| |||||
МЕНЮ
| Социумповедения, представлений, идей, верований и традиций общих для людей, социально приобретенных, передаваемых от поколения к поколению и служащих упорядочению опыта и соц. регулирования. Общество как большая соц. группа и культура как способ регулирования поведения людей – двуединые стороны, два связанных аспекта соц. взаимодействия людей, их жизнедеятельности. Это две наиболее общие и важные категории социологии, под углом которых рассматриваются все общественные явления и процессы. Благодаря культуре функционирует и воспроизводится соц. структура общества, а благодаря обществу культура формируется, уберегается от разрушения под влиянием внешних факторов. Социум и культура – это две взаимосвязанные и взаимодействующие подсистемы единой общественной жизни, одна из которых выражает форму и структуры соц. взаимодействий людей и их коллективов, а другая – содержание, ценностно-смысловое значение таких взаимодействий. В социологии культура проявляется как в материальной, так и в духовной форме. Это все, что явилось предметом человеческой деятельности и усвоено обществом. Социальную роль культуры невозможно переоценить, т.к. она определяет само содержание любого соц. явления или процесса, жизнедеятельности всего общества, соц. групп и личностей. В истории социологической и соц.- философской мысли выявились 2 основных подхода к определению места и роли культуры в жизни общества – материалистический и идеалистический. Кто исходил из материалист. понимания истории, видели в духовной культуре вторичный, надстроечный фактор такого развития, а те (zB. Вебер), кто отдавал предпочтение историческому идеализму, видели именно в духовной культуре решающий момент в жизни и развитии общества. Соц. роль культуры проявляется в 3 аспектах: 1.Культура служит основой и решающим фактором превращения индивида в личность, его социализации. 2.Обеспечивая единство ценностей, идеалов всех членов общества, соответствующая культура служит его важнейшей сплачивающей силой, во многом определяющая стабильность всей общественной системы. 3.Культура – важнейшая основа и фактор организации, регулирования и модернизации общественной жизни. Особенно велика соц. роль культуры проявляется в переходные эпохи развития общества (Россия). 25. Социальные ценности и нормы, их роль в общественной жизни Важнейшей частью соц. культуры являются соц. ценности и нормы. Каждое конкретное общество, помимо общечеловеческих ценностей и норм, имеет и свои специфические представления о том, что нужно, важно, а что нет. В этом находит свое выражение национальное, профессиональное своеобразие культуры данного общества, соц. или иной группы. Соц. ценности – продукт соц. взаимодействия людей и их групп, в процессе которого обнаруживается способность того или иного соц. явления удовлетворять потребности, интересы личности, соц. группы или общества в целом и происходит его оценка. Они позволяют каждому члену общества понять и усвоить, что в нем признается добром, а что злом. Поведение людей в обществе, соц. группе определяется прежде всего их ориентацией на определенные ценности. Соц. ценности - это более или менее общепризнанные поведенческие стандарты, т.е. разделяемые обществом или социальной группой убеждения по поводу целей, которые необходимо достигнуть, и тех основных путей и средств, которые ведут к этим целям. Соц. ценности отвечают на вопрос, как относится к тому, что уже есть, и к тому, что может быть. Категорию «соц. ценности» ввел М. Вебер. Будучи главным элементом соц. регуляции, соц. ценности определяют ее общее, стратегическое направление. В системе соц. регуляции ценности выступают как более общий элемент, являющийся основанием для выработки другого, последующего элемент – соц. нормы. Соц. нормы производны от соц. ценностей и основываются на них. Соц. нормы – правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие поведение людей, общественную жизнь в соответствии с ценностями определенной культуры и укрепляющие стабильность и целостность общества. Повторяемость, регулярность определенных соц. взаимодействий вызывают в обществе потребность в закреплении таких общих норм, которые бы единообразно определяли действия людей и отношения между ними в соот. ситуациях. Соблюдение этих норм обеспечивается в обществе обычно путем применения соц. поощрений и соц. наказаний, т.е. позитивными и негативными санкциями, выступающий как наиболее конкретный элемент в структуре соц. регуляции. Соц. нормы классифицируются по различным основаниям. Особенно важно для ценностно-нормативной регуляции жизни общества подразделение на правовые и моральные. Первые проявляются в форме закона, иного гос. или административного акта, содержат четкие диспозиции и санкции, осуществляемые соответствующими органами. Соблюдение вторых обеспечивается силой общественного мнения, морального долга личности. Соц. нормы могут опираться не только на юридические и нравственные нормы, но и обычаи и традиции. 26. Общество и личность. Социальные статусы и роли Широкой проблемой характеристики общества как социокультурной реальности является вопрос о личности и ее взаимодействии с обществом. Личность занимает особое место в соц. структуре общества как ее основной элемент, без которого нет соц. действий, взаимодействий, ни соц. отношений, соц. институтов. Человек одновременно и субъект и объект всех общественных отношений. В обыденном сознании нередко отождествляются такие понятия, как "человек", "индивид", "личность". Социологию человек интересует прежде всего не как продукт природы, а как продукт общества, для социологии важнейшее значение имеет категория "личность". Личность обычно рассматривается как конкретное выражение сущности человека, воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества. Неотъемлемыми характерными чертами личности являются самосознание, ценностные ориентации, соц. отношения, ответственность за свои поступки. Т.е. человеком рождаются, а личностью становятся. Каждая личность в обществе занимает определенное место и выполняет конкретные функции, обладая соответствующими правами и обязанностями, т.е. имеет определенный соц. статус. Он охватывает разностороннюю и в то же время обобщающую характеристику положения индивида: профессию, квалификацию, материальное положение, национальность, возраст, семейное положение и т.д. Соц. статус в свою очередь подразделяется на: -- предписанный, полученный независимо от субъекта, чаще всего от рождения (раса, пол, возраст) и -- достигнутый, приобретенный собственными усилиями индивида. В ряде случаев индивид может иметь и смешанный соц. статус. Чем шире в обществе распространены достигаемые статусы и чем более важную роль они играют в общественной жизни, тем общество в целом более демократично и цивилизованно. Одна и та же личность имеет несколько статусов (является субъектом двух или более соц. групп). Один из них является основным, главным, определяющим положение человека в обществе в целом (обычно такой статус связан с должностью по основному месту работы) . От соц. статуса следует отличать личный статус. Они могут не совпадать. Соц. статус личности может находит свое выражение в статусных символах (униформа). Не менее важное значение для характеристики личности имеет такая ее сторона, как социальная роль – ожидаемое поведение человека, связанное с его соц. статусом и типичное для людей соответствующего статуса в данном обществе. Это находит свое выражение в совокупности ожиданий (ролевые ожидания) и требований (ролевые требования), выдвигаемых обществом или соц. группой перед личностью, занимающей определенный статус. С одним и тем же статусом связано выполнение нескольких соц. ролей. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевой системой ("ролевой набор" по Мертону). Как и соц. статусы, соц. роли могут закрепляться формально (в законе и ином правовом акте), а могут носить и неформальный характер (моральные нормы поведения). От соц. роли отличается ролевое поведение, которое означает не соц. запрограммированное ожидаемое, а фактическое поведение того, кто данную роль выполняет. В процессе выполнения соц. ролей личности могут возникать определенные трудности (ролевые напряжения) и конфликты (ролевые конфликты), связанные с противоречиями между различными нормативными соц. ролями или между разными элементами одной и той же соц. роли. Ролевое напряжение обычно возникает в связи с трудностями выполнения, совмещения ролевых обязательств и несоответствием внутренних установок личности требованиям роли. Ролевые конфликты – проявление более острого противоречия между ролями или различными сторонами одной роли, когда эти роли или стороны выступают как несовместимые, исключающие друг друга. 27. Социализация индивида и особенности ее основных этапов. Ресоциализация Социализация – осуществляющийся на протяжении жизни индивидов процесс как организованного и контролируемого, так и стихийного воздействия на них со стороны общества и его структур, в результате которого люди усваивают определенную систему знаний, ценностей и норм, накапливают соц. опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, соц. группах и организациях и становятся личностями, полноправными членами данного общества. Социализация представляет собой процесс диалектического взаимодействия индивида со соц. средой, в ходе которого с одной стороны реализуются заложенные в человеке природные задатки, а с другой, общество посредством воспитания, образования трансформирует их в соц. значимые свойства человеческой личности при активном участии самого человека. Социализация – длительный и многократный процесс, охватывающий практически всю жизнь индивида. Благодаря ей индивид не только включается в жизнь общества, но и получает и изменяет свой соц. статус и соц. роли. На основе социализации и благодаря ей происходит реализация потенциальных возможностей и способностей каждой личности. В то же время она служит одним из важнейших факторов нормального функционирования общества, обеспечениря и стабилизации соц. порядка, необходимой преемственности общественного развития. Все, кто осуществляет социализацию или способствует ей называются агентами социализации. Это родители, семья, воспитатели, учителя, друзья, коллеги, школы, вузы, трудовые коллективы и т.д. Социализация включает в себя различные этапы, каждому из которых присущи свои особенности. По-разному решается в литературе: -- одни выделяют в социализации: дотрудовой, трудовой и послетрудовой этапы, -- другие – первичная социализация (от рождения до утверждения зрелой личности) и вторичная социализация, связанная с перестройкой личности в период ее соц. зрелости, -- третьи предлагают более дробное деление (младенчество, детство, юность, разные степени зрелости, старость). В отличие от первичной социализации детей, юношей и девушек социализация взрослых носит вторичный характер, будучи связана с заменой ранее приобретенных и утвердившихся знаний, ценностей на качественно новые. Такая вторичная социализация называется ресоциализация – процесс усвоения взрослыми новых знаний, ценностей, норм, идеалов, статусов, ролей вместо прежних. Особенно резко ресоциализация проявляется когда человек внезапно попадает в принципиально иную ситуацию, но чаще всего связана с существенным изменением статуса и ролей личности, изменением профессии и переподготовкой кадров. Тип, характер, социализация, ее формы, методы и средства определяются прежде всего тем, в рамках какого общества, культуры она осуществляется. В демократическом обществе социализация будет носить по содержанию и форме демократический характер, основываться на соответствующих ценностях и нормах, ориентироваться на такие же цели и идеалы. В условиях недемократических режимов, когда игнорируются и подавляются права человека и гражданина, индивидуальность личности социализация будет носить иной характер. 28. Общество как социальная система, ее структура Общество неоднородно и имеет свое внутреннее строение и состав, включающие большое число разнопорядковых соц. явлений и процессов. Составными элементами общества являются люди, соц. связи и действия, соц. взаимодействия и отношения, соц. институты, соц. группы, общности, соц. нормы и др. Каждый из них находится в более или менее тесной взаимосвязи с другими, занимает специфическое место и играет своеобразную роль в обществе. Именно благодаря своей структуре общество качественно отличается от произвольного хаотичного скопления людей и других соц. явлений. Соц. структура во многом определяет устойчивость, стабильность всего общества как системы. Общество как соц. система – это такой соц. организм, который функционирует и развивается по своим собственным законам. Под обществом как соц. системой в социологии понимается большая упорядоченная совокупность соц. явлений и процессов, более или менее тесно взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом и образующих единое целое. Социологическое изучение общества как соц. системы включает три взаимосвязанных аспекта: 1.Изучение общества вообще, т.е. выделение универсальных свойств, связей и состояний общества; 2.Изучение конкретно-исторических типов общества, ступеней развития цивилизации; 3.Изучение отдельных конкретных обществ, т.е. обществ реально существующих стран и народов. Понятие соц. структура используется как в широком, так и в узком смысле слова: в широком – когда речь идет об общем строении общества, включающем самые различные и разнохарактерные его структурные подразделения и связи между ними; в узком – когда речь идет лишь об одном виде соц.-групповой дифференциации общества -–подразделении на классы, соц. слои и группы. Различные направления в социологии по-разному решают вопрос о том, что является решающим фактором в формировании и развитии соц. структуры общества. Соц. структура общества рассматривается в различных ракурсах. Когда выявляется детерминистская (причинно-следственная) связь соц. явлений и процессов, их субординация, общество обычно рассматривается как целостная система, включающая 4 основные сферы: -- экономическую, -- социальную, -- политическую и -- духовную. По отношению к обществу в целом каждая из этих сфер общественной жизни выступает как его подсистема, хотя в иной связи она сама может рассматриваться как особая система. В иной связи, когда на первый план выдвигается характер, тип соц. связей, общество как соц. система включает следующие подсистемы: -- соц. общности, -- соц. институты и организации, -- соц. роли, нормы и ценности. Каждая из них и здесь представляет собой достаточно сложную соц. систему, имеющую свои подсистемы. 29. Социальные группы и общности, их виды Важнейшими элементами соц. структуры общества являются соц. группы и соц. общности. Соц. группа – это совокупность людей, имеющих общий соц. признак и выполняющих соц. необходимую функцию в общей структуре общественного разделения труда и деятельности. В этом плане под понятие "соц. группа" подпадает и соц. общность, как весьма многочисленное объединение людей, и собственно соц. группа, как сравнительно меньшая по численности совокупность людей. Разграничивая понятия "соц. группа" и "соц. общность", социологи обычно не сводят все лишь к количественным параметрам. Соц. группы отличаются большей устойчивостью и стабильностью, сравнительно высокой степенью однородности и сплоченностью, вхождением в более широкие соц. объединения в качестве структурных единиц. Для массовых соц. общностей обычно характерны бесструктурность, организационная аморфность, расплывчатость состава. Соц. группы могут классифицироваться по различным основаниям. По своей величине они подразделяются на малые и большие. Отличительными чертами малых соц. групп является не только их малочисленность, но и близость, прочность, интенсивность личностных взаимодействий субъектов, высокая степень общих ценностей, норм и правил поведения и др. В больших соц. группах связи и взаимодействия носят не только непосредственный, но и опосредованный характер. Соц. группы подразделяются также на первичные и вторичные. Первичными называются небольшие группы людей, которые вступают в прямое и непосредственное взаимодействие, опирающиеся на их индивидуальные особенности. Отличаются особой эмоциональностью, своего рода интимностью и неформальностью (семья, спортивная команда). Они являются первичным связующим звеном между личностью и обществом. Вторичная соц. группа – это обычно большая соц. группа, в основе которой лежит безличностное взаимодействие объединившихся в ней людей для достижения конкретных целей. В таких группах индивидуальность каждого из субъектов, его эмоциональные характеристики и действия уходят на второй план, в то время как способность осуществлять определенные функции и цели выдвигается на первый план. Соц. группы по способу и характеру организации подразделяются на формальные и неформальные. В формальных правила их организации, действия ее членов устанавливаются, регламентируются или санкционируются официальным образом соц. институтами и организациями. Характерны разделения и высокая рационализация функций, безличность отношений, единая цель и др. Неформальные группы не имеют официальной регламентации, складываются на основе инициативы самих индивидов, общности их интересов и др. Взаимодействие их членов носит сугубо личностный характер, опирается на силу авторитета. Различают объективные и субъективные соц. группы. В основании первых лежат объективно возникающие общественные обстоятельства, вторые связаны с соц. отношениями, складывающимися на основе соц. взаимодействий субъективного характера. Референтная группа – реальная или воображаемая, обычно малая соц. группа, система ценностей и норм которой служит образцом для той или иной личности. С точки зрения соц. структуры общества, в которой отражается различие общественных групп по их соц. положению, особенно важно выделение таких соц. групп, как соц.-классовые общности, соц.-демографические общности, этносоциальные общности, соц.-территориальные общности и соц.- профессиональные общности. 30. Социальная стратификация и проблема соц. неравенства Основы современной соц. стратификации были заложены еще Сорокиным В 20-е годы. Позднее развивалась и обогащалась. Проблема стратификации связана с вопросом о соц. равенстве. В понятие равенства вкладывается двоякий смысл: 1.Абсолютное равенство индивидов, их тождество, что утопично и соц. вредно. 2.Равенство в смысле обеспечения выделения соц. благ пропорционально заслугам того или иного индивида, каждому по заслугам. Был всегда и существует сегодня. Современное понимание равенства – в критерии измерения заслуг и определения доли благ. Раньше этот критерий не был индивидуален и равен, ценность индивида вытекала из высоты его соц. положения в группе, из которой он вышел. Сейчас степень заслуги индивида определяется его Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|