реферат бесплатно, курсовые работы
 

Курс социологии

человечества, не обретшего гражданского состояния. Однако го

раздо более близкие и значимые корчи конфликтологиче-ского подхода можно

обнаружить в социологическом наследии Карла Маркса.

Марксистская теория экономической детерминированности социальных отношений,

классовых антагонизмов, классовой борьбы, соперничества различных форм

собственности, классовой предопределенности общественного сознания и многое

другое, быть может, в несколько иной терминологической интерпретации широко

используется современными западными социологами-теоретиками. Однако

примечательно то, что использование марксистского экономического

детерминизма осуществляется на Западе >бирательно. Из марксизма

выбрасываются такие его важ-1 йшие компоненты как теория диктатуры

пролетариата, гволюционной партии, этический релятивизм и оставляется лишь

самые общие теоретические подходы. При этом также предпочитают не обсуждать

практику реального марксизма в странах Восточной Европы и в России, ибо

она, естественно, может дискредитировать и многие теоретические положения

марксизма. В итоге марксизм в современной западной социологии имеет весьма

рафинированный, фрагментарный и существенно либеральный характер.

Одновременно с этим ряд современных социологов попытались создать теорию

конфликта, которая не была бы прямым продолжением марксизма. Это, однако,

оказалось не столь легкой задачей, ибо конфликтологические теории были

лишены мощной универсальной базы, которой обладал марксизм. Тем не менее

можно говорить о самостоятельном конфликтологическом направлении в

современной социологии.

Одним из видных радикальных социологов стал Райт Миллс (1916—1962) —

американский социолог, проела^ вившийся своими исследованиями властвующих

элит в современном западном обществе. Представляя современное общество в

виде социально-политической и экономической структуры, Миллс доказывал, что

реальное влияние на эти структуры оказывается небольшими группами

политических деятелей, бизнесменов и военных. Свою теорию Миллс

с очевидностью противопоставлял структурному функционализму Парсонса.

Наиболее полно роль социального конфликта раскрыл другой американский

социолог Льюис Козер, который относил конфликт к области сугубо идейных

явлений. Конфликты обнаруживают себя в социальном развитии по мере того,

как определенные группы соперничают за власть, перераспределение доходов,

за монополию на духовное лидерство и т.д. Всякое общество не только

потенциально содержит в себе возможность конфликтов, но более того.

общество может осуществлять себя только через баланс конфликтов, которые

устанавливают принципы социального взаимодействия между группами и

индивидами.

Немецкий социолог Ральф Дарендорф (род. 1929) в своей «теории конфликта»

исходил из того,что в каждом обществе существуют осевые линии социальных

конфликтов. Конфликт, по его мнению, рождается из того, что одна группа или

один класс сопротивляются «давлению» или господству противоположной им

социальной силы. Причем, по мнению Дарендорфа, конфликт есть оборотная

сторона всякой интеграции и потому он так же неизбежен в обществе как и

интеграция социальных институтов. За фасадом единства и взаимодействия

социальных структур находятся конфликтующие мотивы и интересы этих структур

и их носителей. Дарендорф создал целую классификацию различных типов микро-

и макроконфликтов, наполняющих общество. Задача не состоит в том, считает

Дарендорф, чтобы избежать или снять конфликты — это невозможно. Необходимо

направить их по определенному руслу, не разрушающему всю систему и ведущему

ее к плавной эволюции. Для этого следует максимально формализовать

конфликты, то есть вывести их на поверхность общественной жизни и сделать

предметом открытых дискуссий, обсуждений в прессе, су дебных разбирательств

и т.д. Более того, наличие открытых и демократически разрешаемых конфликтов

— свидетельство жизнеспособности общества, ибо любое социальное развитие

подразумевает неравномерность распределения и, соответственно, конфликтные

ситуации.

Наряду с другими социологическими теориями конф-ликтологическая социология

дала свою версию социального мира. Эта версия не была универсальной, но

она, как другие подобные версии, показывала важную перспективу рассмотрения

социальных структур и процессов.

СИМВОЛИЧЕСКИЙ ИНТЕРАКЦИОНИЗМ

Символический интеракционизм, возникший в 20-е го-]ч нашего века,

предопределил возникновение многих со-гменных социологических школ.

Название этого течения еоретической социологии можно объяснить следующим

разом.

Термин «символический» обозначает,» что эта социологическая школа делает

акцент на «смысле», который вкладывают действующие лица («актеры»), когда

они вступают во взаимодействие — то есть «интеракцию» (взаимодействие). За

этим техницистским языком скрывается широкая социологическая теория,

рассматривающая общество с точки зрения поведения индивидов, вовлеченных в

акты поведения и взаимодействия.

Основатель символического интеракционизма, выдающийся американский социолог

и социальный мыслитель Джордж Герберт Мид (1863—1931) в своих теоретических

построениях исходил из того, что общество можно объяснить только путем

рассмотрения принципов поведения людей. Причем эта теория оперирует тремя

главными посылами.

а) Любое действие или акт поведения происходит только на основе того

смысла, который действующий субъект (актер) вкладывает в свое действие.

Иначе говоря, наше поведение в большей или меньшей степени осмысленно.

Причем все эти значения проистекают из общих социальных символов.

Например,"отказ участвовать в военных действиях означает (символизирует)

личную трусость. Для другого человека тот же акт может символизировать

сознательный пацифизм, то есть уже иной символ. Но в том и в другом случаях

за актами поведения стоят общественные символы.

традиции былых времен, сегодня оно используется в документах, юридических

актах, названиях учреждений и т.д. В этом случае многие явления социальной

жизни ( в частности, политика, экономические отношения, институты), не

рассматриваются как формы социальных связей и выпадают за границы

социальной жизни. В нашей работе в этом контексте термин социальное не

используется.

Во втором случае слова «социальное» и «общественное» используются как

полностью идентичные. Конечно, общество — высшее образование, детище

социального. Только в обществе как целостности социальное как особое

свойство приобретает наиболее развитые формы. Но социальное шире

общественного. Поэтому для обозначения процессов, явлений, эффектов,

возникающих лишь в рамках всего общества, мы используем термин

«общественный» (в научной литературе есть его аналог — социетальный).

Мы применяем термин социальное в третьем — в самом широком смысле слова,

как качественно новое, особое, специфическое для человека свойство

жизнедеятельности. Оно пронизывает все явления особого (социального)

состояния жизни, как его элементарные формы (мотив социального действия),

так и сложные системы (культура как целостность) , как отдельные

(социальные) действия, так и развитые (социальные) институты.

Итак, мы подошли к вопросу о том, как социализированные начала человеческой

жизни, синтезируясь, порождают живую ткань социальной действительности.

В центре нашего внимания в следующем разделе — базисныед^лементы социальной

жизни, которые существуют, проявляются во всех сферах человеческой жизни.

Раздел IV

БАЗИСНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ

1. Социальное действие

Если взглянуть на нашу жизнь сверху, как бы с высоте птичьего полета, перед

нами откроется картина, до бол1 напоминающая муравейник: одни куда-то

спешат, друпк трудятся, третьи ждут, стоят в очереди и т.д. Все что-т(

делают, суетятся, постоянно входят в различные контакть и т.д. Что же

является тем исходным элементом, своеобразным далее неделимым атомом этой

живой социальной реальности? Социальное действие. В нем как в зародыше

содержатся все основные черты, противоречия, движущие силы, характерные для

социальной действительности. Не случайно выдающиеся классики социологии

М.Вебер и Т.Парсонс, несмотря на различия в подходах, уделили

первоочередное внимание в своих социологических доктринах именно действию

(М.Вебер — социальному действию, Т.Парсонс — единичному действию).

АНАТОМИЯ СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ

/

«Социальное действие (включая невмешательство или терпеливое приятие) может

быть ориентировано, — согласно М.Веберу, — на прошедшее, настоящее или

ожидаемое в будущем поведение других. Оно может быть местью за прошлые

обиды, защитой от опасности в настоящем или мерами защиты от грядущей

опасности в будущем. «Другие» могут быть отдельными лицами, знакомыми или

неопределенным множеством совершенно незнакомых людей». (3, с.625)

Социальное действие синтезирует в себе, и это следует из вышеприведенного

определения: а) момент действия; б) момент ориентации на другого.

Несколько слов о человеческом действии как таковом. Оно побуждаемо

определенной потребностью человека, которая приобретает форму идеальной

цели. Здесь внутренний импульс действия, его энергетический источник.

Неудовлетворенность, выступающая в различных формах (голод, моральный

дискомфорт, творческое беспокойство, тревога и т. д.), есть свидетельство

противоречия между тем, что необходимо человеку, и тем, чем он обладает,

имеет в наличии в данный конкретной среде. Неудовлетворенность побуждает к

целенаправленному действию. Цель — это ожидаемый результат, в котором

потребность должна найти свое разрешение, неудовлетворенность снята. В

результате действия цель достигается, наступает момент равновесия Деятеля,

его потребностей и внешней среды.

Используя идеи Т.Парсонса, разведем а) Деятеля с его потребностями, целями;

б) «ситуацию» как совокупность конкретных условий, обстоятельств среды, в

которой действует деятель и в) «ориентацию Деятеля на «ситуацию», благодаря

которой вырабатывается конкретный план реализации потребности, цели.

Деятель (будь то индивид или группа) выделяет в конкретной ситуации

различные объекты по их значимости для достижения цели, различает полезные

или вредные для себя элементы ситуации, определяет, что требует

первоочередного внимания, а что может быть рассмотрено как второстепенное,

анализирует, что произойдет, если начать процесс целедостижения тотчас или

отложить его на определенный срок и т.д.

Все эти «взвешивания» вариантов, шансов характерны для любого человеческого

действия. Но мы имеем дело с социальным действием в том случае, когда

Деятель, ориентируясь на ситуацию, принимает во внимание реакцию других

людей, их потребности и цели, вырабатывает план своих действий,

ориентируясь на других, строя прогноз, учитывает, будут способствовать или

препятствовать его действиям другие социальные субъекты, с которыми он

должен взаимодействовать; кто и как себя скорее всего поведет, с учетом

этого, какой вариант действий следует избрать.

Не всякое человеческое действие, следовательно, есть действие социальное.

Ибо достижение не всякой цели предполагает ориентацию на других людей.

Так, ученый естествоиспытатель стремится реализовать научно-познавательную

цель. Он знает, какова научно-познавательная ситуация, то есть, что

известно об изучаемом феномене, а что является еще предметом споров,

дискуссий. Исходя из этого, он вырабатывает план решения сугубо научной

задачи, выдвигая гипотезу, пути ее доказательств. Здесь мы, как и во всех

случаях, когда идет речь толькоо взаимоотношениях (в данном случае

познавательных) человека с природой, не имеем социальных действий. Конечно,

способность человека ставить научную цель, решать ее является продуктом

социального развития. Поиск ученого базируете я на научном фундаменте,

созданном предшествующими поколениями, и не только ученых. Каждая формула,

технология — это есть социальный продукт. И в этом смысле, исследуя

природу, ученый смотрит на нее глязами всего общества, и прежде всего

сообщества ученых, взятого в историческом протяжении. Но в данный,

конкретный момент, в ходе решения сугубо познавательной задачи, сам поиск

ученого не ест ь социальное действие. Другое дело, что в процессе решения

познавательной задачи у него возникает потребность в создании наиболее

благоприятных условий для этого: получить признание коллег, преодолеть

возможные препятствия со стороны других. Вот здесь-то мы имеем дело уже с

наукой как системой взаимодействия людей. Соответственно, действия ученого

по упреждению возможных препятствий со стороны других, обеспечению

признания своего достижения в сообществе ученых — это уже социальные

действия^

Таким образом, человеческое действие тогда приобретает характер социального

действия, когда оно ориентировано на других, когда оно предполагает прямое

или опосредованное взаимодействие с другими людьми. Напомним, эта

ориентация может осуществляться как на конкретное лицо, так и на группу

своих знакомых, незнакомых (поведение в автобусе); на сообщество, членом

которого он является (коллектив, нация), или на все общество; может иметь в

виду как прошлое (месть), так и настоящее или ожидаемое будущее

(упреждающие действия).

Означает ли сказанное, что всякое столкновение людей есть социальное

действие? Нет, не всегда. Представим житейскую ситуацию, как бы

зафиксированную в кадрах кинопленки. Кадр первый: прохожего обрызгала из

лужи машина; кадр второй: прохожий в сердцах (или вслух)проклял водителя за

то, что он игппг.тч.. г. о-/.. ..».....". -----

третий: водитель, увидев, что он не умышленно натворил, останавливает

машину, выходит из машины, намереваясь извиниться перед прохожим. Кадр

четвертый: между прохожим и водителем состоялся небольшой обмен

любезностями. Кадр первый — в действии водителя нет социального действия

(если он не умышленно сделал это). Кадр второй — прохожий совершил

социальное действие. Кадр третий — водитель совершил социальное действие.

Кадр четвертый — и водитель, и прохожий вошли в социальный контакт.

И еще одна ситуация, о которой упоминал еще М.Вебер. ...Внезапно пошел

дождь, прохожие все открыли зонты. Здесь нет социального действия. Хотя

внешне, казалось бы, что прохожие сговорились, или открыли зонты по

команде.

В социальном действии как в капле отражаются основные проблемы социальной

жизни и, следовательно, социологии. Какие проблемы, на какой вариант их

решения указывает анализ социального действия? Это, на наш взгляд, проблема

потребностей как источника социального развития и проблема мотивации как

смыслообразующего начала деятельности. Рассмотрим их последовательно.

Ориентация на других возникает как важнейшее средство, условие

удовлетворения потребностей Деятеля, реализации его жизненных целей.

Необходимо различать потреб-ностно-целевые моменты деятельности и

инструментально-социальные условия, средства их достижения. Крайняя

затруднительность (а для современного человека невозможность)

удовлетворения своих потребностей без взаимодействия с другими фактически

принуждает Деятеля к учету интересов других, возможной их реакции на его

действия. Иначе — хаос, который вреден всем. Ориентация на других,

выполнение ожиданий-обязательств — своеобразная плата, которую Деятель

должен платить за спокойные, надежные цивилизованные условия удовлетворения

своих потребностей.

Вместе с тем, модель социального действия позволяет выявить качественный

критерий эффективности организации социальных связей. Этот критерий в том,

насколько данный акт взаимодействия (и шире — система социальных связей)

обеспечивает удовлетворение потребностей, достижение целей Деятеля. Не

будем заранее обвинять Деятеля в

индивидуализме. Как мы покажем чуть ниже, индивидуализм — это крайняя и в

общем-то нежизнеспособная форма мотивации. В том случае социальная среда,

конкретные связи с людьми могут быть признаны Деятелем разумными, если они

позволяют удовлетворять потребности (безразлично какие, — витальные,

нравственные и т.д.), реализовать его цели. Если данная сеть взаимосвязей

не позволяет этого достичь, формируется неудовлетворенность, побуждающая к

перестройке данной системы социальных связей. Изменение социальных связей

может ограничиться незначительными корректировками, а может потребовать и

кардинальных изменений всей системы связей.

... Китайские студенты, выйдя на площадь Тяньаньмэнь, стремились

реализовать политические цели, связанные с потребностями личной свободы и

т.д. Побудило их к пересмотру традиционных конфуцианских принципов

социальной жизни с их подчинением власть предержащим сравнение своей жизни

с жизнью граждан демократических стран, что породило неудовлетворенность

своим положением, вызвав активные действия.

Возьмем нашу страну, где мы, побуждаемые стремлением повысить уровень

жизни, добиться большей свободы и т.д., вначале стремились изменить систему

социальных связей, не проводя ее коренного преобразования. Но когда

выяснили, что, видимо, попытки решить эти проблемы в рамках сохранения

социалистических принципов не дадут искомого результата, в обществе стали

нарастать настроения в пользу более радикального изменения системы

общественных отношений, которые у нас и происходят.

В данном случае для нас важно проанализировать самую основу социального

действия как некоего идеального типа, элиминируясь (отвлекаясь, забывая) от

регуляторов, критериев, по каким Деятель будет взвешивать пользу и вред, от

влияния культурных традиций на восприятие того, что такое добро, а что

такое зло. Все это нас ждет впереди: при рассмотрении социальных связей и

взаимодействии,регуляции прямых и опосредованных социальных связей,

культуры, источников ее развития и т.д. Сейчас же речь идет лишь об анализе

некоего идеального первокирпичика социальной жизни — элементарном

социальном действии.

Человек наиболее значимые поступки совершает осмысленно. Это в наибольшей

мере касается социальных действий. Поэтому понимание социальных действий

(как индивида, так и группы людей) невозможно без учета мотивации, того

внутреннего идеального смысла, который вкладывает Деятель в свои усилия.

Мотивация социального действия содержит в себе два начала: — индивидуальную

цель, воспроизводящую потребность человека (в данном случае безразлично,

идет ли речь о потребности в еде, или в образовании, потребности в

утверждении собственного достоинства, чести );

— ориентацию на другого, «ожидание», учитывающее возможную ответную реакцию

окружающих.

Соответственно индивидуальная «цель» и «ориентация на другого» в своем

синтезе образуют мотив социального действия.

К примеру, научный-работник хотел бы удовлетворить свою потребность в

расширении научных исследований. Индивидуальная цель ясна. Но нет

необходимых материальных возможностей, нужна поддержка руководства и т.д.

Что предпримет ученый, каков смысл его действий — убедить своих

руководителей в перспективности этого направления, а сегодня, скорее всего,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.