реферат бесплатно, курсовые работы
 

Коррупция в нефтедобывающих странах

Подлинная экономическая суть модернизации Индонезии при Сукарно состояла в следующем; "В недрах традиционно-патерналистского режима, в том числе и в армии, шло бурное первоначальное накопление буржуазно-бюрократического ка-питала. Не в силах заявить о своих социальных целях в откры-той форме среди населения, в массе своей с подозрением отно-сящегося к предпринимательству, бюрократическая буржуазия приняла псевдосоциалистическую "направляемую демократию" как форму политико-идеологической мимикрии, а ее автори-тарность при некоторых неизбежных неудобствах была защи-той от масс страдавших и от усугублявшегося социального не-равенства".47

Исследователи утверждают, что установленный генералом Сухарто "новый порядок", безусловно, являлся авторитарным режимом. На самом верху властной пирамиды -- сильный пре-зидент, всецело контролирующий политический процесс; воо-ружённые силы; репрессивный аппарат; бюрократия, которая исполняет политику президента по всей стране. Президент опи-рается на национальную буржуазию и на особый слой китайцев-бизнесменов, которые занимают сильные позиции в эконо-мике страны, и на международные корпорации и банки.

В рамках режима "новый порядок" доступ к экономиче-ским благам был возможен лишь в обмен на политическую ло-яльность. Высокие импортные пошлины, ограничения и другие формы жёсткого административного контроля создавали усло-вия для процветания тех бизнесменов, которые тесно были свя-заны с властью. Лицензии и квоты на импорт стали эффектив-ным механизмом обеспечения среди предпринимателей поли-тических сторонников режима. Доступ в экономику был открыт для тех, чья лояльность режиму не подвергалась сомнению. Чтобы продвинуться на службе, надо быть членом партии ГОЛКАР или иметь связи во власти. Поэтому у кражданских служащих не было стимула интенсивно трудиться и проявлять себя, поскольку это не имело решающего значения для продви-жения по службе. Аналогичную роль в Индонезии играл Инве-стиционный Совет (Investment Board), контролировавший дея-тельность как иностранных, так и отечественных инвесторов.

47 Государственность и модернизация в странах Юго-Восточной Азии. - М.: Наука. - 1997. - С.64.

Сложные процедуры получения лицензий на инвестирование позволяли надёжно контролировать тех, кто рассчитывал на получение инвестиций. Сухарто привлёк к управлению экономикой технократов, как правило, выпускников Калифорнийского университета в Беркли, чтобы с их помощью завоевать доверие иностранных инвесторов. Опасение, что власть перейдет в руки технократов, было безосно-вательным, т.к. основные экономические объекты находились в руках военных. Это обеспечило уверенность иностранных инве-сторов в том, что макроэкономическое управление страной, цены и обменные курсы находятся в безопасности, и они могут не опа-саться делать свои вклады в экономику Индонезии.

Клан президента Сухарто, который являлся одним из бога-тейших кланов Индонезии, использовал своё положение в це-лях укрепления своего экономического положения. Жена и дети президента были вовлечены в компании, которые быстро обер-нулись в монополии, поскольку местные и иностранные биз-несмены боялись иметь дело с ними. Члены семьи преуспевали в наиболее выгодных отраслях экономики, в получении кон-трактов с зарубежными корпорациями и банками. Для последних вовлечь членов семьи в сделки означало получить допол-нительные гарантии избежать рисков, капризов бюрократов на более низких уровнях. Экономика страны получила наименова-ние "кронизм", поскольку выгодные контракты, субсидии, кре-диты и заказы доставались тем, кто был ближе к президенту и членам его семьи.

Семья Сухарто активно участвовала в процессах приватиза-ции в начале 1990-х гг., которые невероятно её обогатили: пра-вительство страны вознаградило семью выгодными контрактами в электроэнергетике, телекоммуникациях и платных дорогах. До обвала индонезийской рупии члены клана Сухарто имели воз-можность в любом банке получить заём на благоприятных усло-виях. За 32 года правления Сухарто сложилась мощная семейная бизнес-империя. Нефтехимия представляла сектор экономики Индонезии, в которой хозяевами был сын Сухарто Бамбанг Трихатмоджно, контролировавший "Bimantara Group", и Сигит Харджоджуданто, его старший брат. Фирмы, связанные с семьей Сухарто, освобождались от уплаты налогов на 7-10 лет. Клан Сухарто, включающий в себя шестерых детей и других родст-венников, по оценкам экспертов, контролировал активы общей стоимостью более 40 млрд. долларов.

Несмотря коррумпированность экономики, Индонезия раз-вивалась достаточно мощно, особенно после 1965 г. Ежегодный рост экономики составлял не менее 5%. Хотя сливки от эконо-мического роста снимали, прежде всего, верхние эшелоны вла-сти и сторонники режима, уровень благосостояния народа за-метно повысился за годы правления Сухарто.

Доход на душу населения, составлявший в 1965 г. 60 дол-ларов США, в 1974 г. - 200 долл., в 1997 г. он достиг 1021 долл. За последние четверть века в Индонезии число бедных среди населения сократилось с 60% населения в середине 1960-х гг. до 11% в середине 1997 г. Среди достижений правления Сухар-то за последние два десятилетия можно назвать структурную перестройку экономики: 65% всех отечественных и зарубежных инвестиций в период 1968 по 1997 гг. было вложено в произ-водство готовой продукции. Её экспорт вырос с 3,4 млрд. в 1984 г. до 30 млрд. долл. в 1997 г. До этого экономическое раз-витие Индонезии всецело зависело от экспорта нефти и других видов традиционной экспортной продукции.

Каким образом экономика Индонезии избежала сильной зависимости от нефтяных поступлений? Исследователи отме-чают, что этому способствовали следующие особенности индо-незийской экономической политики того периода:

- правительство проводило политику гибкого обменного курса;

- готовность правительства оградить воздействие нефтя-ных поступлений на ненефтяные сектора экономики;

- правительством была разработана широкомасштабная сграте! ия развития и подъема сельского хозяйства, которое да-^, ло толчок для развития обрабатывающих отраслей.

Приток нефтедолларов в 1974-1981 гг. позволил правительству Индонезии сосредоточиться на стимулировании раз-вития отраслей тяжелой промышленности: автомобильной, це-ментной, черной металлургии. В частном секторе быстрыми темпами стали развиваться трудоемкие отрасли: текстильная, швейная, обувная, мебельная, которые опирались на отечест-венную сырьевую базу.

По оценкам некоторых специалистов, Индонезия стала , единственной страной из всех стран-членов ОПЕК, которая пра-вильно использовала нефтяные доходы. Они были направлены, на развитие инфраструктуры, образование, модернизацию про-мышленности - в отрасли металлургии, авто- и самолетострое-ние. Индонезия является страной, которая не очень сильно зави-сит от экспорта нефти, поскольку кроме нефти, она экспортирует газ, древесину, цветные металлы и многие другие товары. Роль нефтегазовой отрасли постепенно снижается: если в 1970-е гг. на ее долю приходилось 30% ВВП, в 1990 г. - 14%, в-1997 г. - 6%, т.е. страна существенно сократила свою нефтяную зависимость.

До начала азиатского финансового кризиса правительство Сухарто сумело за три года сократить уровень инфляции с 10% до 5% и имело сбалансированный государственный бюджет. Оно значительно увеличило инвестиции в образование и профессио-нальную ориентацию, повысило минимум заработной платы, сократило тарифы и торговые барьеры в целях стимулирования инвестиций в высокотехнологичные отрасли экономики.

Некоторые исследователи отмечают, что в двух банков-ских кризисах в Индонезии еще до печально знаменитого "ази-атского" финансового кризиса 1997 г. "виноваты" крупные коммерческие банки второго уровня, возглавляемые родствен-никами президента Индонезии, поскольку отсутствие процедур банкротства банков фактически означало, что все обязательства всех банков полностью гарантируются "Bank of Indonesia".48

Но азиатский экономический кризис 1997-1998 гг. поло-жил конец режиму Сухарто. Экономическое благополучие рух-нуло после бегства иностранного капитала, в результате чего правительство практически потеряло контроль над экономикой страны. Власть утратила доверие и поддержку общества. В мае 1998 г. произошло падение режима Сухарто. Кроме азиатского экономического кризиса, можно назвать следующие причины политической и экономической несостоятельности принципов "нового порядка":

1) система отношений "патрон-клиент" стала изживать се-бя, и в индонезийском обществе стала нарастать потребность в демократизации общественных отношений;

2) в обществе стало проявляться недовольство той непо-мерной высокой ролью, которая играла армия в жизни страны;

3) издержки авторитарного режима (коррупция, непотизм, злоупотребление властью) подорвали доверие иностранных ин-весторов и мешали преодолеть экономический и финансовый кризис;

4) очевидно, что интеграция Индонезии в мировую эконо-мику и экономический рост страны способствовали расшире-нию и усилению среднего класса - той социально-политической силы, которая наиболее заинтересована в прихо-де демократического строя на смену авторитарному.

Исследователями отмечается, что в течение 32 лет правле-ния Сухарто политическая элита Индонезии проявила не только отсутствие единства, но и недостаточно четкое видение нацио-нальных интересов. Фаворитизм и семейно-клановый характер бизнеса, коррупция, непотизм стали неприемлемы в индонезий-ском обществе на исходе XX века.

48 Monies M.F. and Abdusalamov M.A. Indonesia: Reaping the Market in Jomo K.S.(ed.), Tigers in Trouble. -Bangkok:White Lotus, 1998;-P. 162-180.

Было известно, что Сухарто и его многочисленный клан за время президентства скопили огромное состояние (15 млрд. долларов), что большинство высших чиновников в стране пришли во власть благодаря бли-зости к Сухарто и его семье. Режим Сухарто стали восприни-маться широкими слоями населения, и особенно среди молодо-го поколения, как тормоз для дальнейшего развития Индонезии.

Хотя на смену Сухарто пришел Бурхануддин Юсуф Хабиби, его конституционный преемник и способный политик, тем не менее, индонезийское общество отвергло его, поскольку он был скомпрометирован близостью к бывшему президенту. Поэтому лидеры большинства партий сошлись на фигуре известного му-сульманского деятеля Абдуррахмана Вахида как компромисс-ной. Тем более, что он был немолод и обладал слабым здоровь-ем. К этому времени законодательно уже были ограничены пол-номочия президента как главы исполнительной власти. Вахид пришел в то время, когда десятилетия авторитаризма привели к отчуждению населения от власти, утрате доверия к ней. Власть ассоциировалась с произволом, коррупцией и непотизмом.

Армия, на которой держался диктат Сухарто, была изъята из политической сисгемы. Это привело к тому, что в тяжелых условиях нарастания недовольства населения властью произо-шел резкий и слабо контролируемый всплеск всех противоре-чий, накопившихся за десятки лет авторитарного правления: сепаратистские настроения и межобщинные столкновения в Восточном Тиморе привели к признанию международным со-обществом его независимости.

Импичмент, объявленный Вахиду в 1999 г. в связи с обви-нениями в коррупции и некомпетентности, вызвал в стране по-зитивную реакцию практически всех слоев населения, близкую к эйфории. В результате смены правительства курс националь-ной валюты относительно доллара вырос на 15%, стоимость акций на фондовой бирже повысилась в среднем на 30%. Одна-ко такой подъем был явно неоправдан из-за неблагополучного положения в индонезийской экономике. Затянувшееся противо-стояние между Вахидом и законодательными органами власти привело к ослаблению индонезийской валюты примерно на 25%. Одновременно подорожало топливо, а годовой уровень инфляции превысил 10%, тогда как в 2000 г. он был весьма умеренным - 4%. Выросли банковские процентные ставки, что увеличило долговое давление на индонезийское правительство. В конце 2000 г. государственный долг относительно ВВП дос-тигал значительной величины - 105%.

В 2001 г. парламентом на пост президента страны была ут-верждена Мегавати Сукарнопутри, значительную роль в вы-движении которой, по мнению аналитиков, сыграла армия. В настоящее время возглавляемая действующим президентом Мегавати Сукарнопутри Индонезийская демократическая пар-тия борьбы (ИДПБ) является лидирующей политической силой, хотя, в преддверие выборов 2004 г., ситуация в политической системе Индонезии остается крайне сложной и напряженной. Это происходит потому, что усилия правительства, президента и ее партии подвергаются резкой критике в связи с нерешенностью проблем: вывода страны из экономического кризиса, борьбы с коррупцией, отсутствием улучшения в социальной сфере, невыполнением требований демократических преобра-зований, в том числе проведении военной реформы- Сегодня внешний долг Индонезии составляет 134 млрд. долларов. При общей численности населения около 220 млн. человек в стране 43 млн. безработных, 125 млн. человек находятся ниже черты бедности. Правительство Сукарнопутри изо всех сил добивает-ся от иностранных кредиторов реструктуризации долга и полу-чения новых займов.

Но поскольку до сих пор международное сообщество счи-тает Индонезию самой коррумпированной страной в Азии, при-влечение иностранных инвестиций в страну является крайне проблематичным. Правда, МВФ уже заявил о готовности во-зобновить кредитование Индонезии на общую сумму 4,9 млрд. долларов, которое было приостановлено в конце 2000 г. из-за задержек с реформированием национальной экономики, в слу-чае согласия Мегавати Сукарнопутри пересмотреть план эко-номических реформ, который был разработан еще при прави-тельстве Вахида. Кроме того, правительству Индонезии при-дется возобновить переговоры с Парижским клубом кредиторов о переносе сроков погашения индонезийской задолженности в 2,8 млрд. долларов. Кроме того, как предполагают эксперты, необходимо проводить такую государственную политику, ко-торая бы ограничила бюджетный дефицит.

Одним из действенных инструментов достижения сбалан-сированности между государственными расходами и доходами является получение дополнительных средств от приватизации предприятий и продажи активов частных компаний, обанкро-тившихся в ходе валютно-финансового кризиса 1997-1998 гг. и оценивающихся в общей сложности в 50 млрд. долларов. Одна-ко индонезийское управление по банковской реструктуризации ответственное за реализацию этих активов, до сих пор смогло получить только пятую часть запланированной на 2001 г. сум-мы (27 трлн. индонезийских рупий, или 2,4 млрд. долларов). Президенту придется заменить главу этого ведомства, т.к. в на-стоящее время им является представитель правительства, кото-рое было обвинено в коррупции и пренебрежении националь-ными интересами.

Именно поэтому правительство Мегавати в последнее время демонстрирует проведение некоторых мер против кор-рупции. Так, до сих пор не закрыто дело об использовании в 1999 г. 40 млн. долларов внебюджетных средств, которые пред-назначались для продовольственной помощи бедным, на пред-выборную кампанию 1999 г. партии Голкар. К этому финансо-вому скандалу причастен лидер Голкара и председатель Совета народных представителей (СНП) Акбар Танджунг. Мегавати, с одной стороны, дав согласие на судебное преследование Акбара, в это же время противодействовала срочному созданию пар-ламентской комиссии по расследования дела и решения вопро-са о пребывании Акбара на должности председателя СНП. Дело в том, что ИДПБ, показывая активность в борьбе с коррупцией, одновременно старается не допустить нарушения социально-политической стабильности и новых нападок на партию. Фи-нансовый скандал, который коснулся лидера Голкара, подрыва-ет авторитет партии, но ее руководство не отказывается от пла-нов борьбы за парламент. Несмотря на продолжающийся су-дебный процесс, Акбар по-прежнему остается председателем Голкар и парламента (СНП). Многие политологи в Индонезии считают, что финансовый скандал поставит на Акбаре крест как на политике и снизит доверие к Голкар. В парламенте решение об отсрочке рассмотрения создания комиссии по расследова-нию скандала, в котором замешан Акбар, было принято с явной неохотой, проявленных особенно со стороны мусульманских партий.

Еще одной особенностью расстановки политических сил в стране представляется укрепление партий военными кадрами. В последнее время в партии вступили известные отставные воен-ные. Некоторые из них создают собственные партии. Министр-координатор в правительстве Мегавати генерал в отставке Су-сило Бамбанг Юдойоно формирует Демократическую партию с прицелом на выдвижение кандидатом на президентские выбо-ры. Приток бывших военных в партии показывает стремление армии сохранить свое влияние на политическую жизнь страны. Не исключается, что в период следующих выборов армия мо-жет сыграть важнейшую, если не решающую роль.

Поскольку нефть продолжает оставаться основным экс-портным товаром Индонезии (из 1,2 млн. баррелей в день, бо-лее 50% идет на экспорт), то положение дел именно в этом сек-торе экономики беспокоит больше всего как правительство, так и иностранных инвесторов. Поэтому в экономической сфере президенту предстоит продемонстрировать свою открытость и приверженность букве закона, иначе иностранные инвесторы воздержатся от возвращения в индонезийскую экономику, даже в ее наиболее прибыльный сектор - добычу нефти. Дело в том, что в Индонезии большое распространение получила нелегаль-ная эксплуатация нефтяных и газовых месторождений при яв-ном попустительстве армии и местной полиции.

В настоящее время иностранные и национальные предпри-ниматели возлагают большие надежды на стабильность прави-тельства Мегавати. Теперь многое зависит от того, насколько быстро Мегавати Сукарнбпутри сможет приступить к осущест-влению как экономических, так и политических реформ. Тем более, как прогнозируют политики, с приближением прези-дентских выборов 2004 г. политическая ситуация в стране будет только накаляться.

2.4. Нефть, коррупция и неспокойная Венесуэла

До начала XVI века территорию Венесуэлы населяли ко-ренные обитатели Американского континента - карибы и араваки, которые занимались земледелием, охотой и рыбной ловлей. В 1498 году на берега Венесуэлы высадился испанский море-плаватель Христофор Колумб, а вслед за ним в страну хлынули испанские завоеватели, жаждущие обогащения. Коренное насе-ление частично было истреблено, а частично обращено в рабст-во. Однако в отличие от других южноамериканских стран - Пе-ру, Колумбии и Боливии - в Венесуэле не было крупных золо-тых месторождений. Она оставалась бедной страной земле-дельцев, скотоводов и торговцев. Испанцы привозили сюда ра-бов из Африки для работы на плантациях. С течением веков коренные американцы, африканцы и испанцы смешались. В наши дни три четверти населения Венесуэлы составляют мети-сы (потомки от брака между людьми разных рас). В конце XVIII века колонисты выступили за независимость Венесуэлы. Под предводительством Симона Боливара они начали ожесто-ченную войну с испанскими властями, которая длилась 15 лет. В 1811 г. Венесуэла объявила себя суверенным государством, но окончательную свободу получила лишь в 1821 г. В течение последующего времени страна неоднократно переживала граж-данские войны периоды военной диктатуры.

Венесуэла была бедной аграрной страной и возможно, так и осталась ею, если бы на озере Маракайбо не были открыты огромные месторождения нефти. Именно это стало толчком для развития нефтяной отрасли и, начиная с 1920-х гг., страна по-вернула собственное развитие в сторону сырьевой направлен-ности. Уже к 1930-м гг. нефть составляла 83% экспорта страны и именно она стала причиной быстро растущего уровня урбани-зации. Нефть стала тем живительным "элексиром", благодаря которому в стране происходил экономический рост. Предпри-ятия, представляющие нефтяной сектор, стали значительно влиять на национальную политику. С конца 1920-х по конец 1970-х гг. Венесуэла входила в тройку основных мировых про-изводителей и экспортеров нефти.

С 1950-х гг. структура ВВП изменилась: с 1958 по 1972 гг. доля не нефтяного сектора составила 6,8%. Доля нефтяного сек-тора, включая очистку нефти, в 1968 г. понизилась с 31 до 20% (в ценах 1968 г.). Производство, исключая очистку нефти, было самым быстро развивающимся сектором экономики (7-8%). Это произошло в результате динамических процессов, поддержи-ваемых иностранными инвестициями, благодаря которым доля импорта в страну снизилась с 30% в конце 1950-х гг. до 3% в 1972 г. Сельское хозяйство имело не столь высокие темпы, имея долю в ВВП только 6% в 1972 г.

С конца 1940-х до конца 1960-х гг. у власти находились диктаторские режимы, которые тормозили экономическое раз-витие страны. В конце 1960-х гг. произошел переход к демокра-тической форме правления в условиях фактически сложившей-ся двухпартийной системы: партии "Accion Democratica" ("Де-мократическое действие"), созданной в 1941 году, и COPEI (Социал-христианская партия), созданной в 1946 г.

В 1958 г., после свержения военного диктатора Переса Жименеза, в Венесуэле состоялись первые демократические выборы, в результате которых президентом страны стал Ромуло Бетанкур. Страна стала развиваться по модели конституцион-ной демократии США. Доходы от нефтяной промышленности новый президент направлял на повышение жизненного уровня народа. В городах страны появился новый зажиточный слой общества, состоящий из бизнесменов, чиновников и квалифи-цированных рабочих. Уровень инвестиций был высокий (выше 23% ВВП в период 1968-1972 гг.) благодаря значительным фискальным доходам от экспорта нефти, а также общественно-му выбору относительно того, как использовать нефтяные до-ходы. Правительство при этом не переводило свои сбережения в частный сектор. Правительство целенаправленно проводило национализацию сначала в таких отраслях, как энергетика»: транспорт, коммуникации, алюминиевая, сталеплавильная. За-тем в 1975-1976 гг. были национализированы предприятия же-лезорудной, газовой и нефтяной промышленности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.