реферат бесплатно, курсовые работы
 

Коррупция в нефтедобывающих странах

Чиновникам, занимающимся вопросами привлечения ин-вестиций, следует понять самое главное - необходимо снизить возможные политические и экономические риски и обеспечить сохранность и свободу перемещения прибылей, как для ино-странных, так и для отечественных инвесторов. В компетенции республиканских и местных органов исполнительной власти не допускать бюрократической волокиты и какого-либо несанк-ционированного вмешательства во внутрикорпоративные дела. "Правительство в лице заинтересованных министерств и подведомственных РГП на принципах полной прозрачности и конку-рентности распределяет государственные заказы среди реаль-ных инвесторов (как иностранных, так и отечественных). В этом случае среди инвесторов со сравнимыми суммами инве-стиционного капитала (до 1-3 млн. американских долларов) обострится реальная конкуренция за обеспеченный государст-вом сбыт будущей продукции. При всем при этом значительно подавляется эффект "инсайдер трейдинг" (кормушка для кор-румпированных участников), когда только узкий круг лиц по-лучает неограниченный доступ к столь важной коммерческой информации и пользуется в корыстных целях выгодами закрытости таких данных".54

Нельзя сказать, что казахстанское правительство не под-нимало вопрос о прозрачности нефтяного сектора Экономики. По оценкам Б. Мажитовой, директора управления валютного регулирования Национального банка РК, в 1999 г. в Казахстан не вернулось 50% выручки по экспортным контрактам. Экспер-ты отмечают, что существуют несколько путей нелигитимного вывоза капитала: например, экспортёры часто занижают цену экспортируемой продукции, и часть выручки остается за рубе-жом; есть импортные сделки -- за импортируемый товар произ-водится проплата, но товар не приходит в Казахстан, и деньги остаются за пределами страны.

Эта проблема приобрела настолько серьёзный характер, что в 1999 г. Премьер-министр К. Токаев вынужден был официально сообщить заместителю директора-распорядителя МВФ Ш. Сугисаги, что в стране продолжается работа по негласному исследо-ванию торговых операций всех нефтяных компаний, работаю-щих в Казахстане. Такого рода "проверка" была связана с тем, что в бюджет республики не допоступает значительная часть средств от экспорта нефти. Конечно, правительство далеко от того, чтобы обвинять все нефтяные компании в коррупции и ук-лонении от налогообложения, однако власти решительно на-строены вернуть в бюджет деньги, вырученные от незаконной продажи нефти. Несмотря на эти заявления, казахстанский бюд-жет до сих пор так и не дополучает нефтяных денег.

Не секрет, что в нефтяных компаниях уровень заработной платы намного превышает уровень заработной платы в других секторах экономики, исключая, пожалуй, только банковскую сферу. Поэтому устроиться работать в нефтяные компании крайне трудно; для этого необходимо иметь связи и знакомства. Если их нет, то потенциальные работники идут на коррупционные сделки для того, чтобы их взяли на работу". Одним из сла-бых звеньев управления нефтяной компании, опосредованно влияющих на ее инвестиционную привлекательность, остается система клановости.

54 Байдаулет Е. Актуальные проблемы привлечения иностранных инвестиций и заемного капитала в Республику Казахстан // Petroleum. - 2000. - № 6. - С.34-35.

Даже трудно себе представить реакцию иностранного стратегического инвестора, если он вдруг заду-мается над тем, какое количество родственников и близких дру-зей работает у нас в отдельных компаниях. "Рыночных" менед-жеров, разбирающихся в проблемах рынка и пришедших на предприятие не по знакомству, а в результате конкурса в "неф-тянке" нет. В то же время в отсутствии классных профи мысль о найме "чужака", как правило, приходит редко. Никто не будет разговаривать со специалистом, если не знает его лично, или если он без "соответствующей" рекомендации. Пусть уж лучше не совсем в чем-то разбирается (если не разбирается - то нау-чится), зато свой. Главное - впишется в команду".55

Таким образом, в тех отраслях, где ТНК являются господ-ствующей организационной формой бизнеса (в данном случае -нефтедобывающая отрасль), многие сферы управления эконо-микой, которые относятся к макроэкономическому уровню (ин-вестиции, налогообложение, ставки процентов, валютные кур-сы) становятся "управляемыми" крупнейшими ТНК.

Воздействие ТНК на макроэкономический уровень прини-мающей страны, как правило, происходит в двух формах - пря-мой и косвенной. Прямое воздействие заключается в активном участии ТНК в развитии политических процессов в принимаю-щих странах, что проявляется в активном лоббировании собственных интересов ТНК в правительствах принимающих стран, подкупе государственных чиновников, коррупционных сдел-ках. Иногда такое участие принимало достаточно откровенный характер, когда ТНК активно участвовали в процедурах смены лидеров и государственных переворотах в ряде стран "третьего мира". Однако наиболее распространенным является косвенное воздействие ТНК на макроэкономический уровень принимаю-щей страны (изменение объемов экспорта и импорта, валютные курсы, объемы экспортной выручки, темпы роста национально-го дохода, инвестиционная активность и инвестиционная при-влекательность принимающей страны).

3.3. Особенности проявления коррупции в странах Центрально-Азиатского региона

В настоящее время к странам Центрально-Азиатского ре-гиона (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Уз-бекистан) приковано особое внимание со стороны многих стран в связи с происходящими в нем и рядом с ним событиями. Стоит отметить ряд факторов, которые придают этому региону гло-бальное экономическое и политическое значение: 1) географиче-ская близость к двум суперрынкам - России и Китаю; 2) природ-ные ресурсы (в первую очередь - нефть и газ Каспийского моря); 3) его стратегическая значимость в связи с проводимой антитер-рористической акцией в Афганистане.

В 2000 г. совокупное население пяти центрально-азиатских стран составляло 55,3 млн. человек (Узбекистан - 25 млн., Ка-захстан - 15; Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан относят-ся к малым государствам с населением в пределах 4-6 млн. че-ловек). ВВП по текущим официальным обменным курсам в 2000 г. составил 32,3 млрд. долларов США, экспорт - 16,2 млрд. долларов. Суммарный региональный ВВП по паритету покупа-тельной способности (ППС) достигал в 1999 г, 134,8 млрд. дол-ларов, что выражается в 2800 долларов на душу населения в среднем. Самым крупным региональным экспортеров является Казахстан, который поставляет на мировые рынки товаров и услуг на сумму 9 млрд. долларов.

55 Щекатурова Н. Приоритетные зоны реформирования. Новая рыночная сре-да требует от нефтяных компаний изменений в кадровой политике. // Нефть и капитал. - 2001,-№ 9. - С. 93.

Несмотря на то, что по многим мировым показателям удельный вес стран Центрально-Азиатского региона крайне мал, наличие углеводородного сырья в таких странах, как Ка-захстан и Туркменистан делают их особо значимыми странами не только в пределах данного региона. Имеющиеся междуна-родные оценки углеводородных запасов региона, как правило, ниже тех, которые оперируют национальные источники. Одна-ко, несмотря на это, считается, что при благоприятном развитии событий Казахстан и Туркменистан имеют шансы войти в чис-ло относительно крупных производителей и экспортеров нефти и газа. Полная зависимость экономических перспектив от реа-лизации сырьевого потенциала прекрасно сознается местными правящими элитами.

Российские исследователи, анализируя ситуацию с нефтью Каспийского шельфа, с горечью констатируют следующее: "Ни в одной из новых независимых стран (имеются в виду прикас-пийские страны) до сих пор не удалось успешно осуществить экономические реформы. Эта неудача имеет высокую социаль-ную цену. Нефть обогащает немногих - как правило, группы лиц, связанных с властью. Коррумпированность власти стано-вится ее неотъемлемым атрибутом. Несмотря на то, что основ-ная опасность дестабилизации в странах Каспийского региона исходит изнутри самих стран, их правительства ищут пути ук-репления национальной безопасности на традиционных путях строительства вооруженных сил и, в особенности, органов безопасности. При этом борьба с терроризмом иногда рассмат-ривается как прикрытие для жестокого подавления политиче-ской оппозиции"56.

Кроме того, изменившиеся в последнее время социально-политические события в странах региона требуют особой оцен-ки и выводов. Это необходимо потому, что недооценка соци-ально-политической компоненты рыночных реформ, которые происходят в странах Центрально-Азиатского региона, акцент только на некоторые преобразования в отдельных сферах эко-номики, а также их негативные последствия на жизнь населения, ставит под угрозу успех самих реформ. Одной из таких жизненно важных проблем региона является наличие корруп-ции практически во всех сферах общественной жизни.

Коррупция в регионе появилась не вдруг и не пустом мес-те. О ней заговорили много и всерьез, на мой взгляд, потому, что она уже набрала ту критическую массу, за которой следуют необратимые социально-экономические и политические про-цессы. Таких примеров в современной истории стран региона можно привести множество. Причины появления и расцвета коррупции требуют особого исследования. Остановимся на не-которых моментах, которые затрагивают в первую очередь эко-номику стран региона.

Коррупция стала для населения стран Центрально"' Азиатского региона своеобразным "стилем" жизни - она при-сутствует везде: образовании, здравоохранении, государствен-ном и частном бизнесе. Может быть, поэтому Таджикистан и Казахстан, одни из первых государств региона, практически в одно и то же время приняли Закон "О борьбе с коррупцией" (1999 г.). Хотя некоторые скептически настроенные люди отме-чают, что этот закон принят для очередной PR-компании, что это - мнимая борьба с коррупцией, которая по сути своей явля-ется неэффективным и дорогостоящим мероприятием. Можно согласиться с их мнением в том плане, что только приговорами, тюрьмами и устрашением со стороны правоохранительных ор-ганов проблема борьбы с коррупцией вряд ли решится сама со-бой. Проблема усугубляется тем фактом, что наличие богатых природных ресурсов (нефти, природного газа, черных и цвет-ных металлов, хлопка) провоцирует коррупцию на новый виток невиданного распространения.

56 Тренин Д. Большая игра с неопределенной суммой '/' МЭМО- - 2002.- № 2- -С.120.

Известно, что в некоторых странах региона более 2/3 дохода от использования национального богатства даёт рента от природно-ресурсного потенциала страны. Прошедшее десятилетие для практически всех стран региона характеризовалось актив-ными поисками ренты - как экономической (в первую очередь сырьевой), так и политической, за счёт которых предполагалось проводить назревшие социально-экономические реформы. Если оценивать поведение этой группы стран именно под таким углом зрения, то достаточно чётко прослеживаются тенденции внут-ренней и внешней политики государств региона, заключающиеся именно в поиске сырьевой ренты. Ставка была сделана на разви-тие таких секторов экономики, как нефть и газ (Казахстан, Турк-менистан, Таджикистан), хлопок и газ (Узбекистан). Полная за-висимость экономических и политических перспектив, напри-мер, Казахстана и Туркменистана в качестве самостоятельных государств, от реализации природных ресурсов, естественно, хо-рошо осознавалась и до сих пор осознается их правящими эли-тами. Именно поэтому этими двумя странами были выдвинуты достаточно амбициозные планы и программы наращивания до-бычи нефти и газа для того, чтобы в недалеком будущем превра-титься в перспективные рынки сбыта готовой продукции.

Буквально за последние пять-шесть лет произошла резкая дифференциация населения в странах региона - от очень бога-тых до очень бедных людей. Это видно невооруженным взгля-дом - шикарные особняки, элитный отдых, предметы роскоши, обучение детей самого высшего руководства государства в са-мых дорогих и престижных учебных заведениях дальнего зару-бежья - все это говорит о том, что доходы от экспорта природ-ных ресурсов распределяются неравномерно. Правительства стран Центрально-Азиатского региона демонстрируют всему миру огромные богатства в виде строительства новых городов, установления дорогостоящих памятников, устраивая торжест-венные приемы и празднества в честь второстепенных дат из собственной истории и т.д.

Но, как замечают все видящие журналисты, "из того, что я видел, могу сделать вывод: чем беднее страна - тем богаче при-ем, и наоборот. Самый пышный прием, на котором мне довелось присутствовать, был у Ф. Кастро; самый скромный - у Р. Рейгана. Оба приема давались в честь визита М- Горбачева. Простояв примерно полчаса в очереди, чтобы пожать руку президенту США, который встречал гостей у входа, каждый получил по бо-калу шампанского и половину сосиски на палочке. По оконча-нии приема мы, советские журналисты, чтобы утолить чувство голода, спешно двинулись в ближайший ресторан".57

Обычно правительства стран-экспортеров сырья стремятся использовать валютные поступления от продажи ресурсов для стимулирования экономического роста, модернизации и дивер-сификации национальной экономики, а также для увеличения контроля над ключевыми экономическими секторами, прино-сящими стране валютные поступления. Но валютные поступле-ния от экспорта сырья также поощряют поведение, направлен-ное на получение "ресурсной ренты"58.

В странах Центрально-Азиатского региона сложилась сле-дующая ситуация. Во-первых, после развала СССР произошел кризис государственности, прекращение функционирования прежней государственной партийной системы, что создало гео-политическую неопределенность в регионе. Во-вторых, были нарушены сложившиеся структуры саморегуляции общества, что автоматически привело к разрушению базовых ценностей людей, в первую очередь, моральных и культурных, т.е. к ду-ховному кризису, и разрыву единства огромного, некогда обще-го культурного пространства.

57 Биккенин Н. Сцены общественной и частной жизни /'/ Свободная мысль XXI. - 2002.- № 8. - С.99.

58 Lein P., Tomell A., Force, height and effect of greedy.// Height of economic. -1995.-№1(2).

Началась точка отсчета так называемого "нулевого про-странства". На этом фоне быстро появляется элита (как прави-ло, из лиц коренной национальности), которая стала отождест-влять себя с господствующим меньшинством. Кроме того, в силу вступает до тех пор дремавший этнический фактор, появ-ляется суперэтнизм. В это время практически во всех странах региона отмечается понимание "этнического уровня организа-ции как первичной формы воспроизводства человеческой общ-ности на основе общей "почвы и крови" и противопоставления "своих" и "чужих", разделения на "титульных" (коренных") и "мигрантов". 59

Получив власть в свои руки, суверенная этнократия стала обеспечивать привилегии своему этносу и ограничивать права "инородного" населения, в первую очередь, через репрессивную языковую политику. Оставшаяся еще со времен Советского

Союза неразвитость общественных (в первую очередь, производ-ственных) отношений в странах региона, отсутствие социального опыта, маргинальность большинства населения быстро транс-формировалась, сменилась воспроизводством старых (феодаль-ных) отношений, когда во главу угла были поставлены родство по крови, клану, принадлежность к определенному роду.

Если в странах с рыночной экономикой имеет место част-ная собственность на средства производства (которая в прин-ципе является основой, базисом самого существования рыноч-ной экономики), то у нас произошла своеобразная "подмена тезиса": вместо института частной собственности на средства производства у нас сформировался институт личной собствен-ности на политическую и, соответственно, на экономическую власть, которая досталась местной элите. Хотя в данном кон-тексте слово "элита" подходит в меньшей степени, скорее всего, ее точнее будет назвать "компрадорская буржуазия", предста-вители которой, имея огромные волевые качества, работают по принципу личной преданности. Важно отметить следующее: представители самой элиты, провозглашая "правильные" лозун-ги о патриотизме, пропагандируя честный и праведный образ жизни, собственным образом жизни демонстрируют совершен-но иные ценности. Отсюда и слабый (порой примитивный) уро-вень пропаганды, который становится недейственным для ши-роких слоев обнищавшего населения. Бывший министр юсти-ции США Р. Кларк говорил, что многие преступления отража-ют разрыв, существующий между нравоучениями, исходящими от правящих кругов, и реальной практикой. "Они указывают на уровень национального лицемерия".60 В результате напрочь уничтожаются едва появившиеся по-сле принятия независимости зачатки национального самосозна-ния, порождается недоверие и скептицизм ко всем ветвям вла-сти. В связи с этим вспоминается пример Ирана 1970-х гг., ко-гда Иран начал получать огромные нефтяные доходы. Журна-листы, посетившие Иран в этот период, позже отмечали: "Не-смотря на все великолепие шахского двора, чувствовалась ка-кая-то внутренняя непрочность внешнего благополучия. Громадные доходы от продажи нефти и шли на обогащение шах-ской семьи и ее ближайшего окружения, основная масса насе-ления ничего от гигантских запасов нефти не имела, пребывая в бедности и нищете. Провинциальное духовенство активно вы-ступало против роскоши одних и нищеты других и получало поддержку населения. Все это готовило триумфальное возвра-щение из эмиграции Хомейни и приход Аятоллы к власти".61

59 Концепция национальных интересов: общие параметры и российская спе-цифика // Мировая экономика и международные отношения. - 1996. - № 7. -С. 60-61.

60 Кларк Р. Преступность в США. - М.: Юридическая литература, 1975. - С. 51.

61 Н. Биккенин. Сцены общественной и частной жизни.// Свободная мысль -ХХ!.-2002.-№8.-С.91.

Еще вице-президент США А. Гор в качестве одной из наи-более серьезных и наименее осознанных проблем современно-сти называл ограбление слаборазвитых стран их собственной элитой, которая перекачивает большие суммы денег из эконо-мик своих государств на личные счета в банках Запада. Нажива осуществляется в основном за счет дешевой распродажи при-родных ресурсов и разворовывания иностранной помощи.62

Что касается государственных чиновников, имеющих рас-пределительные функции, то коррупционные сделки стали для них не просто дополнительным заработком, а способом выжи-вания. И хотя они являются управленцами (менеджерами), что по сути своей предполагает рациональное, рачительное хозяй-ствование во благо народа, делегировавшего им эти самые пра-ва управления, редко кто из них всерьез задумывается о "на-родном" кармане. Чаще всего - о своем собственном. Таким образом, произошло своеобразное наложение новой схемы коррупции с национальным оттенком на старую схему, оставшуюся со времен Советского Союза, что создало некий гибрид коррупции, характерный для стран Центрально-Азиатского региона. Получилось гак, что все богатство (валют-ные поступления) присваивает местная элита в силу занимае-мых государственных постов. Но речь должна идти о справед-ливом распределении богатства, которое принадлежит всему народу. Еще У. Петти, которого считают основателем классиче-ской политической экономии, характеризуя богатство страны, отмечал, что оно является проявлением вечного и неумолимого закона жизни, когда "одни люди более бедны, чем другие; это всегда было и всегда будет". По его мнению, богатство власти-теля сое {опт из трех частей: 1) богатства всех его подданных; 2) части этого богатства, которое идет на общее благо; 3) части этой части, которой властитель распоряжается по собственному усмотрению. Поэтому, считал Петги, богатство всех подданных - самое важное богатство; чем оно значительнее, тем больше средств можно собрать в виде налогов, тем сильнее государство и сам властитель. Д. Сорос в своей известной статье-воззвании "Прозрачная коррупция" приводит пример Анголы, в которой доходы от нефти составляют 90% годового бюджета в 3-5 млрд. долларов; минимум 1 млрд. из этих денег ежегодно разворовывается. Он утверждает, что существует тесная связь между эксплуатацией природных ресурсов и наличием коррумпированного и деспо-тического строя. Стабильный приток денежных средств про-длевает жизнь подобных режимов. Контроль над денежными потоками дает диктаторам еще одну побудительную причину держаться за власть. Приводя в качестве примера африканские страны, в которых доход о полезных ископаемых составляет 3/4 всей торговой прибыли континента, он пишет, что подобное будущее угрожает и странам Центрально-Азиатского региона.63 Представители высшего эшелона власти в странах Цен-трально-Азиатского региона порой весьма цинично озвучивают необходимость справедливого распределения доходов от экс-порта природных ресурсов, считая, что население страны необ-ходимо "постепенно" приучать к богатству такого рода. Как отмечает пожизненный Президент Туркменистана С. Ниязов (Туркменбаши), "одной из главных моих целей является воспи-тание в туркмене привычки к умеренности. Я хочу научить его не поддаваться искушению богатством. К богатству я приучаю свой народ постепенно... Умеренный в материальных потреб-ностях, духовно устремленный - таким мне видится туркмен Золотого века".64

62 Гор А. Земля в равновесии. - М., 1992. - С. 33.

63 Сорос Д. Прозрачная коррупция. / Экономика. Финансы. Рынки. - 2002. - № 3.

64 Туркменбаши С. Рухнама. - Ашхабад: Центр печати Туркменской государственной издательской службы, 2002. - С. 373.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.