| |||||
МЕНЮ
| Социум|как на основе внутреннего совершенствования теоретической социологии, так и| |в результате динамичного развития самого объектами познания этой науки – | |соц. действительности. Только правильное и глубокое системное отражение | |сущности и закономерностей развития соц. реальности позволяет социологии | |выполнять и другие ее функции. | |Практически-политическая функция социологии связана с тем, что эта наука не| |ограничивается познанием соц. реальности. Опираясь на это, она вырабатывает| |предложения и рекомендации для политики и практики, направленные на | |совершенствование соц. жизни, на повышение эффективности управления соц. | |процессами. Социология не только описывает соц. жизнь, ее проявления в | |различных сферах и на разных уровнях. Но и дает оценку с позиций гуманизма,| |общечеловеческих ценностей. И здесь обогащение и совершенствование теории | |не самоцель, а необходимая предпосылка и условие рационализации и | |оптимизации соц. жизни в интересах свободного и всестороннего развития | |личности. В этом плане социология – одна из теоретических основ политики и | |практики. Особенно большое значение имеют соц. предвидение, планирование и | |прогнозирование как конкретные формы реализации практически-политической | |функции социологии. Расширение и углубление действительного использования | |результатов социологических исследований в выработке принципиальных основ | |соц. политики и в практике управления общественными процессами – одна из | |актуальнейших задач развития нашего общества и государства. | |Идейно-воспитательная функция находит свое выражение в той роли, какую | |играют социологические исследования и их результаты в воспитательной | |работе. Сама по себе социология как наука, как объективное отражение соц. | |действительности нейтральна по отношению к классам и другим соц. группам, к| |их интересам и целям. Но сами эти классы, слои и группы обычно достаточно | |широко используют социологические исследования для выражения и защиты | |классовых и иных соц.-групповых интересов и целей, для обоснования своей | |политики и оправдания своей практической деятельности. Нельзя допускать | |крайностей, перекосов при определении соотношения объективно-научного и | |идеологического в реальном социолог. исследовании. Сверхидеологизация | |неизбежно приводит к грубым нарушениям принципов объективности и | |правдивости изучения действительности, без чего нет и не может быть | |подлинной науки, в том числе социологии. С другой стороны, полное отрицание| |идеологического фактора в развитии социологии затрудняет понимание причин | |разнообразия основных направлений в социологии, их сущности, истоков | |столкновения и противоборства этих направлений. | |В первые десятилетия XX века социологическая мысль в России поднялась на | |достаточно высокий уровень развития (Петражицкий, Ковалевский, Сорокин). | |Однако исторический путь этой науки у нас носил драматический характер. | |Социологические исследования свертывались, а сама наука была позднее | |объявлена "буржуазной". Социологические исследования проводились у нас | |только в рамках других общественных наук. Реальное оживление социологии у | |нас началось лишь в конце 80-х-начале 90-х годов. Но хотя за прошедшие годы| |была проделана немалая работа, следует признать, что до преодоления | |отставания социологии у нас еще далеко. | |Необходимость изучения социологии определяется прежде всего возрастанием | |роли и значения этой науки в современных условиях. Это обусловлено рядом | |обстоятельств: | |1)важные и быстрые социально-политические изменения происходят не только у | |нас в стране, но и во многих странах за рубежом; | |2)современный этап развития общества свидетельствует о возрастании роли и | |значения соц. факторов и соц. сферы общественной жизни; | |3)одна из главных и сложных задач прогрессивного развития нашего и многих | |других обществ - формирование гражданского общества. | |Все это выдвигает на первый план изучение соц. статуса личности, соц. | |общностей и общества в целом, что непосредственно входит в качестве | |главного в предмет социологии. | |Социологическое знание все больше проникает в различные слои населения, | |чему способствует систематическое изучение соответствующих проблем как в | |средней, так и в высшей школе. Также велика роль социологии в выработке | |научно обоснованной социальной политики. Методы исследования, выработанные | |социологией, все шире и успешнее используются в других общественных науках.| | | | | |4. Главные социологические парадигмы | |Все науки основываются на разных системах по степени "открытости", т.е. | |способности включать в себя одну, две или несколько общепризнанных теорий. | |С момента своего возникновения социология основывалась на нескольких | |теориях, а к настоящему времени их значение значительно возросло. | |Социологическая парадигма – это совокупность основных положений и | |принципов, лежащих в основе той или иной теории, обладающая специфическим | |категориальным аппаратом и признающаяся группой ученых. Иногда под | |парадигмой понимаются крупные теории, группы теорий или метатеории. | |Каждая парадигма достаточно своеобразна и избирательна в плане оценки | |факторов общественного развития, анализа поведения людей, приоритетности | |рассмотрения тех или иных сторон общества. Именно поэтому ни одна из | |парадигм не дает всеобъемлющий анализ общества, хотя и вносит свой | |конкретный частичный вклад в его рассмотрение. Все социологические | |парадигмы по характеру принципиальных методологических подходов к анализу | |общества можно разделить на 3 большие группы: | |-- структурные парадигмы - рассматривают организацию, функционирование и | |развитие общества как единого целого и на макроуровне (функционализм, | |конфликтные парадигмы); | |-- интерпретивные парадигмы - делают акцент на изучении и интерпретации | |человеческого поведения на микроуровне (парадигма соц. действия, | |символический интеракционизм, феноменология, этнометодология); | |-- интегральные и объединительные парадигмы - выражают взаимосвязь соц. | |структур и деятельных соц. агентов (интергральная парадигма П.Сорокина, | |структурация А.Гидденса, структуралистский конструктивизм П.Бурдье, | |структурно-деятельностная социология П.Штомпки). | | | |5. О. Конт как основатель социологии (1798-1857) | |В истории социологии французский ученый Огюст Конт известен прежде всего | |как родоначальник позитивистской философии и позитивистской социологии, | |направленных на освобождение науки от умозрительной философии (метафизики) | |и теологии. Основные его труды: | |-- «Курс позитивной философии» (6 томов), | |-- «Система позитивной политики, или социологический трактат об основах | |религии человечества» (4 тома). | |Значение социологии Конта определяется прежде всего тем, что на основе | |синтеза достижений обществознания того периода вопреки господствовавшим в | |то время спекулятивно-умозрительным философским подходам и теологическим | |взглядам он впервые: | |-- обосновал необходимость научного подхода к изучению общества и | |возможность познания законов его развития, | |-- определил социологию (взаимодействие индивидов с себе подобными) как | |особую науку, опирающуюся на наблюдения (социолог должен наблюдать за | |состоянием общественных идей и мнений как социального явления, оставаясь | |беспристрастным), | |-- поставил вопрос о проведении эмпирических исследований в данной науке, | |-- обосновал закономерный характер развития истории, общие контуры | |социальной структуры и ряда важнейших институтов общества. | |Социологию Конт разделил на 2 основные части – соц. статистику и соц. | |динамику. Первая - анатомия общества, теория общественного порядка, | |наилучшей организации общества, достижения соц. гармонии. Вторая – | |позитивная теория общественного развития. Анатомируя общество Конт особо | |выделил такие его элементы и институты, как семья, государство и религия. | |В рамках соц. динамики О.Конт обосновал 2 закона: | |1)Закон "трех стадий": выделенным 3 ступеням умственного развития | |человечества – теологической, метафизической и позитивной, соответствуют | |три стадии исторического развития. Первая охватывает древность и | |средневековье до 13 в. Господство религиозного мировоззрения, | |военно-авторитарных политических режимов. Вторая охватывает 14-18 вв, для | |которой характерна смена общественных порядков. Породило анархию, | |революцию, демократию. Третья – с 19 в. - вместе с утверждением позитивного| |сознания начинается расцвет промышленности, науки. | |2)Закон "двойной эволюции": все факторы общественного развития | |подразделяются на 2 группы: первичные (духовные, умственные) и вторичные | |(климат, раса) при безусловном приоритете первых. | | | |6. Социологические взгляды Г. Спенсера | |Английский исследователь Герберт Спенсер (1820-1903) – продолжатель | |контовской, позитивистской линии в философии и социологии, основатель | |органической школы в социологии, сделавший во второй половине 19 в. новый | |крупный шаг вперед на пути становления социологии как самостоятельной | |науки, особенно в области системного и структурно-функционального подхода к| |изучению общества. Его главный труд «Основания социологии» (1896) содержал | |идеи и принципы, надолго пережившие их автора и очень часто заимствованные | |многими крупнейшими социологами 20 столетия. | |В основе соц. взглядов Спенсера лежали 2 исходных положения, тесно | |связанных с дарвинским учением: | |1)Понимание общества как соц. организма, подобного биологическому организму| |и подчиняющегося тем же самым законам организации, функционирования и | |развития. | |2)Учение о всеобщей эволюции, согласно которому любое явление | |неорганического, органического и надорганического мира представляет собой | |часть общего процесса эволюции, поскольку существует только одна эволюция, | |совершающаяся одинаковым образом повсюду. | |Проводя постоянную аналогию между биологическими и соц. организмами, | |Спенсер выделяет такие общие их черты, как рост и усложнение структуры, | |дифференциация функций и усиление их взаимодействия со структурой. | |Взаимоотношения между общественными структурами подобны взаимодействию | |органов живого организма. Между тем общество – сверхорганизм, т.к. в нем | |индивид меньше зависит от соц. целого и общество как целое, состоящее из | |отдельных индивидов, служит благу своих членов. Главное для Спенсера – | |непосредственное изучение не общества как целого, а личности и других его | |структурных элементов, их черт и взаимодействий. Его социологические | |взгляды рассматриваются как пример индивидуалистического подхода к изучению| |общества и его эволюции. Натуралистические идеи Спенсера неотделимы от его | |эволюционизма в социологии. | |Предмет социологии – изучение роста, развития, строения и отправления | |общественного агрегата. Эволюция – источник любого природного и | |общественного явления, в основе – проявление и взаимодействие двух | |противоположных процессов: интеграции и дезинтеграции, т.к. эволюция – | |интеграция вещества и рассеяние движения. | |Соц. эволюция выступает как автоматический в общем и целом предопределенный| |процесс чередования развития и разложения определенных обществ. В | |соответствии с этим Спенсер классифицировал общества по степени их | |сложности, а соц. прогресс видел в последовательном подъеме на все более | |усложненные ступени организации общества. В этой связи он подразделял | |общества на: | |-- простые, | |-- сложные, | |-- вдвойне, | |-- втройне сложные, | |исходя из того, что, чем более развито общество, тем оно сложнее, т.е. | |более дифференцировано в структурном и функциональном отношениях. | |Другая классификация общества связана с разграничением их общественной | |организации в зависимости от характера господствующей в ней деятельности. | |Спенсер различал: | |-- воинственные и | |-- индустриальные типы обществ. | |В первых общественная организация основана на жесткой иерархической | |структуре, разветвленном аппарате, высокой централизации, индивид реально | |лишен свободы, растворен в обществе. Во вторых – преследуются | |преимущественно не внешние, а внутренние мирные цели, главной задачей | |государства выступает воспитание членов общества, а на смену насилию и | |принуждению приходят убеждение и право. Переход от первого ко второму | |обществу происходит в результате нормальной соц. эволюции. Спенсер выступил| |против революционных общественных перемен, был сторонником общественного | |развития, сохранения существующей общественной системы как естественного | |состояния общества, вытекающего из закона эволюции природы и общества. Он | |был противником принципов социализма, считая ненужным устранение | |конкуренции, неравенства. | |Заслуга Спенсера в социологии состоит прежде всего в том, что ему впервые | |удалось развернуто и глубоко для своего времени разработать системный | |подход применительно к обществу и соединить его с эволюционизмом. Он первый| |использовал такие важнейшие категории социологии, как соц. система, соц. | |структура, соц. функция, соц. институт, соц. контроль. Выдвинув на первый | |план изучение структуры общества и функций ее элементов, Спенсер заложил | |основы структурно-функционального направления в социологии, получившего | |позднее широкое распространение и влияние (Парсон, Мертон). | |Историческая ограниченность учения Спенсера проявилась прежде всего в его | |биологизме, механизме и эволюционизме. Их недостаточность и ограниченность | |обнаружилась уже к концу 19 в., что вызвало критику его взглядов как со | |стороны естествоиспытателей, так и философов, обществоведов и социологов. | | | |7. Значение социологии марксизма и ее ограниченность | |Основоположники марксистской парадигмы – Карл Маркс (1818 –1883) и Фридрих | |Энгельс (1820–1895). Они создали социологическое учение на базе | |диалектико-материалистического понимания истории. Концепция Маркса | |основывается на таком представлении о развитии общества, которое | |предполагает последовательное поэтапное его восхождение от низшей ступени к| |высшей, от одной формации к другой. Чтобы объяснить причину таких | |изменений, Маркс создал и подробно разработал теорию материалистического | |понимания истории, развития общества, в основе которой лежит постулат: | |общественное бытие определяет общественное сознание, имеет первенство и | |решающее значение во взаимодействии этих двух сторон в историческом | |процессе. | |Основные труды: | |-- «Капитал», | |-- «Немецкая идеология», | |-- «Манифест Коммунистической партии». | |Маркс и Энгельс внесли важный вклад в обогащение и развитие социологической| |мысли – это нашло свое выражение в следующих аспектах: | |1)Полное и глубокое понимание и изучение общества как социальной системы. | |Системный подход марксизма проявляется в связи с разработкой центральной | |категории «общественная формация», как соц. системы, включающей ряд | |подсистем. Именно способ производства является системообразующим | |компонентом соц. системы, определяет качественную характеристику данной | |формации и ее отличия от них. Марксом был проведен углубленный анализ | |взаимодействия взаимосвязи и взаимодействия этой подсистемы с другими. | |2)Выдвинули фундаментальное положение социологической науки о том, что соц.| |знание должно опираться на изучение самой соц. реальности, а не только тех | |идей и представлений, которые ее отражают. | |3)Обогатили теорию соц. развития. Их понимание соц. истории как | |естественно-исторического процесса, основанного на последовательной и | |закономерной смене общественных формаций – первобытно-общинной, | |рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической - | |представляло собой крупный шаг в развитии соц. философии и социологической | |мысли. | |4)Являются одними из основателей конфликтологического направления в | |социологии. Социальные противоречия и конфликты для них – это не временное | |и локальное, а постоянное и повсеместное состояние общественной жизни. Они | |пронизывают все и общество в целом, и его отдельные сферы, уровни и | |структурные элементы. В соц. сфере – борьба классов, в экономике – между | |производительными силами и производственными отношениями. Конфликты – | |источник соц. развития, двигатель истории, должен постоянно поддерживаться.| | | |5)Одна из первых попыток создания теории стратификации – сделали вывод об | |историческом характере классов, которых не было в древности и не будет в | |будущем, в условиях коммунизма. Особое внимание уделяли выделению в | |социально-классовой структуре общества основных и ведущих классов, | |применительно к современному периоду – пролетариат и буржуазия, антагонизм | |между которыми составлял основное содержание социальной жизни. Маркс и | Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|