реферат бесплатно, курсовые работы
 

Коррупция в нефтедобывающих странах

Известно, что классическая теория предполагает следую-щее распределение доходов по принципу: груду - зарплата, ка-питалу - процент, земле - рента, предпринимательству - прибыль. Но нам необходимо отказаться от преувеличения значимости такого первичного распределения. В социально справедливой и эффективной экономике всегда должны иметь место перераспре-делительные процессы, направленные на обеспечение равнове-сия в обществе между различными слоями населения; теми, кто имеет средства производства (экономическую власть) или долж-ность в государственных структурах (политическую власть), и теми, кто в силу разных обстоятельств отчужден от того, и от другого. Социально-ориентированная рыночная экономика обя-зана содержать или материально поддерживать тех людей, уча-стие которых в экономической деятельности не происходит или ограничено (престарелые, инвалиды, дети и молодежь, еще не готовые к самостоятельной работе). И здесь общество не может обойтись без системы перераспределения доходов, что во мно-гом ослабит давление коррупции.

Несправедливое распределение доходов приводит к безра-ботице среди большинства населения, которая присутствует во всех странах региона. Происходит принудительное отлучение людей от труда, которое является безнравственным. Папа Рим-ский, говоря о проблемах современного мирового сообщества, отмечал, что безработица является одним из видов духовной смерти человека. Ведь труд является не только средством к жизни, но и важнейшим социальным благом. Несправедливо и опасно, когда в нашем обществе представители местной элиты свободно выбирают вид и режим труда или отдыха, а для ос-тального населения этот выбор оказывается несвободным, про-диктованным чужой волей. Происходит явное (иногда созна-тельное) нарушение неотчуждаемых прав и свобод личности. Отлучение человека от труда приводит к тяжелым психологи-ческим заболеваниям, к деградации личности. Кроме того, оп-ределенная часть работоспособного, но не занятого населения пополняет криминальные слои, усиливает социальную дестаби-лизацию в обществе.

Поэтому в связи с вышесказанным, речь в первую очередь должна идти не количестве коррупционеров в стране. Речь должна идти о гласности и прозрачности принимаемых полити-ческих и экономических решений, о формировании позитивных основ социума, о создании системы активизации социальных факторов производства и институтов на основе перехода к но-вому типу общественных отношений и созданию действительно гражданского общества. Хотя политическая власть является на сегодняшний день движущей силой № 1 экономических преоб-разований в странах Центрально-Азиатского региона, их на-правленность и результативность в решающей степени зависят от наличия, состава и реальных возможностей других общест-венных институтов, структур и слоев населения действенно влиять на них.

Один из оригинальных методов решения проблемы кор-рупции в странах с сырьевой экспортной составляющей был предложен известным финансистом-миллиардером Джорджем Соросом. Он предлагает нефтяным ТНК выполнить его лозунг "Опубликуй, сколько ты платишь", т.е. призывает руководство ТНК сообщить общественности о том, сколько они платят на-циональным правительствам принимающих стран. Сорос счи-тает, что именно прозрачность в суммах, приходящих в сырье-вую страну в виде налогов от ТНК сможет заставить коррумпи-рованные правительства стать более открытыми для собствен-ных граждан.

Рыночная экономика, в сущности, очень похожа на Алису в Стране чудес, где надо очень быстро бежать, чтобы оставать-ся на месте, поскольку уже предотвращение роста неравенства требует постоянных усилий. История свидетельствует о том, что, поскольку "рыночная экономика не выработала экономи-ческого равенства, совместимого с демократией, всем демокра-тиям пришлось "вмешаться" в дела рынка с целым рядом про-грамм, имевшим целью содействовать равенству и предотвра-щать неравенства"65.

Хотя, в исследовании Европейского Банка Реконструкции и Развития, проведенном в 2002 г., в посттранзитных экономи-ках, уровень коррупции постепенно снижается. Официальные представители ЕБРР признают, что часть улучшений в этой сфере, в особенности в странах Центральной Азии, исчисляется с самой низкой отметки. За последние три года средний уро-вень взяткодательства снизился в этом регионе с 2% до 1,6%, говорится в докладе. Одним из факторов снижения уровня взяткодательства, по мнению ЕБРР, является то, что предпри-нимателям в гораздо меньшей степени приходится наносить "визиты" представителям государственных органов. Однако тут же подчеркивается, что вопреки этим улучшениям, наиболее серьезными препятствиями в сфере ведения бизнеса, как и пре-жде, остаются финансы, налогообложение и коррупция и, не-смотря на положительные показатели, абсолютно все страны региона нуждаются в дальнейших улучшениях.

Казахстанские наблюдатели отмечают, что "все положи-тельные сдвиги в уровне коррумпированности во всем регионе явно произошли не за счет Казахстана". В качестве аргумента приводится тот факт, что в 2001 г. индекс восприятия корруп-ции Казахстана спустился на 17 позиций, уступив лишь не-скольким африканским странам.

В настоящее время ситуация с коррупцией в Казахстане обсуждается известными аналитиками и экспертами. Так, анг-лийский журналист, бывший редактор "Financial Times" no Восточной Европе Э. Робинсон предостерегает власти Казах-стана, что "полагаясь на кланы, бюрократию и подхалимов, ре-жим превратится в классическую нефтяную клептократию. Это будет трагической ошибкой единственной страны Центральной Азии, имеющей запасы нефти, минеральных ресурсов и уни-кальный человеческий капитал, потерянным шансом стать со-временным промышленно развитым демократическим государ-ством, оплотом благосостояния и стабильности в регионе. Это также будет негативно восприниматься крупными нефтяными компаниями, которые уже сейчас начинают выражать недо-вольство аппетитами местных чиновников, и американским правительством, желающим иметь стабильные демократиче-ские режимы в регионе, авиабазы которого представлены США для войны с терроризмом"66

3.4. Сценарии развития нефтедобывающих стран

Как известно из опыта многих нефтедобывающих стран, темпы экономического роста и сдвиги в распределении нефтя-ных доходов и богатства тесно связаны с характером политиче-ского режима и направлением внутренней политики. Когда приобретено богатство, то, несомненно, умножаются возмож-ности наживать больше денег, поскольку накопленное богатст-во открывает новые возможности наживы, закрытые без него. Поэтому главным вопросом для сформировавшихся режимов заключается в том, насколько правительство сможет помешать росту неравенства, прежде чем оно достигнет опасного предела или, другими словами, насколько правительство сможет сохра-нить уровень неравенства, не вызвав недовольства и сопротив-ления собственного народа. Каждый режим, сформировавшийся на нефтяных богатствах, отобранных у народа, увы! -пытается сохранить нефтяную "кормушку" всеми силами, средствами, ре-сурсами, мощью армии и правоохранительных органов. С оппо-зицией в данном случае особо не церемонятся. События по-следних лет из политической ситуации стран Центральной Азии наглядно демонстрируют этот тезис.

65 Martin Baily, Gary Burtless, Robert E. Litan. Growth with Equity. - Washington, D.C.: Brookings Institution, 1993.

66 Робинсон Э. Центральная Азия: ставки высоки. / Assandi-Times. - 2002. - № 08.

Пример нефтедобывающих стран показывает огромный разброс возможных сценариев развития. И, хотя достаточно трудно прогнозировать варианты развития стран Центральной Азии вообще и Казахстана в частности как нефтяной державы, даже на самое ближайшее будущее, происходящие в нашей стране процессы наглядно показывают возможности повторе-ния путей развития таких нефтяных стран, как Венесуэла, Ин-донезия и даже Нигерии. В данном случае анализу подвергают-ся не столько количественные показатели, характеризующих темпы развития национальной экономики в целом, сколько ка-чественное содержание происходящих политических, экономи-ческих и социальных процессов.

Представляется очевидным, что каждый режим вынужден быстро и любыми путями приспосабливаться к изменениям со-циально-экономических процессов, происходящих в собствен-ной стране. К этому их подталкивают такие факторы, как уве-личивающаяся нестабильность в обществе, которая, в конечном счете, может привести к нарастанию конфликтных ситуаций, вплоть до установления военной диктатуры. Поэтому некоторые аналитики прогнозируют, хотя и очень осторожно, возможности установления военной диктатуры в Казахстане и других странах Центрально-Азиатского региона с целью не допустить коренных изменений в сложившейся политической структуре. Как отмеча-ют эксперты по странам Центральной Азии, например, в Узбеки-стане "уже в ближайшие годы вполне реальной перспективой может стать начало гражданской войны, сопровождаемой ради-кальными изменениями политического плана".67

Как показывают недавние события в Туркменистане (воо-руженное покушение на пожизненного президента С. Туркмен-баши), в этой стране региона не все так гладко, как представля-ется на первый взгляд. В связи с такими прогнозами можно проследить достаточно явную связь между попытками прави-тельства Казахстана не допустить дальнейшей утечки инфор-мации из иностранных источников по поводу "нефтяного" скандала и, как следствие, возможную передачу власти.

О том, что установление военной диктатуры вполне явля-ется достоверным вариантом, можно говорить в свете послед-них решений прикаспийских государств по вопросу о правовом статусе Каспийского моря. После долгих переговоров, в мае 2002 г. Президент России Владимир Путин и Президент Казах-стана Нурсултан Назарбаев подписали документ, устанавли-вающий координаты прохождения модифицированной средин-ной линии разграничения дна северной части Каспийского моря между Россией и Казахстаном. Этим документом две страны "застолбили" спорные месторождения на стыке каспийской зоны для совместного освоения. К России и Казахстану присое-динился и Азербайджан, но Иран достаточно резко отказался признавать это соглашение, настаивая на собственной позиции: делить Каспий необходимо по секторам, по 20% акватории для каждой прикаспийской страны.

Мировые информационные агентства прокомментировали это событие следующим образом: Россия сможет свободно заниматься добычей и транспортировкой нефти в своем, уже определенном секторе Каспийского моря, поскольку с другими прикаспийскими странами у нее границ нет, а вот Азербайджа-ну и Казахстану придется сложнее, т.к. у этих стран есть грани-цы с Туркменистаном и Ираном, договариваться с которыми придется еще достаточно долго.

Россия и Казахстан в последнее время наращивают собст-венное военное присутствие на Каспии. Уже созданы военно-морские формирования ВС РК, включающие около трех тысяч военнослужащих, 10 катеров береговой охраны и три вертолета. Правда, пока эти подразделения береговой охраны организаци-онно входят в Силы охраны государственной границы Казах-стана.

67 Пономарев В. Грядет ли исламская революция в Узбекистане? // Континент. - 2000. - № 8(21). - С. 39.

В недалеком будущем планируется создание военно-морских сил: в Актау уже открыто Высшее военно-морское училище Министерства Обороны РК.

Установление военной диктатуры возможно двумя путями: приходом к власти потенциального диктатора через президент-ские выборы или военным свержением правового режима, не спо-собного справиться с социально-экономическими трудностями.

Крайности в данном случае могут быть две - варианты правой и левоцентристской диктатуры. Поскольку последний вариант уже рассмотрен выше, посмотрим, что может на прак-тике может означать военная диктатура правового типа. Ее главные отличия от обычного правого режима заключаются в следующем:

- акцент на субсидирование военно-промышленного ком-плекса;

- большой упор на популистские акции;

- протекционизм для защиты отечественной промышлен-ности.

В совокупности эти меры могут дать на определенный толчок развитию экономики и помочь ей набрать умеренные темпы роста. Но этого недостаточно для серьезного улучшения Уровня жизни большей части населения страны. Кроме того, правая диктатура должна опираться на финансовую олигархию в лице крупного национального бизнеса, что сузит поле для по-пулистских социально-экономических маневров. Ведь известно, ito к популистским обещаниям крупный бизнес как иностранный, таки и отечественный относится крайне скептически- Ско-рее всего, они свелись бы к формальному наведению порядка в борьбе с организованной преступностью и к показной борьбе с коррупцией на самом высоком уровне, что и демонстрирует высшее руководство стран Центрально-Азиатского региона. На-пример, "разборки" с коррумпированными высшими чиновника-ми стали обыденным явлением для туркменских телезрителей.

Возможны также меры милитаристского характера, на-пример, превращение вооруженных сил в политическую корпо-рацию, обладающую особыми правами и привилегиями, созда-ние "народной" партии во главе с диктатором, которая бы осу-ществляла власть на местах и составляла резерв для управления на более высоком уровне. Имевшие место в истории некоторых стран прецеденты (например, Чили) показывают, что военные диктатуры правого толка вполне уживаются с социально стра-тифицированным обществом и властью богатых.

Крайний вариант такого режима может иметь два послед-ствия. Первое - экономика страны будет обречена на дальней-ший социально-экономический и, в результате этого, политиче-ский застой, что сделает военную диктатуру крайне неустойчи-вым образованием. Второе - вызвать кратковременный подъем, в основе которого будет лежать восстановление военной инду-стрии, строительство военной инфрастуктуры, расширение ар-мии и сокращение за этот счет безработицы. Но надежды на долговременный самоподдерживающий рост экономики и вы-сокий социальный уровень большинства населения такой ре-жим дает ничтожно мало.

Для объяснения этого можно привести тот факт, что авто-ритарный режим может интегрировать и интегрирует в себя достаточно узкий слой нуворишей, разбогатевших при его под-держке и в его рамках. Но за его пределами остается весь наро-ждающийся средний класс, который не имеет тех привилегий, которые имеют "новые" богатые. Оставшиеся за рамками авто-ритарного режима национальные предприниматели, т.е. не пользующиеся его протекцией в виде льготных кредитов, вы-годных контрактов, лицензий и других форм предоставления режима наибольшего благоприятствования для бизнеса, объек-тивно заинтересованы в установлении открытых, рыночно ори-ентированных, демократических условиях принятия в государ-стве экономических и политических решений.

Отметим также, что авторитарные режимы не имеют ника-ких сдержек и противовесов. Если даже они проводят разруши-тельную политику, то ничто их не может сдержать. Кроме это-го, авторитарный режим может обеспечить экономическое раз-витие, но в то же время подрывает основы своего существова-ния. Чтобы экономика бурно развивалась, нужны квалифици-рованные кадры. Следовательно, должен расти уровень образо-вания. Интеграция национальной экономики в мировую эконо-мику расширяет контакты людей. Развитие средств массовой информации - ещё один фактор, который подвергает эрозии авторитарные режимы. И как бы не старались руководители высшего эшелона власти "замолчать" независимую прессу, их попытки заранее обречены на неудачу.

Угроза гражданской войны - это не миф, сочиненный со-временными исследователями последствий коррупции для стран со слабой структурой гражданского общества. Опыт не-которых нефтедобывающих стран, который был рассмотрен в главе 2 "Проявления и особенности коррупции в нефтедобы-вающих странах", с особой наглядностью свидетельствует, что акции гражданского неповиновения властям и вооруженное восстание отделяют только один шаг. Поэтому нужна полити-ческая воля высшего руководства страны, чтобы избавить соб-ственный народ от повторения чужого негативного опыта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблему коррупции, на наш взгляд, не стоит умалчивать. Тем более, она вызывает самый живой интерес у студентов, изу-чающих спецкурс "Макроэкономическая политика стран, бога-тых сырьевыми ресурсами". Это связано с тем, что мы живем в стране, богатой природными ресурсами, которые принадлежат не только нам, но и последующим поколениям казахстанцев. И наша задача - правильно распорядиться этими богатствами в ин-тересах всего народа.

Эта проблема, к сожалению, коснулась не только Казах-стана. Болезнью под названием "коррупция" болеют многие страны мира, особенно развивающиеся - те, которые только продвигаются на пути создания рыночной экономики и демо-кратического управления. Пример некоторых нефтедобываю-щих стран позволяет, как бы примерить эту проблему на себя, но, дай бог, только теоретически. Разрушительные последствия коррупции сказываются до сих пор на экономике Нигерии, Ин-донезии, Венесуэлы, Анголы, Эквадора и т.д. Даже Саудовская Аравия, богатейшая страна мира, не смогла избежать корруп-ции, которая, как ржавчина, разъедает все общество и общест-венные институты этой страны.

Глобализация коррупции, которая отмечается практически всеми исследователями этой проблемы, требует и транснацио-нальной борьбы с ней. Казахстан пока не готов к такой борьбе, поскольку для этого необходимо ратифицировать антикорруп-ционную конвенцию OECD, ввести уголовную ответственность за коррупцию государственных служащих за рубежом, органи-зующих международные сделки по продаже оружия, нефти, газа, других сырьевых ресурсов страны.

Для эффективной же борьбы с коррупцией внутри страны, необходимо создавать новые демократические формы управле-ния государством, формировать по-настоящему гражданское общество, усилить общественный контроль за деятельностью правительства в вопросах распоряжения доходов от экспорта сырьевых ресурсов, сделать государственный бюджет прозрач-ным и открытым, контролировать недавно созданный Нацио-нальный фонд, в котором аккумулируются нефтяные деньги. А это может сделать только молодое поколение, образованное и свободное от коррупции.

ГЛОССАРИЙ

Абсолютная монархия - разновидность монархической формы правления, характеризующаяся юридическим и факти-ческим сосредоточением всей полноты государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), а также духов-ной (религиозной) власти в руках монарха. В настоящее время в мире сохраняются восемь абсолютных монархий; Бахрейн, Бруней, Ватикан, Катар, Кувейт, ОАЭ, Саудовская Аравия. В некоторых из этих стран в последние десятилетия были сдела-ны первые шаги по переходу к конституционной монархии. Со-гласно конституциям и другим государственно-правовым актам в абсолютных монархиях монарх осуществляет исполнитель-ную власть совместно с правительством, а законодательную - при помощи разного рода законосовещательных органов (вы-борных или назначаемых).

Автократия (от греч. "autokrateia"- самодержавие) - сис-тема управления, при которой одному лицу принадлежит неог-раниченная верховная власть - Авторитаризм (от лат. "auctoritas" - власть) - система вла-сти, характерная для антидемократических политических ре-жимов. Характеризуется сосредоточением всей государствен-ной власти в руках одного лица или органа, отсутствием или ущемлением основных политических свобод (слова, печати), подавлением политической оппозиции. Обычно сочетается с личной диктатурой. В зависимости от сочетания методов прав-ления может варьироваться от умеренно авторитарного режима с формальным сохранением атрибутов демократии до класси-ческой фашистской диктатуры. Крайняя форма авторитаризма - тоталитаризм.

Агент (от лат. "agens" - действующий) - 1) субъект эконо-мических отношений, участвующий в производстве, распреде-лении, обмене и потреблении экономических благ; 2) юридиче-ское или физическое лицо, выполняющее в экономике опреде-ленную функцию от собственного имени или по поручению других лиц (группы-лиц) за определенное вознаграждение.

Амнистия (от греч. "amnestia" - забвение, прощение) - полное или частичное освобождение от уголовной ответственности или наказания индивидуально неопределенного круга лиц, совершивших преступления, либо замена этим лицам на-значенного судом наказания более мягким, либо сокращение срока наказания. С лиц, отбывших наказание, актом об амни-стии, может быть снята судимость.

Анонимный счет банковский счет; распоряжение средст-вами на котором производится без установления банком лично-сти лица, предъявившего требование о выполнении операций по счету. Идентификация лица, имеющего право распоряжаться средствами, находящимися на анонимном счете, производится с использованием номеров, кодов, паролей и иных средств (кро-ме имени или наименования клиента банка), подтверждающих, что распоряжение дано уполномоченным на это лицом. Самое широкое распространение в, настоящее время получила такая разновидность анонимного счета, как номерной счет, когда уполномоченное по счету лицо идентифицируется с помощью номера счета, указанного в документе; выдаваемом клиенту банка в подтверждение заключения договора номерного счета.

Арест на вклад - приостановка операций по выдаче денег со счета вкладчика. Может быть наложен только по постановле-нию судов, органов предварительного следствия и дознания по находящимся в их производстве уголовным делам, а также в предусмотренных законом случаях рассмотрения дел о конфи-скации имущества; по постановлению судов, в производстве ко-торых находятся гражданские дела, вытекающие из уголовных дел и т.д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.