реферат бесплатно, курсовые работы
 

Курс социологии

признание его неоднородного, противоречивого и неравномерного характера.

Важным моментом эволюции главных школ и разновидностей современной западной

социологии явилось то обстоятельство, что этот процесс осуществлялся

одновременно на трех уровнях: теоретическом, прикладном и эмпирическом.

Причем на каждом из этих уровней социологи полу-

175

вечества от психологической и экономической катастрофы предполагает

коренное изменение характера человека, выражающееся в переходе от

доминирующей установки на обладание к господству установки на бытие, а

также переход от индифферентного и патологического потребления к здоровому,

максимальную децентрализацию промышленности и политики, осуществление

индустриальной и политической демократии соучастия и замену

бюрократического способа управления гуманистическим. Неофрейдистская

социология Э. Фромма - один из наиболее значительных элементов современной

западной интеллектуальной культуры. Она придала существенный импульс

развитию не только психосоциологических доктрин, но и всей современной

западной социологии, одной из вершин которой она, безусловно, является.

2.8. Социометрия (микросоциология)

D 30-е годы нашего столетия на основе широкого использования

психоаналитического метода и гештальт-теории в русле психологической

традиции в социологии возникла новая отрасль социологического знания,

получившая название социометрии или микросоциологии.

Под социометрией (микросоциологией) принято понимать теоретическое и

прикладное направление социологической науки, изучающее социо-

психологические взаимоотношения личностей в малых группах.

Возникновение социомстрии правомерно связывается с использованием

специфических психологических приемов изучения группового поведения людей и

относится к деятельности эмигрировавшего из Румынии в США ученика 3.

Фрейда, психиатра и социолога Джекобп Морено (1892-1974).

В последующие годы комплекс социометрических идей и методов приобрел

широкую популярность. В США в области микросоциологии работали Дж. Морено,

Е. Джениигс, Г. Ландберг, Ч. Лумис, М. Нортуэй и др., во Франции - Г.

Гурвич, П. Мокор, М. Шуценбергер, И. Мезонцев и др., в ФРГ - Р. Кениг. X.

Трейнсн, Г. Штибср и др.

Распространенность социометрии в значительной мере объясняется

оригинальными исследовательскими методиками, которые используются как

общенаучный инструментарий в различного рода социальных исследованиях.

В то же время некоторые теоретические посылки социометрии со свойственной

ей фетишизацией психической жизни людей и необоснованным распространением

теории малых групп на все социальные процессы вызывали определенную критику

как в социальной философии, так и в социологии.

Сам Морено определял созданную им дисциплину следующим образом:

«Математическое изучение психологических свойств населения,

экспериментальная техника и результаты, полученные при применении

количественного и качественного метода» [42. С. 39].

234

В качестве трех важнейших базисных понятий социометрии он называл: «социус»

- товарищ; «метрум» - измерение; «драма» - действие.

Программная концепция Морено сформулирована так: «Вместо анализа социальных

классов, состоящих из миллионов людей, мы занимаемся тщательным анализом

небольших групп. Это отход от социальной вселенной к ее атомарной

структуре» [42. С. 60]. Тем не менее он все же распространил свою доктрину

на изучение внутренних структур различных социальных групп, коллективов и

социальных общностей. Определяя предмет микросоциологии, Морено отмечал,

что «социометрия изучает индивидуумов именно в тот момент, когда они

спокойно вступают во взаимные отношения, ведущие к образованию группы» [42.

С. 46].

Важным моментом теоретических построений Морено было положение о том, что

через раскрытие социально-психических механизмов и психических структур

сообществ социометрия получает возможность установления социального

контроля над поведением личностей и социальных групп.

Среди существенных инструментов социометрического анализа наибольшей

популярностью пользуются социометрические тесты, социомат-рицы и различного

рода социограммы, на которых во многом и базируется социометрический метод.

Под соцгюметрическим тестом в мнкросоциологии понимается один из приемов

опроса людей, в ходе которого выполняется задание стандартной формы,

позволяющее получить как бы «коллективное самовыражение опрашиваемых», т.

е. количественно измеримые характеристики межличностных отношений в

социальной группе

Вторым таким инструментом социометрии считается социоматрица -таблица, в

которую при помощи графических и числовых обозначений заносятся полученные

в результате исследований данные, характеризующие систему взаимоотношений

людей в изучаемой группе.

Третий инструмент - социограммы - дает соответствующее графическое

(схематическое) выражение социальных отношений людей преимущественно в

малых группах.

Наряду с ними в социометрии широко используются разнообразные индексы,

коэффициенты и пр., позволяющие дать количественную характеристику

изучаемым явлениям социального взаимодействия.

По мнению Морено, причиной общественных изменений являются взаимоотношения

индивидов, складывающиеся из особых «микроэлементов». которые именуются

«социальными электронами», или «телеэлементами» Морено охотно использовал

понятие «теле», или «социо-гравитационный фактор», с помощью которого он

пытался объяснить различные чувства, возникающие в процессе общения людей

друг с другом. При этом понятие «теле» Морено определял как простейшие

единицы чувства. излучаемые человеком и направленные от индивида к

индивиду.

235

Интенсивное излучение «теле» «со знаком плюс», согласно утверждениям

Морено, вызывает симпатию, а излучение «теле» «со знаком минус» -антипатию.

Микросоциологня уделяет большое внимание анализу количественной стороны

психологических отношений людей, которые определяются со-циометристами в

терминах безразличия, симпатии (притяжения) и антипатии (отталкивания).

Для определения параметров психологического взаимодействия людей в больших

группах Морено пользовался понятием «психосоциальных сетей», которые, по

его мнению, объединяют самые сложные линии взаимоотношений микроэлементов

общества. К этим микроэлементам он относил в первую очередь так называемый

социальный атом - непосредственное сосуществование индивидов, которое он

считал наименьшим элементом общества. «Ядро отношений вокруг каждого

индивида, - писал Морено, - является более плотным вокруг некоторых

индивидов и более «тонким» вокруг других. Это ядро отношений является

наименьшей социальной структурой в коллективе, социальным атомом» [42. С.

56).

Важнейшей идеей Морено было положение о том, что помимо внешней структуры

каждая группа имеет в своей основе невидимую, неофициальную структуру,

которая, однако, более реальна, нежели структура официальная (формальная).

.

В этой связи Морено сформулировал одно из фундаментальных положений

социометрии, согласно которому социальные процессы, происходящие в группе и

обществе, могут быть правильно поняты лишь с учетом существования микро- и

макроструктур. Под микроструктурой он понимал совокупность психических

отношений людей, их желания, чувства, представления и т. д., а под

макроструктурой - пространственное взаимоположсние и взаимоотношение людей

при выполнении ими производственных функций.

Большую известность получил эксперимент Морено с группой девушек из

интерната, находящегося вблизи Нью-Йорка. Располагая сведениями о том, что

в группе, занимающейся стиркой белья, происходят постоянные ссоры, а

производительность труда падает. Морено исследовал их взаимоотношения. Он

пришел к выводу, что макроструктура этой группы не соответствует

микроструктуре, то есть некоторые из рядом работавших недолюбливали друг

друга и хотели бы работать рядом с другими. Перестановка работающих с

учетом их симпатий и антипатий привела к прекращению ссор и росту

производительности труда. Эти и другие исследования различных противоречий

между людьми привели Морено к выводу, что основным источником напряженности

и социальных конфликтов является несоответствие микро- и макроструктур

группы или общества.

Данные исследования и их интерпретация подтолкнули Морено к обобщениям.

Одним из них стал так называемый «универсальный микро-

236

закон», согласно которому социальные конфликты и напряжение увеличиваются

прямо пропорционально социодинамической разнице между микро-

(социометрической матрицей) и макроструктурой (официальным обществом) [42.

С. 181]. Из этого «закона» уже чисто логически вытекало положение о том,

что основным путем для ликвидации конфликтов в обществе является приведение

в соответствие микро- и макроструктур.

Это означало, что социальная напряженность и различного рода конфликты

могут быть ликвидированы путем реорганизации макроструктуры

(перегруппировки людей в пространстве) таким образом, чтобы во всех случаях

рядом оказывались люди, симпатизирующие друг другу. Так Морено пришел к

одному из наиболее утопических выводов своей теории - о возможности

«улучшения» человеческих отношений в рамках любой общественной системы.

Среди других законов, сформулированных Морено, особой популярностью в ряде

школ современной западной социологии пользуется так называемый «закон

насыщения», который наиболее консервативные сторонники социометрии пытаются

выдать за один из основных законов общественных отношений людей. Согласно

«закону насыщения», подобно тому, как в химических растворах существует

точка насыщения, за пределами которой остается нерастворимый осадок, так в

национальных и межнациональных отношениях также существует подобная точка,

превышение которой ведет к «перенасыщению» или, иными словами, к

национальным и расовым конфликтам, розни и войне.

В числе иных социометрических законов Морено можно упомянуть со-

цчогенетическчй и соцчодинамчческий законы. Социогенетический закон

констатировал, что высшие формы любой коллективной организации развиваются

из простейших форм, а социодинамический закон утверждал, что человеческие

привязанности внутри любой группы распределяются неравномерно. В целом оба

этих положения подтверждаются многочисленными исследованиями, и их

правомерно считать позитивными достижениями социометрии Морено.

В связи с формулировкой социодинамического закона Морено указывал, что

большая часть эмоциональных влечений («предпочтений») приходится на

немногих членов группы («звезд»), в то время как большинство участников ее

оказываются как бы «эмоционально обездоленными» (такие зачислялись Морено в

разряд «социометрического пролетариата»).

Одним из важнейших методов социометрии Морено считал вовлечение исследуемых

лиц в активный терапевтический процесс, который он именовал «психодрамой».

Как отмечал Морено, «психодрама началась, когда я отказался от кушетки и

приема свободной ассоциации и заменил их открытым пространством многих

измерений» [42. С. 157].

Основным моментом этого терапевтического приема является организация

сценического действия, в рамках которого действуют режиссер, ак-

237

теры (пациенты), терапевтические помощники и публика. Целью психодрамы как

терапевтического приема выступает предоставление личности свободы

самовыражения для освобождения ее от напряженности современной реальной

жизни. В ходе такого терапевтического сеанса пациент -участник

психотерапевтического действия - получает задание: изобразить в

«терапевтическом театре» совместно с другими людьми свой внутренний мир,

спонтанно разыграть различные ситуации, в которых бы изживались тревожащие

его проблемы.

По существу «психодрама» становится дальнейшим развитием терапевтических

приемов психоанализа, и сам Морено подчеркивал эту связь.

Выступая, как правило, в роли респектабельного и корректного социального

инженера. Морено тем не менее не всегда мог удержаться на этой позиции и

иногда становился эмоциональным проповедником, вещающим о грядущей

«социометрической революции», которая должна быть осуществлена путем

специфического революционного действия.

Морено полагал, что в истории человечества существует три типа революции:

христианский, марксистский и социометрический (или всеобщий). Эта довольно

необычная типологизация была осуществлена Морено на основе гипотезы,

согласно которой главным критерием, отличающим один тип революции от

другого, является степень изменений, которые вносят эти революции в

социальную жизнь.

По мнению Морено, «социометрчческая революция», «применимая к любому типу

общества прошлого и будущего», должна начаться с изменения психологии и

сознания людей, а осуществление ее выразится в том, что огромные массы

людей будут перегруппированы в пространственном отношении в соответствии с

их симпатиями и антипатиями. Социометри-ческая революция представляет собой

революцию всех классов, всего человечества, всех людей, всех индивидуумов и

всех групп без исключения, законных или незаконных, официальных или

неофициальных, больших или малых, всех наций и государств, суверенных и

непризнанных [42. С 220].

Создание социометрии явилось одним из наиболее значимых достижений

социологии как науки за весь период ее существования. Внедрение

количественных методов в социологию существенно преобразило ее и позволило

осуществлять исследования с невиданной ранее точностью, сопоставимой с

исследованиями в области естественнонаучного знания Теоретическое,

методологическое и практическое значение социометрии огромно. Одним из

наиболее существенных последствий создания ее стал рост интереса и

возможностей социальных исследований в изучении разнообразных проблем

человеческого существования с использованием количественных методов и

современной компьютерной техники.

238

2.9. Концепция социального обмена

Достаточно ярким выражением синтеза философии и психологии бихевиоризма, с

одной стороны, и социологии, с другой стороны, является теория «социального

обмена», выступающая зачастую как конгломерат функциональной антропологии,

психологии поведения и утилитарной экономики. Наиболее известными

представителями данного социологического направления принято считать

американских социологов Джорджа Хоманса^. 1910) и Питера Блау (р. 1918).

В своих основных исследованиях «Человеческая группа» (1950), «Социальное

поведение: его элементарные формы» (1961), «Природа социальной науки»

(1967) Хоманс подверг обстоятельной критике структурно-функциональный

анализ в социологии вместе с марксистской социологической парадигмой за их,

по его мнению, непригодность в конкретных социальных исследованиях, а также

за методологическую несостоятельность. С точки зрения Хоманса, положения

этих теорий слишком абстрактны, их понятия не имеют строгих операциональных

определений, эмпирически нс обоснованы.

Критический анализ помог Хомансу сформулировать основную задачу своей

теории в виде общепонятного лозунга «вернуть человека в социологию».

Следует признать, что эта задача соответствовала содержанию и смыслу

социологии как науки, хотя решение ее Хоманс пытался осуществить приватным

образом, посредством дальнейшего развития социологического необихевиоризма.

По Хомансу, социология явилась результатом процесса естественного развития

психологии, а следовательно, «конечные принципы объяснения в антропологии,

социологии и даже в истории... - психологические» [82. Р.48. 61).

Приняв за исходную единицу социологического анализа «элементарное

социальное поведение» (т. е. непосредственные контакты между индивидами),

Хоманс охарактеризовал задачу собственной социологии следующим образом:

«Хотя социологи будут делать много эмпирических открытий, центральная

интеллектуальная проблема социологии нс аналитическая, это - проблема

открытий новых фундаментальных положений. Я думаю, основные положения уже

открыты, и они психологические. Данная проблема скорее синтетическая, т. е.

проблема показа того. как поведение многих людей в соответствии с

психологическими положениями сплетается для образования и поддержания

относительно устойчивых социальных структур. . Можем ли мы сделать шаг

вперед при рассмотрении данной проблемы? Я думаю, что мы можем, и вот где

бихевиористская социология, наконец, выступает на сцену» (143. С. 156) По

мнению Хоманса. институты и человеческое общество в целом складываются

только из дейст-

239

вий человека, они могут поэтому анализироваться в терминах индивидуальных

действии и могут быть объяснены на основе принципов индивидуального

поведения.

Существенным элементом социологии Хоманса стала его теория социального

поведения. Принципиально важной чертой данной теории была интерпретация

социального поведения как обмена.

Новое понимание природы и сущности социального поведения объясняется

следующим образом: «Социальное поведение представляет собой обмен

ценностями (как материальными, так и нематериальными, например знаками

одобрения или престижа). Люди, которые много дают другим, стараются

получить много и от них, и люди, которые получают многое от других,

испытывают с их стороны воздействие, направленное на то, чтобы последние

могли получить многое от первых. Такой процесс оказания влияния имеет

тенденцию к обеспечению равновесия или баланса между обменами» [52. С. 90].

При этом Хоманс обращал внимание на то. что каждый человек может обладать

более чем одним доступным ему способом поведения. В этом контексте задача

собственной социологии сводилась Хомансом к формулировке утверждений,

соотносящих вариации величин и издержек поведения людей с частотным

распределением альтернативных поведенческих моделей.

Хоманс сформулировал тезис о двух уровнях поведения, названных им

субинституциональным (парные непосредственно-личностные отношения) и

институциональным. Первый - основа второго. При этом социальное поведение

как обмен присуще обоим уровням. Некоторое различие между ними, по Хомансу,

состоит в том, что в сложных организациях деятельность регулируется не

первичными, а более сложными по своему характеру вознаграждениями (такими,

например, как социальное одобрение), и в том, что сами процессы обмена

«вознаграждающей» деятельностью становятся более опосредованными. Все

большую роль начинают играть социальные нормы. Следовательно, сложные

социальные организации образуют равновесные системы, стабилизирующиеся

путем инсти-туционализации общей нормативной структуры [45. С. 84].

Сущность социальных отношений в обществе Хоманс трактовал в духе концепций

бихевиоризма В частности, это нашло свое выражение в его интерпретации

проблемы «подкрепления» «социального поведения» и социально-экономического

обмена «наградами». Как отмечал Хоманс, «секрет социального обмена между

людьми заключается в том, чтобы дать другому человеку из своего поведения

то, что представляется ему более ценным, чем вам. и получить от него то,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.