реферат бесплатно, курсовые работы
 

Коррупция в нефтедобывающих странах

Кроме того, в настоящее время в мировом сообществе Ни-герия ассоциируется с символом коррупции благодаря нигерий-ским банкам, которые рассылали по всему миру предложения-аферы и облегчили на несколько миллиардов долларов карманы множества доверчивых богатых людей из разных стран.

В настоящее время Нигерия является аграрной страной с крупным промышленным потенциалом, имеет 22,5 млрд. бар релей подтвержденных нефтяных резервов. Нигерия предполага-ет удвоить свои подтвержденные нефтяные запасы до 40 млрд. баррелей к 2010 г Занимает второе место в Африке (после ЮАР) по объему ВВП (в 1998 г. он составил 48,2 млрд. долл. США) и внешней торговли (в 1998 г. экспорт составил 16,9 млрд. долл. США; импорт - 7,7 млрд. США). Уровень роста реального ВВП в 1998 г. составил 2,3%, в 1999г. - 4,2%. Основные статьи экс-порта - сырая нефть: нефтяные доходы от её экспорта в 1998 г. составили 9,2 млрд. долл. США; удельный вес нефтяных дохо-дов в общем объеме экспортных доходов в 1998 г. был равен 90% (какао, каучук, лесоматериалы); основные статьи импорта - продукты переработки нефти, продукты питания, машины, оборудование, промышленные товары.

В настоящее время ситуация в экономике Нигерии имеет следующие особенности:

- в стране наблюдается тяжелый кризис из-за неадекватных последствий экономических реформ;

- реальный доход на душу населения не превысил 320 дол-ларов в год за все 25 лет экспорта нефти;

- страна имеет внешний долг порядка 30 млрд. долларов, на выплату и обслуживания которого ежегодно расходуется около 6,5 % ВВП (около 2 млрд. долларов);

- в деловом мире страны процветают мошенничество и коррупция;

- Нигерия в значительной степени вовлечена в междуна-родную торговлю наркотиками;

- крупнейшая в мире страна-производитель нефти испыты-вает хронический недостаток топлива на внутреннем рынке.

44 Carfantan G.-Y. Le grand desordre du monde (Les chemins de 1'integration).-Paris, Edition du Seuil, 1993. - P. 237.

Но, несмотря на процветание теневой экономики и значи-тельный уровень коррупции в Нигерии, правительство США продолжает поддерживать реформы, проводимые президентом О. Обасанджо в политике и экономике, поскольку считается, что его правление даст нигерийцам шанс на решение многочис-ленных проблем в стране.

Как видим, Нигерия к началу XXI века осталась слабораз-витой страной, имея ресурсоориентированную экономику, не-смотря на большие запасы нефти. Поставить страну, обладаю-щую огромными запасами нефти, практически на грань разоре-ния стало возможным "благодаря" бывшему руководству стра-ны - диктатору генералу С. Абачи. Необходимо отметить, что страна, по свидетельству экспертов, в течение последних соро-ка лет находится под плотным коррупционным прессом, как во времена гражданской войны, так и в мирное время.

Несмотря на то, что с 1993 г. под контролем МВФ и США была предпринята попытка проведения экономических реформ, значительных результатов это не дало. Финансовая помощь, оказываемая Нигерии западными странами, используется, как правило, нерационально, а часть средств просто-напросто испа-рились из-за махинаций финансовых мошенников: так, в 1998 г. исчезли 2 млрд. долларов, инвестированных в нефтепереработ-ку. Эксперты международной антикоррупционной организации "Transparency International" отмечают: "Помощь, получаемая от МВФ, и увеличение финансирования свидетельствует о том, что низкий рейтинг Нигерии в ИВК (Индексе восприятия кор-рупции) признан на международном уровне как наследие, от которого невозможно избавиться в течение двух лет. Нигерий-ское правительство существенно продвинулось в возвращении денег, присвоенных последним диктатором Сани Абачи".45

Нынешнее правительство Нигерии, возглавляемое О. Оба-санджо, обвинив С. Абачи и его родственников в запланиро-ванном присвоении и переводе активов Центрального Банка Нигерии в общей сложности на сумму 2 млрд. долларов США, потребовало от зарубежных стран юридического содействия.

Согласно данным расследований, в которых участвовали не только нигерийские, но и зарубежные органы и спецслужбы, о пропаже нигерийских нефтяных денег, С. Абачи предприни-мал различные уловки и махинации для сокрытия своих пре-ступлений. Так, больше половины из 206 млн. долларов США было переправлено из Великобритании в Швейцарию, в то вре-мя как 219 млн. долларов из 514 млн. было вывезено из Швей-царии в Великобританию. В общей сложности в 1999 г. в ходе предпринятых расследований были заморожены 130 банков-ских счетов, содержащих 645 млн. долларов.

Специалистами, ведущими расследование, было собрано огромное количество материалов, устанавливающих маршруты, которые использовались семьей С. Абачи для вывоза денег из страны. Были обнаружены сведения относительно перевода на сумму около 40 млн. фунтов стерлингов в 1998 г. на счета "Australia & New Zealand Banking Group" в Лондоне. По другим сведениям, 3 млн. долларов были переведены в "Men-ill Lynch" -группу финансовых институтов, еще 3,5 млн. - в "Commerzbank" (Германия). Более 40 млн. были переведены в несколько заходов на счета управления "Citybank", собственности американского управления банковского гиганта "Citygroup". Источником де-нежных средств являлся Центральный Банк Нигерии, где не-санкционированные изъятия денежных средств с ноября 1993 по июнь 1998 гг. производили официальные лица правительст-ва, приближенные к генералу, имевшие счета на сумму более 1,6 млрд. долларов США.

45К обществу без коррупции. - 2001. - № 1(6). - С. 5.

После долгих переговоров и консультаций семья бывшего диктатора согласилась вернуть 1 млрд. долларов из тех средств, которые были вывезены из страны в период его правления (4,5 года). В обмен на это, нигерийское правительство, в соот-ветствии с подписанным соглашением, обязалось отказаться от привлечения к ответственности сына генерала Мохаммеда Аба-чи и бизнесмена Багуду Абубакара, являвшегося его сподвиж-ником. Тем не менее, Мохаммед Абачи останется под стражей по обвинению в убийстве жены бывшего политического оппо-нента своего отца. Согласно договоренности, Швейцария вер-нет Нигерии личные сбережения С. Абачи, замороженные в швейцарских банках на сумму 535 млн. долларов. Кроме Швейцарии, вернуть Нигерии замороженные личные счета С. Абачи также намерены вернуть банки Великобритании, Люксембурга, Лихтенштейна на сумму примерно в 500 млн. долларов. Правительство Нигерии обязуется оставить семье С. Абачи 100 млн. долларов, включая его средства до прихода к власти и законные доходы на посту президента страны.

Казалось бы, пришедший вслед за С. Абачи О. Обасанджо, добившийся возвращения "нефтяных" денег из-за рубежа до-мой, должен был установить прозрачный и эффективный кон-троль над их использованием. Но, к сожалению, этого не слу-чилось. Как отмечают мировые информационные ресурсы, бес-покойства по поводу недостатка финансовой транспарентности вновь начинают тревожить Нигерию.

Об этом говорит тот факт, что летом 2002 г. прошли за-крытые обсуждения сената страны по докладу счетного коми-тета, в котором тщательному рассмотрению подверглись бюд-жет страны и государственные расходы с момента прихода к власти в 1999 г. нового президента О. Обасанджо. Представители счетного комитета заявили, что текущие правительственные рас-ходы нарушают имеющиеся конституционные условия и прави-ла. Более того, подчеркнули они, политика властей Нигерии в области финансов фактически сводится к неофициально провоз-глашенной финансовой анархии. В частности, отмечалось в док-ладе, были выявлены большие несоответствия в доходах и рас-ходах правительства. Так, из 40,7 млрд. нигерийских найра (360 млн. долларов США), "позаимствованных" генералом Абачи у государственной казны Нигерии и вернувшихся обратно в стра-ну, в государственный бюджет в качестве доходов фактически поступило только 29 млрд. найра. Складывается впечатления, отмечают наблюдатели, что правительство страны решило пус-тить эти коррупционные средства по второму кругу.

Помимо этого, представители счетного комитета подверг-ли серьезной критике правительство страны за нарушение зако-нов по некоторым расходным статьям, в число которых входит и грант в 509 млн. долларов, предоставленный в 1999 г. прави-тельству Нигерии. Другим примером бесхозяйственного рас-транжиривания государственных денег в докладе называется беспроцентный заем в 13 млн. долларов, предоставленный го-сударством правоохранительным органам Ганы в апреле 2002 г. Подчеркивается, что Нигерия, сама стоящая на грани разрухи, вряд ли обладает такими средствами для оказания помощи со-седнему государству.

Несмотря на то, что нынешние власти Нигерии в течение последних лет пытаются бороться с коррупцией, бушующей в стране, и, объявляя ее результатом правления покойного С. Аба-чи, говорить о полном искоренении этого зла, не приходится. По инициативе президента в Нигерии проводятся всеафриканские конференции по борьбе с коррупцией. Но только проведением конференций коррупционеров трудно запугать. И О. Обасанджо постоянно придумывает все новые и новые способы перекрытия им кислорода. Например, он создал комиссию по пересмотру лицензионных соглашений на право добычи нефти. Как выяснилось, подавляющее большинство мелких фирм, ка-чали нефть "мимо государственного кармана", обогащая высо-копоставленных военных. Лицензии у них уже отобраны и пе-реданы крупным и проверенным иностранным партнерам, рас-полагающим своими перерабатывающими предприятиями и сетью сбыта нефтепродуктов в Нигерии. Тем самым правитель-ство попутно намеревается избавиться от длинной цепочки по-средников и перекупщиков, которые вздували цены.

В настоящее время перед президентом О. Обасанджо стоит нелегкая задача - отстаивать свои позиции в качестве против-ника коррупции и процветающего мошенничества, иначе имидж Нигерии окончательно будет подорван перед лицом ми-ровой общественности. Во время своей предвыборной кампа-нии именно он заверял своих избирателей обещаниями искоре-нить коррупцию, которая захлестнула и практически развалила страну с момента приобретения независимости в 1960 г. Но внутри страны оппоненты президента утверждают, что ее руко-водство не продемонстрировало доказательств эффективного управления экономикой. Главе государства вменяют в вину иг-норирование государственного бюджета, отказ от борьбы с коррупцией ("инвесторы уходят!").

К тому же президент не может урегулировать отношения в конфессиональной сфере - между христианами и воинствую-щими исламистами. В ряде штатов страны на севере и северо-востоке действуют законы шариата, и сохраняется смертная казнь в форме забивания камнями. Но, самое главное, прези-денту инкриминируют неумение (либо, еще хуже, нежелание) вернуть деньги, наворованные предыдущими военными режи-мами. Это тем более важно, что ситуация обостряется в связи с грядущими выборами на пост президента. Предыдущие прави-тели Нигерии (Мухаммеду Бухари и Ибрагим Бабангида) до сих пор имеют значительное влияние внутри страны и являются первыми кандидатами в президенты.

2.3. Последствия нефтяного развития Индонезии и роль коррупции

Нефтяной сектор Индонезии является одним из старых от-раслей страны. Основные нефтяные месторождения располо-жены на Суматре, шельфе Молуккского пролива, северной Яве, Калимантане, западных районах Ириан-Джая. Главные внешне-торговые партнеры - Япония, США, Сингапур, Южная Корея, Тайвань, Нидерланды.

Островное государство Индонезия стало единым целым при голландских колонизаторах. Как известно, в XVII в. Ни-дерланды владели флотом, превосходящим флот всех стран ми-ра, вместе взятых, но с начала XVIII в. они постепенно уступи-ли свое морское и торговое первенство Англии, потеряли мно-гие колонии в Азии. Но до второй мировой войны они жестоко эксплуатировали свою богатейшую колонию - "изумрудный пояс"- Индонезийские острова.

В начале XVI века (1512 г.) у берегов Цейлона появились первые португальские корабли. Пятнадцать лет португальцы грабили остров. В начале XVII века на остров стали проникать голландцы. После упорной борьбы они окончательно вытесни-ли португальцев. На лучших землях, отобранных у местных жителей, новые колонизаторы создали плантации коричневого дерева и заставляли сингалов бесплатно работать на этих план-тациях. В конце XVIII - начале XIX веков Цейлон был завоеван англичанами.

Таким образом, возникла колониальная империя Голлан-дии к середине XVII века, сердцевиной которой стали Молукк-ские и Зондские острова. На других территориях Голландия предпочитала иметь только торговые фактории, так как для за-воевания обширных государств с многочисленным населением у голландцев не хватило бы войск и военного снаряжения. Хотя в середине XVII века из приблизительно 20 тыс. кораблей сум-марного европейского флота 15-16 тыс. принадлежали Нидер-ландам. Экономическая политика голландской Ост-Индской компании, созданной специально для торговли с этим регио-ном, практически ничем не отличалась от той политики, кото-рую проводили на завоеванных землях предшественники голландцев - португальцы. На экспорт в Европу вывозились перец, корица, гвоздика, мускатный орех, позже нефть и каучук.

В годы второй мировой войны Индонезию захватили япон-цы, но 17 августа 1945 г. Республика Индонезия обрела незави-симость, и первым президентом стал инженер-архитектор Сукарно. Его величайшей заслугой стало объединение архипелага, состоящего из 13000 островов в единое государство. В начале своего становления страна испытывала огромную зависимость от иностранцев, которые по-прежнему контролировали производ-ство каучука, чая, добычу нефти и олова, а также международ-ные и внутренние транспортные коммуникации. До завоевания Индонезией независимости добыча нефти в стране регулирова-лась горным законодательством Голландии по Ост-Индии, вве-денным еще в 1899 г., по которому разрешалось предоставлять площади для проведения горных работ на условиях концессии. При этом концессионер получал право непосредственного кон-троля за минеральными ресурсами, находящимися в недрах в пределах предоставленной площади.

После провозглашения независимости и принятия Консти-туции, все природные ресурсы, включая нефть, были объявле-ны государственной собственностью. Для их эксплуатации бы-ли созданы государственные компании. В соответствии с при-нятыми в стране законодательными актами 1960 и 1971 гг., действующими поныне и составляющими основу нефтегазово-го законодательства страны, индонезийскому государственному нефтегазодобывающему предприятию "Pertamina" было пре-доставлено исключительное право на разведку и добычу нефти Отметим, что до сегодняшнего дня эти акты составляют основу нефтегазового законодательства Индонезии.

Президент Сукарно постепенно укреплял позиции нацио-нального правительства в экономическом секторе страны. Мно-гие отечественные и западные исследователи отмечают, что новейшая история Индонезии в политическом отношении была авторитарной- Но при Сукарно в 1959-1965 гг. авторитаризм был "просвященный" и сравнительно мягкий. В 1966-1998 гг. стал гораздо жестче, с главной опорой на военных. Сукарно, установивший режим "направляемой демократии", был против-ником демократии западного образца. Глубоко стратифициро-ванное индонезийское общество, по его мнению, может сохра-нять свое единство благодаря отношениям "бандк-акакбуах", т.е. "патрон-клиент". В основе этих отношений лежит понятие взаимности как сердцевины яванской культуры "готонг-ройонг" (традиции взаимной помощи), обсуждение проблем (мушавара), и достижение консенсуса (муфакат). Это и стало главной частью идеологии Сукарно. Как отмечает российский исследователь Л. Панченко46, "традиционная политическая культура яванцев ие-рархична и концентрична (властвующие группировки располо-жены концентрическими кругами вокруг лидера)".

Сукарно считал, что его режим "направляемой демокра-тии" является наиболее подходящим для Индонезии, поскольку основан на "Панча Шила" - "пяти принципах": монотеизме, на-ционализме, гуманизме, социальной справедливости, демокра-тии. Однако его критики считали, что "направляемая демокра-тия" - это лишь фасад диктатуры президента, поскольку её суть состояла лишь в том, что каждый гражданин страны должен быть согласен с принятыми решениями президента.

В сентябре 1965 г. группа заговорщиков осуществила убий-ство нескольких генералов. Сухарто, стоявший тогда во главе стратегического командования сухопутных войск (КОСТРАД), подавил этот путч. Поскольку считалось, что "Движение 30 сен-тября 1965 г." организовано коммунистами, началась кампания их жесточайшего преследования. Кровопролитие длилось почти два года. Было убито около 500 тыс. человек; десятки тысяч по-пали в тюрьмы и концентрационные лагеря. После путча Сукар-но назначил Сухарто начальником штаба вооруженных сил. В 1967 г. Сухарто вынудил Сукарно уйти в отставку и провозгла-сил собственный "новый порядок" в Индонезии.

46 Панченко Л. Армия и модернизация общества. - М.: Наука, 1994.- С.110.

Именно с этого времени армия становится главной системообразующей силой авторитарного режима Сухарто не только в политической, но и в экономической сфере.

Накануне утверждения "нового порядка" экономика -нахо-дилась в глубочайшем кризисе, уровень инфляции достигал 600%. В 1965 г. Индонезия считалась одной из беднейших стран Третьего мира. Доход на душу населения составлял всего 60 долларов США.

В 1971 г. состоялись парламентские выборы, но к этому времени Сухарто уже сосредоточил в своих руках власть, прак-тически полностью контролировал вооружённые силы, бюро-кратию и бизнесменов. Новый парламент избрал его президен-том на безальтернативной основе. Члены запрещённой к тому времени Коммунистической партии Индонезии и примыкавших к ней организаций, а также подозреваемые в причастности к "Движению 30 сентября" были лишены избирательных прав. "Новый порядок" Сухарто был основан на следующих постула-тах: приверженности принципам "Панча Шила"; антикомму-низме; двойной функции вооруженных сил, суть которой со-стояла в том, что армия обеспечивает не только оборону стра-ны, но и ее развитие; доктрине "плывущей массы", в соответст-вии с которой народ участвует в политических процессах толь-ко в период выборов; приоритете экономического развития, на-правленному на достижение самообеспечения и международно-го признания.

Ключевыми приоритетами экономического развития стали ускоренное развитие сельского хозяйства, инфраструктуры, промышленности; восстановление внешней торговли и про-движение экспорта; переориентация политики импорта; про-граммы стимулирования внутреннего спроса; преобразование банковской системы. В результате проводимых экономических программ произошел рост торговли, который способствовал увеличению доходов; собираемые правительством налоги под-нялись с 4% ВВП в 1966 г. до 10% в 1970 г.

Если в экономической сфере действия правительства были направлены на формирование рыночной экономики, которая предполагает демократическую форму управления, то совсем другая картина наблюдалась в политической области. Все клю-чевые решения в рамках "нового порядка" принимаются одним человеком -- президентом, власть которого была легимитизирована Конституцией 1945 года, предоставляющей президенту Индонезии исключительные властные полномочия. Согласно Конституции, президент не подотчётен парламенту за исполне-ние государственной политики, а подотчётен лишь ассамблее народного конгресса - высшему государственному органу, ко-торый собирается один раз в пять лет. Таким образом, парла-мент страны не мог играть роль представительного органа на-родовластия.

Известно, что при авторитарном режиме номинально мо-гут существовать и функционировать парламент и правительст-во. Фактически все важные государственные решения выраба-тываются в узком кругу приближённых к верховному правите-лю лиц, составляющих своего рода теневой кабинет. В системе "нового порядка" Сухарто судебная власть не стала самостоя-тельной и независимой ветвью власти. Судьи разных уровней назначались министерством юстиции и всецело зависели от ис-полнительной власти, особенно от служб безопасности при рас-смотрении политических дел. Как подчеркивают исследовате-ли, коррумпированность судей и низкий уровень правовой гра-мотности населения - наиболее характерные черты правовой системы режима Сухарто.

В Индонезии при Сухарто создана трёхпартийная система. Ведущую роль в ней играла государственная организация ГОЛКАР, которая, но сути, являлась политическим лицом воо-ружённых сил и государственной бюрократии. Правда, существовали еще две неправительственные партии, но они не могли быть оппозиционными правительству, поскольку на слово "оп-позиция" было наложено строжайшее табу.

Основной опорой власти Сухарто стали вооруженные силы Индонезии, верховным главнокомандующим которых он являл-ся. Кроме того, именно он назначал командующего вооружён-ными силами и командиров соединений и территориальных ко-мандований в каждой провинции. К числу источников неогра-ниченной власти Сухарто относились: Конституция 1945 года (поправки внесены в 1959 г.), которая вверяет ему всю полноту власти и ответственность за ведение государственных дел; пост верховного главнокомандующего вооружёнными силами стра-ны; политический контроль над парламентскими структурами.

Необычно высокая роль армии во внутренних делах стра-ны была легимитизирована её "двойной функцией": военной и гражданской. Первая функция заключалась в обороне страны, вторая - в руководстве государством и обществом. Военные занимали ключевые посты в центральном и провинциальных органах власти и в то же самое время активно занимались ком-мерческой .деятельностью на привилегированных условиях. Ти-пичным при "новом порядке" стало совмещение воинских и государственных постов с частным предпринимательством. Под предлогом угрозы национальной безопасности представи-тели министерства обороны и безопасности имели право вме-шиваться во внутренние дела политических партий и общест-венных организаций. В стране было создано 10 территориальных подразделений, чьей главной обязанностью установлено прово-дить надзор политической активности в регионах и вмешивать-ся, когда необходимо. Военные, получившие широкий доступ к материальным, финансовым и информационным ресурсам стра-ны, стали играть решающую роль в распределении импортных и экспортных лицензий, концессий на разработку природных ре-сурсов, заключении контрактов от имени государства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.