реферат бесплатно, курсовые работы
 

Основы социокультурного проектирования

развития, то при обозначении сфер социокультурной проблематики (и

соответствующих областей проектной деятельности) это понятие обозначает все

уровни, аспекты и грани данного феномена: предметный, процессуальный,

ценностно-ориентационный, институциональный[53].

Обозначенные выше сферы проблематики одновременно являются

приоритетными областями социокультурного проектирования. Каждая из них, во-

первых, характеризуется типичными проблемами развития; во-вторых, обладает

ресурсами, необходимыми для успешной реализации проекта; в-третьих, имеет

некий нормативный уровень культурного развития (человека, группы,

общества), который определяется как мерой усвоения основных ценностей и

форм поведения большинством населения (массовый уровень культуры), так и

наличием в той или иной сфере культурной жизни «опережающих групп» —

субъектов, задающих потолок культурной активности и определяющих ее

вертикаль.

Проблемы, ресурсы и культурные нормативы в совокупности определяют

основные смысловые разделы проекта: приоритетную область проектирования,

цели и задачи проекта, содержание и виды деятельности, которые в рамках

социокультурного проектирования рассматриваются в качестве средства решения

социально-культурных и личностных проблем, определивших актуальность

проекта.

Выявление и формулировка социально-культурных проблем, а также поиск

вариантов их проектного решения, представляют определенную трудность, ибо

требуют целого комплекса знаний и соответствующей подготовки:

культурологической, социологической, социально-психологической,

педагогической и др. Поэтому в данном разделе пособия в учебных целях

предлагается примерный (“рабочий”) перечень проблем и краткое обоснование

проектов, способствующих их разрешению[54].

Предложенные ниже формулировки проблем и обоснования замыслов их

проектных решений можно рассматривать в качестве тех первичных

“кирпичиков”, из которых и будет складываться проблемно-целевой блок

разрабатываемых проектов. Автору программы необходимо идентифицировать те

проблемы, которые определили актуальность его проекта, т.е. привести

доказательства их значимости, проиллюстрировав их конкретными данными,

характеризующими ситуацию; четко определить носителя проблем (социальную

категорию или группу населения); обосновать возможности их решения с учетом

имеющихся ресурсов.

Художественная культура. Проблемы формирования художественной культуры

уже несколько десятилетий находятся на переднем крае теории и практики

художественного воспитания. И тем не менее исследования последних лет дают

довольно противоречивую картину. С одной стороны, количественные показатели

взаимодействия человека с искусством (частота и продолжительность

контактов) вполне благополучны и не вызывают особой тревоги. Однако уровень

художественной воспитанности населения (и особенно детей и подростков) на

протяжении последних лет не только не повышается, но и имеет тенденцию к

снижению. В частности, наблюдается однообразие художественных интересов,

преобладание интереса к видам и жанрам, не требующим интеллектуальных

усилий в процессе восприятия. Отчасти причины сложившейся ситуации

заключаются в существующей системе и способах художественного воспитания, в

низком уровне развития фольклора и домашних форм музицирования, а также в

характере социально-культурных изменений российского общества.

В формализованном виде наиболее актуальными проблемами развития

художественной культуры являются: снижение уровня художественной культуры

населения (неразвитость художественных вкусов, художественно-образного

восприятия и мышления); невостребованность потенциала профессионального

искусства, традиционной народной культуры как средства художественного

развития личности; недоступность для жителей города художественных

ценностей вследствие сокращения бюджетного финансирования учреждений

культуры; недоступность для населения региона богатств мировой и

отечественной культуры (в музеях, по данным Министерства культуры России,

экспозиции составляют не более 7% фондов); падение интереса к

художественному творчеству, искусству в целом; отсутствие национально

ориентированной системы художественного воспитания; экспансия массовой

художественной культуры, денационализированной по форме и содержанию;

ориентация учреждений профессионального искусства и концертных организаций

на коммерческий репертуар, на развлекательные представления низкого

художественного уровня, обеспечивающая массового зрителя и вызванная

необходимостью поиска средств существования; резкое сокращение в репертуаре

произведений театральной и музыкальной классики, современного

высокопрофессионального искусства; невосполнимая утрата художественных

ценностей, предметов народного творчества, церковной утвари (разрушение,

кража и вывоз за рубеж); утрата технологий народных ремесел и промыслов,

традиционных форм семейного художественного творчества; превращение изделий

народного творчества в разновидность массовой сувенирной продукции за счет

унификации центров народных ремесел и промыслов, создания на их базе

промышленных предприятий; разрушение подлинности фольклора в результате его

сценической обработки, перенесения в несвойственную для него среду; утрата

форм и традиций устного народного художественного творчества; снижение

уровня художественного развития детей и подростков вследствие резкого

сокращения детской художественной самодеятельности в связи с

коммерциализацией культурно-досуговых учреждений; отсутствие условий для

художественного развития и дальнейшего профессионального самоопределения

одаренных детей, подростков, молодежи и др.

Социально-культурные программы в этой области проектной деятельности

должны решать задачи массового эстетического воспитания населения:

формировать художественную культуру личности на примере лучших образцов

мирового искусства (путем организации концертной деятельности,

пропагандистской, студийной и просветительной работы); создавать условия

для регулярных контактов с художественными ценностями, активного восприятия

художественных произведений; возрождать местные народные традиции, фольклор

(с его недифференцированностью жанров и видов, органической встроенностью в

быт, труд, праздник); содействовать воспитанию любви к подлинному фольклору

путем воссоздания форм непосредственной, устной передачи традиций от

мастера к ученику в процессе живого общения, созданию аутентичных

ансамблей, стремящихся к «вживанию» в самобытную народную культуру и

ориентирующихся на устранение границ между сценой и зрителем, на

импровизированность пения, игры, танца; способствовать возрождению и

пропаганде народных ремесел и промыслов, освоению местных традиций;

воспитывать историческое сознание и формировать у неселения чувство

идентичности с образом местной культуры. Формирование интереса к народному

искусству лежит в основе эстетического воспитания детей и подростков, оно

тесно связано с патриотическим воспитанием, которое начинается с любви «к

малой родине», своему родному краю. С этой целью можно планировать

проведение недель детского народного творчества, детских народных

праздников, смотров и конкурсов юных собирателей фольклора, тематических

экспедиционных походов.

Идеи проектов в сфере художественной культуры:

Программа “Народное творчество”.

Задачи программы: воспитание у детей, подростков, молодежи интереса к

традиционному народному творчеству; содействие формированию неповторимого

культурно-эстетического облика города; восстановление преемственности

знаний, умений, технологий, традиций, культурных и духовно-нравственных

ценностей различных социальных и возрастных групп населения города;

пропаганда обычаев, традиций, промыслов, ремесел, характерных для региона;

создание новых рабочих мест путем разработки проектов и программ развития

традиционных ремесел и промыслов, восстановления историко-культурных

объектов, памятников.

Направления деятельности в рамках проекта:

— Поисково-исследовательская работа и создание банка данных о

носителях ремесел, художественно одаренных людях и т.п. (организация и

проведение детских экспедиций "Традиции, промыслы, фольклор: сохранение и

изучение");

— Проведение праздников, народных гуляний, ярмарок народного

творчества и выставок народных умельцев, национальных свадеб, престольных

праздников, старинных обрядов и ритуалов; фестивалей детского фольклора

"Радуга детства", семейного творчества; детских фольклорных утренников,

цикла мероприятий "В гостях у мастера";

— Организация детских клубных объединений и группп раннего

эстетического развития, клубов любителей искусства, семейных театров,

обрядовых комнат, горниц, художественных мастерских для совместного

творчества детей и родителей, студий и лабораторий фольклора, авторские

художественных школ, специализированных детских и подростковых клубов;

— Учреждение Фонда поддержки народных умельцев и мастеров;

— Разработка и внедрение в общеобразовательные школы города программ

художественного воспитания с максимальной опорой на традиционное народное

искусство;

Проект "Радуга камня”.

Задачи проекта: распространение традиционных и новых технологий

художественной обработки камня; создание условий для продуктивного

творчества, социального признания и востребованности мастеров-петрографов;

использование потенциала ярмарки как средства обогащения экономической и

культурной жизни города; содействие профессиональному общению народных

умельцев, обмену технологиями, материалами, опытом; формирование интереса у

населения к творчеству мастеров Заполярья; расширение межрегиональных и

международных культурных и экономических связей; создание дополнительных

рабочих мест.

Форма реализации проекта: традиционная региональная ярмарка

художественных изделий из камня.

Основные мероприятия в рамках проекта: разработка концепции ярмарки;

формирование оргкомитета ярмарки; учреждение Целевого Фонда “Радуга камня”,

его регистрация и формирование финансовой базы (средства спонсоров, доходы

от проведения аукционов, лотерей, специализированного телемарафона,

международных фондов и др.); финансовое, информационное и инфраструктурное

обеспечение проекта.

Программа “Мир прекрасного”.

Задачи программы: содействие художественному развитию одаренных

детей, художественное и духовно-нравственное воспитание подрастающего

поколения; создание условий для реализации интеллектуально-творческого

потенциала детей, приобщения их к духовным ценностям; использование в

работе с детьми воспитательного потенциала различных видов культурной

деятельности; развитие социально-культурной активности детей и родителей.

Направления деятельности в рамках программы:

— Создание в детских дошкольных учреждениях и в начальных классах школ

групп раннего эстетического развития;

— Организация тематических выставок для детей младшего возраста

("Расти, малыш!" и "Сказка за сказкой");

— Организация "Игр-путешествий", Игровых программ "Родословная вещей",

персональных выставок “Не от скуки на все руки”, выставок-вернисажей

местных художников;

— Подготовка циклов мероприятий для всей семьи ("Филармония

школьника", "Литературный абонемент школьника", "Папа, мама и я — читающая

семья", лекции-концерты, музыкальные вечера и др.);

— Разработка программы и проведение занятий по истории мировой

художественной культуры со школьниками;

— Организация смотров, конкурсов, фестивалей: Всероссийская неделя

музыки и детской книги; "Конкурс юных художников"; Конкурс военной и

эстрадной песни; Фестиваль театральных миниатюр. Проект “Среда

обитания” (организация системы конкурсов проектов оформления улиц,

площадей, домов; конкурсы детского рисунка и создание уличных "Картинных

галерей" (во дворах, на площадях), уличных художественных панно (на

"пустых" стенах домов, ограждениях строек, промышленных предприятий и т.п)

на основе сюжетов, отражающих историю района, города.

Проект "Юные дарования”.

Задачи проекта: выявление и поддержка художественно одаренных детей и

подростков; помощь перспективной творческой молодежи в профессиональном

самоопределении; популяризация творчества юных полярнозоринцев.

Направления деятельности в рамках проекта:

— Создание постоянно действующей многоуровневой системы конкурсов по

выявлению художественно одаренных детей и подростков (проведение детских и

юношеских конкурсов, смотров, фестивалей, выставок в области музыкального,

танцевального, изобразительного и прикладного искусств с целью раннего

выявления юных дарований);

— Учреждение именных стипендий для лауреатов и дипломантов конкурсов;

— Организация концертно-исполнительской деятельности и турне молодых

дарований;

— Проведение детского фестиваля классической музыки "Юные музыканты

Заполярья";

— Открытие в музыкальной школе отделения народной культуры.

Проект "Умелец" (специализированный детский и подростковый клуб).

Задачи клуба: возрождение и сохранение народных традиций и ремесел путем

приобщения детей и подростков к прикладному художественному творчеству;

помощь в профессиональном самоопределении и самореализации подростков,

имеющих склонность к занятиям прикладными видами искусства;

Содержание деятельности: овладение технологиями народных ремесел и

промыслов; организация встреч с народными умельцами; создание мастерской

для совместного труда детей и родителей; поисково-исследовательская

деятельность по изучению технологий "уходящих" ремесел; организация

выставок, аукционов, экскурсий.

Мероприятия по реализации проекта: формирование актива клуба и

разработка учредительной документации; подбор мастеров-умельцев,

специализирующихся в различных видах творчества и способных принять на себя

обеспечение соответствующих направлений работы клуба; организационно-

методическое и материально-техническое обеспечение работы клуба.

Проект "Магия джаза". Задачи проекта: обогащение художественной жизни

города; создание условий для творческого общения и признания джазовых

музыкантов города; развитие межрегиональных культурных контактов и связей;

Форма реализации: ежегодный джазовый фестиваль.

Мероприятия по реализации проекта: разработка Положения о фестивале;

учреждение целевого фонда "Магия джаза" и формирование бюджета программы;

разработка символики фестиваля; рекламно-информационное обеспечение

фестиваля; организация на базе фестиваля Центра джаза с перспективой его

преобразования в Центр профессионального искусства (проект областной

программы "Развитие сферы культуры").

Проект "Фестиваль уличных театров". Задачи проекта: популяризация

театрального искусства, расширение зрительской аудитории; эстетизация

городской среды; стимулирование детской театральной самодеятельности и

поиск новых форм приобщения молодежи к театральной культуре.

Мероприятия по реализации проекта: учреждение целевого фонда

"Фестиваль уличных театров"; поиск источников финансирования; рекламно-

информационное обеспечение проекта.

Материальная база: Уставной фонд, образованный учредителями,

благотворительные взносы, средства, получаемых от коммерческой деятельности

структурных подразделений театра.

Значительно большие возможности открываются перед нетрадиционным

культурно-досуговыми учреждениями, специально ориентированными на развитие

народных традиций и приобщение к ним населения. В зависимости от характера

проблем, потенциала территории и имеющихся ресурсов, могут разрабатываться

проекты, предполагающие создание таких нетрадиционных в организационном и

функционально-содержательном плане структур — таких как Дома ремесел,

Центры песенного фольклора, Центры эстетического развития, Фольклорно-

этнографические Центры, специализированные школы, мастерские народного

творчества, профессионально-художественные училища (в местах бытования

художественных промыслов и ремесел); специализированные фольклорно-

этнографические центры (которые могли бы участвовать в поисково-

исследовательских мероприятиях по изучению местной народной культуры;

проводить фольклорные фестивали и научно-практические конференции).

Данные проекты могут разрабатываться как с учетом имеющейся

инфраструктуры (т.е. на базе традиционных учреждений образования, культуры,

досуга), так и осуществляться на базе новых структур, способных

осуществлять нетрадиционные виды социокультурной деятельности. Проект в

таком случае, помимо содержательной проработки, предполагает нормативно-

правовое обоснование, материально-техническое, финансовое и кадровое

обеспечение.

Приведем пример двух проектных идей создания нетрадиционных модели

культурно-досугового учреждения.

Проект "Центр деревянной скульптуры "Грумант".

Задачи проекта: распространение традиционных и новых технологий

художественной обработки дерева; расширение межрегиональных и международных

культурных связей и укрепление роли Архангельска как ведущего центра

деревянной скульптуры и зодчества; создание условий для продуктивного

творчества, социального признания и востребованности мастеров-скульпторов

по дереву как в России, так и за рубежом; содействие профессиональному

общению российских народных умельцев между собой и с зарубежными коллегами;

оказание методической помощи объединениям, клубам, от дельным художникам,

специализирующимся в области деревянной скульптуры; подготовка методической

и материально-технической базы для создания Музея деревянной скульптуры.

Основные мероприятия в рамках проекта: учреждение Целевого Фонда

"Грумант" и формирование его финансовой базы (средства спонсоров, доходы от

проведения аукционов, лотерей, специализированного телемарафона, помощь

Ломоносовского Фонда, международного фонда "Культурная инициатива" и др.);

подготовка учредительной документации, регистрация Центра, формирование

органов управления и самоуправления; организация коллективных и

персональных выставок деревянной скульптуры; разработка концепции,

подготовка учредительной документации и комплектование фонда Музея

деревянной скульптуры; подготовка и проведение российского, а затем

международного симпозиумов деревянной скульптуры "Грумант" (создание

оргкомитета симпозиума; разработка положения и других регламентирующих

документов; подача заявок на получение финансовой помощи в МК РФ и

неправительственные организации; сбор заявок на участие в симпозиуме;

разработка атрибутики симпозиума; формирование программы проведения

симпозиума (научная, методическая, культурная программы).

Проект "Клуб-музей музыкальной культуры".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.