| |||||
МЕНЮ
| Социумклассического функционализма – негативно). В работах «Функции соц. конфликта», «Продолжение исследования соц. конфликта» и др. он обращает внимание на важную роль соц. коллизий в интеграции и стабилизации общественной жизни и подчеркивает, что путь движения к устойчивому общественному порядку не исключает, а предполагает борьбу различных интересов личностей и соц. групп и соц. столкновения между ними, т.к. одновременно возрастает гибкость соц. системы и ее институтов, их способность преодолевать последствия этих конфликтов. В назревшем обновлении общества конфликт порождает новые соц. институты и нормы, стимулирует экон. и технологический прогресс. Ральф Дарендорф (1929) – крупнейший представитель современной конфликтологии, создал свою «конфликтную модель общества». Соц. конфликт всегда существует, это норма развития соц. системы, т.к. люди и их группы имеют разные интересы. Осн. труды: -- "Соц. классы и классовый конфликт в индустриальном обществе", -- "Общество и свобода", -- "Выход из утопии". Внес большой вклад в современную теорию соц. дифференциации и соц. конфликтов, показал, что классы – соц. группы людей, различающиеся участием и неучастием в господстве и находящиеся в конфликте, т.к. одни имеют власть и хотят ее сохранить, а другие - нет и хотят изменить существующее положение. Отношения господства и подчинения свойственны любому обществу. Обострение и взрыв соц. конфликта, суть которого заключается в противоборстве власти и безвластия, оказывающего сопротивление существующей власти, составляет источник и движущую силу соц. изменений, соц. прогресса. Сам конфликт вырастает из неравенства статусного положения людей и их групп, прежде всего по отношению к власти, управлению обществом. Признавая неизбежность, необходимость и полезность соц. неравенства, возможность сочетания соц. конфликта и мирного сосуществования конфликтующих, он отдает предпочтение конфликтной модели общества по сравнению с моделью общества всеобщего соц. равенства, соц. порядка и стабильности. 19. Символический интеракционизм Д. Мида и Г. Блюмера Символический интеракционизм - одна из социологических парадигм, основывающаяся на том, что все формы взаимодействия людей в обществе подразумевают общение, базирующееся на чтении опр. соц. символов. Люди не реагируют на внешний мир и других людей непосредственно, а осмысливают реальность в неких символах и соответственно продуцируют эти символы в ходе общения. С.И. целиком основывается на интерпретациях человеческого поведения, в котором "прочитываются" значимые символы, несущие соц. информацию. Крупнейшими представителями С.И. были американские социологи Джордж Герберт Мид (1863-1931) и Герберт Блумер (1900-1986) . Концепция «межиндивидуального взаимодействия» Мида основывается на том, что восприятие индивидом окружающей соц. действительности обусловлено его опытом общения с другими, особенно его способностью воспринимать мир и себя таким образом, чтобы это соответствовало видению других и значению символов. Символ обозначает предмет или событие , предполагая определенную реакцию на него, выражающуюся в соответствующих соц. действиях. Кроме того, символы обеспечивают средства, с помощью которых люди могут значимо общаться в своей естественной и соц. среде. Поведение человека определяется структурой его личности, его соц. ролью. Важной заслугой Мида является разработка им ролевой теории личности, согласно которой сущность личности, ее богатство и своеобразие определяются и проявляются прежде всего через выполняемые ею соц. роли, а сама соц. деятельность личности представляется как совокупность ее соц. ролей, зафиксированных в систеие языковых и других символов. Через процесс принятия роли индивиды развивают самость - способность людей представлять себя в качестве объектов своей собственной мысли. Социолог различает 2 аспекта формирования самости: 1)я (соотв. английскому "i") - спонтанное, внутреннее, субъективное представление индивидом себя 2)я (соотв. английскому "me") - это то, как люди видят себя, но глазами других. 2 стадии развития самости: 1)стадия игра (play) - ребенок играет роли, которые не являются собственно его (отец, доктор); 2)стадия соревнования (game) - принимая участие в соревновании (футбол), дети видят себя со стороны других участников. Любое организованное сообщество, которое обеспечивает индивиду организованность, Мид называет обобщенным другим. Индивиды видят себя с точки зрения обобщенного другого. (труд "Сознание, самость и общество"). Ученик Мида американский социолог и соц. психолог Герберт Блумер развил дальше исходные основы символического интеракционизма. По Блумеру С.И. покоится на 3 базовых посылках: 1)Люди скорее действуют на основе значений, которые они придают предметам и событиям, чем просто реагируют на внешние стимулы, такие как соц. силы. С.И. предлагает детерминизм значений. 2)Значения являются не столько фиксированными, сформулированными заранее, сколько создаются, развиваются и изменяются в интеракционных ситуациях. 3)Значения являются результатом интерпретаций, которые были осуществлены в интеракционных контекстах. Значительное место в работах Блумер уделил коллективному поведению людей. Основу коллективного поведения составляют общие значения, ожидания, которые разделяются группой индивидов. Однако часто можно наблюдать и спонтанное коллективное поведение, такое как митинговые страсти, паника и т.д. Это поведение возникает в условиях нарушения устоявшихся значений, привычных форм существования. Блумер выделяет такие формы спонтанного поведения, как: -- толчея, -- коллективное возбуждение, -- соц. инфекция, которые при опр. условиях способны вылиться в новые формы группового и институционального поведения: -- действующая толпа (спонтанно образованная группа, без общих значений и ожидании, нет признанного лидерства); -- экспрессивная толпа (эмоциональные порывы - карнавалы, ритуальные танцы - как эмоциональная разрядка от тревожащих значений); -- масса (спонтанное коллективное группирование людей, которые возбуждены значением какого-либо события); -- общественность (спонтанная коллективная группа, но в общественности индивиды взаимодействуют друг с другом, демонстрируют рациональные, критические действия). Наряду со спонтанными группами Блумером были исследованы и устойчивые, фиксированные формы соц. поведения - общие и специфические соц. движения, экспрессивные движения, а также возрожденческие и националистические движения, которые имеют структурную организацию и формируются на основе общепризнанных значений. 20. Феноменология А. Шюца и П. Бергера Феноменология - социологическая парадигма, основанная на философии Э.Гуссерля (1859-1938), согласно которой индивиды воспринимают окружающий мир через призму субъективных значений, приобретенных в процессе социализации. Отсюда следует, что общество - часть человеческого творения. Основателем этого соц. направления был австро-американский философ и социолог Альфред Щюц (1899-1959), разработавший своеобразную разновидность "понимающей социологии". Его основные труды: -- «Феноменология соц. мира» (1932), -- "Возвращающийся домой". Считая, что позитивизм искажал природу соц. явлений, отождествляя их с явлениями природы, Щюц разработал концепцию интерсубъективного мира. Суть этих представлений в том, что позиции, взгляды на соц. реалии одного индивида и другого несовместимы, ибо каждый человек оказывается в своем особом мире повседневной жизни. Шюц считал, что адекватная коммуникация возникает благодаря появлению общего для взаимодействующих интерсубъективного мира, т.е. привычного соц. мира, который в конечном счете обусловлен интеракциями между людьми, принадлежащими к одной весьма узкой соц. группе, которую социолог называет "домашней" группой. Концепция дома. Особый интерес для Шюца вызывает проблема реадаптации индивида к своей "домашней" группе после того, как они ее покинули по тем или иным причинам и какое-то время жили в иных соц. группах, неизбежно усваивая новые знания и новые измерительные линейки ценностей, типичные для этих групп. Здесь положение возвращающегося отлично от положения чужестранца, поскольку последний готов к тому, что этот мир организован иначе, чем тот, из которого он прибыл. Возвращающийся же ожидает встретить то, что ему хорошо знакомо, но ситуация полностью меняется для возвращающегося домой индивида (пример с солдатом). Шюц приходит к выводу, что "поначалу не только родина покажет возвращающемуся незнакомое лицо, но и он покажется странным тем, кто его ждет". Питер Бергер (1929) - американский социологи, австриец по происхождению - также представитель феноменологической школы социологии. Его основные работы: -- "Шум торжественных ансамблей"; -- "Приглашение в социологию"; -- "Социальное конструирование реальности" -- "Священная завеса" и т.д. В 1966 году Бергер с в соавторстве с Т.Лукманом написал сою самую известную работу "Соц. конструирование реальности", в которой излагалась теория феноменологической социологии знания, ориентированная на реальность "жизненного мира", на "повседневное знание", предшествующее научному и любому другому. Смысл теории в том, что общество создается благодаря деятельности индивидов, которые обладают знанием в виде субъективных значений или коллективных представлений. Следовательно, соц. реальность конструируется конкретными субъективными значениями людей в процессе их деятельности. Созданный в процессе социализации интерсубъективный мир продолжает существовать, но его необходимо поддерживать. Эту функцию выполняет легитимация, т.е. способы объяснения и оправдания соц. реальности. Главные агенты поддержания - значимые другие. Субъективная реальность по Бергеру всегда зависит от специфического соц. базиса и требуемых для ее поддержания соц. процессов. Важнейшим средством поддержания здесь является общение и употребление одного языка. Через общение индивиды сохраняют в памяти реальности. Но субъективная реальность может трансформироваться (напр., при прекращении общения или контакте с альтернативной реальностью). 21. Интегральные и объединительные парадигмы современной социологии Объединительные парадигмы - постклассические парадигмы, в которых раскрывается взаимосвязь соц. структур и деятельных соц. агентов. Последние десятилетия в развитии современной социологии отмечены, с одной стороны, появлением новых соц. концепций, дальнейшим усилением их многообразия, с другой - все яснее проявляющимся стремлением преодолеть традиционный разрыв макро- и микросоциологии, теоретического и эмпирического подходов к изучению и пониманию соц. реальности. Такое стремление началось в 30-е годы, но именно в 70-90 оно приобретает характер устойчивой, доминирующей тенденции. Значение объединительных попыток состоит не только в том, что они сами по себе несут немалое новое соц. значение, но и в том, что успешное решение этой важнейшей задачи может означать переход к качественно новому этапу в развитии теоретической социологии. Речь идет о тенденции движения не к одной и единственной общесоц. теории, исключающей плюрализм соц. парадигм, а об обеспечении единства и многообразия, при котором сохраняющийся плюрализм не исключал, а предполагал сближение различных методологических подходов к изучению соц. действительности. Речь идет о потребности в создании более широкой и высокой соц. научной системы, способной обобщить лучшие достижения различных направлений современной социологии. Интегралистские, объединительные тенденции в современной социологии рельефно проявились в частности в новейших концепциях «коммуникативного действия» Хабермаса, «структуралистского конструктивизма» Бурдье, «структурации» Гидденса, "неофункционализма" Александерса и др. Немецкий соц. философ и социолог Юрген Хабермас в работах «Теория коммуникативного действия», «Фактичность и значимость» и др. сделал попытку соединить концепции структурного функционализма и концепции феноменологии, добиться интеграции теории действия и теории систем. С творчеством этих социологов связан качественно новый этап в развитии социологической науки. 22. Структуралистский конструктивизм Бурдье и теория структурации Гидденса Известный французский социолог Пьер Бурдье (1930) создал концепцию структуралистского конструктивизма, в которой попытался соединить объективное (влияние соц. структуры) и субъективное (конструирование личностью объектов) в соц. познании, преодолеть односторонность как объективизма, так и субъективизма. В определении и изучении сути соц. отношений Бурдье предложил использовать одновременно 2 принципиальных подхода: 1)структурализм - в соц. системе существуют объективные структура, не зависящие от сознания и воли людей, но способные стимулировать те или иные их действия и стремления; 2)конструктивизм - действия людей, обусловленные жизненным опытом, процессом социализации, "формируют соц. агента как истинно практического оператора конструирования объектов". Объединяя в своем учении принципы структурализма и конструктивизма, он использует 2 центральных в его концепции понятия – «соц. поле» и «габитус». Соц. поле - это соц. пространство, в котором осуществляется различное взаимодействие людей, включающее целый ряд разных полей – политическое, экономическое, культурное, духовное и др. Под габитусом понимается система прочных приобретенных предрасположенностей индивидов, которые формируются под воздействием объективной соц. среды и используются ими в своих действиях как исходные установки. На этой основе он стремится внести свой вклад и в преодоление противопоставления макро- и микросоциологии. Крупнейшие труды: -- "Соц. пространство и символическая власть", -- "Социология политики" (1993), -- "Начала" (1994). Крупнейший английский социолог и политолог Энтони Гидденс (1938) (Капитализм и современная соц. теория, внес значительный вклад в интерпретацию классической социологической теории ("Политическое и социологическое воззрение Макса Вебера", "Эмиль Дюркгейм" и др.). Гидденс выдвинул оригинальную теорию структурации, также направленную на интеграцию макро- и микроподходов к исследованию соц. реальности ("Элементы теории структурации"). Его теория исходит из того, что в общественной жизни действия и структуры неразрывно связаны и не существуют друг без друга. Именно соц. действия создают и воспроизводят соц. структуры, а эти последние во многом обуславливают соц. действия. Поэтому социология, как и другие соц. науки, должна иметь дело не с опытом индивида и не со всеобщими соц. формами, а с соц. опытом, упорядоченным во времени и пространстве, в основе которого лежит человеческая деятельность. Соц. практики "одинаковы" в опр. времени и пространстве благодаря рефлексивности агентов, которая трактуется Гидденсом как "мониторинг течения соц. жизни". В свою очередь индивиды, усваивая в ходе социализации законы и навыки соц. деятельности", обеспечивают повторение соц. практик, что и делает возможным их типизацию и научный анализ. И здесь он выступает как против волюнтаристов, отрицающих или принижающих влияние условий среды, так и против детерминистов, игнорирующих или недооценивающих роль и значение воли и желаний субъекта в этой деятельности. Против этих крайностей и была направлена его концепция взаимосвязи и органического сочетания соц. структуры и соц. действия. Гидденс считает, что необходима объединительная парадигма, а не полюсные подходы. 23. Социологическое понимание общества. Социальные связи и взаимодействия Общество – совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей, характеризующаяся устойчивостью и целостностью, самовоспроизводством и самодостаточностью, саморегулируемостью и саморазвитием, достижением такого уровня культуры, когда появляются особые социальные нормы и ценности, лежащие в основе взаимосвязи и взаимодействия людей. Общество представляет собой теснейшее сплетение разнообразных соц. связей и взаимодействий, исходной первоносной которого выступает соц. действие. Человеческое действие приобретает черты соц. действия только тогда, когда оно осознанно и сориентировано на поведение других, когда оно воздействует на них и в свою очередь испытывает влияние поведения других людей. Соц. действие, выражающее зависимость и совместимость людей или их групп, выступает как соц. связь. Она включает такие основные элементы: -- субъекты этой связи, -- предмет связи, характеризующий содержание связей; -- механизм осуществления связи и его сознательное регулирование. Поведение человека, живущего в мире себе подобных, зависит не только от него самого, его физических качеств, а от совместно живущих и совместно действующих людей, оказывающих взаимное влияние на поведение друг друга. При этом с прогрессом общества такая зависимость неуклонно возрастает. Соц. связь может выражаться в различных формах: как в виде соц. контакта – поверхностные связи людей, так и соц. взаимодействия. Соц. взаимодействие – это система взаимообусловленных соц. действий, при которой действия одного субъекта одновременно являются причиной и следствием ответных действий других. Оно имеет место тогда, когда люди взаимно, сравнительно глубоко, устойчиво и регулярно влияют на поведение друг друга, в результате чего происходит не только возобновление, но обычно и изменение соц. отношений. Соц. отношения - это одна из форм проявления соц. взаимодействий, которая отличается длительностью, устойчивостью и системностью соц. взаимодействий, их самовозобновляемостью, широтой содержания соц. связей. Соц.взаимодействия могут классифицироваться по различным основаниям. Сорокин разграничил их: 1)по количеству субъектов взаимодействия на: -- взаимоотношения двух людей друг с другом; -- одного и многих; -- многих и многих; 2)по характеру взаимоотношений субъекта взаимодействия на: -- односторонние и -- двусторонние, -- а также на солидарные и -- антагонистические; 3)по своей длительности на: -- кратковременные и -- долговременные; 4)по наличию или отсутствию организованности на: -- организованные и -- неорганизованные; 5)по сознательности взаимодействия: -- сознательные и -- бессознательные; 6)по материи обмена в процессе обмена на: -- интеллектуальные, -- чувственные и -- волевые. Важным подразделением соц. взаимодействий является и такое, как непосредственные и опосредованные взаимодействия. 24. Общество и культура. Социальная роль культуры Общество как широкая социальная реальность характеризуется не только своим групповым характером, но и регулируемым поведением людей, в основе которого лежат ценности, нормы, правила поведения, т.е. культура данного общества. Т.о., соц. культура - это система соц. значимых ценностей, норм и правил Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|