реферат бесплатно, курсовые работы
 

Шпоры по трудовому праву (Новый Кодекс)

Если участвуют разные профсоюзы и не достигают согласия, каждый может от

имени представляемых им работников предложить заключить приложение к

единому коллективному договору. Подписанный сторонами договор в 7-дневный

срок направляется работодателем в соответствующий орган по труду для

уведомительной регистрации.

Структуру и содержание коллективного договора определяют сами стороны

через своих представителей.

Содержанием коллективного договора являются условия, определяющие

права и обязанности сторон и ответственность за их нарушение. По их

характеру все условия могут быть разделены на три вида:

• нормативные, закрепляющие локальные нормы трудового права о различных

льготах, преимуществах, предоставляемых отдельным категориям работников за

счет средств данной организации (дополнительные отпуска, выходные дни,

различные доплаты, виды, системы оплаты труда, размеры тарифных ставок,

производственные надбавки к пенсиям, дополнительные права профкома

организации и иные сверх законодательства права и льготы). Статья

41 ТК более подробно указывает это. Они действуют весь срок

действия коллективного договора;

• обязательственные, закрепляющие конкретные обязательства администрации

(работодателя) по улучшению условий труда и быта работников, которые

действуют до их выполнения и погашаются обычно раньше срока окончания

коллективного договора;

• организационные — о сроках действия коллективного договора, о проверке

его выполнения и отчетах сторон об этом, о порядке его изменения и

пересмотра и т. п.

Условия договора, ухудшающие против законодательства условия труда,

считаются недействительными.

По структуре коллективные договоры могут содержать от двух до восьми

и более разделов (как договорятся стороны). Но почти во всех договорах есть

разделы об оплате, охране труда, о повышении квалификации. Частью договора

являются приложе-

ния к нему, конкретизирующие по цехам, подразделениям меры по улучшению

условий и охраны труда, а также различные положения по премиальным системам

оплаты труда, премиям по итогам работы за год и т. д.

Значение коллективного договора состоит в том, что этот правовой акт

регулирует условия труда и быта работников при активном участии самих

работников. Следовательно, он улучшает против законодательства эти условия

и развивает производственную демократию. Ныне возросла регулятивная роль

коллективного договора, и его локальные нормы права расширяются.

Одновременно он является наиболее практически значимой формой социального

партнерства, а также средством укрепления дисциплины труда (работники берут

обязательства и в этой области) и направлен на совершенствование

производства, улучшение качества выпускаемой продукции, организации труда

повышение его производительности. В этом и состоит народнохозяйственное,

производственное значение этого договора.

Порядок заключения коллективного договора установлен законом.

Коллективный договор заключается на предприятиях, в организациях,

учреждениях, а согласно п. 6 ст. 19 Федерального закона от 8 мая 1996 г. «О

производственных кооперативах» — и в производственных кооперативах

(правлением кооператива с работниками — не членами кооператива). Решение о

необходимости заключения коллективного договора с работодателем вправе

принимать представители работников или общее собрание (конференция)

работников организации. Коллективный договор заключается на срок от одного

года до трех лет и вступает в силу с момента его подписания сторонами или

со дня, установленного в договоре. Стороны могут продлить его действие на

срок не более трех лет. По окончании срока он продолжает действовать до

момента заключения нового договора или изменения, дополнения сторонами

действующего. Свое действие коллективный договор сохраняет и в случае

изменения состава, структуры, наименования, органа управления организации,

увольнения ее руководителя. При реорганизации предприятия коллективный

договор сохраняет свое действие на период реорганизации, а затем по

инициативе одной из сторон может быть пересмотрен. При смене формы

собствености производства он сохраняет свое действие в течение трех

месяцев, когда стороны могут начать переговоры о заключении нового или

сохранении, изменении и дополнении действующего коллективного договора.

Действие коллективного договора распространяется на всех работников

данной организации, ее филиала или иного обособленного подразделения.

Контроль за выполнением коллективного договора осуществляют стороны и

их представители, а также органы по труду. Стороны отчитываются о

выполнении договора на общем собрании (конференции) трудового коллектива.

Изменения коллективного договора производятся в том же порядке, какой

установлен для его заключения.

Вопр. 20, 21. Понятие соглашений и их виды

§ 6. Социально-партнерские соглашения

В первые годы советской власти и до 1933 г. (когда была введена

централизованная тарифная система) в нашей стране существовали отраслевые

тарифные соглашения, устанавливавшие тарифы оплаты труда в конкретных

отраслях народного хозяйства (их обычно называли отраслевыми коллективными

договорами), но они не были четко урегулированы трудовым законодательством.

Этот вид правовых договоров появился лишь с принятием Закона РФ 1992 г. «О

коллективных договорах и соглашениях».

Соглашение — это правовой акт, устанавливающий общие принципы

регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических

отношений, заключаемый на уровне Российской Федерации, субъекта Российской

Федерации, отрасли, территории. Это понятие соглашения указывает на его

стороны, предмет регулирования и четыре возможных уровня или вида социально-

партнерских соглашений выше уровня предприятия, организации. Поэтому

регулирование условий труда соглашениями мы относим к центрапизованному в

отличие от локального — коллективно-договорного.

Соотношение законодательства и коллективного договора, соглашения,

трудового договора (контракта) предусмотрено в ст. 3 Закона; этой же

статьей запрещено включать в трудовые договоры (контракты) условия,

ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством,

коллективными договорами и соглашениями. Соглашение — это вид правового

договора коллективного значения представителей работников и работодателей с

участием представителей органа исполнительной власти, заключенный на

централизованном уровне (Федерации или ее субъекта и др.) по вопросам

социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.

Виды социально-партнерских соглашений (в зависимости от уровня и их

содержания):

- генеральное соглашение на федеральном уровне, устанавливающее общие

принципы регулирования социально-трудовых отношений, например Генеральное

соглашение между общероссий-

скими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей

и Правительством Российской Федерации на 1996—1997 годы (Российская газета.

1996. 16 янв.). Федеральный уровень может быть также и у отраслевого

(межотраслевого) соглашения. Таким образом, есть два вида федерапьных

соглашений, и в каждом из них свои субъекты и свое содержание. ТК

профессиональный уровень не предусматривает;

- региональное соглашение на уровне субъекта Российской Федерации,

устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых отношений

для данного региона;

отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение, устанавливающее нормы

оплаты и другие условия труда и социальные гарантии и льготы для работников

отрасли (отраслей). Отраслевое соглашение может быть не только федеральным,

но и региональным;

— территориальное соглашение, устанавливающее условия труда, социальные

гарантии и льготы, связанные с территориальными особенностями города,

района, другого административно-территориачьного образования.

Все эти виды соглашений по договоренности сторон, участвующих в

переговорах, могут быть двух- или трехсторонними (трипартизм), когда

третьей стороной является соответствующий орган исполнительной власти.

Соглашения, которые предусматривают какое-то бюджетное финансирование,

заключаются при обязательном участии представителя соответствующего органа

исполнительной власти.

Участниками соглашений могут быть на федеральном уровне:

генерального — общероссийские объединения профсоюзов, общероссийские

объединения работодателей и Правительство РФ;

отраслевого (межотраслевого) тарифного — соответствующие отраслевые

общероссийские профсоюзы и их объединения, общероссийские отраслевые

(межотраслевые) объединения работодателей, иные уполномоченные

работодателями представительные органы и Министерство труда РФ.

На уровне субъектов Российской Федерации и административно-

территориальных образований в составе этих субъектов участниками соглашений

могут быть:

регионапьного — соответствующие профсоюзы и их объединения, объединения

работодателей (или иные уполномоченные работодателями органы) и орган

исполнительной власти субъекта;

отраслевого (межотраслевого) тарифного — соответствующие профсоюзы и их

объединения, объединения работодателей (или иные уполномоченные

работодателями органы) и орган по труду субъекта РФ;

территориального — соответствующие профсоюзы и их объединения, объединения

работодателей (или иные их представительные органы) и соответствующий орган

местного самоуправления.

К заключению и действию социально-партнерских соглашений, так же как

и к коллективным договорам, относятся принципы, указанные ранее, а также

порядок ведения коллективных переговоров и заключения коллективных договора

и соглашения.

Содержание и структуру соглашений определяют стороны в лице их

представителей, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и

включения в соглашение. Проект соглашения разрабатывается в ходе

коллективных переговоров о нем.

Порядок, сроки разработки проекта соглашения и его заключения

определяются трехсторонней комиссией. Срок действия соглашения определяют

стороны, но не более трех лет. Стороны могут и продлить действие соглашения

на срок не более трех лет (ст. 48 ТК).

Термин «социальные партнеры» закреплен в Конвенции МОТ № 87 (1948 г.)

«Свобода ассоциации и защита права на организацию», определившей право

социальных партнеров (работников и предпринимателей) на защиту своих

интересов, а также право организации трудящихся и предпринимателей свободно

выбирать своих представителей и формулировать свою программу действий.

Конечно, эти программы отражают противоположные интересы труда и капитала.

Поэтому для социального мира необходимо их социальное партнерство как

условие обеспечения развития экономики страны.

Значение социально-партнерских соглашений для работников в том, что

они направлены на:

• улучшение условий труда работников, повышение его оплаты;

• обеспечение охраны труда и улучшение социально-бытового обслуживания

работников;

повышение законодательного минимума гарантий трудовых прав работников;

• обеспечение занятости трудящихся, их переквалификация для этого.

Трехсторонняя Комиссия по регулированию социально-трудовых отношений

ведет коллективные переговоры и разрабатывает проект соглашения,

устанавливает сроки его действия и контроль за его выполнением.

Разработанный комиссией проект соглашения подписывается полномочными

представителями социальных партнеров (сторон соглашения). Подписанное

соглашение в 7-дневный срок направляется представителями работодателей на

федеральном уровне—в Министерство труда РФ, а на уровне субъекта Федерации

— в орган по труду данного субъекта для уведомительной регистрации. Если

этот орган при регистрации выявит в соглашении условия, противоречащие

трудовому законодательству, он сообщает об этом сторонам соглашения. Этот

порядок действует и при внесении изменений и дополнений в соглашение.

Контроль за выполнением соглашений всех уровней осуществляют стороны

и их представители, а также соответствующие органы по труду.

Ответственность представителей работодателей за уклонение от участия

в переговорах или необеспечение в срок работы соответствующей комиссии

установлена Законом (ст. 25—28) — штраф до 50 минимальных размеров оплаты

труда, налагаемый судом. Эти лица несут такую же ответственность за

нарушение или невыполнение коллективного договора или соглашения, а

виновные в непредоставлении информации для коллективных переговоров или

осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения

несут или такую же ответственность, или дисциплинарную. Для представителей

профсоюзов и исполнительного органа власти правовой ответственности Закон

не устанавливает.

ТК несколько иначе в гл. 8 представляет ответственность сторон

социального партнерства. В ст. 52 предусмотрена правовая ответственность

для представителей сторон, уклоняющихся от участия в коллективных

переговорах по заключению и изменению соглашения или коллективного

договора: они подвергаются штрафу в размере и порядке, установленном

Федеральным законом.

Статья 53 ТК предусматривает также правовую ответственность и

представителей работников (а не только работодателей) за нарушение или

невыполнение обязательств по соглашению или коллективному договору. Они

подвергаются штрафу в размере и порядке, установленном Федеральным законом.

Вопр. 23. Понятие и виды субъектов трудового права

§ 1. Понятие и виды субъектов трудового права, их правового статуса

Субъекты трудового права — это участники трудовых и иных

непосредственно с ними связанных отношений. С появлением новых

экономических отношений, безработицы появились новые субъекты трудового

права: служба занятости и безработный в отношениях по подысканию работы и

трудоустройству, а также новые субъекты социально-партнерских отношений на

уровнях выше предприятия, организации. Появились и ранее неизвестные

субъекты разрешения трудовых споров: государственная служба по

урегулированию коллективных трудовых споров, примирительные комиссии,

посредники и трудовой арбитраж.

Субъекты трудового права являются сторонами правоотношений трудового

права и как таковые — носителями трудовых прав и соответствующих им

трудовых обязанностей. Поэтому надо знать не только объективное, т. е.

заключенное в нормах законодательства, но и субъективное трудовое право

каждого субъекта этой отрасли права. Для субъективной стороны трудового

права необходимо четко определить, кто его субъекты, каковы их виды и

правовой статус (правовое положение) каждого субъекта.

Виды субъектов трудового права мы определяем применительно к составу

общественных отношений, являющихся предметом трудового права. При этом один

и тот же субъект, например работодатель или работник, может быть субъектом

не одного, а одновременно нескольких отношений трудового права (например

трудового отношения, отношения по материальной ответственности за вред,

отношения по рассмотрению трудовых споров).

Поскольку субъекты трудового права имеют на основании

законодательства трудовые права и обязанности, то для их обладания и

реализации они должны иметь:

трудовую правоспособность — признаваемую законом способность иметь трудовые

права и обязанности;

трудовую дееспособность — способность по трудовому законодательству

осуществлять лично своими действиями трудовые права и обязанности;

трудовую деликтоспособность — признаваемую трудовым законодательством

способность отвечать за трудовые правонарушения.

В трудовом праве все эти три правовые способности неразделимы,

поэтому мы говорим о единой в трудовом праве трудовой

праводееделиктоспособности, т. е. правосубъектности. Трудовая

правосубъектность — это признаваемая трудовым законодательством способность

данного лица (физического или юридического) быть субъектом трудовых и

непосредственно с ними связанных правоотношений, иметь и реализовывать

трудовые права и обязанности и отвечать за трудовые правонарушения.

Субъектами отрасли трудового права являются стороны всех девяти отношений

предмета трудового права, т. е. трудовых и иных восьми непосредственно с

ними связанных.

Виды субъектов трудового права следующие:

граждане (работники);

работодатели (предприятия, учреждения, организации, фирмы любой формы

собственности);

представители работников и работодателей;

профкомы или иные уполномоченные работниками выборные на производстве

органы;

• социальные партнеры в лице их соответствующих представителей на

федеральном, отраслевом, региональном, территориальном и профессиональном

уровне;

• органы службы занятости и трудоустройства, юрисдикционные органы по

рассмотрению трудовых споров, органы надзора и контроля за соблюдением

трудового законодательства, охраны труда.

Каждый из указанных субъектов имеет свой трудоправовой статус на

основании трудового законодательства.

Правовой статус субъекта трудового права — это его основное правовое

положение, определяемое трудовым законодательством.

В трудоправовой статус субъекта входят:

• его трудовая правосубъектность (трудовая праводееспособность и

деликтоспособность);

• статутные (основные) трудовые права и обязанности; основные юридические

гарантии (общие и специальные)

статутных трудовых прав и обязанностей;

— предусмотренная законодательством и договором ответственность за

нарушение им трудовых обязанностей.

Правовой статус каждого из указанных видов субъекта трудового права

по своему содержанию отличается от статуса других его субъектов. Так,

правовой статус работника будет совершенно иной и по правосубъектности, и

по содержанию статутных (основных) прав и обязанностей и их юридических

гарантий, нежели правовой статус работодателя или других субъектов

трудового права. Различается общий правовой статус субъекта, который

предусматривает одинаковые права и обязанности для данного вида субъекта

трудового права, работников или работодателей, и специальный правовой

статус для конкретного субъекта этого вида, включающий его специальные

права в соответствии с дифференциацией трудового права. Специальный статус

работника отражает особенности правового регулирования его труда (например

у женщин, несовершеннолетних и т. д.).

Вопр. 24. Работник как субъект трудового права

§ 2. Гражданин (работник) как субъект трудового права

Гражданин становится субъектом отношений трудового права еще до их

возникновения, когда он подыскивает необходимую работу. С возникновением

трудовых отношений он приобретает правовой статус работника. Поэтому надо

отличать правовой статус гражданина как субъекта трудового права от

правового статуса работника конкретного производства. Правовой статус

гражданина состоит из общих по составу для всех граждан основных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.