реферат бесплатно, курсовые работы
 

Социум

играет немаловажную роль особое структурное образование, особый институт

соц. контроля, непосредственно призванный обеспечивать своими путями и

средствами нормальное, упорядоченное функционирование и развитие общества,

предотвращать и исправлять такие соц. отклонения, которые способны

дезорганизовать общественную жизнь, соц. порядок. Соц. контроль – это

способ саморегуляции соц. системы, обеспечивающий посредством нормативного

регулирования целенаправленное воздействие людей и других структурных

элементов этой системы, их упорядоченное взаимодействие в интересах

укрепления порядка и стабильности. Соц. контроль указывает, что в случае

несоблюдения предписаний будут применены соответствующие санкции. Соц.

контроль вносит вклад в обеспечение воспроизводства соц. отношений и соц.

структуры и играет очень важную роль в стабилизации и интеграции соц.

системы и упрочении соц. порядка. Особенна велика роль соц. контроля в

предотвращении и пресечении соц. отклонений.

38. Сущность и значение соц. контроля. Роль права в соц. контроле

Общество только тогда может функционировать эффективно, когда его члены

достигают такого типа поведения, при котором они хотят действовать так, как

они должны действовать в качестве членов данного общества. Соц. контроль –

это способ саморегуляции соц. системы, обеспечивающий посредством

нормативного регулирования целенаправленное воздействие людей и других

структурных элементов этой системы, их упорядоченное взаимодействие в

интересах укрепления порядка и стабильности.

1)Соц. контроль – составная часть более общей и многообразной системы соц.

регулирования поведения людей и общественной жизни. Ее специфика состоит в

том, что такое регулирование носит упорядоченный, нормативный и

категоричный характер и обеспечивается соц. санкциями или угрозой их

применения.

2)Соц. контроль осуществляется и через социализацию личности, и через

взаимодействие личности с первичной соц. группой, ее культурой и через

взаимодействие личности, соц. группы с обществом в целом.

3)Соц. контроль – процесс соц. взаимодействия, при котором не только

личность испытывает воздействие соц. контроля, но и соц. контроль

претерпевает обратное воздействие со стороны личности.

4)Характер, содержание и направленность соц. контроля определяются

характером, природой, типом данной соц. системы.

В системе обеспечения соц. контроля важное место принадлежит соц. санкциям

как реакции общества или соц. группы на поведение личности в соц. значимых

условиях. Соц. нормы, выражающие требования, предписания наряду с

определением типа поведения обычно содержат соц. санкции, т.е. соц.

последствия того или иного поведения, которые вытекают из установок данной

социокультурной системы. Соц. санкции – это оперативное средство соц.

контроля, направленное на обеспечение надлежащего исполнения требований

соц. норм и ролей.

По своему характеру соц. санкции могут быть правовыми, моральными,

религиозными и др.; по сфере применения – политическими, экономическими,

духовно-идеологичесикми и др.; по содержанию – позитивными и негативными;

по форме закрепления – формальными, закрепленными в законе или ином

правовом акте, и неформальными; по масштабам – международные и

внутригосударственные.

Применение правовых санкций обеспечивается гос. принуждением, моральных –

силой нравственного поощрения или осуждения со стороны общества или соц.

группы. Различные виды соц. санкций и норм взаимосвязаны, взаимодействуют и

дополняют друг друга.

Роль и значение соц. контроля состоят в том, что он вносит серьезный вклад

в обеспечение воспроизводства соц. отношений и соц. структуры и тем самым

играет важную роль в стабилизации и интеграции соц. системы и укреплении

соц. порядка. Соц. контроль направлен на то, чтобы сделать привычкой

стандарты поведения в определенных ситуациях, не вызывающие возражений соц.

группы или всего общества. Особенна велика роль соц. контроля в

предотвращении и пресечении соц. отклонений.

39. Девиантное поведение

Даже в самом высокоорганизованном обществе не удается достичь такого

положения, когда бы все его члены строго следовали утвердившимся в нем

нормам и правилам, неукоснительно выполняя предписанные им соц. роли. В

результате происходит нарушение этих норм, с которыми общество не может

мириться и использует для этого механизм контроля. Такие соц. отклонения,

такое поведение в социологии называется девиацией (понятие ввел Дюркгейм,

самоубийство - наиболее яркий пример).

Девиантное поведение - это отклоняющееся от общепринятых норм и вызывающее

соответствующее реагирование со стороны общества или соц. группы поведение.

В широком смысле понятие девиантное поведение охватывает любое отклонение

от соц. норм – как положительное (геройство), так и отрицательное

(преступление). Чаще всего под этим понятием понимается только негативное

отклонение от утвердившихся правовых, моральных и иных норм, т.к. именно

это поведение угрожает подрывом соц. стабильности. В реальной жизни

практически невозможно обеспечить полное соблюдение всех соц. норм. Поэтому

девиации допускаются в определенных пределах, не нарушающих

функционировании и целостность соц. систем. Одно дело, когда она

проявляется в правонарушении, преступлении, нарушении не только моральных,

но и правовых норм, а другое, когда речь идет об отклонении лишь от

моральных норм.

Девиации могут проявляться как в явной, открытой форме(хулиганство), так и

в скрытой (бюрократизм). Могут быть индивидуальными и групповыми,

первичными и вторичными и пр. Девиации многолики, границы их подвижны и

часто соотносятся с изменениями в соц. ценностях. Способны

модернизироваться и адаптироваться к переменам в соц. условиях. Оценка

девиации происходит с позиции культуры, принятой в данном обществе.

Причины девиации определяются неоднозначно: связано со слабостью и

противоречивостью соц. норм и ценностей; с разрывом между социокультурными

целями и социально одобряемыми институционализированными средствами их

достижения. Девиация вызывается обычно не какой-то причиной, а

совокупностью условий и факторов объективного и субъективного характера.

Развитие и распространение девиации ведет общество к состоянию соц. аномии,

которая становится почвой для новых девиаций.

40. Социальная аномия

Развитие и распространение девиации ведет общество к аномальному состоянию

– соц. аномии, а эта последняя в свою очередь становится почвой для новых

девиаций.

Соц. аномия – это негативное, болезненное, кризисное состояние общественной

жизни, при котором большинство субъектов нарушает установленные соц. нормы

или относится к ним безразлично, а нормативное соц. регулирование

оказывается резко ослабленным вследствие его непоследовательности,

противоречивости и неопределенности.

Дюркгейм, который ввел это понятие в социологию, рассматривал соц. аномию

как проявление отсутствия в обществе органической солидарности, а одним из

ярких ее выражений – широкое распространение самоубийств. Число самоубийств

обратно пропорционально степени интеграции тех соц. групп, в которые входит

индивид.

Мертон под соц. аномией понимал состояние сознания, которое связано с

невозможностью достижения индивидуальных целей законными путями и

средствами, что ведет к росту отклоняющегося поведения. Выдвинув на первый

план в своей теории соц. аномии проблему соотношения соц. целей и средств

их достижения как различных фаз соц. структуры, Мертон показывает, что соц.

аномия вырастает из состояния равновесия между ними.

Сегодня понятие соц. аномии чаще всего употребляется для характеристики

состояния общества в переходных, кризисных ситуациях, когда резко

усиливается отчужденность личности от общества, разочарованность в жизни,

апатия, преступность - zB. современное российское общество.

41. Сущность, причины и факторы соц. изменений

Суть социологии – конкретнее определить суть соц. развития, его движущие

силы, формы, пути и перспективы. Находясь в постоянном движении, общество

претерпевает соответствующие соц. изменения в процессе перехода соц.

явлений, их элементов и структур, связей, взаимодействий и отношений из

одного состояния в другое, возникновение или исчезновение того или иного

явления. Одни изменения могут проходить на микро-, другие на макроуровне.

Различаются не только по масштабам, но и по своей глубине. Могут проходить

в рамках сохранения качества данного соц. явления, а могут и выходить за

пределы этого качества.

Соц. развитие в узком смысле – это не всякое движение, не любое изменение,

а лишь такое, которое связано с глубинными, структурными его изменениями,

ведущими к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и

ценностей. Изменения в обществе составляют содержание развития, а его

сущность состоит в изменении структуры целого, что категория развития

применима только к объектам, имеющим внутреннюю структуру. Проходящие в

рамках соц. развития соц. изменения имеют определенную направленность,

исключающую хаотическое нагромождение таких изменений. Направленность

общественного развития характеризуется как движение от низшего к высшему,

от простого к сложному. (теория соц. эволюции вторая половина 19 в.)

В рамках современной социологии поступательное движение общества

связывается прежде всего с достигнутым уровнем промышленного или научно-

технического развития, определяющим все другие стороны жизни общества.

Неоднозначно в социологии решение вопроса об источниках соц. изменений.

Одна группа ученых переносит его во вне общества, другие видят его в самом

обществе. Последние как раз представляют интерес для социологии, т.к.

причины и факторы изменения и развития общества ищутся во взаимодействии

его различных сторон, структур.

Особенно пристальное внимание этой проблеме уделило конфликтологическое

направление в социологии, которое исходит из признание решающей роли соц.

конфликта в развитии общества.

Движение общества марксизм всегда рассматривал как самодвижение, т.к.

главный источник соц. изменений он видел в единстве и борьбе

противоположностей внутри любого соц. явления и процесса. Вся соц. история

человечества представлена марксизмом как история борьбы классов. Соц.

противоречия были и будут всегда, а потому и изменение и развитие общества,

его частей – это нормальное его состояние.

Сторонники современной немарксистской конфликтологической теории тоже

признают соц. конфликты неотъемлемой чертой любого общества, одной из

основной движущих сил соц. развития.

Значение конфликта современные социологи видят в том, что он предотвращает

консервацию и загнивание общества и ведет к его обновлению, регуляцию соц.

конфликта рассматривают как путь достижения соц. стабильности, которое в

конечном счете рассматривается как нормальное состояние общества. Соц.

конфликт - любое соц. противоречие на любой стадии его развития.

В социологии немало и таких концепций, которые исходят из иных парадигм в

этом вопросе. Структурный функционализм, видя в обществе самоорганизующуюся

и саморазвивающуюся систему, именно стабильность системы считает

естественным состоянием общественной жизни.

Источник соц. изменений состоит во внутреннем взаимодействии тесно

связанных элементов соц. системы, а также во взаимодействии разных систем.

Соц. изменения, по Парсонсу, следует рассматривать как подвижное

равновесие, которое может относиться как к части общества, так и к нему в

целом. Задача общества как соц. системы состоит в том, чтобы с помощью

правовых норм упорядочивать общественные отношения и тем самым

предотвращать вероятность возникновении конфликта, а при его возникновении

урегулировать его, чтобы это не дезинтегрировало соц. систему.

42. Виды и формы соц. изменений

В истории социологии отчетливо прослеживается явное преобладание

эволюционизма, стоящего на позициях признания оптимального и плавного

развития общества и рассматривающего революционные общественные

преобразования как отклонение от естественного хода истории.

Марксизм же переносит центр тяжести в соц. развитии на революцию, которая

неизбежна и необходима в любых условиях в любое время. Именно она выражает

глубинную и подлинную сущность исторического развития, понимаемого как

закономерная смена общественно-экономических формаций.

Эволюционисты в свою очередь не могли не замечать революционные

общественные преобразования, но они считали революцию побочным,

нежелательным, противоестественным явлением, без которого можно обойтись,

поскольку с помощью эволюции, реформ можно осуществить глубокие соц.

преобразования. Такое негативное отношение к революции определялось тем,

что они сопровождались массовыми бедствиями населения, насилием. Отсюда –

абсолютизация эволюции, реформ и критика революционного марксизма.

Недопустима абсолютизация места и роли одной из двух основных форм соц.

изменений. Соц. эволюция и соц. революция – это две различные, но

необходимо взаимосвязанные, взаимообусловленные стороны общественного

развития. Они неразделимы и теряют смысл друг без друга.

Часто соц. революция рассматривается слишком узко, как политическая

революция, захват власти, а не как исторический период. В рамках которого

ускоренно происходит качественное и всестороннее преобразование общества.

При таком подходе она не может рассматриваться как неизбежная форма

общественного развития.

Революционные изменения в широком смысле, качественные изменения в развитии

общества же также закономерны и неизбежны, как и эволюционные,

количественные. Формы, способы их проявления зависят от конкретно-

исторических условий данной эпохи и страны. Революционные политические

взрывы – следствие прежде всего объективно складывающегося соотношения и

характера взаимодействия противоборствующих соц.- политических сил. Если

пол. силы готовы с помощью глубоких и радикальных реформ провести назревшие

соц. преобразования, пойти на компромисс, то почва для революционных

потрясений значительно сужается. В прошлом типичным был вариант когда

политические силы проводили негибкую политику, и соц. революции были

неизбежны. Сегодня складывается обстановка, когда достижение целей

серьезного обновления общества может осуществляться по первому варианту.

43. Проблема соц. прогресса в социологии

Изменения в обществе происходят не хаотично, а имеют определенную

направленность, оно развивается от простого к сложному, прогрессивно,

поступательно. Критерии соц. прогресса у различных социологов далеко не

одинаковы, но почти все из них видели, что с каждой новой исторической

эпохой человечество поднимается на все более высокую ступень познания

природы, развития орудий труда, удовлетворения своих потребностей.

Человечество находится не в прошлом, а в будущем, к которому надо

стремиться.

В обществе действуют не только прогрессивные, но и консервативные и

реакционные силы, стремящиеся повернуть развитие назад. История знает

застойные, даже попятные периоды. Но общая линия исторического развития на

длительный период доказывает положительную направленность этого развития.

В связи с этим возникает сложный вопрос: каковы критерии соц. прогресса и

могут ли они носить объективный характер? Нередка позиция, согласно которой

критерии соц. прогресса носят не объективный, а чисто субъективный

характер. Однако это не совсем правильно, существует общечеловеческий

критерий общественного прогресса – степень объективного соответствия или

несоответствия общественного строя подлинной природе человека, его

потребностям и интересам свободного и всестороннего развития личности.

Для каждого, кто признает объективный и поступательный характер

общественного развития, кто признает личность самоцелью такого развития,

только то соц. изменение может быть признано прогрессивным, которое

отвечает гуманистическому критерию общественного прогресса, приближает

человечество к гармонии личности, общества и природы.

Не все социологи признают поступательный, прогрессивный характер развития

общества. Шпенглер исходил из цикличного общественного развития народов и

их групп, в рамках которого они проходят два предопределенных основных

этапа – восходящая и нисходящая ветви развития. Дальнейшее развитие эта

концепция культурно-исторических типов развития получила развитие благодаря

Тойнби.

На своеобразной позиции находился Сорокин, у которого речь шла об идеальных

социокультурных суперсистемах, различающихся мировоззрением. Он не отрицал

общественного прогресса и вел речь о формировании, а в перспективе

утверждение новой единой цивилизации в масштабах всего человечества. Это

нашло свое отражение в возникновении и расширении влияния концепции

современного глобализма.

Глобализм – современное человечество рассматривается не как обособленные

страны, а как единое целое, новая соц. суперсистема, все структурные

элементы которой находятся во взаимосвязи. Глобализация мира обусловлена

постоянно прогрессирующей интернационализацией всех сторон жизни стран и

народов. Успех и решение глобальных проблем современности оказывается во

всевозрастающей зависимости от активности и согласованности действий всех

стран и народов мира.

44. Проблема типизации обществ в современной социологии

Разные социологи по-разному подходили к проблеме типизации обществ.

Марксистская социология в основу классификации положила способ отношения

собственности, разделив все общества на пять основных общественно-

экономических формаций. Другие социологи подразделяют общества по основному

способу добывания средств к существованию, различая: общества охотников и

собирателей, садоводческие общества, аграрные общества, промышленные

общества. Сегодня весьма широко распространение деления общества на

доиндустриальные или традиционные, индустриальные и постиндустриальные.

Также общества различаются по политическим критериям (по характеру и форме

соотношения общества и государства) на демократические, тоталитарные и

авторитарные. Типизация общества может быть проведена и по другим

признакам: по господствующей в обществе религии, в связи с распространенным

языком общения и др. Общество находится в постоянном развитии, в этом

главный смысл общественной жизни.

Вряд ли было бы правильно считать все указанные классификации

равнозначными, но ни одну из них не следует ни отвергать с порога, ни

возводить на уровень единственно правильной.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.