реферат бесплатно, курсовые работы
 

Билеты и ответы по туризму и экскурсиям

с тем, что вдохновляло литераторов на написание их талантливых

произведений.

ПЕТЕРГОФ

Всемирно известные дворцы, парки и архитектурные ансамбли Петергофа

представляют собой выдающийся памятник русской художественной культуры 18-

19-го веков. Основанный в самом начале 18-го столетия императором Петром

Первым, неподалеку от новой северной столицы - Санкт-Петербурга, Петергоф

должен был стать самой роскошной летней царской резиденцией.

Главная заслуга в его создании принадлежит множеству выдающихся

архитекторов, художников и неизвестных простых ремесленников.

Восхитительные парки, фонтаны различных форм и типов (всего 176), 4

каскада, величественные дворцы, позолоченные статуи античных богов и

героев, выдающиеся собрания скульптуры живописи и произведений

декоративного искусства - все это делает Петергоф уникальным и бесценным

достоянием мировой культуры.

После 1917-го года исторический ансамбль Петергофа стал государственной

собственностью и был превращен в архитектурный и художественный музей.

Сегодня, благодаря незабываемой красоте своих фонтанов, парков и дворцов,

Петергоф стал наиболее привлекательным пригородным дворцовым ансамблем

Северной Столицы России. Посетив Петергоф и испытав на себе его магическое

очарование, вы получите не сравнимое ни с чем эстетическое наслаждение.

ПАВЛОВСК

Выдающийся дворцово-парковый ансамбль конца XVIII - начала XIX вв.,

летняя резиденция императора Павла I и его семьи. Один из самых крупных в

Европе пейзажных парков - его площадь 600 га. Ансамбль дворца и парка

создавался в течение 50 лет на берегах извилистой реки Славянка.

Архитекторы Ч. Камерон, В. Бренна, Д. Кваренги, А. Воронихин, К. Росси,

скульпторы М. Козловский, И. Мартос, И. Прокофьев, Ф. Гордеев, Г. Демут-

Малиновский.

Формирование коллекций Павловского дворца связано с путешествием владельцев

Павловска по Европе в 1781-1782 гг. Посещая мастерские известных мастеров,

они приобретали и заказывали картины, мебель, бронзовые изделия, шелковые

ткани, фарфоровые сервизы, привезли большое количество античной скульптуры

из Италии, а также получили подарки от королевских дворов Европы.

В музее представлена великолепная коллекция русского портрета, живописных и

графических видов Павловска. Вновь открыты после многолетней реставрации

удивительные по красоте и гармонии Жилые комнаты императрицы Марии

Федоровны, отделанные в начале XIX в. архитекторами Кваренги и Воронихиным

ОРАНИЕНБАУМ - ЛОМОНОСОВ

Историческое название города - Ораниенбаум (что в переводе с немецкого

значит "апельсиновое дерево"). Скорее всего это странное название связано с

тем, что в этом городе в дворцовых оранжереях выращивались экзотические

южные растения. В 1948 году он был переименован в Ломоносов, и сейчас носит

двойное название. Ораниенбаум расположен на южном берегу Финского залива.

Начало ансамблю положило строительство Большого дворца (1710-25, арх.

Дж.М.Фонтана и Г.Шедель, в 1760-80 перестраивался архитектором А.Ринальди в

стиле барокко.

Центральный корпус дворца соединен дугообразными галереями с 2-х

купольными павильонами (Церковным и Японским), парадная фигурная лестница

(1772-75 архитектор Ринальди) спускается к регулярному нижнему парку,

композиционной осью которого служит канал, ведущий к морю.

В 50-70 годах 18 века сформировался пейзажный Верхний Парк (1756-70

годы), где архитектор Ринальди построил дворец Петра III (1758-62),

Китайский дворец (1762-68, переход от барокко к классицизму, в оформлении

парадных залов использованы стилизованные мотивы китайского искусства),

павильон "Катальная горка" (1762-74).

НИКОЛЬСКИЙ СОБОР

Никольский Морской собор (Николо-Богоявленский собор), памятник

архитектуры в стиле барокко с использованием традиционных форм русской

церковной архитектуры. Построен в 1753-62 (архитектор С. И. Чевакинский) на

месте плаца Морского полкового двора. Он был назван в честь Николы Морского

(Святого Николая), которого церковь считает спасителем моряков. Это собор

стал своеобразным мемориалом в память погибших моряков. На его стенах

укреплены доски с именами погибших моряков. Храм был освящен в 1762 г.

архиепископом Санкт-Петербургским Вениамином; присутствовавшая на освящении

Екатерина II изустно повелела именовать церковь собором. В соборе в

высочайшем присутствии отправлялись благодарственные молебны по случаю

морских побед. После русско-японской войны 1904 1905 гг. в соборе были

установлены две парадные доски с именами погибших моряков, а в 1989 г.

доска в память 42 моряков, погибших во время аварии подводной лодки

Комсомолец. Также в саду, окружающем собор, установлен гранитный обелиск,

увенчанный фигурой орла (архитектор Я. И. Филотей, скульптор А. Л. Обер), -

памятник героям броненосца "Император Александр III", погибшим в Цусимском

сражении 14 мая 1905. После 1917 г. храм не закрывался и сохранился в

первозданном виде. В 1941 г., когда храм избрал своей резиденцией

митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий.

В интерьерах собора (нижней и верхней церкви) богатство декоративного

оформления особенно проявилось в иконостасе (живопись - М. Л. и Ф. Л.

Колокольниковы) верхней церкви, украшенном резными гирляндами цветов и

листьев (резчик И. Ф. Канаев). В 1980-х гг. в ограде собора построили новый

церковный дом, была произведена реставрация икон, позолота глав и ремонт

фасадов и интерьеров. Поставленный по оси большой проезжей магистрали,

собор замыкает перспективу улицы. Это одно из самых неповторимых мест в

Петербурге: удивительная по красоте колокольня собора отражается в

спокойных водах Крюкова канала. Здесь переплетаются каналы Грибоедова и

Крюков с рекой Фонтанкой и стоя у колокольни можно увидеть 8 прекрасных

петербургских мостов настоящая водная симфония.

ЛЕТНИЙ САД

Ансамбль Летнего сада и дворца — самый ранний в Санкт-Петербурге.

Его возникновение связано с победами русского оружия в ходе Северной войны

со Швецией. По указу Петра I на выбранном им месте и по его плану в 1704 г.

стали создавать Летний сад. Здесь работали известные архитекторы И.

Матвеев, М. Земцов, Н. Микетти, Ж. -Б. Леблон и др. nbsp; Летний сад

был разбит по образцу регулярных садов XVIII в.— с симметрично

расположенными аллеями, фигурной стрижкой деревьев и кустарников,

партерными цветниками, декоративной скульптурой, фонтанами. В петровское

время он являлся парадной царской резиденцией, где в летнее время протекала

общественная и придворная жизнь Петербурга.* Постепенно Летний сад

утратил свой первоначальный облик, но и поныне сохранилась его регулярная

планировка и ценнейшая садово-парковая мраморная скульптура работы

итальянских мастеров XVII—XVIII вв.— П. Баратта, Д. Боцацца и др. Это самое

старинное в нашей стране собрание садовой скульптуры. Подбор тематики

мифологических статуй не был случаен — образы античных богов и героев

иносказательно передавали идеи государственной и преобразовательной

деятельности Петра I.* Украшением Летнего сада со стороны Невы

является и всемирно известная решетка, выполненная в 1784 г. по проекту

архитектора Ю. Фельтена.

* Позднее, уже в XIX в., в Летнем саду были построены павильоны —

«Кофейный домик» (арх. К. Росси) и «Чайный домик» (арх. Л. Шарлемань).

Тогда же сооружена и чугунная ограда (арх. Л. Шарлемань) со стороны

Михайловского замка. На площадке перед «Чайным домиком» в 1855 г.

установили памятник великому русскому баснописцу И. А. Крылову, созданный

скульптором П. К. Клодтом. * В XIX в. Летний сад стал любимым местом

прогулок петербуржцев. Здесь бывали А. С. Пушкин, И. А. Крылов, В. А.

Жуковский, И. А. Гончаров, П. И. Чайковский, А. А. Блок и многие другие. *

На берегу Невы и Фонтанки в 1710—1712 гг. по проекту архитектора Д.

Трезини построен Летний дворец Петра I. Дворец сохранил без изменения

первоначальную планировку и отделку резным деревом, голландскими плитками и

цветными изразцами, а также плафонную живопись, зеркала и шпалеры. Во

дворце 16 помещений; в петровское время они были богато и разнообразно

украшены шелками, рытым бархатом, китайским фарфором, картинами голландских

художников.* С 1934 г. Летний дворец Петра I стал музеем. В залах

представлены прекрасные образцы резьбы по дереву, мебель XVIII в.: ореховые

и палисандровые бюро-кабинеты с инкрустацией, комод китайского лака, а

также живопись западноевропейских мастеров, предметы быта, подлинная одежда

Петра I, токарные станки конструкции выдающегося механика А. К. Нартова и

многое другое.* Летний сад с многочисленными скульптурами XVII—

XVIII вв. и Летний дворец-музей Петра I — все это бесценные памятники

русской культуры первой трети XVIII в.* На территории Летнего сада

предполагается реставрировать зеленый массив, возродить некоторые

утраченные со временем элементы первоначальной планировки. В павильоне

Росси («Кофейный домик») организуются разнообразные выставки работ

современных ленинградских художников, из фондов городских музеев,

произведений детского художественного творчества и др.

ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ В начале мая 1703 года устье Невы уже

полностью находилось под контролем русской армии, но угроза вторжения врага

еще не миновала. Это обстоятельство заставило Петра I немедленно приступить

к строительству крепости, которой суждено было стать и первым сооружением

города.* Для крепости было найдено и подходящее место — Веселый

остров, или, как чаще его стали называть, Заячий. Расположенный у

разветвления реки, он наилучшим образом подходил для постройки крепости.

Установленные на ней пушки могли бы держать под прицелом фарватеры как

Невы, так и ее рукавов, на случай если бы неприятельские корабли попытались

проникнуть в устье Невы со стороны моря. На этом небольшом Заячьем острове

и была «в 16 день мая (в неделю пятидесятницы) крепость заложена и

именована Санкт-Питербурх...» (крепость святого Петра).* Дата 16

мая 1703 года, когда произошла закладка крепости, вошла в историю нашего

города как дата его рождения. * * Внешний облик

Петропавловского собора прост и скромен. Внутреннее же убранство — лепка,

росписи, картины, выполненные талантливыми мастерами,—отличается пышностью

и торжественностью. Особенно великолепен деревянный резной позолоченный

иконостас, созданный по проекту московского архитектора И. П. Зарудного.*

По названию собора крепость стали именовать Петропавловской, а

официальное название крепости—Санкт-Питербурх (потом Санкт-Петербург) —

перешло на город. * Петропавловская крепость после утраты своего

военного назначения превращается в государственную политическую тюрьму. В

мрачных ее казематах томились передовые люди России. АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ

ЛАВРА История Александро-Невской Лавры - "Александрова храма", как

его называли в старом Петербурге, если верить преданию, начинается в 1710

году. Петр I, рассказывается в нем, осматривая окресности Петербурга,

обратил внимание на то место, где великий князь Александр Невский в 1240

году разбил шведов.

Царь назвал это место "Виктори", что значит "победа", и повелел

построить здесь монастырь во имя Пресвятой Троицы и святого Александра

Невского. Митрополит Феодосии, сопровождавший царя, водрузил крест с

надписью: «На сем месте созидатися монастырю». * .* По

замыслу Петра закладка монастыря на легендарном месте позволяла Петербургу

приобрести небесного покровителя в лице святого Александра Невского,

задолго до того канонизированного церковью, — святого, ничуть не менее

значительного для Петербурга, чем, скажем, Георгий Победоносец для Москвы.

И если святой Александр уступал святому Георгию в возрасте, то обладал при

этом неоспоримым преимуществом. Он был реальной исторической личностью, что

приобретало неоценимое значение в борьбе с противниками реформ. *

ЧЕСМЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ Южнее улицы Фрунзе, между Московским проспектом и

проспектом Юрия Гагарина в первой половине XVIII века простиралось гнилое

болото, которое среди местных финнов называлось Кикерикексен, что в

переводе на русский означало «Лягушачье болото». * Здесь, согласно

старинному преданию, Екатерина II из уст личного гонца от графа Алексея

Орлова узнала радостную весть о великой победе русской военной эскадры над

могущественным турецким флотом в битве под Чесмой 26 июня 1770 года. Не

застав императрицу в Зимнем двор- це, посланец настиг ее на пути в Царское

Село. Едва скрывая чувство торжествующего удовлетворения, императрица

приказала в честь этого исторического события на месте встречи с посланцем

выстроить дворец. * Дворец, который первоначально стали называть

«Кикерики», задумывался как путевой, для отдыха по дороге из Петербурга в

Царское Село. Строился с размахом — со служебными и хозяйственными

корпусами, с церковью. Проектировал и строил ансамбль архитектор Ю. М.

Фельтен в 1774- 1777 годах. В качестве образца он использовал средневековый

английский замок Лонгфорд. Это вполне соответствовало господствовавшей в то

время архитектурной моде на английскую готику. По углам дворца

располагались башни с бойницами. Перед въездными воротами находились рвы,

заполненные водой, над которыми нависали подъемные мосты.* В 1780

году невдалеке от дворца была освящена церковь, также выдержанная в стиле

английской готики. В ознаменование десятилетия Чесменской победы и церковь,

и дворец стали называться Чесменскими.* За двести лет своего

существования Чесменский дворец много раз перестраивался и во многом

изменил свой первоначальный облик. Но и в настоящем виде, овеянный

романическими легендами и сохранивший свое историческое название, он

является значительным памятником отечественной истории. В Чесменской церкви

в свое время была развернута экспозиция, повествующая об истории знаменитой

битвы под Чесмой. А весь район бывшего Лягушачьего болота обиходной речи

петербуржцев называется «Чесма». В 1991 году церковь вернули верующим.

СПАС-НА-КРОВИ В перспективе верхней части канала Грибоедова высятся

мозаичные купола собора Воскресения Христова, возведенного в 1883-1907

годах на месте злодейского убийства народоволь цами императора Александра

II и более известного в Петербурге как Храм-на-крови, или Спас-на-крови.

Покушение на императора было совершено 1 марта 1881 года, и уже на

следующий день, 2 марта, Городская дума на своем чрезвычайном заседании

постановила просить императора Александра III «разрешить городскому

общественному управлению возвести часовню или памятник» погибшему

императору.* Одновременно был объявлен конкурс на создание храма-

памятника. Победителем оказался архитектор Альфред Парланд. Дальнейшую

работу он вел совместно с архитектором — архимандритом Троице-Сергиевой

пустыни Игнатием, в миру И. В. Малышевым. Идея создания храма-памятника

царю-освободителю и мученику стала заветной мечтой отца Игнатия сразу после

трагического покушения. По преданию, во сне ему будто бы явилась Богоматерь

и показала «главные основы храма».* Собор, созданный в русском стиле, по

образу московского Василия Блаженного, украшен мозаичными панно,

выполненными по рисункам В, М. Васнецова, М- В, Нестерова и других

известных художников. Кроме ориентации на русскую культовую архитектуру,

обязательным условием проектирования было включение во внутренний объем

собора места трагического происшествия. Именно этим объясняется постановка

собора непосредственно на набережной с использованием части русла канала

под фундамент собора. Над дошедшими до нас в неприкосновенности фрагментами

набережной — части решетки, плит тротуара, булыжников мостовой, на которые

упал, истекая кровью, император, сооружена специальная сень. Народная молва

утверждает, что до сих пор отсюда слышатся стоны невинно убиенного царя.*

С Храмом-на-крови связана удивительная легенда, тема которой —

долговечность и устойчивость власти — стала в Петербурге традиционной.

Впервые она обозначилась в городском фольклоре во второй половине XIX века

в связи с постоянными ремонтами и подновлениями Исаакиевского собора, и

подробно об этом мы уже говорили, находясь на Исаакиевской площади. Потом о

ней будто забыли. Но вот в 1970 году, после полувека поистине варварского

глумления над мемориальным храмом, который за время советской власти успел

побывать и свалкой мусора, и складом театральных декораций, вокруг Спаса-на-

крови появились строительные леса. Началась реставрация храма. В нем

предполагалось открыть музей керамики. Но, как обычно, работы затянулись.

Сначала на пять лет. Потом — на десять. На пятнадцать. К строительным лесам

привыкли. Они стали достопримечательностью Ленинграда. Их непременно

показывали иностранным туристам. Они попали в стихи и песни. Появились,

весьма осторожные в ту пору, предсказания. Мол, стоять советской власти до

тех пор, пока стоят леса вокруг Спаса-на-крови.* Леса разобрали только в

1991 году, почти перед самыми августовскими событиями в Москве, когда

советская власть наконец пала. А еще верующие люди утверждают, что среди

икон Спаса-на-крови есть одна, на которой будто бы можно увидеть все

роковые даты российской истории — 1917... 1941.., 1953... «И еще какая-то

дата, — загадочно добавляют они, да вот непонятно какая».

ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР Позади памятника Петру Первому возвышается одно из

самых грандиозных сооружений Петербурга — Исаакиевский собор. Его история

восходит к эпохе Петра Великого. * Петр родился в день Исаакия

Далматского, малоизвестного на Руси византийского монаха, некогда

причисленного к лику святых. В 1710 году в честь своего святого покровителя

Петр велит построить в Петербурге деревянную Исаакиевскую церковь. Она

находилась в непосредственной близи к Адмиралтейству и была, собственно,

даже не церковью, а «чертежным амбаром», в восточной части которого

водрузили алтарь, а над крышей возвели колокольню. * В 1717 году на

берегу Невы, западнее Адмиралтейства, по проекту архитектора Г. Маттарнови

начали строить новую, уже каменную Исаакиевскую церковь. Но грунт под

фундаментом неожиданно начал оседать, и церковь пришлось срочно разобрать.

В 1768 году Екатерина II, всегда считавшая себя политической и духовной

наследницей Петра, начала возведение очередного Исаакиевского собора по

проекту Антонио Ринальди. Собор строился на новом месте, сравнительно

далеко от берега. Он облицовывался олонецкими мраморами, яркий, праздничный

и богатый вид которых, по мнению современников, достаточно точно

характеризовал «золотой век» Екатерины. Но строительство затянулось, и к

1796 году — году смерти Екатерины — собор был построен лишь до половины. *

Павел I сразу после вступления на престол приказывает передать мрамор,

предназначенный для Исаакиевского собора, на строительство Михайловского

замка, а собор достроить в кирпиче. Нелепый вид кирпичной кладки на

мраморном основании рождал у обывателей дерзкие сравнения и опасные

аналогии. В столице появилась эпиграмма, авторство которой фольклор

приписывает флотскому офицеру Акимову, поплатившемуся за это жестоким

наказанием плетьми и каторжными работами в Сибири В разных вариантах — а их

только в нашем собрании шесть — петербуржцы пересказывали опасную

эпиграмму, прекрасно понимая, что символизирует «низ мраморный» и «верх

кирпичный». Вот, к примеру, как выглядит еще один вариант:

Кстати, когда, во исполнение последнего, окончательного монферрановского

проекта, уже при императоре Александре I, начали разбирать кирпичную

кладку, фольклор немедленно откликнулся новой эпиграммой, в которой

появился третий символ третьего царствования:

В 1809 году Александр I объявил конкурс на проектирование нового

Исаакиевского собора, а 26 июня 1818 произошла его торжественная закладка.

Проект создал молодой французский архитектор Огюст Монферран, за два года

до этого приехавший в Россию.* Учитывая особенности петербургской почвы,

в основание фундамента будущего собора забивают 10 762 сваи. по мнению

многих исследователей, масса собора, удручающе огромная, несоразмерная с

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.