реферат бесплатно, курсовые работы
 

Шпоры по трудовому праву (Новый Кодекс)

ряде статей Кодекса предусмотрены права профсоюзов на участие в

правоприменении соответствующих норм.

Профсоюзы у нас строятся по производственно-территориальному

принципу, могут создавать свои объединения по отраслевому, территориальному

или иному признаку, учитывающему профессиональную специфику (шахтер, химик

и т. д.). Их объединения и органы делятся на общероссийские объединения

(ассоциации), межрегиональные объединения (ассоциации), региональные

(республик, краев, областей, городов) объединения (ассоциации).

Все профсоюзы пользуются равными правами и равно осуществляют свою

представительскую и защитную функции.

Как массовая общественная организация профсоюзы входят в политическую

систему российского общества. В советское время они были единой общесоюзной

членской организацией, ныне представлены несколькими десятками

общероссийских профсоюзов, каждый со своим Уставом, в котором закреплены

задачи и функции профсоюза. Наиболее крупные из них— это Федерация

Независимых профсоюзов России (ФНПР), Соц-проф и Единение. Как отмечает

«Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека в Российской

Федерации в 2001 г.» (М.: «Юридическая литература», 2001. С. 50), в

последние годы «упала роль профсоюзов как законных представителей

работников и защитников их трудовых прав. Исходя из этого нужно изменить

отношение государства к ним, представить право более активного участия в

законодательной деятельности, наделить техническую и правовую инспекции

профсоюзов правом принимать решения о привлечении к юридической

ответственности должностных лиц, допустивших нарушение трудового

законодательства». С этим трудно не согласиться, поскольку такие права у

профсоюзов и не следовало отбирать и тем самым ослаблять их главную

защитную функцию.

Все права профсоюзов можно классифицировать по сфере их деятельности

и по объему компетенции в правах.

По объему компетенции в правах различают:

а) права самостоятельного характера:

участвуют в обеспечении мер по содействию занятости и трудоустройству;

участвуют в коллективных переговорах, заключают коллективные договоры и

соглашения от имени работников;

представляют и защищают права и интересы работников на всех уровнях

правового регулирования труда;

осуществляют общественный контроль за исполнением трудового

законодательства, правил охраны труда;

обладают правом требовать наказания (вплоть до увольнения) должностных лиц

администрации, нарушающих трудовое законодательство, коллективные договоры,

соглашения, права профсоюзов;

б) права совместного характера:

участвуют в распределении жилья, построенного производством, в решении

вопросов о занесении на доску почета и в книгу почета (там, где они

существуют), решают индивидуальные неисковые споры совместно с

администрацией;

в) согласительные права профкома по применению администрацией ряда норм

трудового законодательства. Таких прав в соответствии с ТК у профсоюзов

стало меньше. Права профсоюзов указаны и в ст. 32, 51, 52, 54, 83 и др.

Закона РФ о профсоюзах.

По сфере деятельности различают следующие права:

представительства работников для осуществления своей защитной функции;

на участие в нормотворческой и правоприменительной деятельности;

на защиту права на труд, в том числе по обеспечению занятости, защите от

необоснованных отказов в приеме на работу, незаконных переводов и

увольнений;

на социальную защиту трудящихся (обеспечение высокого уровня условий труда,

охрана труда, его оплата и т. д.);

профсоюзного контроля за охраной труда, соблюдением трудового

законодательства и жилищно-бытового обслуживания работников;

на участие в социально-партнерских отношениях и рассмотрении коллективных

трудовых споров, включая объявление забастовки;

на участие в управлении государственным социальным страхованием, санаторно-

курортными учреждениями.

Профсоюзы управляют находящимися в их ведении санаториями,

пансионатами, домами отдыха, профилакториями, клубами, спортивными базами и

другими оздоровительными и культурно-массовыми учреждениями, имеют свою

профсоюзную собственность, в том числе и на указанные учреждения.

Профсоюзы вправе самостоятельно вступать в международные объединения

и организации, сотрудничать с профсоюзами других стран.

Трудовое законодательство предусматривает не только права профсоюзов, но и

различные материальные и юридические гарантии этих прав и их деятельности и

дополнительные специальные гарантии защиты права на труд выборных

профсоюзных работников. Эти гарантии предусмотрены в гл. III Закона о

профсоюзах (ст. 24—28), ст. 374, 375 и 376 Кодекса, а также в ряде других

законов (Основы об охране труда, о занятости населения и др.). Гарантии

основных прав профсоюзов тоже входят в их правовой статус.

Гарантии прав и деятельности профсоюзов заключаются в следующем:

— гарантируются признание, неприкосновенность и защита права

собственности профсоюзов, условия для осуществления этих прав наравне с

другими юридическими лицами;

не допускается ограничение их независимой финансовой деятельности;

право учреждать банки, фонды солидарности, страховые и другие в

соответствии с их уставами (ст. 24 Закона);

все работодатели обязаны соблюдать права профсоюзов, содействовать их

деятельности (ст. 377 Кодекса);

— предприятия и организации обязаны отчислять денежные средства

профсоюзным органам на культурно-массовую и физкультурную работу;

• предприятия, учреждения, организации с численностью свыше 100

работников обязаны предоставлять соответствующему выборному профсоюзному

органу (профкому, стройкому и т. д.) бесплатно необходимые помещения

со всем оборудованием, отоплением, освещением, а также оргтехнику,

средства связи и необходимые нормативные правовые документы. Другие

(лучшие) условия могут быть предусмотрены коллективным договором

(ч. I ст. 377 ТК);

• здания, помещения, сооружения, сады и парки для ведения культурной,

оздоровительной и спортивной работы, детские базы, лагеря, находящиеся на

балансе предприятия, учреждения, организации могут передать согласно

коллективному договору профкому данной организации в бесплатное

пользование, а хозяйственное их содержание (ремонт, отопление,

освещение, уборка, охрана и оборудование) производится за счет предприятия,

учреждения, организации, если иное не предусмотрено коллективным

договором, соглашением.

Гарантии права на труд и профсоюзной деятельности для выборных

профсоюзных работников, предусмотренные Кодексом и Законом о профсоюзах,

будут рассмотрены далее в соответствующих темах.

Ныне при усилившихся социально-экономических противоречиях сторон

трудовых отношений защитная функция профсоюзов должна проявляться особенно

активно. О ее реализации подробнее будет рассказано в § 2 темы 13 «Защита

трудовых прав работников».

В связи с изменениями в обществе правовой статус российских профсоюзов

также меняется. Так, государство вернуло себе от профсоюзов право управлять

государственным социальным страхованием (оставив им право на участие в

этом), а также право надзора, сохранив за ними право общественного контроля

за соблюдением трудового законодательства и охраны труда. В то же время

профсоюзы получили и ряд новых прав. Права профсоюзов являются одновременно

и их обязанностями перед членами профсоюзов, трудовыми коллективами

работников активно осуществлять предоставленные им права по защитной их

функции.

Государственные органы, предприятия, учреждения, организации обязаны

всемерно содействовать профсоюзам в их деятельности.

Профсоюзы как субъекты трудового права не подлежат регистрации. Они

имеют право представлять своих членов, участвовать в установлении условий

труда и его оплаты на всех уровнях их органов. Таким образом, они являются

субъектами трудового права на всех этапах правового регулирования труда —

при создании норм трудового права, их применении, контроле за соблюдением

трудового законодательства, охраны труда, а также в разрешении коллективных

трудовых споров как представители работников.

Вопр. 29, 30. Поянтие трудового правоотношения

§ 2. Трудовое правоотношение

Главным, связывающим все другие виды указанных правоотношений,

является трудовое правоотношение. Ему могут предшествовать правоотношения

по обеспечению занятости и трудоустройству. Трудовому правоотношению

работника всегда сопутствуют правоотношения организационно-управленческие,

т. е. трудового коллектива с работодателем (администрацией), профсоюза с

работодателем, социально-партнерские правоотношения, по ученичеству и

повышению квалификации, надзору и контролю за соблюдением трудового

законодательства, охраны труда. Два последних правоотношения --по

материальной ответственности и по трудовым спорам — охранительного

характера, связаны с трудовыми правонарушениями. Они у работника могут

быть, а могут и не быть. Во всех девяти правоотношениях сферы трудового

права юридическая связь их субъектов определяется нормами трудового

законодательства и индивидуально-трудовыми и коллективными договорами,

соглашениями.

Трудовое правоотношение — это добровольная юридическая связь

работника с работодателем, по которой работник обязан лично выполнять

регулярно оговоренную трудовую функцию в общем трудовом процессе

производства (работать по определенной специальности, квалификации,

должности), подчиняясь правилам внутреннего трудового распорядка данного

производства, а работодатель обязан своевременно и систематически

оплачивать его труд по реальному вкладу и создавать условия труда не ниже

предусмотренных законодательством, трудовым и коллективными договорами,

соглашениями.

Субъектами трудового правоотношения являются работник — с одной

стороны и работодатель — с другой. Обязательной предпосылкой для

возникновения трудового правоотношения является наличие у гражданина и

работодателя их трудовой правосубъектности — праводееделиктоспособности. У

гражданина (в том числе и иностранца) она возникает, как правило, с 16-

летнего возраста, когда возможен прием его на работу, за исключением

некоторых работ, для которых требуется повышенный возраст. У работодателя

трудовая правосубъектность возникает с момента его регистрации в качестве

работодателя и наличия у него фонда оплаты труда, расчетного счета в банке,

когда он может начать прием на работу.

Каждое трудовое правоотношение характеризуется едиными для него

субъектами, содержанием и основаниями возникновения, определяющими в целом

его самостоятельность в системе правоотношений. Нельзя соединять в одно

правоотношение субъекты и содержание различных правоотношений, хотя и

возникших по поводу труда работника. Каждое из указанных девяти

правоотношений сферы трудового права является самостоятельным со своим

содержанием прав и обязанностей его субъектов.

Трудовое правоотношение надо отличать от правоотношений гражданского

права, связанных с трудом (изобретательским, авторским, личного подряда,

поручением, комиссией). Это отличие проводится по трем следующим критериям:

при трудовом правоотношении работник включается в данный трудовой

коллектив, подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка, чего нет

в гражданском правоотношении, связанном с трудом;

предметом трудового правоотношения является сам процесс труда работника по

определенной трудовой функции (специальности, должности) в общем процессе

данного производства, а предметом смежного гражданского правоотношения —

уже продукт труда (изобретение, книга в авторском договоре и т. д.);

— в трудовом правоотношении обязанность организации труда и его охраны

лежит на работодателе (его администрации), а в смежном гражданском

трудящийся сам организует и свой труд, и его охрану.

Эти критерии помогают определить, какое правоотношение возникло по

трудовому соглашению. Если трудовое, то на работника распространяется

трудовое законодательство, а если гражданское, то трудовое законодательство

(в том числе и по отпускам, оплате больничного листа и т. д.) на него не

распространяется.

Основанием возникновения трудового правоотношения является такой

юридический факт (акт), как заключение трудового договора. Для некоторых

работников основание возникновения трудового правоотношения превращается в

сложную многоступенчатую процедуру, когда трудовому договору должен

предшествовать или последовать за ним какой-то другой акт.

Так, для работников, занимающих выборные должности, заключению трудового

договора предшествует акт избрания данного лица на эту должность. Для лиц,

принимаемых по конкурсу, до заключения трудового договора необходим акт

избрания по конкурсу, а для инвалида, направляемого службой занятости по

квоте, — направление за счет квоты (брони). Заявленные для подготовки

молодые специалисты тоже заключают трудовой договор по направлению

соответствующего специального учебного заведения, подготовившего их по

договору с данным производством. У 14-летних заключению трудового договора

предшествует согласие родителей (опекунов). У всех указанных лиц, таким

образом, сложный состав возникновения их трудового правоотношения. Кодекс в

ст. 16—19 предусматривает сложные составы возникновения трудовых

правоотношений, добавляя к ранее нами указанным решение суда о заключении

трудового договора. Такое решение суд может принять в случае рассмотрения

иска о незаконном (необоснованном) отказе в приеме на работу.

Юридическим фактом наличия трудового правоотношения является и

фактический допуск к работе, даже если трудовой договор не был надлежаще

заключен (ст. 18 КЗоТ).

Фактом изменения трудового правоотношения является изменение существенных

условий трудового договора, а прекращением трудового правоотношения — такой

юридический факт, как прекращение трудового договора по основаниям,

предусмотренным законом.

Содержание трудового- правоотношения — это взаимные трудовые права и

обязанности его субъектов, определенные трудовым договором, трудовым

законодательством и коллективным договором, соглашением. Работник обязан

точно выполнять свою оговоренную договором трудовую функцию, подчиняясь

правилам внутреннего трудового распорядка данного производства, а

работодатель — соблюдать трудовое законодательство и все условия труда

работника, предусмотренные трудовым и коллективным договором и трудовым

законодательством. В ст. 21 и 22 ТК подробно перечислены основные права и

обязанности работника и работодателя. И в этих статьях много нового по

сравнению со ст. 2, 127 и 129 КЗоТ.

Определенность и стабильность трудового правоотношения закреплены в

ст. 24 КЗоТ, запрещающей работодателю требовать от работника работы, не

обусловленной трудовым договором.

Трудовое правоотношение — длящееся, основано на трудовом договоре,

действует во времени и имеет личный характер. Работник не может заменить

себя по выполнению его трудовой функции кем-то другим, и работодатель тоже

без оснований не может заменить работника кем-то другим. Работодатель имеет

право дисциплинарной власти, поэтому за трудовое правонарушение он может

наказать работника, привлечь его к дисциплинарной и материальной

ответственности.

Вопр. 33. Понятие права на обеспечение занятости населения

§ 4. Право граждан на содействие обеспечению занятости и трудоустройству

Обеспечение занятости является одновременно и обеспечением реализации

права граждан на труд. Содействие этому является обязанностью государства и

его исполнительных органов власти, государственной службы занятости. Они и

работодатели реализуют государственную политику в области занятости по

содействию реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно

избранную деятельность. Для конкретного гражданина право на содействие в

обеспечении занятости означает помощь ему соответствующих государственных

органов в подыскании подходящей работы, т. е. реализации права на труд.

Система правовых норм по обеспечению занятости включает меры по подысканию

подходящей работы и трудоустройству на нее, по обеспечению стабильности и

неизменности трудовых договоров, по предотвращению незаконных,

необоснованных отказов в приеме на работу и охране от незаконных переводов

и увольнений.

Закон о занятости в ст. 5 закрепил основные принципы государственной

политики в области занятости:

1) обеспечение всем гражданам России равных возможностей в реализации их

права на труд и свободный выбор работы;

2) поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан,

содействие развитию их способностей к производительному творческому

труду;

3) создание условий, обеспечивающих достойную человека жизнь и свободное

его развитие;

4) обеспечение социальной защиты граждан в области занятости, помощь

особо нуждающимся в ней и в трудоустройстве;

5) сочетание местных мер с централизованными в области занятости;

6) поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые

рабочие места;

7) развитие трудовых ресурсов;

8) предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года)

безработицы; а также принципы по координации действий органов занятости с

другими органами и по международному сотрудничеству в области занятости.

Эти принципы являются принципами института содействия обеспечению

занятости и трудоустройству и отражают суть законодательства данного

института и направления его развития.

Право граждан на содействие обеспечению занятости и трудоустройству

закреплено в разделе II Закона о занятости населения. Это сложное право,

включающее ряд более простых прав (возможностей получить определенное

благо), является важнейшей гарантией реализации права на труд.

Содержание права на содействие обеспечению занятости состоит из

следующих прав граждан:

— на проведение государственной политики в области занятости;

на трудоустройство;

— на бесплатную профессиональную подготовку, переобучение, в том числе

через службу занятости с получением стипендии;

— на профессиональную деятельность за границей на основе контракта (на

2—5 лет);

— на обжалование неправомерных действий органов службы занятости, их

должностных лиц, в том числе и в суд.

Организационно-правовые формы обеспечения занятости:

— бесплатная профессиональная подготовка, переподготовка, повышение

квалификации как непосредственно на производстве, так и с помощью органов

службы занятости;

— направление на работу подготовленных молодых специалистов и

квалифицированных рабочих;

квотирование рабочих мест для трудоустройства слабо социально защищенных

(инвалидов, молодежи, женщин-матерей, одиноких родителей и др.);

подыскание службой занятости безработному подходящей работы и направление

на нее;

• создание новых рабочих мест на действующих или вновь организуемых

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.