реферат бесплатно, курсовые работы
 

Курс социологии

между подвижной, изменчивой природой личных потребностей и интересов и

устойчивостью, стабильностью общества как необходимого условия его

воспроизводства. Симпатии и антипатии людей, ик устремления и чаяния

складываются под воздействием различных факторов, порождая не только

многообразие индивидуальных запросов и потребностей, но и их высокую

подвижность. Социальные институты, нормы общества, напротив, должны

обладать значительной устойчивостью, иначе социальные структуры не смогут

осуществлять воспроизводство социальной жизни, социализацию новых

поколений, обеспечивать передачу опыта, знаний, навыков и умений.

Как решить противоречие между тяготеющей к стабильности структурой общества

и подвижной структурой потребностей личности? Можно перекрыт:? клапаны,

обеспечивающие поступление к человеку новой информации, или сделать эту

информацию, влияющую на мировосприятие индивида, дозированной и тем самым

затормозить обновление духовного мира людей. С такой практикой

целенаправленного воздействия на личность мы столкнулись в нашей стране,

когда, к примеру, целые пласты мировой социально-политической мысли

оказались закрытыми не только для широкой публики, но и для специалистов.

Отечественная общественная наука варилась в собственном соку, создавала

идеологические подпорки политическому режиму и, конечно, оказалась

неспособной дать ответы на практические вопросы, поставленные в ходе

коренной трансформация общества. Стабильность, достигаемая исключительно

принуждением, неизбежно оборачивается консерслцией, замедлением темпов

развития и даже деградацией, если прекращается приток в массовое сознание

новых идей, новой информации,

если в рамках существующих социальных институтов оказывается невозможным

удовлетворить новые потребности, реализовать новые цели.

Индивид с изменившейся, обновленной системой ценностей, взглядов и

интересов представляет угрозу старым социальным структурам, которые теснят

его, давят на него, заставляют его мыслить и действовать по-старому. Со

всей неотвратимостью в развитии каждого общества рано или поздно встает

дилемма: обновление или стабильность. Видимо, в обществе должны

складываться структуры достаточно гибкие, способные выразить растущее

многообразие интересов (например, многопартийная система и система

различных общественно-политических организаций и движений), обеспечить

распространение разнообразной информации (плюрализм средств массовой

коммуникации); создать реальные возможности овладения через систему

образования, науки, производства новыми знаниями, умениями, технологиями и

т.д.

ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕСТВ

При изучении любого феномена важно не только выделить его характерные

черты, отличающие его от других социальных образований, но и показать

многообразие его проявления, развития в реальной жизни. Даже поверхностный

взгляд позволяет охватить многокрасочную картину современных обществ.

Отличия проявляются как явно (язык общения, культура, географическое

положение, политический строй, уровень благосостояния), так и не столь

открыто (уровень стабильности, степень социальной интеграции, возможности

для самореализации личности).

Научное сравнение предполагает выделение основных параметров, на основе

которых создается классификация основных видов конкретных проявлений

изучаемого феномена. Поскольку общество является крайне сложным,

многоуровневым образованием, то здесь невозможна какая-либо универсальная

классификация. Исследователь вынужден из многообразия признаков,

характерных для общества, вы-

бирать часть, делать их типообразующими и на этой основе создавать свою

типологию. Познакомимся с некоторыми наиболее интересными подходами.

Устойчивым в социологии является деление общества на традиционное и

индустриальное. Под традиционным понимается общество с аграрным укладом, с

малоподвижными структурами и с основанным на традиции способом соц-

иокультурной регуляции. В нашем сегодняшнем понимании традиционное общество

воспринимается как примитивное и отсталое. Действительно, для него

характерны крайне низкие темпы развития производства, которые могли

удовлетворить потребности лишь на минимальном уровне, а главное — большая

инерционность, невосприимчивость к нововведениям, обусловленная

особенностями е; о функционирования. Поведение индивидов строго

контролируется, регламентируется обычаями, нормами, социальными

институтами. Более того, перечисленные социальные образования, освященные

традицией, считаются незыблемыми, крамольной была бы даже мысль об их

возможном преобразовании, изменении. Выполняя свою интегративную функцию,

культура и социальные институты подавляли любое проявление свободы

личности, являющееся необходимым условием инновационного процесса в

обществе.

Термин «индустриальное общество» впервые ввел Сен-Симон, подчеркивая тем

самым иную производственную основу общества. Другими важными чертами

индустриального общества являются гибкость социальных структур, позволяющая

им модифицироваться по мере изменения потребностей и интересов людей,

социальная мобильность, развитая система коммуникаций. Иными словами, это

такой тип организации социальной жизни, который обеспечивает выполнение

обществом интегративной функции не на основе жесткого контроля за

индивидами и их унификации, а путем создания гибких структур, позволяющих

разумно сочетать свободу и интересы индивида с общими принципами,

регулирующими их совместную деятельность.

В теоретических построениях различных авторов могут вводиться

дополнительные штрихи к описаниям традиционного и индустриального обществ.

Возможны и иные вариан

ты названий. К.Поппер использует понятия закрытого и открытого обществ, в

основе различий между которыми лежит уже упоминавшееся соотношение

социального контроля и свободы индивида. Магическое, племенное или

коллективистское общество, по мнению К.Поппера, представляет собой закрытое

общество, а общество, в котором индивидуумы вынуждены принимать личные

решения, — открытое общество.

В 60-е годы две ступени в развитии общества дополняются третьей. Появляется

концепция постиндустриального общества, активно разрабатываемая в

американской (Д.Белл) и западноевропейской (А.Турен) социологии. Причина

появления этой концепции — структурные изменения в экономике и культуре

наиболее развитых стран, вынуждающие по-иному взглянуть на само общество в

целом. Прежде всего, резко возросла роль знания и информации. Получив

необходимое образование, имея доступ к новейшей информации, индивид получал

преимущественные шансы в продвижении по лестнице социальной иерархии.

Плодотворный творческий труд — дитя свободы — становится основой успеха и

процветания как человека, так и общества.

Однако на базе технологического, информационного прогресса развились

процессы, вызвавшие серьезную тревогу. Государство, правящая элита,

благодаря преимущественному доступу к важнейшей социально-политической

информации, близости к электронным средствам коммуникации стали

обладателями колоссальной возможности влияния на массы. Именно на эту

опасность возрастания роли технократического государства и постепенного

подчинения ему гражданского общества указывал А.Турен в своей книге

«Постиндустриальное общество». То есть постиндустриальное общество — это не

просто качественно иная комбинация социальных институтов и норм,

обеспечивающих, в частности, приоритет знаний и образования, но и

нарастание реальной угрозы усиления социального контроля, причем в более

изощренной, скрытой, а потому более опасной форме.

Марксизм в основу типологизации кладет различия производственных отношении.

Соответственно выделяются

18 - 2659

273

общества с примитивно-присваивающим способом производства

(первобытнообщинные), с азиатским способом производства, характеризующимся

наличием особого вида коллективной собственности на землю,

рабовладельческие общества, специфической чертой которых является

собственность на людей и использование труда рабов, общества феодальные с

производством, основанным на эксплуатации прикрепленных к земле крестьян,

общества буржуазные, отличающиеся переходом к экономической зависимости

формально свободных работников наемного труда, и, наконец, общества

коммунистические или социалистические, в которых предполагалось

установление равного отношения всех к собственности на средства

производства путем лик видации частно-собственнических отношений.

Ряд исследователей обращаются к системе политических отношений, формам

государственной власти, считая их определяющими для характеристики

различных видов общества. По типу государственного устройства различаются,

как например, у Платона и Аристотеля, монархии, тирании, аристократии,

олигархии, демократии. В современном вари -анте тот же подход расширяется

за счет перехода от рассмотрения собственно государства к осмыслению

системы его взаимоотношения с обществом в целом. Соответственно отмечается

существование тоталитарных обществ, где государство определяет все основные

направления социальной жизни, демократические общества, где население может

влиять на государственные структуры и авторитарные общества, сочетающие

элементы тоталитаризма и демократии.

Мы привели различные точки зрения, чтобы показать:

типология такого сложного социального образования, каким является общество,

не может быть единой и универсальной. Она определяется методологическим

подходом исследователя, тем отправным пунктом, который он, исходя из

собственного видения проблемы, принимает за базовый в своих рассуждениях.

Вот почему, знакомясь с какой-либо типологией обществ, в частности, с той,

которая из-за недостатка места не приведена здесь, не следует сразу

отбрасывать ее, объявлять незаслуживающей внимания. Постарайтесь понять,

какую научную познавательную задачу пытал-

274

ся решить тот или иной автор и насколько предложенная им типология

продвинула его в этом творческом поиске.

ЭВОЛЮЦИЯ, ИЗМЕНЕНИЕ, РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА

Даже элементарное знакомство с историей формирует представление об

изменчивости, развитии общества. У социолога это представление перерастает

в потребность вскрыть основные тенденции социальной эволюции, разобраться в

причинах, определить основные этапы. Так складывались и складываются

различные социологические интерпретации изменения и развития общества.

В XIX веке под влиянием дарвинизма прочные позиции в социологии занял

эволюционизм, система взглядов, признающая объективный характер социального

развития. Если эволюция общества — естественноисторический процесс, то роль

ученого виделась в выявлении основных параметров происходящих

трансформаций, в поиске того решающего звена, модификация которого влечет

за собой изменение всего облика общества.

О.Конт таким определяющим фактором считал прогресс знания. Развитие знания

от его теологической, мистифицированной формы к позитивной, научной, считал

он, обусловливает переход человека от военного общества, основанного на

подчинении обожествляемым героям и вождям, к индустриальному обществу,

осуществляющему благодаря человеческому разуму иной уровень производства и

удовлетворения потребностей.

Г.Спенсер видел сущность эволюции в усложнениии общества, в усилении его

внутренней дифференциации, сопровождающейся ростом интеграционных

процессов, восстанавливающих единство социального организма на каждом новом

этапе развития. Движение общества от гомогенности к гетерогенности

сопровождается ростом свободы индивидов, общество перестает жестко

контролировать своих граждан и начинает все больше и больше обслуживать их

интересы. Усложнение общества, ведущее к росту самостоятельности граждан, —

таково понимание Г.Спенсером социального, прогресса.

.«.

чче

супружества-родительства-родства позволяет говорить о конституировании

семьи как таковой в ее строгой форме. Факт одного или двух из названных

отношений характеризует фрагментарность семейных групп, бывших прежде

собственно семьями (по причине повзросления и отделения детей, распада

семьи из-за болезни, смерти ее членов, из-за развода и других видов

семейной дезорганизации), либо не ставших еще семьями (например, семьи

молодоженов, характеризующиеся только супружеством и ввиду отсутствия детей

не обладающие родительством (отцовством, материнством) и родством, кровным

родством детей и родителей,

братьев и сестер).

Наличие трех отношений (семьи в строгом смысле слова) обнаруживается у

подавляющего большинства семей страны, примерно у 60—70%. Из общего числа

семей следует исключить «временно» бездетных молодоженов (15— 20%) и

супругов, оставшихся бездетными (5—9%),атакже семьи с одним родителем

(10—15%). С другой стороны, внесемейное население состоит из тех, кто

является родителем, но без супружества, либо находится в фактическом или

легитимном браке без детей. Для всех этих фрагментарных «осколочных» форм

семьи лучше подходит термин «семейная группа», т.е. это люди, ведущие

совместное домохозяйство и объединяемые только родством, либо родительством

или супружеством. Обычно «ядром» семьи считают супружескую пару и все

статистические классификации состава семей строятся в зависимости от

добавления к «ядру» детей, родственников, родителей супругов. С

социологической точки зрения правильнее за основу брать наиболее

распространенный в населении тип семьи с триединством названных отношений —

основной тип семьи, — а те семейные объединения, которые образуются при

вычитании одного из трех отношений, лучше именовать семейными группами.

Данное уточнение связано с тем, что в последние годы как в общественном

мнении, так и в социологии семьи (и на Западе, и в нашей стране) стала

заметной склонность сводить суть семьи к любому из трех отношении, чаще

всего — к супружеству и даже партнерству. Не случайно в американской

энциклопедии брака и семьи Марвина Сасмена и Сью-

314

зан Стенмец ряд глав посвящен «альтернативным формам» семьи, т.е. тому, что

точнее называть семейными группами, хотя фактически эти главы относятся к

супружеству, скорее даже партнерству или сожительству.

функции семьи

Говоря о функциях семьи, следует помнить, что речь идет об общественных

результатах жизнедеятельности миллионов семей, которые обнаруживаются на

уровне общества, имеют общезначимые последствия и характеризуют роль семьи

как социального института среди других институтов общества. Важно

подчеркнуть, что это суть функции общества, как бы закрепленные за

специализированными на их выполнении институтами, и поэтому у каждого из

институтов есть функции, определяющие уникальность, профиль данного

института, и функции, которые сопровождают действие основных. Нельзя делить

функции семьи на главные и второстепенные, все семейные функции главные,

однако, необходимость различать среди них те особые, которые позволяют

отличать семью от других институтов, привела к выделению специфических и

неспецифических функций семьи.

Специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее

особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции —

это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или

приспособленной в определенных исторических обстоятельствах. Таким образом,

специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная

функция), содержание и социализация детей, остаются при всех изменениях

общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в

ходе истории. Поскольку человеческое общество всегда нуждается в

воспроизводстве населения, постольку «всегда» остается социальная

необходимость в семье как социальной форме организации рождения и

социализации детей, причем, в такой своеобразной форме, когда реализация

этих общественнозначимых функций происхо-

315

дит при личной мотивированное™ индивидов к семейному образу жизни — без

всякого внешнего принуждения и давления.

Наличие личных потребностей в семье и детях, личных

желаний и влечений к браку и семье — очень важное обстоятельство,

показывающее, что существование семьи и общества возможно только потому,

что миллионы людей испытывают потребность в семейном образе жизни и

потребность в детях, и лишь благодаря этому происходит воспроизводство

населения. Если представить себе, вообразить иные формы социальной

организации воспроизводства населения, основанные на принуждении, не на

личных мотивах людей, то эти формы уже не могут считаться семьей в

привычном социокультурном смысле, соответствующем всем известным из истории

типам семей. С другой стороны, теоретически возможное появление

биотехнологий зачатия и «вынашивания» плода вне материнского организма, в

«пробирке», будет означать устранение семьи как исторически сложившейся

личностной и даже интимной формы удовлетворения социальной потребности в

воспроизводстве населения.

Вышесказанное характеризует потенциальную возможность такого изменения

общественной жизни, когда социальная необходимость в воспроизводстве

населения приходит в противоречие со свободой выбора личностью любых форм

социального поведения. Насколько реалистична подобная пародоксальная

перспектива, на это как раз и должна ответить социология семьи. В принципе

возможно такое (катастрофическое!) изменение социума, при котором социально

приемлемыми оказываются насильственные меры принуждения людей к тем видам

социального поведения личности, что противоречат личным влечениям. (К ним,

в частности, следует отнести и «пробирочные», конвейерные формы организации

воспроизводства населения, которые вполне могут быть реализованы

казарменным государством во избежание угрозы депопуляции). Вероятность

подобного исхода определяется тем, что исторически убывает потребность

семьи в детях. Будущее семьи как гармонии между личной потребностью

супругов в детях и обезличенной по-

316

требностью социума в работниках зависит от способности социальной системы

сохранить семью вместе с личностной вовлеченностью супругов в реализацию ее

специфических функций.

Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и передачей

собственности, статуса, организацией производства и потребления,

домохозяйства, отдыха и досуга, связанные с заботой о здоровье и

благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию

напряжений и самосохранению Я каждого, и др., — эти функции отражают

исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают

исторически преходящую картину того, как именно происходит рождение,

содержание и воспитание детей в семье. Поэтому семейные изменения заметнее

всего обнаруживаются при сравнении неспецифических функций на разных

исторических этапах: в новых условиях они модифицируются, сужаются либо

расширяются, осуществляются полностью или частично и даже исчезают вовсе.

В начале XX столетия социальные институты все более совмещают с семьей и

выполнение функций образования и воспитания (школы и детсады), защиты и

охраны (полиция, армия), функции питания, одежды, досуга (сфера

обслуживания), функции благосостояния и передачи социального статуса

(индустриальный наемный труд). Уильямом Огбор-ном все эти факты были

обобщены в теории «перехвата» семейных функций, утверждающей

«прогрессивный» характер этого процесса.

Подобная «прогрессистская» точка зрения не стала всеобщей. Питирим Сорокин

видел в уменьшении и сво-рачивании социокультурных функций семьи, в т.ч.

специфических, негативное воздействие индустриально-урба-нистской

цивилизации, неизбежно превращающее семью в бездетное сожительство мужчин и

женщин «где дом будет местом ночных встреч для сексуального общения»

(29,406—408).

•»п

ТИПОЛОГИЯ СЕМЕЙНЫХ СТРУКТУР

Типы семейных структур многообразны и выделяются в зависимости от характера

супружества, особенностей роди-тельства и родства. Моногамное супружество —

это брак одного мужчины с одной женщиной. Моногамия встречается в истории

человечества в 5 раз реже, чем полигамия — брак одного супруга с

несколькими, причем полигамия бывает двух видов: полигиния — брак одного

мужчины с несколькими женщинами, полиандрия — брак одной женщины с

несколькими мужчинами (редко встречающийся брак — в 20 раз реже моногамии и

в 100 раз реже полигинии).

Экзогамные браки относятся к таким, где супружество возможно лишь вне

данной родственно-семейной группы, фратрии. Напротив, эндогамные браки

заключаются исключительно внутри данной фратрии.

Типы семейных структур, определяемые по критериям родительства-родства,

многообразны и подчеркивают какие-либо свойства в связи с линиями отца или

матери. В связи с этим в этносоциологии и социологии семьи и родства,

принято различать социальное отцовство «pater» и физиологическое отцовство

— «genitor», и соответственно, материнство. Отсюда, на основе принципов

«патри-матри» локализации семейных групп прибегают к выделению патрили-

неальных и матрилинеальных семей, где наследование фамилии, имущества,

социального положения ведется по отцу либо по матери.

По критерию власти различают патриархальные семьи, где отец является главой

семейного «государства» и матриархальные семьи, где наивысшим авторитетом и

влиянием пользуется мать. Там, где нет четко выраженных семейных глав и где

преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью, имеет

смысл говорить об эгалитарных семьях (эгалитарность понимается как равное

влияние супругов с взаимозаменяемыми ролями).

Выделяется еще так называемая партнерская семья с совместным обсуждением

семейных решений, причем если муж имеет большее влияние, то это будет

партнерская семья

-11 О

с доминированием мужа, если жена — то с доминированием жены. Кроме того,

выделяются семьи с принятием решений 'одним из супругов — автономные семьи.

Далее, по критерию социального положения супругов (или родителей супругов)

семьи могут быть гомогенными, где супруги примерно из одной социальной

страты, и гетерогенными, где они происходят из разных социальных групп,

каст, классов. Применяется также для более широкой характеристики семей и

браков по социальным и демографическим признакам различение гомогамных

семей, однородных по национальности, возрасту, профессии, образованию и

т.д. и гетерогамных семей, где наблюдаются различия по социальным

индикаторам.

По критерию пространственно-территориальной локализации семьи бывают

патрилокальные, в которых молодожены переходят жить в дом отца мужа, и

матрилокаль-ные, где молодежь остается жить у родителей жены. Сегодня,

когда молодожены-горожане вынуждены селиться у тех родителей, у которых

есть для этого соответствующее жилище, точнее говорить об унилокальных

семьях. В этом случае поселение молодоженов или у родителей мужа, или у

родителей жены состоялось не по причине следования традиции. Встречаются

также неолокальные семьи, имеющие возможность жить отдельно от родителей в

своем доме.

Самыми распространнеными в современных урбанизированных агломерациях

являются нуклеарные семьи, состоящие из родителей и их детей, из двух

поколений. Расширенная семья представляет собой две и более нуклеар-ных

семей с единым домохозяйством и состоящая из трех и более поколений-

прародителей, родителей и детей (внуков) . Когда надо подчеркнуть наличие в

нуклеарной семье, основанной на полигамном браке, наличие двух и более жен-

матерей (полигиния) или мужей-отцов (полиандрия), тогда говорят о составной

нуклеарной семье.

В повторных семьях (основанных на повторном, не первом браке) вместе с

супругами могут находиться дети данного брака и дети предшествующего брака

кого-либо из супругов, имеющие родного отца или мать. Рост разводов

увеличил долю повторных семей, которые в прошлом воз-

319

никали по причине предшествующей смерти супруга , и в них дети гораздо

реже могли иметь при одной матери двух отцов (при одном отце двух матерей).

Связь нуклеарных семей с расширенной семьей можно наглядно представить на

схеме. Нуклеарная семья, состоящая из трех или только трех внутрисемейных

позиций (муж-отец, жена-мать, дети-сыновья и братья, дочери и сестры),

может быть двух типов:

Репродуктивная семья — состоящая из родителей и несовершеннолетних детей; и

ориентационная семья — родительская семья, из которой вышли взрослые дети,

имеющие свои репродуктивные семьи. Расширенная семья, состоящая более, чем

из трех вышеназванных позиций (если, например, добавляются тесть-теща,

свекор-свекровь, братья и сестры с их супругами и детьми, братья и сестры

самих супругов и т.д.), имеет несколько разновидностей.

Схема 1.

Схема нуклеарных семей (ориетационной и репродуктивной) и расширенной семьи

(моногамной и патрилокальной)

| | | | | | |

| | |Ориентацж|энн|семь| |

| | | |ая |я | |

| | |ОТЕЦ^ |W |УТЬ | |

| | |СЕСТРЫ^: | | | |

| |ЖЕНЫ,^, |БРАТЬЯ ^ | |эго |СУПРУНА) |

| |БРАТЬЕВ.? |ДОЧЕРИ^ | |^ |^СЫНОВЬЯ |

| |СЫНОВЬЯ | | | |ДОЧЕРИ . |

| |1 |Реп |ивн|семь|т |

| | |родукт |ая |я | |

| | |PAfIITMDP|нт-|ГРМГ|>я ——————— |

| | |I |ГАа| | |

Линеальная семья образуется, когда все дети одного пола после вступления в

брак остаются в доме родителей (Индия). Стержневая семья возникает, когда

вместе с родителями остается кто-то один из всех детей со своей семьей

(сельские регионы Европы). Полная расширенная семья

-on

формируется, если братья с женами остаются в доме отца и их сыновья после

женитьбы также остаются с ними (Китай).

Расширенная семья всей своей структурой обнаружива- • ет, что цементирующей

связью является кровное родство родителей и детей, братьев и сестер.

Поэтому иногда нукле-арные семьи именуются супружескими, а расширенные —

кровнородственными.

Семьи послеразводные, с одним родителем и детьми, называются в отличие от

семей с двумя родителями — неполными (прежде эти семьи в основном были

семьями вдов, ' ныне они итог чаще всего развода).

В социологии и демографии принято разделение семей по детности на три типа:

малодетные семьи — это те, где мало детей с точки зрения социально-

психологической. Для возникновения первичных групповых отношений среди

детей двоих детей недостаточно, двое лишь пара. Двухдетная семья — это

семья, состоящая из двух пар — супругов и детей, парные отношения в них

нельзя считать строго групповыми, т.к. первичногрупповые отношения

образуются, начиная с трех членов группы. С другой стороны, мало детей в

семье может быть с точки зрения воспроизводства населения (демографической)

— чтобы предшествующие поколения замещались последующими, необходимо

примерно 2,5 детей на семью или четверть двухдетных семей, а треть —

трехдетных, 20% — четырехдетных и 7% пятидетных и более, или 14% бездетных

и однодетных. Реальная структура семей по детности в России, где уровень

рождаемости упал ниже 16 рождений на 1000 жителей — границы простого

воспроизводства населения — и достиг 11,5 на 1000 в 1992 г., соответствует

в среднем 1,59 детей на семью. Это означает чрезмерное преобладание

малодетных семей с 1—2 детьми до 1 б лет — таковых в РФ примерно 90 %.

Многодетных семей с 5 и более детьми — где детей намного больше для

замещения поколений — меньше 1 %. Среднедетных семей с 3—4 детьми, где

детей достаточно для слегка расширенного воспроизводства — около 9%. Таким

образом, структура семей по детности резко искажена: многодетных семей в 15

с лишним раз меньше, чем следует, Среднедетных — в 5 раз, тогда как

однодетных в 5 раз больше, поэтому рождаемость не компенсирует смертность.

Более того, в 1992 г. уровень смертности 12,6 на 1000 жителей превысил

рождаемость, обнажив процесс депопуляции, складывающийся из начавшегося в

60-е годы в России распространения малодет-ности и ускоренного роста

смертности с середины 70-х годов.

Огромное разнообразие семейных стуктур образуется, когда ставится задача

классификации семей с учетом изменения семьи во времени от старта к финишу

семейной жизни. Введение параметра продолжительности, стажа брака и семьи,

изменения семьи в ходе жизни привело к понятию «семейного цикла жизни» или

«жизненного цикла семьи». Возможно, слово «цикл» здесь неточно, т.к. только

при смене семейных поколений повторяются одни и те же стадии становления и

распада семьи как социально-психологической целостности. Но в отличие от

динамики взаимоотношений членов семьи, быстрых изменений состояний семейной

атмосферы, термин цикл семейной жизни применим для характеристики

повторяемости процессов, происходящих при последовательной смене стадий

функционирования семьи.

Разработка схем семейного цикла представляет самостоятельную задачу

социологии семьи ( на основе статистических данных о распространнености тех

или иных этапов цикла в семейной структуре населения. См. схему 2).

Семейный цикл определяется стадиями родительства по семейным событиям от

начала до прекращения брака. Сегодня нет статистических данных, позволяющих

определить среднюю длительность каждой из четырех стадий. Поэтому даны

приблизительные оценки. На схеме 2 указана идеальная последовательность

стадий цикла: например, при наличии лишь единственного ребенка отсутствует

II стадия, смерть детей устраняет III и IV стадии, сводя весь цикл к

неродительству. Чем больше в обществе доля семей, проходящих все стадии

цикла, чем дольше длятся II и III стадии, тем выше качество семейной жизни.

Стадия репродуктивного родительства включает в себя репродуктивный цикл

семьи, который может быть полным, если повторяемость репродуктивных событий

охватывает последовательность

•коитус-зачатие-роды, и неполным, если цикл сводится к коитусу с успешным

применением контрацепции, недопускающим зачатие либо роды. Семейный цикл

может формироваться по разным основаниям: Ян Щепаньский (37; с. 146)

выделяет при условии отсутствия развода три фазы: до рождения ребенка,

социализацию до отделения от родителей взрослых детей и фазу постепенного

распада супружества. Другие ученые увеличивают число фаз, пытаясь

совместить возрастной цикл с родительством. Учет возможных болезней,

разлук, смертей, разводов и др. позволяет расширить и углубить картину

различных семейных состояний и сконструировать исчерпывающую типологию

семей, охватывающую все разновидности семей от старта до финиша семейной

жизни.

Схема 2.

СХЕМА ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА СЕМЬИ

| |Стадии |Стадия |изац|

| | |социал |и-пь|

| | |онного |ства|

| | |родить» | |

|Стадии |бездетно|Стадия | |

|семейно|сти, |репродукт| |

|го |пред-род|ивного | |

|цикла |итель-ст|родительс| |

| |во |тва | |

|Семейны|I 1 |II 2 |III |

|е | | |3 |

|события| | | |

Стадия прародительства

IV

|я 1——— | |1 | || | |1 - | || |

|Заключе| |Рожден| |Рожде| |Вступл| |Распад|

|ние | |ие | |ние | |ение в| |семьи |

|брака | |первен| |по | |брак | |из-за |

| | |ца | | | |од | |смер |

| | | | |следн| |ного | |ти |

| | | | |его | |из | |одного|

| | | | |ребен| |детей,| |или |

| | | | |ка | | | | |

| | | | | | |рожден| |обоих |

| | | | | | |ие | |прарод|

| | | | | | |первог| |ителей|

| | | | | | |о | | |

| | | | | | |вну-ка| | |

| | | | | | |(чки) | | |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.