реферат бесплатно, курсовые работы
 

Основы социокультурного проектирования

внешней и внутренней “утечкой мозгов”, вызванной отсутствием условий и

перспектив для профессионального роста и самореализации.

Проекты и программы в сфере профессиональной культуры могут решать

различные задачи:

— образовательные и профориентационные[59], ориентированные на

формирование личности, стремящейся к максимальной реализации

интеллектуальных, эмоциональных и творческих возможностей в трудовой

деятельности. Процесс обучения в рамках такого проекта должен по

возможности дополнять и компенсировать издержки школьного образования,

охватывая все сферы человеческой жизнедеятельности: труд, отдых, семью,

профессию, досуг и т.д.

— социально-реабилитирующие (например, программа для пожилых “Вторая

профессия”);

— профессионально-адаптирующие (профессиональные клубы, создающие

условия для наиболее полного самовыражения личности специалиста, реализации

творческого потенциала человека в рамках основной профессии, формирования

профессиональной этики — клубы фермеров, бизнесменов, экономистов,

медицинских сестер и т.д.;

— профессионально-компенсирующие (в этом случае программа выступает в

качестве средства решения проблем, вызванных отсутствием условий для

самореализации в рамках основного вида деятельности).

Как уже было отмечено, основная проблема в данной сфере

жизнедеятельности человека и общества связана с деформацией отношений к

труду, который перестает быть основной жизненной ценностью. Поэтому

разрабатываемые проекты должны предусматривать пропаганду достоинства

свободного и творческого труда как самодостаточной ценности. Проблема

повышения культуры труда особенно актуальной становится сегодня, когда

российское общество активно входит в систему рыночных отношений, в которых

определяющими успех качествами будут квалификация человека, уровень его

технологической, общекультурной подготовки и психологической

подготовленности.

На формирование таких качеств и способностей может быть ориентирована

программа «Твоя профессия», включающая в себя организацию учебных курсов

для подготовки подростков по наиболее перспективным и престижным

профессиям, которые дают возможность безболезненного включения подростков в

трудовую деятельность, открывают перспективы для трудовой активности («Юные

менеджеры», организаторы шоу-программ, художники-модельеры, конструкторы-

робототехники и т.д.).

Одной из эффективных программ в условиях перехода к рыночной экономике

может стать программа «Бизнес-бой», в основе которой лежит возросший

интерес подростков к экономическому образованию, стремление на своем уровне

вписаться в рыночную экономику. Адресована может быть подросткам от шестого

класса и старше. Мероприятия в рамках этой программы предусматривают

профессиональную ориентацию подростков, получение знаний в различных

профессиях и навыков их применение на практике, они способствуют адаптации

подростков к условиям рыночной экономики, гарантирует в какой-то мере

трудоустройство, дают возможность подросткам зарабатывать собственные

деньги и тем самым обрести относительную финансовую самостоятельность.

Учитывая все более интенсивное внедрение компьютерных технологий в

различные виды профессиональной практики, значимость умнения пользоваться

компьютером при решении вопросов трудоустройства и повышенный интерес

молодежи к современным технологиям, соответствующие проблемы

профессиональной культуры можно решить в рамках проекта "Молодежный

компьютерный клуб".

Задачи проекта: информатизация различных сфер профессиональной

деятельности и развитие научно-технического творчества молодежи;

использование воспитательного потенциала компьютерных технологий в развитии

интеллектуальной сферы личности (интеллектуальная культура,

целеустремленность, мотивация успеха, творчества и т.п.); организация

разностороннего молодежного общения на основе общности интересов в сфере

компьютерных технологий; повышение компьютерной грамотности молодежи и

других групп населения; содействие средним учебным заведениям, внешкольным

и культурно-досуговым учреждениям в компьютеризации; использование

компьютерных технологий в профориентационной работе.

Направления деятельности:

— Организация курсов и кружков по обучению работе на персональном

компьютере;

— Организация библиотеки и проката программного обеспечения;

— Проведение конкурсов молодых программистов, конструкторов,

пользователей;

— Создание на базе клуба групп, секций по интересам.

Мероприятия по реализации проекта: разработка концепции и

учредительной документации компьютерного клуба; подбор и оснащение

помещения; материально-техническое оснащение обеспечение клуба.

Физическая и психическая культура. О низком уровне физической культуры

свидетельствует ухудшение здоровья у различных групп населения, особенно у

детей и подростков (в силу неблагоприятной экологической ситуации,

вследствие урбанизации, сокращения контактов с природой и др.); деформация

образа жизни как следствие низкого уровня развития физической культуры

населения (в частности, алкоголизация населения, рост числа детского и

женского алкоголизма); неразвитость оздоровительных форм проведения досуга

(туризма, семейных спортивных праздников, соревнований и др.); отсутствие

системы физического воспитания детей и подростков; низкий уровень

физической и психической культуры родителей; рост смертности вследствие

ухудшения всех параметров жизни.

Наиболее актуальные проблемы сегодняшнего состояния психической

культуры населения вызваны резким ростом информационных и эмоциональных

нагрузок, приводящем к значительному ухудшению психического самочувствия

человека, повышенной тревожности, отчужденности. О падении уровня

психического здоровья общества свидетельствует неспособность значительной

части людей оптимально выходить из стрессовых состояний, увеличение

количества обращений к саморазрушающим формам поведения (алкоголь,

наркотики, самоубийство и др.), рост числа психопатологий и форм

отклоняющегося поведения. Данные проблемы усугубляются отсутствием системы

своевременной и бесплатной специализированной психологической помощи

человеку в кризисной ситуации; пропагандой средствами массовой информации

образа жизни, разрушающе воздействующего на физическое и психическое

состояние личности.

Веер проектов и программ, связанных с пропагандой и утверждением

здорового образа жизни, весьма широк. Как правило, они разрабатываются по

ряду тематических направлений и имеют различную целевую ориентацию.

Программы, направленные на преодоление вредных привычек, целесообразно

формировать и осуществлять на базе сотрудничества культурно-досуговых и

медицинских учреждений. Это придает их работе новое качество, позволяет

выработать нетривиальные подходы к решению весьма сложных проблем.

Например, в русле медицинской практики активно развиваются такие

направления, как библиотерапия, музыкотерапия, арттерапия, изотерапия. В

частности на базе Московского медицинского стоматологического института им.

А.Н.Семашко вполне успешно действовала программа «Лечебный театр»,

созданная совместно с работниками культуры. Ее основная идея заключалась в

следующем: на основе историй болезни бывших алкоголиков и бесед с ними

разрабатывались сценарии, по которым ставились спектакли. Причем, в

постановках участвовали сами больные, а в зале присутствовали их

родственники и знакомые. «Проживание» на сцене собственной судьбы помогало

больным алкоголизмом осознать свою болезнь, найти в себе силы избавиться от

лежащей в ее основе вредной привычки. В свою очередь, родственники больных

осознавали необходимость создания условий, помогающих больному человеку

преодолеть свой недуг.

Социально-культурные программы оздоровительного характера могут

объединять усилия представителей самых разных профессий. Например, в

Харькове на базе подросткового наркологического кабинета на общественных

началах действовал медико-психолого-педагогический совет, объединяющий

работников медицины, психологов, педагогов, работников культуры. Совет

координировал все программы медико-биологического, психолого-

педагогического, культурно-досугового профиля, которые помогали подросткам

научиться общаться, овладеть правилами хорошего тона, основами

саморегуляции и психотренинга.

Задачи программ социально-психологической ориентации и психического

оздоровления – гармонизация психики и развитие навыков психической

саморегуляции, выработка навыков успешного взаимодействия человека с

другими людьми. Формы реализации такого рода программ могут быть самыми

различными: клубы психической культуры, йоги, китайских гимнастик,

аутотренинга, психологического тренинга. В качестве примера подобного рода

проектов можно привести деятельность общественного клуба психической

культуры “Мир”, действовавшего в Ленинграде в 80-е годы. На добровольных

началах клуб проводил занятия по программе “Аутентикация” (отработка

способов достижения личностной гармонии), создавал группы неформального

общения и обмена опытом решения личностных проблем, публиковал в

собственном журнале информацию по вопросам индивидуальной психогигиены,

профилактики психических заболеваний, осуществлял специальную программу

социальной реабилитации бывших больных наркологического профиля.

Смысл оздоровительных программ, осуществляемых на базе культурно-

досуговых учреждений, заключается в том, чтобы предоставить человеку

дополнительные условия для достижения физического и психического

благополучия, обеспечить широкий выбор программ физкультурно-

оздоровительной ориентации, сформировать навыки самостоятельного

обеспечения нормальной жизнедеятельности организма. Программы здесь могут

носить как информационно-познавательный, так и творческий характер

(например, программа «Здоровье в наших руках» предполагает не только

лекции, беседы, консультации, но и практические занятия по проблематике,

охватывающей широкий круг вопросов: психогигиену, самомассаж, профилактику

нарушений сна, гигиену умственного труда и т.п.). Они могут ориентироваться

на использование оздоровительного потенциала таких любительских занятий в

сфере свободного времени, как рыбная ловля, сбор ягод и грибов, работа на

приусадебном участке. Такого рода программы могут сочетать пропаганду

знаний с формированием умений в области ведения приусадебного хозяйства.

Этот вид досуга в последние годы в силу ряда причин (в том числе и в связи

с хроническим дефицитом семейного бюджета) приобрел большую популярность —

потребности горожан в знаниях и соответствующих умениях (строительства

дачных домиков, огородничества, садоводства и т.п.) постоянно растут, что

может служить гарантией устойчивого интереса к такого рода программам.

Высока эффективность культурно-досуговых программ, которые строятся с

ориентацией на семью как объект и субъект оздоровительной деятельности.

Названия таких программ говорят сами за себя: “Папа, мама и я – спортивная

семья”, “Всей семьей на стадион”, “Страна Спортландия”, “Стадион под

окнами”.

Эффективному формированию физической и психической культуры

способствуют также программы, ориентированные на активный отдых (например,

“День за городом”), на комплексное физическое развитие и личностное

совершенствование (опыт некоторых семейных клубов по нетрадиционным

способам закаливания и усиленному психофизическому развитию детей; проект

“Каскадер”, обеспечивающий целостное развитие личности на основе интереса

подростков к популярным видам восточных единоборств и престижным профессиям

кинематографической индустрии).

2.8. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО РЕШЕНИЯ “отраслевыХ”

проблем

Отраслевые проблемы являются составной частью более широкой области

проблематики, связанной с неоптимальным функционированием основных сфер

жизнедеятельности человека — образовательной, досуговой, туристско-

экскурсионной, информационной, семейно-бытовой и т.д. Выбор той или иной

сферы жизнедеятельности в качестве области проектирования зависит не только

от интенсивности проблем, но и от объекта профессиональной деятельности

будущего специалиста[60].

Как уже было отмечено, в основу определения целевого и содержательного

блоков программы могут входить и отраслевые проблемы, связанные с

дисфункционированием системы учреждений, низким уровнем квалификации

кадров, недостаточным финансовым и материально-техническим обеспечением

культуры как отрасли, взаимоотношением работников культуры, досуга,

образования с органами власти, средствами массовой информации и т.д.

Источником и носителем этих проблем являются: во-первых, работники

культуры и сферы управления, т.е. специалисты, обеспечивающие

организационно-экономические и методические условия, необходимые для

создания, воспроизводства и распространения продуктов и ценностей культуры;

во-вторых, отраслевые проблемы имеют выход на основного потребителя

культурных благ — социальные категории и группы населения; в-третьих,

источником данной группы проблем являются ресурсодержатели (т.е. структуры

и организации, которые распоряжаются бюджетными средствами, а также

предприятия и различные общественные объединения, располагающие ресурсами и

выступающие одновременно потребителями услуг учреждений культуры и досуга).

При этом следует отметить, что отраслевые проблемы носят вторичный

характер, они связаны с неоптимальных функционированием организационных

структур и учреждений, составляющих культуру как отрасль, возникают как

результат несоответствия учреждений (их номенклатуры, функций, содержания

деятельности) изменившимся условиям, их неспособности решить наиболее

значимые социально-культурные и личностные проблемы. Поэтому основная

группа отраслевых проблем связана с неоптимальным функционированием и

развитием инфраструктурного комплекса, соответствующего определенным сферам

жизнедеятельности.

Инфраструктура — это система учреждений и организационных структур,

обеспечивающих условия создания, сохранения, экспонирования, трансляции и

воспроизводства культурных ценностей, развития культурной жизни и

творчества (учреждения, музеи, библиотеки, театры, хранилища архивов,

культурные центры, выставочные залы, мастерские, система управления и

экономического обеспечения культурной жизни).

Отраслевые проблемы условно можно разделить на пять групп:

1. Проблемы, связанные с неоптимальным содержанием деятельности

учреждений культурно-досугового комплекса;

2. Проблемы организационно-управленческого характера;

3. Проблемы финансирования и материально-технического обеспечения

культурно-досуговой сферы как отрасли;

4. Проблемы общественной значимости и престижа сфер культуры и досуга;

5. Проблемы социального статуса работников отрасли.

Ниже обозначим основные отраслевые проблемы, препятствующие развитию

культурной жизни, снижающие социально-культурный и личностный потенциал

сферы культуры и досуга:

1. Проблемы, связанные с содержанием деятельности учреждений культуры

и досуга: несоответствие содержания и форм культурно-досуговой

деятельности, предоставляемых культурных благ и услуг (как в

количественном, так и в качественном отношениях) реальным потребностям

населения (т.е. разрыв между предложением культурных благ и услуг со

стороны творцов и работников культуры и запросами различных категорий и

социальных групп); отсутствие условий выбора по месту жительства форм и

содержания культурной деятельности, отвечающих реальным потребностям и

запросам населения; сворачивание коммерчески невыгодных, но социально

значимых видов культурной деятельности (резкое сокращение объема культурных

услуг, предоставляемых населению бесплатно); отсутствие у населения

реальных возможностей доступа к подлинным ценностям культуры; неравное

положение различных социальных групп населения с точки зрения доступности

культурных ценностей и возможностей для культурной деятельности;

недоступность большинства услуг (и прежде всего связанных с художественным

образованием и физическим воспитанием детей и подростков) в силу их

значительного удорожания; недостаточность у населения финансовых средств

для потребления качественных и полноценных культурно-досуговых услуг;

неудовлетворительные условия, препятствующие самовыражению, творческому

поиску и развитию личности в сфере досуга (отсутствие необходимых

помещений, технического оборудования, материалов, их низкое качество и

т.п.); отсутствие ярких и интересных проектов, способных обеспечить

аудиторию и привлечь дополнительные источники финансирования; низкая

культурная активность населения, выражающаяся в слабой посещаемости

учреждений культуры, досуга, снижение интереса населения к традиционным

направлениям и формам работы учреждений; рост предпочтений населения

“домашним” формам потребления культурных ценностей и в то же время

неразвитость сферы производства товаров и предложений услуг, направленных

на оптимизацию семейного досуга; низкий професиональный уровень работников

отрасли (в силу снижения качества подготовки в вузах и училищах,

несистематичности работы курсов повышения квалификации др.); недостаточная

обеспеченность культурно-досуговых учреждений кадрами, способными

разрабатывать и эффективно осуществлять социально-культурные программы и

т.д. неэффективное использование музейных и библиотечных фондов;

неоптимальное размещение инфраструктуры досуга; низкий уровень доступности

социально-культурной инфраструктуры для детей и подростков (отсутствие

“своих” мест общения, нехватка помещений для отдыха, развлечений,

творчества); недостаточная информированность культурно-досуговых учреждений

о носителях социально-культурных инициатив, идей, проектов; неспособность

(и нежелание) привлечь их к участию в разработке и реализации программ и

проектов; низкое качество (или отсутствие) методической помощи учреждениям

культуры и досуга; отсутствие информации о новых технологиях в сфере

организации культурно-досуговой деятельности.

2. Проблемы организационно-управленческого характера: отсутствие

общественных структур (ассоциаций, советов, союзов и т.п.), реально

участвующих в определении приоритетов культурной политики и корректировке

действий органов управления; отсутствие условий и организационных

механизмов саморазвития культурной жизни; межведомственная разобщенность и

нескоординированность деятельности различных учреждений культуры, досуга,

спорта, образования, препятствующая эффективному использованию их

совокупного потенциала и распыляющая имеющиеся ресурсы; отсутствие

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.