реферат бесплатно, курсовые работы
 

Коррупция в нефтедобывающих странах

По заявлению Министерства юстиции США, в период 1994-2001 гг. по данным, представленным американскому пра-вительству, иностранные фирмы использовали взятки в более чем 300 случаях конкурентной борьбы за право участия в меж-дународных контрактах на общую сумму в 200 млрд. долларов. Нечасто, но все-таки бывают случаи, когда руководители аме-риканских фирм привлекаются к уголовной ответственности за дачу взяток чиновникам из принимающих стран. Например, руководство американской компании "United Technologies" уволило президента одного из своих зарубежных филиалов за то, что он делал подарки официальным лицам.

Но, как отмечает эксперты "Economist", практически очень сложно следить за тем, не замешаны ли руководители иностран-ных филиалов компаний в передаче или получении взятки. При-чем это относится к дочерним фирмам, расположенным не толь-ко в странах, не подписавших конвенцию ОЭСР по борьбе с кор-рупцией, но и в некоторых государствах-участниках этой конвенции. Поэтому в некоторых из известных Министерству юсти-ции США случаев взяточничества могли участвовать и филиалы американских ТНК, поскольку в FCPA есть много лазеек- FCPA распространяется на американские фирмы и ино-странные компании, акции которых котируются на фондовых биржах США. Однако многие зарубежные фирмы, действую-щие на территории США, не согласны с FCPA, поскольку то-гда, по мнению этих фирм, под категорию взяточничества под-падают и небольшие платежи, необходимые для ускорения про-хождения ряда обязательных процедур (растаможивание, получение различных разрешений и т.д.). Примером такого не-согласия может служить английская компания "Marconi". За применением FCPA к иностранным фирмам, акции которых котируются в США, следит Комиссия по ценным бумагам и биржам США (Securities and Exchange Commission - SEC). За период с 1977 no 1996 гг. комиссия выявила лишь три случая взяточничества. Однако уже только за 2001 г. было начато рас-следование еще трех случаев.

Один из них связан с филиалом "IBM" в Аргентине; руково-дство которого дало взятку в размере 4,5 млн. долларов офици-альным представителям "Banco de la Nacion Argentina" для того, чтобы получить право участвовать в модернизации компьютер-ной системы государственного банка. Итогом этой истории стало то, что SEC обязала "IBM" выплатить штраф в размере 300 тыс. долларов, в то время как ежегодный оборот этой компании, как отмечают эксперты "Economist", превышает 85 млрд. долларов. К тому же, об этом случае заявило руководство самой "IBM", поскольку аргентинский банк - государственная компания, а не частная, т.к. FCPA распространяет свое действие только на взя-точничество в отношении официальных лиц.

Похоже, что расследование по линии FCPA коснется и Ка-захстана. Об этом говорит все больше набирающий силу скан-дал по поводу так называемого "Казахгейта" - расследования уголовного дела о взятках американских корпораций за право добывать казахстанскую нефть. Как известно, в 2002 г. судья Чин уже вынес первое предварительное решение, согласно ко-торому ни Президент Казахстана Н. Назарбаев, ни правительст-во Казахстана не имеют права на иммунитет. Они обязаны представить Большому жюри Окружного суда Манхеттена (США) всю необходимую информацию о деньгах, полученных ими от нефтедобывающих корпораций "Mobil-Exxon" и "Phillips-Amoco" при посредничестве советника Президента Н. Назарбае-ва, американского гражданина Д. Гиффена.

В 2001 г. закон, подобный FCPA, был принят в Великобри-тании. По мнению английских официальных лиц, старый закон по борьбе с коррупцией, вступивший в силу еще в 1889 г., не-обходимо было усовершенствовать. Согласно данным англий-ских юристов, в XX веке в рамках старого закона, был вынесен всего один обвинительный приговор в отношении британского чиновника. Новый же закон о борьбе с коррупцией распростра-няется как на английские компании, действующие на террито-рии Великобритании, так и на их филиалы за рубежом.

Известно, что коррупция оказывает негативное влияние на экономику принимающей страны. Одним из самых серьезных последствий взяточничества является повышение на товары и услуги, поскольку затраты на него списываются в статью из-держек. В результате этого снижается покупательский спрос на товары и услуги в принимающей стране, темпы экономического роста замедляются, снижается уровень доходов на душу насе-ления. По оценкам "One World Bank", в Уганде вследствие кор-рупции затраты компаний повысились на 8%.

Необходимо отметить, что в нефтедобывающих странах мира противодействие ряду крупнейших ТНК все-таки проис-ходит. В последнее время группы лоббирования начали кампа-нии против таких нефтяных гигантов, как Royal Dutch/Shell в Нигерии, Unocal и TotalFinaElf в Бирме, ExxonMobil в Индоне-зии и Экваториальной Гвинее, British Petroleum и Occidental Petroleum в Колумбии, ChevronTexaco в Анголе.

Но если сами власти страны иногда не в состоянии сделать это, на помощь приходит международное сообщество. О том, как международное сообщество реагирует на нарушение прав человека и хищническое отношение к природной среде в неф-тедобывающей стране можно прокомментировать на примере недавних событий в Нигерии. В 1995 г. три западноевропейские компании (англо-голландская "Royal Dutch Shell", французская "Elf, итальянская "Agip") создали совместно с нигерийской нефтяной компанией консорциум, подписав контракт на строи-тельство газоперерабатывающего комплекса в дельте реки Ни-гер. Необходимо отметить, что в Нигерии особенно сильны по-зиции "Royal Dutch Shell", контролирующей 40% производства нефти в нигерийской экономике.

Само по себе строительство завода вряд ли привлекло к себе в мире пристальное внимание, если бы не то, что последо-вало оно вслед за яростной международной компанией сначала в защиту нигерийского писателя Кена Саро-Вива и его восьме-рых соратников по МОСОП (Движению за выживание огони). Огони - это народность, насчитывающая около полумиллиона населения и живущая в дельте реки Нигер. Именно они стали первой жертвой варварской эксплуатации нефтяных месторож-дений в этом районе Нигерии, которую проводили вышеупомя-нутые европейские нефтяные компании. К. Саро-Вива и его со-ратники были поспешно казнены, и события в Нигерии и в мире после этого акта развернулись ни в пользу нефтяных компаний, ни в пользу военного режима С. Абачи, которые тогда находи-лись у власти.

Сразу же последовали заявления протеста со стороны ру-ководителей западных и африканских стран, последовавший за этим отзыв своих послов США, ЮАР и стран Европейского Союза, было приостановлено членство Нигерии в Содружестве африканских государств, объединяющем 52 англофонных стра-ны, их требование возвратиться к демократическому правлению в течение двух лет вместо трех, обещанных тогда руководите-лем режима генералом Сани Абачей.

Позже была принята резолюция ЮНЕСКО с выражением "смятения и возмущения" по поводу казни К. Саро-Вива; адми-нистрация Б. Клинтона объявила о полном запрёте продавать Нигерии американские военные материалы и оружие, а также введение ею обязательного лицензирования всего закупаемого для использования в Нигерии нефтяного оборудования амери-канского производства. В Конгрессе США также был обсужден вопрос о лишении Нигерии доходов от экспорта нефти. Была принята резолюция Комиссия и Совета Министров Европейско-го Союза о введении эмбарго на поставки оружия в Нигерию; было также выдвинуто требование всем нефтяным компаниям, действующим в Нигерии следовать стандартам отношения к окружающей среде, принятым в странах Западной Европы. Ни-герии было отказано в помощи по линии АКП (поскольку, со-гласно Четвертой Ломейской конвенции, подписанной в ноябре 1995 г. на острове Маврикий, непременным условием ее пре-доставления является соблюдение демократических норм в странах-получателях).

3.2. Нефтяные ТНК и коррупция в Казахстане

В настоящее время в Казахстане работают около 2 тыс. предприятий с участием иностранного капитала. По данным Агенства РК по статистике, удельный вес иностранной собст-венности в структуре основных средств в 2001 г. составил 10,6%, а доля иностранного участия в структуре промышленной продукции - более 14%.53 Независимые эксперты приводят дру-гие цифры: по их мнению, иностранные ТНК в настоящее вре-мя контролируют в Казахстане до 40% всего промышленного производства, около 50% внешней торговли.

Иностранный капитал в основном представлен в мине-рально-сырьевом секторе экономики Казахстана и, прежде все-го, в добыче нефти. По статистическим данным, в общем объе-ме прямых иностранных инвестиций (ПИИ) 60% составляют инвестиции в добычу и переработку нефти (для сравнения: цветная металлургия - 10%, черная металлургия - 5%, газовая промышленность - 5%, пищевая промышленность - 5%). Сово-купные иностранные инвестиции в нефтегазовую промышлен-ность в период 1992-2002 гг. составили более 4,6 млрд. долла-ров США.

Приходится констатировать тот факт, что на сегодняшний день основными производителями нефти в Казахстане являются иностранные компании (как глобальные ТНК, так и их филиа-лы). Так, 87% акций АО "Шымкентнефтеоргсинтез" и 90% ак-ций АО "Южнефтегаз" принадлежат канадской компании.

53 Статистический ежегодник Казахстана. - Алматы: Агенство РК по стати-стике, 2001.

"Hurricane Hudrocarbons Ltd.", 60% акций АО "Актобемунайгаз" и 55% АО "Узеньмуиайгаз" - Китайской национальной нефтега-зовой корпорации, 60% акций АО "Мангистаумунайгаз" - ком-пании "Central Asia Petroleum Ltd." (Индонезия), 94,5% акций АО "Каражанбасмунай" - канадской компании "Nations Energy Ltd." Иностранные компании, работающие в Казахстане, слабо связаны с внутренним рынком, поскольку преобладающая часть добытой ими нефти экспортируется за рубеж. Для внутреннего потребления Казахстану остается небольшое и постоянно со-кращающееся количество нефти. Поэтому процессы глобализа-ции представляют собой определенную опасность для страны, поскольку невозможно будет восстанавливать экономику - для этого не будет энергоресурсов, а энергия - фактор производства абсолютный.

Председатель правления международной неправительст-венной организации "Transparency International" (TI) П. Айген, выступая в 2002 г. в Париже с результатами индекса взяткодате-лей, заявил, что политические деятели и государственные чинов-ники из ведущих промышленных стран не видят "гнилых яблок у себя во дворе", игнорируя преступные коррупционные действия своих ТНК и обращая все большее внимание на высокий уровень коррупции лишь в развивающихся странах. Вывод исследования - государственные органы этих стран должны решительным об-разом бороться с готовностью своих экспортных фирм давать взятки иностранным государственным служащим.

Но ввиду экономических интересов этих государств, кото-рые зачастую совпадают с интересами ТНК, вряд ли можно ожи-дать начала ожесточенной борьбы государственных органов с крупнейшими, влиятельными компаниями своих государств.

Как показывают результаты последнего исследования TI, интересные результаты получены в отношении взяткодательства в различных секторах экономики. Среди отраслей, где уро-вень предполагаемой коррупции наиболее высок, находятся, прежде всего, государственные строительные проекты и строи-тельная индустрия, вооружение и оборона, нефть и газ, недви-жимость, телекоммуникации и энергетика.

Как видим, среди наиболее опасных в плане коррупции от-раслей присутствуют именно те, которые сейчас в Казахстане получили самое бурное развитие. Как отметили представители TI в Казахстане, в республике в основном представлены фирмы и компании из тех стран, которые находятся в конце списка ин-декса (с 21-й по 13-ю позицию), тогда как наиболее "чистые" в этом отношении государства (Австралия, Австрия, Швеция) почти не приходят на казахстанский рынок. При этом сам Ка-захстан по индексу восприятия коррупции (т.е. готовности по-лучать взятки) занял весьма низкое 71-е место. Представляется понятной такая неслучайная "встреча" между экономическим субъектом, готовым дать взятку (ТНК) и экономическим субъ-ектом, готовым ее получить (Казахстан).

Значительная часть пришедших в казахстанскую экономи-ку компаний имеет оффшорное происхождение. На деле они контролируются бывшей и нынешней казахстанской номенкла-турой, которая таким путем устанавливает права собственности на экономические активы, страхуясь от возможных системных рисков. Подобная практика широко распространена на всем постсоветском пространстве и, по-видимому, является неиз-бежным этапом в длительном историческом процессе станов-ления института частной собственности. Важно отметить, что поведение оффшорных компаний в принимающих странах принципиально не отличается от действий действительно ино-странного капитала.

ТНК устанавливают новые правила игры на мировом рын-ке для увеличения своих доходов, которые мало считаются с интересами государств, в первую очередь с переходной эконо-микой, каким является Казахстан. Анализ платёжного баланса Казахстана показывает, что за последние несколько лет значи-тельную сумму представляют данные по статье "Ошибки и пропуски". Так, в 1999 г. они составили более 640,8 млн. долла-ров США. Эта сумма превысила многие статьи расходной части государственного бюджета. Отток капиталов из экономики -- явление очевидное, и он связан, прежде всего, с экспортными операциями и прямыми инвестициями. Поэтому возникла но-вая для нас тема трансфертного ценообразования.

Существует несколько форм оттока денег из Казахстана. Самая распространённая и простая - экспорт товаров по зани-женным ценам (нефть, цветные металлы). Как известно, экспорт Казахстана в основном представлен торговлей по 10 то-варным позициям, доля которых составляет 85% от общего объёма экспорта (топливо, нефть и нефтепродукты, чёрные ме-таллы, медь, цинк, драгоценные металлы). В 1999 г. значитель-но вырос экспорт казахстанских товаров в оффшорные зоны (Багамские, Виргинские острова, Кипр и т.д.). Компания-экспортёр, находящаяся в Казахстане, выставляет аффилиро-ванной компании, зарегистрированной в оффшорной зоне, счёт на весь товар по единой цене в соответствии с торговым кон-трактом- Затем оффшорная компания разбивает товар на партии и заключает индивидуальные контракты с покупателями в раз-личных странах по мировым ценам. При этом материнская компания получает прибыль от разницы внутренних и внешних цен, а также разницу от ставок налога на прибыль в Казахстане и оффшорной зоне. Отследить все движения счетов и сделать анализ экспортных потерь сделать достаточно трудно, т.к. такая информация является конфиденциальной.

Но по некоторым товарным позициям (например, по экс-порту сырой нефти) можно сделать следующий анализ. Нефть составляет 1/3 всех экспортных доходов. При достаточной про-зрачности всех составляющих цены, включая стоимость от транспортировки до портовых сборов, существует определённая разница, которая входит в вышеперечисленные расходы. При этом в информации, полученной от нефтяных компаний, не при-водятся обоснования этих составляющих. Они обозначаются в основном как издержки, связанные с услугами трейдеров. Одна-ко анализ показывает, что стоимость таких услуг широко варьи-руется и совершенно не прозрачна. Примерно в одних и тех же условиях реализации у небольших компаний цены реализации очень близки к мировым, в то же время у крупных компаний эта разница весьма значительна. Отклонение от мировой цены в экс-портных операциях составляет примерно 60-70%.

В результате страна имеет слабых экспортёров, которые со временем могут стать неплатежеспособными; государство теря-ет значительные суммы в результате вывода из налогооблагаемой базы части прибыли компаний; выводятся из оборота зна-чительные валютные средства; снижается сальдо текущего счё-та платёжного баланса; наносится ущерб имиджу государства, т.к. ухудшаются показатели бюджета и платёжного баланса.

Другой, наиболее распространённой формой оттока денег является предоставление связанных кредитов экспортёрам (за-ём между аффилированными компаниями). Материнская ком-пания, как правило, в одной из европейских стран, предостав-ляет льготный кредит дочернему предприятию, находящемуся в Казахстане. Затем предприятию поставляется технологическое оборудование за счёт средств кредита. При этом цены на него намного превышают мировые - от 20 до 100%. В результате ре-альная стоимость кредита превышает в несколько раз сложив-шуюся ставку процента кредита на рынке. В итоге основной долг по кредиту погашается продукцией, а проценты выплачи-ваются в валюте. При этом экспортёры продают практически всю свою продукцию на внешние рынки, в то время как па внутреннем рынке простаивают местные заводы, являющиеся потребителями этой продукции.

В результате: эти якобы льготные кредиты увеличивают себестоимость казахстанской продукции и снижают прибыль. Предприятия получают оборудование, а не деньги по кредиту. Высокие цены на оборудование снижают доходность предпри-ятия, но при этом возрастает срок его амортизации. Кроме того, оно, как правило, морально устаревшее, что обеспечивает тех-нологическое отставание, а следовательно - приводит к цено-вой неконкурентоспособности предприятий и отрасли в целом на мировых рынках. Погашение долга происходит бартерным путём, т.е. предприятие не получает экспортной выручки за свою продукцию, заниженную за счёт дорогого оборудования.

Таким образом, увеличивается разрыв в стоимости между экспортом сырья и импортом технологического оборудования. Предприятие платит завышенные проценты, что выводит часть средств из оборота. Государство несёт потери за счёт уменьше-ния суммы налогов - высокая себестоимость и снижение до-ходности. Бартер предполагает, что валюта выводится из обо-рота государства. Ухудшаются условия для отечественных про-изводителей за счёт развития импортной продукции, финанси-руется экономика других государств. Таким образом, мы им-портируем вчерашние технологии, поддерживая стагнирующие отрасли других стран, тем самым, усугубляя технологическое и экономическое отставание.

Наиболее сложно отслеживаются такие схемы в банков-ском секторе. Можно выделить следующие формы:

- выдача льготных кредитов корпоративным заёмщикам без выполнения пруденциальных норм;

- продажа активов аффилированным партнёрам по ценам ниже мировых с целью последующего раздела прибыли;

- процентный арбитраж (покупка и продажа кредитных ре-сурсов по разным процентным ставкам для получения гаранти-рованного спекулятивного дохода).

Если говорить о доле торговли Казахстана со странами СНГ, то ещё в 1995 г. на них приходилось 55% экспорта, в 1999 г. - 27%. Зато с оффшорными зонами объём торговли вы-рос в 5 раз. Более половины всего экспорта нефти, т.е. 55% приходилось на Виргинские и Багамские острова, причём эта доля росла вместе с ростом мировых цен на нефть.

Экспортный сектор контролируется иностранным капита-лом и функционирует в рамках ценовых и спросовых ограниче-ний, задаваемых мировым рынком. Исследователи отмечают, что резко сократилось перераспределение экспортных доходов в пользу других отраслей и потребления, поскольку контроль над доходами перешел в руки иностранного капитала. В этом они видят одну из причин нарастающей деградации той части экономической структуры, которая не имеет выхода на экспорт рынка, а также стремительного расширения зоны бедности в Казахстане.

Вторая причина кроется в том, что интернационализиро-ванный сектор усилил сближение внутренних цен с мировыми. В свою очередь, ценовой шок, вызванный движением к средне-мировым ценовым уровням и пропорциям, дополнительно под-толкнул банкротство значительной части неэкспортной про-мышленности и сельского хозяйства. Третья причина - эконо-мическое развитие Казахстана оказалось в полной зависимости от ценовых флуктуации на мировых рынках энергетического сырья и металлов.

Необходимо отметить, что Казахстан не только не имеет жесткого антикоррупционного законодательства, но даже до сих пор не урегулировал в законодательном порядке все вопро-сы взаимоотношений с инвесторами и ТНК, работающими на казахстанском рынке. Казахстан до сих пор не ратифицировал антикоррупционную конвенцию ОЭСР, что говорит о неготов-ности казахстанских чиновников воспринять международные антикоррупционные инструменты.

Такую неготовность подтверждает и тот факт, что в марте 2002 г. в Стамбуле прошла IV антикоррупционная встреча стран ОЭСР для стран с переходной экономикой и стран СНГ. Страны были представлены одним представителем от общественной ор-ганизации, одним членом правительства и одним работником местного представительства "Transparency International". Казах-стан получил приглашение на эту встречу, но представлен на ней не был. На конференции был разработан специальный рабочий план действий по борьбе с коррупцией, включающий в себя меры антикоррупционного государственного управления, стан-дартов бухгалтерского учета и реформы судебной системы.

Как отмечают специалисты, заложение в законодательную базу принципа совместного ведения (принципа "двух ключей") обрекает казахстанский минерально-сырьевой комплекс на до-полнительные, к уже и так имеющимся, трудности. Реализация этого принципа уже показала, что он не способствует быстрой и квалифицированной выдаче лицензий на право разведки и раз-работки месторождений, вынуждает часто принимать далекие от оптимальных экономические решения, способствует корруп-ции. Последнее особенно ярко проявилось в условиях полити-ческой нестабильности многих регионов, стремления каждой ветви власти повлиять на окончательное решение, что приводи-ло к системе "трех и более ключей".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.