реферат бесплатно, курсовые работы
 

Курс социологии

различные функции. Это свойство любого индивида, даже двенадцатилетнего

Вовы. Он имеет статус ребенка с определенными правами и обязательствами по

отношению к родителям, дедушке, бабушке; статусы ученика — по отношению к

школьному учителю; товарища по классу; вратаря дворовой футбольной команды,

лидера неформальной группы товарищей. Иначе говоря, каждый человек

выполняет множество функций в системе социальных связей, соответственно

имеет множество статусов. Попробуем разобраться в этом многообразии.

Особую роль играют генеральные (всеобщие) статусы. Первый — статус

человека, его права и обязанности. Другой генеральный статус — статус члена

данного общества, государства (гражданина). Генеральные статусы являются

фундаментом статусной позиции личности. Но им мы не будем уделять в данном

случае пристального внимания, сосредоточившись на статусах,

дифференцирующих конкретное общество.

Статус можно обрести от рождения. Это национальность (русский, казах,

башкир и т.д.), социальное происхождение

218

(из рабочих и т.д.), место рождения (москвич, минчанин одессит). Подобные

статусы называются предписанными.

Другие статусы мы приобретаем, достигаем, т.е. это ста тусы приобретенные,

достигнутые. Это статус учителя ил1 футболиста, пианиста или жены.

Статусы могут быть формализованными или неформа лизованными, что зависит от

того, в рамках формализован ных или неформализованных социальных институтов

вы полняется та или иная функция. (Статус лидера компанш близких товарищей

— статус директора завода). Множест венность статусов не означает их

равнозначности. Они на ходятся в определенной иерархии по степени важности

со циального института, в рамках которого сформирован это статус.

Безусловно, что во всех случаях особое значени имеет статус личности,

связанный с работой, профессией Хотя следует отметить, что иерархия

статусов может ме няться. Видимо, следует различать основную, общую иерар

хию статусов данной личности, которая срабатывает в боль шинстве случаев, а

также в решающих жизненных сферах, специфическую, проявляющуюся в особых

условиях. К при меру, основная общая иерархия статусов в качестве главны

всегда будет выделять статусы, связанные с имущественны положением,

профессией, этническими признаками и т.д. Н эти статусы могут быть

малозначимыми в условиях неформал! ной компании друзей, здесь будет важнее

лидерство.

Выделение главного статуса хотя и сложно, но важж так как именно он

определяет и, что не менее важно, самс определяет человека социально.

Причем, не всегда тот ст< туе, который в качестве главного выделяет

общество в дар ном человеке, совпадает с тем статусом, какой выделяет себе

как главный сама личность. На этой почве возникае немало драматических

противоречий внутреннего ми[ личности, неадекватно представляющей свое

место в общ< стве, в общественном мнении. Так, предприниматель мож<

надеяться, что главное в его социальной характеристике -имущественное,

материальное положение. Но в обществе! ном мнении, среди «значимых для него

других» — родстве! ников, приятелей и т.д. решающее значение может прио!

рести уровень его образования, культуры. Специалист -

представитель национальных меньшинств — будет надеяться, что в первую

очередь оценят его профессионализм, но при решении определенного круга

проблем (кадрового продвижения и т.д.) могут обратить внимание прежде всего

на его национальность.

Принятая иерархия статусов представляет собой основу социальной

стратификации данного общества, о чем будет сказано в специальном разделе.

Когда мы говорим о ранжировании статусов, мы имеем в виду социальный

престиж функций, закрепленных за данным статусом. Престиж, по сути,

представляет собой иерархию статусов, разделяемую обществом и закрепленную

в культуре, в общественном мнении. В обществах бюрократизированных, где

роль государства традиционно высока — статус начальника, руководителя,

чиновника и т.д. всегда более значим, чем в странах, •где роль государства

менее заметна.

Сама иерархия, и соответственно, престиж статусов формируются под влиянием

двух факторов: а) реальной значимости тех или иных функций для развития

общества, воспроизводства его основных структур и б) системы ценностей,

шкалы предпочтений, учитываемой в данной культуре при «взвешивании»

социальных функций. Эти два фактора, тесно взаимодействуя, в то же время

обладают ощутимой независимостью. Нередко значимость определенных функций

на данный момент может быть завышенной, не соответствовать социальной

целесообразности. Возможно, что когда-то престиж данного статуса был вполне

оправдан, обоснован, но впоследствии поддерживался преимущественно силой

социальной инерции и т.д. К тому же, нередко социальная система, основанная

на ценностях, обеспечивающих высокий престиж данного статуса, стремится

поддержать этот уже функционально нецелесообразный престиж. Общество, в

котором существует необоснованная престижность одних статусов, и наоборот,

необоснованная занижен-ность других (например, в нашей стране — статусов

ученого, учителя, врача), неспособно обеспечить свое нормальное

функционирование. Утрачено равновесие статусов. Наличие необоснованно-

высокого престижа статуса означает,

220

что люди, выполняющие его, вознаграждаются системой социальных связей

щедрее, чем платят ей.

Социальный престиж статуса играет огромную роль в распределении социальных

желаний, планов, энергии, в особенности молодежи (но не только). Это

своеобразный магнит. В зоне влияния «магнитных волн» престижного статуса

создается особое социальное напряжение, сосредоточиваются наиболее

активные, подготовленные, амбициозные Члены общества. И в этом плане

престиж того или иного статуса оказывает существенное влияние на

самовосприятие, утверждение собственного «Я». Самовосприятие есть

своеобразное зеркало восприятия другими твоего статуса. И последнее не

менее, если не более значимо.

Статус оказывает немалое влияние на восприятие человека со стороны

окружающих.

Один американский исследователь представлял учащимся нескольких классов

своего колледжа одного и того же мужчину. В одном классе этот мужчина был

представлен как «студент из Кембриджа», во втором — как «лаборант», в

третьем — как «преподаватель психологии», в четвертом — как «доктор наук,

доцент из Кембриджа», i последнем — как «профессор из Кембриджа». После

того, как иностранный гость ушел, студентов попросили максимально точно

оценить его рост. Оказалось, что по мере своего подъема по лестниц/.

академических званий гость неизменно «увеличивался и вроете», так 4mt

последняя группа оценила его рост на 5 дюймов выше, чем первая. Межд тем

рост преподавателя, который ходил вместе с гостем и звание которого не

менялось, во всех классах оценили совершенно одинаково...

...Представьте, что перед Вами стоит небрежно, неаккуратно оде тый человек

средних лет. Если Вам скажут, что это известный ученый -Вы его небрежность

объясните занятостью, углубленностью в иссле дования. Если же представят

как рядового инженера, то этот «роман тичсский» аргумент наверняка будет

сменен на более жесткий...

СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ КАК МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА

Социальные роли

...Когда нам становится известно, что такой-то являете:

студентом, мы достаточно быстро набрасываем штрихи eri социального

портрета. Это — человек, наверное, достаточ но образованный, обладающий

необходимой культурой кругозором. Для него характерен определенный тип взаи

стей. Функциональная целесообразность порождает много общих черт, в

частности, в социально-профессиональных ролевых образцах. Учителя, к

примеру, повсеместно должны быть интеллигентными людьми, для них должен

быть характерен определенный тип поведения, обеспечивающий эффективность

воспитания и обучения. Но что касается социокультурного аспекта роли, то

здесь часто возникают различия, и причем достаточно серьезные. Это связано

как с особым «ароматом» каждой культуры, так и конкретно с тем, насколько

высок престиж того или иного статуса в данном обществе. Учитель, его статус

в некоторых странах всегда стоял высоко и его социальная роль это выражает.

В других странах учитель — неудачник, интеллигент-чернорабочий. Социальная

роль ребенка как члена семьи в странах, где развиты либеральные ценности,

будет усматриваться в одном, в странах, где в регулировании отношений в

семье, между поколениями доминируют патриархальные ценности — в другом.

* * *

ft

Социальная роль как средство описания взаимосвязи личности и общества

позволяет во многом по-новому осмыслить социальную жизнь, установить научно-

логическими способами механизмы подключения личности к сложным социальным

образованиям. В умозрительных доктринах на одном полюсе стоит личность,

точнее — общие рассуждения о ее призвании, долге, месте в обществе, а на

другом полюсе — класс, общество как некие монстры, неизвестно как и откуда

возникшие. Социальная роль как деиндивидуализированное описание черт

личности, выполняющей определенные функции в системе социальных связей,

позволяет конкретно увидеть стыковку личности со сложными социальными

образованиями. И в этом немалая заслуга социологической теории социальных

ролей.

Вместе с тем, нас не покидает и определенное опасение:

не превращена ли личность в некоего робота, которому уготовано двигаться по

заранее намеченной, проложенной колее — роли.

Ролевые конфликты

' Мы выше упомянули, что роль дает достаточно полное, выразительное,

но все-таки не всеохватывающее описание черт личности. Следует иметь в

виду, что роль уже статуса, к которому она привязана. Каждый статус

«обслуживается» веером ролей. Директор завода в одной роли выступает перед

вышестоящими руководителями, в другой роли — перед своими коллегами, в

третьей роли — перед подчинен-нами, в четвертой — как отец. Везде он

остается директором завода — в этом его главный статус. Но во всех этих

ролях, в том числе директора-отца, он выступает в новом ракурсе. Р.Мертон

совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, назвал ролевым набором.

И если мы выше отмечали, что человек обладает сразу несколькими статусами,

то ролей, которые он исполняет, бесконечное множество. Если же роль

«привязана» к формализованному статусу, т.е. функциям, которые Вы

исполняете в рамках формальных социальных институтов, эта роль

формализированная, наиболее строго регулируемая, контролируемая. Ролевой

набор, как правило, включает формальные и неформальные роли, завязанные на

соответствующий статус. Так, от преподавателя вуза будут ожидать не только

по форме высокой квалификации, научной / степени и т.д., но и

неформального определенного стиля взаимоотношений, принятого в научной

среде, манер и т.д.

Многообразие социальных ролей, выполняемых нашим современником, становится

причиной, порождающей различные явления индивидуальной жизни. Прежде всего

от-i' метим, что каждая личность обладает лишь ей присущим

набором ролей, функций. Уникальность сочетания социаль-^ ных функций,

ролей выступает как один из аспектов инди-( видуальности личности, ее

духовных свойств и качеств.

Во-вторых, и на этом в данном случае мы хотели бы остановиться подробнее,

многообразие ролей порождает внутренние конфликты личности. Ролевые

конфликты лич-I ности вызываются рядом конкретных причин и приобрета-

(!'> ют различную социальную и психологическую форму. Но '1 во

всех случаях — это одна из главных причин, определяю-

т-» л

1 ^ - Тй^О

225

щих драматизм, а подчас даже и трагизм жизни нашего современника.

Можно выделить несколько основных типов ролевых конфликтов.

1. Внутриролевои конфликт между функциональной целесообразностью ролевых

предписаний и социокультурных ролевых ожидании. Ярким примером этого

внутриролевого конфликта является тот, в атмосфере которого выросли все

поколения отечественных обществоведов последних 70 лет. Для всякой науки

функционально целесообразно, чтобы люди, занятые в ней, занимали

рационально-критическую позицию по отношению к действительности. Но в

условиях тоталитаризма от обществоведов ожидалось — это стало

социокультурным образцом и безусловным требованием, которое строго

контролировалось , — оправдание существующего положения вещей, одобрения и

пропаганды результатов деятельности политической элиты, что накладывало на

весь облик обществоведа определенный отпечаток.

Конфликт между функциональной целесообразностью и

социокультурными'образцами социальной роли может быть решен по-разному. В

нашем случае социокультурные ценности, требования, поддерживаемые всей

мощью государственной машины, взяли безусловный верх. В результате за малым

исключением общественная наука как средство рационально-критического

познания социальной жизни фактически была сведена на нет.

2. Конфликт, вызванный различиями в трактовке социальной роли личностью и

окружающими (обществом)'. Он может быть вызван сменой социокультурной среды

личностью. Даже смена кафедры преподавателем в границах одного и того же

города может породить определенную напряженность, ощущение «чужака» и т.д.

Глубинные конфликты возникают по вопросам более масштабным, когда речь идет

об осознанном неприятии личностью тех или иных стандартов поведения,

поддерживаемых обществом, государством. Здесь ярким примером может служить

личность ученого, гражданина и демократа А.Д.Сахарова.

3. Конфликт, вызванный тем, что различные субъекты предъявляют

неодинаковые, подчас противоположные тре-

бования к выпонению личностью одной и той же р Нередко от женщины-работницы

начальник ждет вью самоотдачи на работе, а муж, дети — низкой самоотда1

работе, с тем, чтобы больше сил и времени уделять сем

4. Этот же пример справедлив для описания и еще од конфликта: различные

субъекты по-разному оцени) значимость одной и той же роли.

5. Традиционным для социологии является анализ фликта между ролями. Очень

часто возникает hccootbi вие между ролью «заботливого отца, хорошего семьян

и «влюбленного в свое дело ученого, самоотвержен исследователя». Укажем,

что и та, и другая роль «вып< ваны» обществом, столкновение произошло по

при противоречий между самими стандартами, но они не во кали до тех пор,

пока не пересеклись в конкретной личн<

Ориентация на две при синхронизации противореча друг другу социальные роли

ведет к внутренней борьбе ности, ее раздвоению и т.д. Конкретно это

раздвоение mi проявляться по-разному: наш ученый стремится больш ниматься

детьми, а реально не уделяет им должного вн ния из-за занятости научными

исследованиями. В этом чае конфликт ролей проявляется как противоречие м<

намерениями (а может быть и заявлениями, словам реальным поведением.

Межролевой конфликт может явиться и в непоследовательности поведения

личности. I ном случае, когда наш герой не занят наукой, он — заботл! отец.

А в других — этот же человек может удивить а безразличием и бессердечием в

отношении к своему ребе

В этом отношении характерны результаты известногоэкс мента Липьера, который

путешествовал с двумя студентам танцами по США о 1934 году. Они посетили

252 отеля и почти ai случаях (за исключением одного) встретили ч чих

нормальный /т, соответствующий стандартам сервиса. П осле завершения пуп

ствия (спустя два года) Лапьер обратился а 251 отель с письме которых

содержалась просьба ответить, может ли он чадея вновь на гостеприимство,

если посетит отель в сопроаожденш же двух студентов-китайцев. Ответ пришел

из 128 отелей, щ только в одном содержалось согласие, в S2% случаев был от>

остальных — уклончивые формулировки. На наш взгляд, данный мер

свидетельствует в том числе и о межродовом конфликте. хождении между

социальной ролью хозяине! приличной гостинш

которой ни к чему селиться «желтым») и социальной ролью умелого, не

упускающего своей выгоды предпринимателя.

Конфликт ролей непосредственно выступает как борьба мотивов. За каждым из

этих мотивов стоит представление о желательном, одобряемом образце

выполнения тех или иных социальных функции. «Надо уделять больше времени

семье» — это мотив, связанный с социальной ролью добропорядочного отца,

семьянина. «Надо уклоняться от каких-либо дел с желтыми» — это мотив,

связанный с социальной ролью добропорядочного хозяина приличной гостиницы.

Возникла ситуация, когда важнее оказалась ориентация на активного, не

упускающего своего шанса предпринимателя — и китайцы были поселены в

гостинице.

Мы подошли к важному умозаключению: в конфликте ролей берет верх та,

которая в данной ситуации весомее для индивида. Другими словами, роли как и

статусы иерархи-зированы. Данная иерархия,— детище общества, принятых в

обществе предпочтений: что более, а что менее важно. Но каждый из нас сам

выстраивает пирамиду своих предпочтений.

Социальные роли и поведение личности

Функции, статус и социальные роли образуют своеобразный стыковочный

механизм, благодаря которому каждый человек становится частицей того или

иного общества, носителем его культуры, свойств. Мы подошли к осмыслению

одной из главных проблем социологии личности.

В какой мере общество способно влиять на личность, насколько общество

обусловливает внутренний мир личности, ее желания, стремления и т.д. Может

быть, не зря говорят, что общество «продавливает» в личности независимо от

ее желания то, что ему (обществу) необходимо? Так ли это на самом деле? А

может быть, правы те, кто считает, что личность «хитрит», она выбирает те

варианты ролевого поведения, которые позволяют добиться преимуществ,

успехов в данной социальной среде? Может быть личность становится такой,

какой желало бы общество лишь в той

мере, в какой это не препятствует достижению лично< собственных желаний,

целей?

Итак, нам предстоит решить два вопроса: 1) обусло вает ли общество

личность, ее поведение, ценностные ентации, нормы и как обусловливает; 2)

насколько авто! на, независима личность от конкретных социальных у вий и в

чем это конкретно проявляется.

Попробуем ответить на эти вопросы, проведя ан взаимодействия личности и

ролевых стандартов, обра поведения.

Расскажем о заменитом в социологии и социальной психо. «Тюремном

эксперименте» Филиппа Зимбардо, известного амер ского исследователя.

Однажды в газете города Стэнфорда, где р ложен один из лучших

университетов, появилось объявление:

психолического исследования тюремной жизни требуются муж' студенты.

Продолжительность работы — I—2 недели, плата долларов в день». С помощью

тестов были отобраны 24 студ. здоровые, интеллектуально развитые, не

имевшие в прошлом о ни преступности, ни наркомании, ни психологических

отклони

С помощью жребия их поделили на «заключенных» и «miopt ков». Стэнфордская

полиция, согласившаяся помочь ученым, ар вала «заключенных» и доставила их

в наручниках в «тюрьму», < дованную в одном из помещений университета.

«Тюремщики» рс. их догола, подвергли унизительной процедуре обыска, выдали

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.