реферат бесплатно, курсовые работы
 

Курс социологии

соответствие с требованиями внешнего мира (реальности) бессознательных

индивидуалистических стремлений к получению удовольствия. По Фрейду,

принцип реальности коренным образом отличается от других принципов

психической жизни, поскольку он является тенденцией, формирующейся в

процессе становления личности, в то время как принципы постоянства и

удовольствия выступают имманентными тенденциями организма. По мнению

Фрейда, основная направленность формирования и развития личности

характеризуется противоречивым, но постепенным переходом ее от ситуации

безоговорочного доминирования принципа удовольствия к частичной замене его

принципом реальности. При этом предполагалось, что борьба тенденций

удовольствия и реальности в значительной мере обусловливает конфликтную

природу личности, которая существенно усиливается амбивалентной (полярно

двойственной) природой человеческих чувств.

Согласно данной гипотезе Фрейда, все человеческие чувства противоречивы по

природе своей и включают в себя борьбу противоположных сил и тенденций.

Например, отношение субъекта к объекту характеризуется одновременной

направленностью на один и тот же объект противоположных чувств (симпатии и

антипатии, любви и ненависти), объединенных в одной эмоции.

По мнению Фрейда, амбивалентность чувств особенно типична для лиц,

страдающих различными невропсихическими заболеваниями.

Объясняя приобретенную амбивалентность высоким уровнем конфликтное™

социальных отношений, Фрейд подчеркивал, что противоречивость социального

бытия усиливает наследуемую амбивалентность. Причем в результате действия

социального фактора врожденная амбивалентность зачастую столь усиливается

приобретенной, что в определенных случаях

врожденно-приобретенная амбивалентность чувств может обрести характер

амбивалентного конфликта и выйти за рамки нормы.

Существенно важную роль в органичации человеческого поведения в норме и

патологии Фрейд отводил «руководящим чувствам», к которым он относил страх

смерти и чувство вины.

Таков в общих чертах психоаналитический эскиз картины природы и сущности

человека. Конечно же, постоянное стремление Фрейда найти, исследовать и

описать «универсальные механизмы», обусловливающие формирование, развитие и

поведение человека, несомненно было позитивным. Но вместе с тем следует

отметить, что, увлекаясь разработкой своего учения, Фрейд нередко вводил в

него недостаточно проверенные, а иногда и просто неверные конструкты.

Представления Фрейда о конфликтной природе человека были развиты им в

структурной теории личности. Согласно этой теории, личность являет собой

противоречивое единство трех взаимодействующих сфер: «Оно», «Я» н «Сверх-Я»

(«Идеал-Я», «Я-идеал»), содержание и действие которых отражает ее существо

и многообразие.

Согласно учению Фрейда, структура личности обладает определенной

сопряженностью со структурой психики. Главенствующая сфера личности -«Оно»

- представляется Фрейдом как вместилище бессознательных, иррациональных

реакций и импульсов, биологических по природе и психобиологических по

проявлению. «Оно» - это неорганизованная сама в себе сфера личности,

которая по отношению к другим ее частям все же выступает в качестве единой

психоличностной силы, поскольку ее внутренние и внешние проявления

регулируются и контролируются единым принципом -принципом удовольствия

(наслаждения).

Фрейд полагал, что в «Оно» идет бескомпромиссная борьба Эроса и Таиатоса,

которая обусловливает сущность этой сферы. Согласно Фрейду, «Оно» является

источником и поставщиком энергии для других сфер личности и, образуя

движущие силы личности, выражается, как правило, в желаниях и влечениях.

Вторая сфера личности - «Я», по мысли Фрейда, происходит от комплекса Эдипа

и, обособляясь от «Оно», в известной мере являет собой разумность и

рассудительность. В общих чертах «Я» предстает как организованное начало

личности, руководствующееся в своей деятельности принципом реальности, что

позволяет ему отчасти контролировать слепые, иррациональные импульсы «Оно»

и приводить их в известное соответствие с требованиями внешнего мира.

Третья сфера личности - «Сверх-Я» («Идеал-Я», «Я-идсал»), согласно Фрейду,

возникает на основе «Я» и выступает как продукт культуры, складывающийся из

комплекса совести, моральных черт и норм поведения, которые контролируют

действия «Я» и предписывают ему моральные

94

образцы подражания и деятельности в контексте высших социальных чувств.

Согласно учению Фрейда, сферы личности находятся в постоянном

взаимодействии и оказывают значительное влияние на функциональную

деятельность друг друга. Одно из важнейших отношений такого рода

-взаимоотношение «Оно» и «Я» - описывалось Фрейдом следующим образом:

«Функциональная важность «Я» выражается в том, что в нормальных случаях оно

владеет подступами к подвижности. В своем отношении к «Оно» оно похоже на

всадника, который должен обуздать превосходящего его по силе коня, разница

в том, что всадник пытается сделать это собственными силами, а «Я» -

заимствованными. Если всадник не хочет расстаться с конем, то ему не

остается ничего другого, как вести коня туда, куда конь хочет; так и «Я»

превращает волю «Оно» в действие, как будто бы это бьша его собственная

воля» [69. Кн. I. С. 363].

Постоянное противоборство трех сфер личности в значительной мере

смягчается, по Фрейду, специальными «защитными механизмами» («механизмами

защиты»), образовавшимися в результате эволюции человека. Важнейшими из

неосознаваемых «защитных механизмов», призванных обеспечить известную

целостность и стабильность личности в условиях конфликта противоречивых

импульсов и установок, Фрейд считал «сублимацию» (процесс преобразования и

переадресования сексуальной энергии в различные формы деятельности,

приемлемые индивидом и обществом), «вытеснение» (бессознательное устранение

индивидом мотивов своих действий из сферы сознания), «регрессию» (переход

на более примитивный уровень мышления и поведения), «проекцию»

(неосознанное перенесение, «приписывание» собственных ощущений,

представлений, желаний, мыслей, влечений и зачастую «поотьщных»,

бессознательных стремлений другим людям), «рационализацию» (бессознательное

стремление индивида к рациональному обоснованию своих идей и поведения даже

в тех случаях, когда они иррациональны), «реактивное образование»

(изменение неприемлемой для сознания тенденции на более приемлемую или

противоположную), «фиксацию поведения» (тенденцию «Я» к сохранению

апробированных, эффективных стереотипов поведения, известное изменение

которых может привести к патологическому навязчивому стремлению к

повторениям) и пр.

Настаивая на изначальной противоречивости и конфликтное™ сфер личности,

Фрейд особенно акцентировал динамические моменты бытия личности, что

явилось сильной стороной его концепции.

Придавая важное значение всем сферам личности и механизму их

взаимодействия, Фрейд вместе с тем стремился увязать с теорией личности

свои многообразные концепции и гипотезы. Примером этого могут служить его

концепции творчества и учение о характерах, которые (если

95

исходить из внутренней логики психоаналитического учения) действительно

согласуются с его конструкцией личности и дополняют ее.

По Фрейду, источником творческой деятельности личности является

психоличностный конфликт, в процессе протекания которого главенствующую

роль играют бессознательные силы «Оно», мотивирующие творческую

деятельность.

Понимание конфликта как источника творчества обусловило то обстоятельство,

что в теории личности Фрейда творчество предстает как один из способов

разрядки психических конфликтов и напряжений, функциональное преобразование

которых обеспечивается одним из важнейших «защитных механизмов» - «Я»-

сублимацией. По Фрейду, в результате сублимации бессознательные, сексуально

окрашенные, подавленные, неудовлетворенные влечения и психические

напряжения получают свое выражение в разнообразных творческих актах

личности.

В общем, наличие определенной связи между сексуальностью и творчеством

отмечалось многими исследователями. В этом плане позиция Фрейда отличалась

от позиции.других ученых главным образом абсолютизацией и фетишизацией этой

связи. Вместе с тем следует отметить, что исследование Фрейдом вопроса о

связи творчества и невроза позволило ему не только установить их общие

корни и взаимосвязи, но и показать значение творческой деятельности как

эффективного средства психотерапии.

Разрабатывая учение о характере в общем контексте теории личности. Фрейд

пришел к выводу, что характер человека формируется в основном в течение

первых пяти лет жизни под воздействием факторов коиституцио-нального и

индивидуального порядка. Подчеркивая исключительную роль детства в

формировании характера личности, Фрейд высказал предположение о

существовании различных видов характеров и их определенной связи с

эрогенными зонами. Согласно Фрейду, эта связь выражается преимущественно в

воздействии различных эрогенных зон на формирование характера в целом или

отдельных черт характера- При этом следует подчеркнуть, что данная

классификация вызвала сомнения и возражения даже среди сторонников

психоанализа.

В целом теория личности Фрейда и дополняющие ее учения, концепции и

доктрины, несмотря на наличие в них догматической психоссксуа-лиэации и

множества спекулятивных истолкований, явились определенным шагом вперед по

отношению к существовавшим доктринам западной социологии. Принципиально

важным достижением была выработка нового взгляда на личность человека, как

на изменяющееся во времени, структурированное, противоречивое динамическое

образование.

По мере разработки психоаналитического учения Фрейд уделял всевозрастающее

внимание собственно философско-социологическим лро-

96

блемам, среди которых заметное место занимали вопросы культуры, религии,

межличностных отношений, психологии масс, конфликтного бытия человека в

системе цивилизации.

Существенным элементом социологии Фрейда явилась его теория происхождения

культуры и религии Опираясь на предположение Ч. Дарвина о том, что

первоначальной исторической формой организации людей, возможно, была орда,

над которой неограниченно властвовал сильный и жестокий самец, Фрейд

стремился доказать, что судьба этой орды оставила неизгладимые следы в

истории человечества, что возникшие в ней первые стереотипы социального

поведения людей обусловили и непосредственно повлекли за собой

происхождение важнейших культурных установлении. государственных порядков,

нравственности, религии и других социальных феноменов человеческого

существования

Согласно гипотезе Фрейда, доисторической первобытной ордой правил ревнивый

и жестокий самец, который изгонял своих сыновей, когда они достигали

половой зрелости и заявляли о своих правах на женщин этой орды. Данный

конфликт, как полагал Фрейд, имел место в каждой орде. До поры до времени

он не нарушал единства и гармонии психической жизни первобытного человека,

которая отличалась высокой степенью амбивалентности: дети, по Фрейду,

ненавидели отца, который являлся таким большим препятствием на пути

удовлетворения их стремлений к власти и их сексуальных влечений, но в то же

время они любили его и восхищались им

Но однажды, стремясь к удовлетворению своих сексуальных влечений,

сговорившиеся братья убили и съели соперника-отца. С этого момента гармонии

человеческой психики и личности пришел конец. Под влиянием убийства и

каннибалистского акта в них образовались «бессознательное» (носитель

кровосмесительных и агрессивных побуждений) и «Я» (носитель запретов и

морали).

Это расщепление психики и личности первобытного человека объяснялось

Фрейдом тем, что якобы в результате убийства и каннибалистского акта

первобытные люди обрели неведомое им ранее чувство вины, которое испытывали

братья перед убитым и съеденным отцом, и чувство страха разделить

впоследствии его участь. По мысли Фрейда, эти чувства вынудили братьев-

отцеубийц заключить своеобразный общественный договор об отказе от

сожительства с женами отца (запрещение инцеста) и об отказе от убийства

(запрещение убийства).

Так, по Фрейду, чувство вины и страха привело первобытных людей к

установлению табу (норм-запретов поведения) и первых социальных ценностей.

Мифологизируя жизнь первобытной орды, Фрейд экстраполировал эту

мифологизацию на жизнь современного общества. Он утверждал, что по-

7 Истории социологии

97

следовательный прогресс цивилизации был во многом обусловлен чувством вины

и страха, которое инициировало первые ограничения изначальных и вечных

аморальных влечений (инцеста и убийства), вытекающих из Эдипова комплекса.

Однако, по Фрейду, влечения эти не исчезали, а передавались от поколения к

поколению столь стабильно, что вполне отчетливо проявляются и в современных

людях, хотя и подавляются, как правило, индивидуальным сознанием и

общественной моралью.

Фрейд полагал, что установление первых норм-запретов древнего общества

(табу) обусловило переход его к другому уровню организации от орды с

жестоким и ревнивым самцом во главе к братской общине с коллективной

ответственностью, что послужило толчком к развитию общества и цивилизации.

Наряду с установлением системы табу другим весьма важным историческим

фактором этого периода Фрейд считал возникновение первобытной религии

(тотемизма), суть которой трактовалась им как символическое воскрешение

убитого самца в образе зверя-тотема, место которого впоследствии занял Бог.

К числу факторов, способствовавших образованию культуры и прогрессу

цивилизации, Фрейд относил возникновение религиозных верований и

религиозных систем. При этом сама религия и ее идеология рассматривались им

как производные от деятельности бнопсихических механизмов, а социальные

источники религии освещались им недостаточно полно.

Фрейд в целом правильно подметил, что среди основных причин,

обусловливающих возникновение религии в первобытном обществе, было бессилие

людей перед природой. В этой связи одной из важнейших функций религии

первобытного общества он считал ее роль как силы, иллюзорно защищающей

человека от произвола природы Наряду с этим Фрейд обращал внимание и на

другую функцию религии - функцию защиты человека от несправедливостей

культуры. «Я пытался показать, - писал Фрейд, - что религиозные

представления вышли из той же потребности, как и все другие достижения

культуры, - из необходимости защитить себя от подавляющего превосходства

природы. К этому присоединился второй мотив - стремление внести поправки в

мучительно ощущаемые несовершенства культуры» [68. С. 445]

По Фрейду, возникновение религиозности и религии обусловливается

биологическими и психическими причинами, которые выступают в качестве

единого биопсихического источника. Началом и основой религии является

Эдипов комплекс, в котором совпадает начало религии, нравственности,

общественности и искусства.

В общем, как полагал Фрейд, любой бог может быть понят как

символизированный и возвеличенный отец первобытной орды. «Психо-

98

аналитическое исследование, - писал Фрейд. - показывает с особенной

ясностью, что каждый создаст бога по образу своего отца, что личное

отношение к богу зависит от отношения к телесному отцу и вместе с ним

претерпевает колебания и превращения и что бог в сущности является не чем

иным, как превознесенным отцом» [69. Кн. I. С. 336].

Проводя четкую аналогию между религией и неврозом навязчивости, Фрейд

сформулировал крамольное утверждение о том, что «религию можно было бы

считать общечеловеческим неврозом навязчивости: как и у ребенка, она

произошла из Эдипова комплекса, из отношения к отцу» [68. С. 515].

Психоаналитический анализ религии привел Фрейда к выводу о том, что

религиозные иллюзии являлись сильнейшей защитой от невротической опасности

для людей, которых они связывали. По Фрейду, верующий в высокой степени

защищен от опасности заболевания известными неврозами: тот фает. что он

получил общий невроз, снимает с него задачу развития первоначального

невроза. Мнение Фрейда об известной позитивной психотерапевтической

ценности религиозных верований, обладающих своеобразными свойствами

профилактической психотерапии, пожалуй, можно принять Но при этом

справедливости ради необходимо отметить и другую сторону этой проблемы -

религиозные верования нередко инициируют и провоцируют возникновение

различных невротических и психопатических состояний.

Атеистическое отношение Фрейда к религии заключало в себе немало

своеобразных элементов, но он однозначно заявлял о том, что

безнравственность во все времена находила в религии не меньшую опору, чем

нравственность, и что сохранение современного отношения к религии

представляет для культуры гораздо большую опасность, чем отречение от него.

Более того, размышляя о возможных путях развития культуры, Фрейд указал на

решающую роль науки в крушении религии и ее предпосылок.

Важной составной частью фрейдистской социологии явилась психоаналитическая

интерпретация разнообразных феноменов мсжличностных отношений и психологии

масс.

Среди многообразных проблем этой части учения Фрейда значительное место

занимают анализ природы социальных связей, исследование сущности

организаций и групп, изучение явлений массовой психологии и поведения

разнообразных социальных общностей.

Следует отметить, что примечательной особенностью фрейдовских изысканий в

данных областях было то, что они осуществлялись на основе его понимания

природы и сущности человека с использованием наработанной

индивидуалистической методологии.

Пожалуй, наиболее ярко эта методология проявила себя в предложенном Фрейдом

определении психологии масс и ее предмета. Согласно ут-

99

верждению Фрейда, она занимается исследованием «отдельного человека как

члена племени, народа, касты, сословия, институции или как составной части

человеческой толпы, в известное время и для определенной цели

организующейся в массу» [68. С. 423). Данное понимание психологии масс и ее

предмета было известным шагом назад для социологии Запада, поскольку,

согласно представлениям предшественников Фрейда в исследовании этой

предметной области (например. Г. Тарда, Г. Лебона и др.), психология масс

должна претендовать на исследование социальных явлений и процессов

взаимоотношений людей. Вместе с тем нельзя не отметить высокий уровень

адаптационное™ фрейдистской социологии, позволившей ей стать связующим

звеном между различными западными концепциями психосоциологической и

собственно социологической ориентации.

Исходным пунктом фрейдовского анализа феноменов межличностных отношений и

психологии масс стал традиционный для психологических направлений в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.