реферат бесплатно, курсовые работы
 

Социум

поведения, представлений, идей, верований и традиций общих для людей,

социально приобретенных, передаваемых от поколения к поколению и служащих

упорядочению опыта и соц. регулирования.

Общество как большая соц. группа и культура как способ регулирования

поведения людей – двуединые стороны, два связанных аспекта соц.

взаимодействия людей, их жизнедеятельности. Это две наиболее общие и

важные категории социологии, под углом которых рассматриваются все

общественные явления и процессы. Благодаря культуре функционирует и

воспроизводится соц. структура общества, а благодаря обществу культура

формируется, уберегается от разрушения под влиянием внешних факторов.

Социум и культура – это две взаимосвязанные и взаимодействующие

подсистемы единой общественной жизни, одна из которых выражает форму и

структуры соц. взаимодействий людей и их коллективов, а другая –

содержание, ценностно-смысловое значение таких взаимодействий.

В социологии культура проявляется как в материальной, так и в духовной

форме. Это все, что явилось предметом человеческой деятельности и усвоено

обществом.

Социальную роль культуры невозможно переоценить, т.к. она определяет само

содержание любого соц. явления или процесса, жизнедеятельности всего

общества, соц. групп и личностей. В истории социологической и соц.-

философской мысли выявились 2 основных подхода к определению места и роли

культуры в жизни общества – материалистический и идеалистический. Кто

исходил из материалист. понимания истории, видели в духовной культуре

вторичный, надстроечный фактор такого развития, а те (zB. Вебер), кто

отдавал предпочтение историческому идеализму, видели именно в духовной

культуре решающий момент в жизни и развитии общества.

Соц. роль культуры проявляется в 3 аспектах:

1.Культура служит основой и решающим фактором превращения индивида в

личность, его социализации.

2.Обеспечивая единство ценностей, идеалов всех членов общества,

соответствующая культура служит его важнейшей сплачивающей силой, во

многом определяющая стабильность всей общественной системы.

3.Культура – важнейшая основа и фактор организации, регулирования и

модернизации общественной жизни. Особенно велика соц. роль культуры

проявляется в переходные эпохи развития общества (Россия).

25. Социальные ценности и нормы, их роль в общественной жизни

Важнейшей частью соц. культуры являются соц. ценности и нормы. Каждое

конкретное общество, помимо общечеловеческих ценностей и норм, имеет и

свои специфические представления о том, что нужно, важно, а что нет. В

этом находит свое выражение национальное, профессиональное своеобразие

культуры данного общества, соц. или иной группы. Соц. ценности – продукт

соц. взаимодействия людей и их групп, в процессе которого обнаруживается

способность того или иного соц. явления удовлетворять потребности,

интересы личности, соц. группы или общества в целом и происходит его

оценка. Они позволяют каждому члену общества понять и усвоить, что в нем

признается добром, а что злом. Поведение людей в обществе, соц. группе

определяется прежде всего их ориентацией на определенные ценности.

Соц. ценности - это более или менее общепризнанные поведенческие

стандарты, т.е. разделяемые обществом или социальной группой убеждения по

поводу целей, которые необходимо достигнуть, и тех основных путей и

средств, которые ведут к этим целям. Соц. ценности отвечают на вопрос,

как относится к тому, что уже есть, и к тому, что может быть. Категорию

«соц. ценности» ввел М. Вебер. Будучи главным элементом соц. регуляции,

соц. ценности определяют ее общее, стратегическое направление.

В системе соц. регуляции ценности выступают как более общий элемент,

являющийся основанием для выработки другого, последующего элемент – соц.

нормы. Соц. нормы производны от соц. ценностей и основываются на них.

Соц. нормы – правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие

поведение людей, общественную жизнь в соответствии с ценностями

определенной культуры и укрепляющие стабильность и целостность общества.

Повторяемость, регулярность определенных соц. взаимодействий вызывают в

обществе потребность в закреплении таких общих норм, которые бы

единообразно определяли действия людей и отношения между ними в соот.

ситуациях. Соблюдение этих норм обеспечивается в обществе обычно путем

применения соц. поощрений и соц. наказаний, т.е. позитивными и

негативными санкциями, выступающий как наиболее конкретный элемент в

структуре соц. регуляции. Соц. нормы классифицируются по различным

основаниям. Особенно важно для ценностно-нормативной регуляции жизни

общества подразделение на правовые и моральные. Первые проявляются в

форме закона, иного гос. или административного акта, содержат четкие

диспозиции и санкции, осуществляемые соответствующими органами.

Соблюдение вторых обеспечивается силой общественного мнения, морального

долга личности. Соц. нормы могут опираться не только на юридические и

нравственные нормы, но и обычаи и традиции.

26. Общество и личность. Социальные статусы и роли

Широкой проблемой характеристики общества как социокультурной реальности

является вопрос о личности и ее взаимодействии с обществом. Личность

занимает особое место в соц. структуре общества как ее основной элемент,

без которого нет соц. действий, взаимодействий, ни соц. отношений, соц.

институтов. Человек одновременно и субъект и объект всех общественных

отношений.

В обыденном сознании нередко отождествляются такие понятия, как

"человек", "индивид", "личность". Социологию человек интересует прежде

всего не как продукт природы, а как продукт общества, для социологии

важнейшее значение имеет категория "личность".

Личность обычно рассматривается как конкретное выражение сущности

человека, воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и

качеств данного общества.

Неотъемлемыми характерными чертами личности являются самосознание,

ценностные ориентации, соц. отношения, ответственность за свои поступки.

Т.е. человеком рождаются, а личностью становятся.

Каждая личность в обществе занимает определенное место и выполняет

конкретные функции, обладая соответствующими правами и обязанностями,

т.е. имеет определенный соц. статус. Он охватывает разностороннюю и в то

же время обобщающую характеристику положения индивида: профессию,

квалификацию, материальное положение, национальность, возраст, семейное

положение и т.д. Соц. статус в свою очередь подразделяется на:

-- предписанный, полученный независимо от субъекта, чаще всего от

рождения (раса, пол, возраст) и

-- достигнутый, приобретенный собственными усилиями индивида.

В ряде случаев индивид может иметь и смешанный соц. статус.

Чем шире в обществе распространены достигаемые статусы и чем более важную

роль они играют в общественной жизни, тем общество в целом более

демократично и цивилизованно. Одна и та же личность имеет несколько

статусов (является субъектом двух или более соц. групп). Один из них

является основным, главным, определяющим положение человека в обществе в

целом (обычно такой статус связан с должностью по основному месту работы)

. От соц. статуса следует отличать личный статус. Они могут не совпадать.

Соц. статус личности может находит свое выражение в статусных символах

(униформа).

Не менее важное значение для характеристики личности имеет такая ее

сторона, как социальная роль – ожидаемое поведение человека, связанное с

его соц. статусом и типичное для людей соответствующего статуса в данном

обществе. Это находит свое выражение в совокупности ожиданий (ролевые

ожидания) и требований (ролевые требования), выдвигаемых обществом или

соц. группой перед личностью, занимающей определенный статус. С одним и

тем же статусом связано выполнение нескольких соц. ролей. Совокупность

ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевой системой

("ролевой набор" по Мертону). Как и соц. статусы, соц. роли могут

закрепляться формально (в законе и ином правовом акте), а могут носить и

неформальный характер (моральные нормы поведения).

От соц. роли отличается ролевое поведение, которое означает не соц.

запрограммированное ожидаемое, а фактическое поведение того, кто данную

роль выполняет. В процессе выполнения соц. ролей личности могут возникать

определенные трудности (ролевые напряжения) и конфликты (ролевые

конфликты), связанные с противоречиями между различными нормативными соц.

ролями или между разными элементами одной и той же соц. роли. Ролевое

напряжение обычно возникает в связи с трудностями выполнения, совмещения

ролевых обязательств и несоответствием внутренних установок личности

требованиям роли. Ролевые конфликты – проявление более острого

противоречия между ролями или различными сторонами одной роли, когда эти

роли или стороны выступают как несовместимые, исключающие друг друга.

27. Социализация индивида и особенности ее основных этапов.

Ресоциализация

Социализация – осуществляющийся на протяжении жизни индивидов процесс как

организованного и контролируемого, так и стихийного воздействия на них со

стороны общества и его структур, в результате которого люди усваивают

определенную систему знаний, ценностей и норм, накапливают соц. опыт

жизнедеятельности в конкретном обществе, соц. группах и организациях и

становятся личностями, полноправными членами данного общества.

Социализация представляет собой процесс диалектического взаимодействия

индивида со соц. средой, в ходе которого с одной стороны реализуются

заложенные в человеке природные задатки, а с другой, общество посредством

воспитания, образования трансформирует их в соц. значимые свойства

человеческой личности при активном участии самого человека. Социализация

– длительный и многократный процесс, охватывающий практически всю жизнь

индивида. Благодаря ей индивид не только включается в жизнь общества, но

и получает и изменяет свой соц. статус и соц. роли. На основе

социализации и благодаря ей происходит реализация потенциальных

возможностей и способностей каждой личности. В то же время она служит

одним из важнейших факторов нормального функционирования общества,

обеспечениря и стабилизации соц. порядка, необходимой преемственности

общественного развития. Все, кто осуществляет социализацию или

способствует ей называются агентами социализации. Это родители, семья,

воспитатели, учителя, друзья, коллеги, школы, вузы, трудовые коллективы и

т.д.

Социализация включает в себя различные этапы, каждому из которых присущи

свои особенности. По-разному решается в литературе:

-- одни выделяют в социализации: дотрудовой, трудовой и послетрудовой

этапы,

-- другие – первичная социализация (от рождения до утверждения зрелой

личности) и вторичная социализация, связанная с перестройкой личности в

период ее соц. зрелости,

-- третьи предлагают более дробное деление (младенчество, детство,

юность, разные степени зрелости, старость).

В отличие от первичной социализации детей, юношей и девушек социализация

взрослых носит вторичный характер, будучи связана с заменой ранее

приобретенных и утвердившихся знаний, ценностей на качественно новые.

Такая вторичная социализация называется ресоциализация – процесс усвоения

взрослыми новых знаний, ценностей, норм, идеалов, статусов, ролей вместо

прежних. Особенно резко ресоциализация проявляется когда человек внезапно

попадает в принципиально иную ситуацию, но чаще всего связана с

существенным изменением статуса и ролей личности, изменением профессии и

переподготовкой кадров.

Тип, характер, социализация, ее формы, методы и средства определяются

прежде всего тем, в рамках какого общества, культуры она осуществляется.

В демократическом обществе социализация будет носить по содержанию и

форме демократический характер, основываться на соответствующих ценностях

и нормах, ориентироваться на такие же цели и идеалы. В условиях

недемократических режимов, когда игнорируются и подавляются права

человека и гражданина, индивидуальность личности социализация будет

носить иной характер.

28. Общество как социальная система, ее структура

Общество неоднородно и имеет свое внутреннее строение и состав,

включающие большое число разнопорядковых соц. явлений и процессов.

Составными элементами общества являются люди, соц. связи и действия, соц.

взаимодействия и отношения, соц. институты, соц. группы, общности, соц.

нормы и др. Каждый из них находится в более или менее тесной взаимосвязи

с другими, занимает специфическое место и играет своеобразную роль в

обществе.

Именно благодаря своей структуре общество качественно отличается от

произвольного хаотичного скопления людей и других соц. явлений. Соц.

структура во многом определяет устойчивость, стабильность всего общества

как системы. Общество как соц. система – это такой соц. организм, который

функционирует и развивается по своим собственным законам.

Под обществом как соц. системой в социологии понимается большая

упорядоченная совокупность соц. явлений и процессов, более или менее

тесно взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом и образующих

единое целое.

Социологическое изучение общества как соц. системы включает три

взаимосвязанных аспекта:

1.Изучение общества вообще, т.е. выделение универсальных свойств, связей

и состояний общества;

2.Изучение конкретно-исторических типов общества, ступеней развития

цивилизации;

3.Изучение отдельных конкретных обществ, т.е. обществ реально

существующих стран и народов.

Понятие соц. структура используется как в широком, так и в узком смысле

слова: в широком – когда речь идет об общем строении общества, включающем

самые различные и разнохарактерные его структурные подразделения и связи

между ними; в узком – когда речь идет лишь об одном виде соц.-групповой

дифференциации общества -–подразделении на классы, соц. слои и группы.

Различные направления в социологии по-разному решают вопрос о том, что

является решающим фактором в формировании и развитии соц. структуры

общества. Соц. структура общества рассматривается в различных ракурсах.

Когда выявляется детерминистская (причинно-следственная) связь соц.

явлений и процессов, их субординация, общество обычно рассматривается как

целостная система, включающая 4 основные сферы:

-- экономическую,

-- социальную,

-- политическую и

-- духовную.

По отношению к обществу в целом каждая из этих сфер общественной жизни

выступает как его подсистема, хотя в иной связи она сама может

рассматриваться как особая система.

В иной связи, когда на первый план выдвигается характер, тип соц. связей,

общество как соц. система включает следующие подсистемы:

-- соц. общности,

-- соц. институты и организации,

-- соц. роли, нормы и ценности.

Каждая из них и здесь представляет собой достаточно сложную соц. систему,

имеющую свои подсистемы.

29. Социальные группы и общности, их виды

Важнейшими элементами соц. структуры общества являются соц. группы и соц.

общности.

Соц. группа – это совокупность людей, имеющих общий соц. признак и

выполняющих соц. необходимую функцию в общей структуре общественного

разделения труда и деятельности.

В этом плане под понятие "соц. группа" подпадает и соц. общность, как

весьма многочисленное объединение людей, и собственно соц. группа, как

сравнительно меньшая по численности совокупность людей.

Разграничивая понятия "соц. группа" и "соц. общность", социологи обычно

не сводят все лишь к количественным параметрам. Соц. группы отличаются

большей устойчивостью и стабильностью, сравнительно высокой степенью

однородности и сплоченностью, вхождением в более широкие соц. объединения

в качестве структурных единиц. Для массовых соц. общностей обычно

характерны бесструктурность, организационная аморфность, расплывчатость

состава.

Соц. группы могут классифицироваться по различным основаниям.

По своей величине они подразделяются на малые и большие. Отличительными

чертами малых соц. групп является не только их малочисленность, но и

близость, прочность, интенсивность личностных взаимодействий субъектов,

высокая степень общих ценностей, норм и правил поведения и др. В больших

соц. группах связи и взаимодействия носят не только непосредственный, но

и опосредованный характер.

Соц. группы подразделяются также на первичные и вторичные. Первичными

называются небольшие группы людей, которые вступают в прямое и

непосредственное взаимодействие, опирающиеся на их индивидуальные

особенности. Отличаются особой эмоциональностью, своего рода интимностью

и неформальностью (семья, спортивная команда). Они являются первичным

связующим звеном между личностью и обществом. Вторичная соц. группа – это

обычно большая соц. группа, в основе которой лежит безличностное

взаимодействие объединившихся в ней людей для достижения конкретных

целей. В таких группах индивидуальность каждого из субъектов, его

эмоциональные характеристики и действия уходят на второй план, в то время

как способность осуществлять определенные функции и цели выдвигается на

первый план.

Соц. группы по способу и характеру организации подразделяются на

формальные и неформальные. В формальных правила их организации, действия

ее членов устанавливаются, регламентируются или санкционируются

официальным образом соц. институтами и организациями. Характерны

разделения и высокая рационализация функций, безличность отношений,

единая цель и др. Неформальные группы не имеют официальной регламентации,

складываются на основе инициативы самих индивидов, общности их интересов

и др. Взаимодействие их членов носит сугубо личностный характер,

опирается на силу авторитета.

Различают объективные и субъективные соц. группы. В основании первых

лежат объективно возникающие общественные обстоятельства, вторые связаны

с соц. отношениями, складывающимися на основе соц. взаимодействий

субъективного характера.

Референтная группа – реальная или воображаемая, обычно малая соц. группа,

система ценностей и норм которой служит образцом для той или иной

личности.

С точки зрения соц. структуры общества, в которой отражается различие

общественных групп по их соц. положению, особенно важно выделение таких

соц. групп, как соц.-классовые общности, соц.-демографические общности,

этносоциальные общности, соц.-территориальные общности и соц.-

профессиональные общности.

30. Социальная стратификация и проблема соц. неравенства

Основы современной соц. стратификации были заложены еще Сорокиным В 20-е

годы. Позднее развивалась и обогащалась. Проблема стратификации связана с

вопросом о соц. равенстве. В понятие равенства вкладывается двоякий

смысл:

1.Абсолютное равенство индивидов, их тождество, что утопично и соц.

вредно.

2.Равенство в смысле обеспечения выделения соц. благ пропорционально

заслугам того или иного индивида, каждому по заслугам. Был всегда и

существует сегодня.

Современное понимание равенства – в критерии измерения заслуг и

определения доли благ. Раньше этот критерий не был индивидуален и равен,

ценность индивида вытекала из высоты его соц. положения в группе, из

которой он вышел. Сейчас степень заслуги индивида определяется его

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.