реферат бесплатно, курсовые работы
 

Коррупция в нефтедобывающих странах

Однако такое положение не было долгосрочным. Позднее Нигерия была отмечена как страна, сильно страдающая от "нефтяного синдрома". Не нефтяной экспорт сократился, доля сельскохозяйственного сектора резко уменьшилась, и реальный валютный курс нигерийской найры сильно подскочил. Доля минерального сектора в ВВП увеличилась с 1% в I960 г. до 25% к концу 1970-х г.г. Экспорт нефти составил 90% всего объ-ема экспорта в 1979 г. и на него пришлось 40-50% общих госу-дарственных доходов. Это резкое увеличение обеспечило пра-вительство финансовыми ресурсами для проведения новых программ, а также привело к созданию различных институтов, формирующих политику и оказывающих влияние на процессы принятия решений.

После 1960 г. наблюдается активный перелив капиталов из сельского хозяйства в городскую промышленность. Сельскохо-зяйственные производители оказались в большом проигрыше из-за: 1) оттока капиталов; 2) больших налогов; 3) установления цен ниже рыночных, что приводило к диктату торговых агентов. Та-кая ситуация продолжалась практически до начала 1970-х гг.

Конечно, это было сделано с одной целью, - развить про-мышленное производство, чтобы иметь относительную эконо-мическую независимость от бывшей страны-метрополии. И первые годы независимости (начало 1960-х гг.) ознаменовались сдвигом в структуре производства от экспорта традиционных товаров к импорту материалов для внутреннего рынка. Стали развиваться импортозамещающие отрасли, чему способствова-ла проводимая правительством политика протекционизма, включающая как количественные ограничения, так и тарифные барьеры. В 1969-1970-е гг. импортные пошлины составляли 40% доходов федерального правительства.

Если говорить о Нигерии в период до нефтяного бума, то за пять лет до первого бума экономика Нигерии росла высоки-ми темпами, так как страна оправлялась от двух военных госу-дарственных переворотов 1966 г. и разрушительной граждан-ской войны 1967 - 1970 гг. Восстановление страны было под-держано увеличением нефтяных доходов. В 1967 - 1972 гг. ВВП, созданный в не нефтяном секторе, вырос на 9,2%, а при-рост населения в этот период составил 2,6%.

Середина 1960-х гг. характеризовалась социальной напря-женностью, связанной с этнической разнородностью Нигерии. Исторически сложилось так, что на территории нынешней Ниге-рии до прихода колонизаторов жили многочисленные племена-Англичане, с 1861 г. оккупировавшие побережье Гвинейского за-лива (названное позже Невольничьим берегом), к 1900 г. завоева-ли северные районы страны. В 1914 г. южные колонии и северные протектораты были административно объединены под общим на-званием Нигерия. Сейчас на севере страны проживают в основном представители этнической группы хауса, исповедующие ислам. Кроме них, здесь также проживают племена нупе, тив и канури. На юго-западе доминируют представители племени йоруба, на юго-востоке - племена ибо (в основном католики).

По подсчетам западных исследователей, в независимых странах Африки после 1960 г. произошло 70 успешных воен-ных переворотов и в среднем один год из каждых трёх прихо-дится на военный. Только 18 стран из 49 избежали военных ре-жимов, в остальных половина всего периода независимого су-ществования прошла под господством армии.41

Увы, Нигерия не стала исключением, и познала в полной мере все "прелести" правления "правительств в хаки". Начиная с 1966 г. по настоящее время страной по очереди правят воен-ные; генералы А. Иронзи (начало 1966 г. - середина 1966 г.), Гоуон (1966-1975 гг.), Муртала Мохаммед (1975-1976 гг.), Олусегун Обасанджо (1976-1979 гг.), Ибрагим Бабангида (1983-1994 гг.). Сани Абачи (1994-1998 гг.), Олусегун Обасанджо (с 1998 г. до настоящего времени).

Необходимо особо отметить, что в интересующий нас пе-риод (1960-1970-е гг.) именно армия оказалась основным носи-телем авторитаризма, который предполагает концентрацию ис-полнительной, а нередко и законодательной власти в руках гла-вы государства при фактическом лишении парламента прерога-тив контроля за государственной политикой.

В таких условиях реальный механизм политической власти подчиняется правящему клану (общине, племени, роду), ис-пользующему антидемократические методы властвования. К 1965 г. этническое напряжение в стране сильно усилилось. Эт-нико-религиозные конфликты, раздиравшие страну, возникали по причине назначения представителей того или иного клана на гражданскую или военную должность, по поводу капиталовло-жений в инфраструктуру, социальную сферу, строительство новых фабрик и заводов, а также размещения доходов феде-ральным правительством в различных регионах страны. Возрастало недовольство населения, поэтому выход воен-ных на политическую арену был проявлением кризиса граждан-ских социально-политических структур, попыткой преодолеть внутриполитическую нестабильность. Военные, встававшие во главе государственных переворотов, не были инструментами в руках тех или иных социально-политических Сил - армия к то-му времени сама превратилась в господствующую социально-политическую силу (если в 1960 г. в армии Нигерии насчитыва-лось 10 тыс. человек, то уже в 1979 г. - более 200 тыс.) и в принципе являлась единственным претендентом на получение нефтяных доходов, которые стали поступать в страну. Сегодня нигерийская армия, по данным зарубежных источников, явля-ется самой многочисленной и технически оснащенной в Тропи-ческой Африке. В рядах вооруженных сил находятся 95,1 тысячи человек, в том числе в сухопутных войсках - 80 тысяч, ВВС -9,5 тысячи, ВМС - 5,6 тысячи человек; в настоящее время на ее содержание выделяется около 10% ВНП страны.

41 The Military of African Politics / Washington-New-York.-1987.-P.1.

В 1967 г. территория, на которой проживали племена ибо, провозгласила себя независимым государством - Республикой Биафра и пыталась отделиться. После этого началась граждан-ская война и, как следствие, произошла серия военных переворо-тов. Но после истощающей гражданской войны (1967-1970 гг.), Биафра сдалась, потеряв контроль над своими портами и неф-тяными доходами. По подсчетам зарубежных источников, в этот период в результате гражданской войны в Биафре людские потери составили 2 млн. человек, из которых около половины пришлось на жертвы среди гражданского населения.42

Для того периода времени (особенно во время граждан-ской войны 1967-1970 гг.) было характерным то, что военные ориентировались на жесткие, иногда насильственные методы: преследование и попытки истребления этнических групп, сто-явших у власти при прежних режимах, преследование оппози-ционных сил, элементы насильственной исламизации. Естест-венно, это не могло не привести к прогрессирующей деграда-ции всего нигерийского общества. Нефтяные доходы, ставшие основной причиной разруши-тельной гражданской войны, стали камнем преткновения между интересами различных этнических групп. Если раньше племе-на, проживающие на севере страны, специализировались на производстве арахиса, на западе - на производстве какао, на востоке - на производстве продуктов переработки масличной пальмы, то с началом экспорта нефти и поступлениями нефтя-ных доходов остро встал вопрос об их распределении по регио-нам. До 1960 г. региональные правительства севера и запада страны применяли принцип "происхождения" нефтяных посту-плений и распределяли их в соответствии с количеством при-были, которую произвёл каждый регион. Когда на востоке страны была найдена нефть, этот регион стал основным источ-ником доходов и обогнал север и запад, вспыхнула гражданская война. Она, с одной стороны, на время нанесла урон нефтяному сектору, с другой стороны - ускорила процесс централизации власти на уровне федерального правительства. Сельскохозяйст-венный сектор не стал "любимым ребёнком" правительства, и жил по остаточному принципу. Власть понимала равенство как равенство между этническими группами, и не делала акцент на равенство между городом и деревней.

Влияние государственных расходов на экономику было незначительным до тех пор, пока нефть не стала важной частью экономики Нигерии. Так, в 1965-1966 гг. общий объем госу-дарственных расходов составил 12% ВВП, а капитальные рас-ходы была размещена в экономическую сферу, в том числе 12% в сельское хозяйство. Только 14,7% общих капитальных вложе-ний, или 0,8% ВВП были размещены в социальную сферу и сферу обслуживания населения. К концу 1960-х гг. начался бы-стрый рост добычи нефти. В этот период времени начала изме-няться фискальная политика. Налоги на нефть, устанавливае-мые правительством, увеличились с 2,8% не нефтяного ВВП в 1970 г. до 8,5% в 1972 г. Чтобы получить поддержку среди го-сударственных служащих и военных, правительство торопи-лось как можно быстрее использовать нефтяные доходы. Уве-личение заработной платы стало единственным путем быстро потратить деньги. Кроме того, резко увеличились расходы на образование и транспорт.

Поэтому представляется неудивительным, что такое по-спешные, порой непродуманные внутренние инвестиции прави-тельства привели к колоссальным потерям и коррупции.

42 Ruth Leger Sivard, World Military arid Social Expenditures . - Washington, DC: World Priorities, 1996.

Цена, которую Нигерия получала за свою нефть, устойчи-во росла в период между 1971-1973 гг., государственные неф-тяные доходы быстро увеличивались. Происходило расширение государственной доли в нефтяных доходах через рост государ-ственной собственности в нефтяном секторе, а также через вы-сокие налоги и роялти. Несмотря на частую смену глав "прави-тельств в хаки", все они преследовали три основные цели:

- рост и модернизация государства;

- национализация экономики: как нефтяного, так и не неф-тяного секторов;

- равномерное распределение доходов между этническими группами и регионами, а не экономическими классами населения.

Первый план, включающий в себя эти цели, был разрабо-тан сразу же после второго переворота в июле 1966 г. В плане решение первой цели планировалось достигнуть созданием ста-лелитейной промышленности. Кроме того, чтобы поднять пре-стиж страны в глазах мирового сообщества, начинается финан-сирование грандиозного проекта - строительство новой столи-цы Абуджи (опять же за счёт нефтяных поступлений, состав-лявших в тот период времени 80% от всех поступлений в госу-дарственный бюджет).

Что касается второй цели - национализации экономики, то здесь, естественно, произошло столкновение интересов госу-дарства с иностранными инвесторами. В течение долгого пе-риода времени нигерийцы ощущали роль иностранцев в собст-венной экономике. Уже в 1958 г. выходит Акт "О снижении на-логообложения", в котором нефтяным транснациональным компаниям (ТНК) предъявляются требования об увеличении доли нигерийцев в собственности ТНК; об увеличении количе-ства местных специалистов, работающих на предприятиях ТНК; об использовании местного сырья и материалов. В Указе 1959 г. "О налогообложении нефтяных доходов" правительство установило долю дохода с иностранных корпораций в размере.' 50%; в 1967 г. Указом правительства в Нигерии были примене-ны условия ОПЕК; в 1969 г. Нефтяной декрет установил госу-дарственное право выбора доли собственности в коммерческих нефтяных операциях. В соответствии с планом национализации в 1971 г. была создана Национальная Нефтяная Компания Ни-герии-NNPC.

Директива второго плана (1970-1974 гг.) национального развития представляла уже долгосрочные цели, среди которых были выделены следующие:

- высокий уровень экономического роста;

-быстрая индустриализация;

- увеличение производства продуктов питания для внутрен-него потребления, не ослабляя при этом экспортные сектора;

- значительное снижение безработицы.

Нетрудно заметить, что первый и второй планы нацио-нального развития способствовали всё большей степени госу-дарственного контроля над экономикой, а особенно над при-родными ресурсами (нефтью). С 1970 г. правительство страны стало проводить активную политику стимулирования ино-странных инвестиций, а также создания большого количества предпринимательских структур. Кроме того, через программы государственного сектора (электрификация, водоснабжение, здравоохранение в сельской местности, строительство) прави-тельство было намерено повысить уровень жизни населения.

В 1975 г. был принят третий план национального развития, основными приоритетами которого были:

- более равномерное распределение доходов;

- контроль над инфляционными процессами. Как видим, Нигерия в принципе ставила перед собой эти це-ли, понимая, что экспорт нефти не является конечной целью на-ционального развития; что именно нефтяные доходы должны служить источником развития экономики в целом. Большое вни-мание при этом уделялось достижению положительных результа-тов в нефтяной отрасли с целью создания благоприятного поли-тического имиджа и популизма. Лидеры Нигерии, стоявшие у власти, вкладывали нефтяные поступления в государственные расходы с целью как можно больше набрать политических очков.

Кроме того, наблюдались попытки военных лидеров по-строить так называемую систему неокорпоративистского пред-ставительства (то есть непартийных организаций и группировок, объединяющих людей по признаку профессиональной общности или приверженности тому или иному специфическому интере-су). Процесс направляемою правительством формирования авторитарно-неокорпоративистской системы стал особенно замет-ным после 1983 года. Как отмечал Г.И. Мирский, "в развивающихся странах чисто военные режимы не могут оказаться жизне-способными на сколько-нибудь длительный период: слишком велики и срочны задачи, стоящие перед этими странами. Воен-ные режимы должны были видоизмениться, то есть превратиться в режимы социальные, имеющие массовую базу, политическую организацию и идеологию, либо уйти со сцены".43

В Нигерии именно армия в большинстве случаев приводила к власти диктаторов. В 1985 году в результате очередного госу-дарственного военного переворота во главе страны встал генерал Ибрагим Бабангида, провозгласивший программу перехода от военного правления к гражданскому и начавший практически ее осуществлять. Однако после состоявшихся в 1992 г. выборов Ба-бангида резко передумал отдавать власть победившему на них бизнесмену М. Абиоле, заявив, что результаты голосования под-тасованы, и объявил выборы недействительными.

Правда, генерал, имеющий капризный и непоследователь-ный характер, вскоре опять передумал, и к концу февраля 1993 г. выполнил свои обещания, объявив о сложении с себя полномо-чий главы государства и верховного главнокомандующего воо-руженными силами. Было назначено временное правительство во главе с гражданским политическим деятелем Э. Шинеканом, которому предстояло провести выборы президента Нигерии. Но по разным причинам оно не справилось с этой задачей, и выну-ждено было уйти в отставку.

В ноябре 1993 г. новым диктатором Нигерии стал генерал Сани Абача, который тут же распустил ряд существовавших ранее институтов власти: парламент, временное национальное правительство, разрешенные в стране партии. Неудачи времен-ного правительства дали ему возможность заявить о неподго-товленности страны к цивилизованному гражданскому правле-нию. Однако под давлением мирового сообщества С. Абача вес же был вынужден начать давно обещанный переход Нигерии к демократическому правлению. После неожиданной смерти ле-том 1998 г. генерала Сани Абачи и прихода к власти генерала Абдусалама Абубакара переход от военно-диктаторского ре-жима к гражданскому обществу приобрел более поступатель-ный характер. Успешно были проведены парламентские выбо-ры. В феврале 1999 г. состоялись и выборы президента, на ко-торых победил бывший военный правитель, генерал в отставке Олусегун Обасанджо - лидер Народной демократической пар-тии. Одним из первых его актов стало объявление амнистии и освобождение 33 человек, осужденных ранее за участие в анти-правительственных заговорах.

После победы на выборах президент О. Обасанджо заявил: "Моя вера в демократию абсолютна, я буду постоянно искать пути демократической практики для обновления общества во имя интересов всех нигерийцев". Он также подтвердил, что первоочередными задачами на ближайшую перспективу станут борьба с коррупцией, пронизавшей все сферы государственной структуры, сокращение раздутых штатов чиновничества, а так-же придание динамичности промышленному производству, восстановление сельского хозяйства и обеспечение полной за-нятости населения. Появилась надежда, что страна встала на путь, ведущий к демократии, несвойственной в прошлом афри-канскому континенту вообще и Нигерии в частности.

43 Мирский Г.И. Третий мир: общество, власть, армия. - М.- 1976.- С.273.

Возвращаясь к рассматриваемому периоду времени, отме-тим, что "массовая база" для формирования политической силы находилась в деревне, в сельскохозяйственном секторе (70% рабочей силы), но на решение её практических нужд приходи-лась ничтожная часть государственных бюджетных ассигнова-ний. Происходил отток трудовых ресурсов из сельских районов в городские, поскольку для строительства жилья в городе тре-бовалась неквалифицированная или низкоквалифицированная рабочая сила; спрос на детский труд в деревнях понизился из-за обязательного начального образования. В сельскохозяйствен-ную инфраструктуру в течение длительного периода времени не вкладывалось достаточно средств - и для неё была характер-на неразвитость или низкое качество.

Хотя во время первого "нефтяного бума" (1971-1973 гг.) нефтяные доходы Нигерии в номинальном долларовом выраже-нии увеличились на 22% и в последующий год (1973-1974 г.), доходы выросли в пять раз - за счёт роста мировых цен на нефть, у правительства не нашлось желания или возможности поднять своё сельское хозяйство. Парадоксально, но факт - Ни-герия к концу 1990-х гг. из чистого экспортёра продовольствия превращается в чистого импортёра.

Использование нефтяных доходов шло по разным направ-лениям:

- государственные расходы резко увеличились с 3,6% ВВП в 1975 г. до 29,5% в 1976 г.;

- резкое увеличение заработной платы (например, фонд за-работной платы государственных служащих был увеличен на 50-60%);

- инвестиции в образование (в основном на развитие уни-верситетского образования), транспорт, строительство.

Это не могло не привести к порочному кругу развития, ко-гда вследствие роста инфляции вырос бюджетный дефицит (для сравнения: в 1974 г. положительное сальдо в 11% не нефтяного ВВП, в 1978 г. - дефицит в 9% не нефтяного ВВП), реальный валютный курс повысился, что привело к падению конкуренто-способности внешнеторговых не нефтяных отраслей.

Необходимо отметить, что повышение заработной платы было первым из путей быстрой траты нефтяных доходов. В 1975-1976 гг. была принята новая программа расходов, которые выросли в 6 раз по сравнению с 1973 г. Не секрет, что исполь-зование средств для скорого внутреннего инвестирования при-вело к пустой трате денег и коррупции.

Государственные инвестиции были направлены в большей степени на неторговые сектора экономики, в частности, на транспорт и коммуникации (при этом акцент был сделан на строительство магистральных дорог). Государственные расхо-ды на инфраструктуру в Нигерии были направлены больше в город, чем в сельские местности.

Когда нефтяные доходы стали снижаться, Нигерия увели-чила импортные тарифы, защищая внутреннее производство. Это, в свою очередь, привело к искажениям цен внешнеторго-вых товаров относительно мировых цен, эффективность произ-водства снизилась. Так как дефицит государственного бюджета финансировался за счёт внутренних источников (Центрального Банка), увеличилось денежное предложение - курс найры резко упал. В результате реальные государственные доходы от экс-порта нефти снизились из-за низкой покупательной способно-сти найры.

Хотя в период с 1968 по 1980 гг. показатель ВНП на душу населения увеличился более чем на 1000% и составил в 1980 г. 1020 долларов США, не совсем продуманная экономическая политика государства привела к тому, к 1990 г. ВНП на душу населения уменьшился до 370 долларов США (уровень 1974 г.).

Вследствие увеличения государственных расходов Ниге-рия, как и многие другие страны-экспортёры нефти, пережила инфляционный бум середины 1970-х гг. Рост заработной платы, обеспеченный государством, привёл к увеличению личных рас-ходов. Импорт товаров был ограничен посредством высоких тарифов и прямого государственного контроля, внутреннее предложение было неэластичным и цены росли по мере роста спроса. Попытки снижения инфляции путём установления низ-ких цен на товары государственных компаний привели к росту дефицита в государственном секторе экономики. В результате покупательная способность найры упала, а обменный курс вы-рос, что привело к снижению реального государственного до-хода от экспорта нефти.

Трудно судить о том, насколько стали полезными нефтя-ные поступления для экономики Нигерии. В основном нефтя-ные доходы косвенно развили и укрепили инфраструктуру и социальный сектор, повысился уровень среднего и высшего образования. Однако, но оценкам западных экспертов, она не-достаточно инвестировала промышленность, чтобы развить сектор не нефтяного экспорта.

Отмечая неэффективность практикуемой здесь "экономики ренты" (при которой доходы государства образуются в основ-ном от налога на экспорт нефти) и иностранной помощи, неко-торые западные исследователи приходят к выводу, что косность убеждений африканских руководителей и их опекунов "отража-ет также желание поддерживать и защищать систему власти, которая обеспечила местной элите за прошедшие тридцать лет огромные выгоды".44

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.