реферат бесплатно, курсовые работы
 

Курс социологии

Социология Маркса была отмечена весьма последовательной логикой и

системностью, способствовавшими созданию своеобразной теоретической картины

жизни общества и имевшими в XIX и XX веках немало активных сторонников.

Возникновение социологии в XIX веке ознаменовало вступление человечества в

период продуктивного социально-теоретического синтеза, существенно

повысившего эффективность социального познания и социального управления

общественными процессами.

КЛАССИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ НАЧАЛА XX ВЕКА

Развитие социологической теории в XIX веке создало важнейшие предпосылки

для превращения социологии в общепризнанную универсальную социальную науку.

Реализация этих возможностей была прежде всего связана с творчеством двух

выдающихся европейских социологов — Макса Вебера и Эмиля Дюркгейма. Каждый

из них создал свою неповторимую картину социологического мира и тем самым

во многом предопределил дальнейшее развитие социологии вплоть до наших

дней.

Макс Вебер (1864—1920), выдающийся немецкий социолог, родился 21 апреля

1864 года в городе Эрфурт. Его отец принадлежал к весьма состоятельным

кругам буржуазии, тесно связанным с политическим истеблишмейтом Германии.

Мать Макса Вебера была фанатичной кальвинисткой, не принимавшей роскоши,

что вызывало с ее стороны осуждение жизненных принципов ее мужа,

придерживав-

шегося противоположных взглядов, и порождало семейные разногласия. Еще

будучи ребенком и юношей. Макс Вебер склонялся к «философии» своего отца;

позднее стал на сторону своей матери в ее неприятии бюргерского гедонизма.

В возрасте 18 лет Макс Вебер покинул Эрфурт и поступил в Гейдельбергский

университет, где он впервые испытал освобождение от семейного гнета отца и

его «философии». Однако юноша в чем-то все же пошел по стопам отца и даже

вступил в клуб дуэлянтов. Он также стал специализироваться, как в свое

время и его отец, в области права.

По окончании трех семестров Макс Вебер покинул Гей-дельбергдля того, чтобы

пройти военную службу. Позднее, в 1884 году, он продолжил свое образование

в Берлинском университете. Последующие восемь лет Вебер провел в стенах

этого университета, где получил степень доктора права и стал штатным

преподавателем.

По мере развития профессиональной карьеры интересы Вебера сместились в

область экономики, истории и социологии. Вс^ восемь лет, проведенные в

Берлинском университете, Вебер материально был полностью зависим от своего

отца, что доставляло молодому человеку немало нравственных мучений. Именно

в это время Макс Вебер начинает духовно сближаться со своей матерью,

проповедовавшей аскетический образ жизни. Это сказалось и на повседневной

жизни самого Макса. Его рабочий день был разделен на равные отрезки

времени, посвящаемые различным дисциплинам, занятия которыми он не прерывал

ни для приема пищи, ни для отдыха.

В 1896 году Вебер стал профессором экономики в Гей-дельбергском

университете. На следующий год его отец после бурного объяснения с сыном

умер от мозгового криза. Это вызвало у Макса Вебера длительное нервное

расстрой^ ство, не дававшее ему возможности полноценно работать в течение

семи лет. И только в 1903 году он стал постепенно возвращаться к научной

работе, в 1904 году Вебер выступил с серией лекций в США. В 1905 году он

опубликовал свой бессмертный труд «Протестантская этика и дух капитализма»,

в котором без труда можно найти отзвуки полемики, столь долго

продолжавшейся в его семье.

После 1904 года, продолжая испытывать проблемы со здоровьем, Вебер стал все

более и более продуктивно работать над социологической историей религий.

Одновременно он создает и другие свои основополагающие сочинения:

«Объективность социально-научного и социально-политического познания»,

«Критические исследования в области логики науки», «О некоторых категориях

понимающей социологии», «Основные социологические понятия», «Экономика и

общество» (не закончено). В 1910 году Вебер принимал участие в создании

Германского социологического общества. Среди сподвижников Вебера выделялись

Георг Зиммель и Георг Лукач. В последние годы жизни Вебер отдал немало сил

и времени политической социологии и публицистике.

Научный авторитет, Вебера, необычайно возвысившийся еще при его жизни,

позднее превратил Вебера в общепризнанного классика современной социологии,

влияние которого испытали все современные социологи.

Энциклопедическая по своему характеру теория Вебера основывалась на

признании особого характера социальных наук, не сводимых, по его мнению, к

наукам естественным. Вебер постоянно подчеркивал, что все общественные

институты, структуры, формы поведения фактически основываются и

регулируются тем смыслом, которым их наделяют люди. Иначе говоря, наш

субъективный смысл, приобретающий всеобщий и обязательный характер, как раз

и составляет суть социального. Другое название для этого понятия —

рациональность, то есть соответствие социальных действий некоему образцу,

который, в свою очередь, выражает суть общественного интереса эпохи, или

идеального типа. При этом социология как раз и становится наукой об

идеальных типах (то есть идеальных моделях, образцах), которые регулируют

социальные действия людей.

Социальные действия людей, считал Вебер, могут рас- / сматриваться в

качестве истинно социальных только в том случае, если они соотносятся с

идеальными типами, обладая при этом целеполаганием — осознанно выдвинутой

целью, соответствующей общественному образцу. В рамках социального действия

индивид выражает свое Я, руководствуясь

своим пониманием сущего и должного (тем, что хорош что плохо). Вот здесь

как раз и кроется особая облас которой занимается социология. Она призвана

в индивид альных и групповых действиях видеть раскрытие субъекти ных

мотивов, которые реализуют себя согласно идеальнь типам (образцам).

Социология, разумеется, поднимается до уровня науЛ ного обобщения, ибо она

обобщает («генерализует») час» ное, индивидуальное, субъективное. Но

социология в отлм чие, например от философии, никогда, не отрывается Л

частного и индивидуального; они как бы «живут», сущесд вуют в глубине

социологической теории.

Итак, как социолог Макс Вебер требовал от социальн исследований сохранения

связи с человеческой реальнД стью, с индивидуальным, но рассмотренными

сквозь увел» чительное стекло общего, объединяющего людей в группЯ по

любому данному признаку. ' 1

Социология, постоянно утверждал Вебер, должна оснсД вываться на научных

суждениях, свободных от ueHHOCTei то есть от разного рода личных

пристрастий ученого. (По добно тому, как врач, исследующий пациента,

стремите избавиться от своих личных эмоций и побочных соображЛ ний.) Это

делает социологию истинно объективной. Но пол| ностью отбросить этот важный

субъективный элемент ни| когда не удастся, и социолог так или иначе будет

подпадат! под влияние своих априорных убеждений, ожиданий и гило тез. Но в

любом случае необходимо стремиться к макси мальной свободе от политических,

экономических, идеоло гических ценностей, которые влияют на исследование.

Существенно иную картину социологического мира раз работал выдающийся

французский социолог Эмиль Дюрк гейм (1858—1917) — одна из главных, наряду

с Вебером фигур в истории социологии XX века. Родившись в семье известной

своими глубокими религиозными традициями Дюркгейм и сам, по замыслу семьи,

должен был стать рав-| вином. Однако рано заявивший о себе интерес к

широком.' гуманитарному и естественнонаучному образованию наме тил иной

путь для молодого Дюркгейма. После окончани? университета он преподавал

философию в ряде провинци

альных колледжей, а с 1887 года стал преподавать в Университете Бордо

первый в истории систематический курс социологии. С 1902 года Дюркгейм —

профессор Сорбонны.

Будучи искренним приемником Огюста Конта, Дюркгейм стремился создать

социологическую теорию строго научного направления, при этом, однако, он

серьезно видоизменил учение основателя позитивизма.

Так, в отличие от Конта, не желавшего рассматривать причины возникновения

социальных явлений, а исследовавшего лишь процесс их возникновения (вопрос

«почему» Конт заменил вопросом «как»), Дюркгейм искал причины социальных

феноменов.

В основе учения Эмиля Дюркгейма лежит концепция так называемого

«социологизма». Согласно фундаментальному убеждению французского социолога

в основе общества находится некая особая «реальность», которая соединяет

людей в нечто единое, устанавливает между ними солидарность особого рода и

потому имеет свои общие и частные законы. Эти законы — предмет чисто

социологического изучения, ибо они раскрывают суть и характер всех

общественных явлений.

Указанная особая социальная реальность (то общее, универсальное, что

превращает отдельных индивидов в часть социального целого) безраздельно

господствует в обществе и диктует свои установления отдельному человеку в

виде общественных «ожиданий», требований, принципов морали и т.д. Вот это

соединение общего, «коллективного», вытекающего из закономерного, но

связанного с индивидуальным (ибо только деятельность отдельных людей может

наполнять общее его содержанием), Дюркгейм называл «социальным фактом».

Таким образом, социология как наука о социальных фактах занимается

рассмотрением особой «надиндивидуальной» реальности, которая, между тем,

делает реальным и отдельного человека. Говоря проще, все мы становимся

действительно чем-то значащим для общества в той мере, в какой мы вовлечены

в обшее и оказываемся носителями общественной морали и принципов.

Весь глубочайший смысл социологии как науки Дюрк-ffiHM видел в том, что

социология помогает нам проникнуть

в эту «общую» реальность через обобщение, согласно определенной методике,

частных явлений и индивидуальных фактов поведения людей. Из этого

следовало, что методы конкретных социологических исследований, статистиче

ские данные не просто рисуют картину некоторых явлени] и процессов в

обществе, но поднимают исследователя н, уровень новой реальности,

раскрывающей совершенно но вый горизонт общества. Так, например, основанное

на обоб щении большого статистического материала и использова нии целого

набора социологических методик исследовани самоубийства, проведенное

Дюркгеймом, позволило ем описать такой феномен как социальная солидарность

и ееИ аномалии, скажем, аномию. •

Все это и многое другое составляют основы «социоло-Д гизма», ставшего в

теории Дюркгейма главным содержани ем социологии.

СОВРЕМЕННЫЕ ПОНИМАНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Развитие социологии в XX веке, во многом исходившее' из принципов,

выработанных Вебером и Дюркгеймом, характеризуется возникновением

многочисленных школ и направлений, каждое из которых по-своему уникально и

требует к себе самого внимательного и серьезного отношения, ибо раскрывает

перед нами ту или иную перспективу (а подчас и несколько перспектив)

рассмотрения общества. Причем, как было сказано вначале, ни одна из этих

школ не может дать абсолютно непротиворечивого, универсального

теоретического объяснения всего многообразия социально го мира, но сквозь

призму своего подхода она рисует увле кательнейшую картину общества, во

многом весьма убеди

тельную.

В основе современной социологической науки лежит понятие теории, то есть

некоего набора идей и принципов, которые в общем плане объясняют

значительный круг социальных явлений. Причем теории не только объясняют

различные связанные между собой явления, но способны и предсказывать их

появление. Теория должна указывать на

причины возникновения тех или иных явлений, а не только описывать их

эмпирические характеристики.

Непосредственно к понятию «теория» примыкает и другое научное понятие —

«парадигма», вернее «научная парадигма». Это — общее представление о

характере социологической реальности, некий общий принцип объяснения этой

реальности, «образец», на который ориентируются исследователи. Характерная

особенность современной социологии как раз и состоит в том, что она

принимает несколько парадигм, признавая их равноценными и

взаимодополняющими. Причем это разнообразие социологических парадигм вовсе

не свидетельствует о слабости или неразвитости социологии. Напротив, чем

более разнообразны парадигмы и социологические теории, тем в целом мы

быстрее приближаемся к пониманию социальной реальности или тем лучше мы

«конструируем» ее, то есть воссоздаем в нашей деятельности некий

интегральный образ плюралистических парадигм.

Как бы то ни было, но среди различных школ социологии XX века чаще всего

выделяют три направления, три парадигмы: функционализм, конфликтологический

подход и, наконец, символический интеракциокизм (табл.1).

Таблица 1

|Функционализм |Конфликтологическая |

| |социология |

|Общество в целом |Трения и конфликты между|

|состоит из тесно |социальными группами — |

|связанных друг с другом|естественное состояние |

|компонентов; они тесно |общества: социальная |

|взаимодействуют друг с |жизнь есть нескончаемый |

|другом и в целом |процесс борьбы за |

|поддерживают |власть. |

|существование всей | |

|системы. | |

|Общество развивает свои|В каждом обществе |

|институты, которые |ресурсы и материальные |

|адаптируются к внешней |средства распределяются |

|среде и обеспечивают |неравномерно. |

|этим выживаемость всей | |

|системы. | |

Функционализм

Все социальные явления и факты должны рассматриваться под углом зрения их

последствий.

Дисфункциональные формы поведения и институты угрожают самовыживанию

общества; подобные формы поведения и институты подлежат контролю и

устранению.

Конфликтологическа я социология

Социальные структуры закрепляют преимущества одних социальных групп по

отношению к другим; группы, находящиеся наверху, так организуют общество,

чтобы поддержать г укрепить свое господство.

Почти каждое социальное действш служит выгоде одних общественны] элементов

и наносит урон другим эле ментам.

Символический интеракционизм

Отдельные лица стремятся понять смысл социальных взаимодействий. Смысл

социального действия не несет заранее обусловленного смысла; социальные

смыслы постоянно изменяются и варьируются.

Erich Goode. Sociology. Englewood Cliffs, 1988, p. 21.

Для интерпретации социального акт;

(поведения) необходимо понят] смысл поведения тех, кто осуществля ет данный

акт.

Надо, конечно, учитывать, что это сугубо общее деленщ и что многие

направления современной социологии не соот ветствуют ни одному из трех

направлений. И тем не менее три парадигмы теоретической социологии

позволяют уви деть основные проблемы осмысления общества, которых

придерживаются социологи.

ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА

Стремление превратить социологию в строго научную дисциплину, имеющую как

теоретическое, так и практическое значение, было характерно для

представителей Чикагской школы социологии — группы американских социологов,

разрабатывавших проблемы городской социологии в 20-е годы и формировавшихся

вокруг социологического

/4^«-Ч/ \1 ГТ 1_ТС*Т"Д U 1Л1/ О TVT/ /^«Ч/^ * FlITJni-kl-kf-ltJfarrm t-

1 fits ^ f-\ ГЧЛЛЛ Г1ГЧ/Г\Д fTI

ностью среди представителей Чикагской школы стал Роберт Парк (1864—1944) —

основатель социально-экологической теории.

Роберт Парк исследовал коллективное поведение людей в тесной взаимосвязи с

той рукотворной средой, которую они создают. При этом «социальные

коллективности» образуют особые взаимодействия со средой, которые Парк

называл «биотическими» (не путать с биологическими). В отличие от

биологического, биотический принцип включает в себя социально-

психологический и культурный факторы, но продолжает тем не менее удерживать

биологическую детерминанту своей связи со средой. Конкуренция индивидов, в

частности, проявляется в том, что они захватывают определенные пространства

(«зоны») и расселяются в них. Чисто социальные явления — экономические,

политические, культурные — вырастают на экологической основе взаимодействия

популяций со средой.

В этом смысле формирование современных городов — «метрополисов» и

«мегаполисов» — подчиняется строго биотическим и экологическим законам,

которые проявляют себя в планировании городов. Так, Роберт Парк предложил

концентрическую модель городского зонирования, согласно которой различные

сообщества расселяются на городской территории по принципу концентрических

кругов. Каждая «зона» имеет свою функцию, социальный состав,

профессиональную ориентацию.

Экологическая социология Парка позволила увидеть в структурах общества

строго детерминированные закономерности, сочетающие в себе биологические и

социальные факторы.

ФУНКЦИОНАЛИСГСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ ^

Выступая во многом наследниками Г.Спенсера, современные социологи-

функционалисты, и прежде всего американский социолог Роберт Мертон (род.

1912), разделяют точку зрения, согласно которой общество в целом и его

отдельные части имеют тесную взаимосвязь, которая за-

чиваются способом, обеспечивающим гармоничное их функционирование в

соответственных связях друг с другом в системе, либо, наоборот, не

упорядочиваются, причем тоже каким-нибудь определенным и объяснимым

способом». ( 1, с.360). Из этого пространного и непростого для понимания

отрывка следует, что интеграция системы заключается либо в ее стабильности

(«гармоничное функционирование»), либо в ее преобразовании, в том числе

радикальном, но таком, при котором сохраняются разумность и определенность

этого преобразования. Все остальное ведет к хаосу и умиранию.

Представителей функционального анализа и системно-функциональной социологии

нередко упрекали в том, что они нарочито рисуют стабильные системы, как бы

априорно подразумевая, что стабильность это положительное качество, а

конфликт и изменчивость суть лишь негативные отклонения. В современных

условиях представляется, однако, что эти упреки правильно обнажали

проблему, но тем не менее требуют одной поправки. Акцент на стабильность

системы не недостаток, а очевидное достоинство функционалистских подходов к

социальной реальности.

КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСНИЕ ТЕОРИИ

В противовес функционалистским подходам, всемерно-подчеркивавшим

стабилизационные и эволюционистские моменты социального развития, в

современной западной социологии существует как бы противоположный стиль

социологического мышления, который видит в обществе не консенсус, не

сбалансированность мотивов и взаимных ин тересов, а борьбу различных групп

и направлений, резуль тирующая которой и формирует существующие социальные

структуры и отношения.

В самой далекой перспективе истоки подобного подходи можно обнаружить в

социальной философии великого анг-лийского философа XVII века Томаса

Гоббса, считавшего «войну всех против всех» естественным состоянием

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.