реферат бесплатно, курсовые работы
 

Курс социологии

социологии. Американцы, безусловно, относят его к числу основателей

американской социологии, хотя и оставляют за ним лишь роль «заокеанского

наставника», «страстного русского оратора». На исторической же родине имя

ученого вплоть до недавнего времени попросту запрещалось произносить вслух.

И все же никто нс станет отрицать того громадного воздействия, которое

оказал Сорокин на развитие современной мысли не только в социологической

науке, но и далеко за ее пределами

О собственном мировоззрении начала века и стремлении интегрировать

гуманитарное знание своего времени в единую, унифицированную систему

многими годами позже сам Сорокин напишет: «С философской точки зрения,

возникающая система взглядов была разновидностью эмпирического

неопозитивизма или критического реализма, основывающейся на логических и

эмпирических научных методах познания. Социологически это был некий синтез

социологии и взглядов Спенсера на эволюционное развитие, скорректированный

и подкрепленный теориями Н. Михай-

168

ловского, П. Лаврова, Е. Де Роберта, Л. Петражицкого, ,М. Ковалевского, М.

Ростовцева, П. Кропоткина - из русских мыслителей - и Г. Тарда, Э.

Дюркгейма, Г. Зиммеля, М. Вебера, Р. Штаммлера, К. Маркса, В. Парето и

других - из числа западных ученых. Политически - это мое мировоззрение

представляло из себя форму социалистической идеологии, основанной на этике

солидарности, взаимопомощи и свободы» [56. С. 57].

В 1919 году Сорокину удалось организовать первую в России социологическую

кафедру, а в 1920 году он становится профессором по кафедре социологии.

Однако все больше образ мыслей первого советского профессора социологии не

устраивает власти.

В это же время Ленин остро ставит вопрос о необходимости коммунистического

контроля над программами и содержанием курсов по общественным наукам.

«Буржуазную» профессуру стали постепенно отстранять от преподавания и тем

более от руководства наукой. Стали широко распространяться слухи об арестах

ученых: говорили, что их собираются не казнить, а выдворить за пределы

страны.

Осенью 1923 года по приглашению ряда американских социологов Сорокин

навсегда перебирается в США.

В историко-социологической литературе традиционно, хотя, видимо, не вполне

справедливо, принято разграничивать два периода в творчестве Сорокина -

русский и американский. Конечно же, «оба» Сорокина довольно непохожи друг

на друга по кругу анализируемых проблем, по характеру использования

материала, по степени зрелости и самостоятельности создаваемых теорий.

Однако очевидно то, что интегральная сущность всех сорокинских работ всегда

оставалась неизменной. Более того, все его мировоззрение было пронизано

философией интегрального синтеза и на уровне сциентистских программ, и на

уровне жизненной философии. Пожалуй, в глобализме - главное отличие между

молодым и зрелым Сорокиным.

Центральным понятием для творчества Сорокина становится «ценность». Конечно

же, многие мыслители и до него размышляли о природе ценностей, но, пожалуй,

никому до него не удалось показать систематизирующую и методологическую

значимость ценностной теории в социологии.

Первоначально теоретико-методологические построения Сорокина осуществлялись

в духе неопозитивистско-бихевиористического синтеза. В своей первой книге

«Преступление и кара, подвиг и награда» (1913) социальный феномен (сфера

«надорганики») определяется им как «социальная связь, имеющая психическую

природу и реализующаяся в сознании индивидов», то есть всякое

взаимодействие, если оно обладает психическим характером, суть социальное

явление. Такое явление будет обладать как чисто психологической, внутренне-

психологической, так и сим-

169

волической, внешней, природой. Игнорируя индивидуальные внутрипси-

хологические процессы, социолог, по мысли Сорокина, призван описывать

только внешние факты, то есть не всю социальную жизнь. Отсюда Сорокин

констатирует три основные формы актов поведения людей - дозволенные,

должные и рекомендуемые, как не противоречащие представлениям о должном и

дозволенном, а содержащие в себе «сверхнормальную роскошь». Каждая из этих

форм существует как бы в связке с соответствующей ей оппозиционной

санкцией: рекомендуемым актам (подвиг или услуга) - награды; запрещенным

(преступление) - кара; дозволенным -«должные реакции». Историческое

взаимодействие актов реакций, по Сорокину, составляет суть всемирного и

исторического прогресса.

Через какие-то несколько лет эта на вид довольно наивная схема быстро

разбухает и обретает законченный логический вид В «Системе социологии»

Сорокин формулирует принципы, от которых не отойдет в будущем. Совокупно

они составляют самую квинтэссенцию структурного метода. Согласно Сорокину,

теоретическая социология распадается фактически на три основных раздела: 1)

социальную аналитику (социальная анатомия и морфология); 2) социальную

механику (ее объект - социальные процессы); 3) социальную генетику (теория

эволюции общественной жизни).

Он формулирует исходный тезис о том, что социальное поведение основано на

психофизических механизмах; субъективные же аспекты поведения суть

«переменные» величины. В результате «коллективному рефлексу» Сорокин

придает значение интегрального фактора всей общественной жизни. Не трудно

пронаблюдать эту установку автора в его «Социологии революции» (1925), где

причины всех великих революций или иных схожих потрясений он видит в

подавлении базовых инстинктов людей (пищеварительного, сексуального,

самосохранения, самовыражения).

Обоснованный в «Системе» концептуальный подход получает свое дальнейшее

развитие в «Социальной мобильности». Согласно Сорокину, социальная

мобильность есть естественное состояние общества и включает в себя не

только социальные перемещения индивидов или групп, но и социальных объектов

(ценности), то есть всего того, что создано или видоизменено человеком.

Мобильность различается по направленности (восходящая и нисходящая), по

форме (коллективная и индивидуальная), по интенсивности и масштабности.

Вертикальную мобильность он рассматривает в трех аспектах, соответствующих

трем формам социальной стратификации (политическая, экономическая и

профессиональная): внут-рипрофессиональное или межлрофессиональное

перемещение, политическая циркуляция и продвижения по «экономической

лестнице». При этом Сорокин четко различал социальную мобильность в так

называемые «нормальные» периоды относительной общественной стабильности и в

170

периоды социальной дезорганизации (войны, революционные периоды, голод и т.

д.). Если в «нормальные времена мобильность является процессом постепенным,

регулируемым определенными и твердыми правилами», то в периоды великих

бедствий... поступательность, упорядоченность и строго контролируемый

характер мобильности существенно нарушается... Иными словами, приобретает

черты хаоса

Для Сорокина, как, впрочем, и для многих исследователей до и после него,

очевиден внеисторический динамизм социальной стратификации. Абрис и высота

социальной стратификации - вневременные, нормативные черты стратификации, а

их флюктуации не содержат никакого однонаправленного движения. Социальная

стратификация - это постоянная характеристика любого организованного

общества. Изменяясь по форме, социальная стратификация существовала во всех

обществах, провозглашавших равенство людей. Феодализм и олигархия

продолжают существовать в науке и искусстве, политике и менеджменте, банде

преступников и демократиях уравнителей, словом - повсюду. История показала,

что нсстра-тифицированнос общество с «подлинным» равенством всех членов

есть миф, никогда не могущий быть реализованным на практике, оставшийся

лишь хоругвию эгалитаристов и левых радикалов.

В гарвардский период интегралистские тенденции и настроения в творчестве

Сорокина окончательно оформляются в единую модель, что нашло отражение в

первую очередь в его 4-томной «Социальной и культурной динамике».

В частности, все люди, по Сорокину, вступают в систему социальных

взаимоотношений под влиянием целого комплекса факторов: бессознательных

(рефлексы), биосознатсльных (голод, жажда, половое влечение и т. п.) и

социосознательных (значения, нормы, ценности) регуляторов. В отличие от

случайностных и временных агрегатов (типа толпы), характеризуемых

отсутствием ясных и пролонгированных связей между людьми, только общество

способно продуцировать значения, нормы, ценности, существующие как бы

внутри социосознательных «эго»-конституирующих общество членов. Поэтому

любое общество можно описать и понять лишь только через призму присущей ему

системы значений, норм, ценностей. Эта система суть единовременное

культурное качество.

Скрытые в социосознательных индивидах и обществах культурные качества

обнаруживаются во всех достижениях человеческой цивилизации, сохраняясь

также и в дискретные периоды культурной истории (войны. революции,

общественные бедствия). Социоэмпирические исследования культурных качеств

(значений, норм, ценностей) позволяют выявить весьма длительные периоды

истории, в течение которых проявляются относительно близкие и даже

идентичные культурные образцы - виды деятельности. мысли, творчества,

верований и т п. Эти продолжительные об-

171

разцы культурной жизни, несмотря на всевозможные и случайные девиации,

эмпирически устанавливаются лишь потому, что сами суть продукт логико-

значимых культурных систем. При этом логико-значимые культурно-ценностные

системы - детерминанты культурного качества - формируются под воздействием

«двойственной» природы человека - существа мыслящего и существа

чувствующего. Преимущественное качество тем самым совпадает с одним из

полюсов ценностно-культурной шкалы. Если основной акцент сделан на

чувственной стороне человеческой природы, то, соответственно,

детерминируется чувственный образец культурных ценностей, на воображении и

разуме - нечувственный. Причем и в том, и другом случае не нейтрализуются

полностью противоположные мотивы поведения, мышления. При условии же

баланса чувственных и рациональных стимулов формируются особые

идеалистические культуры. Перегруппировка всех классов ценностей, значений,

норм в этом ключе, их открытие в ходе исторического исследования показывают

удивительное сочетание с ценностными классами, выработанными

древнегреческой философией, а именно: ценности, происходящие в результате

познавательной деятельности (Истина); эстетического удовлетворения

(Красота); социальной адаптации и морали (Добро); и, наконец,

конституирующая все остальные ценности в единое социальное целое (Польза).

Любую социально значимую человеческую активность можно объяснить

посредством этих четырех, поистине универсальных категорий. Игнорирование

их или подмена другими объясняющими факторами неизбежно ведет к сциентиче-

ской неудаче искусственного перевода этих категорий на язык других и менее

адекватных терминов.

Интегральный подход в равной мере применим при описании индивидуального

типажа или культурной ценности. В самом деле, любой индивид вписан в

систему культурных ценностей - значений - норм, а его бессознательные

мотивы и биосознательные стимулы контролируются и подчиняются его

социосознательному «эго». Также и культура становится интегральной лишь

тогда, когда общество добивается успеха, балансируя и гармонизируя энергию

людей, отданную на службу Истине, Красоте, Добру. Подобный «интегрализм»

характеризуется логико-значимой взаимосвязью всех существенных компонентов

личности или культуры. Модель «интегральной» культурной сверхсистсмы -

результирующая систематического и гармонизирующего ценностного образца -

дает значительно больше для полноценного и адекватного определения и

описания культуры, нежели традиционные социологические, антропологические

или культурологические методы. По Сорокину, базовые факты социологии

ментальны по своей лрироде, а посему могут быть поняты лишь в категориях

человеческого социокультурного универса, как чего-то целого. Отсюда

вытекают

172

три отличительные системы истины: истина веры, разума и чувств. Все они

частью ложны, частью истинны. Интегральная истина ближе всего стоит к

абсолютной истине.

Дескриптивный анализ социальной жизни должен быть подчинен исходному

примату культурных ценностей даже в таких аспектах социального бытия, где,

как может показаться с первого взгляда, отсутствует прямое восхождение к

культурным, ценностным системам. К примеру, понятия «группы», «роли»,

«класса», «стратификации», «социального действия» и им подобные приобретают

научную обоснованность лишь тогда, когда интерпретируются как переменные

культурных сверхсистем, конгруэнтных связей ценностей -норм - знаний. В

силу этого новая философия истории должна исходить из тезиса о том, что в

пределах, заданных относительно константными физическими условиями (климат,

географическое положение и т. п.), наиважнейшим фактором социокультурных

изменений (динамики) становится распад той или иной доминантной культурной

сверхсисгемы - «идеациональной», «идеалистической», «чувственной». Именно в

этом смысле тождественны социология и философия истории, ибо они

концентрируют свое внимание на проблематике генезиса, эволюции, распада и

кризиса доминантных систем, в результате чего проясняется вопрос: как,

почему и когда происходят те или иные социо-культурные изменения?

Современное состояние западной культуры Сорокин диагностировал как

кризисное, которое, однако, вовсе не виделось ему в духе шпснглери-анского

субъективизма - как конец ее исторического существования, смертная агония

всей западной цивилизации. Его главное пророчество звучало примерно так: мы

живем, мыслим, действуем в конце сияющего чувственного дня, длившегося

шесть веков. Лучи заходящего солнца все еще освещают величие уходящей

эпохи. Но свет медленно угасает, и в сгущающейся тьме нам все труднее

различать это величие и искать надежные ориентиры в наступающих сумерках.

Ночь этой переходной эпохи начинает опускаться на нас, с ее кошмарами,

пугающими тенями, душераздирающими ужасами. За ее пределами, однако,

различим рассвет новой великой идеациональной культуры, приветствующей

новое поколение - поколение людей будущего.

В 1960 г. П. Сорокин публикует свое культурно-конвергенциональное крсяо-

эссе «Взаимная конвергенция Соединенных Штатов и СССР к смешанному

социокультурному типу» (1960), написанное в атмосфере довольно напряженных

советско-американских отношений. Эссе начиналось со следующих слов:

«Западные лидеры'уверяют нас, что будущее принадлежит капиталистическому

(«свободное предпринимательство») типу общества и культуры. Наоборот,

лидеры коммунистических наций уверенно ожидают победы коммунистов в

ближайшее десятилетие. Будучи не со-

173

гласным с обоими этими предсказаниями, я склонен считать, что если

человечество избежит новых мировых воин и сможет преодолеть мрачные

критические моменты современности, то господствующим типом возникающего

общества и культуры, вероятно, будет не капиталистический и не

коммунистический, а тип специфический, который мы можем обозначить как

интегральный. Этот тип будет промежуточным между капиталистическим и

коммунистическим строем и образом жизни. Он объединит большинство

позитивных ценностей и освободится от серьезных дефектов каждого типа».

Согласно логике его мысли, мы наблюдаем, с одной стороны, упадок

капиталистической системы, а с другой - неспособность экономической и

политической системы коммунизма удовлетворить жизненные потребности людей.

Последняя складывается в периоды великих бедствий (голод, война, революции,

депрессии), однако когда социальная опасность минует и сходит на нет, то в

обществе обнаруживается неизбежная тенденция детоталитаризадии и

реконверсии к менее регламентированной и более свободной жизни. Этот

социальный закон, по Сорокину, выражается в том, что степень

государственного вмешательства в жизнь общества варьируется пропорционально

масштабам и характеру бедствия. И если в будущем великие катаклизмы удастся

преодолеть, то «коммунистические» и схожие с ними тоталитарные режимы,

очевидно, будут приходить в упадок Речь у Сорокина, однако, идет не только

о политических переменах и сближении двух стран. Он считает, что фундамент

конвергенции заложен в близости систем ценностей, праве, спорте и досуге,

изящных искусствах, экономике, семейных и брачных отношениях и даже в

религиях обеих держав. Советские философы безвозвратно ушли от

ортодоксального марксизма в интерпретациях человека и общества, в то время

как материалистическая идеология и философия все активнее проникают в

общественную и приватную жизнь американцев. Иными словами, по Сорокину,

конвергенция заключена не только в реверсивном движении России к образцу

американской демократии, но и в усилении тоталитарных элементов в США.

Завершая свое эссе, он утверждал, что конвергенция безусловно приведет к

образованию смешанного социокультурного типа, который при заданных условиях

может перерасти в «блистательный интегральный порядок в обеих державах, так

же, как и во всей человеческой вселенной».

Профетическая интенция свойственна социологии эпохи модерна. Провозвестник

новой ндеациональной будущности через очищение и воскрешение культуры,

проповедник нравственного возрождения общества, основанного на принципах

альтруистической любви и этике солидарности, -таков, в общем не похожий на

академического, университетского ученого, Сорокин-социолог и Сорокин-

пророк, на долгие годы запомнившийся своим соратникам и ученикам

п.

Раздел

2

СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ СОЦИОЛОГИЯ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ

2.1. Плюрализм современной западной социологии

На протяжении XX столетия социология Запада претерпела весьма существенные

изменения и ныне представляет собой чрезвычайно сложную систему идей,

гипотез, концепций, теорий, методов исследования и способов описания

разнообразных социальных реалий. При этом практически все лидеры и

представители современной западной социологии довольно активно использовали

и используют идеи и концепции социологов классического периода, хотя в ряде

случаев они выступали в роли комплекса теоретико-методологических и

прикладных подходов, которые предполагалось преодолеть. Интеллектуальное

содержание классического этапа западной социологии использовалось по

преимуществу двояким образом: 1) как определенный банк идеи, обладающий

самостоятельной ценностью, и 2) как идеи, которые включались в качестве

активного элемента в различные разновидности современной социологии Запада.

Правильное понимание плюралистического характера эволюции современной

западной социологии предусматривает осознание того обстоятельства, что эта

эволюция по преимуществу характеризуется не линейным, а параллельным и

многомерным развитием.

Одним из важнейших следствий такого понимания данного процесса является

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.