реферат бесплатно, курсовые работы
 

Социум

|-- географическое (Мечников, Соловьев, Ключевский); |

|-- органическое (Стронин, Лилиенфельд); |

|-- субъективистское (Лавров, Михайловский); |

|-- психологическое (Петражицкий, Кареев); |

|-- многофакторное (Ковалевский); |

|-- марксистское (Плеханов, Ленин). |

|Субъективистское направление: Лавров и Михайловский наибольшее внимание |

|уделяли проблемам соотношения социального и исторического; предмета и |

|метода социологии; теории прогресса и роли личности в истории. |

|Марксистское направление: Плеханов развивал идеи марксизма в свете |

|материалистического понимания истории, разрабатывал вопрос о соотношении |

|роли личности и народных масс в истории. Ленин больше внимания уделял роли |

|классов, народных масс. |

|Психологическое направление: Петражицкий определял социологию как науку, |

|призванную изучать человеческое участие в процессах общественной жизни, |

|опираясь на субъективную психологию человеческих мотивов. Кареев критиковал|

|О.Конта, подчеркивая роль коллективной психологии как переходной ступени |

|между биологией и социологией, как подлинной основы последней. |

|Многофакторная концепция М.М.Ковалевского: плюралистический подход к |

|изучению общества. Главные труды Ковалевского: |

|-- "Современная социология"; |

|-- "Очерк развития социологических учений"; |

|-- "Социология" (2 тома). |

|Ковалевского как социолога интересовали следующие проблемы: связь |

|социологии с историческими науками; сравнительно-исторический метод |

|исследования; многофакторный подход к изучению общества; социальные |

|закономерности и общественный прогресс. |

| |

|13. П.А. Сорокин – один из классиков социологии 20 столетия. «Социальная и |

|культурная динамика» |

|В историю социологической мысли Питирим Александрович Сорокин вошел как |

|создатель интегрального направления в современной социологии, теории соц. |

|стратификации и соц. мобильности, концепции флуктуации социокультурных |

|систем. Жизненный и творческий путь Сорокина связан до 1922 года с Россией,|

|а с 1923 года с США. В 1919 году Сорокин создает первый в России |

|социологический факультет в Петроградском университете. Американский период|

|его творчества был более длительным и плодотворным. Сорокин не только |

|создает десятки крупных работ, но и социологический факультет Гарвардского |

|университета, 12 лет возглавляет его, избирается президентом Американской |

|социологической ассоциации. Сорокина по праву многие называют классиком |

|социологии 20 столетия, а иногда говорят, что он совершил «коперниковскую |

|революцию в социологии». Его основные труды: |

|(Русские:) |

|-- "Преступление и кара, подвиг и награда"; |

|-- "Система социологии"; |

|-- "Общедоступный учебник социологии"; |

|(США:) |

|-- "Социология революции"; |

|-- "Социальная мобильность"; |

|-- "Современные социологические теории"; |

|-- "Социальная и культурная динамика"; |

|-- "Социологические теории сегодня". |

|Интегрализм как своеобразная общая черта творчества Сорокина окончательно |

|сложился в трудах конца 30-40 годов, прежде всего в его «Социальной и |

|культурной динамике», в которой ярко и фундаментально показано циклическое |

|развитие, флуктуация различных типов культур и соц. суперсистем в Европе |

|почти за 3 тысячелетия. |

|Понимая культуру в самом широком смысле как основу общественной жизни, |

|Сорокин соединил в единое целое все аспекты социологического изучения |

|общества. Культура и ее ценности – вот интегрирующий фактор и в самой |

|общественной жизни и в ее социологическом исследовании. Социокультура у |

|Сорокина не конгломерат разрозненных явлений, а единство, все элементы |

|которого связаны, интегрированы, представляют собой систему, а ценность |

|служит фундаментом всякой культуры. |

|Социокультурные суперсистемы различаются прежде всего своими основными |

|ценностями. Вся история у Сорокина предстает как закономерная смена |

|доминирования в Европе 3 социокультурных суперсистем, 3 длительных этапов |

|человеческой истории, своеобразных особых, уникальных цивилизаций: |

|-- идеациональной, |

|-- чувственной и |

|-- идеалистической. |

|В первой господствующее положение занимают религиозные ценности, бог – |

|высшая истина, другие культурные системы (наука, искусство) подчинены |

|теологии. |

|Вторая характеризуется господством материализма и чувственных форм |

|познания, чувственных ценностей. |

|Третья представляет собой интеграцию, синтез черт и ценностей двух других |

|типов культур на основе сочетания материалистических и |

|религиозно-идеалистических взглядов и преобладания интуиции в познании, в |

|связи с чем этот тип может рассматриваться как интегральный. |

|Историческое развитие представляет собой циклическую флуктуацию указанных |

|типов культур, связанных с тремя способами познания - рациональным, |

|чувственным и интуитивным. Ими ограничиваются возможности человеческого |

|познания, в истории культуры и общества не возникает и не может возникнуть |

|чего-либо нового, история обречена на постоянное повторение, флуктуацию |

|циклов, которые отличаются лишь в деталях. Современную культуру Сорокин |

|относил к чувственной, находящейся в глубоком кризисе, связанным с |

|усилением влияния материализма и эмпиризма. Выход он видел в |

|нравственно-религиозном обновлении человечества, в переходе к "новой |

|интегральной культуре", когда новые духовные ценности истины, красоты и |

|добра выдвинутся на первый план. |

| |

|14. Работа Сорокина «Моя философия – интегрализм» |

|В историю социологической мысли Питирим Александрович Сорокин вошел как |

|создатель интегрального направления в современной социологии, теории соц. |

|стратификации и соц. мобильности, концепции флуктуации социокультурных |

|систем. |

|Интегральные и объединительные парадигмы образуют постмодерн в |

|социологической науке. Одним из первых, кто попытался ликвидировать |

|противостояние между структурными и интерпретивными парадигмами был |

|российско-американский социолог Сорокин, создавший интегральную социологию.|

|Он предложил изучать общество, его явления с позиций как объективности |

|социокультурных систем, находящихся в сложном движении – по горизонтали, |

|вертикале и в виде флуктуации, так и с учетом субъективности – сложной, |

|интегральной сущности человека, его ценностного мира. |

|В работе «Моя философия – интегрализм» социолог рассуждает о своем видении |

|интегральной сущности человека, которая проявляется и раскрывается в его |

|способностях отражать и анализировать мир с помощью интегрального |

|использования каналов познания. |

|Вместе с тем интегральное существо человека проявляется и в том, что он |

|является активным участником создания творческого начала во вселенной. |

|Помимо неорганических и органических явлений, которые существовали до |

|появления человека, человек создал новую реальность – суперорганический или|

|культурный мир, имеющий компонент смысл. Среди смысловых ценностей |

|суперорганического мира есть одна высшая интегральная ценность – единство |

|Истины, Красоты и Добра. Человек весьма преуспел в добыче истины и в |

|создании шедевров красоты. Однако за последние четыре столетия творчество в|

|области Добра резко отстало от творческой деятельности в области Красоты и |

|Истины. |

| |

|15. Социология реформ и революций П.А. Сорокина |

|В историю социологической мысли Питирим Александрович Сорокин вошел как |

|создатель интегрального направления в современной социологии, теории соц. |

|стратификации и соц. мобильности, концепции флуктуации социокультурных |

|систем. |

|Соц. порядок в обществе – длительный процесс формирования системы прав и |

|обязанностей индивидов, классов, общностей. Соц. порядок не данный факт, а |

|результат взаимодействия человечества, развитие культуры. Нарушение этого |

|порядка, баланса ведет к хаосу, нестабильности, смене ценностей. |

|Социология реформирования заключается в следующем: |

|-- любая реформа не должна принижать человеческое достоинство, не должна |

|сопровождаться противостоянием с естественными потребностями, инстинктами |

|человека; |

|-- каждой реформе должны предшествовать глубокие научные исследования, |

|направленные на изучение соц. ксловий данного общества, в котором |

|проводится реформа; |

|-- каждая реформа должна проводится исключительно конституционными |

|методами. |

|Социология революций заключается прежде всего в неприятии Сорокина войнам, |

|любому проявлению насилия, нарушающему порядок в обществе. Три необходимых |

|составных всякого революционного взрыва: |

|а)растущее подавление базовых инстинктов большинства населения, |

|собственнический инстинкт; |

|б)всеобщий характер такого подавления; |

|в)бессилие групп порядка. |

|Революция проходит 2 стадии: |

|-- революционный взрыв и |

|-- контрареволюция. |

|Революционный взрыв связан с подавлением естественных инстинктов, |

|сопровождается голодом, насилием. Контрреволюция вызвана тем, что народ |

|устал и хочет наконец порядка, который не принесла с собой революция |

|первого типа. |

16. Структурный функционализм Т. Парсонса и его работа «Система

современных обществ»

Толкотт Парсонс (1902-1979), американский социолог, один из ведущих

профессоров социологического факультета Гарвардского университета, вошел

в историю социологии прежде всего как создатель современной теории соц.

действия и на этой основе - структурно-функциональной теории соц. систем,

призванной служить основой решения частных эмпирических и прикладных

проблем. Его основные труды:

-- "Структура социального действия";

-- "Социальная система";

-- "Рабочие тетради по теории действия";

-- "Система современных обществ".

Исходное место в теориях Парсонса занимает понимание соц. действия как

единства трех подсистем: субъекта действия, определенной ситуации и

ценностно-нормативных предписаний как условий действия.

Соц. действие – это самоорганизующаяся система, отличающаяся

символичностью (т.е. наличием таких символичных механизмов регуляции, как

язык, ценности и т.д.), нормативностью (т.е. зависимостью от общепринятых

ценностей и норм) и волюнтаристичностью.

В общей системе соц. действия выделял четыре подсистемы:

-- соц. система,

-- культура,

-- личность и

-- поведенческий организм,

которые друг для друга выступают как специфические среды их деятельности.

Большое внимание Парсонс уделил проблеме устойчивости, стабильности соц.

систем. Для их нормального существования и развития необходимо выполнение

системой и ее подсистемами инвариантного набора функций (известен как

структурно-функциональная сетка "эйджил"):

-- адаптация к окружающей среде;

-- целедостижения;

-- интеграция и координация деятельности структурных элементов системы и

-- поддержание ценностного образца.

В соц. системе функцию адаптации выполняет экономическая подсистема,

функцию целедостижения – политическая, интеграции – правовые институты и

обычаи, функцию поддержания ценностного образца – система верований,

мораль и органы социализации.

Общественное развитие происходит в направлении все большей структурной

дифференциации общества, усложнения их соц. структуры, ведущих к

уменьшению их стабильности.

Работа Парсонса «Система современных обществ» отражает зрелые взгляды

ученого на соц. систему. Свою теорию ученый распространяет на все

общество, считая, что многочисленные современные общества – не какие-то

случайные разновидности, а некая система, части которой дифференцированы

друг от друга и в то же время интегрированы на основе взаимозависимости.

Последняя включает в себя как факторы напряженности, так и конфликта. В

основе всей работы лежит тезис о том, что современный тип общества

возникает в единственной эволюционной зоне – на Западе. Через эту призму

автор рассматривает исторический процесс и модернизацию всех обществ.

Для анализа системы действия Парсонс применяет четырехфункциональную

схему и аналитически делит общество на четыре подсистемы (см.выше). Через

интегративную подсистему Парсонс выходит на социетальное сообщество,

которое он считает ядром общества. Основная функция этой подсистемы

состоит в том, чтобы определять обязательства, вытекающие из лояльности

по отношению к социетальному коллективу, как для его членов в целом, так

и для различных категорий дифференцированных статусов и ролей внутри

общества.

17. Функционализм Р.Мертона и его работа «Соц. структура и аномия». Явные

и латентные функции

Одним из основных представителей структурного функционализма является

американский социолог Роберт Кинг Мертон, особенно много сделавший для

органического соединения теоретического и эмпирического в социологии на

основе разработанных им теорий функционального анализа и среднего уровня.

Его основные труды:

-- "Соц. теория и соц. структура";

-- "Соц. структура и аномия";

-- "Явные и латентные функции";

-- "Социология науки".

В его работах центральное место занимает разработка теории и методологии

структурного функционализма. Мертон сосредоточил все усилия на

функциональном анализе соц. систем среднего уровня и разработке социолог.

теории среднего радиуса действия. Эти теории находятся в промежуточном

пространстве между частными, не претендуют на всеохватность и

универсальность. Именно они, по Мертону, лучше всего обеспечивают

единство теории, метода и эмпирических фактов, решают задачу взаимосвязи

и взаимодействия макро- и микросоциологии, эмпирических и теоретических

исследований. Дальнейшее развитие в трудах Мертона получилит и проблемы

функционализма. Если Парсонс соредоточил свое внимание на функциях,

функциональности соц. систем и их структур, обеспечивающих соц. порядок,

то Мертон – на дисфункциях, дисфункциональности, ведущих к усилению соц.

напряженности, соц. противоречий и нарушению соц. порядка.

Функция для Мертона – наблюдаемые следствия, которые служат саморегуляции

данной системы или приспособлению ее к среде, а дисфункция – это

прямопротивоположные следствия.

Важным вкладом в теорию функционализма явилось его учение о двух формах

проявления функций – явной и скрытой (латентной). Первая имеет место

тогда, когда речь идет об объективных и преднамеренных последствиях соц.

действий, а вторая – о непреднамеренных и неосознанных последствиях.

Такое разграничение служит цели недопущения смешения сознательной

мотивации соц. поведения с его объективными последствиями, а также точки

зрения действующего лица с точкой зрения наблюдателя.

Особенно великий вклад внес Мертон в разработку теории аномии и

девиантного поведения, а также социологию соц. структуры, профессий,

науки, медицины. Соц. аномия рассматривается Мертоном как проявление

кризиса, непорядка, разлада, дисфункциональности соц. системы, связанное

с разложением нравственных ценностей и вакуумом идеалов в общественном и

индивидуальном сознании, что весьма характерно для современного состояния

российского общества.

Все виды соц. поведения, в том числе и отклоняющегося, Мертон делит на 5

типов индивидуальной адаптации:

-- конформизм - соц. цели общества и способы их достижения принимаются

полностью;

-- инновационность - принимаются соц. цели, но не способы их достижения;

-- ритуализм - соц. цели не осмысливаются, но способы их достижения

непоколебимы и священны;

-- ретритизм - отрицание и того и другого;

-- мятеж - замена и первого и второго.

18. Конфликтная парадигма и ее основные современные представители

В 50-е годы сложилось особое конфликтологическое направление в

современной социологии как своеобразная реакция на акцентирование

структурным функционализмом согласия, стабильности, интеграции соц.

систем и невнимание к соц. конфликтам, радикальным преобразованиям.

Проблемой соц. конфликта занимались многие социологи прошлого (марксизм,

Гумплович, Вебер, Паретто). Речь идет о специальном и систематическом

изучении соц. конфликтов в рамках особой «теории конфликтов», сложившейся

и получившей распространение лишь во 2-ой половине 20 века. В этом

особенно велика заслуга Милса, Козера, Дарендорфа, Рекса. Соц. конфликты

изучают не только социология, но и психология, соц. философия и др.

Конфликтология в целом – междисциплинарная отрасль научного знания,

исследующая возникновение, становление и развитие и разрешение конфликтов

и признающая их решающим или очень важным фактором общественного

развития. В соц. подходе к соц. конфликтам на первый план выдвигается

изучение их места в роли соц. системы.

Льюис Козер (1913) один из основателей функционалистической теории соц.

конфликта, стремящийся соединить эволюционный функционализм и теорию соц.

конфликта. Соц. конфликты развиваются не вне, а внутри общества как соц.

системы в результате усиления его дифференциации и роста обособления его

структур. Делает акцент на позитивной роли соц. конфликтов (представители

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.