| |||||||||||||||||||||
МЕНЮ
| Аспекты совершенствования бухгалтерского учета в условиях слияния с МСФОАспекты совершенствования бухгалтерского учета в условиях слияния с МСФОСОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕТА, АНАЛИЗА И АУДИТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ 1.1 Статистика окружающей природной среды: сущность, задачи и взаимосвязь с другими отраслями статистики 1.2 Эволюционное развитие нормативно-правового регулирования нематериальных активов 1.3 Эволюция формирования инновационной теории 1.4 Организация бухгалтерского учета в виртуальной торговле 1.5 Развитие системы бухгалтерского учета лизинговых операций 1.6 Методические основы формирования учетной системы в туристических организациях 1.7 Формирование стоимости платных услуг на базе учетной информации в медицинских учреждениях 1.8 Учет расходов в бюджетных организациях 1.9 Методические подходы к анализу расчетов с бюджетом 1.10 Особенности проведения анализа деятельности сельскохозяйственных организаций 1.11 Методический подход к внутреннему налоговому аудиту деятельности санаторно-курортных организаций ГЛАВА 2 РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА В РОССИИ 2.1 Концепция управленческого учета на современном этапе развития экономики России 2.2 Контроллинг и стратегический управленческий учет сравнительный анализ понятийных аппаратов и истории возникновения концепции 2.3 Внедрение и развитие системы управленческого учета на предприятии 2.4 Управленческий учет и анализ качества при производственовой продукции 2.5 К вопросу о структуре стоимостных показателей финансового и стратегического учета как основы для управления результативностью ГЛАВА 3 МЕЖДУНАРОДНЫЙ УЧЕТ И ИЗМЕНЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ УЧЕТЕ СОГЛАСНО МСФО 3.1 Международный опыт и российская практика взаимодействия бухгалтерского налогового учета 3.2 Изменения в МСФО 8, 23, 34, 36, применяемые с 1.01.2009 г 3.3 Вопросы организации бухгалтерского учета в соответствии с МСФО 3.4 Содержание финансовой отчетности и методические основы ее составления в системе МСФО ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ Библиографический список ВВЕДЕНИЕ Основные направления реформы учета определены в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России (1997 г.). В июле 2004 г. Минфином России была разработана Концепция бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу, согласно которой целью развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу (2004-2010 гг.) являлось создание приемлемых условий и предпосылок последовательного и успешного выполнения системой бухгалтерского учета и отчетности присущих ей функций в экономике. Дальнейшее развитие бухгалтерского учета и отчетности планировалось осуществлять по следующим основным направлениям: 1) повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности; 2) создание инфраструктуры применения МСФО; 3) изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности; 4) усиление контроля качества бухгалтерской отчетности; 5) существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности. Следует отметить, что реализация четвертого направления (усиления контроля качества бухгалтерской отчетности) предполагает, в частности, разработку стандартов аудиторской деятельности, соответствующих Международным стандартам аудита, и контроль качества работы аудиторов и аудиторских организаций. В последнем разделе Концепции 2004 г. были выделены два основных этапа развития бухгалтерского учета и отчетности в среднесрочной перспективе: - утверждение основного комплекса российских стандартов индивидуальной бухгалтерской отчетности на основе МСФО; - сближение правил налогового учета с правилами бухгалтерского учета. В рамках реализации этих положений Минфином РФ к настоящему времени были подготовлены новые редакции положений по бухгалтерскому учету: ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»; ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов»; ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах». Были внесены изменения в 13 ранее принятых ПБУ (5/01, 6/01, 15/01, 16/02 и др.). Реформа российского учета - это процесс сложный и требует времени для практической отработки новых методов и процедур сбора информации. По мнению отечественных ученых, совершенствование методологии и организации анализа в Российской Федерации напрямую сопряжено с развитием новых направлений экономического анализа, а именно: анализом эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия, стратегическим, маркетинговым, логистическим, институциональным и ABC-анализом. Научная значимость данной работы - недостаточная разработанность теоретических и практических аспектов по проблемам учета, анализа и аудита, раскрытым в монографии, требуют дальнейших исследований, что и предопределило выбор темы исследования, его предмет, цель и задачи. Данное исследование раскрывает наиболее актуальные проблемы реформирования учета, анализа и аудита современной организации. Первый раздел излагает методические основы и основные аспекты развития бухгалтерского учета в торговле, санаторно-курортных, медицинских, туристических организациях, а также нематериальных активов, лизинговых операций. Кроме того, освещены методические подходы к анализу расчетов с бюджетом, особенности анализа сельскохозяйственных организаций. Дана методика внутреннего налогового аудита и направления развития статистики окружающей природной среды. Вторая глава посвящена организации и тенденциям развития концепции современного стратегического управленческого учета. Большое внимание уделено отражению управленческого учета и анализа в системе менеджмента качества. Приведена структура стоимостных показателей для управления и оценки результатов деятельности организаций и центров ответственности. В третьей главе раскрыты вопросы организации учета и составления отчетности по требованиям МСФО. Кроме того, исследован международный опыт и российская практика взаимодействия бухгалтерского и налогового учета. Показаны изменения с 01.01.2009 г. в МСФО 8, 23, 34, 36. ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕТА, АНАЛИЗА И АУДИТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ 1.1 Статистика окружающей природной среды: сущность, задачи и взаимосвязь с другими отраслями статистики Растущее внимание к экологическим проблемам породило спрос на статистические данные, характеризующие состояние окружающей природной среды и воздействие на нее человеческого общества. Статистика, являющаяся основой научного познания и практической деятельности, призвана сыграть важную роль в осознании обществом серьезности экологических проблем, необходимости учета их в экономическом прогнозировании и развитии [24]. Укрепление общегосударственного регулирования природно-ресурсной и природоохранной сфер будет во многом зависеть от восстановления роли статистики окружающей природной среды, правильности ее организации, адекватности стоящим проблемам и способности оперативно содействовать их решению. В этой связи требуется оценить практические возможности, открывшиеся после принятия в ноябре 2007 г. Федерального закона «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации». Актуальность рассматриваемого направления статистического исследования определяется целым рядом факторов, а именно необходимостью: - получения объективных оценок, отражающих реальные масштабы негативного влияния хозяйственной деятельности на окружающую среду и жизнедеятельность человека; - определения роли природоохранных мероприятий, направленных на предотвращение загрязнения и деградации, а также на сохранение и восполнение основных элементов природы; - согласования стратегических целей и текущих задач развития производственной и природоохранной деятельности; - проведения межрегиональных сопоставлений индикаторов окружающей среды и т.д. [16]. Вопросами оценки экологического состояния ОС занимаются ученые, специалисты самых разных направлений науки. Экологические службы контролируют состояние ОС (мониторинг), информируют общество о происходящих процессах в этой области. Однако реальная переориентация на путь устойчивого развития может произойти лишь тогда, когда на всех уровнях деятельность будет ориентирована не просто на достижение роста и экономической эффективности, но, в первую очередь, на экологическую безопасность. Разработка системы статистического учета развития с учетом экологического фактора, соответствующей общепринятой концепции и принципам устойчивого развития, послужила бы базой для закона о статистике, соответствующего задачам сегодняшнего дня. Принятие такого закона необходимо не только для совершенствования статистической системы, но и, что важно в новых рыночных условиях, для обязательности предоставления всеми предприятиями данных об экологической безопасности продукции и условий ее производства государственным статистическим органам. Охрана природной окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов - условие устойчивого и экологически безопасного развития современного общества, повышения уровня и качества жизни настоящего и будущего поколений людей. С учетом объективных и субъективных факторов, присущих природопользованию в России в исторической перспективе, можно было бы определить направления экологической политики, в реализации которых статистика, по мнению ученых Б.Т. Рябушкина и А.Д. Думнова [45], востребована. Это: – выбор приоритетных направлений природоохранной политики на каждом конкретном этапе развития и определение наиболее важных задач по их реализации; – контроль за выполнением принимаемых решений, планов, заданий и программ, включая объяснение причин их невыполнения и учет имеющихся резервов; – создание информационной основы для расчета (разработки) соответствующих экологических, экономических и финансовых нормативов, необходимых для рационализации природопользования, регулирования природоресурсных и экологических платежей, выработки стимулирующих рычагов (как поощрительного, так и наказующе-штрафного характера) с использованием рыночных механизмов, системы прямого государственного регулирования; – проведение макроэкономических расчетов в целях определения места природопользования и природоохраны в экономике страны; – многие другие аспекты взаимодействия экономических и социальных факторов с природной средой жизнедеятельности людей. Создание принципиально новой в России статистики, характеризующей состояние окружающей природной среды, адекватной управленческим задачам от микро- до макроуровня, от уровня региона до общенационального уровня, отнюдь не означает отрицания научно-практических достижений статистиков в различные периоды исторического развития страны. Достаточно известный в области исследований проблем использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды ученый А.Д. Думнов подробно изучил становление статистики окружающей природной среды, проделав трудоемкую работу, выделив этапы ее развития. На основе информации, представленной в его работе [17], дадим краткую характеристику каждого этапа. Таблица 1 Этапы развития информационной базы по экологической ситуации
Статистика окружающей среды изучает процессы взаимодействия человека с окружающей природной средой и проблемы, связанные с сохранением, восстановлением и улучшением качества окружающей среды. Прежде чем дать определение статистики окружающей природной среды, рассмотрим, что должно являться ее предметом. Представленная информация в таблице свидетельствует о том, что статистика окружающей природной среды в теоретическом и практическом плане как у нас в стране, так и за рубежом, существует с начала 70-х гг. прошлого века. В настоящее время возникла необходимость проанализировать предмет ее изучения, поскольку в процессе изначальной ее организации определенный круг проблем по объективным и субъективным причинам не получил однозначного решения [15]. Структурирование предмета статистики ОПС еще до разработки системы показателей требует формирования четкого терминологического аппарата или уточнения основных понятий и определений таких как «окружающая среда», «окружающая природная среда», «природные ресурсы», «природопользование», «охрана природы», «природно-ресурсный комплекс», «экология» и т.п. В особой степени данное требование касается сравнительно молодых отраслей статистического исследования, в частности статистики окружающей природной среды. Следует отметить, что неопределенность и нечеткость в использовании терминологии не дает возможность четко ограничить предмет статистического исследования и объекты статистического наблюдения. Это делает практически невозможным разработку логически стройной и компактной системы показателей. В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ к охране окружающей среды относится «деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий. Одновременно под окружающей средой в том же законе понимается «совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов». В законе «Об охране окружающей среды» и говорится об управлении в области охраны окружающей среды, но отсутствует указание на объект, которым необходимо управлять, чтобы получить желаемый результат [9]. Мы полностью разделяем мнение А.Д. Думнова, что используемый в Российском законодательстве и наиболее часто употребляемый в настоящее время термин «окружающая среда» неудачен, поскольку включает и природную среду, и искусственную (техногенную) среду, т.е. совокупность элементов среды, созданных из природных веществ трудом и волей человека и не имеющих аналогов в девственной природе (здания, сооружения и т.п.). Проделав глубокий лексический и терминологический анализ основных понятий и определений, используемых в статистике окружающей природной среды, А.Д. Думнов приходит к выводу о нецелесообразности использования в статистической теории и практике термина «окружающая среда», а предлагает понятие «окружающая природная среда», которое еще использовалось в законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды», действовавшем в 1992-2002 гг., и дает следующее ее определение. «Окружающая (человека) природная среда (ОПС) - совокупность естественных абиотических (неорганических) и биотических (органических) ресурсов и факторов природы, на которые человек оказывает (может оказывать в перспективе) прямое или косвенное влияние в процессе хозяйственного использования (потребления) и которые оказывают обратное воздействие как на самого человека, так и на его социально-экономическую деятельность». Эта категория «окружающая природная среда», таким образом, в целом соответствует категориям «природа» и «совокупность природных ресурсов». Все эти понятия структурируются и, следовательно, реально применимы в статистическом учете. Существуют и другие определения: Окружающая природная среда - это совокупность природных компонентов, оказывающих влияние на качество жизни, условия жизнедеятельности и состояние здоровья человека. Компонентами окружающей среды являются атмосферный воздух, вода, почвы, недра, животный и растительный мир. Компоненты окружающей природной среды, которые могут быть вовлечены в процесс общественного производства, относятся к природным ресурсам. В настоящее время к природным ресурсам практически можно отнести все компоненты окружающей природной среды. К задачам статистики окружающей природной среды относятся: - разработка системы показателей, характеризующих наличие, состояние и использование природных ресурсов; - анализ воздействия человека на окружающую среду; характеристика природоохранных мероприятий и оценка их эффективности; - определение величины затрат экологического назначения и их эффективности; - анализ воздействия измененной деятельностью человека природной среды на самого человека и условия его жизни; - факторный анализ динамики процессов, происходящих в природной среде. Важнейшей задачей статистики является разработка системы показателей, характеризующих состояние, изменение окружающей среды и мероприятия по охране и восстановлению природных ресурсов, их эффективность; анализ выполнения программ по охране окружающей среды. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||||||||||||||||||
|