| |||||
МЕНЮ
| Социум|-- географическое (Мечников, Соловьев, Ключевский); | |-- органическое (Стронин, Лилиенфельд); | |-- субъективистское (Лавров, Михайловский); | |-- психологическое (Петражицкий, Кареев); | |-- многофакторное (Ковалевский); | |-- марксистское (Плеханов, Ленин). | |Субъективистское направление: Лавров и Михайловский наибольшее внимание | |уделяли проблемам соотношения социального и исторического; предмета и | |метода социологии; теории прогресса и роли личности в истории. | |Марксистское направление: Плеханов развивал идеи марксизма в свете | |материалистического понимания истории, разрабатывал вопрос о соотношении | |роли личности и народных масс в истории. Ленин больше внимания уделял роли | |классов, народных масс. | |Психологическое направление: Петражицкий определял социологию как науку, | |призванную изучать человеческое участие в процессах общественной жизни, | |опираясь на субъективную психологию человеческих мотивов. Кареев критиковал| |О.Конта, подчеркивая роль коллективной психологии как переходной ступени | |между биологией и социологией, как подлинной основы последней. | |Многофакторная концепция М.М.Ковалевского: плюралистический подход к | |изучению общества. Главные труды Ковалевского: | |-- "Современная социология"; | |-- "Очерк развития социологических учений"; | |-- "Социология" (2 тома). | |Ковалевского как социолога интересовали следующие проблемы: связь | |социологии с историческими науками; сравнительно-исторический метод | |исследования; многофакторный подход к изучению общества; социальные | |закономерности и общественный прогресс. | | | |13. П.А. Сорокин – один из классиков социологии 20 столетия. «Социальная и | |культурная динамика» | |В историю социологической мысли Питирим Александрович Сорокин вошел как | |создатель интегрального направления в современной социологии, теории соц. | |стратификации и соц. мобильности, концепции флуктуации социокультурных | |систем. Жизненный и творческий путь Сорокина связан до 1922 года с Россией,| |а с 1923 года с США. В 1919 году Сорокин создает первый в России | |социологический факультет в Петроградском университете. Американский период| |его творчества был более длительным и плодотворным. Сорокин не только | |создает десятки крупных работ, но и социологический факультет Гарвардского | |университета, 12 лет возглавляет его, избирается президентом Американской | |социологической ассоциации. Сорокина по праву многие называют классиком | |социологии 20 столетия, а иногда говорят, что он совершил «коперниковскую | |революцию в социологии». Его основные труды: | |(Русские:) | |-- "Преступление и кара, подвиг и награда"; | |-- "Система социологии"; | |-- "Общедоступный учебник социологии"; | |(США:) | |-- "Социология революции"; | |-- "Социальная мобильность"; | |-- "Современные социологические теории"; | |-- "Социальная и культурная динамика"; | |-- "Социологические теории сегодня". | |Интегрализм как своеобразная общая черта творчества Сорокина окончательно | |сложился в трудах конца 30-40 годов, прежде всего в его «Социальной и | |культурной динамике», в которой ярко и фундаментально показано циклическое | |развитие, флуктуация различных типов культур и соц. суперсистем в Европе | |почти за 3 тысячелетия. | |Понимая культуру в самом широком смысле как основу общественной жизни, | |Сорокин соединил в единое целое все аспекты социологического изучения | |общества. Культура и ее ценности – вот интегрирующий фактор и в самой | |общественной жизни и в ее социологическом исследовании. Социокультура у | |Сорокина не конгломерат разрозненных явлений, а единство, все элементы | |которого связаны, интегрированы, представляют собой систему, а ценность | |служит фундаментом всякой культуры. | |Социокультурные суперсистемы различаются прежде всего своими основными | |ценностями. Вся история у Сорокина предстает как закономерная смена | |доминирования в Европе 3 социокультурных суперсистем, 3 длительных этапов | |человеческой истории, своеобразных особых, уникальных цивилизаций: | |-- идеациональной, | |-- чувственной и | |-- идеалистической. | |В первой господствующее положение занимают религиозные ценности, бог – | |высшая истина, другие культурные системы (наука, искусство) подчинены | |теологии. | |Вторая характеризуется господством материализма и чувственных форм | |познания, чувственных ценностей. | |Третья представляет собой интеграцию, синтез черт и ценностей двух других | |типов культур на основе сочетания материалистических и | |религиозно-идеалистических взглядов и преобладания интуиции в познании, в | |связи с чем этот тип может рассматриваться как интегральный. | |Историческое развитие представляет собой циклическую флуктуацию указанных | |типов культур, связанных с тремя способами познания - рациональным, | |чувственным и интуитивным. Ими ограничиваются возможности человеческого | |познания, в истории культуры и общества не возникает и не может возникнуть | |чего-либо нового, история обречена на постоянное повторение, флуктуацию | |циклов, которые отличаются лишь в деталях. Современную культуру Сорокин | |относил к чувственной, находящейся в глубоком кризисе, связанным с | |усилением влияния материализма и эмпиризма. Выход он видел в | |нравственно-религиозном обновлении человечества, в переходе к "новой | |интегральной культуре", когда новые духовные ценности истины, красоты и | |добра выдвинутся на первый план. | | | |14. Работа Сорокина «Моя философия – интегрализм» | |В историю социологической мысли Питирим Александрович Сорокин вошел как | |создатель интегрального направления в современной социологии, теории соц. | |стратификации и соц. мобильности, концепции флуктуации социокультурных | |систем. | |Интегральные и объединительные парадигмы образуют постмодерн в | |социологической науке. Одним из первых, кто попытался ликвидировать | |противостояние между структурными и интерпретивными парадигмами был | |российско-американский социолог Сорокин, создавший интегральную социологию.| |Он предложил изучать общество, его явления с позиций как объективности | |социокультурных систем, находящихся в сложном движении – по горизонтали, | |вертикале и в виде флуктуации, так и с учетом субъективности – сложной, | |интегральной сущности человека, его ценностного мира. | |В работе «Моя философия – интегрализм» социолог рассуждает о своем видении | |интегральной сущности человека, которая проявляется и раскрывается в его | |способностях отражать и анализировать мир с помощью интегрального | |использования каналов познания. | |Вместе с тем интегральное существо человека проявляется и в том, что он | |является активным участником создания творческого начала во вселенной. | |Помимо неорганических и органических явлений, которые существовали до | |появления человека, человек создал новую реальность – суперорганический или| |культурный мир, имеющий компонент смысл. Среди смысловых ценностей | |суперорганического мира есть одна высшая интегральная ценность – единство | |Истины, Красоты и Добра. Человек весьма преуспел в добыче истины и в | |создании шедевров красоты. Однако за последние четыре столетия творчество в| |области Добра резко отстало от творческой деятельности в области Красоты и | |Истины. | | | |15. Социология реформ и революций П.А. Сорокина | |В историю социологической мысли Питирим Александрович Сорокин вошел как | |создатель интегрального направления в современной социологии, теории соц. | |стратификации и соц. мобильности, концепции флуктуации социокультурных | |систем. | |Соц. порядок в обществе – длительный процесс формирования системы прав и | |обязанностей индивидов, классов, общностей. Соц. порядок не данный факт, а | |результат взаимодействия человечества, развитие культуры. Нарушение этого | |порядка, баланса ведет к хаосу, нестабильности, смене ценностей. | |Социология реформирования заключается в следующем: | |-- любая реформа не должна принижать человеческое достоинство, не должна | |сопровождаться противостоянием с естественными потребностями, инстинктами | |человека; | |-- каждой реформе должны предшествовать глубокие научные исследования, | |направленные на изучение соц. ксловий данного общества, в котором | |проводится реформа; | |-- каждая реформа должна проводится исключительно конституционными | |методами. | |Социология революций заключается прежде всего в неприятии Сорокина войнам, | |любому проявлению насилия, нарушающему порядок в обществе. Три необходимых | |составных всякого революционного взрыва: | |а)растущее подавление базовых инстинктов большинства населения, | |собственнический инстинкт; | |б)всеобщий характер такого подавления; | |в)бессилие групп порядка. | |Революция проходит 2 стадии: | |-- революционный взрыв и | |-- контрареволюция. | |Революционный взрыв связан с подавлением естественных инстинктов, | |сопровождается голодом, насилием. Контрреволюция вызвана тем, что народ | |устал и хочет наконец порядка, который не принесла с собой революция | |первого типа. | 16. Структурный функционализм Т. Парсонса и его работа «Система современных обществ» Толкотт Парсонс (1902-1979), американский социолог, один из ведущих профессоров социологического факультета Гарвардского университета, вошел в историю социологии прежде всего как создатель современной теории соц. действия и на этой основе - структурно-функциональной теории соц. систем, призванной служить основой решения частных эмпирических и прикладных проблем. Его основные труды: -- "Структура социального действия"; -- "Социальная система"; -- "Рабочие тетради по теории действия"; -- "Система современных обществ". Исходное место в теориях Парсонса занимает понимание соц. действия как единства трех подсистем: субъекта действия, определенной ситуации и ценностно-нормативных предписаний как условий действия. Соц. действие – это самоорганизующаяся система, отличающаяся символичностью (т.е. наличием таких символичных механизмов регуляции, как язык, ценности и т.д.), нормативностью (т.е. зависимостью от общепринятых ценностей и норм) и волюнтаристичностью. В общей системе соц. действия выделял четыре подсистемы: -- соц. система, -- культура, -- личность и -- поведенческий организм, которые друг для друга выступают как специфические среды их деятельности. Большое внимание Парсонс уделил проблеме устойчивости, стабильности соц. систем. Для их нормального существования и развития необходимо выполнение системой и ее подсистемами инвариантного набора функций (известен как структурно-функциональная сетка "эйджил"): -- адаптация к окружающей среде; -- целедостижения; -- интеграция и координация деятельности структурных элементов системы и -- поддержание ценностного образца. В соц. системе функцию адаптации выполняет экономическая подсистема, функцию целедостижения – политическая, интеграции – правовые институты и обычаи, функцию поддержания ценностного образца – система верований, мораль и органы социализации. Общественное развитие происходит в направлении все большей структурной дифференциации общества, усложнения их соц. структуры, ведущих к уменьшению их стабильности. Работа Парсонса «Система современных обществ» отражает зрелые взгляды ученого на соц. систему. Свою теорию ученый распространяет на все общество, считая, что многочисленные современные общества – не какие-то случайные разновидности, а некая система, части которой дифференцированы друг от друга и в то же время интегрированы на основе взаимозависимости. Последняя включает в себя как факторы напряженности, так и конфликта. В основе всей работы лежит тезис о том, что современный тип общества возникает в единственной эволюционной зоне – на Западе. Через эту призму автор рассматривает исторический процесс и модернизацию всех обществ. Для анализа системы действия Парсонс применяет четырехфункциональную схему и аналитически делит общество на четыре подсистемы (см.выше). Через интегративную подсистему Парсонс выходит на социетальное сообщество, которое он считает ядром общества. Основная функция этой подсистемы состоит в том, чтобы определять обязательства, вытекающие из лояльности по отношению к социетальному коллективу, как для его членов в целом, так и для различных категорий дифференцированных статусов и ролей внутри общества. 17. Функционализм Р.Мертона и его работа «Соц. структура и аномия». Явные и латентные функции Одним из основных представителей структурного функционализма является американский социолог Роберт Кинг Мертон, особенно много сделавший для органического соединения теоретического и эмпирического в социологии на основе разработанных им теорий функционального анализа и среднего уровня. Его основные труды: -- "Соц. теория и соц. структура"; -- "Соц. структура и аномия"; -- "Явные и латентные функции"; -- "Социология науки". В его работах центральное место занимает разработка теории и методологии структурного функционализма. Мертон сосредоточил все усилия на функциональном анализе соц. систем среднего уровня и разработке социолог. теории среднего радиуса действия. Эти теории находятся в промежуточном пространстве между частными, не претендуют на всеохватность и универсальность. Именно они, по Мертону, лучше всего обеспечивают единство теории, метода и эмпирических фактов, решают задачу взаимосвязи и взаимодействия макро- и микросоциологии, эмпирических и теоретических исследований. Дальнейшее развитие в трудах Мертона получилит и проблемы функционализма. Если Парсонс соредоточил свое внимание на функциях, функциональности соц. систем и их структур, обеспечивающих соц. порядок, то Мертон – на дисфункциях, дисфункциональности, ведущих к усилению соц. напряженности, соц. противоречий и нарушению соц. порядка. Функция для Мертона – наблюдаемые следствия, которые служат саморегуляции данной системы или приспособлению ее к среде, а дисфункция – это прямопротивоположные следствия. Важным вкладом в теорию функционализма явилось его учение о двух формах проявления функций – явной и скрытой (латентной). Первая имеет место тогда, когда речь идет об объективных и преднамеренных последствиях соц. действий, а вторая – о непреднамеренных и неосознанных последствиях. Такое разграничение служит цели недопущения смешения сознательной мотивации соц. поведения с его объективными последствиями, а также точки зрения действующего лица с точкой зрения наблюдателя. Особенно великий вклад внес Мертон в разработку теории аномии и девиантного поведения, а также социологию соц. структуры, профессий, науки, медицины. Соц. аномия рассматривается Мертоном как проявление кризиса, непорядка, разлада, дисфункциональности соц. системы, связанное с разложением нравственных ценностей и вакуумом идеалов в общественном и индивидуальном сознании, что весьма характерно для современного состояния российского общества. Все виды соц. поведения, в том числе и отклоняющегося, Мертон делит на 5 типов индивидуальной адаптации: -- конформизм - соц. цели общества и способы их достижения принимаются полностью; -- инновационность - принимаются соц. цели, но не способы их достижения; -- ритуализм - соц. цели не осмысливаются, но способы их достижения непоколебимы и священны; -- ретритизм - отрицание и того и другого; -- мятеж - замена и первого и второго. 18. Конфликтная парадигма и ее основные современные представители В 50-е годы сложилось особое конфликтологическое направление в современной социологии как своеобразная реакция на акцентирование структурным функционализмом согласия, стабильности, интеграции соц. систем и невнимание к соц. конфликтам, радикальным преобразованиям. Проблемой соц. конфликта занимались многие социологи прошлого (марксизм, Гумплович, Вебер, Паретто). Речь идет о специальном и систематическом изучении соц. конфликтов в рамках особой «теории конфликтов», сложившейся и получившей распространение лишь во 2-ой половине 20 века. В этом особенно велика заслуга Милса, Козера, Дарендорфа, Рекса. Соц. конфликты изучают не только социология, но и психология, соц. философия и др. Конфликтология в целом – междисциплинарная отрасль научного знания, исследующая возникновение, становление и развитие и разрешение конфликтов и признающая их решающим или очень важным фактором общественного развития. В соц. подходе к соц. конфликтам на первый план выдвигается изучение их места в роли соц. системы. Льюис Козер (1913) один из основателей функционалистической теории соц. конфликта, стремящийся соединить эволюционный функционализм и теорию соц. конфликта. Соц. конфликты развиваются не вне, а внутри общества как соц. системы в результате усиления его дифференциации и роста обособления его структур. Делает акцент на позитивной роли соц. конфликтов (представители Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|