реферат бесплатно, курсовые работы
 

Шпоры по трудовому праву (Новый Кодекс)

производствах, поощрение этого исполнительным органами власти и службой

занятости различными мерами;

внутреннее трудоустройство работника администрацией на том же предприятии,

организации, намечаемого к высвобождению или увольнению не по его вине;

организация общественных работ и направление на них безработных в качестве

временных работников с сохранением статуса безработного и получением

пособия по безработице;

• различные специальные формы трудоустройства граждан, нуждающихся в

особой помощи по устройству на работу (освобожденных из мест заключения,

демобилизованных из армии и др.).

Трудоустройство — это подыскание подходящей работы, включая

необходимую переквалификацию, повышение квалификации и устройство на

работу. Оно может осуществляться самостоятельно гражданином или с помощью

специального органа, занимающегося трудоустройством.

В широком смысле трудоустройство — это любой процесс устройства на

работу: самостоятельное и с помощью службы занятости и администрации

организации, обязанной предложить намеченному к высвобождению или

увольнению не по его вине работнику другую имеющуюся работу и с его

согласия перевести на эту работу. Трудоустройство в узком смысле — это

деятельность соответствующих государственных органов по оказанию гражданину

помощи в устройстве на работу. Трудоустройству В узком смысле могут

помогать такие органы, как военкоматы (для демобилизованных), милиция (для

вернувшихся из мест заключения), комиссии по делам несовершеннолетних (для

подростков) и др.

Есть общие и специальные формы трудоустройства. К Ъб-щим формам относятся

самостоятельное или с помощью службы занятости трудоустройство, а также

трудоустройство работодателем в порядке перевода с согласия работника,

подлежащего высвобождению (увольнению) без его вины, на другую имеющуюся

работу. К специальным формам трудоустройства относятся:

• организованный набор рабочей силы в отъезд; направление на работу

выпускников вузов, техникумов,

ПТУ и других специальных образовательных учреждений, заключивших с

работодателями соответствующие договоры о подготовке для их производства

квалифицированных кадров;

направление безработного по установленной квоте приема, обязательной для

работодателя;

трудоустройство для работы за границей по контракту.

Трудоустройство гражданина является итогом обеспечения его занятости.

Далее действуют нормы Трудового кодекса по обеспечению стабильности его

возникших трудовых правоотношений.

Закон РФ «О социальной защите инвалидов» предусмотрел, что органами

власти инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости путем

проведения ряда специальных мер (ст. 20) — резервирование рабочих мест по

наиболее подходящим для них профессиям, создание для них условий труда в

соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов и др.

(перечень приоритетных для инвшшдов профессий утвержден постановлением

Правительства РФ от 8 сентября 1993 г. № 150).

Одной из гарантий обеспечения права граждан на занятость является

предупреждение массового высвобождения работников. Критерием массового

высвобождения работников являются показатели численности высвобожденных

работников за определенный срок. Их определило Положение об организации

работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения, в

котором тоже предусмотрена программа мероприятий по содействию занятости в

условиях массового высвобождения. Массовое высвобождение происходит в

следующих случаях:

при ликвидации любого предприятия численностью 15 и более работников;

при сокращении 50 и более человек в течение месяца (30 дней), 200 и более

челрвек в течение двух месяцев (60 дней), 500 и более человек за три месяца

(90 дней);

при увольнении более 1% общего числа работающих в связи с ликвидацией

предприятия или сокращением численности штатов в течение 30 календарных

дней в тех регионах, где общая численность занятых менее 5 тыс. человек, т.

е. в малых городах.

Вопр. 34. Общая характеристика законодательства о занятости

§ 2. Общая характеристика законодательства о занятости

Государственное регулирование обеспечения занятости и трудоустройства

осуществлялось и раньше, но указанным Законом оно усилено, поскольку у нас

появилась безработица, которой не было с 1930 г. Рыночная экономика создала

безработицу и необходимость содействовать безработным в трудоустройстве.

Еще Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН в 1948 г., в ст.

23 провозгласила, что каждый человек имеет право на труд, на свободный

выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и защиту от

безработицы. Международный пакт об экономических, социальных и культурных

правах, принятый ООН в 1966 г., предусматривает полную, продуктивную и

свободно избранную занятость. А Декларация прав и свобод человека и

гражданина РФ закрепила обеспечение занятости. Международные нормы вошли в

государственную политику Российской Федерации в области занятости и в

право. И ныне мы имеем уже систему российского законодательства в области

занятости, в которую входят:

статья 37 Конституции РФ, предусматривающая защиту от безработицы, на что

направлена такая важная ее гарантия, как содействие обеспечению занятости и

трудоустройству;

статья 23 (п. 1) Всеобщей Декларации прав человека ООН 1948 г.,

предусматривающая, что каждый человек имеет право на труд, на свободный

выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и защиту от

безработицы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19 января 1993

г.;

Закон от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации»»

(в редакции от 22 марта 1996 г.);

Положение о Федеральной службе занятости, конкретизирующее основные задачи,

права и обязанности этой службы, предусмотренные указанным Законом. С 1

декабря 2000 г. действует положение о Департаменте этой службы в системе

Минтруда РФ;

постановление Правительства РФ от 14 июля 1997 г. «Об утверждении Положения

об организации общественных работ» (с изменениями от 12 ноября 1999 г.) —

органы местного самоуправления по согласованию с органами службы занятости

создают рабочие места для безработных на этих общественных работах, на

которые безработный принимается временно, и в этот период на него

распространяется трудовое законодательство как на временного работника:

одновременно он может получать в органе службы занятости пособие по

безработице;

Временная инструкция Минтруда России от 11 июня 1992 г. «О порядке

начисления пособия по безработице»;

постановление Правительства РФ от 14 мая 1992 г. «О системе

профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки

высвобождаемых работников и незанятого населения»;

Временное положение о порядке квотирования рабочих мест на предприятиях, в

учреждениях и организациях для лиц, нуждающихся в социальной защите,

утвержденное постановлением Минтруда и занятости населения РФ от 11 июня

1992 г.;

Положение об организации работы по содействию занятости в условиях

массового высвобождения, установившее понятие массового высвобождения, его

критерии, программу мер по содействию занятости в условиях массового

высвобождения и взаимоотношения в этот период между работниками,

работодателями и органами исполнительной власти (см. постановление

Правительства РФ от 5 февраля 1995 г.);

отраслевые программы содействия занятости населения, разрабатываемые и

осуществляемые федеральными органами и органами исполнительной власти

субъектов Российской Федерации.

Коллективно-договорное регулирование занятости дополняет на всех его

уровнях законодательное регулирование. Федеральная служба занятости также

принимает нормативные акты и акты разъясняющего характера по своей сфере

деятельности.

Во всей указанной системе нормативных актов о занятости определяющим

является Закон РФ «О занятости населения в РФ». Он состоит из 45 статей,

сгруппированных в 8 разделов. Его общая характеристика следующая:

Раздел I «Общие положения» (ст. 1—7) определяет понятия занятости

(кто считается занятым), безработного, подходящей и неподходящей работы,

государственную политику в области занятости, разграничивает в этой области

полномочия Федерации и ее субъектов.

Раздел II «Права граждан в области занятости» (ст. 8—11) закрепляет

право граждан на выбор места работы, на консультацию, профессиональную

подготовку, переподготовку, повышение квалификации и получение информации о

профессиональной деятельности за границей.

Раздел III «Гарантии в области занятости» (ст. 12—13) закрепляет

общие для всех гарантии реализации права на труд и специальные гарантии для

слабо защищенных категорий граждан, в том числе квотирование (бронирование)

рабочих мест для инвалидов, молодежи и других граждан, нуждающихся в

специальной защите.

Раздел IV «Регулирование и организация занятости» (ст. 14—24)

предусматривает организацию работы по содействию полной, продуктивной и

свободно избранной занятости, меры, осуществляемые государством для этого,

а также деятельность Федеральной государственной службы занятости

населения, ее органов на местах по финансированию мер по обеспечению

занятости, профподготовки, переподготовки безработных и по организации

общественных работ. В ст. 21 предусмотрены права профсоюзов и иных

представительных органов работников в области содействия занятости.

Раздел V «Государственная служба занятости» (ст. 25—27)

предусматривает права и обязанности этой службы.

В разделах VI—VIII говорится об участии работодателей в обеспечении

занятости, их правах, социальных гарантиях и компенсациях высвобождаемым

работникам и безработным и о порядке выплаты пособий безработным и оказании

им и членам их семей матери-ачьной помощи. Закон устанавливает и

определенную социальную помощь безработным.

Вопр. 35. Правовой статус безработного

§ 3. Понятия занятости, обеспечения занятости и безработного

Занятость — это деятельность граждан, не противоречащая

законодательству, приносящая им заработок (трудовой доход). Гражданин

реализует свое право на труд в избранном им виде занятости. Незанятость

трудоспособного гражданина не является основанием для его правовой

ответственности: реализация права на труд — это добровольный, свободный акт

гражданина, и только он решает, сделать или нет этот акт и в каком виде

занятости его реализовать.

Занятыми считаются граждане (ст. 2 Закона): работающие по трудовому

договору, в том числе и с неполным рабочим временем, временные и сезонные

работники; самостоятельно обеспечивающие себя работой; занимающиеся

предпринимательской деятельностью; занятые в подсобных промыслах и

реализующие продукцию по договорам; члены производственных кооперативов

(артелей); работающие по договорам подряда, поручения и другим гражданско-

правовым договорам; избранные, назначенные или утвержденные на оплаченную

должность; проходящие воинскую службу и службу в органах МВД, ГБ, учащиеся

очных учебных образовательных учреждений всех видов.

Как видим, это понятие значительно шире понятия «работник». Короче,

занятый — это лицо, реализующее свое право на труд в любой форме

общественно-полезной оплачиваемой деятельности.

Безработным признается гражданин (только трудоспособный как по

возрасту, так и по состоянию здоровья), не имеющий работы и заработка,

зарегистрированный в органах службы занятости в целях поиска подходящей

работы, ищущий работу и готовый к ней .приступить (ст. 3 Закона). Следует

отметить, что акты МОТ признают безработным лицо, не имеющее работы, ищущее

ее и готовое к ней приступить. Согласно этому определению у нас ныне более

10 млн безработных, а зарегистрированных — в 6 раз меньше. Регистрация

безработных производится органами службы занятости по месту жительства

граждан в течение 11 дней со дня предъявления ими паспорта, трудовой книжки

(для впервые поступающих на работу — справки с места жительства), справки о

среднем заработке за последние три месяца и других документов (воинский

билет для демобилизованных из армии и т. д.).

Безработными не признаются граждане до 16-летнего возраста и

пенсионеры (кроме пенсионеров — инвалидов III группы), лица, не явившиеся в

срок без уважительной причины для перерегистрации, а также отказавшиеся в

течение 10 дней со дня обращения в службу занятости от двух вариантов

подходящей работы. Не признаются безработными и лица, впервые ищущие

работу, не имеющие профессиональной подготовки, если они дважды

отказываются от любой предложенной работы или от получения профессиональной

подготовки. Но такой гражданин имеет право повторно обратиться для

признания его безработным. Не регистрируются как безработные осужденные к

исправительным работам без лишения свободы.

Подходящей считается работа, которая соответствует специальности,

квалификации с учетом уровня профессиональной подготовки, условиям

последнего места работы, состоянию здоровья, транспортной доступности

рабочего места. Не может считаться подходящей работа, если она связана с

переменой места жительства без согласия гражданина, по условиям труда не

соответствует нормам по охране труда, по заработку ниже среднего заработка

гражданина за три последних месяца его последней работы. Если же его

средний заработок был выше уровня средней зарплаты в регионе, то подходящей

не может тогда считаться работа с заработком ниже среднего по региону

(территории субъекта РФ).

Вопрос 36. Трудовой договор

--- Понятие и стороны трудового договора. Его значение

В науке трудового права трудовой договор рассматривают в следующих

двух аспектах: как соглашение работника с работодателем о труде на данном

предприятии и как важнейший институт трудового права, определяющий нормы

трудового договора: его заключение, изменение и прекращение. Трудовой

договор как соглашение о работе является юридическим фактом, который

порождает трудовое правоотношение работника, и необходимой предпосылкой для

распространения на него трудового законодательства и возникновения других

правоотношений, непосредственно связанных с трудовым.

Статья 56 Кодекса дает легальное понятие трудового договора как

индивидуального соглашения: «соглашение между работодателем и работником, в

соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу

по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда,

предусмотренные настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми

актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными

актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере

выплачивать работнику заработную плату; а работник обязуется лично

выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать

действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка. В этом

определении указываются стороны трудового договора, а через их обязанности

— его содержание.

Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.

Гражданин становится работником, заключив трудовой договор, на все время

его действия. Второй стороной трудового договора является работодатель в

лице определенного предприятия, учреждения, организации (в том числе фирмы,

акционерного общества, производственного кооператива, частного

предпринимателя или иного работодателя, принимающего гражданина на работу

по трудовому договору). Стороны могут заключить трудовой договор, если обе

обладают трудовой праводееделиктоспособностью как признаваемой

законодательством способностью быть стороной трудового договора, субъектом

трудового правоотношения.

Закон установил некоторые ограничения для работодателя, обязывая его

принять по квоте инвалида или другое лицо, молодого заявленного им для

подготовки специалиста, а также запрещая (ст. 64 Кодекса) необоснованный

отказ в приеме на работу, т. е. не по деловым качествам, и дискриминацию

при приеме, т. е. какие-либо преимущества или ущемление прав не по деловым

качествам.

Значение трудового договора большое, как народнохозяйственное, так и

социальное, и правовое.

Народнохозяйственное, производственное значение состоит в том, что он

является основной формой привлечения, распределения, перераспределения,

закрепления и рационального использования рабочей силы, трудовых ресурсов

страны. Он закрепляет работников за определенными предприятиями,

территориями страны, отраслями народного хозяйства.

Социальное значение трудового договора — в том, что путем его заключения

реализуется право на труд и обеспечение занятости, а также свобода труда.

Правовое значение трудового договора — в том, что он является основанием

возникновения и действия во времени трудового правоотношения работника.

Хотя трудовой договор и трудовые

правоотношения — взаимосвязанные правовые категории, но их надо различать:

трудовой договор — это соглашение, а трудовое правоотношение — это

возникающая по данному соглашению юридическая связь работника и

работодателя. По трудовому договору работник становится членом данного

трудового коллектива и приобретает дополнительные льготы, установленные

коллективным договором и социально-партнерскими соглашениями, а также право

на участие в управлении организацией (ст. 52 Кодекса). С заключением

трудового договора на его стороны распространяются трудовые права и

обязанности, предусмотренные другими институтами трудового права (по

ограничению рабочего времени, отпускам, по оплате, охране труда и т. д.).

Таким образом, трудовой договор является основанием распространения на

работника общего и специального трудового законодательства. Трудовой

договор — это договор личного характера, так как работник лично

осуществляет труд в общей кооперации труда и не может это делать через

другое лицо. Поэтому данный договор охраняет личность работника, его

здоровье, честь и достоинство. Трудовой договор, отражая индивидуальный

способ регулирования труда, может предусмотреть дополнительные трудовые

льготы для работника.

Вопрос 37. Порядок заключения ТД

Порядок заключения трудового договора установлен Трудовым кодексом,

предусматривающим правила приема граждан на работу. Когда мы говорим о

заключении трудового договора, это одновременно означает прием работника,

изменение трудового договора — это перевод работника на другую работу,

прекращение трудового договора — это одновременно увольнение работника.

Таким образом, прием, перевод и увольнение относятся к работнику, а по

отношению к его трудовому договору означают соответственно заключение,

изменение и прекращение его.

Прием на работу производится по принципу подбора кадров по деловым

качествам. Статья 64 ТК устанавливает гарантии при приеме, запрещая

необоснованный отказ в приеме, прямые или косвенные преимущества и

дискриминацию не по деловым качествам, а по полу, расе, национальности,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.