реферат бесплатно, курсовые работы
 

Аспекты совершенствования бухгалтерского учета в условиях слияния с МСФО

ФЗП = ЧР Ч ГЗП, (22)

или

ФЗП = ЧР Ч Д Ч ДЗП, (23)

или

ФЗП = ЧР Ч Д Ч П Ч ЧЗП, (24)

где ФЗП - фонд заработной платы;

ЧР - среднегодовая численность работников;

ГЗП - среднегодовая зарплата одного работника;

Д - количество отработанных дней одним работником за год;

ДЗП - среднедневная зарплата одного работника;

П - средняя продолжительность рабочего дня;

ЧЗП - среднечасовая зарплата одного работника.

Показатели себестоимости, рентабельности и финансовые результаты деятельности предприятия в условиях рынка имеют наиболее важное значение, т.к. являются показателями результатов хозяйственно-финансовой деятельности.

Все эти показатели тесно связаны между собой. Финансовые результаты зависят от себестоимости произведенной и реализованной продукции и их соотношения с выручкой от реализации и являются расчетной величиной для показателей рентабельности.

Информация к данному анализу может быть получена из типовых и специализированных форм годовой бухгалтерской отчетности сельскохозяйственных организаций: форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках», форма № 87-АПК «Реализация продукции», форма № 8-АПК «Затраты на основное производство», форма № 9-АПК «Производство и себестоимость продукции растениеводства», форма № 13-АПК «Производство и себестоимость продукции животноводства», а также первичные документы и регистры бухгалтерского учета.

Себестоимость сельскохозяйственной продукции представляет собой совокупность всех затрат на производство этой продукции и рассчитывается:

- на всю произведенную и реализованную продукцию;

- продукцию той или иной отрасли;

- единицу определенной продукции.

По каждому из этих разделов анализ себестоимости может включать сравнительный анализ в динамике, межхозяйственный, районный и т.д. Особое внимание при данном анализе необходимо обратить на структуру себестоимости и ее изменения. При необходимости нужно проанализировать некоторые статьи затрат, особенно те, что состоят из нескольких составляющих. К таким статьям относятся материальные затраты, т.к. они состоят из двух составляющих: количества затраченных материалов и цен на них. Например, особое внимание необходимо обратить на такие статьи затрат, как минеральные удобрения, корма, семена, нефтепродукты, запасные части, в зависимости от значимости тех или иных затрат в хозяйстве. Еще одним важным составляющим данного раздела является детальный анализ комплексных статей в себестоимости продукции: общехозяйственных и общепроизводственных затрат, их динамики, соотношения с плановыми цифрами, обоснованностью и необходимостью тех или иных структурных изменений в этих статьях.

Кроме того, анализируя себестоимость продукции сельского хозяйства, особое внимание необходимо уделить соотношению в структуре себестоимости постоянных и переменных затрат. Исходя из прямо пропорциональной зависимости уровня переменных издержек от количества произведенной продукции при неизменности постоянных издержек, можно рассчитать, какое количество переменных и постоянных затрат приходится на единицу продукции и как это соотношение изменяется и влияет на себестоимость в зависимости от количества произведенной продукции.

Финансовые результаты зависят от количества реализованной продукции, цен и себестоимости. Необходимо сделать анализ в сравнении и в динамике. Для определения влияния этих показателей на конечный результат реализации продукции можно провести факторный анализ.

Рентабельность (убыточность) сельскохозяйственной продукции представляет собой отношение прибыли (убытка) от продажи или производства продукции к ее себестоимости или объему продаж, выраженное в процентах.

Этот показатель может рассчитываться в двух вариантах: рентабельность произведенной продукции и рентабельность реализованной продукции.

1.11 Методический подход к внутреннему налоговому аудиту деятельности санаторно-курортных организаций

Термин «методика» происходит от греческого «methodos» - путь исследования. Методика внутреннего налогового аудита аналогична методике аудита - это система принципов, приемов, правил и требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе ее проведения.

В настоящее время можно выделить четыре основных подхода к созданию методик аудита: бухгалтерский, юридический, специальный и отраслевой.

Бухгалтерский подход является традиционным. Он заключается в разработке методик проверки по различным разделам бухгалтерского учета.

Юридический подход включает в себя разработку методик проверки различных вопросов с юридической точки зрения, т.е. более глубокое изучение правовой стороны отражения хозяйственной деятельности экономического субъекта в учете.

Специальный подход включает в себя разработку методик проверки групп экономических субъектов, обладающих общими специальными признаками (структурой управления, структурой капитала, численностью работников, организационно-правовой формой, налоговым режимом и т.д.).

При отраслевом подходе разрабатываются методики аудита в зависимости от вида деятельности или отраслевой принадлежности. К таким методикам можно отнести методики аудита предприятий торговли, сельскохозяйственных предприятий, санаторно-курортных организаций, строительных организаций, банков, инвестиционных институтов и др.

Мы считаем, что при разработке методики внутреннего налогового аудита санаторно-курортных организациях целесообразно использовать отраслевой подход с учетом положений Методики аудиторской деятельности «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами», т.к. это позволит учесть особенности проверки состава доходов и расходов на выполнение работ, организации управленческого учета и т.д.

Так, методику проведения внутреннего налогового аудита санаторно-курортных организаций, по нашему мнению, необходимо строить с учетом следующих аспектов: организационно-правовые основы и структура санатория; калькулирование статей расходов по санаторно-курортной путевке; бухгалтерский учет затрат курортных услуг и налогообложение.

Все три указанных аспекта тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Первый из них важен как на этапе предварительного планирования, так и в процессе проведения внутреннего налогового аудита. В целях определения объема выборки и аудиторских процедур аудитору следует установить организационно-правовую форму и структуру санатория, виды деятельности и наличие соответствующих лицензий. На основе установленного делаются выводы об отраслевых особенностях организации, о возможных способах бухгалтерского учета и налогообложения и в зависимости от них формируются дальнейшие этапы проверки, предусматриваются соответствующие аудиторские процедуры.

Аспект второй - калькулирование статей расходов санаторно-курортных путевок. В рекреационной отрасли калькулирование является основой исчисления себестоимости санаторно-курортных услуг и, следовательно, имеет непосредственное отношение к формированию затрат организаций санаторно-курортного комплекса. Без знания основ калькулирования аудитору практически невозможно оценить реальность величины затрат на предоставление санаторно-курортных услуг. Аудитор должен уметь калькулировать статьи расходов путевок различных категорий, в том числе детских, в зависимости от комфортности номера, наличия усиленного питания, большого количества медицинских и лечебных процедур и т.д. Различия в отпускной цене путевок должны подтверждаться расчетами и планируемыми расходами по каждой статье калькуляции.

Третий аспект напрямую касается правильности отнесения затрат на предоставление санаторно-курортных услуг по статьям затрат, применяемым в учете организаций санаторно-курортного комплекса, их распределение по объектам учета, соответствия бухгалтерских записей по учету хозяйственных операций типовой корреспонденции счетов. Изучив два предыдущих аспекта, достаточно квалифицированный аудитор имеет полное представление о порядке учета затрат на предоставление санаторно-курортных услуг и о том, какие последствия влечет за собой нарушение методологии учета. Из-за ошибок в учете затрат могут быть неверно сформированы показатели бухгалтерской отчетности и, следовательно, искаженно исчислены налоги. Особенности в учете организаций санаторно-курортного комплекса определяют и особенности применяемых аудиторских процедур.

Номенклатура статей затрат, их состав и методы распределения по видам услуг должны определяться методическими рекомендациями, учитывающими специфику деятельности и особенности отрасли.

Для санаторно-курортной отрасли целесообразна группировка расходов по калькуляционным статьям, которая может быть применена санаториями для учета затрат на обслуживание отдыхающих и больных:

- заработная плата персонала;

- единый социальный налог (взнос) с отчислением по тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- диетическое питание;

- курортное лечение (лечебные процедуры и медикаменты);

- курортно-досуговое обслуживание;

- хозяйственные расходы;

- амортизация основных средств;

- благоустройство территории;

- общепроизводственные расходы;

- общехозяйственные расходы;

- прочие производственные расходы;

- непроизводственные расходы.

На наш взгляд, к основным отраслевым особенностям при проведении аудита в санаторно-курортных организаций следует отнести:

1) необходимость контроля и учета процесса движения бланков строгой отчетности - путевок, курсовок и других разрешенных к применению без контрольно-кассовых машин;

2) обеспечение раздельного учета доходов и расходов по освобожденным от уплаты налога на добавленную стоимость и подлежащим обложению налогом на добавленную стоимость услугам;

3) обеспечение раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности, осуществляемым в различных режимах налогообложения, в том числе переведенным на уплату единого налога на вмененный доход;

4) контроль «недозаездов» и досрочных отъездов отдыхающих и связанных с этим оплаты путевок и списания продуктов питания. Для отражения в бухгалтерском учете недозаездов и досрочных отъездов должна быть выработана единая методология, основанная на понятии «доход» в соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации» и п. 1 ст. 39 Налогового кодекса Российской Федерации «Реализация товаров, работ или услуг»;

5) наличие и возможность установленных «Правилами санатория» «сухих пайков», порядок их выдачи, учета и налогообложения;

6) определение условий, порядка и учета возврата частичной оплаты стоимости путевки при необходимости досрочных выездов;

7) разработку системы скидок на санаторно-курортные путевки при их продаже потребителям посредниками (турагентами) в зависимости от сезонности и сроков поступления авансов (предоплат);

8) разработку и внедрение норм и нормативов, не установленных нормативными актами, их регулярный пересмотр, пересчет на фактически отработанные санаторием койко-дни и обслуженное количество отдыхающих. Например, списание моющих и дезинфицирующих средств для нужд столовой санатория должно производиться с учетом фактического количества питающихся и рекомендованными нормами расхода каждого используемого средства;

9) определение порядка фиксации не предоставленных отдыхающим лечебных процедур в связи с их добровольным отказом или по рекомендации врача;

10) включение в калькуляции на календарный год праздничных и иных событий, предусматривающих дополнительное питание, которое приводит к удорожанию койко-дня, а также прочих дополнительных расходов по статье «Культурно-досуговые мероприятия»;

11) составление меню-раскладки, учитывающего профиль заболеваний, диетическую направленность и необходимое количество килокалорий;

12) обоснование методов распределения в бухгалтерском учете общехозяйственных расходов между видами получаемых доходов, в том числе облагаемых разными налоговыми режимами;

13) необходимость внедрения специализированных первичных бухгалтерских документов;

14) обоснование норм расходов на озеленительные мероприятия, на содержание паркового хозяйства с учетом произрастающего количества одно- и многолетних зеленых насаждений, их ценности, площади земли и т.д.

Рассмотрев указанные особенности, мы пришли к выводу о необходимости разработки внутреннего стандарта, который включает отраслевую методику для проверки налогов.

Методика аудита отдельных налогов, уплачиваемых санаторно-курортными организациями, разрабатывается примерно по той же схеме, как и методики аудита отдельных участков бухгалтерского учета. Так составляется методика, которая должна включать в себя:

1. Общие положения стандарта

1.1.Цель и основания разработки стандарта

1.2. Необходимость использования стандарта

1.3.Сфера применения стандарта

1.4.Взаимосвязь с другими стандартами

1.5. Преемственность с ранее действовавшими нормативными документами и внутренними стандартами

1.6.Срок действия

2. Сущность внутреннего стандарта

2.1. Основные требования

2.2. Методология решения указанной проблемы.

3. Перечень основных нормативных документов, регулирующих порядок исчисления и уплаты соответствующих налогов

4. Источники информации, используемые при аудите: первичные документы по разделу учета и налогообложения; регистры налогового учета, регистры аналитического и синтетического учета; налоговые декларации

В разделе 1 «Общие положения» рассматриваются цели и основания разработки стандарта, положения о необходимости использования стандарта, сфера его применения и срок действия.

Раздел 2 «Сущность внутреннего стандарта» включает в себя следующие подразделы:

– «Основные требования». Здесь рассматриваются основные требования, которым должен следовать внутренний аудитор при проведении проверки по соответствующим налогам;

– «Методология решения указанной проблемы» рассматривается в форме общего плана и программы проведения аудиторской проверки расчетов с бюджетом по соответствующему налогу. Методика внутреннего налогового аудита включает этапы и последовательность проведения аудита, определение характера проверки каждого участка бухгалтерского учета и налогообложения доходов и перечня используемых внутренним аудитором процедур, указываются объекты аудита, к которым относятся налоги, подлежащие аудиторской проверке. Показатели, являющиеся источниками формирования проверяемых налогов, могут быть представлены в виде таблицы.

В разделе 3 «Перечень основных нормативных документов, регулирующих порядок исчисления и уплаты соответствующих налогов» приводятся все нормативные акты, регулирующие установленные правила ведения налогового и бухгалтерского учета, порядок налогообложения проверяемых налогов и хозяйственных операций, связанных с объектом проверки.

Перечень основных нормативных документов включает Налоговый кодекс Российской Федерации, законодательные акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по налогам, действующим на подведомственной им территории, принятые в соответствии с Налоговым кодексом РФ, закон, положения по бухгалтерскому учету, методические указания, инструкции и др., которыми должен руководствоваться внутренний аудитор при проверке базы соответствующего налога.

В разделе 4 «Источники информации, используемые при аудите» приводятся документы, служащие основанием для отражения в учете операций, которые формируют налоговые базы проверяемых налогов.

Перечень первичных документов приводится по каждому налогу, что позволяет внутреннему аудитору сделать вывод о состоянии этапа регистрации в первичном учете (применяются ли типовые формы первичных документов, как оформлены документы и др.).

Наличие перечня налоговых рисков в санаторно-курортной организации позволяет внутреннему аудитору определить их соответствие с общепринятыми и при необходимости сделать соответствующие рекомендации.

Внутренние аудиторы, получающие доступ к информации, содержащейся в данных налогового учета, обязаны хранить налоговую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную действующим законодательством.

По приведенной выше схеме можно составлять методику для различных налогов, уплачиваемых санаторно-курортной организацией.

Программа внутреннего налогового аудита для санаторно-курортной организации включает проверку тех налогов, которые непосредственно уплачивает экономический субъект. В настоящее время налогообложение субъектов рекреационной сферы предусматривает уплату следующих видов налогов:

1) налог на прибыль санаторно-курортной организации (в соответствии с гл. 25 НК РФ);

2) налог на имущество (в соответствии с гл. 30 НК РФ, начиная с 01.01.04 г. согласно вступившему в силу закону Ставропольского края № 44-КЗ);

3) транспортный налог (в соответствии с гл. 28 НК РФ, по закону Ставропольского края № 52-КЗ от 27.11.02 г. (в ред. от 28.11.2006 г. № 84-кз);

4) налог на добавленную стоимость (НДС) на оказание дополнительных (платных) услуг (в соответствии с гл. 21 НК РФ);

5) земельный налог (в соответствии с гл. 31 НК РФ, Земельным кодексом РФ от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ (в ред. от 28.02.2007 г. № 21-ФЗ);

6) единый социальный налог ( в соответствии с гл. 24 НК РФ);

7) единый налог на вмененный доход.

Проведение внутреннего налогового аудита включает 3 этапа:

1-й - организация и планирование;

2-й - основной;

3-й - заключительный.

Представим развернутую характеристику каждого этапа:

1 этап. Организация и планирование:

1.1. Знакомство с финансово-хозяйственной деятельностью санатория

1.2. Изучение учетной политики

1.3. Предварительная оценка существующей системы налогообложения

1.4. Представление о системе внутреннего контроля, оценка существенности, аудиторский риск

1.5. Разработка общего плана и программы аудита

2 этап. Основной - проверка и подтверждение правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет:

2.1. Аудит прямых налогов

2.2. Аудит косвенных налогов

3 этап. Заключительный:

3.1. Формирование пакета документов

3.2. Составление аудиторского отчета о степени достоверности формирования, отражения в учете уплаты экономическим субъектом налога на прибыль во всех существенных аспектах

Следует отметить, что периодически уплачиваемые налоги могут быть не всеми налогами, которые должен уплачивать санаторий. В частности, может возникать обязанность время от времени уплатить налог в качестве налогового агента, например, налог на добавленную стоимость в соответствии со ст.149 НК РФ. Поэтому программа проверки должна содержать все возможные налоги, которые могут ошибочно не уплачиваться экономическим субъектом. В данном случае при составлении программы внутреннего налогового аудита используется принцип осторожности и разумного сомнения в эффективности системы внутреннего контроля санаторно-курортной организации.

По нашему мнению, на этапе планирования целесообразно предложить лицу, ответственному за исчисление налогов в проверяемом санатории, заполнить анкету, которая содержит список всех налогов (федеральных, налогов субъектов Федерации и местных), с целью получения информации о количестве и видах уплачиваемых налогов. На основании полученных ответов и исследовании учетной политики для целей налогообложения можно получить информацию о том, исчисление и уплату каких налогов санаторно-курортная организация в ней не предусмотрела. Затем внутреннему аудитору следует разработать рекомендации о подготовке дополнений к учетной политике для целей налогообложения, если в этом возникает необходимость. Соответственно целесообразно рассмотреть положения учетной политики для целей бухгалтерского учета и определить, предусмотрена ли рабочим планом счетов достаточная глубина аналитического учета по всем видам налогов в разрезе бюджетов, в которые производится уплата.

Внутренний аудитор должен подтвердить соответствие совершаемых операций и ведения бухгалтерского учета действующему законодательству. Внутренний налоговый аудит представляет собой самостоятельный вид систематизации информации, поскольку преследует цель составления налоговых деклараций. Поэтому проверка соответствия нормам налогового законодательства лежит в основе аудита налогообложения в целом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.