реферат бесплатно, курсовые работы
 

Социум

классического функционализма – негативно). В работах «Функции соц.

конфликта», «Продолжение исследования соц. конфликта» и др. он обращает

внимание на важную роль соц. коллизий в интеграции и стабилизации

общественной жизни и подчеркивает, что путь движения к устойчивому

общественному порядку не исключает, а предполагает борьбу различных

интересов личностей и соц. групп и соц. столкновения между ними, т.к.

одновременно возрастает гибкость соц. системы и ее институтов, их

способность преодолевать последствия этих конфликтов. В назревшем

обновлении общества конфликт порождает новые соц. институты и нормы,

стимулирует экон. и технологический прогресс.

Ральф Дарендорф (1929) – крупнейший представитель современной

конфликтологии, создал свою «конфликтную модель общества». Соц. конфликт

всегда существует, это норма развития соц. системы, т.к. люди и их группы

имеют разные интересы. Осн. труды:

-- "Соц. классы и классовый конфликт в индустриальном обществе",

-- "Общество и свобода",

-- "Выход из утопии".

Внес большой вклад в современную теорию соц. дифференциации и соц.

конфликтов, показал, что классы – соц. группы людей, различающиеся

участием и неучастием в господстве и находящиеся в конфликте, т.к. одни

имеют власть и хотят ее сохранить, а другие - нет и хотят изменить

существующее положение. Отношения господства и подчинения свойственны

любому обществу. Обострение и взрыв соц. конфликта, суть которого

заключается в противоборстве власти и безвластия, оказывающего

сопротивление существующей власти, составляет источник и движущую силу

соц. изменений, соц. прогресса. Сам конфликт вырастает из неравенства

статусного положения людей и их групп, прежде всего по отношению к

власти, управлению обществом. Признавая неизбежность, необходимость и

полезность соц. неравенства, возможность сочетания соц. конфликта и

мирного сосуществования конфликтующих, он отдает предпочтение конфликтной

модели общества по сравнению с моделью общества всеобщего соц. равенства,

соц. порядка и стабильности.

19. Символический интеракционизм Д. Мида и Г. Блюмера

Символический интеракционизм - одна из социологических парадигм,

основывающаяся на том, что все формы взаимодействия людей в обществе

подразумевают общение, базирующееся на чтении опр. соц. символов.

Люди не реагируют на внешний мир и других людей непосредственно, а

осмысливают реальность в неких символах и соответственно продуцируют эти

символы в ходе общения. С.И. целиком основывается на интерпретациях

человеческого поведения, в котором "прочитываются" значимые символы,

несущие соц. информацию. Крупнейшими представителями С.И. были

американские социологи Джордж Герберт Мид (1863-1931) и Герберт Блумер

(1900-1986) .

Концепция «межиндивидуального взаимодействия» Мида основывается на том,

что восприятие индивидом окружающей соц. действительности обусловлено его

опытом общения с другими, особенно его способностью воспринимать мир и

себя таким образом, чтобы это соответствовало видению других и значению

символов. Символ обозначает предмет или событие , предполагая

определенную реакцию на него, выражающуюся в соответствующих соц.

действиях. Кроме того, символы обеспечивают средства, с помощью которых

люди могут значимо общаться в своей естественной и соц. среде.

Поведение человека определяется структурой его личности, его соц. ролью.

Важной заслугой Мида является разработка им ролевой теории личности,

согласно которой сущность личности, ее богатство и своеобразие

определяются и проявляются прежде всего через выполняемые ею соц. роли, а

сама соц. деятельность личности представляется как совокупность ее соц.

ролей, зафиксированных в систеие языковых и других символов. Через

процесс принятия роли индивиды развивают самость - способность людей

представлять себя в качестве объектов своей собственной мысли. Социолог

различает 2 аспекта формирования самости:

1)я (соотв. английскому "i") - спонтанное, внутреннее, субъективное

представление индивидом себя

2)я (соотв. английскому "me") - это то, как люди видят себя, но глазами

других.

2 стадии развития самости:

1)стадия игра (play) - ребенок играет роли, которые не являются

собственно его (отец, доктор);

2)стадия соревнования (game) - принимая участие в соревновании (футбол),

дети видят себя со стороны других участников.

Любое организованное сообщество, которое обеспечивает индивиду

организованность, Мид называет обобщенным другим. Индивиды видят себя с

точки зрения обобщенного другого. (труд "Сознание, самость и общество").

Ученик Мида американский социолог и соц. психолог Герберт Блумер развил

дальше исходные основы символического интеракционизма. По Блумеру С.И.

покоится на 3 базовых посылках:

1)Люди скорее действуют на основе значений, которые они придают предметам

и событиям, чем просто реагируют на внешние стимулы, такие как соц. силы.

С.И. предлагает детерминизм значений.

2)Значения являются не столько фиксированными, сформулированными заранее,

сколько создаются, развиваются и изменяются в интеракционных ситуациях.

3)Значения являются результатом интерпретаций, которые были осуществлены

в интеракционных контекстах.

Значительное место в работах Блумер уделил коллективному поведению людей.

Основу коллективного поведения составляют общие значения, ожидания,

которые разделяются группой индивидов. Однако часто можно наблюдать и

спонтанное коллективное поведение, такое как митинговые страсти, паника и

т.д. Это поведение возникает в условиях нарушения устоявшихся значений,

привычных форм существования. Блумер выделяет такие формы спонтанного

поведения, как:

-- толчея,

-- коллективное возбуждение,

-- соц. инфекция,

которые при опр. условиях способны вылиться в новые формы группового и

институционального поведения:

-- действующая толпа (спонтанно образованная группа, без общих значений и

ожидании, нет признанного лидерства);

-- экспрессивная толпа (эмоциональные порывы - карнавалы, ритуальные

танцы - как эмоциональная разрядка от тревожащих значений);

-- масса (спонтанное коллективное группирование людей, которые возбуждены

значением какого-либо события);

-- общественность (спонтанная коллективная группа, но в общественности

индивиды взаимодействуют друг с другом, демонстрируют рациональные,

критические действия).

Наряду со спонтанными группами Блумером были исследованы и устойчивые,

фиксированные формы соц. поведения - общие и специфические соц. движения,

экспрессивные движения, а также возрожденческие и националистические

движения, которые имеют структурную организацию и формируются на основе

общепризнанных значений.

20. Феноменология А. Шюца и П. Бергера

Феноменология - социологическая парадигма, основанная на философии

Э.Гуссерля (1859-1938), согласно которой индивиды воспринимают окружающий

мир через призму субъективных значений, приобретенных в процессе

социализации. Отсюда следует, что общество - часть человеческого

творения.

Основателем этого соц. направления был австро-американский философ и

социолог Альфред Щюц (1899-1959), разработавший своеобразную

разновидность "понимающей социологии". Его основные труды:

-- «Феноменология соц. мира» (1932),

-- "Возвращающийся домой".

Считая, что позитивизм искажал природу соц. явлений, отождествляя их с

явлениями природы, Щюц разработал концепцию интерсубъективного мира. Суть

этих представлений в том, что позиции, взгляды на соц. реалии одного

индивида и другого несовместимы, ибо каждый человек оказывается в своем

особом мире повседневной жизни.

Шюц считал, что адекватная коммуникация возникает благодаря появлению

общего для взаимодействующих интерсубъективного мира, т.е. привычного

соц. мира, который в конечном счете обусловлен интеракциями между людьми,

принадлежащими к одной весьма узкой соц. группе, которую социолог

называет "домашней" группой.

Концепция дома. Особый интерес для Шюца вызывает проблема реадаптации

индивида к своей "домашней" группе после того, как они ее покинули по тем

или иным причинам и какое-то время жили в иных соц. группах, неизбежно

усваивая новые знания и новые измерительные линейки ценностей, типичные

для этих групп. Здесь положение возвращающегося отлично от положения

чужестранца, поскольку последний готов к тому, что этот мир организован

иначе, чем тот, из которого он прибыл. Возвращающийся же ожидает

встретить то, что ему хорошо знакомо, но ситуация полностью меняется для

возвращающегося домой индивида (пример с солдатом). Шюц приходит к

выводу, что "поначалу не только родина покажет возвращающемуся незнакомое

лицо, но и он покажется странным тем, кто его ждет".

Питер Бергер (1929) - американский социологи, австриец по происхождению -

также представитель феноменологической школы социологии. Его основные

работы:

-- "Шум торжественных ансамблей";

-- "Приглашение в социологию";

-- "Социальное конструирование реальности"

-- "Священная завеса" и т.д.

В 1966 году Бергер с в соавторстве с Т.Лукманом написал сою самую

известную работу "Соц. конструирование реальности", в которой излагалась

теория феноменологической социологии знания, ориентированная на

реальность "жизненного мира", на "повседневное знание", предшествующее

научному и любому другому. Смысл теории в том, что общество создается

благодаря деятельности индивидов, которые обладают знанием в виде

субъективных значений или коллективных представлений. Следовательно, соц.

реальность конструируется конкретными субъективными значениями людей в

процессе их деятельности.

Созданный в процессе социализации интерсубъективный мир продолжает

существовать, но его необходимо поддерживать. Эту функцию выполняет

легитимация, т.е. способы объяснения и оправдания соц. реальности.

Главные агенты поддержания - значимые другие.

Субъективная реальность по Бергеру всегда зависит от специфического соц.

базиса и требуемых для ее поддержания соц. процессов. Важнейшим средством

поддержания здесь является общение и употребление одного языка. Через

общение индивиды сохраняют в памяти реальности. Но субъективная

реальность может трансформироваться (напр., при прекращении общения или

контакте с альтернативной реальностью).

21. Интегральные и объединительные парадигмы современной социологии

Объединительные парадигмы - постклассические парадигмы, в которых

раскрывается взаимосвязь соц. структур и деятельных соц. агентов.

Последние десятилетия в развитии современной социологии отмечены, с одной

стороны, появлением новых соц. концепций, дальнейшим усилением их

многообразия, с другой - все яснее проявляющимся стремлением преодолеть

традиционный разрыв макро- и микросоциологии, теоретического и

эмпирического подходов к изучению и пониманию соц. реальности. Такое

стремление началось в 30-е годы, но именно в 70-90 оно приобретает

характер устойчивой, доминирующей тенденции. Значение объединительных

попыток состоит не только в том, что они сами по себе несут немалое новое

соц. значение, но и в том, что успешное решение этой важнейшей задачи

может означать переход к качественно новому этапу в развитии

теоретической социологии. Речь идет о тенденции движения не к одной и

единственной общесоц. теории, исключающей плюрализм соц. парадигм, а об

обеспечении единства и многообразия, при котором сохраняющийся плюрализм

не исключал, а предполагал сближение различных методологических подходов

к изучению соц. действительности. Речь идет о потребности в создании

более широкой и высокой соц. научной системы, способной обобщить лучшие

достижения различных направлений современной социологии.

Интегралистские, объединительные тенденции в современной социологии

рельефно проявились в частности в новейших концепциях «коммуникативного

действия» Хабермаса, «структуралистского конструктивизма» Бурдье,

«структурации» Гидденса, "неофункционализма" Александерса и др. Немецкий

соц. философ и социолог Юрген Хабермас в работах «Теория коммуникативного

действия», «Фактичность и значимость» и др. сделал попытку соединить

концепции структурного функционализма и концепции феноменологии, добиться

интеграции теории действия и теории систем. С творчеством этих социологов

связан качественно новый этап в развитии социологической науки.

22. Структуралистский конструктивизм Бурдье и теория структурации

Гидденса

Известный французский социолог Пьер Бурдье (1930) создал концепцию

структуралистского конструктивизма, в которой попытался соединить

объективное (влияние соц. структуры) и субъективное (конструирование

личностью объектов) в соц. познании, преодолеть односторонность как

объективизма, так и субъективизма.

В определении и изучении сути соц. отношений Бурдье предложил

использовать одновременно 2 принципиальных подхода:

1)структурализм - в соц. системе существуют объективные структура, не

зависящие от сознания и воли людей, но способные стимулировать те или

иные их действия и стремления;

2)конструктивизм - действия людей, обусловленные жизненным опытом,

процессом социализации, "формируют соц. агента как истинно практического

оператора конструирования объектов".

Объединяя в своем учении принципы структурализма и конструктивизма, он

использует 2 центральных в его концепции понятия – «соц. поле» и

«габитус».

Соц. поле - это соц. пространство, в котором осуществляется различное

взаимодействие людей, включающее целый ряд разных полей – политическое,

экономическое, культурное, духовное и др.

Под габитусом понимается система прочных приобретенных

предрасположенностей индивидов, которые формируются под воздействием

объективной соц. среды и используются ими в своих действиях как исходные

установки.

На этой основе он стремится внести свой вклад и в преодоление

противопоставления макро- и микросоциологии.

Крупнейшие труды:

-- "Соц. пространство и символическая власть",

-- "Социология политики" (1993),

-- "Начала" (1994).

Крупнейший английский социолог и политолог Энтони Гидденс (1938)

(Капитализм и современная соц. теория, внес значительный вклад в

интерпретацию классической социологической теории ("Политическое и

социологическое воззрение Макса Вебера", "Эмиль Дюркгейм" и др.). Гидденс

выдвинул оригинальную теорию структурации, также направленную на

интеграцию макро- и микроподходов к исследованию соц. реальности

("Элементы теории структурации").

Его теория исходит из того, что в общественной жизни действия и структуры

неразрывно связаны и не существуют друг без друга. Именно соц. действия

создают и воспроизводят соц. структуры, а эти последние во многом

обуславливают соц. действия. Поэтому социология, как и другие соц. науки,

должна иметь дело не с опытом индивида и не со всеобщими соц. формами, а

с соц. опытом, упорядоченным во времени и пространстве, в основе которого

лежит человеческая деятельность. Соц. практики "одинаковы" в опр. времени

и пространстве благодаря рефлексивности агентов, которая трактуется

Гидденсом как "мониторинг течения соц. жизни". В свою очередь индивиды,

усваивая в ходе социализации законы и навыки соц. деятельности",

обеспечивают повторение соц. практик, что и делает возможным их типизацию

и научный анализ.

И здесь он выступает как против волюнтаристов, отрицающих или принижающих

влияние условий среды, так и против детерминистов, игнорирующих или

недооценивающих роль и значение воли и желаний субъекта в этой

деятельности. Против этих крайностей и была направлена его концепция

взаимосвязи и органического сочетания соц. структуры и соц. действия.

Гидденс считает, что необходима объединительная парадигма, а не полюсные

подходы.

23. Социологическое понимание общества. Социальные связи и взаимодействия

Общество – совокупность людей, объединенных исторически сложившимися

формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих

потребностей, характеризующаяся устойчивостью и целостностью,

самовоспроизводством и самодостаточностью, саморегулируемостью и

саморазвитием, достижением такого уровня культуры, когда появляются

особые социальные нормы и ценности, лежащие в основе взаимосвязи и

взаимодействия людей.

Общество представляет собой теснейшее сплетение разнообразных соц. связей

и взаимодействий, исходной первоносной которого выступает соц. действие.

Человеческое действие приобретает черты соц. действия только тогда, когда

оно осознанно и сориентировано на поведение других, когда оно

воздействует на них и в свою очередь испытывает влияние поведения других

людей.

Соц. действие, выражающее зависимость и совместимость людей или их групп,

выступает как соц. связь. Она включает такие основные элементы:

-- субъекты этой связи,

-- предмет связи, характеризующий содержание связей;

-- механизм осуществления связи и его сознательное регулирование.

Поведение человека, живущего в мире себе подобных, зависит не только от

него самого, его физических качеств, а от совместно живущих и совместно

действующих людей, оказывающих взаимное влияние на поведение друг друга.

При этом с прогрессом общества такая зависимость неуклонно возрастает.

Соц. связь может выражаться в различных формах: как в виде соц. контакта

– поверхностные связи людей, так и соц. взаимодействия.

Соц. взаимодействие – это система взаимообусловленных соц. действий, при

которой действия одного субъекта одновременно являются причиной и

следствием ответных действий других. Оно имеет место тогда, когда люди

взаимно, сравнительно глубоко, устойчиво и регулярно влияют на поведение

друг друга, в результате чего происходит не только возобновление, но

обычно и изменение соц. отношений.

Соц. отношения - это одна из форм проявления соц. взаимодействий, которая

отличается длительностью, устойчивостью и системностью соц.

взаимодействий, их самовозобновляемостью, широтой содержания соц. связей.

Соц.взаимодействия могут классифицироваться по различным основаниям.

Сорокин разграничил их:

1)по количеству субъектов взаимодействия на:

-- взаимоотношения двух людей друг с другом;

-- одного и многих;

-- многих и многих;

2)по характеру взаимоотношений субъекта взаимодействия на:

-- односторонние и

-- двусторонние,

-- а также на солидарные и

-- антагонистические;

3)по своей длительности на:

-- кратковременные и

-- долговременные;

4)по наличию или отсутствию организованности на:

-- организованные и

-- неорганизованные;

5)по сознательности взаимодействия:

-- сознательные и

-- бессознательные;

6)по материи обмена в процессе обмена на:

-- интеллектуальные,

-- чувственные и

-- волевые.

Важным подразделением соц. взаимодействий является и такое, как

непосредственные и опосредованные взаимодействия.

24. Общество и культура. Социальная роль культуры

Общество как широкая социальная реальность характеризуется не только

своим групповым характером, но и регулируемым поведением людей, в основе

которого лежат ценности, нормы, правила поведения, т.е. культура данного

общества.

Т.о., соц. культура - это система соц. значимых ценностей, норм и правил

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.