реферат бесплатно, курсовые работы
 

Теория ядра. Возникновение цивилизации на Урале. Аркаим.

Характерными признаками цивилизации являются космополитизм и города-

гиганты, приходящие на смену привязанности к дому, родственным отношениям и

отечеству, научный атеизм или мертвая метафизика вместо истинной религии,

масса вместо народа, деньги вместо плодородия земли и истинных ценностей,

лозунг «хлеба и зрелищ» вместо религиозных и народных праздников, секс

вместо материнства. Урбанизация, империализм, культ больших величин,

синкретизм, жажда власти, классовая борьба, направленность на внешнее

действие, а не на углубленную работу — вот дополнительные характеристики

цивилизационной стадии. В этом состоянии агонии или застоя цивилизации

могут существовать еще длительное время. Иногда они могут даже переживать

то, что А. Тойнби называет «бабьим летом». Но в конце концов они

возвращаются, по формулировке Н. Данилевского, в «простой этнографический

материал», не имеющий ни истории, ни формы.

Перед смертью цивилизация переживает короткий период второй

религиозности, приток новых религиозных течений, мистицизма и гностицизма,

таких, как культ Митры, Изиды, Солнца, или христианства (в Древнем Риме).

Приход второй волны религиозности отмечает конец жизненного пути культуры,

хотя может предвещать и рождение новой культуры.

О. Шпенглер называет всего восемь великих культур: египетскую,

вавилонскую, индийскую, китайскую, классическую, или аполлоновскую (греко-

римскую), арабскую, или магическую, мексиканскую и западную, или

фаустовскую (возникшую около 1000 г. н.э.). Он же указывает на возможность

появления великой русской культуры. Из этих культур мексиканская погибла

насильственной смертью, арабская и русская претерпели на ранней стадии

развития частичное подавление и искажение под мощным влиянием более старых,

застойных инородных цивилизаций.

Конечно, нарекания со стороны критиков вызывает свойственная О. Шпенг-

леру специфическая метафоричность языка, не поддающегося введению в

контекст позитивных наук. Как пишет С.С. Аверинцев, «описание

первофеноменов производится у Шпенглера с грубоватой односложностью, дающей

большую внешнюю четкость, но насилующей факты... Для схватывания внутренней

формы культуры Шпенглер требует специфической формы знания, не

тождественной с систематическим научным знанием: "физиогномический такт",

артистическая чуткость восприятия».

Тем не менее, как отмечают авторы этого сборника Г. Люббе и А. Демант,

эта метафоричность имеет свое оправдание и прежде всего как выражение

творческого воображения, столь важного для выхода за круг накопленных

фактов.

В общем не принято и осталось сугубо «шпенглерианским»

противопоставление культуры как творческого начала и цивилизации как

губительного окостенения культуры, умирающей в технике, избытке

интеллектуализма и рациональности. Формативный и застойный периоды равным

образом относятся к той «высокой культуре», в которой цивилизация получает

свою основу, свою символическую форму и принципы как единства, так и

многообразия. Но этим своим противопоставлением О. Шпенглер способствовал

осознанию того кризиса «фаустовской культуры», который стал столь насущным

для западной общественной мысли на всем протяжении XX в.

§ 4. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ А. ТОЙНБИ

Теорию цивилизаций А. Тойнби можно рассматривать как кульминацию тех

теоретических разработок, которые были проделаны Н. Данилевским и О.

Шпенглером. Она была осуществлена независимо от их работ, основана на

несравненно более широком историческом материале и является подлинным

шедевром исторического и макросоциологического знания.

А. Тойнби начинает свое исследование с тезиса о том, что истинной

областью исторического знания является не описание отдельных событий,

сближенных в пространстве или времени, не история государств или

политических систем или же человечества в целом, а «цивилизация» в ее

религиозных, территориальных и политических характеристиках. Прежде всего

он рассматривает проблемы, связанные с зарождением цивилизаций.

Рождение цивилизации происходит при наличии двух специфических

условий: присутствие в данном обществе творческого меньшинства и наличие

среды, которая не является ни слишком неблагоприятной, ни слишком

благоприятной. Механизм зарождения цивилизаций в таких условиях

представляет собой взаимодействие вызова и ответа на вызов: окружающая

среда непрерывно бросает вызов обществу, и общество через творческое

меньшинство успешно отвечает на вызов и находит решение проблемы. Затем

следует новый вызов и новый успешный ответ и т.д. В таких условиях покою

места нет, общество постоянно находится в движении, которое и приводит его

к цивилизации.

Следующий круг проблем связан с ростом цивилизаций. По мнению А.

Тойнби, рост цивилизации не сопровождается ни географическим

распространением общества, ни техническим прогрессом, ни усилением

господства над природным окружением. Ученый не видит связи между

техническим прогрессом и развитием цивилизации. Подлинный рост цивилизации,

по А. Тойнби, — это постоянный и кумулятивный процесс ее внутреннего

самоопределения и самовыражения, так называемая этерализация ее ценностей

(возвышение) и усложнение ее аппарата и технологий. С точки зрения

межсоциальных и межличностных отношений рост цивилизации — это непрерывный

творческий «уход и возвращение» харизматического меньшинства общества в

процессе постоянно обновляющихся успешных ответов на новые вызовы среды.

Растущая цивилизация являет собой единство. Ее структура состоит из

творческого меньшинства, которому подражает и за которым добровольно

следует большинство, — так называемый внутренний пролетариат данного

общества и внешний пролетариат, представленный соседними варварскими

народами. В таком обществе нет братоубийственной борьбы, жесткого

социального размежевания. Это общество отмечено духом солидарности.

Растущая цивилизация разворачивает свои потенции, различные для разных

цивилизаций: эстетические в античной, религиозные в индийской, научно-

механистические в западной цивилизации и т.д.

Третий круг проблем связан с надломом и разложением цивилизаций. Не

менее шестнадцати из тех двадцати шести существовавших, которые насчитал А.

Тойнби, прекратили свое существование, а из оставшихся восьми семь

находятся под угрозой уничтожения или ассимиляции с западной цивилизацией.

Основное отличие стадии роста от стадии разложения цивилизации состоит

в том, что на стадии роста общество находит успешный ответ на постоянно

возобновляющиеся вызовы, а на стадии дезинтеграции оно неспособно

справиться с вызовом. Заключение историка состоит в том, что цивилизации

гибнут не от внешнего врага, а от своих собственных рук. Стадия надлома

характеризуется следующими тремя моментами: недостатком созидательной силы

у творческого меньшинства, отказом большинства подражать меньшинству и

вытекающим из этого распадом социального единства в обществе. Для удержания

своего прежнего положения, которое оно отныне уже не заслуживает,

господствующее меньшинство вынуждено прибегать к силе. Создаются

универсальные государства наподобие Римской империи, использованной

античным господствующим меньшинством как средство самосохранения и

сохранения цивилизации.

Стадия упадка состоит из надлома, разложения и гибели цивилизации.

Между надломом и гибелью цивилизации нередко проходят столетия, а иногда и

тысячелетия...

Большинство цивилизаций оказалось обречено на гибель. Что касается

западной цивилизации, то, несмотря на все присущие ей симптомы надлома и

разложения, автор все же оставляет надежду на избавление.

Внутренний пролетариат на этом этапе отпадает от господствующего

меньшинства, в его среде усиливается недовольство и растут движения

протеста, что зачастую приводит к формированию универсальной церкви,

например христианства или буддизма. Универсальное государство, созданное

господствующим меньшинством, обречено на гибель. Однако универсальная

церковь, создаваемая внутренним пролетариатом, например христианство,

становится мостом и основой для новой цивилизации.

Внешний пролетариат организуется и начинает нападать на разлагающуюся

цивилизацию, вместо того чтобы стремиться присоединиться к ней.

Таким образом, раскол поражает и тело, и душу цивилизации. Усиление

беспорядков и братоубийственных войн ведет к ее разрушению. Раскол в душе

проявляется в глубоких изменениях в самом менталитете и поведении членов

распадающегося общества. Возникают четыре типа «спасителя»: архаичный,

футуристический (спаситель с мечом), бесстрастный стоик и, наконец,

преображенный религиозный спаситель, связанный со сверхчувственным миром

Бога.

Но ничто не может остановить процесс распада. Единственный

плодотворный выход — путь преображения, означающий перенос целей и

ценностей в сверхчувственное Царство Божие. Это может стать семенем для

рождения новой цивилизации, которая будет шагом вперед в вечном процессе

восхождения человека к Сверхчеловеку и Града Человеческого к Граду Божиему

как предельным пунктам движения.

§ 5. П. Сорокин ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ ТЕОРИИ И ЕЕ КРИТИКА

При всех расхождениях сторонники макросоциологического подхода к

изучению цивилизаций, или так называемых культурных суперсистем, согласны

по следующим пунктам:

1. В безграничном «океане» социокультурных явлений существуют крупные

культурные системы, иначе называемые культурными суперсистемами или же

цивилизациями, которые функционируют и как реальное единство. Они не

совпадают с государством, нацией или любой другой социальной группой.

Обычно границы этой культурной сущности перекрывают географические границы

национальных, политических или религиозных единиц.

2. В силу взаимозависимости компонентов цивилизации как целостной

системы эти большие суперсистемы ощутимо определяют большую часть

изменений, происходящих на поверхности этого социокультурного океана, в том

числе исторические события и жизнедеятельность малых социокультурных

единиц, групп или индивидов, относящихся к культурной суперсистеме: их

идеологию, поведение, материальную культуру, их жизненный путь и судьбу.

Изменения в суперсистеме или в ее существенных частях взаимозависимы.

3. Без адекватного знания принципов устроения суперсистемы мы не можем

понять характер структуры и динамики ее самой и ее существенных подсистем,

компонентов и скоплений элементов.

4. Глубокое изучение всех основных культурных суперсистем и систем

дает нам макрокатегории для анализа всего культурного космоса. Знание этих

принципов в огромной степени дополняет микросоциологические исследования

социальных процессов. Для полноценного понимания социокультурной реальности

нужны как макросоциологических, так и микросоциологические исследования.

5. Общее число больших культурных систем в истории человеческой

культуры было невелико. Общее число цивилизаций в списках Н. Данилевского,

О. Шпенглера и А. Тойнби не превышает тридцати. Число же малых культурных

систем практически не ограничено.

6. Каждая из больших культурных систем и суперсистем зиждется на какой-

то основной предпосылке, получившей выражение в философском принципе,

прасимволе или конечной ценности, который цивилизация порождает, развивает

и реализует на протяжении своего жизненного пути во всех своих основных

компонентах или подсистемах. Поэтому каждая из крупных культурных единиц

упорядочена в логическом или эстетическом плане, а составляющие ее части и

компоненты дополняют друг друга.

7. Каждая из этих крупных суперсистем после завершения своего

формирования (опредмечивания и создания социальных институтов) становится

причинно-смысловым единством. Если бы ее существенные компоненты не были бы

объединены причинной взаимозависимостью, они представляли бы собой

конгломераты и большие скопления, а не целостные общности.

8. Каждая из культурных суперсистем сохраняет свою самобытность, свою

самотождественность вопреки изменениям в составляющих ее компонентах.

Перемены совершаются при поддержании единства всех существенных частей,

имеют имманентный характер, определяются внутренними закономерностями, а

внешние воздействия ускоряют или же замедляют, облегчают или затрудняют

развертывание внутреннего потенциала системы, иногда приводя к ее

уничтожению, но вряд ли когда-либо способствуя ее трансформации во что-то

принципиально отличное от присущего им типа. В ходе взаимодействия

культурная система осуществляет отбор через принятие близких по духу и

устранение неблагоприятных элементов.

9. Теоретики согласны в отказе от линейной концепции жизненного пути

суперсистем и исторического процесса в пользу принятия представления либо о

циклических изменениях, либо о ритмических, т.е. постоянно меняющейся

модели. В каждый данный момент жизненный путь суперсистем и человечества в

целом претерпевает изменения и вместе с тем обеспечивает сохранение

преемственности. Претерпевая постоянные изменения, культурная общность

вместе с тем подвержена сходным повторам, ритмам, тенденциям. Изучение

повторяющихся структурных закономерностей или динамических универсалий —

важная задача системных теорий культуры или цивилизации.

10. Все теоретики выделяют сходные «фазы» жизненного цикла культурных

суперсистем или цивилизаций. Фаза роста, или «весны» цивилизаций,

выделяемая в концепциях Данилевского—Шпенглера—Тойнби, сходна в ряде

характеристик с «умозрительным» типом у П. Сорокина, с фазой «преобладания

религиозности» у А. Кребера, с фазой преобладания эстетического начала у Ф.

Нортропа, с сакральной фазой у Г. Беккера. Выделяемая в концепциях

Данилевского—Шпенглера—Тойнби—Конечны фаза упадка сходна с выделяемой П.

Сорокиным «перезрелым чувственным» типом культуры, с «героической»

цивилизацией у Шубарта, теоретической фазой у Ф. Нортропа, секулярной у А.

Кребера, цивилизационным упадком у А. Швейцера и кризисом цивилизации у X.

Ортеги.

11. Во всем своем жизненном процессе цивилизации следуют собственным

курсом, проходя по этапам генезиса, роста, расцвета, увядания, упадка и

возрождения.

12. По единогласному диагнозу этих теоретиков наше время отмечено

глубочайшим кризисом, как конец четырех- или пяти-вековой эпохи

преобладания чувственной, теоретической, секулярной, прометеевской, научно-

технологической культуры и перехода к новому интегративному, —

новосредневековому, эстетико-теоретическому типу цивилизации или культуры.

При различии в деталях все концепции целиком и полностью сходны в этом

пункте.

Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, Ф. Конечны и другие

культурологи утверждают, что «цивилизации» или «высокие культуры» являются

реально существующими целостными образованиями или интегрированными

системами. Это утверждение вынуждает нас поставить важный вопрос: какого

рода единство представляет собой цивилизация? В терминах моей концепции

вопрос формулируется следующим образом: являются ли цивилизации всего лишь

пространственными скоплениями или же это причинно-смысловые системы? К

сожалению, наши достойнейшие ученые не дают ясного ответа на эти вопросы. В

их работах отсутствует различение между скоплениями и полускоплениями,

причинными, смысловыми и причинно-смысловыми единицами. Они просто

утверждают, что цивилизации — это целостные или интегрированные системы, в

которых все элементы взаимозависимы и связаны один с другим.

Тщательный анализ той концепции цивилизаций, которую столь блестяще

наметил Н. Данилевский и которая получила столь великолепное развитие у О.

Шпенглера, А. Тойнби и других культурологов-морфологов, дает мне основание

сделать следующие выводы на основе моего собственного подхода.

1. Большинство этих «цивилизаций» — это не столько «культурные

системы», сколько крупные «социальные общности» (социальные системы),

сложившиеся на основе центрального ядра,

состоящего из культурных смыслов, ценностей и норм или интересов,

которые и служат причиной, целью и основой организации и функционирования

этих общностей.

2. Социальные общности, называемые в работах этих ученых

«цивилизациями» или «высокими культурами», относятся не к одному и тому же

типу социальных систем, а к различным типам. Некоторые из них, такие, как

татарская, греческая или арабская, представляют собой лишь языковые или

этнические группы, объединенные общим языком или этническим происхождением.

Такие группы обычно живут по соседству, зачастую имеют общих предков

(реальных или мифических) и почти никогда не составляют единого

государства. Другие предполагаемые «цивилизации» являются всего лишь

чистыми государственными объединениями либо общностями, основанными на

соединении государственного и языкового единства. К этому типу мы можем

отнести иранскую, русскую, мексиканскую и римскую «цивилизации». Такие

«цивилизации», как исламская или православная, являются в основном

религиозными общностями, а такие, как дальневосточная или месопотамская,

состоят из нескольких сложных многофакторных образований. И наконец,

некоторые из общностей, считающихся «цивилизациями», такие, как выделенная

А. Тойнби античная, выделенная Н. Данилевским ассиро-вавилонско-финикий-ско-

халдейская или выделенная О. Шпенглером магическая, представляют собой, по

существу, социокультурные смеси различных языковых, государственных,

религиозных, экономических и территориальных общностей или вообще не

организованное население. У этих ученых отсутствует системная классификация

социальных групп и поэтому в одной «цивилизационной корзине» оказываются

самые гетерогенные социальные образования и целостные культуры. И сам факт

различия природы этих образований явственно демонстрирует обманчивое

псевдоединство этих «цивилизаций».

3. Основная организованная общность с присущей ей центральной

культурной системой составляет ядро этих цивилизаций и служит основой их

бытия. Однако, помимо этой основной общности, в каждой цивилизации имеется

одна или несколько инородных групп с собственной культурой, отличной от

культуры основной общности. Эти инородные единицы не являются органичной

частью цивилизации, и их групповая культура зачастую не согласуется с

культурой основной общности.

4. Каждая цивилизация взаимодействует — в основном через косвенные

причинные связи — с несколькими внешними группами и их культурами, которые

проникают в данную цивилизацию и существуют в ней в качестве скоплений.

5. Совокупная культура практически каждого индивида и каж-| дои малой

или большой социальной группы состоит не из одной культурной системы,

объединяющей в единое связное целое миллионы смыслов, ценностей, норм и

интересов, а скорее множество культурных систем, частично нейтральных, а

частично даже противоречащих друг другу, а также множество скоплений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.