реферат бесплатно, курсовые работы
 

Курс социологии

т. д. 4) В качестве контрольного (дополнительного) метода для расширения

возможностей описания и анализа изучаемых характеристик и для перепроверки

данных, полученных другими методами.

Метод опроса предусматривает получение социологической информации в

ситуации социально-психологического общения. И это накладывает свой

отпечаток на содержание и качество полу-

чаемых данных. В социологии выработано значительное количество

методических требований и процедур для того, чтобы преодолеть субъективизм,

повысить надежность и эффективность данной формы сбора социологической

информации.

Способы анализа и интерпретации данных, получение эмпирически обоснованных

обобщений, выводов и рекомендаций

Заключительный этап эмпирического социологического исследования

предполагает обработку, анализ и интерпретацию данных, получение

эмпирически обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций.

Обработка данных включает в себя следующие компоненты:

1) Редактирование и кодирование информации. Основное назначение этого шага

состоит в унификации и формализации той информации, которая была получена в

ходе исследования. 2) Создание переменных. Собранная на основании анкет

информация в ряде случаев прямо отвечает на те вопросы, которые необходимо

решить в исследовании. Поскольку вопросы получили форму индикаторов в

процессе операционализации. Сейчас же необходимо провести обратную

процедуру, то есть перевести данные в форму, которая бы отвечала на вопросы

исследования. 3) Статистический анализ. Этот шаг является ключевым в

процессе анализа социологических данных. В ходе статистического анализа

выявляются некоторые статистические закономерности и зависимости, которые

позволяют социологу сделать определенные обобщения и выводы. Для проведения

статистического анализа социологи используют большое число различных

математических методов, позволяющих полно и всесторонне анализировать

собранную информацию. В современной социологии для этой цели активно

применяются ЭВМ, дополненные программами математико-статистической

обработки.

В зависимости от методов получения первичной информации возможно применение

различных приемов обработки и анализа данных. Так, если социолог

определенную часть информации извлекает из документальных источников, то он

использует два основных метода анализа документов: неформализованный

(традиционный) и формализованный (контент-анализ). Традиционный анализ

основан на восприятии, понимании, осмыслении и интерпретации содержания

документов в соответствии с целью исследования, формализованный анализ

документальных источников (контеит-анализ — анализ содержания) рассчитан на

извлечение социологических информации из больших массивов документальных

источников, недоступных традиционному интуитивному анализу. Он основан на

выявлении некоторых количественных статистических характеристик текстов

(или сообщений). При этом предполагается, что количественные характеристики

содержания документов отражают некоторые существенные черты изучаемых

социальных явлений и процессов.

Формализованный анализ документов основан на стандартизации процедур

поиска, определения в содержании документа единиц счета, которыми могут

быть отдельные слова (термины, географические названия, имена политических

деятелей и т. д.), суждения, выраженные в виде предложений, абзацев,

фрагментов текстов и т. д., а также различные виды публикаций (по жанру,

типу авторов, темам и т. п.). Единицы счета определяются в зависимости от

целей социологического исследования. Процедура исследования, основанного на

технике контент-анализа, состоит из 18 операций, описанных в

специальной литературе.

При обработке и анализе данных, полученных методом опроса, широко

применяются методы ранжирования, шкалирования, корреляции и др. Так,

ранжирование — это процедура установления относительной значимости

(предпочтительности) исследуемых объектов на основе их упорядочивания. Ранг

— это показатель, характеризующий порядковое место оцениваемого объекта в

группе, и других объектов, обладающих существенными для оценки свойствами.

Для каждого объекта вычисляют сумму рангов, полученную от всех экспертов,

затем упорядочивают эту сумму. Ранг I присваивают объекту, получившему

наименьшую сумму, самый низкий ранг — объекту с наивысшей суммой.

Ранжирование дополняется, как правило, другими методами экспертных оценок.

Завершается эмпирическое социологическое исследование формированием

выводов, предложений и рекомендаций. Выводы, предложения и рекомендации

должны носить конкретный, реалистический характер, иметь необходимые

обоснования в материалах исследования, подтверждаться документальными и

статистическими данными.

{}

в которой это поведение могло бы получить соответствующее объяснение.

Однако в конечном счете эти попытки не увенчались успехом.

Психологический инстинктивизм внес определенный вклад в развитие социологии

прежде всего своим обращением к изучению неосознаваемых компонентов

человеческой психики и их роли в общественной жизни. Однако собственная

теоретическая основа этого социологического направления оказалась весьма

уязвимой. Не только содержание, но даже и количество «базовых инстинктов»

весьма существенно разнилось у представителей инстинктивизма. Так, Мак-

Дугалл доводил их количество до 18, У. Джеймс - до 38, а Л. Бернард в ходе

анализа значения этого термина в соответствующей литературе насчитал уже 15

789 отдельных инстинктов, которые «укрупнялись до 6131 инстинкта

самостоятельной «сущности»

В целом, признавая справедливость замечания П. Сорокина о том, что

инстинктивистские концепции представляли собой некую разновидность

рафинированного анимизма, поскольку «позади человека и его деятельности они

помешают некоторое число духов, называя их инстинктами, и интерпретируют

все явления как проявления этих инстинктов-духов» [95. Р. 615], необходимо

отметить, что эти концепции выступили как своеобразный теоретический луч,

который, высвечивая какие-то важные моменты человеческой психики, давал

понять некоторые акты поведения человека. Хотя, разумеется, этот луч

оказался чрезвычайно узким и не смог охватить всего богатства человеческой

психики и объяснить многие тайные стороны человеческого бытия.

Теория подражания. Большое влияние на формирование и развитие

психологических направлений в западной социологии классического периода

оказал французский криминалист и социолог, профессор новой философии в

Коллеж де Франс Габриэль Тард (1843-1904).

По мнению Тарда, общество есть продукт взаимодействия индивидов. в силу

чего основу общественного развития и всех социальных процессов составляют

межиндивидуадьные или «интериндивидуальные» отношения людей, познание

которых является основной задачей социологии.

Призывая особенно тщательно исследовать личные особенности, которые одни

только реальны, одни только истинны и которые постоянно бродят внутри

каждого общества, Тард настаивал на том, что «социология должна исходить из

отношения между двумя умами, из отражения одного другим, как астрономия

исходит из отношения между двумя взаимно притягивающимися массами» [64. С.

16].

Такая интерпретация оснований социологии неизбежно вела к утверждению ее

статуса как «интерпсихологической» дисциплины. И в теории Тарда социология

действительно почти отождествлялась с «интерпсихологией» Более того.

рассматривая психологию в качестве

базиса социологии, Тард был убежден, что прогрессивное развитие социологии

будет обусловливаться и определяться ее возрастающей психологизацией.

Психологизируя социологию, Тард ориентировался главным образом на поиск

научно значимых фактов в сфере индивидуальной психики и особенно

межнндивидуального взаимодействия людей. По его мнению, «требовать основных

социальных фактов надо не исключительно от вну-треннемозговой психологии,

но главным образом от междумозговой психологии, то есть той, которая

изучает происхождение сознательных отношений между несколькими, прежде

всего двумя индивидуумами. Разнообразные группировки и комбинации этих

основных социальных фактов и образуют затем так называемые простые

социальные явления..,», составляющие необходимую основу всех социальных

отношений [64. С. 12].

Особое внимание Тард уделял изучению различных социальных процессов,

детерминирующих становление, развитие и функционирование общества. Согласно

теории Тарда, тремя основными социальными процессами являются: повторение

(подражание), противоположение (оппозиция), приспособление (адаптация).

Исходя из того, что законы социологии должны распространяться на все

минувшие, нынешние и грядущие состояния общества, Тард пытался найти

всеобщие и вневременные социальные закономерности, которые могли бы быть

сведены к нескольким «универсальным» социологическим и психологическим

законам. Таковыми и стали «законы подражания». составившие концептуальное

ядро его общесоциологической теории.

Генеральным положением этой теории была идея, согласно которой основной

движущей силой исторического процесса, равно как и любого человеческого

сообщества, является неодолимое психическое стремление людей к подражанию.

«Первичный социальный факт, - подчеркивал Тард, -состоит в подражании, в

явлении, предшествующем всякой взаимопомощи, разделению труда и договору»

[64. С. 88].

Настаивая на том, что все главнейшие акты общественной жизни совершаются

под владычеством примера, Тард утверждал, что открытые им «законы

подражания» присущи человеческому обществу на всех этапах его

существования, поскольку «всякое социальное, явление имеет постоянно

подражательный характер, свойственный Исключительно только социальным

явлениям» [64. С. 15].

Эти утверждения представляют собой по существу формулировку именно того,

что сам Тард именовал «законами подражания».

В непосредственной связи с «законами подражания» и в их контексте Тард

изучал и объяснял проблему общественного прогресса, уделяя особое внимание

его источнику и механизму действия.

Согласно теории Тарда, единственным источником общественного прогресса

являются открытия и изобретения, возникающие вследствие

79

инициативы и оригинальности отдельных людей. Эти творческие личности, по

Тарду, вырабатывают принципиально новое знание, а также •здание, основанное

на новой комбинации уже существующих идей. А знание такого рода и

обеспечивает прогрессивное социальное развитие.

Наряду с изложением этих соображений Тард особенно подчеркивал, что

глубинная причина общественного прогресса - подражание, поскольку, с одной

стороны, любое изобретение, потребность в нем «сводимо... к первичным

психологическим элементам, возникающим под влиянием примера», с другой -

поскольку благодаря подражанию (существующему также в форме традиции,

обычаев, моды и т. д.) осуществляются отбор и внедрение открытий и

изобретений в жизнь общества [63. С. 45].

Сущность концепции и законов подражания в «идеологическом измерении»

достаточно определенно была выражена самим Тардом, провозгласившим в

качестве основного закона закон подражания низших слоев общества высшим.

Придание этому «закону» базисного статуса Тард обосновывал тем, что, по его

наблюдениям, «любое, самое незначительное нововведение стремится

распространиться по всей сфере социальных отношений, - при этом по

направлению от высших классов к низшим» [63. С. 348]. Хотя в истории, как

известно, довольно часто случалось и обратное.

В целом для учения Тарда характерно сведение значительного многообразия

социальных отношений лишь к одной из их разновидностей -отношению «учителя

- ученика» в ряду ситуаций. Эта элементарная схема и тардовская типология

подражания и поныне используются многими современными западными

социологами, утверждающими, что в обществе реализуются три основных типа

подражания: взаимное подражание, подражание обычаям и образцам и подражание

идеалу.

Согласно учению Тарда, механизм действия «законов подражания» определяется

преимущественно верованиями и желаниями, являющими собой некую субстанцию

социального взаимодействия людей. По его мысли, именно через согласие и

разногласие взаимно укрепляемых и взаимоограничивасмых верований и желаний

организуется человеческое общество. При этом Тард утверждал, что общество

имеет скорее юридические, нежели экономические основания, поскольку оно

базируется на взаимном распределении обязательств или соизволений, прав и

обязанностей [63. С. 19, 62].

Идеалистическая трактовка Тардом общества и «законов подражания»

существенно искажала картину социальной реальности. Но вместе с тем следует

отметить, что в отличие от многих своих предшественников Тард сумел

приблизиться к пониманию того, что одной из основных задач социологии

должно быть изучение социального взаимодействия. Этому

вопросу Тард уделил немало внимания. В значительной мери оно отразилось в

разработке концепции противоположения («оппозиции») как второго (после

подражания) основного социального процесса.

Считая «оппозицию» своеобразной приватной формой социального конфликта,

Тард стремился доказать, что наличие общественных противоречий

обусловливается взаимодействием сторонников противоположных социальных

изобретений, выступающих в качестве конкурирующих моделей подражания.

Преодоление таких ситуаций, как полагал Тард, во многом происходит в силу

действия третьего основного социального процесса - приспособления

(адаптации).

Полагая, что «элемент социального приспособления лежит, в сущности, во

взаимном приспособлении двух людей, из которых один словом или делом

отвечает вслух на высказанный или молчаливый вопрос другого, так как

удовлетворение потребности, как и решение задачи, есть только ответ на

вопрос» [64. С. 49]. Тард считал «адаптацию» доминирующим моментом

социального взаимодействия. В частности, именно такое понимание

приспособления было характерно для суждений Тарда по проблеме классов и

классовой борьбы Тард одним из первых среди западных социологов стал охотно

пользоваться понятием «класс». В то же время содержание данного понятия он

относил лишь к психическим компонентам и декларировал, что классовая борьба

является отступлением от правил «нормальной жизни»

Подчеркивая, что главным моментом межклассовых отношений выступает нс

борьба, а сотрудничество, Тард рекомендовал «низшему классу» осуществлять

восхождение по ступеням общественной иерархии путем абсолютного подражания

«высшему классу». По его мнению, роль важного фактора, уничтожающего

расстояние между социальными классами, может сыграть, например, «вежливое

обращение». В дальнейшем аналогичные социальные рецепты преодоления

классовых противоречий - унификация «стиля жизни» и манер поведения -

высказывались могими западными социологами и политологами.

Среди исследовательских интересов Тарда заметное место занимала проблема

«психологии толпы» и механизмов формирования общественного мнения. Понимая

толпу как собрание разнородных, незнакомых друг другу элементов, Тард

утверждал, что формирование толпы происходит в результате двоякого действия

механизма подражательности. Толпа, по Тарду. это «собрание существ,

поскольку они готовы подражать друг другу или поскольку они. не подражая

друг другу теперь, походят друг на друга, так как общие им черты являются

старинными копиями с одного и того же образца» [63. С. 168). В качестве

общих черт толпы, объединяющих ее участников, Тард называл веру. страсть,

цель, «коллективное самолюбие», эгоизм и одностороннюю иррациональную подра-

I) ИСТОрИЯ СЛЦИПЛОГИ1

81

жательность. Осознавая многоликость различных вариантов толпы, Тард

предпринял попытку их классификации. По его мнению, все виды толпы можно

подразделить на вьтжидающие, внимающие, заявляющие о себе и действующие.

В учении Тарда эта классификация сыграла немалую роль, но принципиального

значения все же не получила, поскольку Тарда главным образом интересовали

не отдельные свойства толпы, а ее общие характеристики как зародыша и

элемента общества. Утверждая, что существуют два различных зародыша

общества - семья и толпа, он полагал, что в деревенских обществах

господствует семейное начало, в городах же господствует толпа. В целом в

исследованиях Тарда приоритет принадлежал изучению толпы как формы

организации общества на стадии сформировавшейся городской культуры.

Стремясь к позитивному решению данной проблемы, Тард подчеркивал, что

применительно к достаточно развитым обществам, достигшим зрелых этапов

общественной эволюции, необходимо говорить не о «толпе», а о «публике».

Вводя в социологическую теорию представление о публике как особой

разновидности социальных общностей, он характеризовал ее как социальное

объединение, формирующееся под воздействием различных средств массовой

коммуникации. По Тарду, публика в отличие от толпы не является неким

физическим объединением людей. Она представляет собой духовно целую группу

«рассеянных» в пространстве индивидов, для которой характерно наличие

заметного духовного или идейного внушения, «заражения без соприкосновения»,

общность мнений, определенный интеллектуализм и общее самосознание.

Принципиальным отличием публики от толпы Тард считал то, что в публике

каждый получает возможность для самовыражения, в то время как в толпе

человек утрачивает свою индивидуальность и интеллектуальность, в силу чего

умственный уровень любой толпы значительно ниже. чем интеллект большей

части составляющих ее людей. Примечательно, что в рассуждениях о «публике»

Тард счел возможным и необходимым подчеркнуть ее особенно быстрый рост в

революционные эпохи. Это тем более интересно, поскольку Тард активно

проповедовал желательность преодоления нетерпимости со стороны «всякой

толпы» (или нации, среди которой господствует «дух толпы») и выгодность

«постепенной замены толпы» публикой, поскольку это замещение «всегда

сопровождается выигрышем в терпимости».

Основная идея Тарда о существовании «законов подражания» распространялась

им на предметные области различных наук и дисциплин. Определенный

позитивный эффект имело внедрение его идей в криминалистику, вследствие

чего он считается одним из основоположников криминалистического направления

в западной социологии.

Человек, справедливо утверждал Тард, становится преступником, а не

рождается им. По мнению Тарда, существует лишь очень немного людей,

которые всегда и везде совершали бы преступления, естественные или нет, как

лишь очень немногие никогда и нигде не поддались бы искушению согрешить.

Огромное большинство состоит из лиц. остающихся честными по милости судьбы,

или из таких, кого толкнуло на преступление несчастное стечение

обстоятельств.

В общем для концепции Тарда было характерно понимание преступника как

«социального экскремента» общества, сформировавшегося в соответствии с

законами подражания и приспособления.

В свое время, оценивая работы Тарда о законах подражания как «очень

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.