реферат бесплатно, курсовые работы
 

Социум

|как на основе внутреннего совершенствования теоретической социологии, так и|

|в результате динамичного развития самого объектами познания этой науки – |

|соц. действительности. Только правильное и глубокое системное отражение |

|сущности и закономерностей развития соц. реальности позволяет социологии |

|выполнять и другие ее функции. |

|Практически-политическая функция социологии связана с тем, что эта наука не|

|ограничивается познанием соц. реальности. Опираясь на это, она вырабатывает|

|предложения и рекомендации для политики и практики, направленные на |

|совершенствование соц. жизни, на повышение эффективности управления соц. |

|процессами. Социология не только описывает соц. жизнь, ее проявления в |

|различных сферах и на разных уровнях. Но и дает оценку с позиций гуманизма,|

|общечеловеческих ценностей. И здесь обогащение и совершенствование теории |

|не самоцель, а необходимая предпосылка и условие рационализации и |

|оптимизации соц. жизни в интересах свободного и всестороннего развития |

|личности. В этом плане социология – одна из теоретических основ политики и |

|практики. Особенно большое значение имеют соц. предвидение, планирование и |

|прогнозирование как конкретные формы реализации практически-политической |

|функции социологии. Расширение и углубление действительного использования |

|результатов социологических исследований в выработке принципиальных основ |

|соц. политики и в практике управления общественными процессами – одна из |

|актуальнейших задач развития нашего общества и государства. |

|Идейно-воспитательная функция находит свое выражение в той роли, какую |

|играют социологические исследования и их результаты в воспитательной |

|работе. Сама по себе социология как наука, как объективное отражение соц. |

|действительности нейтральна по отношению к классам и другим соц. группам, к|

|их интересам и целям. Но сами эти классы, слои и группы обычно достаточно |

|широко используют социологические исследования для выражения и защиты |

|классовых и иных соц.-групповых интересов и целей, для обоснования своей |

|политики и оправдания своей практической деятельности. Нельзя допускать |

|крайностей, перекосов при определении соотношения объективно-научного и |

|идеологического в реальном социолог. исследовании. Сверхидеологизация |

|неизбежно приводит к грубым нарушениям принципов объективности и |

|правдивости изучения действительности, без чего нет и не может быть |

|подлинной науки, в том числе социологии. С другой стороны, полное отрицание|

|идеологического фактора в развитии социологии затрудняет понимание причин |

|разнообразия основных направлений в социологии, их сущности, истоков |

|столкновения и противоборства этих направлений. |

|В первые десятилетия XX века социологическая мысль в России поднялась на |

|достаточно высокий уровень развития (Петражицкий, Ковалевский, Сорокин). |

|Однако исторический путь этой науки у нас носил драматический характер. |

|Социологические исследования свертывались, а сама наука была позднее |

|объявлена "буржуазной". Социологические исследования проводились у нас |

|только в рамках других общественных наук. Реальное оживление социологии у |

|нас началось лишь в конце 80-х-начале 90-х годов. Но хотя за прошедшие годы|

|была проделана немалая работа, следует признать, что до преодоления |

|отставания социологии у нас еще далеко. |

|Необходимость изучения социологии определяется прежде всего возрастанием |

|роли и значения этой науки в современных условиях. Это обусловлено рядом |

|обстоятельств: |

|1)важные и быстрые социально-политические изменения происходят не только у |

|нас в стране, но и во многих странах за рубежом; |

|2)современный этап развития общества свидетельствует о возрастании роли и |

|значения соц. факторов и соц. сферы общественной жизни; |

|3)одна из главных и сложных задач прогрессивного развития нашего и многих |

|других обществ - формирование гражданского общества. |

|Все это выдвигает на первый план изучение соц. статуса личности, соц. |

|общностей и общества в целом, что непосредственно входит в качестве |

|главного в предмет социологии. |

|Социологическое знание все больше проникает в различные слои населения, |

|чему способствует систематическое изучение соответствующих проблем как в |

|средней, так и в высшей школе. Также велика роль социологии в выработке |

|научно обоснованной социальной политики. Методы исследования, выработанные |

|социологией, все шире и успешнее используются в других общественных науках.|

| |

| |

|4. Главные социологические парадигмы |

|Все науки основываются на разных системах по степени "открытости", т.е. |

|способности включать в себя одну, две или несколько общепризнанных теорий. |

|С момента своего возникновения социология основывалась на нескольких |

|теориях, а к настоящему времени их значение значительно возросло. |

|Социологическая парадигма – это совокупность основных положений и |

|принципов, лежащих в основе той или иной теории, обладающая специфическим |

|категориальным аппаратом и признающаяся группой ученых. Иногда под |

|парадигмой понимаются крупные теории, группы теорий или метатеории. |

|Каждая парадигма достаточно своеобразна и избирательна в плане оценки |

|факторов общественного развития, анализа поведения людей, приоритетности |

|рассмотрения тех или иных сторон общества. Именно поэтому ни одна из |

|парадигм не дает всеобъемлющий анализ общества, хотя и вносит свой |

|конкретный частичный вклад в его рассмотрение. Все социологические |

|парадигмы по характеру принципиальных методологических подходов к анализу |

|общества можно разделить на 3 большие группы: |

|-- структурные парадигмы - рассматривают организацию, функционирование и |

|развитие общества как единого целого и на макроуровне (функционализм, |

|конфликтные парадигмы); |

|-- интерпретивные парадигмы - делают акцент на изучении и интерпретации |

|человеческого поведения на микроуровне (парадигма соц. действия, |

|символический интеракционизм, феноменология, этнометодология); |

|-- интегральные и объединительные парадигмы - выражают взаимосвязь соц. |

|структур и деятельных соц. агентов (интергральная парадигма П.Сорокина, |

|структурация А.Гидденса, структуралистский конструктивизм П.Бурдье, |

|структурно-деятельностная социология П.Штомпки). |

| |

|5. О. Конт как основатель социологии (1798-1857) |

|В истории социологии французский ученый Огюст Конт известен прежде всего |

|как родоначальник позитивистской философии и позитивистской социологии, |

|направленных на освобождение науки от умозрительной философии (метафизики) |

|и теологии. Основные его труды: |

|-- «Курс позитивной философии» (6 томов), |

|-- «Система позитивной политики, или социологический трактат об основах |

|религии человечества» (4 тома). |

|Значение социологии Конта определяется прежде всего тем, что на основе |

|синтеза достижений обществознания того периода вопреки господствовавшим в |

|то время спекулятивно-умозрительным философским подходам и теологическим |

|взглядам он впервые: |

|-- обосновал необходимость научного подхода к изучению общества и |

|возможность познания законов его развития, |

|-- определил социологию (взаимодействие индивидов с себе подобными) как |

|особую науку, опирающуюся на наблюдения (социолог должен наблюдать за |

|состоянием общественных идей и мнений как социального явления, оставаясь |

|беспристрастным), |

|-- поставил вопрос о проведении эмпирических исследований в данной науке, |

|-- обосновал закономерный характер развития истории, общие контуры |

|социальной структуры и ряда важнейших институтов общества. |

|Социологию Конт разделил на 2 основные части – соц. статистику и соц. |

|динамику. Первая - анатомия общества, теория общественного порядка, |

|наилучшей организации общества, достижения соц. гармонии. Вторая – |

|позитивная теория общественного развития. Анатомируя общество Конт особо |

|выделил такие его элементы и институты, как семья, государство и религия. |

|В рамках соц. динамики О.Конт обосновал 2 закона: |

|1)Закон "трех стадий": выделенным 3 ступеням умственного развития |

|человечества – теологической, метафизической и позитивной, соответствуют |

|три стадии исторического развития. Первая охватывает древность и |

|средневековье до 13 в. Господство религиозного мировоззрения, |

|военно-авторитарных политических режимов. Вторая охватывает 14-18 вв, для |

|которой характерна смена общественных порядков. Породило анархию, |

|революцию, демократию. Третья – с 19 в. - вместе с утверждением позитивного|

|сознания начинается расцвет промышленности, науки. |

|2)Закон "двойной эволюции": все факторы общественного развития |

|подразделяются на 2 группы: первичные (духовные, умственные) и вторичные |

|(климат, раса) при безусловном приоритете первых. |

| |

|6. Социологические взгляды Г. Спенсера |

|Английский исследователь Герберт Спенсер (1820-1903) – продолжатель |

|контовской, позитивистской линии в философии и социологии, основатель |

|органической школы в социологии, сделавший во второй половине 19 в. новый |

|крупный шаг вперед на пути становления социологии как самостоятельной |

|науки, особенно в области системного и структурно-функционального подхода к|

|изучению общества. Его главный труд «Основания социологии» (1896) содержал |

|идеи и принципы, надолго пережившие их автора и очень часто заимствованные |

|многими крупнейшими социологами 20 столетия. |

|В основе соц. взглядов Спенсера лежали 2 исходных положения, тесно |

|связанных с дарвинским учением: |

|1)Понимание общества как соц. организма, подобного биологическому организму|

|и подчиняющегося тем же самым законам организации, функционирования и |

|развития. |

|2)Учение о всеобщей эволюции, согласно которому любое явление |

|неорганического, органического и надорганического мира представляет собой |

|часть общего процесса эволюции, поскольку существует только одна эволюция, |

|совершающаяся одинаковым образом повсюду. |

|Проводя постоянную аналогию между биологическими и соц. организмами, |

|Спенсер выделяет такие общие их черты, как рост и усложнение структуры, |

|дифференциация функций и усиление их взаимодействия со структурой. |

|Взаимоотношения между общественными структурами подобны взаимодействию |

|органов живого организма. Между тем общество – сверхорганизм, т.к. в нем |

|индивид меньше зависит от соц. целого и общество как целое, состоящее из |

|отдельных индивидов, служит благу своих членов. Главное для Спенсера – |

|непосредственное изучение не общества как целого, а личности и других его |

|структурных элементов, их черт и взаимодействий. Его социологические |

|взгляды рассматриваются как пример индивидуалистического подхода к изучению|

|общества и его эволюции. Натуралистические идеи Спенсера неотделимы от его |

|эволюционизма в социологии. |

|Предмет социологии – изучение роста, развития, строения и отправления |

|общественного агрегата. Эволюция – источник любого природного и |

|общественного явления, в основе – проявление и взаимодействие двух |

|противоположных процессов: интеграции и дезинтеграции, т.к. эволюция – |

|интеграция вещества и рассеяние движения. |

|Соц. эволюция выступает как автоматический в общем и целом предопределенный|

|процесс чередования развития и разложения определенных обществ. В |

|соответствии с этим Спенсер классифицировал общества по степени их |

|сложности, а соц. прогресс видел в последовательном подъеме на все более |

|усложненные ступени организации общества. В этой связи он подразделял |

|общества на: |

|-- простые, |

|-- сложные, |

|-- вдвойне, |

|-- втройне сложные, |

|исходя из того, что, чем более развито общество, тем оно сложнее, т.е. |

|более дифференцировано в структурном и функциональном отношениях. |

|Другая классификация общества связана с разграничением их общественной |

|организации в зависимости от характера господствующей в ней деятельности. |

|Спенсер различал: |

|-- воинственные и |

|-- индустриальные типы обществ. |

|В первых общественная организация основана на жесткой иерархической |

|структуре, разветвленном аппарате, высокой централизации, индивид реально |

|лишен свободы, растворен в обществе. Во вторых – преследуются |

|преимущественно не внешние, а внутренние мирные цели, главной задачей |

|государства выступает воспитание членов общества, а на смену насилию и |

|принуждению приходят убеждение и право. Переход от первого ко второму |

|обществу происходит в результате нормальной соц. эволюции. Спенсер выступил|

|против революционных общественных перемен, был сторонником общественного |

|развития, сохранения существующей общественной системы как естественного |

|состояния общества, вытекающего из закона эволюции природы и общества. Он |

|был противником принципов социализма, считая ненужным устранение |

|конкуренции, неравенства. |

|Заслуга Спенсера в социологии состоит прежде всего в том, что ему впервые |

|удалось развернуто и глубоко для своего времени разработать системный |

|подход применительно к обществу и соединить его с эволюционизмом. Он первый|

|использовал такие важнейшие категории социологии, как соц. система, соц. |

|структура, соц. функция, соц. институт, соц. контроль. Выдвинув на первый |

|план изучение структуры общества и функций ее элементов, Спенсер заложил |

|основы структурно-функционального направления в социологии, получившего |

|позднее широкое распространение и влияние (Парсон, Мертон). |

|Историческая ограниченность учения Спенсера проявилась прежде всего в его |

|биологизме, механизме и эволюционизме. Их недостаточность и ограниченность |

|обнаружилась уже к концу 19 в., что вызвало критику его взглядов как со |

|стороны естествоиспытателей, так и философов, обществоведов и социологов. |

| |

|7. Значение социологии марксизма и ее ограниченность |

|Основоположники марксистской парадигмы – Карл Маркс (1818 –1883) и Фридрих |

|Энгельс (1820–1895). Они создали социологическое учение на базе |

|диалектико-материалистического понимания истории. Концепция Маркса |

|основывается на таком представлении о развитии общества, которое |

|предполагает последовательное поэтапное его восхождение от низшей ступени к|

|высшей, от одной формации к другой. Чтобы объяснить причину таких |

|изменений, Маркс создал и подробно разработал теорию материалистического |

|понимания истории, развития общества, в основе которой лежит постулат: |

|общественное бытие определяет общественное сознание, имеет первенство и |

|решающее значение во взаимодействии этих двух сторон в историческом |

|процессе. |

|Основные труды: |

|-- «Капитал», |

|-- «Немецкая идеология», |

|-- «Манифест Коммунистической партии». |

|Маркс и Энгельс внесли важный вклад в обогащение и развитие социологической|

|мысли – это нашло свое выражение в следующих аспектах: |

|1)Полное и глубокое понимание и изучение общества как социальной системы. |

|Системный подход марксизма проявляется в связи с разработкой центральной |

|категории «общественная формация», как соц. системы, включающей ряд |

|подсистем. Именно способ производства является системообразующим |

|компонентом соц. системы, определяет качественную характеристику данной |

|формации и ее отличия от них. Марксом был проведен углубленный анализ |

|взаимодействия взаимосвязи и взаимодействия этой подсистемы с другими. |

|2)Выдвинули фундаментальное положение социологической науки о том, что соц.|

|знание должно опираться на изучение самой соц. реальности, а не только тех |

|идей и представлений, которые ее отражают. |

|3)Обогатили теорию соц. развития. Их понимание соц. истории как |

|естественно-исторического процесса, основанного на последовательной и |

|закономерной смене общественных формаций – первобытно-общинной, |

|рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической - |

|представляло собой крупный шаг в развитии соц. философии и социологической |

|мысли. |

|4)Являются одними из основателей конфликтологического направления в |

|социологии. Социальные противоречия и конфликты для них – это не временное |

|и локальное, а постоянное и повсеместное состояние общественной жизни. Они |

|пронизывают все и общество в целом, и его отдельные сферы, уровни и |

|структурные элементы. В соц. сфере – борьба классов, в экономике – между |

|производительными силами и производственными отношениями. Конфликты – |

|источник соц. развития, двигатель истории, должен постоянно поддерживаться.|

| |

|5)Одна из первых попыток создания теории стратификации – сделали вывод об |

|историческом характере классов, которых не было в древности и не будет в |

|будущем, в условиях коммунизма. Особое внимание уделяли выделению в |

|социально-классовой структуре общества основных и ведущих классов, |

|применительно к современному периоду – пролетариат и буржуазия, антагонизм |

|между которыми составлял основное содержание социальной жизни. Маркс и |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.