реферат бесплатно, курсовые работы
 

Социум

Социум

| | | | | |

страница 1 из 3 / >> следующая страница <<

|Учебный курс СОЦИОЛОГИЯ |

|Предмет и структура социологии |

|Взаимоотношение социологии с другими общественными науками /социальная |

|философия, история, политология, правоведение и др./ |

|Значение социологии и её роль в общественной жизни |

|Главные социологические парадигмы |

|О. Конт как основатель социологии |

|Социологические взгляды Г. Спенсер |

|Значение социологии марксизма и её ограниченность |

|"Социологизм" Эмиля Дюркгейма |

|Работа Э. Дюркгейма "О разделении общественного труда" |

|"Понимающая" социология М. Вебера и его теория социального действия |

|Работа М. Вебера "Протестантская этика и дух капитализма" |

|Социологическая мысль в дореволюционной России и её основные направления |

|П. А. Сорокин - один из классиков социологии XX столетия. "Социальная и |

|культурная динамика" |

|Работа П. А. Сорокина "Моя философия - интегрализм" |

|Социология реформ и революций П. А. Сорокина |

| |

|Учебный курс Социология |

|1. Предмет и структура социологии |

|Уже из самого названия данной науки – «социология» (от латинского societas,|

|т.е. общество, и греческого logos, т.е. учение) – со всей очевидностью |

|следует, что речь идёт о науке, изучающей общество. Но столь же очевидно и |

|то, что общество является общим объектом изучения и многих других наук, не |

|случайно получивших название «общественных»: история, философия, |

|экономическая теория, политология, правоведение, культурология, педагогика,|

|психология, этнография, демография и др. Поэтому простое указание на то, |

|что социология – это наука об обществе, ещё не даёт ответа на вопрос о |

|специфическом объекте и предмете этой науки, об особом способе изучения |

|общества. |

|Своеобразие социологии как самостоятельной науки среди других общественных |

|наук находит своё выражение в том, что она изучает общество, его |

|функционирование и развитие под специфическим углом зрения – сквозь призму |

|социальных явлений, процессов, отношений, составляющих основное содержание |

|социальной реальности – социума как объекта социологии. |

|Объектом большинства общественных наук является не всё общество, а та или |

|иная его сторона, форма проявления и т.д. Изучаемая социологией социальная |

|жизнь общества – это область социальных отношений как отношений между более|

|или менее широкими общностями людей (классами, социальными слоями и |

|группами, национальностями и народностями, коллективами и т.д.) и самими |

|людьми, выступающими в качестве представителей этих общностей. |

|В зависимости от своеобразия субъектов социальные отношения подразделяются |

|на: |

|1) социально-групповые (классы, социальные группы и слои); |

|2) социально-демографические (мужчины, женщины, дети, молодёжь, пенсионеры,|

|члены семьи); |

|3) социально-территориальные (городское и сельское население); |

|4) социально-этнические (нации, народности, национальные и этнографические |

|группы); |

|5) социально-профессиональные (трудовые коллективы, профессиональные |

|объединения); |

|6) межличностные (личности) и др. |

|Таким образом социология выступает прежде всего как наука о поведении людей|

|в среде себе подобных. |

|Социальные отношения носят комплексный характер и не сводимы к отношениям |

|только экономическим, политическим или духовным. Они проявляются во всех |

|сферах общественной жизни и включают в себя и социально-экономическое, и |

|-политическое, и -духовное. Также социальное – это не просто одна из сфер |

|общественной жизни, наряду с экономической, политической или духовной, а |

|общественная жизнь в целом, взятая во взаимосвязи с действием и |

|взаимодействием субъектов исторического развития. При этом понятие |

|«социальное» шире понятия «социальные отношения», поскольку включает в себя|

|кроме социальных отношений и социальную структуру, и социальные нормы, и |

|социальные институты и пр. |

|Социология изучает не всё и вся в обществе, а только социальное. Вместе с |

|тем и благодаря этому социология – наука о целостности общественного |

|организма, общественной жизни, общественных отношений. |

|Объект и предмет науки взаимосвязаны, но не тождественны: объект – это то, |

|на что направлен познавательный процесс (у социологии, психологии, |

|антропологии и др. общий объект – человек); предмет – характерные именно |

|для данной науки элементы и стороны в её объекте, их связи и отношения, и |

|выведенный на их основе соответствующий специфический ряд законов и |

|закономерностей. Таким образом, социология – наука об общих и специфических|

|соц. свойствах и закономерностях организации, функционирования и развития |

|общества, путях, формах и методах их реализации в действиях и |

|взаимодействиях людей, их общностей и общества в целом. |

|Различные направления и школы в социологии по-разному определяли и |

|определяют ее суть, выдвигая на первый план те или иные стороны этой науки.|

|Еще не достигнуто единство мнений по вопросу об определении предмета |

|социологии, нельзя не отметить, что особенно за последние десятилетия |

|наметилась общая тенденция к сближению позиций на основе их творческого |

|взаимообогащения. Социологическое знание имеет свою достаточно сложную, |

|многоуровневую структуру, обусловленную различием ракурсов и уровней |

|изучения соц. явлений и процессов. Социология, например, исследует эти |

|явления и на уровне общества в целом, и на уровне более или менее широких |

|соц. общностей или отдельных сфер общественной жизни и их взаимодействий, и|

|на уровне личности, межличностных взаимодействий. Это дает объективное |

|основание для подразделения социологии на след. составные части: |

|1.общая социология как макросоц. исследование, направленное на выяснение |

|общих закономерностей функционирования и развития социума как целого; |

|2.социология среднего уровня как исследования меньшей степени общности, |

|направленные на изучение закономерностей действия и взаимодействия |

|отдельных структурных частей соц. системы; |

|3.микросоциология, изучающая соц. явления и процессы сквозь призму действия|

|и взаимодействия отдельных людей, их поведения. |

|В зависимости от уровня получаемого знания социологические исследования |

|делятся на: |

|-- теоретические (решающее значение имеет глубокое обобщение накопленного |

|фактического материала в области соц. жизни); |

|-- эмпирические (в центре находится само накопление, сбор фактического |

|материала в указанной области и его первичная обработка, включая и |

|начальный уровень обобщения). |

|Эмпирическое и теоретическое – двуединые стороны целостного исследования |

|соц. явлений, постоянно взаимодействующие, дополняющие и взаимообогащающие |

|друг друга. |

|В зависимости от целей и задач, ставящихся перед социологическими |

|исследованиями различают |

|-- фундаментальную (исследования, направленные на построение и |

|совершенствование теории и методологии, на обогащение основ самой |

|социологической науки) и |

|-- прикладную (исследования, направленные на изучение практических вопросов|

|преобразования социальной жизни, на выработку практических рекомендаций в |

|этой области) социологию. |

|От социологических исследований следует отличать социальные исследования. |

|Второе шире первого. Социологические исследования составляют ядро более |

|широких соц. исследований как общечеловеческих исследований. Социальные |

|являются исследования, проводимые и в других общественных науках – в |

|экономической науке, политологии, правоведении и др. На уровне |

|эмпирических, конкретно-социальных исследований в других общественных |

|науках обнаруживается тесная связь и взаимодействие этих наук и социологии.|

| |

| |

|2. Взаимоотношение социологии с другими обществ. науками (история, |

|политология, правоведение и др.) |

|Социология развивается не изолированно, а в постоянной взаимосвязи с |

|другими общественными науками. Особенно важно рассмотреть соотношение и |

|взаимодействие социологии с социальной философией, историей, политологией, |

|экономической наукой и некоторыми другими общественными науками. |

|Социология и социальная философия. |

|Соотношение социологии и социальной философии определяется прежде всего |

|тем, что социология не является философской наукой и изучает поэтому законы|

|меньшей степени общности, нежели социальная философия. Их общей чертой |

|является рассмотрение общества в целом, в его системности, в качестве |

|такого интегрального образования, которое не сводится к простой сумме |

|входящих в него единиц. Но при всём при этом философия рассматривает |

|общество в более широком ракурсе, как специфическую часть всего мироздания,|

|а поэтому и описывает его с помощью предельно общих понятий, категорий, |

|философских законов, т.е. законов, действующих и в природе, и в обществе, и|

|в человеческом мышлении. |

|Но философскими законами (ZB., законами соотношения общественного бытия и |

|сознания, законами, характеризующими источник самодвижения общественной |

|жизни), отражающими специфику социальной формы движения реальной |

|действительности по сравнению с природой, не исчерпывается знание об |

|обществе, которому присущи и свои собственные, специфические социальные |

|связи и взаимодействия, черты, стороны, свойства, отражаемые законами |

|категориями, понятиями, не сводимыми лишь к специфическому проявлению |

|общефилософских законов, категорий, понятий в общественной жизни. Это и |

|изучает социология в отличие от социальной философии. |

|Поскольку знание законов и категорий более общего порядка всегда является |

|необходимым предварительным условием правильного подхода к изучению законов|

|и категорий менее общего порядка, постольку социальная философия выступает |

|как общетеоретическая и методологическая основа социологии. С другой |

|стороны, социология, давая конкретный анализ общественной жизни во всём её |

|сложном многообразии, способствует обогащению понятийного аппарата и |

|предметного содержания социальной философии, уточнению и конкретизации её |

|положений и выводов на основе расширения и углубления их связи с реальной |

|жизнью, практикой. |

|Особенно тесны взаимосвязь и даже взаимопроникновение социальной философии |

|и общетеоретической социологии, ибо многие положения и выводы первой |

|оказываются ограниченно включенными во вторую. Вместе с тем, отождествление|

|социологии с социальной философией способно стать серьёзным препятствием на|

|пути развития обеих наук, т.к. ведёт к неправомерной подмене проблематики |

|одной науки другой, а тем самым к резкому ослаблению внимания к разработке |

|собственной тематики каждой из них. |

|Социология и история. |

|Между социологией и историей немало общего. И та и другая науки изучают всё|

|общество, а не только какую-либо одну его часть или сторону. Обе эти науки |

|особое внимание уделяют субъективной стороне исторического процесса. Каждая|

|из этих наук так или иначе базирует своё знание на исследовании конкретных |

|фактов общественной жизни. |

|Но между этими науками и немало существенных различий, идущих по линии |

|прежде всего своеобразия их характера, природы. Их соотношение – это |

|соотношение теории общественного развития и его истории. История по своей |

|природе и сущности не может абстрагироваться от конкретно-хронологического |

|хода исторических событий, от чёткого и разностороннего отображения |

|конкретных явлений, событий, процессов общественной жизни во всей их |

|индивидуальности, неповторимости, своеобразии. В отличие от этого главное в|

|социологии как в «теоретической» науке – обобщение исторического опыта |

|прошлого и настоящего, выделение повторяющегося, типического, сущностного, |

|закономерного в данном ряду социальных явлений, событий, процессов. |

|Можно указать и на ряд других важных отличий социологии от истории. Если |

|история изучает все сферы, стороны, формы проявления общественной жизни, то|

|социология только «социальное» (т.е. касающееся в первую очередь поведения |

|людей в сфере себе подобных) в обществе, т.е. непосредственный объект |

|социологии эже объекта истории. Кроме того, историческая наука изучает не |

|только то, что свершилось и вошло в историю, в то время как социология |

|переносит центр тяжести своих изысканий на современность, включает в себя |

|как необходимый элемент социальное планирование и прогнозирование. |

|Взаимоотношение социологии и истории определяется прежде всего тем, что |

|социологические положения и выводы непосредственно опираются на обобщение |

|исторических фактов, исторического опыта. Поэтому развитие исторических |

|исследований – важное условие, предпосылка и фактор новых достижений в |

|социологии, недопущения в ней излишней абстрактности и отрыва от реальной |

|действительности. С другой стороны, расширение и углубление социологических|

|исследований позволяет историкам успешнее преодолевать |

|описательно-фактологический подход к отражению фактологического процесса, |

|глубже анализировать его и подниматься до широких и глубоких исторических |

|обобщений. Одним из проявлений углубления взаимосвязи социологии и истории |

|может служить возникновение социологии истории, призванной дать |

|социологический анализ исторического процесса. |

|Социология и политология. |

|Очень важно также определить правильное соотношение социологии и |

|политологии. Тесная взаимосвязь между ними определяется тем, что: |

|-- во-первых, социальные общности, организации и институты являются |

|важнейшими субъектами и объектами политики; |

|-- во-вторых, политическая деятельность представляет собой одну из основных|

|форм жизнедеятельности личности и её общностей, непосредственно влияющую на|

|социальные изменения в обществе;- |

|-- в-третьих, политика как очень широкое, сложное и многогранное явление |

|проявляется во всех сферах общественной жизни (экономическая политика, |

|социальная политика, культурная политика и т.д.) и во многом определяет |

|развитие общества в целом; |

|-- и, кроме того, особенно тесная связь и взаимовлияние социологии и |

|политологии находят своё выражение в появлении такой специальной |

|социологической теории, как социологическая политология. |

|Тем не менее это разные науки, одна из которых исследует социальную |

|реальность, жизнь общества, а другая – политическую действительность и |

|жизнь общества. Каждая из этих наук по-разному подходит к изучению даже |

|одних и тех же общественных явлений. |

|Поскольку закономерности политической жизни общества могут быть правильно |

|поняты лишь с позиции знания широких социально-философских закономерностей,|

|а также социологических законов, лежащих в основе развития общества как |

|целостной системы, постольку социальная философия и социология играют роль |

|общетеоретической и методологической основы по отношению к политологии. |

|Вместе с тем, политологические исследования обеспечивают накопление |

|теоретического и эмпирического материала, необходимого для относительно |

|более широких социальных обобщений. |

|Социология и специальные науки. |

|И, наконец, рассмотрим соотношение социологии и экономической, а также |

|некоторых других наук. Все они, в отличие от социологии изучают не общество|

|в целом, а лишь отдельную его часть. Так, экономическая теория |

|сосредотачивает свои усилия на исследовании материального производства, |

|экономической деятельности людей, изменения в которых сказываются на |

|социальных процессах. Поэтому социология не может не опираться на |

|экономическую теорию, не взаимодействовать с ней. С другой стороны, сами |

|экономические процессы все больше оказываются в зависимости от воздействия |

|социальных условий и факторов и их использования в производстве, |

|распределении, обмене и потреблении. И это также требует усиления |

|взаимодействия экономической и социологической наук. |

|В принципе то же самое можно сказать о соотношении социологии с другими |

|специальными общественными науками. |

| |

|3. Значение социологии и ее роль в общественной жизни. |

|Как и другие общественные науки, социология выполняет многообразные |

|функции, в которых проявляется ее предназначение и роль. В наиболее общем |

|виде эти функции можно подразделить на 3 основные: |

|-- теоретико-познавательную, |

|-- практически-политическую, |

|-- идейно-воспитательную. |

|Реализация теоретико-познавательной функции позволяет социологии расширить |

|и конкретизировать знание о сущности общества, его структуре, |

|закономерностях, основных направлениях и тенденциях, путях, формах и |

|механизмах его развития. Обогащение научного социолог. знания происходит |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.