реферат бесплатно, курсовые работы
 

Курс социологии

взрослых; 2) игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение

роли; 3) стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них

ждет целая группа людей.

Одним из первых выделил элементы социализации ребенка 3. Фрейд. По Фрейду,

личность включает три элемента: «ид» — источник энергии, стимулируемый

стремлением к удовольствию;

«эго» — осуществляющий контроль личности, на основе принципа реальности, и

«суперэго», или нравственный оценочный элемент. Социализация представляется

Фрейдом процессом «развертывания» врожденных свойств человека, в результате

которого происходят становления этих трех составляющих элементов личности.

В этом процессе Фрейд выделяет четыре стадии, каждая из которых связана с

определенными участками тела, так называемые эрогенные зоны: оральная,

анальная, фаллическая и фаза половой зрелости.

Французский психолог Ж. Пиаже, сохраняя идею различных стадий в развитии

личности, делает акцент на развитии познавательных структур индивида и их

последующей перестройке в зависимости от опыта и социального

взаимодействия. Эти стадии сменяют одна другую в определенной

последовательности: сенсорно-моторная (от рождения до 2 лет),

операциональная (от 2 до 7), стадия конкретных операций (с 7 до 11), стадия

формальных операций (с 12 до 15). Многие психологи и социологи

подчеркивают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни

человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от

социализации детей несколькими моментами. Социализация взрослых скорее

изменяет внешнее поведение, в то время, как социализация детей формирует

ценностные ориентации. Социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь

человеку приобрести определенные навыки, социализация в детстве в большей

мере имеет дело с мотивацией поведения. Психолог Р. Гарольд предложил

теорию, в которой социализация взрослых рассматривается не как продолжение

детской социализации, а как процесс, в котором изживаются психологические

приметы детства: отказ от детских мифов (таких, например, как всемогущество

авторитета или идея о том, что наши требования должны быть законом для

окружающих).

Каковы же механизмы социализации? Уже 3. Фрейд выделил психологические

механизмы социализации: имитацию, идентификацию, чувство стыда и вины.

Имитацией называется осознанная попытка ребенка копировать определенную

модель поведения. Образцами для подражания могут выступать родители,

родственники, друзья и т. д. Идентификация — это способ осознания

принадлежности к той или иной общности. Через идентификацию дети принимают

поведение родителей, родственников, друзей, соседей и т. д., их ценности,

нормы, образцы поведения как свои собственные.

Имитация и идентификация являются позитивными механизмами, поскольку они

нацелены на усвоение определенного типа поведения. Стыд и вина представляют

собой негативные механизмы, так как они подавляют или запрещают некоторые

образцы поведения. 3. Фрейд отмечает, что чувства стыда и вины тесно

связаны друг с другом и почти неразличимы. Однако между ними имеются

определенные различия. Стыд обычно ассоциируется с ощущением, что вас

разоблачили и опозорили. Это чувство ориентировано на восприятие поступков

индивида другими людьми. Ощущение же вины связано с внутренними

переживаниями, с самооценкой человеком своих поступков. Наказание здесь

совершается самим собой, контролирующей формой выступает совесть.

Т. Парсонс и С. Бейлз применяли понятия, введенные 3. Фрейдом к теории

социального действия и социальных систем. Они определяют имитацию как

процесс, с помощью которого усваиваются специфические элементы культуры,

особые знания, умения, обряды и т. д. По их мнению, имитация не

предполагает никакого длительного отношения с «моделью». Идентификация же

для них означает внутреннее освоение ценностей людьми и представляет собой

процесс социального научения. Степень идентификации определяется характером

привязанности к «другому». Поскольку наиболее сильны привязанности в семье,

постолькоу семья считается основной формой социализации/Но помимо семьи в

этом процессе принимает активное участие внешнее окружение индивида, в том

числе и средства массовой информации и коммуникации.

Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при

достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется

обретением личностью интегрального социального статуса. Однако в процессе

социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации

является отклоняющее (девиантное) поведение. Этим термином в социологии

чаще всего обозначают различные формы негативного поведения лиц, сферу

нравственных пороков, отступления от принципов, норм морали и права. К

основным формам отклоняющегося поведения принято относить

правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию,

самоубийство.

Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии

конфликта между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся

поведение - это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от

повседневных жизненных невзгод и проблем, преодолеть состояние

неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако

отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть

связано со стремлением личности к новому, передовому, попыткой преодолеть

консервативное, мешающее двигаться вперед. К отклоняющемуся поведению могут

быть отнесены различные виды научного, технического и художественного

творчества.

С

тема 8

оциальная структура общества

I/ Понятие социальной структуры общества. Марксистское учение о классах как

основном элементе социальной структуры общества

2/ Теория социальной стратификации и социальной мобильности З/ Социальная

стратификация и социальная мобильность в современном российском обществе

Понятие социальной структуры общества.

Марксистское учение о классах как основном элементе социальной структуры

общества

В предыдущем разделе речь шла о социальной системе как совокупности

социальных явлений и процессов, находящихся в отношениях и связях между

собой и образующих целостный социальный объект. Отдельные явления и

процессы выступают в качестве элементов системы. Социальная структура

общества есть часть социальной системы и объединяет в себе два компонента:

социальные связи и социальный состав. О социальных связях подробно

говорилось в теме 3. Социальный состав — это набор элементов, составляющих

социальную структуру.

Социальная структура — это устойчивая связь элементов в социальной системе.

Основными элементами социальной структуры общества являются индивиды,

занимающие определенные позиции (статус) и выполняющие определенные

социальные функции (роли), объединения этих индивидов на основе их

статусных признаков в группы, социально-территориальные, этнические и иные

общности и т. д. Социальная структура выражает объективное деление общества

на общности, классы, слои, группы и т. д., указывая на различное положение

людей по отношению друг к другу по многочисленным критериям. Каждый из

элементов социальной структуры, в свою очередь, является сложной социальной

системой со своими подсистемами и связями.

Понятие социальной структуры в обществе обычно употребляют в следующих

основных смыслах. В широком смысле социальная структура — это строение

общества в целом, система связей между всеми его основными элементами. При

таком подходе социальная структура характеризует все многочисленные виды

социальных общностей и отношения между ними. В узком смысле термин

«социальная структура общества» чаще всего применяется к социально-

классовым и социально-групповым общностям. Социальная структура в этом

смысле — это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом

классов, социальных слоев и групп.

лирические данные служат для их проверки, подтверждения или опровержения.

Если же гипотезы с самого начала не выдвигались, то резко падает научный

уровень социологического исследования, а его результаты и обобщения

сводятся к описаниям процентных выражений тех или иных индикаторов и к

довольно тривиальным рекомендациям.

Методы сбора социальной информации (выборка, анализ документов, наблюдение,

опрос: анкетирование, интервьюирование)

Наряду с теоретическим большое значение в исследовании имеет методический

раздел программ, который включает в себя описание методики и организации

исследования. Центральное значение в этом разделе занимает обоснование

выборки. Характер решаемой проблемы, цели и задачи исследования определяют,

каким должен быть объект исследования. Иногда, когда объект исследования

сравнительно невелик и социолог располагает достоверными силами и

возможностями его изучить, он может исследовать его целиком. Тогда, говорят

социологи, объект исследования тождествен генеральной совокупности. Но

часто сложное исследование невозможно или в нем нет необходимости. Поэтому

для решения задач исследования осуществляется выборка.

В программе должно быть четко указано: 1) Каков объект эмпирического

исследования. 2) Является исследование сплошным или выборочным. 3) Если оно

является выборочным, то претендует ли оно на репрезентативность.

Репрезентативность — это свойство выборочной совокупности воспроизводить

параметры и значительные элементы генеральной совокупности. Генеральная

совокупность — это совокупность всех возможных социальных объектов, которая

подлежит изучению в пределах программы социологического исследования.

Вторичная совокупность (выборка) — это часть объектов генеральной

совокупности, отобранная с помощью специальных приемов для получения

информации о всей совокупности в целом. Число единиц наблюдения,

составляющих выборочную совокупность, называется ее объемом (объемом

выборки). Существует ряд процедур осуществления выборки. 4) Исследователь

обязан указать, сколько ступеней отбора применяется в выборке, какова

единица отбора на каждой ступени и какой темп отбора применяется на каждой

ступени. 5) Что является основой выборки (список, картотека, карта)? 6)

Какова единица наблюдения на последней ступени выборки.

Попробуем на характерном примере описать выборку. Возьмем исследование

эффективности труда на малых предприятиях, существующих в системе крупных

государственных предприятий. Такая форма организации труда в наше время

стала широко распространенной. В качестве эмпирического объекта принимаются

рабочие и служащие, охваченные организацией труда в системе малых пред-

'I- I

приятии. Исследование является выборочным, обеспечивающим

репрезентативность; генеральной совокупностью являются все рабочие и

служащие, охваченные организацией труда в системе малых предприятий.

Применяются три ступени отбора: на первую ступень выделяются малые

предприятия, занятые в основном и вспомогательном производстве. Для

исследования малых предприятий, занятых во вспомогательном производстве, в

связи с их малочисленностью, применяется сплошной опрос. Малые предприятия,

занятые в основном производстве, будут изучаться выборочно. Вторая ступень

отбора — отбор малых предприятий, занятых в основном производстве. По

показателям, характеризующим эффективность деятельности, малые предприятия

разделяются на три группы: а) наиболее эффективные, б) средние, в)

низкоэффективные. В зависимости от числа малых предприятий, попавших в

каждую группу, по каждому списку делается случайный, непропорциональный

отбор. Например, отбираются по три малых предприятия из каждой группы с

помощью определенного «шага отбора». Третья ступень — в отобранных малых

предприятиях проводится сплошной опрос работающих. Единицей наблюдения

являются отдельные работники. Следует подчеркнуть большое значение

правильно проведенной выборки исследования. Если эта выборка проведена

некорректно, то данное исследование не может считаться репрезентативным и

достоверным, и его результатам нельзя доверять.

Важная часть методического раздела программы — обоснование методов сбора

эмпирических данных. Если будет использован анализ документов, то следует

указать, какие документальные источники будут изучаться (какие

статистические формы, планы, отчеты и т. д.), а также какие методы анализа

их содержания будут применяться. При использовании методов опроса требуется

описание его техники, организационной структуры и содержания, где

проводится опрос: на рабочем месте, в местах отдыха, в ведомственной

поликлинике и т. д., какая разновидность анкетирования применяется, каково

содержание анкеты. В нашем примере, где в качестве цели исследования

выдвигалась оценка уровня управления в организации, процедура исследования

требовала проведения аттестации руководителей и ведущих инженерных кадров.

В обосновании методов сбора информации должно быть указано, что аттестация

будет проводиться на основе применения двух взаимодополняющих методов:

экспертной оценки и самооценки. Для аттестации управленческих кадров было

выделено 36 признаков, для инженерно-технических кадров — 27 признаков. Все

качества оценивались по словарю деловых, личностных и организаторских

качеств экспертами трех уровней: 1) эксперты группы А, занимающие более

высокую должность;

2) эксперты группы Б, находящиеся на равном должностном уровне;

3) эксперты группы В, находящиеся в подчинении у оцениваемого.

Таким образом достигалась максимальная возможность объективности оценки,

характеризующей данного руководителя или специалиста как подчиненного —

исполнителя, сотрудника и това-

рища по работе — смежника и управляющего коллективом. Степень выраженности

качеств будет определяться как среднеарифметическое всех экспертных оценок.

На основе этой средней будет выбрана соответствующая фраза и внесена в

производственно-психологическую характеристику. Психологическая

предрасположенность к управленческой деятельности будет выявляться с

помощью теста Кут-та. Здесь основное внимание будет уделяться

предрасположенности к активной жизненной позиции, общительности,

эмоциональной устойчивости и самостоятельности суждений.

При определении методов сбора информации социолог должен принять во

внимание ряд моментов: 1) оперативность и экономичность исследования не

должны обеспечиваться в ущерб качеству данных; 2) ни один метод не является

универсальным, но имеет свои четко очерченные познавательные возможности.

Поэтому не существует вообще «хороших» или «плохих» методов, есть методы,

адекватные или неадекватные поставленной исследователем задаче; 3)

надежность метода обеспечивается не только его обоснованностью, но и

соблюдением правил его применения.

Наиболее экономичным с точки зрения трудозатрат и финансов является анализ

документов. Он имеет и ряд других преимуществ по сравнению с другими

методами:

1) Анализ документов позволяет оперативно получить фактографические данные

о предприятии в целом и его рабочих и служащих.

2) Эта информация носит объективный характер. Но при этом нельзя забывать

об ограничениях, связанных с качеством такой информации:

а) учетная и отчетная информация не всегда бывает достоверной и нуждается в

контроле с помощью наблюдения и опросов;

б) часть этой информации устаревает;

в) цели создания документов чаще всего не совпадают с теми задачами,

которые решает социолог в своем исследовании, поэтому информация,

содержащаяся в документах, должна перерабатываться, переосмысливаться

социологом;

г) подавляющее большинство данных в ведомственной документации не содержит

информации о состоянии сознания работников. Поэтому анализ документов

достаточен лишь в тех случаях, когда для решения задачи достаточно

фактографической информации.

Однако в большинстве случаев исследователь должен прибегать к другим

методам сбора информации: наблюдению, опросу, тестированию и т. д. В

социологическом исследовании под наблюдением понимается метод сбора

первичных эмпирических данных, который заключается в преднамеренном,

целенаправленном, систематическом непосредственном восприятии и регистрации

социальных фактов, подвергающихся контролю и проверке. Главным

преимуществом непосредственного наблюдения является то, что оно позволяет

фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их

совершения, в то время как другие методы сбора первичных данных

основываются на предварительных или ретроспективных суж-

.(•:•

»

дениях индивидов. Другим важным достоинством этого метода является то, что

исследователь в определенной степени не зависит от объекта своего

исследования, он может собирать факты независимо от желания индивидов или

группы говорить или от их умения отвечать на вопросы.

В наблюдении заложена определенная доля объективности, которая задается

самой установкой фиксирования происходящих ситуаций, явлений, фактов.

Однако в этой процедуре имеется и субъективный элемент. Наблюдение

предполагает неразрывную связь наблюдателя с объектом наблюдения, которая

накладывает отпечаток и на восприятие наблюдателем социальной

действительности, и на понимание сути наблюдаемых явлений, их

интерпретацию. Чем сильнее наблюдатель связан с объектом наблюдения, тем

больший элемент субъективизма, тем больше эмоциональная окра-шенность его

восприятия. Еще одной важной особенностью метода наблюдения,

ограничивающего его применение, является сложность, а порой и невозможность

проведения повторного наблюдения.

В зависимости от характера процесса наблюдения выделяют его следующие типы:

контролируемое и неконтролируемое, включенное и невключенное, полевое и

лабораторное, случайное и систематическое и т. д.

Наиболее распространенным методом сбора социологической информации является

опрос. Опрос предусматривает, во-первых, устное или письменное обращение

исследователя к определенной совокупности людей — респондентов с вопросами,

содержание которых представляет изучаемую проблему на уровне эмпирических

индикаторов, во-вторых, регистрацию и статистическую обработку полученных

ответов, а также их теоретическую интерпретацию. По формам и условиям

общения социолога с респондентом различаются письменные (анкетирование) и

устные (интервью) опросы, по месту жительства, по месту работы и в целевых

аудиториях (зрители в кинотеатрах, пациенты в клиниках и т. д.), очные

(личные) и заочные (обращение с анкетой через газету, телевидение, по

телефону), групповые и индивидуальные и т. д.

Метод опроса используется в ряде случаев: 1) Когда изучаемая проблема

недостаточно обеспечена документальными источниками информации, либо когда

такие источники вообще отсутствуют. 2) Когда предмет исследования или

отдельные его характеристики недоступны для наблюдения. 3) Когда предметом

изучения являются элементы общественного или индивидуального сознания:

потребность, интересы, мотивации, настроения, ценности, убеждения людей и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.