реферат бесплатно, курсовые работы
 

Коррупция в нефтедобывающих странах

Анализ показывает, что коррупция распространяется по ме-ре роста конкуренции как между чиновниками-коррупционерами, так и между взяткодателями. Заинтересованные лица стре-мятся минимизировать свои трансакционные издержки, а это легче всего сделать в условиях так называемой монополистиче-ской коррупции. Снижение инвестиций в национальную эконо-мику стало результатом коррупционного налога, резко снизив-шего стимулы к инвестированию в условиях реформ. Исследова-ния показали, что существует явная отрицательная зависимость между уровнем коррупции (оцениваемая через опросы бизнес-менов), с одной стороны, и уровнем инвестирования и экономи-ческим ростом - с другой - При этом наблюдается явная положи-тельная зависимость между предсказуемостью коррупции и ин-вестированием. Коррумпированные государственные чиновники склонны к выбору таких направлений государственных расхо-дов, которые предоставляют большие возможности для получе-ния взяток - речь идет о продукции, производимой в условиях олигополистического рынка.

Весь мировой опыт свидетельствует, что сырьевые регио-ны не оставались в своих странах ведущими в социально-экономическом отношении сколько-нибудь длительное время, а если государство не принимало мер по диверсификации их эко-номики, очень скоро они превращались в аутсайдеров, даже если их ресурсы еще не были исчерпаны. Наверное, поэтому не было попыток проведения политики сырьевого сепаратизма в развитых странах с устойчивым законодательством и достаточ-но диверсифицированной экономикой. Это характерно только для молодых государств "Третьего мира" и стран с переходной экономикой, причем на ранних стадиях развития.

В целом, необходимо последовательно и решительно из-менять институциональную среду в обществе, проводя демо-кратические преобразования и формируя новое общественное сознание.

37 Биккенин Н. Сцены общественной и частной жизни.// Свободная мысль -XXI. - 2002.- № 8. - С.93.

Глава 2. ПРОЯВЛЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ КОРРУПЦИИ В НЕФТЕДОБЫВАЮЩИХ СТРАНАХ

2.1. Нефтяное богатство страны и коррупция

Опыт многих стран показывает, что их обеспеченность минеральным сырьём оказывает неоднозначное влияние на уровень и динамику экономического развития национальной экономики и, в конечном счёте, на её международную конку-рентоспособность. Например, известный экономист Лешек Бальцерович замечал по этому поводу: "Опыт показывает, что никакой зависимости между наличием природных богатств и благосостоянием общества нет. Существуют страны с высоким уровнем благосостояния, в то же время у них нет почти ника-ких ресурсов, например, Япония. И есть страны, у которых имеется множество природных богатств, а они совсем не такие уж богатые. Перспективы экономики не зависят от одного только фактора, они зависят от проведения реформ в целом и, прежде всего, от стабильности страны".38 Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить примеры стран, по-разному обес-печенных ископаемыми ресурсами, как среди богатых, так и среди бедных стран (таблица 2).

Таблица 2

Зависимость между богатством и наличием природных ресурсов

Группы стран по ВВП/чел.

Хорошо обеспеченные ископаемые ресурса-ми

Плохо обеспеченные ископаемыми ресурса-ми

Богатые

США, Канада, Авст-ралия, Кувейт

Япония, Италия, Швей-цария, Австрия

Бедные

Боливия, Замбия, Ка-захстан, Монголия, Албания

Армения, Парагвай, Непал, Бангладеш, Эфиопия

Обладание запасами полезных ископаемых играло неоди-наковую роль в развитии национальных экономик в разные пе-риоды времени. Например, нынешнее состояние экономики США сформировалось на базе богатого сырьевого потенциала страны; важнейшую роль в становлении экономического благо-состояния Швеции сыграла железная руда, Великобритании - уголь и цветные металлы, Германии - уголь и железная руда, Канады - разнообразный комплекс полезных ископаемых. От-крытие в XX веке богатейших запасов нефти в странах Персид-ского залива позволило им стать богатыми странами и превра-титься в один из мировых финансовых центров. В период пер-вого нефтяного бума (1973-1974 гг.) в мире резко изменилось отношение к нефтедобывающим странам Ближнего Востока:

производители нефти были возведены в особый ранг в плане их политического влияния, внешней торговли и доступа к ино-странному капиталу.

38 Панорама.-1997.-№37.

Конечно, это не могло не сказаться на ожиданиях прави-тельств и народа этих стран; все пребывали в состоянии, близ-ком к эйфории. Об этом свидетельствуют следующие доказа-тельства: например, шах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви объя-вил, что Иран находится на пороге "великой цивилизации", а Карлос Перес, президент Венесуэлы, на весь мир заявил о сво-ём плане "Величественная Венесуэла". Неудивительно было и то, что те развивающиеся страны, которые не имели месторож-дений нефти, испытывали чёрную зависть к нефтедобывающим странам: им казалось, что наличие нефти -- вот тот важнейший фактор, который может привести страну к экономическому, политическому и социальному процветанию. Иранский ми-нистр нефтяной промышленности Джамшид Амузегар в то время отмечал, что "составители планов в странах третьего ми-ра с нехваткой капитала и амбициями неустанно говорили себе и другим, что если бы только у них было чёрное золото, то волшебный жизненный сок их экономического взлёта был бы в их руках.

Однако уже к 1975 г. явно проявляется порочность такого развития, оптимистические взгляды сменяются пессимистиче-скими: "Вы думаете, нам повезло. Я так не думаю. Мы умираем от несварения. Я называю нефть "экскрементами дьявола". Она приносит беду. Оглянитесь вокруг себя. Посмотрите на эту locura - отходы, коррупция, потребление и разваливающийся государственный сектор. И долг, долг, долг, который будет у нас много лет. Мы делаем наших внуков должниками". Так го-ворил Хуан Пабло Перес Альфонсо, один из основателей Орга-низации стран-экспортёров нефти (ОПЕК).

Справедливости ради отметим, что он оказался прав. Рост внешнего долга стал типичным явлением для нефтедобываю-щих стран на стадии экономического развития, когда внутрен-ние сбережения невелики, баланс по текущим операциям сво-дится с большим отрицательным сальдо и необходим импорт капитала для восполнения недостающих ресурсов.

Несмотря на все различия в экономике, культуре, полити-ке, геополитическом положении некоторых нефтедобывающих стран (Индонезии, Нигерии, Венесуэлы), их объединяет только одно -- наличие в этих странах нефтяных ресурсов. И опыт их социально-экономического развития убедительно показывает практически один и тот же результат -- ухудшение экономиче-ской ситуации после бума.

Общие выводы, которые можно сделать, проследив дина-мику их развития после первого нефтяного бума (1973-1974 it.), являются неутешительными для ряда независимых нефтедобы-вающих стран (не членов ОПЕК). В их числе находятся такие страны, как Норвегия, Россия, Оман, Ангола, Казахстан, которые стоят как бы в начале того пути, который уже прошли эти стра-ны, поскольку последствия для этих стран были следующими:

1) сильная зависимость от одного ресурса -- нефти. Как из-вестно, спрос на нефть относительно неэластичен, предложение нестабильно вследствие чего имеют место большие колебания в ценах на нефть и нефтяных доходах. Стабильность государства зависит в большей степени от стабильности мирового нефтяно-го рынка;

2) зависимость экономики всей страны от развития нефтя-ной отрасли, которая, начиная с периода своего становления и

дальше, требует огромных капиталовложений; новых, передо-вых (как правило, иностранных) технологий, т.е. по сути явля-ется анклавной отраслью;

3) потребность в капиталовложениях и технологиях появля-ется при зарождении нефтяной отрасли и в период её становле-ния. И здесь важную роль играют иностранные компании, пре-доставляющие как инвестиции, так и передовую технологию;

39 Ергин Д. Добыча. Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть / Пер. с англ. - М.: Издательство "Деново", 1999. - С. 551-

4) в нефтяной отрасли, как правило, занято около 1-2% всех трудовых ресурсов страны, то есть нефтяная отрасль имеет низкий потенциал к увеличению занятости в экономике страны;

5) высококвалифицированные трудовые ресурсы нефтяной отрасли являются более высокоорганизованной группой обще-ства, чем остальные трудящиеся, они имеют более сильные профсоюзы, которые защищают их интересы и их высокую за-работную плату при том, что страна имеет высокий уровень безработицы в остальных отраслях промышленности и сель-ском хозяйстве;

6) существующая зависимость от невоспроизводимого ис-тощаемого ресурса -- нефти приводит к тому, что правительства спешат вложить нефтяные поступления в высокодоходные (на их взгляд) инвестиционные проекты, которые, как правило, имеют высокую степень риска, поскольку лаг ожидания уско-ренного вложения нефтяных поступлений составляет в среднем 15-20 лет;

7) зависимость от ресурса, который способен генерировать монопольную ренту. Мировой нефтяной рынок характеризуется высокими барьерами для вхождения в неё новых участников рынка; здесь работает небольшое число крупных производите-лей; в краткосрочном периоде спрос на нефть является неэла-стичным, т.к. нефть трудно заменить другим видом энергии; кроме того, нефть является стратегическим сырьём для многих стран;

8) практически во всех нефтедобывающих странах происхо-дит резкое увеличение уровня коррумпированности националь-ной экономики, поскольку нефтяной сектор отличается от других отсутствием финансовой транспарентности.

Эти особенности нефтяной отрасли, в конечном счете, по-рождают монополизацию рынка, что приводит к увеличению ресурсной ренты без увеличения производства. Как отмечают западные эксперты, в некоторых нефтедобывающих странах более 2/3 дохода от использования национального богатства даёт рента от природно-ресурсного потенциала страны. Поэто-му приватизация, как правило, в первую очередь коснулась именно этого сектора нефтедобывающих стран (Россия, Казах-стан), которые после получения независимости стали занимать-ся поисками именно ресурсной ренты.

В принципе, прошедшее десятилетие для практически всех стран с переходной экономикой (особенно богатых природны-ми ресурсами) характеризовалось их активными поисками рен-ты -- как экономической (в первую очередь нефтяной), так и политической, за счёт которой предполагалось проводить на-зревшие социально-экономические реформы. Если оценивать поведение этой группы стран именно под таким углом зрения, то достаточно чётко прослеживаются тенденции внутренней и внешней политики государств и их регионов, заключающиеся в поиске нефтяной ренты.

Поиск нефтяной ренты существовал и во времена Советско-го Союза. Он основывался (особенно в последние перед распа-дом годы) на форсированном развитии нефтедобывающей про-мышленности и экспорте нефти за рубеж, тем более, что мировая конъюнктура на энергоносители была в тот период крайне бла-гоприятной. Полученная валюта от продажи нефти способство-вала экономическому отставанию Советского государства от его ближайших конкурентов, являвшихся мировыми технологиче-скими лидерами (США, Япония, страны Западной Европы).

Не последнюю роль в таком нараставшем год от года эко-номическом отставании сыграла экономическая неразвитость, крайне низкий технический и технологический уровень и За-стойная, сложившаяся ещё в середине XX века архаичная структура экспортного сектора. Конечно, руководство страны в какой-то степени понимало эту проблему: не раз осуществля-лись попытки переломить опасную тенденцию к саморазруше-нию экономики страны. При этом хозяйственный механизм страны, естественно, "совершенствовался" так, чтобы не затра-гивать основы сложившихся и укоренившихся методов и форм хозяйствования.

Кроме того, ни в коей мере не учитывался опыт других нефтедобывающих стран, так как существовало явно предвзя-тое отношение к мировому опыту, особенно если страна не входила в социалистическую систему. Налицо сказывалось же-лание укрепить приоритет' не экономического, а политического развития страны. Одной из причин провала всех экономических реформ по урезанной схеме была деиндустриализация экспорта. Начавшийся в начале 1980-х гг. экономический спад в СССР (при том, что в 1980 г. ежедневно экспортировалось за рубеж около 2 млн. баррелей в день, а в 1985 г. - более чем 11 млн. баррелей в день) и не заставивший себя ждать из-за инфляции провал советского рубля подготовил своеобразный толчок для того, чтобы оживить пришедший в упадок экспорт и дать пра-вительству страны шанс более верно и более тщательно прово-дить экспортную политику. Дело в том, что особый акцент в экспортной политике СССР всё-таки делался на сырьевые ре-сурсы, включавших значительную часть исходной и промежу-точной продукции сырьевого комплекса. При этом была просто проигнорирована возможность страны продвигать на внешние рынки и экспортировать за рубеж промышленную продукцию (и, прежде всего, высокотехнологичную), опять же из полити-ческих целей. Это привело к тому, что СССР в международном разделении труда занял место страны со сырьевой специализа-цией, что не могло не сказаться на возможности вхождения СССР в международное экономическое пространство. Иначе говоря, СССР скатился на уровень развивающейся страны, ко-торая усиленно форсирует экспорт сырья, за неимением экс-портировать ничего иное.

После принятия независимости в Казахстане происходило инерционное движение по уже заданной траектории: ориента-ция на экспорт продукции добывающих отраслей. Провалив-шийся в итоге из-за экономического спада и инфляции курс ка-захстанского тенге создал благоприятные условия для оживле-ния пришедшего в упадок экспорта. Но в отсутствие специаль-ных мер, поддержавших продвижение на внешний рынок высо-котехнологичной и наукоёмкой продукции, его рост обеспечи-вался исключительно за счёт сырьевых ресурсов. В результате на сегодняшний день важнейший с точки зрения ресурсного обеспечения сектор экономики (нефтедобывающая и нефтепере-рабатывающая отрасли), способный к масштабному участию в международном разделении труда, находится в крайне запушен-ном с технологической точки зрения состоянии. А ведь известно, что развитие технологии постоянно приводит к открытию новых ресурсов: "ресурсы не существуют вне технологии".40

Практически все виды сырья, используемого в современ-ной экономике, отличается низкой (в сравнении с продукцией обрабатывающей промышленности и услугами) эластичностью спроса по доходу. Поэтому экспорт сырья просто обеспечен на замедленный рост. Причём уже начавшийся переход мировой экономики к ресурсосберегающему типу развития со временем, несомненно, эту тенденцию ещё больше усилит. Вместе с тем низкая эластичность спроса по доходу вместе с обострением международной конкуренции между поставщиками сырья на мировой рынок оказывает депрессивное воздействие на его це-ны. Всё это, вместе взятое, ставит экспортёров сырья в невы-годное положение, вынуждая их к наращиванию объёмов пред-ложения в обмен на те же объёмы необходимой им самим про-дукции других секторов экономики.

Но, несмотря негативный опыт некоторых предшественников, пример стран Ближнего Востока до сих пор вдохновляет политиков других нефтедобывающих стран (в том числе и Ка-захстана) идеей ускоренного обогащения за счёт имеющихся природных ресурсов. Развивающиеся в течение пяти-шести лет события в нефтедобывающем секторе нашей страны наглядно подтверждают этот тезис.

40 De Gregory Т. Theory of Technology. - Amer. low: The low State University Press, 1987.-P. 48.

При этом мы забываем, что другие страны, богатые природными ископаемыми, использовали эти богатства для строительства новой, инновационной экономики. Мы же продолжаем подталкивать неэффективную экономику практически к саморазрушению. Очевидно, что огромное бо-гатство влечёт за собой и огромные риски, как социально-экономические, так и политические.

Вспомним пример таких стран, как Венесуэла, Алжир, Ни-герия: нефтяной бум начала 1970-х гг. увеличил их доходы от экспорта нефти, повысив почти в два раза курс обмена нацио-нальных валют, привёл к упадку предприятий обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства, увеличению корруп-ции в стране, увеличению армии безработных, социально-экономической напряжённости и конфликтам, гражданским войнам, что в конечном итоге привело к смене правительства.

2.2. Нефть и коррупция: нигерийский вариант

Несколько лет назад мир был шокирован новостью из Ни-герии, которая является одним из ведущих мировых экспорте-ров нефти: президент страны О. Обасанджо официально объя-вил о том, что его предшественник, бывший диктатор генерал С. Абачи за время своего правления (1993-1998 гг.) украл из го-сударственного бюджета страны 4,3 млрд. долл. США- При этом 2 млрд. долл. Абачи и его семья, по словам Обасанджо, зарабо-тали за счет финансовых махинаций и вымогательства. Вслед за этим сообщением в Нигерии последовал целый ряд коррупционных скандалов, затронувших многих государственных чиновни-ков самого высокого ранга. Новому нигерийскому правительству пришлось настойчиво и последовательно искать украденные деньги во многих странах мира и оффшорных зонах. Деньги на-шлись в банках Великобритании и Швейцарии. В Люксембурге и Швейцарии были заморожены банковские счета С- Абачи, из которых восемь счетов были оформлены на ряд оффшорных нефтяных компаний, связанных с С. Абачи и членами его семьи.

В связи с этим многие западные исследователи, анализи-руя социально-экономическое положение в Нигерии, констати-руют тот факт, что наличие огромных запасов нефти сыграло значительную роль в увеличении уровня коррумпированности государственного аппарата этой страны. В качестве примера они используют данные о рейтинге CPI (Corruption Perception Index -"Индекс восприятия коррупции") в Нигерии за послед-ние несколько лет, которые приводятся в исследованиях меж-дународной неправительственной организации "Transparency International". Нигерия в этих списках традиционно занимает последние места. Чтобы рассмотреть определенную взаимо-связь между наличием огромных запасов сырья (в данном слу-чае - нефти) и уровнем коррупции, вспомним недавнюю исто-рию этой нефтяной страны. Нефтяные доходы Нигерии и их размеры делают её особой страной на африканском континенте. Попытаемся рассмотреть "опыт" использования доходов от экспорта нефти и их влияние на социально-экономическую си-туацию и уровень коррупции в этой нефтедобывающей стране.

До нефтяного бума 1970-х гг. Нигерия была одной из бед-нейших и наименее развитых стран мира. По классификации ООН, в 1968 г. ВНП на душу населения составлял всего 90 дол-ларов США в год. Несмотря на то, что нефтяные запасы в Ни-герии были открыты еще в 1956 г., а с 1958 г. нефть начала экс-портироваться за границу, экономика страны в тот период вре-мени была в значительной степени привязана к сельскому хо-зяйству. К середине 1960-х гг. экономическое и политическое значение нефти становится все очевиднее, а с 1969 г. государ-ство начинает играть главную роль в нефтяном секторе. К на-чалу 1970-х годов, когда нефть составляла больше половины товарного экспорта Нигерии, секторальная структура и торго-вая модель экономики начали показывать эффекты нефтяных доходов. Несмотря на это, полной зависимости Нигерии от нефти ещё не наблюдалось.

В период до 1970-х и . Нигерия являлась преимущественно сельскохозяйственной страной и ведущим экспортёром какао, арахиса, продуктов переработки масличной пальмы. До 1960 г. около 70% рабочей силы было занято в сельском хозяйстве и на него приходилось 40% не нефтяного ВВП и 42% товарного экс-порта. Несмотря на это, торговый режим в сельском хозяйстве до 1960 г. (т.е. до получения полной независимости от Велико-британии) носил явно дискриминационный характер. С конца 1940-х до 1960-х гг. экспортёры нигерийской сельскохозяйст-венной продукции были подвержены дискриминационному экспортному тарифу, установленному колониальным прави-тельством.

Такое положение привело к тому, что страна-метрополия удерживала практически 25% потенциальных доходов от экс-порта (например, с экспорта какао в период с 1948 по 1962 г. было удержано 32% дохода, с экспорта пальмовых плодов -25%, с экспорта хлопка - 22%, с экспорта арахиса - 25%). Здесь необходимо отметить, что в 1950-е гг., когда в стране было вве-дено региональное самоуправление, для некоторых экспортёров (например, какао) такая система экспортного тарифного обло-жения была отменена, и они смогли получать часть ранее не получаемых доходов от экспорта. Для других же экспортёров тариф оставался на прежнем уровне, и получателем доходов оставалось колониальное правительство и местные руководители, которые стали проводить политику аккумулирования этих доходов для формирования капитальных активов. При этом планировалось, что в дальнейшем они могут быть использованы для экономического развития страны (по некоторым дан-ным, накопленные резервы составляли 95% всех капиталов, на-правленных на развитие страны з период с 1946 по 1962 г.).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.