реферат бесплатно, курсовые работы
 

Курс социологии

Далее даны идеологические отношения как компонент общих социальных условий,

а также духовная культура аккумулирующая исторически сложившиеся традиции и

обычаи данного общества. Социальная структура и общественное разделение

труда, по мне-ю марксистской социологии, является главным элементом обу-

вливающим все социальные отношения и отношения в духовной гре, ибо они

определяют специфику интересов различных клас-\ и социальных слоев

общества.

Личность

| |Объективные| | |

| |^ | | |

| |социальные | |Возраст: |

| | | |стадия |

|Лад 1 |писания, |\ |жизненного|

| |заданные | |цикла |

| |социальным | |" «rnft |

| |положением | |ТТ\1ГГП-1^|

Социальное положение индивида: принадлежность к социальной группе и его

место в системе социальных позиций и общественных связей

Ближайшее социальное окружение

Характер, содержание и условия труда

Условие быта как условие жизненной среды

Микросреда: специфические социальные условия

Социальные институты

Социальная структура, общественное •разделение труда

Социальные и идеологические отношения, духовная культура, традиции, нравы,

обычаи

Производств

енные отношения (отношения в экономической сфере)

Макросреда: общие социальные условия

Рис. 2а. Личность как объект социальных отношений

Важным компоненом макросреды являются социальные институты. которые связаны

и с социальной структурой, и с идеологи-

ческими отношениями.

Общие социальные условия определяют специфические социальные условия жизни

людей. К последним относятся, прежде всего, социальное положение индивидов,

т. е. принадлежность к определенной социальной группе и место в системе

социальных пози_ щи. Социальное положние индивидов прямо связано с

характером и содержанием труда и условиями его жизни, с его полом, возрас.

том, этнической и религиозной принадлежностью, семейным положением и

положением в системе управления общественными про^ цессами. Его социальное

положение через условия труда .^быта включает и его ближайшее социальное

окружение - социальные связи, в которых человек «обучается, ролевому

поведению.

Таким образом, система «личность как объект» предстает в качестве

определенной системы научных понятий, отражающих некоторые существенные

свойства нормативных требований, предъявляемых социальными общностями их

членам

Личность

Освоение (интерпретация) социальных предписаний (ролей) и на этой основе

творческое преобразование действительности, включая вперолевое поведение

Мотивы

избирательного

деятельно -

предметного

отношения

к окружающему

миру, социальной

действительности

Система предрасположений (диспозиций) к восприятию действительности

определенным образом и готовности оействоватъ целенаправленно, что

обусловлено прошлым опытам (ценностные ориентации и социальные установки

Динамическая система потребностей, общая направленность интересов,

связанная с общественным положением и социальным окружением личности

Психофизические свойства индивида

Общие и специфические социальные, условия, т. е. макро и микросреда условий

жизни

Рис. 26. Личность как субъект социальных отношений

Большое значение в марксистской социологии придается исследованию

субъективных свойств личности, формирующихся в процессах предметной

деятельности и выражающихся в определенных свойствах сознания, в

разнообразных творческих проявлениях, включая активное формирование новых

общественно необходимых функций и образцов поведения. На рисунке 26.

развернуто содержание системы «личность как субъект». Социальные условия

(общие и специфические) сказываются на интересах индивида. Через социальный

интерес осуществляется обратная связь — от субъекта к его социальному

поведению, т.е. люди действуют, преследуя определенные социально

обусловленные интересы. При этом на основе динамической системы

потребностей и предшествующего опыта субъект формирует определенные и

относительно устойчивые предпочтения (диспозиции) к восприятию и способу

действий в различных конкретных ситуациях, формирование новых потребностей,

интересов и диспозиций стимулирует творческое, нестереотипное поведение,

выход за рамки жестких ролевых предписаний, возможный лишь при условии

развитого самосознания.

Личность как субъект социальных отношении, прежде всего, характеризуется

автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной

противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением

властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у

личности самосознания, т. е. не просто сознания, мышления и воли, а

способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю.

Самосознание личности трансформируется в жизненную позицию. Жизненная

позиция представляет собой принцип поведения, основанный на

мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах и нормах

личности, готовности к действию. Значение мировоззренческих и ценностно-

нормативных факторов в жизни личности разъясняет дйспоэиционная (от лат.

dispositio-расположение) теория саморегуляции социального поведения

личности. Зачинателями этой теории были американские социологи Т. Знанецкий

и Ч. Томас, в советской социологии эту теорию активно разрабатывал В. А.

Ядов. Диспозиционная теория позволяет установить связи между

социологическим и социально-психологическим поведением личности. Диспозиция

личности означает предрасположенность личности к определенному восприятию

условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях.

Диспозиции делят на высшие и низшие. Высшие регулируют общую направленность

поведения. Они включают в себя: 1) концепцию жизни и ценностные ориентации;

2) обобщенные социальные установки на типичные социальные объекты и

ситуации; 3) ситуативные социальные установки как предрасположенность к

восприятию и поведению в данных конкретных условиях, в данной предметной и

социальной среде. Низшие — поведение в определенных сферах деятельности,

направленности поступков в типичных ситуациях. Высшие личностные

диспозиции, будучи продуктом общих социальных условий и отвечая наиболее

важным потребностям личности, потребностям гармонии с обществом, активно

воздействуют на низшие диспозиции.

Ролевые теории личности. Социальный статус Значительное место в социологии

личности занимает ролеван теория личности. Основные положения этой теории

были сформулированы американскими социологами Дж. Мидом и Р. Минтоном,

активно разрабатывались Р. Мертоном и Т. Парсонсом, а также

западногерманским социологом Р. Дарендорфом. Каковы же основные положения

этой теории?

Ролевая теория личности описывает ее социальное поведение двумя основными

понятиями: «социальный статус» и «социальная роль». Разберем, что означают

эти понятия. Каждый человек в социальной системе занимает несколько

позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные права и

обязанности, называется ста

тусом, Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один

определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным, или

интегральным. Часто бывает так, что главный, или интегральный, статус

обусловлен его должностью (например, директор, профессор). Социальный

статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне и иных

знаках социальной и профессиональной принадлежности), так и во внутренней

позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т. д.).

Социологи отличают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный —

это, значит, навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг

личности. Он обусловливается этническим происхождением, местом рождения,

семьей и т. д, Приобретсшцлй (достигнутый) статус определяется усилиями

самого человека (например, писатель, генеральный секретарь, директор и т.

д.). Выделяются также естественный и профессионально-должностной статусы.

Естественный статус личности предполагает существенные и относительно

устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность,

зрелость, старость и т. д.). Профессионально-должностной — это базисный

статус личности, для взрослого человека, чаще всего, являющийся основой

интегрального статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и

производственно-техническое положение (банкир, инженер, адвокат и т. д.).

Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в

данной социальной системе. Совокупность требований, предъявляемых индивиду

обществом, образует содержание социальной роли. Социальная роль — это

совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный

статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей.

Совокупность ролей, вытекающих изданного статуса, называется ролевым

набором. Марксистская социология качественно различает ин-

ституциализированные и конвенциональные (по соглашению) роли. Первые

являются ведущими, так как вытекают из социальной структуры общества, а

вторые возникают относительно произвольно в групповых взаимодействиях и

предполагают субъективную окраску.

Одна из первых попыток систематизации ролей была предпринята Т. Парсонсом.

Он считал, что любая роль описывается пятью основными характеристиками: 1)

эмоциональной — одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие —

раскованности; 2) способом получения — одни предписываются, другие

завоевываются;

3) масштабом — часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая —

размыта; 4) формализацией — действие в строго установленных правилах либо

произвольно; 5) мотивацией — на личную прибыль, на общее благо и т. д.

Любая роль характеризуется некоторым набором этих пяти свойств.

Социальную роль следует рассматривать в двух аспектах: ролевого ожидания и

ролевого исполнения. Между этими двумя аспектами никогда не бывает полного

совпадения. Но каждый из них имеет большое значение в поведении личности.

Наши роли определяются прежде всего тем, чего ожидают от нас другие. Эти

ожидания

ассоциируются со статусом, который имеет данная личность. Если кто-то не

играет роли в соответствии с нашим ожиданием, то он вступает в определенный

конфликт с обществом. Например, родитель должен заботиться о детях, близкий

друг должен быть неравнодушен к нашим проблемам и т. д.

Ролевые требования (предписания, положения и ожидания соответствующего

поведения) воплощаются в конкретных социальных нормах, сгруппированных

вокруг социального статуса.

В нормативной структуре социальной роли обычно выделяются четыре элемента:

1) описание типа поведения, соответствующего данной роли; 2) предписания

(требования), связанные с данным поведением; 3) оценка выполнения

предписанной роли; 4) санкция — социальные последствия того или иного

действия в рамках требований социальной системы. Социальные санкции по

своему характеру могут быть моральными, реализуемыми непосредственно

социальной группой через ее поведение (например, презрение), или

юридическими, политическими, экологическими и т. д, реализуемыми через

деятельность конкретных социальных институтов. Смысл социальных санкций

состоит в том, чтобы побудить человека к определенному типу поведения. Они

являются одним из важнейших элементов социального регулирования.

Следует отметить, что любая роль не является чистой моделью поведения.

Главным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевым поведением

служит характер индивида. Это значит, что поведение конкретного человека не

укладывается в чистую схему. Оно является продуктом уникального,

свойственного только ему способа интерпретации и истолкования ролей.

Поскольку каждый человек исполняет несколько ролей в множестве различных

ситуаций, между ролями может возникнуть конфликт. Ситуация, в которой

человек сталкивается с необходимостью удовлетворять требования двух или

более несовместимых ролей, называется ролевым конфликтом. Конфликт создает

стрессовую ситуацию, и необходимо изыскивать способы гармонизации ролей.

Формирование личности в процессе социализации. Отклоняющееся поведение

личности

Личность как объект общественных отношений рассматривается в социологии в

контексте двух взаимосвязанных процессов — социализации и идентификации.

Социализация — это процесс усвоения индивидом образцов поведения,

социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования

в данном обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к

культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает

социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе

социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи,

сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т. д

Для успешной социализации, по Д. Смелзеру, необходимо действие трех

фактов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим

ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем

различным стадиям: 1) стадии подражания и копирования детьми поведения

взрослых; 2) игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение

роли; 3) стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них

ждет целая группа людей.

Одним из первых выделил элементы социализации ребенка 3. Фрейд- По Фрейду,

личность включает три элемента: «ид» — источник энергии, стимулируемый

стремлением к удовольствию;

«эго» — осуществляющий контроль личности, на основе принципа реальности, и

«суперэго», или нравственный оценочный элемент. Социализация представляется

Фрейдом процессом «развертывания» врожденных свойств человека, в результате

которого происходят становления этих трех составляющих элементов личности.

В этом процессе Фрейд выделяет четыре стадии, каждая из которых связана с

определенными участками тела, так называемые эрогенные зоны: оральная,

анальная, фаллическая и фаза половой зрелости.

Французский психолог Ж. Пиаже, сохраняя идею различных стадий в развитии

личности, делает акцент на развитии познавательных структур индивида и их

последующей перестройке в зависимости от опыта и социального

взаимодействия. Эти стадии сменяют одна другую в определенной

последовательности: сенсорно-моторная (от рождения до 2 лет),

операциональная (от 2 до 7), стадия конкретных операций (с 7 до 11), стадия

формальных операций (с 12 до 15). Многие психологи и социологи

подчеркивают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни

человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от

социализации детей несколькими моментами. Социализация взрослых скорее

изменяет внешнее поведение, в то время, как социализация детей формирует

ценностные ориентации. Социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь

человеку приобрести определенные навыки, социализация в детстве в большей

мере имеет дело с мотивацией поведения. Психолог Р. Гарольд предложил

теорию, в которой социализация взрослых рассматривается не как продолжение

детской социализации, а как процесс, в котором изживаются психологические

приметы детства: отказ от детских мифов (таких, например, как всемогущество

авторитета или идея о том, что наши требования должны быть законом для

окружающих).

Каковы же механизмы социализации? Уже 3. Фрейд выделил психологические

механизмы социализации: имитацию, идентификацию, чувство стыда и вины.

Имитацией называется осознанная попытка ребенка копировать определенную

модель поведения. Образцами для подражания могут выступать родители,

родственники, друзья и т. д. Идентификация — это способ осознания

принадлежности к той или иной общности. Через идентификацию дети принимают

поведение родителей, родственников, друзей, соседей и т. д., их ценности,

нормы, образцы поведения как свои собственные.

ассоциируются со статусом, который имеет данная личность. Если кто-то не

играет роли в соответствии с нашим ожиданием, то он вступает в определенный

конфликт с обществом. Например, родитель должен заботиться о детях, близкий

друг должен быть неравнодушен к нашим проблемам и т. д.

Ролевые требования (предписания, положения и ожидания соответствующего

поведения) воплощаются в конкретных социальных нормах, сгруппированных

вокруг социального статуса.

В нормативной структуре социальной роли обычно выделяются четыре элемента:

1) описание типа поведения, соответствующего дан-ной роли; 2) предписания

(требования), связанные с данным поведением; 3) оценка выполнения

предписанной роли; 4) санкция — социальные последствия того или иного

действия в рамках требований социальной системы. Социальные санкции по

своему характеру могут быть моральными, реализуемыми непосредственно

социальной группой через ее поведение (например, презрение), или

юридическими, политическими, экологическими и т. д, реализуемыми через

деятельность конкретных социальных институтов. Смысл социальных санкций

состоит в том, чтобы побудить человека к определенному типу поведения. Они

являются одним из важнейших элементов социального регулирования.

Следует отметить, что любая роль не является чистой моделью поведения.

Главным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевым поведением

служит характер индивида. Это значит, что поведение конкретного человека не

укладывается в чистую схему. Оно является продуктом уникального,

свойственного только ему способа интерпретации и истолкования ролей.

Поскольку каждый человек исполняет несколько ролей в множестве различных

ситуаций, между ролями может возникнуть конфликт. Ситуация, в которой

человек сталкивается с необходимостью удовлетворять требования двух или

более несовместимых ролей, называется ролевым конфликтом. Конфликт создает

стрессовую ситуацию, и необходимо изыскивать способы гармонизации ролей.

Формирование личности в процессе социализации. Отклоняющееся поведение

личности

Личность как объект общественных отношений рассматривается в социологии в

контексте двух взаимосвязанных процессов — социализации и идентификации.

Социализация — это процесс усвоения индивидом образцов поведения,

социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования

в данном обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к

культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает

социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе

социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи,

сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т. д

Для успешной социализации, по Д Смелзеру, необходимо действие трех

фактов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим

ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем

различным стадиям: 1) стадии подражания и копирования детьми поведения

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.