствие) методической помощи учреждениям культуры и досуга; отсутствие информации о новых технологиях в сфере организации культурно-досуговой деятельности. 2. Проблемы организационно-управленческого характера: отсутствие общественных структур (ассоциаций, советов, союзов и т.п.), реально участвующих в определении приоритетов культурной политики и корректировке действий органов управления; отсутствие условий и организационных механизмов саморазвития культурной жизни; межведомственная разобщенность и нескоординированность деятельности различных учреждений культуры, досуга, спорта, образования, препятствующая эффективному использованию их совокупного потенциала и распыляющая имеющиеся ресурсы; отсутствие Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|